УДК 913
«ЗАПОВЕДАННОЕ КЕНОЗЕРЬЕ» В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ ВЫДАЮЩЕЙСЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ЮНЕСКО
Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова
[email protected], [email protected] Москва, Россия
Аннотация: На основании проведённых тематических исследований даны формулировки выдающейся универсальной ценности «.Заповеданного Кенозерья» по критериям всемирного наследия ЮНЕСКО, его краткое резюме, аргументация целостности и подлинности объекта, как этого требуют Руководящие указания ЮНЕСКО. .Заповеданное Кенозерье — первый культурный ландшафт, выдвижение которого в Список всемирного наследия инициируется российской стороной.
Ключевые слова: Заповеданное Кенозерье, Список всемирного наследия, выдающаяся универсальная ценность, целостность, подлинность, критерии ценности, культурный ландшафт, живая культура.
Для цитирования: Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. «Заповеданное Кенозерье» в системе категорий выдающейся универсальной ценности ЮНЕСКО. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2019;2(2):132-145.
Работа по обоснованию всемирной ценности северорусского крестьянского ландшафта Кенозерья (включая Лёкшмозерье и разделяющие их водораздельные пространства) была начата авторами ещё в начале 2000-х годов, но по ряду обстоятельств на длительное время приостановлена, вплоть до 2013-2014 гг., когда интерес к этой теме возобновился, и со стороны уполномоченных инстанций была оказана необходимая организационная поддержка. Состав критериев ВУЦ (выдающейся универсальной ценности), по которым принято рассматривать претендентов в Список Всемирного наследия, несколько раз пересматривался1 и после многократных обсуждений с руководством Кенозерского национального парка и профильными специалистами был установлен в том виде, как это приведено ниже. Понятно, что один и тот же объект может обладать разными аспектами ценности, но не просто определить, какие из них объективно являются ведущи-
1 Тексты первоначального обоснования всемирной ценности Кенозерья были опубликованы в 2004 г. (Кулешова М.Е. Принципы и методы оценки культурного ландшафта // Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 37-67), затем заявка была обновлена и Кенозерье было включено в Предварительный список всемирного наследия (Кулешова М.Е. Культурный ландшафт Кенозерья как перспективный объект Всемирного наследия. Критерии выдающейся универсальной ценности // Кенозерские чтения - 2013. «Культурные ландшафты: традиции для развития». - Архангельск, 2014. С. 68-74). Впоследствии состав обосновывающих критериев был опять откорректирован (Веденин Ю.А., Ведерникова Н.М., Колбовский Е.Ю., Кулешова М.Е., Максаковский Н.В. Методика составления номинационного досье культурного ландшафта на примере «Заповеданного Кенозерья», заявленного от России в Список всемирного наследия ЮНЕСКО // Кенозерские чтения - 2016. Деревянная архитектура в культурном ландшафте: вызовы современности. Архангельск, 2017. с. 145-155).
ми. На примере статей представленного «кенозерского» выпуска прослеживается, как специалисты разного профиля оценивают один и тот же объект - культурный ландшафт - с различных сторон его предметности, в различных его элементах, в результате формируется его целостный аксиологический портрет.
Формулировка выдающейся универсальной ценности культурно-ландшафтного комплекса «Заповеданное Кенозерье»
Крестьянский культурный ландшафт Кенозерья, в том числе его уникальные памятники деревянной архитектуры, имеет основания быть включённым в Список Всемирного наследия как выдающийся образец северорусского крестьянского культурного ландшафта, сформировавшегося в основных своих чертах в XII-XVI вв. и сохранившего до наших дней на своей территории культурные традиции и архаичные/реликтовые формы народного творчества, хозяйствования и природопользования. Здесь можно видеть гармоничное сочетание старинных сельских поселений с традиционной для Русского Севера системой сельскохозяйственных угодий, отражающей сложившуюся много веков назад практику общинного земледелия и индивидуальные черты промыслово-земледельческого хозяйственного уклада, совместившего «культуру леса» (унаследованную от финно-угорских племён) и «культуру поля» (привнесённую славянскими племенами).
