Научная статья на тему 'Хладоны в первичных формах как объект применения специальных познаний'

Хладоны в первичных формах как объект применения специальных познаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1569
852
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЗНАНИЯ / ОЗОНОБЕЗОПАСНЫЕ / ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИЕ ХЛАДОНЫ / ЭКСПЕРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОТБОР ПРОБ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таскаев Владимир Иванович, Столярова Валентина Алексеевна

Рассматривается применение специальных познаний в различных формах применительно к озонобезопасным и озоноразрушающим хладонам в процессе таможенного контроля. Показано влияние правильной организации отбора образцов товара для проведения экспертизы на повышение эффективности таможенного контроля озоноразрушающих хладонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хладоны в первичных формах как объект применения специальных познаний»

УДК 339.9 ББК 30.609

В.И. ТАСКАЕВ, В.А. СТОЛЯРОВА

Хладоны в первичных формах как объект применения специальных познаний

Рассматривается применение специальных познаний в различных формах применительно к озонобезопасным и озоноразрушающим хладонам в процессе таможенного контроля. Показано влияние правильной организации отбора образцов товара для проведения экспертизы на повышение эффективности таможенного контроля озоноразрушающих хладонов.

Ключевые слова: специальные познания, озонобезопасные, озоноразрушающие хладоны, экспертный контроль, отбор проб.

К хладонам органического происхождения относятся ациклические насыщенные углеводороды, ациклические насыщенные галогенсодержащие углероды и углеводороды и их смеси. Они применяются в качестве хладагентов в кондиционерах и холодильниках, пропеллентов продукции в аэрозольных баллончиках, порообразователей при производстве вспененных полимерных материалов.

По степени воздействия на окружающую среду различают озонобезопасные и озоноразрушающие хладоны (фреоны). К озоноразрушающим хладонам применяются запреты и ограничения при их перемещениях через таможенную границу Таможенного союза.

Рассмотрим применение специальных познаний применительно к каждой из обозначенных групп хладонов в процессе таможенного контроля.

ТАСКАЕВ Владимир Иванович — кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник НИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

СТОЛЯРОВА Валентина Алексеевна — студент факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

70

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

1. Группа озоноразрушающих хладонов или озоноразрушающих веществ (ОРВ). В отношении этой группы товаров были применены специальные познания в форме оценки заключения эксперта и обобщения и анализа экспертной практики. В целях введения мер государственного регулирования ввоза (вывоза) ОРВ и содержащей их продукции было принято постановление Правительства России от 08.05.1996 № 563 [11] (далее - Постановление).

В приложениях к Постановлению был приведен Перечень товаров, ввоз (вывоз) которых подлежал государственному регулированию (далее -Перечень): ОРВ в первичных формах (списки A, B, С, Е) и продукция, содержащая ОРВ из списка A (список D). В списки A и B Перечня были включены хлорфторуглероды (ХФУ) и бромфторуглероды (БФУ) с высокой озоноразрушающей активностью, запрещенные к ввозу (вывозу), в списки C и E - гидрохлорфторуглероды (ГХФУ) и гидробромфторуглероды (ГБФУ) с низкой озоноразрушающей активностью, ограниченные к ввозу (вывозу). Таможенный контроль ввоза (вывоза) ОРВ и содержащей их продукции производился на основании приказа ГТК России от 31.05.1996 № 336 [10] (утратил силу на основании приказа ФТС России от 20.05.2011 № 1023).

С 16 сентября 2012 г. вступил в силу «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами» и «Положение о применении ограничений», принятый решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08. 2012 № 134 [4].

В данном решении Коллегии и его редакциях значительные изменения претерпел список C, который был разделен на два списка. В первый список C вошли ГБФУ - вещества, которые были отнесены к запрещенным к ввозу (вывозу) на территорию (с территории) Таможенного союза. Во второй список C вошли ГХФУ, которые сохранили статус веществ, ограниченных к ввозу (вывозу). К веществам, запрещенным к ввозу (вывозу), были отнесены также вещества из списка E. Продукция из списка D стала запрещенной к ввозу (вывозу) при наличии в ней веществ, включенных не только в список A, но и во все остальные контролируемые списки (B, E, оба списка C).

Озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая, включены в перечень стратегически важных товаров в целях реализации ст. 226.1 УК РФ (постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923).

Урон, наносимый озоновому слою, оценивается величиной озоноразрушающего потенциала, который варьирует от 0 (для озонобезопасных ГФУ) и до 13 (для ХФУ, БФУ). За единицу принят озоноразрушающий потенциал хладона 12 (R12), до последнего времени наиболее распространенного в мире (ГОСТ 19212-87 Дифтордихлометан - хладон 12 [2]). В качестве временной альтернативы R12 был выбран хладон 22 (R22) (ГОСТ 8502-93 Дифторхлорметан - хладон 22 [3]), используется в основном в сервисном обслуживании и производстве холодильной и климатической техники.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

71

Озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция ввозятся по лицензиям в размерах квот, установленных сторонами Монреальского протокола. Лицензии выдаются Министерством промышленности и торговли, основанием выдачи служит разрешение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Ранее решение о возможности ввоза (вывоза) ОРВ и содержащей их продукции выдавалось Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Разрешение служба принимает на основе анализа документов, представляемых импортером (сертификат соответствия не входит в число обязательных документов). Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 [5] хладоны не включены в список продукции, подлежащей обязательной сертификации. В число обязательных документов входит заключение химико-аналитической лаборатории о наличии или отсутствии ОРВ. Экспертиза, по результатам которой заявителю выдается подобное заключение, требует применения специальных познаний высокого качества.

Согласно приказу Минприроды России от 22.11.2011 № 907 [1] экспертиза должна быть проведена в аналитической лаборатории, аккредитованной на производство анализов галогеносодержащих углеродов и углеводородов. Аккредитованной на право идентификации ОРВ является лаборатория ЦЛАТИ по Приморскому краю (аттестат аккредитации РОСС RU № 0001.511.348, аккредитация в СААЛ). Идентификацию хладона эксперты проводят методом газовой хроматографии и методом Фурье ИК-спектроскопии по «Методике определения присутствия ОРВ в образцах газообразных проб». Отбор проб осуществляют по «Методике отбора проб для определения присутствия ОРВ методом ИК-спектроскопии». Обе методики разработаны в Государственной академии нефти и газа им. И.М. Губкина (Москва, 1998 г.).

Применение специальных познаний еще более высокого уровня требуется при ввозе (вывозе) новых видов ОРВ. В соответствии со ст. 11 федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [13] в данном случае необходимо заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня. Однако возникает вопрос: что понимать под новыми видами ОРВ? Возможно, это вещества, включенные в контролируемые списки, но не ввозимые ранее на территорию страны.

