УДК 339.543.2
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ХЛАДАГЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ)
Афонин Д.Н., Кудряшова Е.С.
Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии
LEGAL BASIS FOR CUSTOMS CONTROL OF REFRIGERANTS
IN THE RUSSIAN FEDERATION (REVIEW OF LEGISLATIVE ACTS)
Afonin D.N., Kudryashova E.S.
St. Petersburg branch of Russian customs Academy
Аннотация
В статье освещены актуальные вопросы осуществления таможенного контроля озо-норазрушающих веществ в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС, подведомственную Российской Федерации.
Ключевые слова: таможенный контроль, хладагенты, озоноразрушающие вещества, технические средства таможенного контроля.
Abstract
The article highlights the actual issues of customs control of ozone-depleting substances at the checkpoints across the customs border of the EAPS subordinate to the Russian Federation.
Keywords: customs control, refrigerants, ozone-depleting substances, technical means of customs control.
В 1974 году химиками Марио Молина (Mario Molina) и Фрэнк Шервуд Роланд (Frank Sherwood Rowland) было предложено, что долгоживущие галогеносодержа-щие соединения, такие, как хпорфторугле-роды (ХФУ), которые повсюду использовались в то время, попадая в атмосферу, могут разрушать стратосферный озон [1]. Раннее подобную гипотезу, которая касалась закиси азота предложил голландский физик Пол Крутцен (Paul Crutzen).
Вместе с тем были собраны данные, в соответствии с которыми, поступающее количество ультрафиолетового излучения на Землю существенно в сравнении с 1925 годом. К тому времени вред ультрафиолета, оказывающий на живые организмы, уже был хорошо исследован. Было установлено, что повышение интенсивности УФ-из-лучения:
- усложняет процесс фотосинтеза у растений и в следствии чего снижается урожайность сельскохозяйственных культур;
- от ультрафиолета погибает фитопланктон, являющейся кормовой базой для обитателей Мирового океана;
-оказывает отрицательное влияние интенсивность ультрафиолетового излучения на человека - понижается устойчивость организма к болезням, происходят изменения в структуре, а также пигментации кожи, повышается количество болезней глаз, онкологических заболеваний, нарушение структуры ДНК.
Первыми соглашениями в сфере экологии стали Международные озоновые соглашения (Венская конвенция 1985 года [2] и Монреальский протокол [3] к ней), которые были посвящены решению долгосрочных отложенных проблем. Одна страна или даже группа стран были не в состоянии решить задачу предотвращения истощения озонового слоя. Это и обусловило участие большинства наций в устранении этой общей хпоугрозы.
Венская конвенция об охране озонового слоя имеет ограниченный характер и не обязывает сокращать производство и потребление озоноразрушающих веществ, подписавших ее Сторон. Во время обсуждения о ее заключении Стороны рассмотрели возможность принятия в последующем про-
БИТ 2017 Том 1 №4
токола, который предполагал бы определенные целевые показатели по снижению оборота озоноразрушающих веществ, однако к соглашению по данному вопросу не пришли. Соответствующий Протокол был подписан только 16 сентября 1987 года.
Государство должно являться Стороной Венской конвенции для того, чтобы стать Стороной Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. В итоге, Венская конвенция и Монреальский протокол создали прецедент в международных отношениях и в дальнейшем практику последовательного заключения рамочного соглашения, а затем - одного или нескольких протоколов к нему.
22 марта 1985 года от имени СССР была подписана Венская конвенция, а принята 18 июня 1986 [4]. К сегодняшнему дню 197 стран подписали данную конвенцию.
В Монреале 16 сентября 1987 года Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, подписан делегатами 46 стран. К тому времени роль и хлора, и брома во влиянии на стратосферный озон была доказана. В связи с тем, в приложения к Протоколу были включены хпорфторуглероды (ХФУ) и бромосодержа-щие талоны, подлежащие упорядочиванию его Сторонами с помощью обязательств по ограничению потребления, производства, импорта и экспорта. Статьей 5 Монреальского протокола Отдельной статьей Монреальского протокола (ст.5) указано особое положение развивающихся стран (уровень озоноразрушающих веществ не превышает 0,3 кг на душу населения при ежегодном потреблении), заключающееся в 10-летней отсрочки по выполнению обязательств в сравнении с другими странами.
