Научная статья на тему 'Культурно-ландшафтное районирование территории Кенозерья'

Культурно-ландшафтное районирование территории Кенозерья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
270
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНАЯ ЗОНА / КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНАЯ ПОДЗОНА / КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ КОМПЛЕКС / КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ КЛАСТЕР / ОЗЁРНЫЕ ПЛЁСЫ / ЛАХТЫ / КУСТ ДЕРЕВЕНЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СВЯЗИ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / CULTURAL LANDSCAPE ZONING / CULTURAL AND LANDSCAPE ZONE / SUBZONE / COMPLEX / CLUSTER / LAKE REACHES / LACHTAS / SET OF VILLAGES / FUNCTIONAL AND PLANNING CONNECTIONS / INTEGRITY

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Веденин Ю. А.

В основу культурно-ландшафтного районирования Кенозерья положено представление о культурно-ландшафтном комплексе как исторически сложившемся и территориально локализованном системном образовании, включающим сельские поселения, хозяйственные угодья, социальную и религиозную инфраструктуру в их соотношении с природными особенностями местности. В границах участков, предлагаемых для номинирования в Список всемирного наследия, был выделен 21 культурно-ландшафтный комплекс. Особое внимание обращается на объекты культурного наследия, определившие характерные черты каждого комплекса, и на необходимость их сохранения. В статье использованы материалы, разработанные совместно с Д.В. Тормосовым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KENOZERIE TERRITORY: CULTURAL LANDSCAPE ZONING

Cultural landscape zoning of Kenozerie is based on the idea of its being a cultural and landscape complex as historically developed and territorially localized system, including rural settlements, economic grounds, social and religious infrastructure in their ratio with natural features of the area. Within borders of the sites offered for nominating into the World Heritage List, 21 cultural and landscape complexes were allocated. Special attention is paid to the objects of cultural heritage which defined characteristic features of each complex and on the need for their preservation. This article uses materials developed together with D.V. Tormosov.

Текст научной работы на тему «Культурно-ландшафтное районирование территории Кенозерья»

УДК 911

КУЛЬТУРНО - ЛАНДШАФТНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ КЕНОЗЕРЬЯ

Ю.А. Веденин

vedenin37@gmail.com Институт географии РАН, Москва, Россия

Аннотация. В основу культурно-ландшафтного районирования Кенозерья положено представление о культурно-ландшафтном комплексе как исторически сложившемся и территориально локализованном системном образовании, включающим сельские поселения, хозяйственные угодья, социальную и религиозную инфраструктуру в их соотношении с природными особенностями местности. В границах участков, предлагаемых для номинирования в Список всемирного наследия, был выделен 21 культурно-ландшафтный комплекс. Особое внимание обращается на объекты культурного наследия, определившие характерные черты каждого комплекса, и на необходимость их сохранения. В статье использованы материалы, разработанные совместно с Д.В. Тормосовым.

Ключевые слова: культурно-ландшафтное районирование, культурно-ландшафтные зона, подзона, комплекс, кластер; озёрные плёсы, лахты, куст деревень, функционально-планировочные связи, целостность.

Для цитирования: Веденин Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование территории Кенозерья. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2019;2(2):20-34.

Методология и целеполагание

Красота и комфортность Земли как «дома» людей во многом зависит от того, насколько каждый её участок отличается «лица необщим выраженьем». Наиболее полно это свойство Земли может быть выражено через культурно-ландшафтное районирование как наиболее адекватную реальности форму описания разнообразия жизненного пространства человека — носителя определённых культурных ценностей. Существует множество представлений о сущности и методах культурно-ландшафтного районирования. Во многом это связано с масштабом исследований. Одним из важнейших объектов районирования российских исследователей является Россия [1; 2; 3]. Есть примеры районирования на региональном уровне [4; 5], есть - на локальном, применительно к охраняемым территориям [6; 7], к которым относится и Кенозерский национальный парк. Для Кенозерья основными признаками ландшафтной дифференциации послужили хозяйственно-планировочные связи между поселениями, структура исторических угодий, история формирования расселенческих кустов.

