Научная статья на тему 'Плановое устаревание товара: правовые аспекты противодействия'

Плановое устаревание товара: правовые аспекты противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правоведение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНОВОЕ УСТАРЕВАНИЕ / ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАВ / ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА / ХОЛИЗМ / ХОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА / PLANNED OBSOLESCENCE / PROTECTION OF CONSUMER RIGHTS / PROTECTION OF SOCIAL RIGHTS / ENVIRONMENTAL SAFETY / CIRCULAR ECONOMY / HOLISM / HOLISTIC CONCEPT OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лихтер Павел Леонидович

Современное общество сталкивается с новыми вызовами, обусловленными развитием техники и экономики, повышением уровня потребления. В статье рассматриваются правовые аспекты противодействия стратегии недобросовестных производителей по умышленному программированию технических дефектов товара, приводящих к необходимости его замены сразу по окончанию гарантийного срока. Данная стратегия влечет значительные последствия для общественного здравоохранения, социальной и экологической безопасности. Цель статьи исследование актуальных проблем планового устаревания продукции, поиск его сущности, принципов и признаков. Выявляется законотворческая и правоприменительная практика, сформированная Европейским союзом и отдельными государствами в этой сфере. Анализ нормативных актов в других странах позволяет констатировать смещение акцентов с частноправовых на публично-правовые методы защиты потребительских и социальных прав, на более широкое использование ряда принудительных инструментов. Автор переосмысливает баланс частных, общественных и государственных интересов и предлагает разработать холистическую концепцию правового регулирования гражданско-правовых отношений. Намечаются направления совершенствования различных отраслей права с целью противодействия стратегии планового устаревания товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planned obsolescence: legal aspects of counteraction

Modern society faces new challenges due to the development of technology, economy, level of consumption. The article deals with the legal aspects of counteraction to the strategy of unscrupulous manufacturers for deliberate programming of technical defects of the goods, leading to the need to replace it immediately at the end of the warranty period. This strategy has significant implications for public health, social and environmental security. The objectives of the work are studying the actual problems of planned obsolescence of products, the search for its essence, principles and features. The author identifies legislative and law enforcement practice formed by the European Union and different countries in this area. The analysis of law in other countries allows to state the tendency of shift of emphasis from private law methods of protection of consumer and social rights to public law methods, to wider use of a number of coercive instruments. Rethinking the balance of private, public and public interests led to the author’s proposal to develop a holistic concept of legal regulation of civil law relations. As a result of the article, the directions for improving various branches of law in order to counteract the planned obsolescence of goods are proposed.

Текст научной работы на тему «Плановое устаревание товара: правовые аспекты противодействия»

УДК 366.542; 347.121.2

Правоведение. 2018. Т. 62. № 3

Плановое устаревание товара: правовые аспекты противодействия

П. Л. Лихтер

Для цитирования: Лихтер П. Л. Плановое устаревание товара: правовые аспекты противодействия // Правоведение. 2018. Т. 62, № 3. С. 518-530. https://doi.org/10.21638/11701/spbu25.2018.306

Современное общество сталкивается с новыми вызовами, обусловленными развитием техники и экономики, повышением уровня потребления. В статье рассматриваются правовые аспекты противодействия стратегии недобросовестных производителей по умышленному программированию технических дефектов товара, приводящих к необходимости его замены сразу по окончанию гарантийного срока. Данная стратегия влечет значительные последствия для общественного здравоохранения, социальной и экологической безопасности. Цель статьи — исследование актуальных проблем планового устаревания продукции, поиск его сущности, принципов и признаков. Выявляется законотворческая и правоприменительная практика, сформированная Европейским союзом и отдельными государствами в этой сфере. Анализ нормативных актов в других странах позволяет констатировать смещение акцентов с частноправовых на публично-правовые методы защиты потребительских и социальных прав, на более широкое использование ряда принудительных инструментов. Автор переосмысливает баланс частных, общественных и государственных интересов и предлагает разработать холистическую концепцию правового регулирования гражданско-правовых отношений. Намечаются направления совершенствования различных отраслей права с целью противодействия стратегии планового устаревания товара.

Ключевые слова: плановое устаревание, защита потребительских прав, защита социальных прав, экологическая безопасность, экономика замкнутого цикла, холизм, холистическая концепция права.

Постановка проблемы. Разрешение современных проблем эффективной защиты социальных и потребительских прав предполагает комплексный подход, включающий разработку системной правовой базы и создание условий для ее применения. Повышенные требования предъявляются к сильным участникам рынка — производителям товара, которые должны действовать на основе принципов добросовестности, обеспечения высокого качества продукции, экологической и потребительской безопасности.

Необходимость совершенствования юридических механизмов в данной сфере гражданско-правовых отношений определяется стремительным развитием экономики и техники. Регулярное появление новых моделей компьютерной техники, автомобилей и смартфонов заставляет покупателя включаться в бесконечную гонку за товаром, который, по сути, не обладает принципиально новыми свойствами. На этом фоне недобросовестные участники рынка преднамеренно проводят политику, направленную на повышение уровня потребления, в том числе за счет умышленного программирования дефектов продукции, приводящих к необходимости ее замены сразу после окончания гарантийного срока.