В лицензии указывается основание для выдачи и наименование товара (к примеру, в разовой лицензии № ЛР01307083000017 основание - «Решение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № КП-23/1216 от 21.09.2007, наименование - «галогенизированные производные углеродов, содержащие только фтор и хлор, метана, этана или пропана, хладагент 142b»). Кроме того, в лицензии указываются: срок действия лицензии, данные о заявителе и продавце, код товара по ТН ВЭД, количество, статистическая стоимость, страна происхождения. По заявлению импортера лицензия регистрируется в таможенном органе, в котором будет проводиться таможенное оформление товара.

72

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

При ввозе ОРВ отделом торговых ограничений и экспортного контроля (ОТО и ЭК) таможни фиксируется количество товара, марка ОРВ, код товара по ТН ВЭД, статистическая стоимость для формирования сводного отчета о ввозе (вывозе) ОРВ. Данные сопоставляются с информацией, указанной в лицензии. Так, по разовой лицензии № ЛР01307083000016 в 2007 г. через Находкинскую таможню были ввезены 68 000 кг R406a, смесь R22-R142b-R600 (55-41-4), заменитель R12, код товара 2903 49 100 0 ТН ВЭД РФ. По разовой лицензии № ЛР01307083000017 - ввезено 1 360 кг R142b, включенного в список C, код товара 2903 49 100 0 ТН ВЭД РФ. При этом оба товара оформляются по одному и тому же коду, хотя хладагент R406A является смесью хладонов и должен был классифицироваться в товарной позиции 3824 ТН ВЭД РФ. Лицензионный порядок распространяется не только на ОРВ в первичных формах, перечисленных в контрольных списках, но и на их смеси с другими хладонами. К примеру, смесей на основе хладона 22 известно более 25 наименований. Однако хладоны из товарной позиции 3824, именуемые как охлаждаемые смеси, не включались в контрольный список D, поскольку содержали в своем составе ОРВ из списка C. Возможно, в целях применения запретов и ограничений классификация смесей на основе хладона 22 осуществлялась в товарной позиции 2903 ТН ВЭД РФ в соответствии с правилом 3б ОПИ ТН ВЭД РФ по тому веществу, который придает смеси основное свойство. Можно допустить также, что при классификации смесей в товарной позиции 3824 ТН ВЭД РФ был возможен ввоз ОРВ из списка C без применения запретов и ограничений.

С использованием данных информационно-поисковой системы (ИПС) «Мониторинг Анализ» установлено, что озонобезопасных хладонов (ГФУ) в 2006 г. было ввезено 230,8 тонн (2303 30 ТН ВЭД РФ), в 2007 г. - 457,8 тонн (2303 39 ТН ВЭД РФ). В структуре ввоза товаров товарной позиции 2903 ТН ВЭД РФ в разрезе 2006-2008 гг. преобладали ОРВ, внесенные в список C (таблицу). Из них наиболее востребованы хладагенты R22, R141b, R142b и R21. В больших объемах ввозились хладагенты R12, R113, R114, внесенные в список A. Профиль риска № 11/191107/00149 включал контрольный уровень цен только для ОРВ списка C (2903 49 100 0 ТН ВЭД РФ) из хладагентов товарной позиции 2903 ТН ВЭД РФ и составлял 1,10 долл. США/кг.

Следует отметить, что наблюдается несоответствие региональной статистики ДВТУ и статистики природоохранного ведомства (Ростехнадзор). Так, в 2006 г., в соответствии с квотами, Ростехнадзор выдал 87 решений на трансграничные перемещения ОРВ, а именно: 4 решения - хладоны 11, 12 (список A); 1 - бромистый метил (список E); 2 - четыреххлористый углерод (список B); 6 - продукция из списка D; 10 - рециклированные вещества из списка A и 54 решения - вещества из списка C1. В этом перечне отсутствуют хладоны 113 и 114, которые ввозились согласно ИПС «Мониторинг Анализ». *

http://www.gosnadzor.ru/

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

73

Установленное несоответствие свидетельствует о нарушении объективности таможенной статистики. Можно предположить, что решение было выдано на рециклированные (вторичные, переработанные) хладоны, а фактически был осуществлен ввоз первичных хладонов 113 и 114. В 2007 г. по данным Ростехнадзора, Россия реализовала квоту на производство хладона 113 и подала заявку на разрешение его производства и потребления в 2008-2009 гг. для обеспечения потребностей ракетно-космической отрасли.

Таблица

Структура ввоза хладонов товарной позиции 2903 ТН ВЭД РФ в регионе деятельности ДВТУ (01.01.2006-17.03.2008)

Код ТН ВЭД РФ Хладоны Год ГТД, шт. Статистическая стоимость, тыс. долл. США Вес, т ИТС, долл. США/кг Платежи, тыс. долл. США

2903 49 Прочие галогени-рованные производные ациклических углеводородов, хладоны из списка C 2006 66 2 458,13 1 733,90 1,42 594,74

2007 107 6 410,41 4 397,23 1,46 1 551,19

2008 17 1 708,78 1 060,24 1,61 413,99

2903 42 000 0 Дихлодифторметан, хладон 12, R12 2006 23 790,34 219,87 3,59 191,25

2007 19 1 407,39 316,0 4,45 339,41

2008 3 153,00 30,60 5,00 36,96

2903 43 000 0 Трихлортрифтор-этан, хладон 113, R113 2006 8 974,28 195,0 5,00 235,66

2007 3 600,6 77,0 7,80 144,91

2903 44 Дихлортетрафторэтан и хлорпентафторэтан, хладон 114, R114 2006 - - - - -

2007 1 54,91 7,62 7,21 13,34

2008 1 3,90 0,54 7,16 0,95

2903 30 ГФУ 2006 29 883,36 230,86 3,83 214,34

2903 39 ГФУ 2007 43 1 463,25 457,87 3,17 352,01

2008 10 509,22 144,64 3,52 123,26

Определенная для России квота на потребление ГХФУ в 2010 г. составляла менее 1 тыс. тонн ОРП2 (для R22 равен 0,055) или около 18 тыс. тонн вещества. Из всех ГХФУ в 2010 г. был разрешен только ввоз R141B (дихлорфторэтан)

2 Тонна ОПР - произведение метрической тонны вещества на величину его озоноразрушающего потенциала.