Рис. 1. Украшение крестьянского дома, деревня Вершинино
В поселениях поддерживаются историческая планировка и застройка, характерная организация усадеб, традиционные сельские дома с их традиционным декором и внутренним устройством (рис. 1).
Почти при каждой деревне находятся деревянные часовни, многие из которых являются подлинными шедеврами русского деревянного зодчества, для центральной и северной частей рассматриваемой территории характерны священные (в местной традиции называемых святыми) рощи - островки старовозрастного леса, культура особого почитания которых идёт со времен язычества. Берега озёр с их причудливыми очертаниями, разнообразными заливами и островами, силуэтами деревянных часовен и священных рощ, старинными деревушками, водно-ледниковыми холмами и затейливым рисунком полей представляют собой шедевр организации пространства, обихоженного трудами многих поколений крестьян Европейского Севера, сумевших в процессе своей хозяйственной, сакральной, бытовой, ми-фопоэтической деятельности талантливо использовать природные особенности края - всхолмлённой водно-ледниковой равнины, образующей своеобразное поднятие среди обширных болот и тайги.
На территории находятся уникальные деревянные храмы (принадлежащие двум погостам - Порженскому и Почезерскому), а также десятки часовен, построенных в ХУШ-Х1Х веках, поклонных и обет-ных крестов, священных рощ, памятников археологии. Культовые памятники выделяются самобытным внутренним убранством - расписными «небесами» — сводами часовен с богатыми росписями на библейские сюжеты (их сохранилось 17). Многие часовни и Георгиевская церковь расположены в священных рощах. Там же расположены многие обетные кресты. Столь высокая концентрация священных рощ и часовен делает Кенозерье уникальным регионом, аналога которому нет на территории России и других стран мира.
Кенозерье является особым культурным пространством, представляющим исключительную ценность также как феномен живой культуры, зафиксированной в традиционных знаниях, умениях, представлениях, в характере поддержания культовых памятников, технологиях домостроительства и украшения жилищ, в организации быта и особенностях праздничной культуры. Это один из основных районов формирования русской мифопоэтики, сохранивший древние предания Киевской Руси, что было зафиксировано ведущими русскими этнографами, начиная с середины XIX века, и стало достоянием мировой фольклористики, а также оказало сильное влияние на культуру северных регионов России. Крестьянский ландшафт Кенозерья -это люди, сумевшие в непростых экономических и политических условиях отстоять своё право на особость своего культурного пространства и сумевшие сохранить свой культурный микрокосм в его основных физических параметрах (рис. 2).
Рис. 2. Фольклорный праздник в деревне Вершинино, вязка снопов
Критерии ценности, применяемые к культурно-ландшафтному комплексу «Заповеданное Кенозерье»
Культурный ландшафт Кенозерья удовлетворяет критериям 1, ш, V, VI, установленным в качестве критериев ценности объектов Всемирного наследия.
Критерий (д) -формулировка ЮНЕСКО Формулировка критерия (д) применительно к объекту
Представляет собой шедевр творческого гения человека Выдающиеся памятники храмовой народной архитектуры Кенозерья являются шедеврами храмового деревянного зодчества, а собрание храмовых и часовенных потолочных росписей - «небес» - уникально по численности, сохранности и художественной выразительности
Вся деревянная архитектура Кенозерья является неотъемлемой частью культурного ландшафта, его основополагающим элементом, который во взаимодействии с формами рельефа, растительными ассоциациями, акваторией образует целостные ансамблевые комплексы. Памятники храмовой архитектуры нередко служат визуальными доминантами ландшафта. В Кенозерье «царствует» деревянное зодчество - начиная от двух выдающихся памятников-погостов с собранием более трёх десятков часовен, и заканчивая малыми хозяйственными постройками - банями, амбарами, мельницами, мостами. Эта плотность деревянного «покрова», пронизывающая весь ландшафт, формирует образ Севера России и является культурным шедевром.
Два архитектурных ансамбля заслуживают особого внимания как выдающиеся произведения строительного искусства - Порженский и Почозерский погосты (см. статью И.Н. Шургина). Георгиевский храм Порженского погоста послужил образцом-источником для часовен, обладающих клинчатым с полицами в основании завершением. Храмовый комплекс Почезерского погоста - уникальный пример архитектурного комплекса, объединившего в одно сооружение объёмно раздельные две церкви и колокольню. Архитектурные шедевры определяют иконичный образ культурного ландшафта.