Лихтер Павел Леонидович — канд. юрид. наук, Пензенский государственный университет, Российская Федерация, 440026, Пенза, ул. Красная, 40; lixter@mail.ru

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2019

На Западе данная проблема получила наименование planned obsolescence (англ.), obsolescence programmée (фр.). В России вопрос терминологии остается открытым: возможны такие переводы, как «спрогнозированный износ», «преднамеренное устаревание», «запланированная деградация», «запрограммированное старение» и т. д. Для целей настоящего исследования предлагаем использовать термин «плановое устаревание».

Первый факт планового устаревания документально зафиксирован правоохранительными органами в 1924 г. и связан с деятельностью картеля Феб (Phoebus), который был образован компаниями Philips, General Electric и Osram1. Основной целью картеля было снижение продолжительности работы ламп накаливания за счет преднамеренного снижения их технических характеристик. Стороны сговора установили ответственность друг перед другом за выпуск ламп, которые работали более 1000 часов. Это позволило им увеличить выпуск продукции и повысить выручку от реализации.

В новейшее время самые громкие случаи планового устаревания связаны с производителями сложной электронной техники. В декабре 2017 г. компания Apple официально подтвердила, что умышленно снижает скорость работы старых моделей смартфонов путем целенаправленного внесения изменений в их операционную систему iOS. По словам представителей компании, это якобы необходимо для того, чтобы литий-ионные аккумуляторы не теряли мощности. Серьезное снижение технических характеристик товара и признания представителей Apple стали поводом для подачи многочисленных претензий потребителями в США, Израиле, Италии и других странах.

Наиболее наглядные примеры стратегии планового устаревания при производстве современной технически сложной продукции характеризуются следующими признаками:

1) целенаправленное установление технических дефектов, способных вывести товар из строя сразу после истечения гарантийного срока;

2) прямое отключение продукта после определенного количественного порога использования, — например, производители принтеров устанавливают в картридж специальный чип, который прекращает печать после определенного количества страниц, несмотря на то что в картридже еще остаются чернила;

3) необоснованно высокая степень интеграции деталей, предполагающая неизбежное восстановление крупных блоков (или самого товара) при выходе из строя отдельного узла, — например, простой предохранитель в автомобиле меняется вместе со всем блоком управления;

4) ужесточение условий гарантийного обслуживания; использование комплектующих других производителей, любые попытки самостоятельного (даже самого незначительного) ремонта и т. п. влекут снятие с гарантии и сервисного обслуживания;

5) затруднение или исключение возможности ремонта, достигаемые различными способами (разработка неразборных конструкций, использование болтов с уникальным рисунком головки и т. п.).

Перечисленные проявления планового устаревания можно разделить на прямые (физическая поломка товара) и косвенные (прекращение поддержки

1 Staff Report on the Development and Structure of the U. S. Electric Lamp Industry. Federal Trade Commision. 1980. URL: https://www.ftc.gov/sites/default/fNes/documents/reports/bureau-economics-staff-report-development-and-structure-u.s.electric-lamp-industry/198002electriclampindustry. pdf#page=125 (дата обращения: 25.01.2019).

программного обеспечения, моральное устаревание и др.) способы ограничения эксплуатации.

Плановое устаревание необходимо отделять от других («естественных») видов износа товара: техническое устаревание в результате объективного развития науки, экологическое устаревание по причине несоответствия товара действующим нормам экологической безопасности и др. Основное отличие здесь заключается в умысле производителя, направленном на установление неоправданных технических ограничений продукции. Производитель осознает, что определенное техническое или конструктивное решение приведет к выходу товара из строя через установленное время, знает об альтернативных способах производства, позволяющих этого избежать, однако желает поломки продукта (или сознательно допускает возможность такой поломки) с целью извлечения дополнительной прибыли.

Современный уклад экономики создает благоприятные условия для организации производства товара с механизмом планового устаревания. Более того, в условиях правового вакуума принцип создания качественной и долговечной продукции часто вступает в противоречие с экономическим принципом максимизации прибыли. Создание «вечных» вещей (без необходимости ремонта и покупки комплектующих к ним) снижает выручку от реализации, что является стимулом для искусственного ограничения срока службы продукции. За рубежом проведено множество экономических и маркетинговых исследований, обосновывающих необходимость сокращения службы продукции для достижения конкурентного преимущества на рынке2. Действительно, замедление производства из-за снижения спроса содержит существенные риски для модели экономики роста в современном обществе потребления. Однако уязвимость такой модели очевидна из-за ограниченности ряда невозобновляемых ресурсов. Безответственное потребление в процессе производственных отношений создает значимые угрозы в социальной, потребительской и экологической сферах.

В связи со сказанным цели настоящего исследования таковы:

1) поиск адекватного определения планового устаревания с правовой точки зрения;

2) отграничение планового устаревания как объективного фактора технического прогресса от противоправного деяния, состоящего в умышленном занижении качественных характеристик товара;

3) выявление законотворческой и правоприменительной практики в зарубежных странах, направленной на противодействие данной проблеме;

4) оценка сложившихся в иностранных юрисдикциях подходов к решению проблемы планового устаревания для совершенствования действующего законодательства России.