74

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

из списка C. Объем ввоза R-141b через таможни ДВТУ составил 357 тонн. В 2011 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 № 564 была установлена количественная квота на ввоз R-141b размере 3 тыс. тонн. Даже для R22 квота была обнулена, отчасти это было связано с возобновлением его производства мощностью 500 тонн в месяц на Волгоградском ОАО «Химпром». Объем ввоза R-141b через таможни ДВТУ составил 1 645 тонн. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 401 была вновь введена квота на ввоз R141b в размере 3 тыс. т. На все остальные ОРВ из группы 1 списка C установлена нулевая квота. Объем ввоза R141b через таможни ДВТУ составил 1 821 тонну, т. е. более половины от объема установленной квоты. В зоне ответственности ДВТУ с 2012 г. ввоз ОРВ осуществляется только через Владивостокскую таможню и т/п Восточный Находкинской таможни (постановление Правительства РФ от 06.07.2012 № 687 [9]). Заявленная таможенная стоимость товара от 1,95 (условия поставки CFR Владивосток) до 2,09 долл. США/кг (условия поставки FOB-Шанхай, FOB-Нингбо, CRT-Москва). Согласно прайс-листу от 13.01.2013 г. стоимость R141b составляет 370 р./кг3. Импорт R141B в стоимостном и количественном выражении в 2012 г., как и в 2010-2011 гг., преобладал над импортом хладагентов товарной позиции 2903 ТН ВЭД ТС (рис. 1).

Рассмотрим описание товара в графе 31 ДТ 10702030/171012/0080056: «Хладон R-141b (фтордихлорэтан); 80 одноразовых бочек по 250 кг для использования в холодильных установках; изготовитель Zhejiang Sanmei Chemical IND.CO., LTD». В описании дано неверное определение назначения хладона. Хладон 141b, или R141b, используется для вспенивания при производстве теплоизоляционных материалов.

В связи с новой редакцией ТН ВЭД ТС появились изменения в кодах ОРВ, а также изменения ОРВ в списке C. В ТН ВЭД ТС, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 [6], все ОРВ группы 1 списка C классифицировались в субпозиции 2903 49 100 0. Из базы данных ТН ВЭД ТС, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 850 [8] и решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, были исключены субпозиции от 2903 49 000 0 и до 2903 71 000 0. Большая часть ОРВ из списка C (32 из 40) была включена в товарную подсубпозицию 2903 79 110 0 ТН ВЭД ТС. Классификация остальных ОРВ осуществляется в индивидуальных товарных подсубпозициях, к примеру, R22 - 2903 71 000 0, R141b - 2903 73 000 0 ТН ВЭД ТС.

Ввозимые по лицензии ОРВ ни разу не становились объектом применения специальных познаний в процессе таможенного контроля. Зато регулярно объектом применения специальных познаний становятся нелегально ввезенные ОРВ. Так, в 2011 г. хладагент R12 становится объектом исследования,

www.freon-region

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

75

инициированного постановлением ДВОТ о производстве оперативно-розыскного мероприятия «Исследование предметов и документов» и направленного на определение рыночной стоимости (заключение специалиста № 109-3C/2011).

Рис. 1. Ввоз хладагентов товарной позиции 2903 ТН ВЭД ТС через таможни ДВТУ за 2012 г.

Основания назначения идентификационной экспертизы в отношении первичных (вновь произведенных) хладагентов из списка A, к примеру, R12, отсутствуют. Первичный хладагент R12, в терминологии СУР, является товаром риска. Экономическая выгода от ввоза какого-либо другого вещества под видом R12 отсутствует. Однако присутствует выгода ввоза первичного хладагента R12 под видом вторичного. Ввоз вторичного, рециклированного

76

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

хладагента R12 (переработанные отходы ОРВ), наряду с первичным R12 и R11 (медицинские цели, сырье для переработки), был осуществлен в 2011 г., в том числе через таможни ДВТУ, в соответствии с квотами, выделенными для России в количестве 212 метрических тонн. Так, в графе 31 ДТ заявлен товар «Дихлордифторметан - хладон R12 (рециклированный с последующей регенерацией), 100 цилиндров по 13,6 кг-1 360 кг, для использования в холодильной технике, в одноразовых баллонах, не для розничной продажи». Код товара - 2903 42 000 0 ТН ВЭД ТС, производитель - Quhua Yonghe New Type Refrigerant CO., LTD, КНР. Однако в письме ФТС России № 14-57/44508 от 14.09.2011 «О направлении информации» [7] указано, что в случае заявления в ДТ страны-экспортера рециклированных ОРВ списка A, не входящей в список стран по наличию в них мощностей по рециклингу и не экспортировавшей их в последние годы, под видом заявленного рециклированного ОРВ может ввозиться вновь произведенное ОРВ списка А. Согласно [7], КНР не располагает производственными мощностями по рециклингу ОРВ. Импортные поставки рециклированных веществ не вносятся в объем потребления ОРВ страной. Это приводит к попыткам ввоза вновь произведенных хладонов под видом рецикрированных ОРВ. Следовательно, основанием для назначения идентификационной экспертизы может быть ввоз рециклиро-ванных ОРВ из списка A. Экспертизой должно быть установлено, является ли ввозимый товар действительно рециклированным (вторичным) ОРВ, или под его видом осуществляется ввоз первичного (вновь произведенного) ОРВ. Характерным признаком вторичности ОРВ может служить присутствие в веществе хладагента следов отработанных минеральных масел.

Актуальной, наряду с экспертизой в отношении рециклированных ОРВ из списка A, представляется экспертиза в отношении легально ввозимого ОРВ из списка C (к примеру, хладона 141b), поскольку под видом менее опасного хладона из списка C (в терминологии СУР - «товар прикрытия») могут незаконно ввозиться ОРВ из списка A. Подобные случаи известны в практике борьбы с незаконным ввозом ОРВ. Так, в 2004 г. на т/п «Морской порт Восточный» в контейнерах, прибывших в адрес ООО «Ост-Вест-Морской Сервис», помимо заявленного в ГТД № 10714070/110804/0004727 хладона R-22 из списка C в количестве 4 600 разовых металлических баллонов по 13,6 кг, было обнаружено 2 298 баллонов с хладоном R12. По результатам незаконного ввоза ОРВ было возбуждено дело об административном правонарушении № 10710000-27/2004. Таможенная стоимость ввозимого товара, определенная декларантом на основе метода по цене сделки с ввозимыми товарами, составила 71,9 тыс. долл. США. Общий размер таможенных платежей - 505,9 тыс. р.

Таможенный контроль ввоза хладонов в первичных формах направлен главным образом на пресечение незаконного ввоза ОРВ. Основная тяжесть работы возлагается на правоохранительные подразделения. Они располагают оперативной информацией, которая доводится до таможенных органов, занимающихся таможенным оформлением товара. Одним из каналов, по которым

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

77

поступает оперативная информация, является глобальная сеть региональных узлов связи по правоохранительной работе («RILO»), созданная по инициативе Всемирной таможенной организации (ВТО) в конце 90-х годов. Одной из основных задач «RILO» является обмен информацией по задержаниям контрабанды с использованием таможенной правоохранительной сети «CEN» ВТО, распространение ориентировок по новым маршрутам и способам сокрытия контрабанды. Так, в ориентировке ВТО 1/2006 «Поддельная маркировка ОРВ R415b не озоноразрушающим веществом R134a» из RILO - АзиатскоТихоокеанский регион, полученную по каналам правоохранительной сети CEN-ВТО и доведенной до таможен региона письмом ДВОТ от 16.03.2006 № 16-14/1526, содержится описание способа сокрытия ОРВ - хладона R415b: на светло-голубом баллоне нанесена крупная маркировка R134a и надпись мелким шрифтом «R415b заменяет R134a». Хладон R415b является смесью R22-R23-R152a (90-5-5).

