Научная статья на тему 'Запланированное устаревание – причины, последствия и меры юридического и экономического противодействия'

Запланированное устаревание – причины, последствия и меры юридического и экономического противодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Запланированное устаревание / конкуренция / законодательное регулирование / Planned obsolescence / competition / legislative regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукиянов М. Ю., Бондаренко А. В., Уланов А. А.

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современной экономики – запланированному устареванию. Рассмотрены причины возникновения данного явления, опасные последствия и методы противодействия. Запланированное устаревание – это следствие сформировавшегося в ХХ веке общества потребления, основу которого составляет постоянное улучшение качества жизни за счет большого количества предоставляемых обществу товаров. Закономерным итогом такой модели общества стало стремление производителей, которые обладали экономическим преимуществом на рынке, изготавливать избыточную продукцию с запланированным техническим, стилистическим и функциональным устареванием для получения большей прибыли. В статье представлен ряд отрицательных аспектов данной проблемы, прежде всего, негативное экологическое воздействие и неблагоприятные экономические последствия для потребителей. Приведены примеры частичного или полного решения проблемы запланированного устаревания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planned obsolescence – causes, consequences and measures of legal and economic counteraction

This article is devoted to one of the urgent problems of the modern economy – planned obsolescence. The causes of this phenomenon, dangerous consequences and methods of counteraction are considered. Planned obsolescence is a consequence of the consumer society formed in the twentieth century, which is based on the constant improvement of the quality of life due to the large number of goods provided to society. The natural result of such a model of society was the desire of manufacturers who had an economic advantage in the market to produce excess products with planned technical, stylistic and functional obsolescence in order to make more profit. The article presents a number of negative aspects of this problem, primarily the negative environmental impact and adverse economic consequences for consumers. Examples of partial or complete solutions to the problem of planned obsolescence are given.

Текст научной работы на тему «Запланированное устаревание – причины, последствия и меры юридического и экономического противодействия»

DOI 10.46320/2077-7639-2024-4-125-42-48

Запланированное устаревание -причины, последствия и меры юридического и экономического противодействия

Лукиянов М.Ю., Бондаренко А.В., Уланов А.А.

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современной экономики - запланированному устареванию. Рассмотрены причины возникновения данного явления, опасные последствия и методы противодействия. Запланированное устаревание - это следствие сформировавшегося в ХХ веке общества потребления, основу которого составляет постоянное улучшение качества жизни за счет большого количества предоставляемых обществу товаров. Закономерным итогом такой модели общества стало стремление производителей, которые обладали экономическим преимуществом на рынке, изготавливать избыточную продукцию с запланированным техническим, стилистическим и функциональным устареванием для получения большей прибыли. В статье представлен ряд отрицательных аспектов данной проблемы, прежде всего, негативное экологическое воздействие и неблагоприятные экономические последствия для потребителей. Приведены примеры частичного или полного решения проблемы запланированного устаревания.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Лукиянов М.Ю., Бондаренко А.В., Уланов А.А. Запланированное устаревание - причины, последствия и меры юридического и экономического противодействия // Дискуссия. - 2024. -Вып. 125. - С. 42-48.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Запланированное устаревание, конкуренция, законодательное регулирование.

DOI 10.46320/2077-7639-2024-4-125-42-48

Planned obsolescence - causes, consequences and measures of legal and economic counteraction

Lukiyanov M.Y., Bondarenko A.V., Ulanov A.A.

This article is devoted to one of the urgent problems of the modern economy - planned obsolescence. The causes of this phenomenon, dangerous consequences and methods of counteraction are considered. Planned obsolescence is a consequence of the consumer society formed in the twentieth century, which is based on the constant improvement of the quality of life due to the large number of goods provided to society. The natural result of such a model of society was the desire of manufacturers who had an economic advantage in the market to produce excess products with planned technical, stylistic and functional obsolescence in order to make more profit. The article presents a number of negative aspects of this problem, primarily the negative environmental impact and adverse economic consequences for consumers. Examples of partial or complete solutions to the problem of planned obsolescence are given.

FOR CITATION APA

Lukiyanov MY., Bondarenko A.V., Ulanov A.A. Planned obsolescence -causes, consequences and measures of legal and economic counteraction. Diskussiya [Discussion], 125, 42-48.

KEYWORDS

Planned obsolescence, competition, legislative regulation.