В 1987 году Монреальским протоколом было предусмотрено замораживание производства пяти самых применяемых хлорфторуглеродов и талонов на уровне 1986 года, и последующее сокращение производства на 20% к 1993 году и на 30% - к 1998 году. Для предоставления помощи развивающимся странам предлагалось введение ограничений как на экспорт, так и на импорт озоноразрушающих веществ, а также перевод промышленности на озоно-безопасные вещества и технологии. Монреальским протоколом была предусмотрена реализация мер по содействию значительному снижению объемов мирового производства озоноразрушающих веществ. Данные меры предоставляли возможность
и время промышленности для разработки и внедрения технически и экономически доступных альтернатив.
Последующие поправки и корректировки расширили перечень контролируемых веществ, установили сроки прекращения их производства и потребления, как и меры по ограничению экспорта и импорта в Монреальском протоколе.
Сторонами Монреальского протокола являются 197 стран.
Бывшим Советским Союзом текст был предварительно принят, а подписан 29 декабря 1987. Утвержден Монреальский протокол 10 ноября 1988 [5]. Российская Федерация является Стороной Монреальского протокола с 31 декабря 1991.
Статья 2 Монреальского протокола предусматривает меры регулирования и график постепенного прекращения производства и потребления озоноразрушающих веществ.
В статье 4 рассматривается контроль торговли озоноразрушающих веществ. Такие меры предполагают, как поощрение стран, присоединившихся к Монреальскому протоколу, так и предотвращение передачи, произведенных озоноразрушающих веществ странам, которые не являются Сторонами Монреальского протокола.
Специальный статус развивающихся стран определен статьей 5. Монреальский протокол предусматривает особый режим для развивающихся стран. В целях «удовлетворения своих основных внутренних потребностей», развивающиеся страны с уровнем потребления озоноразрушающих веществ ниже установленного предела, в соответствии с этой статьей, имеют право отсрочить на 10 лет соблюдение мер регулирования, предусмотренных в Статье 2.
Статья 6 контролирует пересмотр мер регулирования не реже одного раза в 4 года, опираясь на исследования и оценки самой последней информации о научных, экологических, технических и экономических аспектах разрушения озонового слоя. Схожие научные оценки являлись основанием для внесения поправок и корректировок к Монреальскому протоколу.
Статья 7 предполагает представление в Секретариат по озону статистических данных о производстве, импорте и экспорте каждого из регулируемых веществ один раз в год. На базе этих данных принимаются соответствующие меры по регулированию озоноразрушающих веществ, создаются
стратегии последовательного сокращения производства и применения их, а также обеспечивается необходимая и финансовая помощь для выполнения Монреальского протокола.
Статья 8 регулирует процедуру, касающуюся несоблюдения Монреальского протокола. Данная процедура включает принятие мер в отношении Сторон, не соблюдающих положения протокола, включающего требования о предоставлении данных, мер регулирования и положения о торговли. На основании этой процедуры был создан Комитет, в котором рассматриваются обстоятельства случаев возможного несоблюдения. Данный Комитет на совещаниях Сторон представляет информацию о случаях несоблюдения Монреальского протокола и рекомендует принятие соответствующих санкций, таких как:
- оказание технической или финансовой помощи;
-вынесение предупреждений;
- приостановление статуса Стороны Монреальского протокола1.
В Статье 10 рассмотрена передача технологий. Данная технология предусматривает принятие Сторон всех возможных мер для осуществления передачи развивающимся странам лучших из имеющихся экологически безопасных заменителей, которые связаны с технологией на справедливых и наиболее благоприятных условиях. Также статья регулирует механизм финансирования для содействия передаче заменителей и связанных с ними технологий.
Данный механизм включает Многосторонний фонд Монреальского протокола, а также другие формы многостороннего, регионального и двустороннего сотрудничества. Из средств Многостороннего фонда Монреальского Протокола развивающимися странами погашаются «дополнительно согласованные расходы», которые действуют на основании пункта 1 Статьи 5, касающейся соблюдения мер регулирования, предусмотренных Монреальским протоколом.