В письме ФТС России № 14-57/44508 от 14.09.2011 [7] приведена информация о незаконном ввозе ОРВ, представленная письмом Минприроды России от 25.08.2011 № 03-13-31/12789. Отмечается, что в связи с введением в 20102011 гг. количественных ограничений на ввоз ОРВ, в том числе введением нулевых импортных квот на R-22, 21, 142В, риск нелегального ввоза таких веществ и R14№ может возрасти. Приводятся часто встречающиеся и выявляемые случаи контрабандного ввоза ОРВ, в том числе ввоз ОРВ под видом озонобезопасных веществ (R134A, R404A, R23, R125, R413A, R152A, R600, R600A).

Существует программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП, UNEP)4, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Одним из ее проектов является охрана озонового слоя атмосферы Земли.

В процессе таможенного контроля, при наличии оперативной информации о признаках незаконного ввоза ОРВ, в целях идентификации ввозимого вещества назначаются таможенные экспертизы в ЭКС-региональный филиал ЦЭКТУ г. Владивостока (далее - ЭКС). Целью таможенной экспертизы является получение дополнительных доказательств незаконного ввоза ОРВ при наличии у должностных лиц оперативных данных из правоохранительных органов, подтвержденных доказательствами, установленными при документальном и фактическом таможенном контроле.

Примеры

1. Товар, прибывший в адрес ООО «Петра-Восточный» и ООО «Потенциал», был заявлен в ГТД № 10414040/020507/0006469 и № 10414040/020507/ 0006424 как «Хладон марки R134a - смесь на основе (1,1,1,2-тетрафторэтан) для заправки систем охлаждения», код товара - 2903 39 900 0 ТН ВЭД РФ.

4 Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 г. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений.

78

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

Товар перемещался в 200-литровых бочках синего цвета, без маркировки, с двумя клапанами, и представлял собой бесцветную однородную жидкость со слабым специфическим запахом. ООО «Потенциал» предоставил к таможенному оформлению заключение от 22.11.2006 № 14-27/3048 Ростехнадзора (г. Москва) о том, что ввозимая обществом по контракту от 30.09.2006 № RG134/12006 продукция производства фирмы HangZhou Sporlan

Refrigeraying (КНР) в количестве 120 тонн является хладоном R134a и не содержит ОРВ. Заключение Ростехнадзора выдавалось на основании документов, в числе которых отсутствовало заключение химико-аналитической лаборатории. Сомнение в достоверности заявленных сведений о типе хладона могло появиться у должностных лиц при документальном контроле: в описании товара в графе 31 ГТД указывается смесь, а хладон 134a является чистым веществом. Вопросы вызывало и заключение Ростехнадзора об отсутствии ОРВ, основанное на документах, среди которых отсутствовало заключение химикоаналитической лаборатории. Кроме того, фактический контроль показал, что упаковочная тара не имела маркировки с указанием типа ввозимого хладона.

Отбор проб хладона, ввезенного ООО «Потенциал», провели эксперты ЭКС - тем самым, в нарушение действующего законодательства, совместили функции эксперта и специалиста. Они не использовали методику отбора проб галоидзамещенных углеводородов (ГОСТ 29173-91), которой следует руководствоваться при отборе проб ОРВ.

В результате проведенных экспертиз ЭКС (заключения эксперта № 1605/ 2007 и 1606/2007), назначенных постановлениями от 16.05.2007 № 71 и 72, было установлено, что в бочках содержится хладон - трифтортрихлорэтан C2F3Cl3, (ХФУ 113, R113), включенный в Список A группы 1, в результате было получено доказательство незаконного ввоза ОРВ. На разрешение экспертов были вынесены вопросы: чем являются представленные образцы; каков химический состав данного товара; если данное вещество является хладагентом, то определить марку хладагента; химическое название вещества. В справке-отчете ЭКС № 218-С/2007 от 20.08.2007, составленной на основании письма Находкинской таможни от 10.08.2007 № 39-47/10828, была определена рыночная стоимость задержанного товара - хладона R113. Стоимость определялась с использованием Интернет-ресурсов (www.industrial-russia.ru) и составила 950 р. за 1 кг или за партию весом 20 тыс. кг - 1 900 тыс. р. по состоянию на август 2007 г.

2. На основании определения отдела административных расследований (ОАР) Владивостокской таможни по делу об АП № 107020000-421/2007 в отношении ООО ПКФ «Владхладпром» была назначена экспертиза в ЭКС. Объектом экспертизы был бесцветный газ, заполняющий баллоны (3 ед.), бежевого цвета весом 13,6 кг. На баллонах имелась надпись «Mixed Refrigerant YH12/Mixed Refrigerant YH12 is a possible replacement for R12». Сомнения в достоверности заявленных сведений о типе хладона появились у должностных лиц при документальном контроле. Вопросы вызвало описание товара

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

79

в графе 31 ГТД: ввозимый хладон был неизвестной марки YH12, которая до степени смешения близка марке R12. Фактический контроль показал, что на баллонах имелась маркировка с указанием хладона неизвестной марки YH12. На разрешение эксперта был вынесен вопрос: «является ли товар, образцы которого представлены для исследования, дифтордихлорметаном - хладоном R12 или дифтордихлорметаном - хладоном YH12». Экспертизой было установлено (заключение эксперта № 1901/2007), что товар является дифтордихлорметаном (CCl2F2) хладоном 12 (R12).

3. При таможенном контроле ввезенной партии хладона сомнения в достоверности заявленных сведений у должностных лиц Владивостокской таможни появились при фактическом контроле. Хладон перемещался в баллонах салатного цвета с маркировкой «Refrigerant 134а» (всего 450 баллонов) и в баллонах светло-голубого цвета с маркировкой «Refrigerant R134a (всего 2 999 баллонов). Баллоны находились в картонных коробках с маркировкой «Refrigerant 134а 1,1,1,2 Tetrafluoroethane net 13,6 kg», но на части коробок маркировка выполнена красителем синего цвета (в этих коробках - баллоны салатового цвета), на другой части коробок - красителем коричневого цвета (в этих коробках - баллоны светло-голубого цвета). В соответствии с актом отбора проб и образцов товара на экспертизу было представлено по три баллона каждой цветовой окраски. В результате экспертизы ЭКС была выявлена недостоверность заявленных сведений о ввозимом хладоне. Было установлено (заключение эксперта № 5082/2010), что в баллонах салатового цвета содержится 1,1,1,2 хладон 134a (R134a), в баллонах светло-голубого цвета - дифтордихлорэтан хладон 12 (R12). В целях незаконного ввоза R12 импортером была использована контрафактная тара (баллоны) и контрафактная упаковка (картонные коробки). К элементам, указывающим на контрафактность баллонов, можно отнести маркировку баллона «Refrigerant R134a». Правильной маркировкой баллона или обозначением хладона является «Refrigerant 134a», либо «R134a». R - это принятое сокращение Refrigerant.