Общая цель культурно-ландшафтного районирования — выделение целостных территориальных сочетаний культурных и природных объектов, процессов и явлений. В контексте рассматриваемой темы ос-

новное внимание уделяется выявлению места наследия в территориальной системе. Вопрос о культурно-ландшафтной дифференциации Кенозерья был поднят в начале 2000-х годов, в процессе разработки одного из первых для национальных парков менеджмент-планов. Именно тогда нами, совместно с архитектором Парка Д.А. Тормосовым, на основании документов и экспедиционных обследований, было составлено первое районирование, которое легло в основу многих программ и проектов парка [8; 9]. Включение культурных ландшафтов этой уникальной территории в список всемирного наследия - также очень важный проект, и характеристики выявленных культурно-ландшафтных комплексов лежат в основе аргументации по обоснованию границ трёх наиболее ценных по параметрам наследия кластеров в границах парка (рис. 1а). Ключевыми аргументами для такого выбора послужили концентрация разнообразных феноменов наследия на выделенных территориях и их относительно высокая, в сравнении с другими культурно-ландшафтными комплексами, сохранность (не все ранее выделенные комплексы были включены в номинируемые кластеры). Процедура районирования позволяет разделить территорию на достаточно целостные участки, а условие целостности является одним из основных для номинируемых объектов.

Современный образ Кенозерья - это разбросанные по берегам озёр деревни с изящными часовенками и монументальными силуэтами святых рощ. Это луга, раскинувшиеся на месте бывших пашен, сочетание которых с гладью озёр и многочисленными заливами создаёт живописную картину северной природы, освоенной и облагороженной человеком, сделавшим её уютной и приятной для жизни. Вместе с тем, характер ландшафтов на территории парка весьма различен.

Всю территорию Кенозерского национального парка можно разделить на три культурно-ландшафтные зоны: Лёкшмозерскую, Пор-женскую, и Кенозерско-Почезерскую, им соответствуют и три выделяемых для номинирования кластера.

Для Лёкшмозерской зоны характерно явное доминирование одного большого, округлого озера - Лёкшмозера, вокруг которого располагаются компактные группы (кусты) поселений, окружённые открытым пространством лугов. Характерной чертой этой зоны является и то, что именно на её территории особенно заметно проявлялась в прошлом деятельность монастырей, их вклад в освоение ландшафтов Русского Севера.

Для Порженской зоны характерно множество небольших озёр, равномерно разбросанных по всей её территории. На их берегах ранее располагались небольшие группы поселений с окружающими их луговыми угодьями. В отличие от поселений Лёкшмозерской зоны большая часть из них ориентировалась сразу на несколько озёр, образующих в сочетании с лугами единые открытые пространства.

Рис. 1а. Границы номинируемых кластеров объекта «Заповеданное Кенозерье»: А - Кенозерско-Почезерского, Б - Порженского, В - Лёкшмозерского

Для Кенозерско-Почезерской зоны главным ландшафтообразу-ющим объектом служит Кенозеро. Однако, в отличие от Лёкшмозера, Кенозеро состоит из множества плёсов и заливов (лахт), которые воспринимаются как самостоятельные водоёмы. Большинство кустов поселений и примыкающих к ним угодий связано с несколькими заливами, а также с расположенными рядом с Кенозером малыми озёрами. Отдельный расселенческий куст сформировался вокруг Почезера, связанного с Кенозером (сектор озера Свиное) рекой Поча.

22

В каждой культурно-ландшафтной зоне выделяются отдельные культурно-ландшафтные комплексы, границы которых определяются размерами зоны влияния деревни или группы деревень (рис. 1б).