Первая редакция протокола была принята 16 сентября 1987 и вступила в силу 1 января 1989.
Протокол предусматривает положение о корректировках, которое позволяет Сторонам эффективно реагировать на новые научные данные и корректировать график вывода веществ, включенных в него. Корректировки автоматически распространяются на все страны, принявшие Протокол. После принятия в Протокол вносились изменения пять раз: на втором, четвертом,девятом, одиннадцатом и девятнадцатом заседании Сторон.
Также протокол предполагает поправки, служащие внесению в сферу его действия новых веществ и созданию финансового механизма, который содействует в выполнении развивающимися странами Протокола. За время действия Протокола были приняты поправки: Лондонская, Копенгагенская, Монреальская и Пекинская. Основное отличие поправок от корректировок, заключается в их ратификации.
Следует отметить, что помимо корректировок и поправок существует решения по реализации Протокола, которое принимается на ежегодном заседании Сторон.
В соответствии с Монреальским протоколом, будет произведено сокращение потребления и производства гидрохпофторуг-леродов (ГХФУ) в развитых странах на 99,5% к 1 января 2020 года, а отказ от их потребления и производства к 2030 году. В развивающихся странах планируется 97,5%-ое уменьшение потребления и производства ХФУ к 1 марту 2030 года и отказ от их потребления и производства к 1 января 2040 года.
1 января 2015 года было запрещено поставлять на рынок регенерированные ГХФУ и их применения при ремонте уже произведенного оборудования, а также использования вторичных ГХФУ при техническом обслуживании и ремонте уже произведенного оборудования.
1 января 2020 года будет под запретом поставка ГХФУ на рынок для переупаковки и последующего экспорта. Устанавливаются такие требования, как:
- устранение утечек и выполнение ремонта в течение 14 дней;
1 Многосторонний фонд Монреальского протокола был организован в 1991 г. с целью предотвращения ухудшения состояния озонового слоя Земли через содействие развивающимся странам в выполнении обязательств, принятых в рамках Монреальского протокола. Руководство фондом осуществляет исполнительный комитет,
в котором развитым и развивающимся странам принадлежит одинаковое число голосов. Секретариат фонда находится в Монреале. С 1981 г. фонд одобрил мероприятия по конверсии промышленности, оказанию технической поддержки, организации обучения и наращиванию потенциала на сумму более 3 млрд долл. США
БИТ 2017 Том 1 №4
- систематические проверки на герметичность оборудования, которые содержат ГХФУ в объеме более 3 кг;
- ведение учета систем, содержащего ГХФУ в объеме более 3 кг;
- сбор ГХФУ во время технического обслуживания и вывода из эксплуатации оборудования;
- проведение проверок на герметичность и технических работ, осуществляющееся с участием квалифицированного персонала;
- маркировка систем, заправленных вторичными хладагентами, содержащими ГХФУ;
- запрет для применения одноразовой тары.
Монреальским протоколом предусмотрено принятие решений странами-участницами Таможенного Союза, которые направлены на постепенный отказ от производства и потребления ОРВ.
Единый перечень товаров был утвержден решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 № 19, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами -участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс в торговле с третьими странами. В перечень входят ОРВ, которые запрещены к ввозу на территорию Таможенного союза и вывозу с территории Таможенного союза (раздел 1.1), а также ОРВ и продукцию, их содержащую, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозе (раздел 2.1).
Исполняя обязательства страны -участницы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, Россия не имеет возможности принять постоянные меры, ограничивающие ввоз ГХФУ, поэтому в одностороннем порядке вводит ежегодные временные ограничения.
ОРВ не допускаются к пересылке в международных почтовых отправлениях с 2010 года [6].
Также с 2010 года в Таможенном союзе запрещено в составе кондиционеров и холодильного оборудования, присутствие ОРВ и материалов, которые утверждены Комиссией Таможенного союза и указаны в перечне [7].