Правовые механизмы противодействия плановому устареванию в зарубежных странах. Угрозы экологической безопасности, социально-экономические риски, негативные последствия усиления транснациональных корпораций актуализировали вопрос о противодействии плановому устареванию во многих странах. Активный поиск новых правовых инструментов в этой сфере проходит во Франции, Италии, США и др.

Правовое противодействие обозначенной проблеме предполагает два основных подхода: 1) разработка нового национального законодательства; 2) при-

2 См., напр.: Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011. С. 131-137.

менение уже сложившихся правовых норм о последствиях поставки некачественной продукции. В каждой стране есть правовая база защиты потребителей, основанная на схожих принципах и предусматривающая гражданско-правовую ответственность за скрытые дефекты, информационную асимметрию. Например, в США широкий резонанс получило дело Уэстли против Apple3, предметом которого стал тот факт, что батареи плееров iPod компании Apple массово выходят из строя через 18 месяцев после покупки. Претензии в рамках частного иска были сформулированы на основе действующих в штате Калифорния норм о защите прав потребителей. Дело закончилось мировым соглашением, которое обязывало Apple бесплатно заменить аккумуляторы либо возместить стоимость ремонта. Дополнительные штрафы в бюджет за нарушение прав потребителей не взыскивались; не были возбуждены административные или уголовные дела в связи с отсутствием соответствующей нормативной базы.

Очевидно, что компенсационная выплата по мировому соглашению в рамках частного иска не выступает для недобросовестных производителей существенным стимулом к отказу от стратегии планового устаревания. Противодействие старыми правовыми методами этому социально-экономическому явлению становится все менее эффективно, поэтому законодатели разных стран поднимают вопрос о противодействии умышленному занижению качественных характеристик товара за счет более широкого применения публично-правовых методов защиты.

Первым специализированным законом против планового устаревания стал Закон Французской Республики от 17.03.2014 № 2014-344 «О потреблении»4 (так называемый Закон Амона, принятый по инициативе бывшего министра по делам социальной и солидарной экономики Франции Бенуа Амона). Закон внес поправки в ряд отраслей действующего законодательства с целью защиты прав потребителей от недобросовестных действий производителей товаров. Закон содержит 161 статью и следующие важные положения:

1) изменен порядок информирования о потребительских свойствах продукции (ст. 3-23); закреплена обязанность продавца предоставить полную, достоверную и подробную информацию о товаре и условиях договора, даже если сделка совершается через Интернет (ст. 9); в числе прочего производители обязаны сообщать данные о том, как долго запасные части, необходимые для ремонта, будут доступны в продаже;

2) закон разделяет понятия «гарантийный срок» и «срок правовой гарантии на защиту от скрытых дефектов», — последний составляет не менее двух лет (ст. 15); это положение позволяет ограничить навязывание дополнительных платных гарантий, распространенных при покупке бытовой и компьютерной техник;

3) гл. V закона расширяет и уточняет полномочия государственных органов в области контроля над юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; контролирующие органы могут выдавать предписания об устранении нарушений при установлении фактов планового устаревания; в случае их неисполнения на юридическое лицо налагается штраф в размере 15 тыс. евро, на должностное лицо — 3 тыс. евро (ст. 76);

3 Apple deal for iPod battery cases. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/technology/4606481 .stm (дата обращения: 25.01.2019).

4 LOI No. 2014-344 du 17 mars 2014 relative a la consummation. URL: www.legifrance.gouv.fr/ affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000028738036&dateTexte=&categorieLien=id (дата обращения: 25.01.2019).

4) в процессуальное законодательство внесены изменения, которые регулируют подачу коллективных исков; законом скорректирована ст. L. 423 Коммерческого кодекса Франции, согласно которой теперь заявителем по делу о возмещении имущественных потерь, связанных с продажей некачественных товаров, может быть как физическое лицо, так и группа потребителей, объединенных общностью нарушенного права.

Одновременно в Потребительский кодекс Франции Постановлением Правительства от 14.03.2016 № 2016-3015 внесена ст. L. 441-2, запрещающая использование методов планового устаревания. Под ними понимаются «элементы маркетинговой стратегии, направленной на сокращение срока службы товара с целью повышения коэффициента его замещения». Использование подобных методов признается уголовным преступлением, ответственность за которое устанавливается в виде лишения свободы на срок до двух лет и штрафа в размере 300 тыс. евро либо 5 % от стоимости проданного товара.

Значимость Закона Амона состоит не только в установлении серьезных санкций, повышающих уровень защиты прав потребителей, но и в открытом признании факта широкого применения стратегии планового устаревания. К ее признакам нормативный акт относит преднамеренное создание технического дефекта, запланированное сокращение срока жизни товара, умышленное препятствие для ремонта и др. Рассматриваемое явление довольно сложно, поэтому в ст. 8 Закона содержится поручение Правительству Франции представить Парламенту доклад о более точном юридическом определении планового устаревания, а также о дальнейшем урегулировании экологических и экономических вопросов в данной сфере.