Запланированное устаревание (англ. planned obsolescence) - это стратегия, при которой производители намеренно проектируют продукты таким образом, чтобы они становились непригодными или устаревшими через определенное время после покупки. Цель такой стратегии - стимулировать потребителей к повторным покупкам, что повышает объемы продаж и прибыль производителей. Таким образом, производители добиваются большей прибыли без улучшения качеств товара.

Для более детального рассмотрения запланированного устаревания нужно выявить предпосылки этого явления. В экономической тео-

рии одно из центральных мест занимает понятие конкуренции.

Адам Смит, один из основоположников экономической теории как науки, определяет пять условий конкуренции.

1. Конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре.

2. Число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы.

3. Экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях.

4. Должна быть свобода (от социальных ограничений) действовать в соответствии с этим знанием.

5. Нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев [1, с. 301].

Также, можно выделить 2 типа конкуренции.

1. Свободная конкуренция. Это свободный рынок, на котором экономические субъекты (производители и потребители) ведут себя конкурентно, то есть предполагают или считают, что рыночная цена является балансом между спросом и предложением и что их действия не могут на неё повлиять. В условиях свободной конкуренции ни один экономический субъект не имеет контроля над ценой. В реальной жизни свободная конкуренция является идеализацией, и большинство рынков имеют некоторые отклонения от это.

2. Несвободная конкуренция. Это конкуренция в условиях, когда отдельные производители или потребители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят или потребляют. Существует несколько видов такого явления. Монополия - исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Олигополия - существует крайне малое количество производителей. Монопсония - ситуация на рынке, когда имеется только один потребитель и есть множество производителей. Олигопсония - ситуация на рынке с ограниченным числом потребителей при множестве производителях. В данной статье мы будем рассматривать экономические модели олигополии и монополии.

Свободная конкуренция является фактором постоянного повышения качества и снижения цены на товары. В данной экономической ситуации, производители, конкурируя между собой за потребителя, будут стремиться предложить на рынок (здесь имеется в виду глобальный рынок) более качественную и дешевую продукцию. Также, предполагается, что на рынке есть достаточное количество платежеспособных потребителей.

Но свободная конкуренция под влиянием определенных факторов, перерастает в олигополию и далее может трансформироваться в монополию.

Главным фактором трансформации свободной конкуренции является концентрация капи-

тала. Концентрация капитала - это процесс, при котором капитал, принадлежащий множеству мелких собственников, сосредотачивается в руках небольшого числа крупных собственников или компаний. Этот процесс является одним из ключевых аспектов капиталистической экономики и может привести к формированию монополий или олигополий, где несколько компаний контролируют значительную долю рынка.

Концентрация капитала может происходить различными способами, включая слияния, поглощения, создание картелей и другие формы кооперации между компаниями. В результате концентрации капитала компании могут получать большую экономическую власть, что может привести к снижению конкуренции на рынке и увеличению возможностей для установления монопольных цен и ограничения производства.

Также, необходимым условием для концентрации капитала является научное и технологическое развитие. Технический прогресс способствует становлению более совершенных научных и технических решений, дающих преимущество одних участников рынка над другими. Преимущество в использовании научных и технических достижений получают более крупные корпорации, которые могут разрабатывать и использовать эти достижения.

Таким образом, количество конкурирующих между собой производителей неуклонно уменьшается. Если на рынке в своей отрасли доминируют несколько или даже 1 - 2 производителя, они могут применять разные недобросовестные методы извлечения прибыли. Одним из основных таких методов является запланированное устаревание.

Существует несколько видов запланированного устаревания:

1. Техническое устаревание: производители выпускают новые модели товаров с улучшенными характеристиками, что заставляет потребителей заменять старые модели на новые.

2. Стилистическое устаревание: производители изменяют дизайн продуктов, чтобы сделать старые модели неактуальными и стимулировать потребителей к покупке новых моделей.

3. Функциональное устаревание: производители сознательно сокращают срок службы продукта, делая его более быстро изнашивающимся или легко повреждаемым.

Рассмотрим примеры запланированного устаревания.