Коллегией Евразийской экономической комиссии № 30 было принято решение 5 марта 2013 о внесении изменений в абзац первый примечания четвертого раздела 1.1
Единого перечня товаров, применяющих запреты либо ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами [8]: после слов «подлежит запрету» дополнить словами «...если она содержит озоноразрушающие вещества, включенные в списки А, В, С, Е настоящего раздела и в раздел 2.1 настоящего Единого перечня».
Заключенное в Бурабай соглашение от 29 мая 2015 «О перемещении озоноразру-шающих веществ и содержащей их продукции и учете озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств - членов Евразийского экономического союза», регулирующие отношения, которые связанны с перемещением ОРВ, а также продукцией их содержащей по таможенной территории Союза, которые определены разделами 1.1 и 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, которое было утверждено Решением от 16 августа 2012 года «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования», принятого Коллегией Евразийской экономической комиссией № 134. При этом осуществляя двустороннюю торговлю с учетом ОРВ между государствами Сторон.
Решение о создании государственной программы, для целей производства озоно-безопасныххпадонов, а также количественной оценки объема финансирования, необходимого для проведения и исследования научных разработок, было принято Правительством Российской Федерации постановлением № 378 от 3 июля 1992 года [9].
Вынося постановление № 526 от 24 мая 1995 года [10], Правительством Российской Федерации были приняты первостепенные меры, требующие выполнения международных обязательств Российской Федерации в области охраны озонового слоя по состоянию на 1995 - 1996 гг. В то же время не допускался импорт и экспорт ОРВ, а также продукции на основе озоноразрушающих веществ из стран и в страны, которые не являлись Сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. С 01.01.1996 было введено обзательное лицензирование импорта и экспорта озоноразрушающих веществ и
продукции на основе озоноразрушающих в страны, являющиеся Сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
Внесенное предложение Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, разработанное совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, а также Министерством иностранных дел было принято Правительством Российской Федерации, которое вынесло постановление № 1130 от 23 сентября 1996 года [11] «О подписании Соглашения Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития», заключавшееся в выдаче безвозмездного гранта, равного 60 млн долларов США, и который будет направлен на финансирование Проекта последовательного отказа от потребления ОРВ. Осуществление контроля за целевым использованием средств безвозмездного гранта, который был выделен для финансирования Проекта постепенного отказа от потребления ОРВ было поручено Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды.
Приказ Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации № 103 от 2 марта 1998 [12] запретил ввоз и вывоз товаров, которые содержат озоноразрушающие вещества из государств либо в государства, не являющиеся Сторонами Монреальского протокола. Лицензирование озоноразрушающих веществ, а также продукции содержащей их, проводится Уполномоченным Министерством внешних экономических связей и торговли в субъектах Российской Федерации. Получение лицензии о ввозе и вывозе озоноразрушающих веществ, а также продукции содержащей их возможно лишь при наличии решения Госкомэкологии России или его территориальных органов, которое оформлено в строго установленном порядке. Для этой категории товаров происходит оформление разовых лицензий, но срок действия данных лицензий, ограничивается сроком действия решений Госкомэкологии России или его территориальных органов, но не превышающий^ текущих месяцев, срок начинает отчисляться с первого дня выдачи лицензии.
Федеральным законом Российской Федерации № 96-ФЗ от 04 мая 1999 «Об охране атмосферного воздуха» в статье 16 пункта 8 установлен запрет на проектирование, размещение и строительство объектов
хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды [13].
Федеральным законом Российской Федерации №7 - ФЗ от 10 января 2002 «Об охране окружающей среды» [14] статьей 57 установлено, что регулирование охраны озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений осуществляется нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, касающимися производства, а также использования веществ, негативно действующие на озоновый слой атмосферы. Данное регулирование осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательства Российской Федерации.
Федеральный закон № 304-Ф3 от 28 ноября 2009 года [15] утвердил Соглашение правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран, подписанное 9 июня 2009 года, регламентирующее порядок введения и применения на единой таможенной территории в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования, мер, касающихся внешней торговли товарами, а также некоторых видов запретов и ограничений внешней торговли. В единый перечень товаров включены те товары, на которые распространяются меры данного регулирования.