Закон не остался набором деклараций и привел к возникновению новой правоприменительной практики во Франции: на его основании французская прокуратура начала следствие по жалобе против компаний, производящих принтеры (HP, Canon, Brother и Epson)6. Жалобу с требованием о возбуждении уголовного дела подготовила Ассоциация противодействия плановому устареванию (L'association Halte à l'Obsolescence Programmée, HOP). Ее заявители в обоснование своей правовой позиции ссылаются на ст. L. 441-1 и L. 441-2 Потребительского кодекса Франции в редакции Закона Амона, согласно которым установлен запрет на попытки ввести в заблуждение потребителя в договорных либо внедоговорных отношениях, в том числе путем предоставления недостоверной информации о происхождении, качестве, любых характеристик товара, его комплектующих и принадлежностей, а также информации о специфике, сроке и рисках использования товаров.

В содержательной части упомянутой выше жалобы от 17.09.2017 указывается, что компании Epson, HP, Canon и Brother ежегодно продают более 70 млн картриджей к принтерам (свыше 90 % рынка). При этом все перечисленные компании устанавливают специальные чипы, которые отказываются работать с картриджами других производителей (даже если они полностью соответствуют техническим требованиям и государственным стандартам). Кроме того, чипы не допускают работу принтера после печати определенного количества страниц (даже если

5 Ordonnance No. 2016-301 du 14 mars 2016 relative à la partie législative du code de la consummation. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/eli/ordonnance/2016/3/14/2016-301/jo/texte (дата обращения: 25.01.2019).

6 Plainte au Procureur de la République 17.09.2017. URL: https://www.halteobsolescence.org/wp-content/uploads/2017/09/Plainte-obsolescence-programme%CC%81e-imprimante.pdf (дата обращения: 25.01.2019).

в картридже остались чернила). Податели жалобы приложили доказательства того, что после срабатывания чипа во всех картриджах оставалось от 20 до 50 % чернил. Таким образом, чип давал заведомо ложную информацию о невозможности дальнейшей печати и блокировал ее. Более того, этот чип блокировал функцию сканирования, хотя для сканирования чернила не нужны. В жалобе делается вывод (абз. 8 с. 10) о том, что основная цель установки чипа — стремление к максимизации прибыли за счет стимулирования потребителя к скорейшей покупке нового картриджа для восстановления всех функций принтера.

Еще одним пунктом жалобы стали претензии, связанные с тем, что некоторые детали принтера, имеющие неоправданно высокую интеграцию с другими блоками (например, губка для очистки печатающей головки), целенаправленно сделаны из некачественных материалов, а это сокращает срок использования целых блоков. Кроме того, указывается на идентичность технологических конструкций чипов и деталей у всех четырех компаний, хотя небольшие конструктивные изменения позволили бы значительно повысить срок службы товара. Схожесть конструкций, по мнению заявителей, косвенно доказывает сговор производителей на рынке принтеров.

В резолютивной части жалобы заявители просят на основании Закона Амона и ст. L. 441-1, 441-2 Потребительского кодекса Франции признать действия компаний по плановому устареванию разновидностью умышленного обмана потребителей и привлечь нарушителей к ответственности, установленной законодательством Франции.

Одновременно Ассоциация противодействия плановому устареванию подала жалобу против компании Apple за целенаправленное понижение качества смартфонов и их деталей. Прокуратура Франции признала содержащиеся в жалобах обвинения достаточными для начала предварительного расследования против Epson (2017) и против Apple (2018).

Франция не единственная страна, создающая законодательную основу и правоприменительную практику по рассматриваемому вопросу. В Германии Партия зеленых разработала законопроект, содержащий следующий комплекс мер по правовому противодействию плановому устареванию7:

1) предусматривается введение государственных стандартов, устанавливающих минимальные требования к порядку, сроку и условиям проведения ремонта товара; производитель обязан предоставлять подробные инструкции по ремонту самого товара, а также его запасных частей;

2) товар должен быть сделан таким образом, чтобы сложность его ремонта не была искусственно завышена; конструкция при технической возможности должна быть модульной, а запасные части — доступны и допускать повторное использование; производитель обязан обеспечить сервисное обслуживание как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях;

3) необходимо включить понятие «скрытые дефекты при плановом устаревании» в гражданское законодательство, а также разработать иные правовые понятия в данной сфере;

4) производитель обязан обеспечить необходимый запас комплектующих изделий, которые могут потребоваться в течение определенного времени для ремонта товара;

7 Ellinghaus U. German study on "Planned obsolescence" calls to improve product life-time by imposing mandatory standards. URL: https://www.complianceandrisks.com/german-study-on-planned-obsolescence-calls-to-improve-product-life-time-by-imposing-mandatory-standards/ (дата обращения: 25.01.2019).

5) информация о сложности ремонта, скором прекращении выпуска деталей и других подобных качественных характеристиках товара должна быть указана на маркировке (например, предупреждение о невозможности или сложности замены аккумулятора).

Попытки формирования новых подходов по противодействию плановому устареванию, предусматривающих широкое применение инструментов государственного принуждения при защите потребительских прав, предпринимаются не только во Франции и Германии, но и в Италии, Чехии, США.

