Научная статья на тему 'Инноватика дистанционных методов обучения как фактор роста экономических показателей вуза'

Инноватика дистанционных методов обучения как фактор роста экономических показателей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / DISTANCE EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY TOOLS / DIDACTIC PROPERTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бархатов Николай Александрович, Ревунова Елена Алексеевна, Ундалова Ирина Семеновна

В исследовании демонстрируются педагогические инновации и достоинства дистанционного обучения дисциплин физико-математического профиля в рамках технологического образования, обусловленные его новыми функциями, расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся. Разработка этого направления обеспечивает рост экономических показателей ВУЗа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE REMOTE METHODS OF TRAINING AS A GROWTH FACTOR OF UNIVERSITY ECONOMIC INDICATORS

The study demonstrates pedagogical innovations and advantages of distance learning in physical and mathematical disciplines within the framework of technological education, due to its new functions, expansion of opportunities and services for the provision of educational services to students. The development of this direction ensures the growth of economic indicators of the university.

Текст научной работы на тему «Инноватика дистанционных методов обучения как фактор роста экономических показателей вуза»

ЭКОНОМИКА_

УДК 330.35

ИННОВАТИКА ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК

ФАКТОР РОСТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВУЗА Бархатов Николай Александрович, доктор физ.-мат. наук, профессор

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет, г. Нижний Новгород, Россия

(e-mail: nbarkhatov@inbox.ru) Ревунова Елена Алексеевна, канд. физ.-мат. наук, доцент Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: revunova.elena@mail.ru) Ундалова Ирина Семеновна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: undalovais@std.mininuniver.ru)

В исследовании демонстрируются педагогические инновации и достоинства дистанционного обучения дисциплин физико-математического профиля в рамках технологического образования, обусловленные его новыми функциями, расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся. Разработка этого направления обеспечивает рост экономических показателей ВУЗа.

Ключевые слова: дистанционное образование, средства информационных технологий, дидактические свойства

На современном этапе развития образовательных технологий инновационные методики дистанционного обучения активно внедряются во всем мире. Множество дистанционных учебных заведений успешно отработали способы модернизации технологии такого обучения. В настоящий момент внедрение инноваций в организацию дистанционного обучения в Российской Федерации является приоритетным направлением государственной политики. Сложность системы дистанционного образования требует надежной работы всех ее составляющих элементов. При этом заметно выделяются достоинства инновационного подхода, обусловленные его новыми функциями, расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся. Как правило, участники процесса распределяются образовательной электронной средой по времени и тематике, но при этом система обеспечивает адаптивное и непрерывное образование.

Инновации в дистанционном обучении направлены на решение задач повышения качества образования специалистов, которые живут в разных регионах. В связи с этим переход на дистанционную форму обучения обладает рядом несомненных преимуществ. Во-первых, появляется возмож-

ность внедрения современных информационных технологий и новых подходов к учебному процессу, позволяя погружать всех участников образовательного процесса в информационное пространство ВУЗа, сохраняя качественный уровень образования. Во-вторых, повышается конкурентоспособность выпускников. В-третьих, развивается информационное пространство и мобильность специалистов. Как правило, ВУЗ самостоятельно разрабатывает и применяет современные информационные и коммуникационные технологии, позволяющие сделать процесс обучения открытым, понятным и максимально приближенным к традиционной форме обучения. Это касается не только появления инновационных форм и методов организации учебного процесса, но и сопровождается трансформацией принципов организации, контроля и управления образовательными процессами, расширения границ и сфер влияния университетов в регионах. Такой подход открывает больше возможностей для качественного изменения характера обучения и содержания получаемых знаний.

Как показывает практика, дистанционные образовательные технологии при изучении дисциплин физико-математического профиля в рамках технологического образования требуют особенного подхода к разработке. Это связано с тем, что такие дисциплины во многом опираются на лабораторный практикум, выполняемый с применением электроизмерительного оборудования. Так, например, в разделах общей электротехники предусмотрено изучение цепей постоянного тока, цепей однофазного и трехфазного переменного тока, трансформаторов, измерительных приборов. В разделе «Электрические машины» студенты изучают машины постоянного тока, асинхронные двигатели с фазным и короткозамкнутым ротором, электрические машины малой мощности, элементы автоматики, передачу и распределение электрической энергии. В разделе «Физическая электроника» студенты изучают полупроводниковые приборы, электронные устройства: приборы индикации, выпрямители, стабилизаторы, усилители, генераторы.

Инновационные компьютерные технологии позволяют перенести лабораторный практикум в электронную среду с применением методов моделирования электрических цепей [1]. При этом реализуется простой наглядный интерфейс, средства графического анализа результатов моделирования, наличие виртуальных измерительных приборов, копирующих реальные аналоги. Подключаемые открытые онлайн-библиотеки элементов содержат тысячи моделей электронных компонентов от разных производителей. В библиотеках присутствуют электромеханические модели, импульсные источники питания, преобразователи мощности.