Постановление Правительства Российской Федерации № 203 от 24 марта 2011 года [16] регулирует выполнение работ Федерального агентства морского и речного транспорта. Данное регулирование направлено на удаление с судов озоноразрушающих веществ и оборудование, содержащее их, а также прием остатков очистки отработавших газов из одобренной системы очистки отработавших газов.
Правовая основа, предусмотренная Федеральным законом № 226-ФЗ от 23 июля 2013 года [17], обеспечивает выполнение Российской Федерацией обязательств по Монреальскому протоколу к Вен-
ской конвенции, касающихся веществ, которые оказывают негативное воздействие на озоновый слой:
1. Перечень озоноразрушающих веществ, установленный Федеральным законом для обеспечения охраны озонового слоя атмосферы в Российской Федерации. Государство регулирует обращение озоноразрушающих веществ, а также устанавливает допустимые объемы производства и потребления данных веществ. Устанавливаются запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной деятельности, на которых осуществляется производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
2. Производство, использование, транспортировка, хранение, рекуперация, рециркуляция и уничтожение, а также ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ, должно соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом.
3. Федеральный закон предпологает экономическое поощрение отказа от производства, а также использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, государственный учет обращения озоноразрушающих веществ и государственный надзор за соблюдением требований к их обращению.
По мимо этого, не соблюдая требования при обращении с озоноразрушающими веществами, Федеральный закон устанавливает административную ответственность.
В приказе Минприроды России № 907 от 22 ноября 2011 года [18] принят Административный регламент Федеральной службы, который устанавливает надзор в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. Каждый квартал до 15 числа, следующего за отчетным, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, необходимо в центральный аппарат направлять копии разрешительных документов, которые выдаются для предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
Вынесенное постановление Правительства Российской Федерации № 228 от 24 марта 2014 года [19] определяет порядок меры государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой:
а) Объем потребления веществ, негативно влияющих на озоновый слой, в Российской Федерации, за исключением озоноразрушающих веществ, перечисленных в группе I списка С перечня, утвержденного данным постановлением, установлен международными договорами Российской Федерации;
б) Настоящее постановление определяет допустимый объем потребления веществ негативно влияющих на озоновый слой в Российской Федерации, перечисленных в группе I списка С перечня, определенный в соответствии с подпунктом «I» пункта «а» статьи 3 Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16.09.1987, не должен превышать в 2014 999,2 тонны озоноразрушающей способности, в 2015 - 2019 годах 399,69 тонны озоноразрушающей способности ежегодно, в 2020 - 2029 годах 19,98 тонны озоноразрушающей способности ежегодно;
в) Вещества, негативно влияющие на озоновый слой, перечисленные в группе I списка С перечня, ратифицированного Данным постановлением, с 2030 года потребление озоноразрушающих веществ, указанных в группе I списка С перечня, утвержденного настоящим постановлением, осуществляется в объемах, определенных международными договорами Российской Федерации;
г) с 1.01.2015 расчет количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации, установленном в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта, осуществляется ежегодно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом количества производимых в Российской Федерации и ввозимых в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ;
д) Российская Федерация с 1 января 2015 года ежегодно устанавливает допустимый объем производства веществ, разрушающих озоновый слой в соответствии с допустимым объемом их потребления в Российской Федерации;
е) производство веществ, негативно влияющих на озоновый слой указанных в группах I и III списка Сив списке Е перечня, ратифицированного настоящим постановлением, допустимо при использовании их как сырья для производства других химических веществ. Производство озоноразруша-ющих вещества возможно также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, но не превышая допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации;
ж) Российская Федерация ежегодно устанавливает допустимый объем производства и потребления озоноразрушающих веществ в соответствии с законодательством Таможенного союза. Ввоз в Российскую Федерацию веществ, негативно влияющих на озоновый слой осуществляется с данным учетом производства и потребления, за исключением случаев, когда эти вещества ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения озоноразрушающих веществ, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
з) 1 июля 2014 года был установлен заперт на проектирование объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ, а также содержащей их продукции;
и) строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции было запрещено 1 января 2015 года;
к) 1 января 2015 года было установлено, что обращение веществ, негативно влияющих на озоновый слой допускается только в таре многократного использования. Исключение составляет обращение озоноразрушающих веществ в таре объемов менее 3 литров для лабораторных и аналитических видов использования, которые определены международными договорами Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 806 от 17 августа 2016 года [20] Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также другими органами исполнительной власти необходимо в срок до 15 мая 2017 года внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты актов, где утверждены критерии отнесения деятельности юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей для целей использования ими производственных работ к одной из категорий риска или классу опасности государственного экологического надзора федерального значения.