Выдающимся достоинством религиозных памятников служат расписные небеса (перекрытия молельных залов) храмов и часовен. В «(Заповеданном Кенозерье» - уникальное для России и мира художественное собрание таких потолочных перекрытий - коллекция из 17 расписных небес, частично сохраняется in situ в часовнях, частично - в музейном собрании Кенозерского национального парка. Эти росписи отражают известные библейские сюжеты и фиксируют круг наиболее почитаемых святых. Полнота представленности живописных полотен уникальна по своей репрезентативности для всего Русского Севера, здесь сочетаются архаика и классика, профессионализм и незамысловатое народное ремесло. Кенозерье - это рефугиум самобытного крестьянского искусства, сложившегося благодаря особому укладу жизни и социальным условиям.
Критерий (ш) -формулировка ЮНЕСКО Формулировка критерия (ш) применительно к объекту
Содержит уникальное или выдающееся свидетельство культурной традиции или цивилизации, существующей либо исчезнувшей Архаичный крестьянский ландшафт «Заповеданного Кенозерья» - место бытования живой реликтовой крестьянской культуры с уникальными её материальными свидетельствами: редчайшим по концентрации собранием часовен и «святых» рощ, глубокими традициями в домостроительстве и организации жизненного пространства, не имеющими столь выраженных аналогов в других регионах
«Заповедное Кенозерье» - исключительное свидетельство глубинных традиций, во многом определивших своеобразие культурного ландшафта этой территории. Подтверждением служит уникальная по численности концентрация святых рощ, часовен и обетных крестов, которые в совокупности формируют структурированное сакральное пространство. Примечательно разнообразие типов часовенных построек и их характерные местоположения в ландшафте, что представляет универсальную ценность. Одна из значимых функций кенозерских святынь - церквей и часовен, посвящённых чтимым святым, помимо их сакральной роли - консолидирующая, связывающая жителей деревень Кенозера в единое этническое сообщество.
Высокая степень адаптации к природным условиям - с одной стороны, и менявшийся на протяжении трех веков социальный фон освоения вызывали трансформацию культурного ландшафта Кенозе-рья. Подобные трансформации являются признаками сельского ландшафта во всем мире, но уникальность Кенозерья - в сохранности центральных мест, наследуемости планировочной структуры ландшафта, устойчивости функциональных связей всех уровней. Поля Ке-нозерья сформированы на привершинных поверхностях различных мезоформ рельефа, а также на склонах холмов, поэтому имеют характерную эллипсовидную форму и ограничены характерными острыми бровками многовекового выпахивания, которые не встречаются более нигде на Русской равнине (см. статью Е.Ю. Колбовско-го). Крестьянские дома в деревнях на территории Кенозерья позволяют составить типологический ряд, демонстрирующий этапы формирования пятистенного жилища и вариантов связи его с хозяйственной частью в домах-дворах. Это уникальная возможность проследить зарождение и развитие наиболее распространённого на Русском Севере типа избы - пятистенка (см. статью И.Н. Шургина).
Критерий (у) - формулировка ЮНЕСКО Формулировка критерия (у) применительно к объекту
Является выдающимся примером традиционного поселения или формы землепользования, которые представляют определённую культуру, особенно когда она стала уязвимой под влиянием необратимых изменений Заповеданное Кенозерье служит выдающимся по сохранности примером средневекового культурного ландшафта Русского Севера, сформировавшегося в результате сочетания традиционного землепользования и промыс-лово-земледельческого уклада хозяйства с традиционной системой крестьянских поселений, сохранившегося с XVI века и чрезвычайно уязвимого в связи с современными социально-экономическими процессами
В Кенозерье представлен весь набор элементов, которые иллюстрируют ход и результаты эволюции северорусского крестьянского ландшафта. Сочетание исторических поселений с полями, пожнями, полянами, сетью троп и дорог, ведущих к промысловым водным и лесным угодьям, с системой сакральных локусов пространства, с определённым функциональным членением и устроением территории, где всякий элемент занимает строго отведённое ему в ландшафте место, формирует уникальную пространственную композицию.