/ / ■ поч* и •

приозерный' ¿й!*"^

Рис. 1б. Культурно-ландшафтные комплексы Кенозерья: 1 - Морщихинский, 2 - Труфановский, 3 - Кирилло-Челмогорский, 4 - Наглимозер-ский, 5 - Масельга-Гужовский, 6 - Порженский, 7 - Ведягино-Тырышкинский, 8 - Зехново-Ряпусовский, 9 - Матёрский, 10 - Медвежий, 11 - Мамонов, 12 - Верши-нинский, 13 - Тарасовский, 14 - Тамбичлахтинский, 15 - Немятинский, 16 - Чолмин-ский, 17 - Свиное, 18 - Усть-Починский, 19 - Шуйлахтинский, 20 - Почезерский, 21 - Поромский, 22 - Першлахтинский

Все культурно-ландшафтные комплексы подразделяются на пять классов - от устойчиво развивающихся групп поселений к оставленным и неиспользуемым:

1. культурно-ландшафтные комплексы искусственно укрупнённых или вновь созданных поселений с постоянным населением и используемыми сельскохозяйственными угодьями;

2. культурно-ландшафтные комплексы традиционных поселений с постоянным населением и используемыми сельскохозяйственными угодьями;

3. культурно-ландшафтные комплексы традиционных поселений с временным населением и используемыми сельскохозяйственными угодьями;

4. культурно-ландшафтные комплексы исчезнувших поселений с используемыми сельскохозяйственными угодьями;

5. культурно-ландшафтные комплексы исчезнувших поселений с неиспользуемыми сельскохозяйственными угодьями.

Лёкшмозерская культурно-ландшафтная зона

В её границах выделено пять культурно-ландшафтных комплексов: Морщихинский (первый класс), Труфановский (второй класс), Масельга-Гужевский (третий класс), Наглимозерский и Кирилло-Челмогорский (пятый класс).

Морщихинский комплекс сформировался на базе большой группы сельских поселений: Морщихинская, Калинино, Погост, Подлеша, Лукьяново, Заручевье, Анфаловское, Мартыново и Дьяково. В настоящее время все они слились в единое поселение - Мор-щихинскую - с «концами», сохраняющими свою историческую топонимику. Комплекс охватывает всю северную часть Лёкшмозерья. На его территории сохраняются значительные площади используемых для сенокошения лугов (рис. 2). Архитектурно-планировочной и высотной доминантой ландшафта служит действующая каменная церковь Петра и Павла. Сохранилась часть традиционной застройки села, а также две часовни - Фрола и Лавра в Дьякове и Марии Це-лительницы - за пределами Морщихинской, по дороге на Труфано-во. Несколько лет назад рядом была поставлена ещё одна часовня, посвященная Ксении Петербуржской. Это подтверждает продолжение живой традиции установки часовен местными жителями по обету. На некоторых домах можно увидеть традиционный для этих мест декор - наличники, «полотенца», резьбу.

Рис. 2. Вид на деревни Морщихинскую и Лёкшмозеро с северо-запада

Труфановский комплекс включает куст деревень, расположенный на восточном берегу Лёкшмозера и состоящий из Новосёлова, Ка-зариновской, Ившенской. Когда-то богатые и обширные угодья заросли лесом. Открытые пространства сохранились в непосредственной близости к деревням. В Ившенской по инициативе местного жителя восстановлена часовня Святого Пантелеймона. Основная проблема управления этим культурно-ландшафтным комплексом заключается в сохранении здесь постоянного населения, что является чрезвычайно сложной задачей.

Место Кириллово-Челмогорской пустыни (пятый класс) выделено в отдельный комплекс, он имеет ассоциативную значимость как место утраченного монастыря. Бывшие монастырские постройки отмечают кресты с мемориальными надписями. Фрагменты исторического ландшафта — место кельи-землянки Кирилла Челмогорского; дерево, к которому по местному преданию его привязали разбойники; три кладбища (одно из них действующее); место монастырского выселка Пела; монастырские луга, старые ели и другие свидетели монастырской жизни.