В отношении незаконно ввезенного товара были назначены исследования (заключения специалиста № 15-ЗС/2011 и 109-ЗС/2011) по постановлениям ДВОТ о производстве оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ) и назначена судебно-товароведческая экспертиза по уголовному делу (заключение эксперта № 1989/2011). Для проведения исследований в рамках ОРМ использовался аналитический образец товара, оставшийся после экспертизы, назначенной в процессе таможенного контроля. Для проведения судебно-товароведческой экспертизы был заново осуществлен отбор образцов товара, всего было отобрано по 5 баллонов каждого цвета. Отбор образцов товара происходил в соответствии с ГОСТ 18321-73 «Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции» [14]. При производстве судебно-товароведческой экспертизы было исследовано вещество каждого баллона. В результате были подтверждены выводы исследований (заключения специалиста № 15-ЗС/2011 и 109-ЗС/2011) и экспертизы, проведенной

80

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

в процессе таможенного контроля (заключение эксперта № 5082/2010). Было установлено, что в баллонах салатового цвета содержится хладон 134a (R134a), в баллонах светло-голубого цвета - хладон 12 (R12).

4. На основании решения таможенного поста «Морской порт Восточный» Находкинской таможни от 23.01.2013 № 22 была назначена экспертиза в ЭКС с вынесением на разрешение эксперта вопросов: «чем является товар (представленный образец), заявленный по ДТ», «какое функциональное назначение товара, заявленного по ДТ», «где используется товар, заявленный по ДТ», «содержат ли представленные образцы ОРВ, поименованные в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 158», «каков химический состав представленных образцов». В ДТ № 10714040/ 210113/0002569 товар № 1 поименован как «фреон в баллонах - марка R404a, 3-компонентная смесь хладонов с процентным содержанием: пентафторэтан 44% - R125, тетрафторэтана 4% - R134a, трифторэтан 52% - R143a, изготовитель «Hangzhou Elk Refrigerant High-Tech CO., LTD», код 3824 78 000 0 ТН ВЭД ТС. Товар № 2 поименован как «фреон в баллонах - хладагенты органические фторсодержащие для заправки холодильных агрегатов и систем кондиционирования, 1,1,1,2-тетрафторэтан, марка R134a, изготовитель «Hangzhou Elk Refrigerant High-Tech CO., LTD», код 2903 39 900 0 ТН ВЭД ТС. Маркировка на баллонах: «Refrigerant 404A Net Weight 24 lbs. 10.9 kg ZA1112016» (баллон светло-коричневого цвета), «Refrigerant 134a Net Weight 30 lbs. 13.6 kg ZA1204024» (баллон светло-голубого цвета). Маркировка на коробках: «Refrigerant 404a tetrafluoroethane, trifluoroethane and pentafluoroethane Net Wt. 24 Pounds. (10,9 kg)» и «Refrigerant 134a 1,1,1,2, Tetrafluoroethane Net Wt. 30 lbs. (13.6 kg)». Основание назначения экспертизы - оперативные данные, подтвержденные проведением фактического контроля. Сомнения в достоверности заявленных сведений о хладоне 134a могла вызвать светло-голубая окраска баллонов: в таких баллонах перевозился R12 (объект таможенной экспертизы № 5082/2010 и экспертизы по уголовному делу № 1989/2011).

Основное доказательство о недостоверности заявленных сведений о типе ввозимого хладона было получено путем применения специальных познаний. При проведении экспертизы (заключение эксперта № 03/0375/2013) было установлено, что в баллоне с надписью «Refrigerant 404A» содержится хладон 22 (R22), в баллоне с маркировкой «Refrigerant 134A» - хладон 142b (R142b). Оба хладагента внесены в контрольный список C. В соответствии с актом отбора проб и образцов на исследование представлено по три баллона каждого наименования в картонных коробках. Для исследования было взято по одному баллону каждого наименования. Полученный результат - идентификация ОРВ при исследовании одного баллона от партии - может свидетельствовать о том, что вся партия товара была однородной и представлена контрабандным ОРВ. В противном случае (неоднородная партия, включающая баллоны незаконно ввозимого ОРВ и баллоны с заявленным в ДТ хладоном) вероятность обнаружения ОРВ при исследовании одного баллона была бы много ниже.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

81

Об этом свидетельствует статистика проведенных экспертиз. За период 2010 - март 2013 г. в ЭКС проведено 14 идентификационных экспертиз хладонов, из них две показали факты незаконного ввоза ОРВ. Так, в экспертизе № 5082/2010 был установлен хладон R12 вместо заявленного хладона R134a; в экспертизе № 03/0375/2013 установлены хладоны R22 и R142b вместо заявленных хладонов R134a и R404a. В остальных экспертизах подтверждены заявленные сведения о хладоне. Так, в экспертизе № 5033/2010 подтвержден заявленный хладон R507, в экспертизе № 2181/2013 - хладон R23, в экспертизе № 715/2012 - хладоны R134a, R410a, R407c, R404a, в экспертизе № 03/0676/ 2013 - хладон R134a.

Сложность идентификации ОРВ состоит в том, что они могут ввозиться в баллонах, имеющих маркировку озонобезопасного фреона. Можно утверждать, что эффективные экспертизы были проведены в случае ввоза однородной партии, полностью состоящей из баллонов с ОРВ. Неэффективные экспертизы были проведены при ввозе неоднородной партии, состоящей из баллонов с ОРВ и баллонов с хладоном, заявленным в ДТ.

