Научная статья на тему 'ВЫНУЖДЕННОЕ УСТАРЕВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ'

ВЫНУЖДЕННОЕ УСТАРЕВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА УСТАРЕВАНИЯ / ЭКОНОМИКА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревунов Сергей Евгеньевич, Бархатова Оксана Михайловна, Барсукова Анастасия Евгеньевна

В исследовании демонстрируются исторические и относительно современные примеры применения политики «запланированного устаревания» в мировой экономике. Крупные мировые брэнды и компании намерено уменьшают срок службы своей конечной продукции, вынуждая значительную часть своих клиентов и потребителей менять пригодный к эксплуатации товар на практически такой же, но новый.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ревунов Сергей Евгеньевич, Бархатова Оксана Михайловна, Барсукова Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORCED OBSOLETY IN THE CONSUMER ECONOMY

The study demonstrates historical and relatively modern examples of the application of the policy of «planned obsolescence» in the global economy. Major global brands and companies are intentionally reducing the service life of their end products, forcing a significant part of their customers and consumers to change a serviceable product for almost the same, but new.

Текст научной работы на тему «ВЫНУЖДЕННОЕ УСТАРЕВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ»

УДК 338.2

DOI: 10.47581/2022/IE.2.60.08 Ревунов Сергей Евгеньевич, канд. физ.-мат. наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: revunov@inbox.ru)

Бархатова Оксана Михайловна, канд. физ.-мат. наук, доцент Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: o.barkhatova@inbox.ru) Барсукова Анастасия Евгеньевна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: anlakalina@yandex.ru)

ВЫНУЖДЕННОЕ УСТАРЕВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ПОТР ЕБЛЕН ИЯ

В исследовании демонстрируются исторические и относительно современные примеры применения политики «запланированного устаревания» в мировой экономике. Крупные мировые брэнды и компании намерено уменьшают срок службы своей конечной продукции, вынуждая значительную часть своих клиентов и потребителей менять пригодный к эксплуатации товар на практически такой же, но новый.

Ключевые слова: политика устаревания; экономика; эксплуатация

В наши дни некоторые крупные компании также намерено уменьшают срок службы своей продукции. Эта тактика называется запланированным устареванием или вынужденным устареванием в экономике потребления. Начнем с истории вопроса. Так, уже в далёком 2003 году в интернете появился вирусный ролик автора Casey Neistat под названием «iPod's Dirty Secret». Ролик представляет собой диалог потребителя электроники с представителем службы поддержки:

- «Спасибо что обратились в компанию Apple! Чем я могу вам помочь?»

- «Я купил iPad где-то полтора года назад и сейчас у него вышла из строя батарея.»

- «Полтора года? Но гарантийный срок службы год, поэтому за её замену придется платить. Выйдет $255. Плюс доставка к нам, чтобы мы могли починить ваш гаджет. Если честно, проще купить новый».

Ролик набрал миллионы просмотров, когда YouTube и социальных сетей ещё и в помине не было. Самое главное, что эта история переросла в групповой судебный иск, который компания Apple урегулировала в досудебном порядке. Вот только от использования подобной практики компания в будущем не отказалась. Так, после обновления операционной системы от

Apple в 2017 г. обладатели более ранних моделей гаджетов заметили, что приложения работают заметно хуже, а смартфоны ни с того ни сего отключаются. Apple официально заявила, что они намеренно замедлили работу девайсов, чтобы продлить жизнь аккумуляторов на старых моделях и заставить их служить дольше. Только вот при возможности сменить батарею таких сложностей не было бы. По результатам судебных разбирательств, которые завершились в 2020 г., компания потратила на штрафы и урегулирования сотни миллионов долларов, но эта сумма меркнет на фоне прибыли, которую Apple получает искусственно, ограничивая срок службы своей продукции.

Однако есть мнение, что запланированное устаревание не только даёт разгуляться жадности производителей, но и приносит всеобщую пользу. Во время Великой депрессии, в начале 30-х гг., когда четверть населения США осталась без работы, американский экономист Бернард Лондон (Bernard London) предложил создать новые рабочие места и вытащить страну из депрессии с помощью обязательного запланированного устаревания. Сейчас многие сходятся во мнении, что термин «планируемое устаревание» принадлежит именно ему. Он писал: «Пусть государство устанавливает срок службы для новой обуви и только что построенных домов и различной техники. В течение этого времени их можно продавать и использовать и пусть потребителей об этом честно информируют. По окончании указанного срока продукция признается устаревшей с точки зрения закона и переходит в ведение специального государственного органа, который имеет право её уничтожить в случае массовой безработицы».

Эта затея кажется безумной, но нельзя отрицать, что людей искренне пугала перспектива потерять заработок из-за технологического прогресса и слишком высокого качества продукции. Об этом даже сняли фильм, который был номинирован на премию Оскар - «Человек в белом костюме» (The Man in the White Suit, фантастическая комедия режиссёра Александра Маккендрика). Он вышел на экраны в 1951 году и повествует об учёном, разработавшим идеальную ткань, которая не пачкается, не рвётся и не истирается.