Когда-то на Монастырском острове Наглимозера находился ещё один монастырь XVII века - Аглимозерская пустынь (в 1764 году -упразднена, церкви Тихвинской Божией Матери и Трёх Святителей были приписаны к Лёкшмозерскому приходу, до наших дней ни одна не сохранилась). Места старых построек маркируют памятные кресты. Память о бывшем здесь когда-то монастыре и храмах отмечается двумя почитаемыми в народе святынями - Николиным крестом и Нико-линым камнем, - расположенными у дороги, ведущей к Наглимозеру от Морщихинской.

Масельга-Гужовский комплекс расположен между тремя озёрами - Масельгой, Пежихерьем и Вендозером. При этом Масельгская часть комплекса расположена на высоком холме, ориентированном на озеро Масельгу, а Гужовская часть занимает холмистый, не заросший лесом полуостров и образует с прилегающими озёрами единое открытое пространство. Важную роль в формировании целостного комплекса играет церковь Александра Свирского (рис. 3), возвышающаяся на Хиж-горе - узкой гряде, расположенной между деревнями Масельгой и Гужово, от неё открываются далёкие перспективы на весь ландшафтный комплекс и окружающие его лесные дали. Ещё по одной узкой гряде к Масельге подходит дорога из Морщихинской - эта узкая озовая перемычка разделяет водоразделы Белого и Балтийского морей. Недалеко от Гужово начинается озёрно-канальная система «Левусозеро-Масельгское», а в трёх километрах от той же деревни, на Левусозере, восстановлена водяная мельница XIX века. Луговые пространства комплекса выкашиваются жителями Морщихинской. На месте деревни Масельга сохранилось несколько деревенских домов, построен летний экологический лагерь, традиционный крестьянский дом поставлен у озера для приёма гостей.

Рис. 3. Церковь Александра Свирского на Хижгоре

Порженская культурно-ландшафтная зона

Для целей включения в Список всемирного наследия здесь выделяется только один, Порженский культурно-ландшафтный комплекс (четвёртый класс), расположенный между Лёкшмозером и Кенозером на берегах небольших озёр, столь характерных для этой территории. Порженский комплекс сформировался на базе трёх деревень: Фёдоровской, Окатовской и Турова сельца, - и двух озёр: Порженского и Большего Порженского. Ещё недавно местные луга выкашивались бывшим совхозом Кенозерский, в настоящее время их поддерживает

национальный парк. Порженский комплекс выполняет функции связующего звена, объединяющего северную и южную части парка. Перспективность и значимость Порженского комплекса обусловлена не только его центральным положением, но и высокой ценностью расположенной на его территории Георгиевской церкви с рубленой оградой, входящей в список наиболее значимых памятников деревянного зодчества России (рис. 4).

Рис. 4. Ансамбль Порженского погоста в окружении святой рощи

Кенозерская культурно-ландшафтная зона

Это основная, наиболее обширная и разнообразная по составу зона делится на ряд относительно автономных подзон, каждая из которых связана с определённой частью Кенозера. Выделены подзоны Кенозерского плёса (включая Глущевскую лахту), озера Долгого, озера Свиного и Почезера.

В зоне тяготения Кенозерского плёса выделяется семь культурно-ландшафтных комплексов. Вдоль южной части озера располагаются наиболее крупные Ведягино-Тырышкинский и Зехново-Ряпусовский комплексы.

Ведягино-Тырышкинский комплекс относится ко второму классу, во всех деревнях (за исключением Ведягина) сохранилось постоянное население. Куст поселений включает деревни Ведягина, Горбачиха, Ты-рышкино, Семёново, Косицына. Все они расположены на берегах Глубокой Лахты и врезающейся в неё Катицкой Лахты. Доминирующее положение в ландшафтном комплексе занимает деревня Семёново, именно от неё видны многие другие поселения и ландшафты Кенозера. Местоположение Ведягина - это мыс, разделяющий Глубокую Лахту и озеро Домашнее. Деревни Тырышкино и Горбачиха разместились напротив друг друга на берегах узкой Катицкой Лахты. Когда-то Ведягино-Тырышкинский комплекс обладал обширными луговыми и пахотными

