Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РАМКАХ ПОЛИТИКИ ЗАПЛАНИРОВАННОГО УСТАРЕВАНИЯ'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РАМКАХ ПОЛИТИКИ ЗАПЛАНИРОВАННОГО УСТАРЕВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА УСТАРЕВАНИЯ / ЭКОНОМИКА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бархатов Николай Александрович, Ревунова Елена Алексеевна, Барсукова Анастасия Евгеньевна

Работа посвящена изучению примеров запланированного устаревания популярных товаров народного потребления. Показано, что политика запланированного устаревания выступает одним из актуальных факторов развития экономики в конкретной отрасли. Подобная политика производителей бытовой техники и электроники привела в конечном итоге к развитию стандартов, увеличению эффективности конечных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бархатов Николай Александрович, Ревунова Елена Алексеевна, Барсукова Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC DEVELOPMENT FACTORS UNDER PLANNED OBSOLETIANCE POLICY

The work is devoted to the study of examples of planned obsolescence of popular consumer goods. It is shown that the policy of planned obsolescence is one of the relevant factors in the development of the economy in a particular industry. Such a policy of household appliances and electronics manufacturers eventually led to the development of standards, an increase in the efficiency of end products.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РАМКАХ ПОЛИТИКИ ЗАПЛАНИРОВАННОГО УСТАРЕВАНИЯ»

УДК 338.2

DOI: 10.47581/2022/IE.2.60.01 Бархатов Николай Александрович, доктор физ.-мат. наук, профессор Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: nbarkhatov@inbox.ru)

Ревунова Елена Алексеевна, канд. физ.-мат. наук, доцент Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: revunova.elena@mail.ru) Барсукова Анастасия Евгеньевна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: anlakalina@yandex.ru)

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РАМКАХ ПОЛИТИКИ ЗАПЛАНИРОВАННОГО УСТАРЕВАНИЯ

Аннотация. Работа посвящена изучению примеров запланированного устаревания популярных товаров народного потребления. Показано, что политика запланированного устаревания выступает одним из актуальных факторов развития экономики в конкретной отрасли. Подобная политика производителей бытовой техники и электроники привела в конечном итоге к развитию стандартов, увеличению эффективности конечных продуктов.

Ключевые слова: политика устаревания; экономика; эксплуатация

Сегодня в век интернета и всеобщей доступности информации, можно услышать истории о том, что якобы не перегорающую лампочку, изобрели уже очень давно, но на рынок её не выпустили! На продаже вечных лампочек бизнес не построишь. Ни каких вам постоянных покупателей. Рано или поздно лампочками обзаведутся все и клиенты закончатся. С другой стороны, можно усомниться в этом. Ведь если предложить товар, который будет работать почти вечно, то покупатели перейдут к вам от конкурентов, можно будет поднять цены и прилично заработать, несмотря на то, что спрос со временем иссякнет. Таким образом, получается, что мы когда-то умели делать хорошие лампочки, а потом специально их ухудшили? Оказалось, действительно так всё и было.

Когда лампы накаливания еще только-только стали народным товаром, их производством занималось множество небольших компаний, но со временем все они вошли в состав нескольких корпораций, каждая из которых контролировала свою часть рынка. Но у всех был общий враг - долговечные лампочки. Для сравнения в 1923 г. компания Osram продала 63 мил-

лиона лампочек, а на следующий год всего 28 миллионов. Высокая надежность выпускаемого продукта как ни странно вредила продажам. Поэтому все участники картеля договорились ограничить срок службы тысячей часов, что в 2 раза меньше среднего показателя. Но как участникам картеля следить за тем, чтобы никто не нарушил договора и не выпустил товар лучшего качества? Ведь для каждого производителя было бы выгодно делать собственные лампочки как можно надежнее и переманивать клиентов к себе. Для своеобразного контроля качества было принято решение обмениваться друг с другом образцами готовых товаров.