Техническое устаревание распространено среди кампаний, которые являются монополи-

стами на рынке, либо обладают достаточно большой долей рынка. Например, компания Apple каждый год, с 2007 г., выпускает новую версию популярного смартфона IPhone [2]. Если в ранних версиях отрабатывались инновационные технологические решения, и каждая модель обладала преимуществом перед предыдущей, то в поздних версиях новые модели мало чем отличались от предыдущих. Также, был введен ряд сознательных ограничений. Использование мобильных предложений было возможно только с платформы App Store, смартфоны не имели разъема для карты памяти, что ограничивало объем памяти. Поскольку кроме Apple другие кампании также производят смартфоны, которые стоят дешевле и ничем не уступают по качеству, Apple применяет массивную рекламную кампанию. Акцент делается на уникальность устройства и статусность владения.

Стилистическое устаревание часто встречается в индустрии моды. Многие продукты покупаются по эстетическим, а не функциональным причинам. Примером такого продукта является одежда. Такие продукты проходят цикл желательности, называемый «циклом моды». Постоянно внедряя новую эстетику и перенацеливая или прекращая выпуск старых дизайнов, производитель может обеспечивать постоянные продажи,

несмотря на то, что продукция прежнего дизаина еще может эксплуатироваться. Кроссовки - популярная индустрия моды, где это распространено. Линейка кроссовок Nike Air Max является ярким примером, когда одна модель обуви выпускается годами, но сочетание цвета и материала меняется каждые несколько месяцев [ з ]. Результатом этого является обеспечение постоянного спроса на продукт, хотя в принципе он остается неизменным. Обеспечивает постоянный спрос массивная реклама с применением различных информационных технологий.

Функциональное устаревание известно достаточно давно. Еще в 1924 году производители ламп накаливания, которые владели 90 - 95 % мировых производственных мощностей в данном сегменте, создали тайный картель «Фобос» (Phoebus). Передовые технологии того времени позволяли создавать лампочки со сроком службы порядка 2,5 тыс. часов, однако ресурс продукции членов «Фобоса» не должен был превышать 1 тыс. часов [4]. Одновременно с этим были подняты отпускные цены и снизился уровень конкуренции. Впоследствии, данный картель распался, но в других отраслях экономики появились (и появляются) похожие примеры.

Опасность запланированного устаревания заключается в нескольких аспектах:

1. Экологический ущерб. Частая замена товаров приводит к увеличению количества отходов и потребления ресурсов. Это может нанести серьезный ущерб окружающей среде, так как многие из этих отходов не поддаются утилизации или разложению.

2. Экономические последствия. Запланированное устаревание может привести к необоснованным расходам потребителей, которые вынуждены тратить деньги на замену товаров, которые могли бы прослужить дольше при правильном проектировании и производстве.

3. Утрата доверия потребителей. Если потребители понимают, что производители намеренно создают продукты с ограниченным сроком, это может привести к потере доверия к брендам и снижению продаж.

4. Социальные проблемы. Запланированное устаревание может усугублять социальное неравенство, так как потребители с меньшими доходами могут быть вынуждены тратить большую часть своего бюджета на замену товаров, вместо того чтобы инвестировать в другие важные потребности.

5. Ограничение свободы выбора. Потребители, которые предпочитают ремонтировать товары вместо их замены, могут столкнуться с ограничениями, особенно если запчасти или информация для ремонта недоступны. Некоторые страны и регионы принимают законодательные меры против запланированного устаревания, чтобы защитить потребителей и окружающую среду.

Существует несколько методов борьбы с запланированным устареванием. Самым распространенным является законодательное регулирование. Правовое противодействие обозначенной проблеме предполагает два основных подхода:

1. Разработка нового национального законодательства;

2. Применение уже сложившихся правовых норм о последствиях поставки некачественной продукции.

Рассмотрим ряд таких мер.

1. Франция. Первым специализированным законом против планового устаревания стал Закон Французской Республики от 17.03.2014 № 2014-344 «О потреблении» (так называемый Закон Амона, принятый по инициативе бывшего министра по делам социальной и солидарной экономики Франции Бенуа Амона). Закон внес поправки в ряд отраслей действующего законодательства с целью защиты прав потребителей от недобросовестных действий производителей

товаров. Одновременно в Потребительский кодекс Франции Постановлением Правительства от 14.03.2016 № 2016-3015 внесена ст. Ь. 441-2, запрещающая использование методов планового устаревания. Под ними понимаются «элементы маркетинговой стратегии, направленной на сокращение срока службы товара с целью повышения коэффициента его замещения». Использование подобных методов признается уголовным преступлением, ответственность за которое устанавливается в виде лишения свободы на срок до двух лет и штрафа в размере 300 тыс. евро либо 5 % от стоимости проданного товара [5].