На основании решения таможенного поста «Морской порт Владивосток» Владивостокской таможни была назначена экспертиза в ЭКС (заключение эксперта № 715/2012) с вынесением на разрешение эксперта вопросов: «чем является товар (представленный образец), заявленный по ДТ?», «какое функциональное назначение товара, заявленного по ДТ?». В ДТ товар № 1 поименован как: «хладон 134а/фреон 134а^134А/1,1,1,2-тетрафторэтан/химическая формула C2F4H2 - бесцветный газ в баллонах по 13,6 кг, всего 1 650 баллонов, код по ТН ВЭД ТС - 2903 39 900 0». Маркировка на баллоне (баллон светло-голубого цвета): «Refrigerant 134a Net Weight 30 lb. 13,6 kg ZA1201014». Маркировка на картонной коробке: «Refrigerant 134а 1,1,1,2 Tetrafluoroethane Net Wt. 30 lbs.(13,6 kg)». Товар № 2 поименован как «смеси фреонов на базе гидрофторуглеводородов: 1) хладон R404а: R125/R143а/R134а (44/52/4%) -бесцветный газ в баллонах по 10,9 кг, всего 550 баллонов; 2) хладон R407G R32/R125/R134A (23/25/52%) - бесцветный газ в баллонах по 11,3 кг, всего 30 баллонов; 3) хладон R410A: R125/R32 (50/50%) - бесцветный газ в баллонах по 11,3 кг, всего 70 баллонов, код по ТН ВЭД ТС - 3824 78 000 0». Маркировка на баллоне (баллон светло-коричневого цвета): «Refrigerant 404а Net Weight 24 lbs. 10.9 kg ZA1202011». Баллон находился в картонной коробке с маркировкой «Refrigerant 404а Tetrafluoroethane, Triffluoroethane and Pentafluoroethane Net Wt. 24 Pounds (10.9 kg)». Маркировка на баллоне: (баллон кирпично-коричневого цвета) «Refrigerant R407С Net Weight 25 lb. 11,3 kg ZA1201011». Маркировка на картонной коробке: «Refrigerant 407с 1,1,1,2-Tetrafluoroethane, Pentafluoroethane and Difluoromethane Net Wt. 25 Pounds (11,3 kg)». Маркировка на баллоне (баллон розового цвета): «Refrigerant 410а Net Weight 25 lb. 11,3 kg ZA1111020». Маркировка на коробке: «Refrigerant 410а Difluoromethane and Pentafluoroethane Net Wt. 25 Pounds (11,3 kg)». Основанием назначения экспертизы могли быть оперативные данные, подтвержденные проведением факти-

82

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

ческого контроля. Сомнения в достоверности заявленных сведений о хладоне R134a могла вызвать светло-голубая окраска баллонов: в таких баллонах перевозился R12 (объект таможенной экспертизы № 5082/2010 и экспертизы по уголовному делу № 1989/2011). Сомнения в достоверности заявленных сведений о хладоне R407Ca могла вызвать и маркировка баллона «Refrigerant R407o> с признаками контрафактности, где R - дублирует «Refrigerant», принятая маркировка «Refrigerant 407с».

Основное доказательство о недостоверности заявленных сведений о типе ввозимого хладона должно было быть получено путем применения специальных познаний при проведении экспертизы. Однако экспертиза подтвердила заявленные сведения о типе хладона. В соответствии с актом отбора проб и образцов на экспертизу было представлено по три баллона каждого хладона. Для исследования было взято по одному баллону каждого наименования. Всего в партии было R134а - 1 650 баллонов, R404а - 550 баллонов, R407с - 30 баллонов, R410а - 70 баллонов. Фактически идентифицировали хладон R134а в одном баллоне из 1 650 баллонов, хладон R404A - в одном баллоне из 550 баллонов, заявленных к таможенному контролю. Полученный результат - подтверждение заявленных сведений о типе хладона при исследовании всего одного баллона от партии объемом 1 650 или 550 баллонов - не может считаться достоверным. Тем более факты незаконного перемещения в баллонах светлоголубого цвета с маркировкой «Refrigerant 134а» хладагентов R142b (объект таможенной экспертизы № 03/0375/2013) и R12 (объект таможенной экспертизы № 5082/2010 и экспертизы по уголовному делу № 1989/2011) требовали более ответственного проведения проверочных мероприятий.

Требования по отбору проб и образцов товаров (приказ ФТС России от 25.02.2011 № 396 [12]), в соответствии с которым отбирают по три образца товара, имеют отношение к однородной партии товара. Товар, ввезенный незаконным способом, может быть неоднородным (состоять из баллонов с ОРВ и баллонов с хладоном, заявленным в ДТ). Отбор трех баллонов от неоднородной партии, которая может насчитывать тысячи баллонов, из которых исследоваться будет только один баллон, является неэффективным. Более того, исследование одного образца товара не позволяет определить ошибку выборки, с помощью которой можно оценить ошибку распространения результатов исследования отобранных образцов на всю партию товара. Идентификация товара, в основе которой лежит количественное определение характеристики товара (в случае применения хроматомасспектрометрии - время удерживания вещества и масса) в одном образце товара при существующих аппаратурных и методических ограничениях метода, не может быть признана надежной и однозначной. Характеристики хладонов могут незначительно отличаться друг от друга. Так, время удерживания хладона R134a составляет 1,95 мин, R12 -2,02 мин в условиях проведения анализа, принятых экспертами ЭКС.

Эксперты проводят идентификацию хладона методом хроматомас-спек-трометрии с использованием системы Agilent CG6850/MSD5973 и кварцевой

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

83

капиллярной колонки HP 5MS (30 м х 0,25 мм х 0,25 мкм) и ссылаются на методику или метод FREON, в соответствии с которыми проведено исследование, хотя идентификацию ОРВ необходимо проводить в соответствии с ГОСТ Р51521-99 [15].

Эксперты не всегда включают в заключение описание проведенного исследования с указанием установленных признаков объекта, а также времени удерживания и ошибки его определения. Так, в письме ГТК России от 29.04.1998 № 13-01/3352 указывалось, что отсутствие описания в какой-либо стадии заключения должно вызвать сомнение в отношении правильности действий эксперта, так как за отсутствием описаний может скрываться некомпетентность эксперта.

Вопрос о принадлежности хладона к контрольным спискам, например, «содержат ли представленные образцы ОРВ, поименованные в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 158», присутствует почти в каждом постановлении или решении. Подобные вопросы носят юридический характер. Эксперт же не вправе отвечать на вопросы юридического характера, а отвечая на них, выходит за границы своей компетенции. Кроме того эксперт выходит за границы компетенции, давая по собственной инициативе юридическую оценку полученных результатов или заявляя о вхождении (или не вхождении) исследуемого хладона в контрольные списки. Решение о принадлежности вещества к ОРВ (или о непринадлежности) принимает должностное лицо на основании данных о товаре, приведенных в заключении эксперта.

Для повышения эффективности таможенного контроля ввоза ОРВ представляется необходимым назначение экспертизы в отношении первичных хладонов списка C и рециклированных хладонов списка A, ввозимых по лицензиям, и при наличии оперативных данных - в отношении товара, заявленного к таможенному контролю как озонобезопасные хладоны. Решающим фактором, определяющим результативность применения специальных познаний в форме экспертизы, является правильная организация отбора образцов товара. Партию ввозимого товара необходимо рассматривать как неоднородную, полученную смешиванием баллонов с незаконно ввозимым ОРВ и баллонов с хладоном, заявленном в ДТ. Отбор образцов товара следует провести согласно ГОСТ 18321-73 [14]. Количество отобранных баллонов от партии с хладоном одного наименования должно быть не менее пяти. Вещество из каждого отобранного баллона должно быть идентифицировано при проведении экспертизы.