К началу 1920 г. обычная лампочка могла проработать уже около 2000 часов, а некоторые и 2500. Но вдруг этот показатель остановился и даже пошёл вниз (рис. 1). В 1924 г. в Женеве состоялась встреча руководителей ведущих мировых производителей лампочек: Philips International, General Electric, Tokyo Electric Power Company (TEPCO), Osram, Associated Electrical Industries (AEI) и некоторых других. Они основали печально известный картель Фебус (Phoebus Cartel). Компании пришли к ряду выгодных для себя соглашений, которые позволяли им контролировать мировое предложение лампочек.

лзоо — 2500 hrs

(I _ д! I I I I I I I г I I I I I I ! I I г I I м И I 1 I М I 11 I I I 1 I I I I I И М ( М Г I ! I 1 1880 ФУО 1900 №0 УМО

Годы

Рисунок 1 - Рост времени жизни ламп накаливания с развитием технологий их производства

Так, если лампочка работала заметно дольше 1000 часов, производителя ждал штраф. Например, 200 франков за каждую тысячу проданных лампочек, если они служат более 3000 часов (рис. 2). Эта практика применялась и подтверждение тому есть в исторических документах. Но как же ухудшить качество лампочки? Поиском ответа озаботились те же самые инженеры, что до этого бились над увеличением срока службы. Они меняли состав и форму нити, делали контакты тоньше и, судя по всему, своей цели

они достигли. С момента формирования картеля время работы лампочек стабильно снижалось. В 1934 г. средний срок службы составлял 1205 часов. Как и ожидалось, это увеличило продажи компаний участников на 25% за 4 года после 1926 г. Себестоимость производства при этом снизилась, а вот цена конечного продукта практически нет, так что бизнес стал ещё и прибыльнее (рис. 3).

0

ЕС =

Я

1

с

ЭЕ

I *

Я

и о

я

Си

к

дю -

г;о

100

50 -

о -

Среднее время жгпнн ламп (часы)

Рисунок 2 - Шкала расчета штрафа, налагаемого на производителя с каждой проданной тысячи ламп накаливания в зависимости от среднего времени жизни конечного продукта

Л

и

П!

т

п "

га Г

К К

г*.

ж

з

К

X

у

аЗ х й

О

¿500

изо

/ООО 1.750 1ДЮ

и>о 1.000 "70 500

О

I Г К I I I I I \92Л Ш> 1927 тп 1939 1930 \9И ГЖ )9(I

Годы

Рисунок 3 - Соотношение среднего времени жизни ламп и полученной прибыли

500 по 100 ш Ш 2Щ ш) (ю ТОО 50 о

Я

*

а №

к

Я

Р

Знал ли потребитель, что гиганты индустрии сговорились снизить качество товара? Конечно - нет. Представители картеля заверяли, что их задача - стандартизация и увеличение эффективности лампочек. Справедливости

ради следует сказать, что привычные сегодня цоколи (рис. 4), которые используются практически повсеместно, придумали именно они. Но огромное количество фактов указывают на то, что главной целью картеля был рост продаж и увеличения прибыли, а не забота о потребителе.

Схема Обозначение Назначение

Традиционные цоколи ламп, наиболее распространенные в быту.

14mm /Е14 \ миньон

27 mm /Е27 \ СТАНДАРТ

Данный цоколь используется в мощных лампах, применяемых для освещения больших помещений или улиц.

?-- 440mm <E40

f J. 4 mm G4 Светодиодные лалмы с цоколями G4, GU5.3, GU10 предназначены для полноценной замены соответствующих галогенных ламп.

d <GU5.3

L—J J-p1 ^ 10mm <GU10

Цоколи ламп, используемых в различных светильниках (встраиваемых и накладных) для потолков и мебели.

i— 1 h 53mm T <43X53

с с ш It!* ihs <G13 Цоколь (поворотный) используется в трубчатых лампах Т8.