Планировка и застройка деревень подчинены традиционному укладу, рисунку береговой линии и характеру рельефа, в застройке характерны бревенчатые избы-пятистенки с обширными примыкающими в линию хозяйственными дворами (дома-корабли). Часовни клет-ские, нередко с колоколенкой и луковичным завершением клиновидной кровли, с расписными небесами, пространственно бывают синхро-
низированы со святыми рощами и образуют с ними функционально-планировочные доминанты культурного ландшафта. Одним из ярких специфичных для кенозерского ландшафта элементов являются также острова-кладбища, островное и полуостровное положение погребений -особенность пространственной организации культурного ландшафта.
К поселениям примыкают обширные открытые пространства полевых угодий, визуально связанные с водной гладью озёр, в глубь окаймляющих поля лесов уходят связующие дороги-коммуникации. Это важные планировочные оси, на которые нанизана мозаика небольших полян - индивидуальных хозяйственных угодий внутри крупных лесных массивов. Своеобразие рельефа и чрезвычайная распространенность элементов ложбинно-лощинной сети не позволили в Кенозерье существенным образом укрупнить поля и уничтожить межевые элементы (в отличие от территории Центральной России), что обусловило уникальную сохранность масштаба и конфигурации как полевых угодий, так и всего паттерна культурного ландшафта (см. статью Е.Ю. Колбовского).
Критерий (VI) - формулировка ЮНЕСКО Формулировка критерия (VI) применительно к объекту
Непосредственно или опосредованно ассоциируется с событиями или сохранившимися традициями, с идеями или поверьями (верованиями), с художественными или литературными работами, имеющими исключительную универсальную значимость Кенозерье - один из основных центров русского былинного творчества, обогативший всю мировую фольклористику, место сохраняющихся духовных практик и способов сакрализации пространства
Территория Кенозеррья является своеобразным очагом хранения и распространения эпических песен - бълин, баллад, духовных стихов, которые представляли живую традицию вплоть до 1960-1970-х гг., только былин здесь было записано около трёхсот на сюжеты мифологического содержания, воинские, социально-бытовые и др. (см. статью Н.М. Ведерниковой и М.Н. Мелютиной). В отличие от других регионов Русского Севера былины в Кенозерье - достояние всех жителей, а не отдельных певцов (исполнителями былин были мужчины и женщины, люди разных возрастов). Эта уникальная особенность - длительность и повсеместность бытования определялись как природными факторами - северорусским крестьянским ландшафтом, созвучным эпическому складу поэзии, удаленностью от городских центров, так и нравственными представлениями жителей Кенозерья, не знавших крепостного права. Помимо былин, Кенозерье - место широкого и длительного бытования исторических песен эпохи Средневековья (Х1У-ХУ11 вв.) и баллад, среди которых есть уникальные сюжеты.
Живую традицию представляют сохраняющиеся обычаи и поверья, связанные с возведением и сохранением часовен и крестов, са-
кральными практиками, а также с хозяйственными заботами (см. статью Н.М. Ведерниковой). Знаковым явлением в сакрализован-ном пространстве Кенозерья служит постановка обетных крестов и часовен и приношение им дара (завета). В качестве дара часовни нередко украшаются узорными ткаными и вышитыми полотенцами, в орнаменте которых сохранены древнейшие мифологические мотивы и композиции. Возле крестов и в часовнях творят молитвы, просят благословения на дневные работы, ограждают себя от болезней. Сохраняются архаичные обряды и обычаи островных захоронений в свайных могилах с переправой покойного на весельных лодках, восходящие к традициям финско-балто-славянской культуры (см. статью Н.М. Ведерниковой и М.Н. Мелютиной).
Содержание скота породило развитую скотоводческую обрядность, домашнюю и пастушескую, включающую заговоры, магические действия, направленные на обеспечение здоровья животных, сохранение численности стада, защиты его от лесного зверя. Сохранившиеся тексты пастушеского отпуска - уникальные памятники народной письменности.