27

угодьями. Следует отметить относительно хорошую сохранность луговых массивов, расположенных в стороне от поселений, в частности севернее Косицына вдоль Катицкой Лахты. С этих лугов открываются далёкие перспективы на окрестности, здесь сохранились следы традиционного природопользования, в том числе валы по границам пашни, сложенные из валунов и заросшие старыми берёзами и можжевельником, остатки дорог и мелиоративных систем, переходы через ручьи и т.д. Ведягино-Тырышкинский комплекс имеет множество сакральных объектов. Здесь сохранились семь уникальных часовен и деревянная церковь апостола Андрея Первозванного, а также ценные гражданские постройки. В Гор-бачихе, Тырышкино, Семёново часовни стоят в святых рощах, наиболее крупная из которых - в Тырышкино. Часовни активно посещаются местными жителями и приезжающими гостями.

Зехново-Ряпусовский комплекс расположен на юго-восточном берегу Кенозерского плёса и включает 7 деревень: Спицына, Зехнова, Погост, Ряпусова, Майлахта, Сысово, Щанникова. Почти все деревни сохранили постоянное население, что позволяет отнести этот комплекс ко второму классу. В то же время обширные в прошлом сельскохозяйственные угодья, когда-то доходившие до Мудрозера, сегодня зарастают, возрастает мелкоконтурность лугов. Северная часть комплекса, базирующаяся на Ряпусовском кусте поселений, закрыта от остальной части акватории Ке-нозера Ряпусным островом, где располагается кладбище с архаичными формами захоронения. Часовня Иоанна Богослова в Зехново со святой рощей - одна из самых красивых в Кенозерье (рис. 5). На окраине деревни восстановлена водяная мельница. Несколько часовен в деревнях, Сретенский храм в д. Погост и кресты по лесным дорогам маркируют сакральное пространство комплекса. Из Майлахты выходит Ошевенский тракт, лесная дорога, связывающая Кенозерье с важным религиозным центром (Ошевенским монастырём) за его пределами.

Рис. 5. Часовня Иоанна Богослова в деревне Зехнова

В средней части Кенозерской зоны выделяется группа небольших культурно-ландшафтных комплексов, отнесённых к четвёртому классу. Матёрский комплекс сформировался на основе деревни Матёра. От бывшей деревни сохранилась и всё ещё посещается жителями окрестных деревень часовня Великомученицы Варвары со святой рощей. Остатки лугов не заросли только благодаря крестьянам из Вершинино, продолжающим здесь косить сено. На Медвежьем острове сохранились развалины дома и восстановлена Власьевская часовня. Луга продолжают выкашиваться крестьянами Вершинино. Особый интерес представляют святая роща, а также памятники сельскохозяйственного освоения — валунные гряды на границах полей, отмеченные правильными рядами крупных древовидных можжевельников. На Мамоновом острове, кроме лугов и места, где ещё недавно располагалась деревня, не сохранилось следов живого культурного ландшафта. Но для местного населения это памятное место. Здесь стояла Ильинская часовня, вывезенная в музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», сохраняется поклонный крест, а на берегу можно увидеть камень, почитаемый местными жителями как исцеляющий недуги.

К северу от Косицына расположен Тарасовский комплекс (четвёртый класс), включающий две деревни - Тарасова и Бор. В Тарасовой сохранилась часовня Св. Афанасия Многомилостивого, поклонные кресты, выкашиваются луга. Деревня Бор не сохранилась, часовня сгорела, и на её месте установлен памятный крест. В устной культуре сохраняется предание о деревне и об исчезнувшем за одну ночь озере, вместо которого образовалась заболоченная низина. На мысу, напротив Вершинино, располагается деревня Телицына. Здесь ещё сохраняются открытые луга, играющие важную роль в организации береговых пейзажей. Сохранилась святая роща с поклонными крестами, установленными на месте бывшей часовни. На южной границе деревни находится интересный сакральный локус - несколько поклонных крестов при крупном экземпляре древовидного можжевельника.