Законотворчество Европейского союза в сфере противодействия плановому устареванию товара. Помимо внутригосударственного законодательства проблема планового устаревания становится объектом внимания в рамках законотворческой деятельности Европейского союза. Его консультативный орган — Европейский социально-экономический комитет (The European Economic and Social Committee, EESC) неоднократно в своих официальных директивах8, при проведении конференций9 и круглых столов призывал страны Европейского союза обеспечить нормативную базу для «ответственного потребления», которое выражается в установлении таких требований к выпускаемой продукции, как ремонтопригодность, долговечность, возможность модернизации, конструктивная возможность разборки, простота повторного использования и переработки.

Комитет рекомендовал: введение специальной маркировки долговечности товара, на которой помимо гарантийного срока указывается срок службы продукта, оцениваемый независимыми органами на уровне Европейского союза; обеспечение права потребителя на ремонт, цифровое равенство и др.10

По результатам активной работы Европейского социально-экономического комитета была принята Резолюция Европейского парламента от 04.07.2017 № 2016/2272 «О продлении срока служба товаров: преимущества для потребителей и производителей»11. Одна из основных целей Резолюции — необходимость установления более длительного срока службы товара, в частности путем устранения планового устаревания (п. «F» Резолюции).

Европейский парламент призывает высший исполнительный орган Евросоюза (Европейскую комиссию) и государства — члены Европейского союза поощрять, где это возможно, надежность и ремонтопригодность производимой на их территории продукции (ст. 1 Резолюции). Подчеркивается необходимость баланса потребительского спроса, развития инноваций и охраны окружающей среды. Среди важных аспектов свободной рыночной конкуренции называются вопросы, связанные с долговечностью товара, расширением гарантийных обязательств, наличием запасных частей, простотой ремонта и универсальностью комплектующих (ст. 3 Резолюции). Отмечается роль таких коммерческих стратегий, как лизинг продукции, поскольку лизинговые компании в некоторых случаях сохраняют право собственности на предоставляемое оборудование, а значит, заинтересованы в разработке более долговечной продукции с целью ее дальнейшей перепро-

8 EU Sales and Guarantee directive. URL: https://ec.europa.eu/info/law/law-topic/consumers/ consumer-contracts-law_en (дата обращения: 25.01.2019).

9 4th International Conference on New Business Models. URL: https://circulareconomy.europa.eu/ platform/en/key-area/consumption (дата обращения: 25.01.2019).

10 Tackling premature obsolescence in Europe. URL: https://www.eesc.europa.eu/en/agenda/our-events/events/tackling-premature-obsolescence-europe (дата обращения: 25.01.2019).

11 European Parliament resolution of 4 July 2017 on a longer lifetime for products: benefits for consumers and companies No. 2016/2272(INI). URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc. do?type=TA&reference=P8-TA-2017-0287&language=EN&ring=A8-2017-0214 (дата обращения: 25.01.2019).

дажи. Вместе с тем отмечается необходимость расширения ответственности производителей, не соблюдающих Директивы Евросоюза об отходах (Директива № 2008/98 об отходах, Директива № 1999/31/ЕС о захоронении отходов, Директива № 94/62/ЕС об упаковке и упаковочных отходах, Директива № 2006/66/ЕС об отработанных батареях и аккумуляторах и Директива № 2012/19/Е11 об отходах электрического и электронного оборудования)12.

Резолюция от 04.07.2017 предлагает рассмотрение вопроса о разработке нового стандарта маркировки европейских товаров, информирующего, в частности, о долговечности и ремонтопригодности продукта, особенностях экодизайна, ожидаемом сроке службы изделия и т. д. (ст. 27). В ст. 30 Резолюции содержится предложение о создании независимой структуры по обнаружению встроенного планового устаревания товара в целях повышения эффективности правовой защиты. Планируется взаимодействие этой структуры с органами надзора за национальными потребительскими рынками, ассоциациями потребителей, общественными организациями и другими заинтересованными лицами.

В целях борьбы с плановым устареванием предлагается активное расширение выдачи электронных технических документов, которые необходимы для ремонта вышедшей из строя продукции, и обеспечение покупателя документами, содержащими схему технически сложного устройства и его частей (ст. 34 Резолюции). Особое внимание в Резолюции уделяется защите потребителей от планового устаревания программного обеспечения (ст. 37-40). Для этого Европарламент призывает Европейскую комиссию изучить основные направления сотрудничества с бизнес-сообществом в 1Т-сфере с целью повышения долговечности, прозрачности, модернизируемости и безопасности выпускаемого программного обеспечения. Разрабатываются правила существенного обновления операционных систем, которое должно быть обратимым, совместимым с программным обеспечением предыдущего поколения, сопровождаться информацией о последствиях его установки потребителем и т. д. (ст. 39 Резолюции).

Результатом принятия Резолюции стали активная работа по расширению компетенции контролирующих и надзорных органов в сфере экологического благополучия населения, поиск более жестких подходов к обеспечению потребительских и социальных прав человека.

Холистическая концепция правового регулирования в сфере противодействия плановому устареванию. Анализ рассмотренных нормативных актов позволяет констатировать тенденцию дальнейшего смещения акцентов с частноправовых методов регулирования защиты прав потребителей и перехода к более широкому использованию ряда принудительных инструментов. Ставится вопрос о переосмыслении баланса частных, общественных и государственных интересов при регулировании гражданско-правовых отношений, о необходимости более активной защиты общего блага (сохранения окружающей среды и т. п.). Основной вопрос заключается в границах автономии сторон частноправовой сделки и пределах ее ограничения ради общественных интересов.