Принятая Стратегия экологической безопасности Российской Федерации, изданная указом Президента Российской Федерации № 176 от 19 апреля 2017 года [21] на период до 2025 года, определяет цели государственной политики для обеспечения экологической безопасности, которые направлены на:
- сохранение и поддержание уровня природной среды;
- обеспечение качества окружающей среды, которое необходимо для создания комфортной жизни человека и динамического развития экономики;
- устранение накопленного вреда окружающей среды, в результате хозяйственной и другой деятельности, способствующей возрастанию экономической активности и глобальному изменению климата. Чтобы достичь указанных целей необходимо решение таких задач, как:
а) устранения загрязнений поверхностных и подземных вод, повышения качества воды водных объектах и последующего их восстановления;
б) устранение дальнейшего загрязнения и снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и различных населенных пунктах;
в) применение природных ресурсов с целью их продуктивного использования, а также повышения уровня переработки отходов производства и потребления;
г) ликвидирование существующего вреда для окружающей среды;
д) устранение регрессионного процесса, сказывающегося на землях и почвах;
е) поддержание уровня всего биологического многообразия, экосистем суши, моря и океана;
ж) ослабление отрицательно воздействующих последствий на изменение климата и элементов природной среды.
В течение каждого года Правительство Российской Федерации вносит постановления на временные ограничения количества ввозимых озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в текущем году [22].
Определение ежегодного количественного показателя озоноразрушающих веществ в объеме допустимого ими потребления и не выходящего за рамки установлен-
ного объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. К слову, в 2018 году ожидается ввоз в Россию только одного озоно-разрушающего средства [23] 1,1,1 - фторди-хпорэтана 2 в количестве 1159.1 тонн [24].
Предусмотренная ответственность за контрабанду сильнодействующих, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, а также его частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в том числе материалов и оборудования, использование которых поможет созданию оружий массового поражения, средств его доставки, иного вооружения и военной техники, т.е. важных для стратегического значения товаров и ресурсов, культурных ценностей и наиболее ценных диких животных, а также водных биологических ресурсов.
Вынесенное постановление Правительства Российской Федерации № 923 от 13 сентября 2012 года [26] относит вещества, разрушающие озоновый слой и продукция их содержащая к списку стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Приказ ФТС России № 1003 от 21 августа 2007 года [27] установил перечень документов, используемых в целях при перемещении через таможенную границу озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, в т.ч. Заключение (решение) Ро-стехнадзора об отнесении продукции к категории товаров, которые не попадают под действие мер государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21 апреля 2015 года [28] включает в себя приложение № 20, которое содержит положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического
союза озоноразрушающих веществ и продукции их содержащей.
Также положение регламентирует порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза:
а) озоноразрушающих веществ и продукции, которые содержат озоноразрушаю-щие вещества, включены в раздел 1.1 единого перечня товаров, к ним применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран [29], в случаях, когда:
- осуществляемый ввоз и (или) вывоз озоноразрушающих веществ применяется только в качестве сырья в целях производства химических веществ, которые не являются озоноразрушающими веществами;
- ввоз и (или) вывоз озоноразрушающих веществ реализуется в целях их применения при соответствии с Монреальским протоколом;
- осуществляются ввоз и (или) вывоз озоноразрушающих веществ, которые являются рециркулированным, восстановленными и (или) утилизированными;
- осуществляются ввоз и (или) вывоз переносных огнетушителей, которые содержат вещества, указанные в группе II списка А раздела 1.1 единого перечня;
- осуществляются транзит озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества;
б) озоноразрушающих веществ, указанных в разделе 2.1 единого перечня.