2. В отношении товаров группы озонобезопасных хладонов были применены специальные познания в форме мониторинга базы таможенных деклараций. Было установлено, что через таможни ДВТУ в 2010-2013 гг. ввозились ациклические насыщенные углеводороды - хладоны марки R600a из товарной позиции 2901 ТН ВЭД ТС и фторированные производные ациклических углеводородов - хладоны марок R134a, R227ea, R23, R125, R152, R14, R23, R4^

84

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

из товарной позиции 2903 ТН ВЭД ТС и их смеси R417a(R125+R134a+R600a), R507a(R125+R143a), R404a(R125+R134a+R143a), R407c (R32+R125+R134a), R410a (R32+R125) из товарной позиции 3824 ТН ВЭД ТС.

Наибольшую долю в импорте хладагентов имеют хладоны товарной позиции 2903 ТН ВЭД ТС как в стоимостном, так и в натуральном выражении (рис. 2). В 2012-2013 гг. наметился спад ввоза хладонов этой товарной позиции. Это связано с резким уменьшением ввоза автомобильного хладона R134a в 2010 г. его было ввезено 216,92 т, в 2011 г. - 1 409,97 т, в 2012 г. - 638,78 т, за январь-март 2013 г. - 88,42 т. Возможно, это связано вступлением в силу в 2011 г. требования европейского стандарта 2006/40/EC, в соответствии с которым новые автомобили, произведённые для продажи в Европе, должны использовать в системе кондиционирования хладагент с пониженной величиной коэффициента глобального потепления (GWP). В качестве замены R-134a в автомобильных кондиционерах был предложен 2,3,3,3-Тетрафторпропан (C3H2F4), HFO-1234yf, R1234yf, который является первым в новом классе хладагентом, у которого величина GWP в 335 раз меньше, чем у R-134a.

В 2011 г. хладон R134a, наряду с товарной субпозицией 2903 39 900 0, недостоверно классифицировался в подсубпозициях 2903 49 100 0 и 2903 31 000 0 ТН ВЭД ТС.

Пример. Описание товара в графе 31 ДТ № 10702030/260310/0009149. «Хладоны R134a (второй сорт) - 400 одноразовых стальных баллонов по 13,6 кг для применения в системах охлаждения (не для розничной продажи), химическая формула CF3CFH2, номер по КАС 811-97-2». Код товара - 2903 39 900 0 ТН ВЭД ТС, ИТС 1.1 долл. США/кг. В целях подтверждения заявленной низкой таможенной стоимости в описании товара указана сортность хладона. Здесь закономерно возникают вопросы о нормативном источнике (стандарте), в котором узаконено разбиение хладона R134a (как и хладонов других марок) на сорта в зависимости от качества с указанием характеристик и свойств. Возможно, под вторым сортом подразумевают рециклированные хладоны. Хотя рециклинг (восстановление) хладонов имеет отношение к ОРВ и направлен на вторичное использование ОРВ вместо расширения его производства. В письме Минприроды России от 25.08.2011 № 03-13-31/12789 к признакам незаконного ввоза ОРВ относят заявление озонобезопасных хладонов по заниженной стоимости.

На фоне уменьшения объемов ввоза хладона 134a отмечено резкое увеличение объемов ввоза экологически безопасного хладона 600a в 2012 г. -до 1 906 тонн. Как указывалось в письме ФТС России [7], под видом хладона R600a могут ввозиться ОРВ.

Пример. Описание товара в графе 31 ДТ № 10702030/200412/0025805. «Хладон R600a, второй сорт, изобутан C4H10 - 625, в одноразовых баллонах по 6,5 кг, изготовитель Джеджиан Гуомао Индастриал Ко ЛТД, товарный знак: Refrigerant-600A», ИТС 1.6 долл. США/кг, условия поставки CFR-Владивосток, код товара 2901 10 000 0 ТН ВЭД ТС.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

85

Рис. 2. Динамика импорта хладагентов в количественном выражении в период с 2010 по март 2013 г.

Согласно примечанию 1а и 1б в группу 29 ТН ВЭД ТС включаются определенные органические соединения или смеси двух и более изомеров одного и того же органического соединения. Смеси различных хладонов (органических соединений) должны включаться в товарную позицию 3824 ТН ВЭД ТС. Хотя, как показывает мониторинг базы ДТ, смеси хладонов декларируются как в товарной позиции 3824, так и в товарной позиции 2903 ТН ВЭД ТС. Так, в ДТ № 10702030/131211/0086315 заявлен товар «Хладон R404а (смесь хладонов R125, R143а, R134а) для использования в холодильном оборудовании», ИТС 1.5 долл. США/кг, условия поставки CFR Владивосток, код товара 2903 39 900 0 ТН ВЭД ТС. В ДТ № 10702030/100210/0003612 заявлен товар «Хладон R507а - заменитель фреона R22 (смесь хладонов R125 и R143) для использования в низкотемпературной технике», ИТС 1,5 долл. США/кг, условия поставки CFR-Владивосток, код товара 2903 39 900 0 ТН ВЭД ТС. Средняя (сложившаяся) цена смесей по ранее совершенным сделкам в товарной позиции 2903 ниже в среднем в 1,4 раза цены смесей в товарной позиции 3824, что определяет стремление ряда импортеров помещать ввозимые хладоны в товарную позицию 2903 ТН ВЭД ТС.

Почти все эти смеси в России не производятся. По объему ввезенных смесей преобладает хладон 404а. В 2010 г. объемы его ввоза составили 334,57 тонн, в 2011 г. - 765,56 тонн, в 2012 г. - 711,23 тонны, из них товарной позиции 2903 ТН ВЭД ТС - 165,09 тонн, товарной позиции 3824 - 210,33 тонн (второй сорт) и 335,81 тонн без указания сорта. В 2012 г. доля недостоверно задекларированного хладона 404a в товарной позиции 2903 ТН ВЭД ТС составила 23%. В структуре ввоза товара выделяется хладон 404a второго сорта (рис. 3),

86

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

на его долю в 2012 г. приходится до 39,0% от всего ввезенного хладона 404a товарной позиции 3824 ТН ВЭД ТС. Средняя (сложившаяся) цена смесей второго сорта по ранее совершенным сделкам ниже в среднем 1,5 раза цены смесей без указания сорта. Этим определяется стремление импортеров заявлять второй сорт ввозимого хладона.

В стуктуре ввоза другой смеси хладона 507a также искусственно выделяется хладон 507a второго сорта, при этом объемы его ввоза значительно преобладают над объемами ввоза хладона 507a без указания сорта. Различают азеотропные (смесь ведет себя как однородное вещество, поскольку компоненты смеси кипят при одной температуре), и зеотропные смеси хладагентов. Не всегда эта характеристика хладона указывается в описании товара в графе 31 ДТ. Для обозначения зеотропных смесей используется цифровой ряд 400, для азеотропных смесей - 500.