Концепцию, при которой разрешение отдельных вопросов защиты прав человека осуществляется комплексно, но с учетом общественных интересов, можно назвать «холистической концепцией правового регулирования». Методологический холизм (от др.-греч. оЛо; — целый, цельный) может использоваться для разработки отраслевых и междисциплинарных научных подходов и обладает двумя

12 Circular economy package. Four legislative proposals on waste. URL: http://www.europarl.europa. eu/RegData/etudes/BRIE/2016/573936/EPRS_BRI%282016%29573936_EN. pdf (дата обращения: 25.01.2019).

основными принципами: 1) отказ от узкоотраслевого решения проблемы; 2) приоритет общественных (публичных) интересов над частными.

Реализация первого принципа предполагает, что в случае с плановым устареванием решение проблемы возможно только при совместной работе юристов, экономистов, экологов, ассоциаций потребителей, всего гражданского общества. Кроме того, холистический метод неизбежно предполагает межотраслевое взаимодействие правоведов при борьбе с причинами и последствиями деятельности недобросовестных производителей в социальной или экологической сферах. Проблема планового устаревания не решается исключительно методами гражданского права, она предполагает использование правовых механизмов защиты ряда других отраслей публичного и частного права. Например, в налоговом законодательстве Швеции в 2017 г. с целью стимулирования ремонта товара, а не новых покупок был снижен налог на добавленную стоимость с 25 до 12 % для организаций, занимающихся ремонтом технически сложных товаров. Таким образом, проблема противодействия плановому устареванию не замыкается в какой-либо отрасли права, а становится одним из направлений общего перехода к экономике замкнутого цикла (англ. drcular economy), что является неизбежной тенденцией нашего времени.

Второй принцип холистической концепции предполагает приоритетный учет общественных интересов. Еще в начале прошлого века выдающийся русский цивилист Д. И. Мейер отмечал: «Гражданские сделки хотя и касаются частных лиц, но имеют связь с общим благом. Значителен и финансовый интерес правительства к гражданским сделкам»13. Другой выдающийся ученый, И. А. Покровский, указывал: «Признавая право собственности полной властью над вещью, государство в то же самое время резервирует для себя право налагать на нее те или другие ограничения, какие оно найдет необходимым, вплоть до полной экспроприации в интересах общего блага»14. Далее И. А. Покровский делает вывод о том, что «государство может и даже обязано ограничивать, т. е. вводить в известные рамки, индивидуальную свободу и в этом смысле приносить индивидуальные интересы в жертву общественным»15. По мнению же крупного французского юриста Л. Дюги, нормы и институты гражданского кодекса нельзя рассматривать только как частноправовые институты, они выполняют также социальную функцию16.

Пример обозначенного подхода — вмешательство органов прокуратуры и антимонопольной службы разных стран в дела по защите прав потребителей, купивших товар с признаками планового устаревания. В США распространены иски государства к недобросовестным производителям с требованиями о крупных штрафах в федеральный и региональный бюджет за нарушение прав потребителей. Например, в 2012 г. США в лице прокуроров всех штатов подали иск в отношении компании Ford за введение потребителей в заблуждение путем предоставления недостоверной информации о качестве автомобилей Ford Explorer. По решению суда с компании взыскали по 1 млн долларов в пользу каждого штата США и в федеральный бюджет (всего 51 млн долларов)17. В 2018 г. компания Google была оштрафована Европейской комиссией на рекордную сумму в 5,1 млрд долларов

13 Мейер Д. И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2003. С. 185-186.

14 Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 2001. С. 79.

15 Там же. С. 139.

16 Дюги Л. Общие преобразования гражданского права со времени кодекса Наполеона. М.: Гос. изд-во, 1919. С. 10.

17 США против Ford. URL: http://clinic.lawinstitut.ru/ru/education/8.html (дата обращения: 25.01.2019).

за нарушение антимонопольного законодательства. Претензии к компании связывались с «антиконкурентными практиками» в ее деятельности18.

Несмотря на существенное санкционное давление со стороны ряда западных стран, Россия пока отстает от других государств в данной сфере, а расследование нарушений транснациональных корпораций потребительских и социальных прав граждан носит скорее формальный характер. В то же время вопросы защиты прав потребителя неразрывно связаны с соблюдением правил конкурентной борьбы, а их разрешение обусловлено не только частными, но и публичными интересами. Одно из основных направлений противодействия рассматриваемому явлению — создание сильной системы государственных органов в сфере потребительского рынка. В России Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»19 запрещает введение покупателя в заблуждение относительно качества и потребительских свойств товара, его назначения, способов изготовления или применения, а также результатов, ожидаемых от его использования (ст. 14.2). Таким образом, плановое устаревание — форма недобросовестной конкуренции, пресечение которой находится в компетенции Федеральной антимонопольной службы. Кроме того, следует предоставить дополнительные полномочия по противодействию рассматриваемому явлению Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), прокуратуре, специализированным уполномоченным по защите прав потребителей и др.