Вершининский комплекс (первый класс) включает несколько поселений: Вершинино, Погост, Шишкина, Горы, Карпова. К ним примыкает деревня Глущева. Этот комплекс выполняет функцию связующего элемента между культурными ландшафтами Кенозерского плёса, Долгого озера и Глущевой Лахты. Вершинино является административным и активно развивающимся туристским центром. На территории комплекса проживает большая часть населения Кенозерья. Здесь расположено несколько музеев, демонстрирующих традиционный уклад жизни Кенозерья и его историю. Пейзаж деревни венчает часовня Святителя Николая Чудотворца (рис. 6), восстанавливается каменная Успенская церковь в деревне Погост, есть несколько небольших часовен и две святых рощи, хорошо просматривающиеся во время путешествия по озеру. В Шишкинской роще силами местных жителей восстановлена часовня Тихвинской Божьей Матери.

29

Рис. 6. Никольская часовня в деревне Вершинино

Вокруг Долгого озера выделяются два культурно-ландшафтных комплекса: Тамбич-Лахтинский и Немятинский.

Тамбич-Лахтинский комплекс (третий класс) сформировался на базе деревень, расположенных на берегах Тамбич-Лахты. Особое место в комплексе занимают деревни Кривцова и расположенная в устье р. Тамбицы Тамбич-Лахта. Обширные угодья вокруг них, ныне используемые для сенокошения, связаны не только с Долгим озером, но и с расположенным в километре южнее Большим озером. До наших дней сохраняются часовни Святителя Филиппа митрополита Московского в Кривцово и Рождества Пресвятой Богородицы в Тамбич-Лахте с чрезвычайно выразительной и хорошо просматриваемой святой рощей. Вторая часть комплекса включает куст поселений: Тырнаволок, Городское, Бухалова, Качикову Горку, Бояриново, Раймова. При них сохраняются четыре часовни и две святых рощи. Зарастание сельскохозяйственных угодий угрожает утратой пока ещё чётких визуальных и функциональных взаимосвязей между поселениями данного комплекса и соседствующих с ним.

Немятинский комплекс (третий класс) располагается вдоль Чо-лмского прохода и включает деревни Немяту, Екимово, Захарова. Благодаря близости к Вершинино угодья Немятинского комплекса довольно активно используются. На территории деревни Немята сохраняются часовня Трёх Святителей, святая роща и остатками поклонных крестов.

На берегах Свиного озера выделяется четыре культурно-ландшафтных комплекса.

В Чолминском комплексе (третий класс) сохранились активно используемые луга и часовня Святых бессребреников Косьмы и Да-миана со святой рощей, расположенной при глубоком распадке, выходящем к Кенозеру.

Свиное - комплекс (третий класс) интересен тем, что здесь сохранились луга, связывающие в единую систему озёра Свиное, Глубокое и Долгое. Сохраняется часовня Ильи Пророка со святой рощей. Деревня Свиное используется лишь в летнее время, а Осташевская -исчезла полностью. Относительно близкое положение по отношению к Усть-Поче гарантирует дальнейшее использование луговых угодий.

Усть-Починский комплекс (первый класс) занимает ведущее положение среди комплексов Свиного озера. Он сформировался на основе трёх деревень - Подберезки, Усть-Почи, Мызы. На территории полуострова Суетин находится одна из наиболее живописных видовых точек. В Усть-Поче сохранилась часовня Николая Чудотворца, а в Мызе - две святые рощи, в одной из которых установлена местными жителями часовня благоверного Александра Невского. Сама Усть-Поча играет важную роль в сохранении многих культурных ландшафтов, расположенных по берегам Свиного озера и в непосредственной близости от него; её население продолжает активную хозяйственную деятельность и тем самым обеспечивает сохранность пространственной структуры культурного ландшафта.