В последнее время намечается устойчивая тенденция распространения внедрения технологий дистанционного обучения в учебный процесс. Этому способствует быстрое развитие информационных технологий, являющихся основой технологий дистанционного обучения. Вместе с тем, проблема организации дистанционного обучения становится все более актуальной. То, что в скором времени такое обучение займет прочное место в

образовательной системе, не вызывает сомнения. Пока остается вопросом, будет ли она выделена в отдельную форму обучения либо же будет являться одной из разновидностей заочной формы. Использование дистанционных технологий позволяет не тратить время в течение занятия на элементарные задания закрытого типа, а сосредоточиться на творческих заданиях, развивающих не только предметную, но и коммуникативную, и культурологическую компетенции. Остановимся подробнее на процессе внедрения дистанционных технологий в очное обучение на основе модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды.

Приведем пример внедрения дистанционного обучения дисциплинам физико-математического профиля в рамках технологического образования. В такой системе весь предметный курс разбит на тематические модули, каждый из которых включает в себя лекцию, тест самоконтроля и тренинг; раз в четыре модуля студент выполняет тематический тест и творческое задание; кроме того, раз в восемь модулей учащийся должен выполнить контрольную работу. Для заочного обучения предусмотрены рекомендуемые сроки выполнения всех этих видов учебной деятельности. Для студентов очной формы эти сроки регулируются преподавателем. Рассмотрим подробнее работу учащихся с каждым из этих элементов.

Все лекции включают в себя интерактивные элементы, которые помогут учащемуся закрепить знания, приобретенные на занятии. Также в каждую в лекцию включен дополнительный интересный материал по теме, на изложение которого у преподавателя часто просто не хватает времени. Чтение студентам аудиторных лекций помогает повторить пройденный материал, а также расширить свои знания. При этом лекции в дистанционной системе насыщены различными элементами интерактива, что позволяет учащемуся постоянно сменять вид деятельности во время чтения лекций. Также в системе предусмотрена возможность для преподавателя получать подробный анализ выполнения студентом того или иного вида работы. Так, преподаватель, может увидеть не только то, читал или не читал студент лекцию, но и то, как он выполнил промежуточные вопросы внутри лекции, читал ли он дополнительный материал. Эта статистика приводится по всей группе, что позволяет отследить типичные ошибки. Каждая лекция завершается тестом самоконтроля, который состоит из 10-15 вопросов и ограничен по времени выполнения 15 минутами. Перенесение этого вида работы в дистанционную форму позволяет дополнить лекционный материал мультимедийной информацией.

Следующий вид деятельности в дистанционной форме - это тренинг. Это один из наиболее важных элементов работы, так как он помогает сконцентрировать внимание студентов на самых важных моментах темы. Тренинг чем-то похож на обычный тест, но разница в том, что ко всем ответам дается комментарий преподавателя, что позволяет учащемуся не только увидеть возможную ошибку, но и осознать причину, по которой он ее допустил, сразу ее исправить. Составляя такой тренинг, преподаватель

сам может настроить количество попыток, оценку, которую получит учащийся в ходе выполнения этих попыток.

Раз в четыре лекции, которые объединены одной темой, студентам предлагается выполнить тематический тест. Этот тест включает в себя как задания с выбором ответа, так и задания с коротким ответом, который должен сформулировать сам учащийся. Такой тест задается учащимся в начале изучения 1 лекции данной темы. По мере изучения всех четырех лекций учащиеся выполняют тест, вводят свои ответы в систему. В первую очередь удобство данной интерактивной формы в том, что у преподавателя нет необходимости тратить свое время на проверку теста и на его анализ. Система предоставляет подробный анализ по каждому вопросу теста: сколько человек выполнило верно, сколько неверно, какие ответы ввели те, кто ошибся, и т.п. Получив такой анализ, преподаватель может легко увидеть типичные ошибки, как отдельных студентов, так и всей группы.

Кроме тематического теста, раз в четыре лекции учащиеся также должны выполнить творческое задание. Каждое творческое задание касается, естественно, какой-то конкретной темы. Но в целом все они объединены одной идеей: по окончании обучения у каждого студента должен получиться свой вариант тестирования по заданной тематике. Для этого задания используется форум «вопрос-ответ»; это означает, что до того, как учащийся не введет свои ответы на задание, он не сможет увидеть ответы других учащихся. Но задание предполагает не только составление вопросов. После того как учащийся ввел свои задания, он видит задания других, которые ему необходимо выполнить. Это одна из наиболее сложных форм работы, так как предполагает большую долю самостоятельности и ответственности от студентов.