Публичные методы защиты предполагают возможность вмешательства государственных органов или общественных организаций с целью защиты интересов слабой стороны гражданско-правовых отношений. В этих случаях принцип недопустимости вмешательства в частные дела отступает перед принципами добросовестности участников рыночных отношений и запрета на злоупотребление правом (например, при умышленном занижении качественных характеристик товара, которое в дальнейшем может нанести ущерб имуществу покупателя и окружающей среде). В противном случае тяжелые последствия недобросовестного поведения некоторых компаний будут усугубляться.

Один из побочных эффектов стратегии планового устаревания — общая за-кредитованность населения. Средняя сумма кредита в России на потребительские цели по итогам 2018 г. выросла на 46 %; общее количество выданных кредитов составило более 30 млн; в декабре 2018 г. установлен исторический рекорд задолженности населения перед банками — 14,4 трлн руб.20 Такая закредитован-ность, в свою очередь, влечет серьезные риски социальной напряженности. Не случайно положения рассмотренного выше Закона Амона от 17.03.2014 предусматривают правовые меры по противодействию глубокой долговой нагрузке жителей Франции (ст. 40-57): установлена обязанность предоставления клиенту надлежащей информации об условиях потребительского кредита; упрощена возможность перевода оставшегося долга в другую кредитную организацию; запрещено предлагать клиенту возобновляемый кредит на покупку товаров без как минимум двух различных вариантов рассрочки погашения и т. д.

С одной стороны, холистический метод правового регулирования защищает интересы покупателей, не допуская их разорения, с другой — за счет этого по-

18 DrozdiakN. Alphabet's Google Responds to EU Antitrust Fine // Wall Street Journal. 30.10.2018. URL: https://www.wsj.com/articles/alphabets-google-responds-to-eu-antitrust-fine-1509388512 (дата обращения: 25.01.2019).

19 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.

20 Статистика // Центральный банк Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/statistics/ (дата обращения: 25.01.2019).

вышается покупательская способность граждан, что, помимо достижения социальных целей, способствует развитию экономики страны.

Стратегия планового устаревания создает не только социально-экономические, но и экологические проблемы, например увеличение количества мест захоронения твердых бытовых отходов. По данным компании Cartridge World, только в Северной Америке каждый год выбрасываются 350 млн картриджей, в которых еще есть чернила21. Подобные факты свидетельствуют и о нарушении прав потребителей, и о тяжелом ущербе окружающей среде, наносимом в результате планового устаревания отдельных видов товара.

Не лучше обстоят дела в России: ситуация на некоторых мусорных полигонах становится критической. Очевидно, что производство новых изделий, а не ремонт требует значительно больше ресурсов и энергии, добыча которых неэкологична в любой стране мира. Еще в 2013 г.22 Европейский социально-экономический комитет отмечал, что нерациональное потребление, в том числе связанное с безответственной стратегией некоторых производителей, имеет значительные последствия как для экологической безопасности, так и для общественного здравоохранения. Проблемы утилизации технически сложных товаров связаны с несколькими видами рисков: одни касаются прямого воздействия сжигания такого мусора на здоровье людей, живущих вблизи мусорных полигонов, другие — социальных волнений при транспортировке мусора в иные регионы, особенно если они не обеспечены надлежащей инфраструктурой для переработки отходов.

Очевидно, что эффективное противодействие перечисленным экономическим, социальным и экологическим угрозам возможно только с использованием разнообразных принудительных механизмов правового регулирования в целях обеспечения общего блага.

Заключение и выводы. Правовое противодействие плановому устареванию может быть успешным только с учетом рационального и обоснованного баланса интересов потребителей, производителей, государства, общества. Современное фрагментированное законодательство не обеспечивает эффективную борьбу с рассматриваемым явлением. Применения отраслевых мер обеспечения надлежащего исполнения обязательств со стороны недобросовестных производителей становится недостаточно.

В правовом поле России сегодня не используется даже сам термин «плановое устаревание» или его аналоги. Во многом это связано с отсутствием теоретических исследований в данной сфере. Первым шагом должна стать разработка единого понимания рассматриваемого понятия. По нашему мнению, для доктринального применения можно предложить следующее определение планового устаревания: это социально-экономическое явление, при котором производители умышленно используют прямые и косвенные способы сокращения срока использования продукции, направленные на выход товара из строя через определенное время с целью максимизации прибыли за счет повышения объема продаж.

Выработка единого определения планового устаревания, классификация его видов, поиск сущностных признаков, философско-правовые основания борьбы

21 Official site of Cartridge World. URL: https://www.cartridgeworld.com/environment-think-green (дата обращения: 25.01.2019).

22 Opinion of the European Economic and Social Committee No. CCMI/112-EESC 17.10.2013 "Towards more sustainable consumption: industrial product lifetimes and restoring trust through consumer information". URL: https://www.eesc.europa.eu/en/our-work/opinions-information-reports/opinions/ towards-more-sustainable-consumption-industrial-product-lifetimes-and-restoring-trust-through-consumer-information (дата обращения: 25.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с ним — это задача, которая стоит перед теоретиками права. Однако фундаментальная юриспруденция зачастую не востребована гражданско-правовой практикой, что в конечном счете приводит к мировоззренческой эклектике при реализации законотворческой и правоприменительной деятельности, а затем — к социокультурному расколу и нарушениям прав человека.