В бытовой культуре сохраняется множество черт, позволяющих местному сообществу называть себя «кенозерами». Сохраняются традиционные праздники годового цикла, из них особенно почитаемы Васильев день, Святки, Масленица, Троица и Духов день, Успения Богородицы, сопровождаемые народными гуляниями. Кенозерье - территория, где были развиты художественные ремесла, в частности изготовление кенозерских прялок, сочетающих традиции резьбы и росписи по дереву. Хотя их изготовление более не практикуется, однако они богато представлены как в музейных коллекциях, так и в кенозер-ских домах, где они передаются по наследству.
Целостность культурно-ландшафтного комплекса
«Заповеданное Кенозерье»
Качество целостности культурного ландшафта подтверждается:
- наличием всех элементов, необходимых для передачи полноты выдающейся универсальной ценности, а именно репрезентативным комплексом живых деревень с их коренным населением, рощ, храмов, часовен, угодий и пр.,
- достаточными размерами для всестороннего представления особенностей и процессов, отражающих значение объекта, площадь которого в трёх кластерах - 52,7 тыс. га,
- хорошим состоянием физической структуры объекта и его характерных элементов, контролируемостью рисков и угрожающих факторов,
- сохранностью многочисленных исторических, функциональных, планировочных, геосистемных взаимосвязей между элементами культурного ландшафта.
Целостность культурного ландшафта Кенозерья определяется сохранностью и полнотой представленности его составляющих, а также исторической преемственностью развития. Площадь национального парка составляет 140 тыс. га, в границах которых выделяются три участка (Кенозерский, Лёкшмозерский, Порженский), взаимосвязанных между собой исторически, функционально, планировоч-но, геосистемно. Здесь представлен весь набор элементов, которые иллюстрируют ход и результаты эволюции северорусского крестьянского ландшафта. Историческая система расселения с традиционными сельскохозяйственными, лесными и водными угодьями, коммуникациями, сакральными центрами и объектами сформировалась в процессе многовекового освоения территории и на основе гармоничного взаимодействия человека и природы Кенозерья.
Рис. 3. Вид от деревни Вершинино на Ряпусный берег Кенозера
Пространственные параметры культурного ландшафта Кенозерья заданы строением природного каркаса, узловыми элементами которого являются два крупных (Кенозеро и Лёкшмозеро) и целая система меньших озёр, в значительной части связанных небольшими речками и протоками. Традиционная система расселения с угодьями формировалась соответственно природному устроению местности и идентифицируется как поозерная кустовая, озера выполняют центрирующие функции для расселения и служат общими рыболовными угодьями (рис. 3). Важной характеристикой целостности являются визуальные связи между кустами деревень и внутри их, что требует поддержания
открытых пространств (полей, полян, лугов) на основных визирных осях. Исторически сложившаяся иерархия поселений фиксируется наличием храмов в наиболее значимых поселенческих центрах. Во всех деревнях сохраняются часовни, многие из них восстановлены в последние годы силами местного населения, часовенные и храмовые праздники обеспечивают поддержание традиции гостевания и контактов между жителями деревень в памятные даты в течение всего года.
Наличие нескольких десятков поселений на трёх взаимосвязанных участках с вариативными составляющими их элементами обеспечивает полноту представленности традиционного реликтового крестьянского ландшафта севера России с традиционным укладом жизни и правилами домостроительства. В сочетании деревень представлены все возможные элементы номинируемого ландшафта - жилые, хозяйственные, сакральные, коммуникативные в их взаимосвязях. На по-граничье некоторых деревень можно увидеть следы от когда-то располагавшихся там мельниц и кузниц, две мельницы восстановлены, что позволяет показать полный процесс традиционного природопользования отдельных поселений в границах застройки и её ближайшем окружении. Поля, поляны, луговины, святые рощи, кресты при дорогах, разновозрастные леса, озёра и озерки образуют сложную мозаику угодий, взаимосвязанных между собой и с системой поселений, составляя целостный мир крестьянской культуры.
Подлинность культурно-ландшафтного комплекса
«Заповеданное Кенозерье»
Аутентичность (подлинность) крестьянского культурного ландшафта Кенозерья подтверждается документами и материальными свидетельствами сохранности системы расселения, начиная с XVI века, унаследованности планировочной структуры деревень и ландшафта, достоверностью архитектуры храмов и часовен, большинство из которых было построено в ХVШ-XIX вв. и до настоящего времени сохранило свой исторический облик, сохранностью народных традиций домостроительства и природопользования.