Последний вид деятельности - это контрольная работа. Это задание охватывает 8 лекций, т.е., как правило, не менее двух больших тем. Учащиеся самостоятельно скачивают контрольную работу в системе так же, как и тематический тест, и выполняют ее примерно в течение месяца. Затем сдают на проверку преподавателю. Этот вид деятельности уже не предполагает проверки системой, так как в основном задания требуют описания подробного решения наиболее сложных задач, написание комментариев и конспектов. Когда мы говорим о перенесении этого вида деятельности в дистанционную форму, то подразумеваем одно важное преимущество: студенты отправляют решение преподавателю внутри системы. Следовательно, все результаты успеваемости группы хранятся в одном месте в электронной форме.

Одним из наиболее эффективных средств, использующихся при проведении дистанционного обучения является - виртуальная аудитория. По сути имитируется полноценная работа в коллективе со всеми необходимыми атрибутами. Например, доской, на которой могут писать учащиеся. Также есть набор возможностей, которые значительно расширяют диапазон применения виртуальных аудиторий. В первую очередь это возможность уда-

ленной работы с программными продуктами, что делает виртуальную аудиторию незаменимой при проведении обучения пользователей работе со специфическими программными продуктами.

Современные среды дистанционного обучения позволяют создавать законченные лекционно-практические курсы, оснащенные мультимедийными средствами. Это обусловливается тем, что система насыщена большим количеством ресурсов, позволяющих загружать на сервер готовые файлы, создавать их непосредственно в системе, использовать ссылки на ресурсы в сети Интернет. Одним из важных компонентов информационно-образовательной среды является коммуникационный, то есть отвечающий за организацию общения участников дистанционного курса. Подобные системы реализуют все основные механизмы общения: персептивный, отвечающий за восприятие друг друга; интерактивный, отвечающий за организацию взаимодействия; коммуникативный, отвечающий за обмен информацией. Создание инновационных электронных учебно-методических комплексов профильных и элективных курсов значительно интенсифицирует самостоятельную работу студентов и акцентирует личностно-ориентированный развивающий характер обучения.

Дистанционный образовательный курс дисциплин физико-математического профиля предполагает наличие обучающих ресурсов, подготовленных программных решений. Основная задача курса - овладеть материалом и закрепить теоретические знания, наглядно продемонстрировав работу тех или иных законов и процессов в реальных проектах. Для этого помимо интерактивных компонентов возможно создание целых виртуальных лабораторий систем управления, энергетики, мехатроники и силовой техники. Преимущества электронного обучения при таком подходе бесспорны: такая форма позволяет повысить профессиональную квалификацию в соответствии с интересами работодателей, получить качественное технологическое образование, существенно снизить стоимость обучения по сравнению с другими формами обучения [2].

Для того чтобы достигнуть высоких экономических показателей вуза, деятельность учреждения должна следовать определенной политике, которая разграничивает и определяет работу всех структур, задействованных в проекте дистанционного образования. Эта система действий включает выбор и организацию той или иной модели обучения с использованием:

1) дистанционных технологий

2) выбор педагогов, задействованных в проекте, расстановку учебных часов в сетке расписания

3) организацию курсов повышения квалификации педагогических кадров

4) организацию контроля учебного процесса

5) формирование отчетов о результативности той или иной модели

6) формирование экспертной комиссии по оценке эффективности процесса обучения

7) формирование нормативной базы, регламентирующей прохождение процесса с соблюдением законов, кодексов и иных государственных документов.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии ввиду их инновационных решений задают правильный вектор развития ВУЗа, так как при их использовании право на качественное образование гарантируется каждому желающему. Дистанционный метод обучения в перспективе может и должен стать привычным процессом для каждого не только как средство повышения уровня квалификации, но и как средство получения как дополнительного, так и первичного профессионального образования. Перспективным направлением развития и совершенствования дистанционных образовательных технологий в Российской Федерации видится проработка вопроса создания стандарта дистанционного обучения с применением виртуальных инновационных лабораторных практикумов дисциплин физико-математического профиля в рамках технологического образования.

Список литературы

1. Моор П. К.. Моор С М. Виртуальное взаимодействие в современном образовательном пространстве //Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий: Материалы III Международной научно практической видеоконференции (г. Тюмень, 26 ноября 2015 г.) /Под ред. С. М. Моор. Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. С. 10-15.

2. Голованова Ю. В. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения //Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. С. 163-167.

Barkhatov Nikolay Aleksandrovich, Revunova Elena Alekseevna, Undalova Irina Semenovna,

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University - Minin University, Russia INNOVATIVE REMOTE METHODS OF TRAINING AS A GROWTH FACTOR OF UNIVERSITY ECONOMIC INDICATORS

Abstract. The study demonstrates pedagogical innovations and advantages of distance learning in physical and mathematical disciplines within the framework of technological education, due to its new functions, expansion of opportunities and services for the provision of educational services to students. The development of this direction ensures the growth of economic indicators of the university.

Keywords: distance education, information technology tools, didactic properties

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.