Шуйлахтинский комплекс (второй класс) раскинулся на берегах залива Шуйлахта и залива Корминская лахта. Комплекс включает два куста деревень. Первый из них объединяет Рыжково, Глазово, Федосова, второй - Минина, Печихина и Ершово. Мининский куст деревень связан не только с Шуйлахтой, но и с Гамозером. Между Мининским и Рыжковским кустами деревень сохранились небольшие массивы взаимосвязанных друг с другом лугов - свидетельства земледельческой освоенности этих территорий в прошлом. Часть обширных луговых угодий активно используется. В Рыжково сохраняется постоянное население, что обусловлено близостью к Усть-Поче. В Глазово и Федо-сово несколько домов используются сезонно, в летнее время. На территории комплекса находятся 5 часовен и три святых рощи, все они представляют высокую историко-культурную ценность, но особо выделяется по своим художественным достоинствам и своеобразию местоположения в ландшафте отреставрированная часовня Сошествия Святого Духа в Глазово. В святой роще между Печихиным и Мининым расположены сразу две часовни - Святого Георгия Победоносца и Казанской Богоматери.

Почезерский комплекс (второй класс), расположен в северной части объекта номинации, на берегах небольших проточных озёр -Почезера и оз. Святого, связанных с рекой Поча. В основе его формирования лежит куст сёл и деревень - Филипповская, Строева горка, Каковиченская, Потеряевская, Будылгина. Все они, за исключением Потеряевской и Будылгина, занимают возвышенную гривку между озерами. В деревне Филипповской находится один из наиболее цен-

ных, недавно отреставрированных памятников деревянной архитектуры, отнесённых к объектам наследия федерального значения - храмовый ансамбль Почезерского погоста с двумя храмами и колокольней, кладбищем со святой рощей и рублеными оградами, о которых более подробно сказано в статье И.Н. Шургина. Из четырёх часовен сохранилась одна придорожная - Кирика и Улиты. Несколько традиционных крестьянских домов восстанавливаются силами национального парка. Сохранившиеся дома обитаемы сезонно, в летнее время.

На берегах Кенорецкого плёса, на Поромском острове располагается Поромский комплекс (третий класс), равно удалённый от большинства других комплексов Кенозерской зоны. Сохраняется деревня, используемая в основном в летний сезон. В деревне находится часовня преподобного Антония Сийского. Эта деревня хорошо известна фольклористам, здесь проживали представители известной сказительской династии Сивцевых, чьи «старины» записал в XIX веке собиратель русского фольклора А.Ф. Гильдфердинг.

Для сохранения культурных ландшафтов Кенозерского парка должна быть разработана комплексная программа его развития, ориентированная на решение не только системы природоохранных задач, но и на создание условий для нормальной хозяйственной, социальной и туристско-экскурсионной деятельности. В основу такой программы должны быть положены фундаментальная научная база, бережное отношение к природным и культурным ценностям, надёжная система связей с местными административными, хозяйственными и культурными сообществами. Культурно-ландшафтная дифференциация территории парка является важнейшей частью этой программы, поскольку только на её основе можно учесть разнообразие природных, социокультурных, экономических и других факторов, влияющих на возможность сохранения культурного и природного наследия парка, его вовлечения в современную жизнь.

Литература

1. Веденин ЮА. Культурно-ландшафтное районирование России - ориентир культурной политики // Ориентиры культурной политики. Вып. 2. М.: Министерство культуры РФ, ГИВЦ МК РФ, 1997. С. 3-99.

2. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1998. 210 с.

3. Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: уч. пос. М.: Изд-во МГУ, 2000. 96 с.

4. Чалая И.П. Веденин ЮА. Культурно-ландшафтное районирование Тверской области. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1997. 286 с.

5. Манаков А.Г. Основы культурно-географической регионалистики: уч. пос. для вузов. Псков: ПГПУ, 2006. 188 с.

6. Чалая И.П., Иванова И.Г. Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра». Культурный ландшафт как объект наследия. Под

ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Була-нин, 2004.

7. Горбунов А.В., Кулешова М.Е. Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля. Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.

8. Веденин Ю.А., Тормосов Д.В. Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка // Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. C. 425-445.

9. Веденин Ю.А., Козыкин А.В., Кулешова М.Е., Тормосов Д.В. Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья // Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. C. 532-548.