При рассмотрении атрибутов аутентичности/подлинности принято учитывать2: форму и замысел; материалы и субстанцию; использование и функции; традиции, методы и системы управления; местоположение и окружение; язык и др. формы нематериального наследия; духовное и чувственное восприятие (поддержание традиции и культурной преемственности в сообществах).
2 Критерии аутентичности были сформулированы на конференции по применению Конвенции о Всемирном наследии ЮНЕСКО в Наре (Япония) в 1994 г. и вошли в основной руководящий документ -Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention, регулярно обновляемый и дополняемый.
Условиям аутентичности были признаны соответствующими полностью или в достаточно высокой степени:
1. Система расселения, планировка и застройка деревень, пути сообщения. Подлинность культурного ландшафта Кенозерья подтверждается историческими картами, где указаны места расположения исторических деревень и монастырей, основных дорог, границы полей и лугов, имеются многочисленные письменные описания этого места, относящиеся к прошлым столетиям. Современная ситуация свидетельствует о сохранности многовековых традиций выбора и организации мест расселения, что проявляется в унаследованности исторического распределения населенных пунктов и связующих их дорог, традиционной планировке деревень, в характере их застройки, подчинённости планировки конфигурации береговой линии и характеру рельефа.
2. Структура/мозаика/рисунок/характер использования угодий. Структура культурно-ландшафтных комплексов сформировалась много лет назад и в основном сохранилась в своём первозданном состоянии. Она включает само поселение на берегу крупного озера, святую рощу, часовни (в планировочных узлах расселения - также и храм), поля, примыкающие к поселению, кресты, расположенные в святой роще и на дорогах к соседним деревням, кладбище, небольшие озера и поляны, лесные угодья.
3. Архитектурные формы и конструкции: храмы и часовни, домовладения с хозяйственными постройками. В архивах сохранились рисунки, фотографии и обмеры расположенных в Кенозерье деревянных церквей, многих часовен и отдельных крестьянских домов, сделанные в первой половине прошлого века. Личные свидетельства местных жителей, возраст строительных материалов, формы и функции сооружений свидетельствуют о подлинности многочисленных деревянных построек первой половины XX, XIX и даже XVIII века. Многие их архитектурные особенности сложились именно в Кенозерье. Это образование избы-пятистенка, традиция повсеместного строительства часовен, широкое распространение в часовнях и церквах расписных потолков - «небес», формирование храмового комплекса-ансамбля типа Почезерского погоста.
4. Традиционные техники в строительстве и ремесле. Жители кенозерских селений до сих пор не утратили навыки традиционного плотничьего ремесла, строя себе дома или, что чаще, бани с печами-каменками. Такие строения по-прежнему рубятся топором «в обло» (иначе «в чашу»), для гидроизоляции и утепления могут использоваться природные материалы (береста, мох). Поддерживаются традиции украшения жилых домов коньками, резьбой, раскраской подшивки выноса кровли на фронтоне, фронтонов, ставней. Сохраняются традиции строительства лодок «кенозерок» с их характерными пропор-
циями и конструкцией, на малых лесных озёрах можно встретить архаичную конструкцию - лодку-дубан (рис. 4). Кенозеры помнят и старую плотничью терминологию. В Кенозерье сохраняются также многие сельскохозяйственные практики и технологии (при заготовке сена, содержании сельскохозяйственных животных, разведении огородов).
т
Рис. 4. Лодка-дубан
5. Сохранность сакральных объектов (часовни, святые рощи, кресты, кладбища), духовных практик, бытовых традиций и обычаев. Часовни продолжают жить и выполнять свои функции в качестве сакрального и социального компонента местного сообщества (рис. 5). Часовни даже в покинутых деревнях регулярно посещаются их бывшими жителями или их потомками для совершения религиозных обрядов и в память о своих предках.