400

350

зоо

250

200

150

100

50

О

335,81

R404A, R507, R404A R407C R410A R413A

второй второй сорт сорт

124,07

R507A R507 Смесь ГФУ со-

став: R152A (дифторэтан) - 75%, диметиловый спирт - 25 %

Рис. 3. Импорт хладагентов подсубпозиции 3824 78 000 0 ТН ВЭД ТС за 2012 г., т

Отмечен ввоз смеси, состоящей из 75% R152а (дифторэтан) и 25% диметилового эфира.

Пример. Описание товара в графе 31 ДТ № 10702020/180112/0000890. «Смесь на базе гидрофторуглеводородов, состав: хладон R-152а (дифторэтан) - 75%, диметиловый эфир - 25%. Товар находится в изотанках»,

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

87

код товара 3824 78 000 0 ТН ВЭД ТС, ИТС 3.08 долл. США/кг. Объемы ввоза товара: 2010 г. - 122 тонны, 2011 г. - 33, 2012 г. - 124, январь-март 2013 г. -63,6 тонн. Смесь не имеет марки, сведения о ней в доступных источниках информации ограничены. Это обстоятельство должно было стать основанием проведения дополнительных проверочных мероприятий, в том числе с проведением таможенной экспертизы. Возможно, к таможенному оформлению ввозимой смеси химических веществ необходимо было представить заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии со ст. 11 федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ [13].

Хладоны одной марки являются идентичными товарами. ИТС даже идентичного товара не является величиной постоянной. Он является характеристикой рынка, его величина складывается случайным образом и подвержена статистическим колебаниям относительно средней наиболее вероятной величины. Колебания ИТС относительно средней величины могут быть вызваны особенностями поставки товара, ценовой политикой продаца, объемами поставки, сезонностью и другими случайными факторами, которые способны вносить положительные и отрицательные отклонения с равной погрешностью вне зависимости от их природы. Размах или амплитуда статистических колебаний относительно среднего наиболее вероятного значения ИТС в случае идентичных товаров будет меньше, чем в случае однородных товаров. ИТС как случайная величина подчиняется нормальному статистическому распределению (распределение Гаусса). Отклонение распределения ИТС от нормального может свидетельствовать о недостоверном заявлении таможенной стоимости товара. С целью проверки достоверности заявления таможенной стоимости была исследована гистограмма статистического распределения ИТС хладона 134a товарной позиции 2903 ТН ВЭД ТС (рис. 4). Установлено, что статистическое распределение характеризуется сильной ассиметричностью со смещением максимума на границу интервала в сторону минимальных значений ИТС. Отклонение от нормального распределения случайной величины свидетельствует о присутствии человеческого (неслучайного) фактора, влияющего на формирование заниженной таможенной стоимости R134a.

В целях устранения человеческого фактора в отношении ДТ товаров товарной позиции 2903 ТН ВЭД ТС, в том числе хладона 134a, в результате применения СУР были проведены корректировки таможенной стоимости (рис. 5). Корректировке были подвергнуты 47% из 152 ДТ с выявленными рисками во Владивостокской и 9% из 33 ДТ - в Находкинской таможнях. В результате КТС за 2010-март 2013 гг. Владивостокской таможней было доначислено в бюджет РФ 21,5 млн р., Находкинской таможней - 340 тыс. р. Представляется, что изучение специфики статистического распределения ИТС хладонов могло содействовать более осознанному и эффективному осуществлению контроля таможенной стоимости товара в Находкинской таможне.

88

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

Рис. 4. Распределение ИТС хладагента R134A по интервалам в период с 2010 по март 2013 г., долл. США/кг

Рис. 5. Количество КТС товаров товарной позиции 2903 ТН ВЭД ТС в таможнях ДВТУ с 2010 по март 2013 г., шт.

Анализ ввоза экологически безопасных хладонов в период 2010-2013 гг. позволил установить ряд проблемных вопросов таможенного контроля товаров, в том числе: недостоверное декларирование охлаждающих смесей товарной позиции 3824 в товарной позиции 2903 ТН ВЭД ТС; сортировка хладонов по качеству с заявлением второго сорта в целях обоснования заниженной таможенной стоимости товара. Отмечено изменение структуры импорта

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

89

хладонов (резкое увеличение объемов ввоза R600a и уменьшение - R134a) с включением охлаждающей смеси R152a и диметилового эфира.

Решение проблемных вопросов и оперативное реагирование на изменившуюся структуру импорта позволит оптимизировать операции таможенного контроля ввоза хладонов.

Список литературы

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению услуги по выдаче разрешения на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции [Электронный ресурс]: приказ Минприроды России [от 22.11.2011 № 907]. URL: Консультант Плюс.

2. ГОСТ 19212-1987. Дифтордихлорметан (хладон 12). Технические условия: [введ. 01.07.1988]. М.: Изд-во стандартов, 1988.

3. ГОСТ 8502-1993. Дифторхлорметан (хладон 22). Технические условия: [взамен ГОСТ 8502-88; введ. 21.10.1993]. Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Изд-во стандартов, 2002.

4. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положение о применении ограничений [Электронный ресурс]: решение Коллегии Евразийской экономичежой комиссии [от 16.08.2012 № 134] // О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования . URL: КонсультантПлюс.

5. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов [Электронный ресурс]: решение Комиссии Таможенного союза [от 07.04.2011 № 620]. URL: КонсультантПлюс.

6. О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [Электронный ресурс]: решение Комиссии Таможенного союза [от 27.11. 2009 г. № 130]. URL: КонсультантПлюс.

7. О направлении информации [Электронный ресурс]: письмо ФТС России [от 14.09.2011 № 14-57/44508]. URL: КонсультантПлюс.

8. О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза [Электронный ресурс]: решение комиссии Таможенного союза [от 18.11.2011 № 850]. URL: КонсультантПлюс.

9. Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ [Электронный ресурс]:

90

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

постановление Правительства Рос. Федерации [от 06.07.2012 № 687]. URL: КонсультантПлюс.

10. О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции [Электронный ресурс]: приказ ГТК России [от 31.05.1996 № 336]. URL: КонсультантПлюс.

11. О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции: постановление Правительства РФ [от 08.05.1996 № 563] // Рос. газ. 1996. № 100.

12. Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы [Электронный ресурс]: приказ ФТС России [от 25.02.2011 № 396]. URL: КонсультантПлюс.

13. Об экологической экспертизе [Электронный ресурс]: федер. закон [от 23.11.1995 № 174-ФЗ]. URL: КонсультантПлюс.

14. ГОСТ 18321-73. Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции: [введ. 01.01.1974]. М.: Изд-во стандартов, 2005.

15. ГОСТ Р51521-99. Хладагенты, пропелленты, продукция в аэрозольной упаковке и материалы полимерные. Методы определения ОРВ методом хрома-томасспектрометрии: [введ. 28.12.1999]. М.: Изд-во стандартов, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.