2. Европейский Союз. В 2020 году начала действовать Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2020/1828 от 2020 г. О представительских действиях, направленных на защиту коллективных интересов потребителей, а также об отмене Директивы 2009/22/ЕС. Цель данной Директивы - содействие функционированию внутреннего рынка и достижению высокого уровня защиты прав потребителей, а также, принятие мер для возмещения ущерба в отношении торговцев, нарушающих положения законодательства Европейского Союза [ 6 ]. Также Директива устанавливает минимальные гарантийные сроки для различных продуктов и требует от производителей предоставлять информацию о ремонтопригодности и доступности запчастей.

3. Россия. В России, в 2018 г. также были разработаны меры против запланированного устаревания. Предлагается внести изменения в закон «О защите прав потребителей», дополнив его понятием «действия производителя по преднамеренному устареванию технически сложного товара». Под этим понятием подразумеваются «умышленные действия производителя, приводящие к невозможности или нецелесообразности использования потребителем технически сложного товара в пределах срока полезного использования». За нарушение предлагаемой нормы предлагается ввести штрафы до 5 млн рублей для юридических лиц [ 7 ].

Существуют другие меры противодействия запланированному устареванию. Во второй половине ХХ века и в настоящее время, получило распространение экологическое мышление. Такой тип мышления основывается на способности человека рассматривать окружающую среду с точки зрения ее взаимосвязи и взаимозависимости с другими элементами природы и общества. Этот тип мышления предполагает понимание того, что человеческая деятельность оказывает влияние

на окружающую среду и что наша жизнь зависит от здоровья экосистем. Одним из ключевых аспектов экологического мышления является чувство ответственности, т.е., осознания своей роли в сохранении и улучшении окружающей среды и готовность принимать меры для достижения этой цели. В совокупности, экологическое мышление способствует бережному отношению к природе и является фактором ограничения потребления. Общество, где распространено экологическое мышление, будет предпочитать продукцию, в меньшей степени подверженную запланированному устареванию. Большинство государств на законодательном уровне поощряют экологическое мышление.

Также, можно выделить экономические причины ограничения запланированного устаревания. К таким причинам можно отнести, например, круговую экономику.

Круговая экономика - это экономическая модель, которая фокусируется на создании системы замкнутого цикла, где ресурсы используются наиболее эффективным способом. В круговой экономике отходы уменьшаются за счет повторного использования, ремонта и утилизации продуктов. Цель состоит в том, чтобы сохранить материалы в экономике как можно дольше и извлечь из них максимальную стоимость. Циркулярная экономика необходима для устойчивого будущего. Это способствует эффективному использованию ресурсов и снижает производство отходов. Приняв модель циркулярной экономики, компании могут сэкономить деньги на производственных затратах и создать новые возможности для бизнеса [8].

Из естественных причин противодействия запланированному устареванию можно выделить фактор стоимости продукции. Из-за недостатка ресурсов, удорожания стоимости эксплуатации, высокой оплаты труда работников, производитель может воздержаться от выпуска продукции с запланированным устареванием. Т. е. производство продукции, которую потребителям следует заменять через определенное время, может

оказаться невыгодным для производителя, либо такая продукция не будет пользоваться спросом из-за высокой цены. Например, нефтяной кризис 1973 года и последующий рост стоимости нефти в 4 раза способствовал экономии топлива и разработке энергосберегающих технологий. В США был ограничен или прекращен выпуск автомобилей с большим расходом топлива. Во Франции были утверждены три основных направления политики по энергетике, направленные на обеспечение независимости экономики страны: ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению.

Также, нельзя исключать факторы модернизации. Поскольку потребители заинтересованы в более дешевой и долговечной продукции, на рынке могут появляться товары лучшего качества, даже, несмотря на сложившуюся монополию. Модернизация может быть вызвана развитием технологий, либо, определенными внешними вызовами. Нефтяной кризис 1973 г. вынудил прибегнуть к энергосберегающим технологиям.

Выделим несколько факторов, которые могут повлиять на уменьшение запланированного устаревания.

1. Определенные действия со стороны государства. В статье приведены примеры, когда государство или надгосударственные образования, наподобие Европейского Союза, вводят законы о защите потребителей от фактов запланированного устаревания.

2. Отказ потребителей от продукции с запланированным устареванием, либо ограничение покупок данной продукции. Причины могут быть разные: осознанные действия (экологическое мышление), внешние факторы (дороговизна продукции или ее эксплуатации).