Рис. 5. Самая маленькая часовня - Успения Богородицы в Тырышкинской святой роще
На территории Кенозерья установлено множества крестов, которые оберегаются, сохраняются, заменяются на новые в случае их обветшания. Сохраняется многовековая традиция бережного отношения и признание ценности святых рощ, где на уровне народных обрядов и традиций установлен запрет на вырубку и лесохозяйственные работы. В Кенозерье сохраняются также священные (заветные) деревья и камни, культ почитания которых возник в далёком прошлом (рис. 6).
Рис. 6. Особо почитаемый Николин камень в окрестностях деревни Морщихинской
Подлинность эпической традиции в Кенозерье подтверждается многочисленными источниками информации - опубликованными текстами и научными исследованиями русских и зарубежных учёных. В Кенозерье отрабатывались методы и принципы исследования, записи и публикации эпических песен, предполагающие подробную характеристику личности исполнителя былин.
Ключевые элементы культурного ландшафта «Заповеданного Кенозерья» взяты под охрану и контроль благодаря огромной работе, осуществляемой под руководством и по программам Кенозерского национального парка. Однако процесс запустения сельских угодий и дальних деревень пока не остановлен. Современные социально-экономические тренды не могут не влиять на ландшафтную динамику и создают определённые угрозы уязвимому реликтовому ландшафтному комплексу. Тем не менее, мозаика ландшафта и основные типы угодий, в целом, сохраняют преемственность историческому природопользованию. Эта структурная устойчивость имеет природные предпосылки, она основана на природной морфометрии ландшафта и определяется рисунком основных ландшафтных местоположений: моренных и вод-ноледниковых холмов и гряд, озёрных котловин, террас, склонов, уступов, речных долин, древних ложбин стока, западин и т.д.
144
Несмотря на серьёзные риски и утраты, культурный ландшафт Кенозерья продолжает быть репрезентативным образцом патриархального уклада жизни и традиционной пространственной организации жилой крестьянской среды. Условия для его естественного воспроизводства весьма ограничены, однако, при грамотной стратегии управления, он может быть длительно сохраняем. Внесение его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО должно способствовать поддержанию его основных черт и особенностей в изменившихся социально-экономических условиях. Ландшафтные реликты культурно-хозяйственных укладов сельского мира прошлого тысячелетия - ценнейший вклад в мировую сокровищницу наследия.
"ZAPOVEDANNOE KENOZERIE" IN THE UNESCO OUTSTANDING UNIVERSAL VALUES NOMINATION SYSTEM
Yu. Vedenin, M. Kuleshova
[email protected], [email protected]
Moscow, Russia
Abstract. On the basis of the conducted case researches, definitions of "Zapovedannoe Kenozerie" outstanding universal value by criteria of UNESCO world heritage are given, as well as its short summary, the object's integrity and authenticity proof, as it is demanded by UNESCO Guidelines. "Zapovedannoe Kenozerie" is the first cultural landscape, promoted into the World Heritage List by the Russian side.
Keywords: Zapovedannoe Kenozerie, UNESCO World Heritage List, outstanding universal value, integrity, authenticity, criteria of value, a cultural landscape, live culture.
For citation: Vedenin Yu., Kuleshova M. "Zapovedannoe Kenozerie" in the UNESCO outstanding universal values nomination system. Heritage and Modern Times. 2019;2(2):133-145.
Сведения об авторах Authors of the publication
Веденин Юрий Александрович, доктор Кулешова Марина Евгеньевна, канди-географических наук, профессор, веду- дат географических наук, независимый щий научный сотрудник Института гео- эксперт по культурным ландшафтам, член графии РАН. Москва, Россия. Научно-методического совета по культур-
E-mail: [email protected] ному наследию Минкультуры РФ, член об-
щественных организаций - Национального Комитета ИКОМОС, МСОП, ВООПИиК. E-mail: [email protected]
Yuri Vedenin, Doctor of Geography, Leading Marina Kuleshova, Ph.D. in Geogr., inde-Researcher of the Institute of Geography, RAS. pendent expert on cultural landscapes, mem-Moscow, Russia. ber of Scientific Methodological Council
E-mail: [email protected] on Cultural Heritage within the Russian Fed-
eration Ministry for Culture, member of public organizations - National Committee of ICOMOS (Russia), IUCN, VOOPIiK. E-mail: [email protected]
Дата поступления 06.05.2019