Рисунок 4 - Стандартные цоколи современных ламп

Планировалось, что картель Фебус просуществует до середины 50-х гг., однако развалился он уже в 30-х гг. Мешала внешняя конкуренция. К тому же и не все участники соблюдали условия договора. Финальным ударом стало начало Второй мировой войны. И картель распался, но его методы никуда не делись. В наши дни некоторые компании также намерено уменьшают срок службы своей продукции. Эта тактика называется запла-

нированное устаревание. Единственный вид устаревания, которым не стоит пренебрегать - технологический.

И тут вернёмся к нашим лампочкам. За последние 20 лет мы перешли от ламп накаливания, которые не менялись на протяжении века к флуоресцентным, а теперь и к светодиодным. Они в 10 раз экономичнее и живут в 10, а то и в 50 раз дольше. Вы успеете задуматься о переезде и продаже дома быстрее, чем придётся менять их на новые. В каком-то смысле мы добились своего и получили своего рода вечную лампочку.

Список источников

1. Barkhatov N.A. Revunov S.E. Smirnova Zh.V. Cherney O.T. Katkova O.V. Using Neural Network for forecasting in the Financial Sector // International Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering. Volume 9, No.3, May - June 2020

2. Бархатов Н.А., Ревунова Е.А., Ундалова И.С. Возможности применения нейронных сетей в информационной инфраструктуре предприятия // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №6(48), 2020, с. 11-17

3. Ревунов С.Е., Бархатова О.М., Долгова Д.С. Нейросетевые методы обеспечения информационной безопасности цифровой экономики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №6(48), 2020, с. 79-84

Статья поступила в редакцию 11.03.2022; одобрена после рецензирования 12.03.2022; принята к публикации 20.03.2022.

Barkhatov Nikolay Aleksandrovich, Dr. of Physical and Mathematical Sciences, Professor at the Department of Mathematical Education

(e-mail: nbarkhatov@inbox.ru)

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University - Minin University, Russia

Revunova Elena Alekseevna, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of General Physics and Theoretical Mechanics

(e-mail: revunova.elena@mail.ru)

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Russia Barsukova Anastasia Evgenievna, student

(e-mail: anlakalina@yandex.ru)

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University - Minin University, Russia

ECONOMIC DEVELOPMENT FACTORS UNDER PLANNED OBSOLETIANCE POLICY

Abstract. The work is devoted to the study of examples of planned obsolescence of popular consumer goods. It is shown that the policy of planned obsolescence

is one of the relevant factors in the development of the economy in a particular industry. Such a policy of household appliances and electronics manufacturers eventually led to the development of standards, an increase in the efficiency of end products.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: obsolescence policy; economy; exploitation УДК 338.28

DOI: 10.47581/2022/IE.2.60.02

Джамалов Рустам Ибрахимович, аспирант

(e-mail: 123454321tam@mail.ru)

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, г.Санкт-Петербург, Россия

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье проверен анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность современного предприятия. На этой основе уточнена направленность влияния инноваций на конкурентоспособность предприятий, что позволяет выстраивать действенную политику их развития.

Ключевые слова: конкурентоспособность, фирма, развитие, инновации.

Современные условия хозяйствования большинства предприятий характеризуются повышенным уровнем конкуренции, что вызывает интерес к изучению понятия конкурентоспособности современных компаний. Конкурентоспособность при этом рассматривается как ключевой фактор -критерий успешности фирмы.

Актуальность темы определена динамикой самого рынка, а также важностью повышения уровня конкурентоспособности предприятий, действующих на нем. В связи с этим в рамках исследования можно констатировать наличие научной проблемы, связанной с низкой конкурентоспособностью, вызванной низким уровень инновационного развития.

В качестве гипотезы выдвигаем, что уровень конкурентоспособности будет выше, если на должном уровне находится процесс инновационного развития. Исследование данной проблемы определено динамикой самого рынка, а также важностью повышения уровня конкурентоспособности предприятий, действующих на нем. Эффективное их функционирование предполагает успешную реализацию производимой продукции, что предполагает регулярно отслеживать изменения рыночного спроса и сравнивать его со своим товаром, корректировать стратегию компании и принимать соответствующие управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.