Сложность проблем планового устаревания предполагает их решение в различных сферах юриспруденции:

— в философии права — отход от либерально-индивидуалистической парадигмы с ее приоритетом частных интересов;

— в конституционном праве — новое прочтение положений основного закона страны о свободе конкуренции, о социальном характере государства;

— в гражданском праве — более активное использование публично-правовых методов регулирования, разработка новых принципов ответственности за скрытые дефекты, информационную асимметрию;

— в уголовном праве — внесение в Уголовный кодекс РФ состава преступления должностных лиц, использующих стратегию планового устаревания, которая повлекла тяжелые последствия для здоровья и имущества потребителей, общественно значимых интересов;

— в административном праве — увеличение размеров штрафов и общее ужесточение ответственности недобросовестных производителей.

С точки зрения правоприменительной практики необходимо расширение компетенции Роспотребнадзора, прокуратуры, антимонопольной службы и других государственных органов по противодействию плановому устареванию. Ряд изменений должен произойти в сфере налогообложения, государственного и муниципального заказа (обязанность государственных заказчиков закупать ремонтоспо-собную продукцию с более длительным сроком гарантии) и т. д.

Особая сложность состоит в том, что признаки планового устаревания не всегда легко отделить от последствий добросовестного поведения участников рынка; это связано с развитием функциональных характеристик товара, со стремлением быстрого внедрения новых технологий для завоевания конкурентного рынка. Более того, ряд специалистов23 отмечают положительный эффект от различных видов устаревания товаров, ведь снижение потребления приводит к кризису перепроизводства и «великим депрессиям». Сторонники стратегии умышленного устаревания утверждают, что она способствует техническому прогрессу и повышению уровня благосостояния индивида. Затраты же на маркетинговые исследования и модернизацию производственных линий быстро окупаются за счет повышения объема продаж из-за сокращения времени между покупками. Девиз собственников средств производства, использующих стратегию планового устаревания, еще в 1928 г. сформулировал известный экономист П. Мазур: «Америке следует сделать переход от культуры нужды к культуре потребностей, к культуре мечты. Люди должны быть научены желать или мечтать, хотеть новые вещи еще до того, как старые придут в негодность»24. Сегодня подобная экономическая модель воплотилась в реальность, однако цель жизни человека не должна ограничиваться объемом потребления, а значимость индивида определяется не только тем, каким телефоном или автомобилем он пользуется. Современное общество из-за страха экономической рецессии не может бесконечно закрывать глаза на неизбежные

23 См., напр.: KotlerP. Planned obsolescence // The Economists. 23.03.2009. P. 8-10.

24 Mazur P. American Prosperity: Its Causes and Consequences. New York: Viking Press, 1928. P. 24.

экологические и социальные последствия тотального потребления и связанной с ним стратегии планового устаревания товара.

Статья поступила в редакцию 25 января 2019 г.;

рекомендована в печать 7 мая 2019 г

Planned obsolescence: legal aspects of counteraction

Pavel L. Likhter

For citation: Likhter, Pavel L. 2018. Planned obsolescence: legal aspects of counteraction.

Pravovedenie 62 (3): 518-530. https://doi.org/10.21638/11701/spbu25.2018.306

Modern society faces new challenges due to the development of technology, economy, level of consumption. The article deals with the legal aspects of counteraction to the strategy of unscrupulous manufacturers for deliberate programming of technical defects of the goods, leading to the need to replace it immediately at the end of the warranty period. This strategy has significant implications for public health, social and environmental security. The objectives of the work are studying the actual problems of planned obsolescence of products, the search for its essence, principles and features. The author identifies legislative and law enforcement practice formed by the European Union and different countries in this area. The analysis of law in other countries allows to state the tendency of shift of emphasis from private law methods of protection of consumer and social rights to public law methods, to wider use of a number of coercive instruments. Rethinking the balance of private, public and public interests led to the author's proposal to develop a holistic concept of legal regulation of civil law relations. As a result of the article, the directions for improving various branches of law in order to counteract the planned obsolescence of goods are proposed.

Keywords: planned obsolescence, protection of consumer rights, protection of social rights, environmental safety, circular economy, holism, holistic concept of law.

References

Duguit, Léon. 1919. General transformations of civil law since the Napoleon Code, Rus. Ed. Moscow, Gos. izd-vo Publ. (In Russian)

Kotler, Philip. 2009. Planned obsolescence. The Economists, March 23: 8-10.

Mazur, Paul. 1928. American Prosperity: Its Causes and Consequences. New York, Viking Press.

Mejer, Dmitry. 2003. Russian civil law. Moscow, Statut Publ. (In Russian)

Pokrovskij, losif. 2001. The main problems of civil law. Moscow, Statut Publ. (In Russian)

Porter, Michael. 2011. Competitive Strategy: A Methodology for Analyzing Industries and Competitors, Rus. Ed. Moscow, Alpina Publisher. (In Russian)

Received: January 25, 2019 Accepted: May 7, 2019

Pavel L. Likhter — PhD in Law, Penza State University, 40, Krasnaya ul., Penza, 440026, Russian Federation; lixter@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.