Запрещается ввоз и (или) вывоз:
а) озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, физическими лицами в качестве товаров для личного пользования;
б) озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, указанных в разделе 1.1 единого перечня, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Положения [28];
в) озоноразрующих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, указанных в разделе 1.1 единого перечня, и озоноразрушающих веществ,
2 Синонимы - хладон 141Ь или гидрохлорфторугле-род НСРС - 141Ь
указанных в разделе 2.1 единого перечня, из государств, не являющихся участниками Монреальского протокола, и (или) в такие государства, за исключением государств, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 8 статьи 4 Монреальского протокола.
Осуществление ввоза и (или) вывоза озоноразрушающих веществ и продукции, которые содержат в себе озоноразрушаю-щие вещества, допускается только при наличии лицензии, утвержденной в соответствии осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденное Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 199 от 6 июня 2014года [30] (далее - лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 45 от 16 мая 2012 года [31] (далее - заключение (разрешительный документ)), помимо тех случаев, которые предусмотрены пунктами 5 и 9 Положения [28].
Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенному органу государства - члена Союза (далее - государство-член) при прибытии озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, на таможенную территорию Союза.
Для помещения под таможенные процедуры экспорта или выпуска для внутреннего потребления озоноразрушающих веществ и продукции, необходимо представление таможенному органу государства-члена лицензии.
Помещение озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, уничтожения, а также реимпорта и реэкспорта в целях завершения действия таможенных процедур переработки вне таможенной территории и переработки на таможенной территории соответственно реализуется при представлении таможенному органу государства-члена заключения (разрешительного документа).
Помещение озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, под таможенные про-
цедуры таможенного транзита для их перевозки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Союза до внутреннего таможенного органа, и перевозки от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории Союза реализуется только при наличии лицензии или заключения (разрешительного документа), они должны быть представлены таможенному органу государства-члена для помещения озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, под иные таможенные процедуры.
Помещение озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Союза до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории Союза реализуется без права представления таможенному органу государства-члена лицензии или заключения (разрешительного документа).
Помещение озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), временного вывоза, беспошлинной торговли, отказа в пользу государства, свободной таможенной зоны, свободного склада, а также под таможенные процедуры реимпорта и реэкспорта, помимо случаев, которые предусмотрены пунктом 7 Положения [28], запрещается.
Приказом ФТС России № 1349 от 31 октября 2008 года [32], указанные пункты пропуска, предназначаются для ввоза на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ и товаров прикрытия, в обязательном порядке должны быть дополнительно оборудованы техническими средствами инструментального контроля озоноразрушающих веществ, согласно приказу ФТС России № 2509 от 21 декабря 2010 года [33], отнесены к техническим средствам идентификации и применяются при таможенном досмотре.
Для оперативного определения озоноразрушающих веществ в подразделениях Федеральной таможенной службы России используются Портативный анализатор (индикатор) хладагентов ПАИХ и Индикатор хладагентов «Полюс».
Портативный анализатор (индикатор) хладагентов ПАИХ (ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева») предназначен для оператив-
ной идентификации приоритетных хладагентов применяется для обнаружения контрафактной продукции и определения озоноразрушающих хладагентов.
Прибор ПАИХ выполняет следующие функции:
- идентификацию хладагентов;
- отображение результатов идентификации на мониторе;
- световую индикацию хладагентов, являющихся озоноразрушающими веществами;
- распечатку результатов идентификации с помощью термопринтера.
Приборы ПАИХ обеспечивают идентификацию следующих хладагентов: R12, R113, R40, R22, R141b, R124, R142b, R134a, R600a, R1270, R290, R600, R32, R343a, R218, R125, R152a, R170, RC318, R401a, R401 b, R401c, R402a, R402b, R403a, R403b,
Р404а, Р405а, Р406а, Р407с, Р408а, Р409а, Р409Ь, Р41 Оа, Р41ОЬ, Р411 а, Р411Ь, Р411 с, Р412а, Р414а, Р414Ь, Р415а, Р415Ь, Р417а, Р421а, Р421Ь, Р422а, Р422Ь, Р422с, Р427а, Р509а и других.