Номинацию фильм получил за лучший сценарий. Изначально все очень радуются успеху главного героя. Он шьёт себе костюм белого цвета, ведь ткань настолько устойчива к загрязнениям, что её невозможно покрасить, но дальше начинаются проблемы. Владельцы фабрик понимают, что много такого материала не продать - он же не рвётся. Рабочие переживают, что останутся без работы. Фраза из фильма: «Вы ученые вечно всё портите! Кому нужна прачка, когда стирать-то нечего!?» Разгорается конфликт. Сотрудники и начальство фабрики вместе гоняются за учёным, чтобы разом покончить и с ним, и с его изобретением. Как ни странно, нельзя исключить, что фильм основан на реальных событиях. В 40-е годы синтетический материал «нейлон» заменил шёлк в производстве чулок и колготок. Они стали гораздо прочнее, набрали бешеную популярность. Доходило

буквально до беспорядков в очередях. Производители осознали, что продукт получился слишком хороший, но не стали полностью отказываться от ткани. Технологи должны были позднее придумать, как сделать продукцию менее долговечной и заставить людей чаще делать покупки.

Сейчас, похоже, потребители наконец-то стали бороться с запланированном устареванием в странах Евросоюза и более чем в 25 американских штатах продвигают законопроекты, направленные на защиту права на ремонт. Предполагается что закон заставит производителей облегчить починку продукции, обеспечить доступ к технической документации и запчастям, чтобы можно было без труда заменить батарею или поцарапанный экран в стороннем сервисе, не теряя гарантию. Но даже если подобные законы будут приняты, победим ли мы запланированное устаревание? К сожалению, нет, ведь есть лазейка, с помощью которой можно убедить клиента в том, что купленный товар устарел. И это мы сами!

Здесь можно привести пример из автомобильной промышленности США в начале ХХ в. Так, после нескольких лет экспериментов в 1924 г. с конвейера General Motors начинают сходить машины самых разных цветов. А ещё через какое-то время компания прибегла к знакомому приёму -каждый год выходила линейка автомобилей в новых цветах (рис. 1). Это делалось для того, чтобы на их фоне устаревшими смотрелись другие автомобили из прошлогодней коллекции, и это подталкивало бы владельцев менять свои старые машины на новые. Годы спустя руководитель отдела стайлинга General Motors открыто обсуждал, какую сыграл роль в том, что сам назвал динамическим устареванием: «Наша задача ускорить этот процесс. В 1934 г. один автомобиль меняли в среднем раз в 5 лет, сейчас в 55-ом - каждые 2 года. Если дойдем до одного, то можно считать, что мы добились успеха!». В то время Дженерал Моторс была самой дорогой компанией в мире и производила половину всех автомобилей, ежегодно продаваемых в США.

сОФФ ОФФФССФФ

Рисунок 1 - Цветовая гамма автомобилей производства General Motors

в период с 1924 по 1955 гг.

Одна из самых дорогих компаний нашего времени, Apple, похоже, повторяет эту стратегию шаг за шагом. Ежегодные линейки смартфонов и других гаджетов - есть, обновление цветовой палитры - есть, незначительные технологические улучшения - есть. Дженерал Моторс, а впоследствии и Apple похоже решили пойти по пути моды, в которой настоящий прогресс почти невозможен. Чтобы заставить людей вновь отправиться за покупками приходится хитрить и создавать продукт, который живет один сезон (рис. 2).

2G 3G 3GS 4

4S

5с 5s

6+

Рисунок 2 - Модельный ряд некоторых Apple iPhone без учета вариаций цветовой гаммы

Но вот возникает проблема: довольно быстро исчерпываются все возможные варианты. И что тогда? Тогда можно обратиться к тому, что было в моде пару десятилетий назад! В отношении iPhone иногда тоже вспоминают хорошо забытое старое. Только взгляните на дизайн, например, граней продукции. Изначально они были скругленными, затем появились углы, затем их снова закруглили, а теперь опять возвращают. Кто готов поспорить, что у следующего iPhone углов не будет?

Суть в том, что, когда дело касается моды, сложно сделать «лучше». Можно сделать только «по-другому». И похоже, этого достаточно, чтобы мы резко осознали, что наш гаджет безнадёжно устарел и побежали покупать новый. Таким образом, единственный вид устаревания, которым не стоит пренебрегать - технологический.

Список источников

1. Ревунов С.Е., Бархатова О.М., Гавлин О.С. Нейросетевые методы обеспечения информационной безопасности цифровой экономики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021, №2 (52), с. 176-181

2. Barkhatov N.A. Revunov S.E. Smirnova Zh.V. Cherney O.T. Katkova O.V. Using Neural Network for forecasting in the Financial Sector // Interna-

tional Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering. Volume 9, No.3, May - June 2020

3. Бархатов Н.А., Ревунова Е.А., Ундалова И.С. Возможности применения нейронных сетей в информационной инфраструктуре предприятия // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №6(48), 2020, с. 11-17

4. Ревунов С.Е., Бархатова О.М., Долгова Д.С. Нейросетевые методы обеспечения информационной безопасности цифровой экономики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №6(48), 2020, с. 79-84

Статья поступила в редакцию 11.03.2022; одобрена после рецензирования 12.03.2022; принята к публикации 20.03.2022.

Revunov Sergey Evgenievich, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor at the Department of Mathematical Education

(e-mail: revunov@inbox.ru)

KozmaMinin Nizhny Novgorod State Pedagogical University - Minin University, Russia

Barkhatova Oksana Mikhailovna, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of General Physics and Theoretical Mechanics

(e-mail: o.barkhatova@inbox.ru)

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Russia Barsukova Anastasia Evgenievna, student

(e-mail: anlakalina@yandex.ru)

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University - Minin University, Russia

FORCED OBSOLETY IN THE CONSUMER ECONOMY Abstract. The study demonstrates historical and relatively modern examples of the application of the policy of «planned obsolescence» in the global economy. Major global brands and companies are intentionally reducing the service life of their end products, forcing a significant part of their customers and consumers to change a serviceable product for almost the same, but new. Keywords: obsolescence policy; economy; exploitation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.