KENOZERIE TERRITORY: CULTURAL LANDSCAPE ZONING

Yu. Vedenin

vedenin37@gmail.com

Institute of Geography of the Russian Academy of Science, Moscow, Russia

Abstract. Cultural landscape zoning of Kenozerie is based on the idea of its being a cultural and landscape complex as historically developed and territorially localized system, including rural settlements, economic grounds, social and religious infrastructure in their ratio with natural features of the area. Within borders of the sites offered for nominating into the World Heritage List, 21 cultural and landscape complexes were allocated. Special attention is paid to the objects of cultural heritage which defined characteristic features of each complex and on the need for their preservation. This article uses materials developed together with D.V. Tormosov.

Keywords: Cultural landscape zoning, cultural and landscape zone, subzone, complex, cluster, lake reaches, lachtas, set of villages, functional and planning connections, integrity.

For citation: Vedenin Yu. Kenozerie territory: cultural landscape zoning. Heritage and Modern Times. 2019;2(2):20-34.

References

1. Vedenin Ju.A. Kul'turno-landshaftnoe rajonirovanie Rossii - orientir kul'turnoj politiki // Orientiry kul'turnoj politiki. Vyp. 2. M.: Ministerstvo kul'tury RF, GIVC MK RF, 1997. S. 3-99.

2. Turovskij R.F. Kul'turnye landshafty Rossii. M.: Rossijskij NII kul'turnogo i pri-rodnogo nasledija, 1998. 210 s.

3. Kaluckov V.N. Osnovy jetnokul'turnogo landshaftovedenija. Uchebnoe posobie. M.: Izd-vo MGU, 2000. 96 s.

4. Chalaja I.P. Vedenin Ju.A. Kul'turno-landshaftnoe rajonirovanie Tverskoj oblasti. M.: Rossijskij nauchno-issledovatel'skij institut kul'turnogo i prirodnogo nasledija, 1997. 286 s.

5. Manakov A.G. Osnovy kul'turno-geograficheskoj regionalistiki. Uchebnoe posobie dlja vuzov. Pskov: PGPU, 2006. 188 s.

6. Chalaja I.P., Ivanova I.G. Kul'turno-landshaftnaja differenciacija territorii nacion-al'nogo parka «Ugra». Kul'turnyj landshaft kak ob"ekt nasledija. Pod red. Ju. Vedenina, M. Kuleshovoj. M.: Institut Nasledija; SPb.: Dmitrij Bulanin, 2004.

7. Gorbunov A.V., Kuleshova M.E. Kul'turno-landshaftnoe rajonirovanie territorii Borodinskogo polja. Kul'turnyj landshaft kak ob"ekt nasledija. Pod red. Ju. Vedenina, M. Kuleshovoj. M.: Institut Nasledija; SPb.: Dmitrij Bulanin, 2004.

8. Vedenin Ju.A., Tormosov D.V. Kul'turno-landshaftnaja differenciacija territorii Kenozerskogo nacional'nogo parka // Kul'turnyj landshaft kak ob"ekt nasledija. Pod red. Ju.A. Vedenina, M.E. Kuleshovoj. M.: Institut Nasledija; SPb.: Dmitrij Bulanin,

2004. C. 425-445.

9. Vedenin Ju.A., Kozykin A.V., Kuleshova M.E., Tormosov D.V. Programma sohranenija kul'turnyh landshaftov Kenozer'ja // Kul'turnyj landshaft kak ob"ekt nasledija. Pod red. Ju.A. Vedenina, M.E. Kuleshovoj. M.: Institut Nasledija; SPb.: Dmitrij Bulanin, 2004. C. 532-548.

Сведения об авторе

Author of the publication

Веденин Юрий Александрович, доктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института географии Российской Академии наук. Москва, Россия. E-mail: vedenin37@gmail.com

Yuri Vedenin, Doctor of Geography, Professor, Leading Research Fellow of the Institute of Geography of the Russian Academy of Science. Moscow, Russia. E-mail: vedenin37@gmail.com

Дата поступления 16.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.