3. Естественные причины. К ним относятся невозможность или нерентабельность производства товара. В этом случае, продукция не будет изготовляться, следовательно, отпадает возможность применения запланированного устаревания.

Список литературы

1. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс / Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т. 2. Под ред. В. М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1999. - 534 с.

2. История смартфонов Apple iPhone: от первого до самого нового. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// news.ramble r.ru/tech/51463041-istoriya-smartfonov-apple-iphone-ot-pervogo-do-samogo-novogo/?ysclid = lw60l0f pyv636633053.

3. История Nike Air Max в 30+ моделях кроссовок. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sneakerfreak. ru/nike-air-max-sto ry/?ysclid=lw4sgcwd2e940494278.

4. Асмаков С. Время одноразовых вещей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://compress.ru/article. aspx?id=23967.

5. Лихтер П. Л. Плановое устаревание товара: правовые аспекты противодействия // Правоведение. - 2018. -

Т. 62. - № 3. - С. 521-522. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.21638/11701/spbu25.2018.306.

6. Директива (ЕС) 2020/1828 Европейского парламента и Совета от 25 ноября 2020 года о представительных действиях по защите коллективных интересов потребителей и отмене Директивы 2009/22/EC. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=celex%3A32020L1828.

References

1. Stigler J. Perfect Competition: a historical perspective / Milestones of economic thought. The theory of the company. Vol. 2. Edited by V. M. Galperin. - St. Petersburg: Economic School, 1999. - 534 p.

2. The history of Apple iPhone smartphones: from the first to the newest. - [Electronic resource]. - Access mode: https:// news.rambler.ru/tech/51463041-istoriya-smartfonov-ap-ple-iphone-ot-pervogo-do-samogo-novogo /?ysclid=lw60l0f-pyv636633053.

3. The history of Nike Air Max in 30+ sneaker models. - [Electronic resource]. - Access mode: https://sneakerfreak.ru/nike-air-max-story /?ysclid=lw4sgcwd2e940494278.

4. Asmakov S. The time of disposable items. - [Electronic resource]. - Access mode: https://compress.ru/article. aspx?id=23967.

5. Lichter P. L. Planned obsolescence of goods: legal aspects

Информация об авторах

Лукиянов М.Ю., кандидат политических наук, доцент кафедры социальных и политических коммуникаций Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Уфа, Российская Федерация).

Бондаренко А.В., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных и политических коммуникаций Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Уфа, Российская Федерация).

Уланов А.А., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных и политических коммуникаций Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Уфа, Российская Федерация).

7. В Думе разработали законопроект, запрещающий производителям намеренно состаривать технику. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/48824 99?ysclid=lw7imfqtjl689797749.

8. Решения циркулярной экономики: противодействие запланированному устареванию. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fastercapital.com/ru/content/

of counteraction // Law studies. - 2018. - vol. 62. - No. 3. -Pp. 521-522. - [Electronic resource]. - Access mode: https:// doi.org/10.21638/11701/spbu25.2018.306.

6. Directive (EU) 2020/1828 of the European Parliament and of the Council of November 25, 2020 on representative actions to protect the collective interests of consumers and repeal Directive 2009/22/EC. - [Electronic resource]. -Access mode: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT /?uri=celex%3A32020L1828.

7. The Duma has developed a bill prohibiting manufacturers from intentionally aging equipment. - [Electronic resource]. - Access mode: https://tass.ru/ekonomika/4882499 ?ysclid=lw7imfqtjl689797749.

8. Solutions of the circular economy: countering planned obsolescence. - [Electronic resource]. - Access mode: httpsy/fastercap-ital.com/ru/content/

Information about the authors

Lukiyanov M.Y., Ph.D. in Politics, Associate Professor of the Department of Social and Political Communications of Ufa State Petroleum Technical University (Ufa, Russian Federation).

Bondarenko A.V., Ph.D. in Philosophy, Associate Professor of the Department of Social and Political Communications of Ufa State Petroleum Technical University (Ufa, Russian Federation).

Ulanov A.A., Ph.D. in Philosophy, Associate Professor of the Department of Social and Political Communications of Ufa State Petroleum Technical University (Ufa, Russian Federation).

© Лукиянов М.Ю., Бондаренко А.В., Уланов А.А., 2024. © Lukiyanov M.Y., Bondarenko A.V., Ulanov A.A., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.