Идентификатор хладагентов «Полюс» («Южполиметалл - Холдинг») также основан на принципе недисперсионной инфракрасной спектроскопии и представляет собой уникальный инструмент, совмещающий в себе удобство портативного устройства и функции высокотехнологичного лабораторного оборудования.
Прибор идентифицирует более 60 чистых и смесевых хпадонов, включая все озоноразрушающие фреоны, запрещенные и/или ограниченные к применению согласно Венской конвенции по охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по озоно-разрушающим веществам.
Список литературы
1. Molina М., Rowland F.S. Stratospheric Sink for Chlorofluoromethanes: Chlorine Atom-Catalysed Destruction of Ozone 810-2. Nature 249 (28 June 1974). doi: 10.1038/24981 OaO.
2. Венская конвенция об охране озонового слоя, http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/ozone, shtml
3. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/convent ions/montreal_prot. shtml
4. Постановление Совета Министров СССР № 525 от 7.05.1986 «О принятии СССР Венской конвенции об охране озонового слоя и о мерах по обеспечению выполнения обязательств Советской Стороны. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Распоряжение Совета Министров СССР № 2663р от 10.12.1987 «О подписании Советским Союзом Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой» . Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
6. Решение Комиссии Таможенного союза № 338 от 17.08.2010 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Решение Комиссии Таможенного союза № 877 от 09.12.2011 «О принятии технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» . Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 134 от 16.08. 2012 «О нормативных правовых актах в области нетарифного
регулирования» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Постановление Правительства Российской Федерации № 378 от 03.07.1992 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Постановление Правительства Российской Федерации № 526 от 24.05.1995 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Постановление Правительства Российской Федерации № 1130 от 23.09.1996 «О подписании соглашений между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Приказ МВЭС РФ № 103 от 02.03.1998 «О совершенствовании механизма контроля за экспортом товаров и технологий двойного назначения и критичной ядерной продукции, имеющих отношение к оружию массового уничтожения и ракетным средствам его доставки» . Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
13. Федеральный законом Российской Федерации № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха». Доступ из справочно-право-вой системы «КонсультантПлюс»
14. Федеральный закон Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
15. Федеральный закон № 304-ФЭ от 28.11.2009 «О ратификации Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» . Доступ из справочно-правовой системы « Ко н сул ьта нтП л юс».
16. Постановление Правительства РФ № 203 от 24.03.2011 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1997 года об изменении Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Федеральный закон № 226-ФЗ от 23.07.2013 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Приказ Минприроды России № 907 от 22.11.2011 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Постановление Правительства РФ № 228 от 24.03.2014 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» . Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
20. Постановление Правительства РФ № 806 от 17.08.2016 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» . Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
21. Указ Президента РФ № 176 от 19.04.2017 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Постановление Правительства РФ № 888 от 27.07.2017 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в 2017 году» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
23. Распоряжение Правительства РФ № 2371-р от 27.10.2017 «Об установлении количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации на 2018
год» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
24. ГОСТ 29265-91. Хладагенты органические. (Хладоны). Цифровые обозначения. ИПК Издательство стандартов, М. 2003. 8 с.
25. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-Ф3 от 13.06.1996 // Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2954
26. Постановление Правительства РФ № 923 от 13.09.2012 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» . Доступ из справочно-право-вой системы «КонсультантПлюс».
27. Приказ ФТС России № 1003 от
21.08.2007 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» . Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
28. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21.04.2015 «О мерах нетарифного регулирования» . Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
29. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Доступ из справочно-право-вой системы «КонсультантПлюс».
30. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 199 от 06.11.2014 «Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
31. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 45 от 16.05.2012 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
32. Приказ ФТС России № 1349 от
31.10.2008 «Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
33. Приказ ФТС России № 2509 от 21.12.2010 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Поступила в редакцию 09.11.2017
БИТ 2017 Том 1 №4
Сведения об авторах:
Афонин Дмитрий Николаевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры ТСТК и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», e-mail: [email protected].
Кудряшова Елизавета Сергеевна - студент пятого курса факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», e-mail: [email protected].