Научная статья на тему 'Разработка системы организации обучения на основе среды дистанционного образования Moodle'

Разработка системы организации обучения на основе среды дистанционного образования Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнирук А. А.

Применение новых информационных технологий позволяет раз-нообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка системы организации обучения на основе среды дистанционного образования Moodle»

УДК 37(094); 37:004

А.А. Кушнирук, Дальрыбвтуз, Владивосток РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СРЕДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МООйЬЕ

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Эффективность обучения в современных условиях во многом связана с внедрением инновационных и коммуникационных технологий дистанционного обучения в образовательный процесс учебных заведений. Необходимость информатизации образовательной сферы с целью интенсификации образовательного процесса приводит к необходимости создания электронных поддерживающих сред обучения. Использование наравне с традиционными методами обучения инновационных технологий открытого образования позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу студентов. Обучающая среда Моос11е [1] стала на сегодняшний день одной из наиболее популярных систем поддержки учебного процесса и с успехом используется рядом высших учебных заведений [2, 3]. Система функционирует в Дальрыбвтузе несколько лет и с успехом используется рядом преподавателей для поддержки учебного процесса по отдельным курсам [4].

Внедрение дистанционных технологий в процесс различных форм обучения обусловлен особенностями организации профильного обучения, которые предполагают отведение большого количества времени на самостоятельную работу. Использование в учебном процессе дистанционных технологий позволяет не тратить время в течение занятия на элементарные задания, а сосредоточиться на развивающих не только предметную, но и коммуникативную, и культурологическую компетенции студентов.

Остановимся подробнее на самом процессе внедрения дистанционных технологий в очное обучение. Речь будет идти о нашем опыте организации такого обучения на основе модульной объектно-ориентиро-ванной динамической учебной среды МооС1е, которая обладает широким спектром возможностей, как для преподавателей, так и для студентов.

Весь предметный курс в системе разбит на тематические модули, каждый из которых включает в себя лекции или учебное пособие, а также перечень и содержание лабораторных практикумов и

практических занятий (при их наличии), тренинги, контрольные тесты и контрольные работы.

Все лекции включают в себя интерактивные элементы, которые помогут учащемуся закрепить знания, приобретенные на занятиях. Также в каждую в лекцию включен дополнительный интересный материал по теме, на изложение которого на уроке у преподавателя зачастую просто не хватает времени. Чтение учащимся лекции не освобождает его от посещения занятия, оно помогает повторить пройденный материал, расширить свои знания по той или иной теме,

закрепить пройденный материал с помощью тренинга и

самостоятельно проконтролировать степень усвоения пройденного материала по средствам контрольного тестирования. Кроме того, в системе для преподавателя предусмотрен подробный анализ выполнения учащимся того или иного вида работы.

Следующий вид деятельности учащегося в дистанционной форме -это тренировочный тест или тренинг и контрольный тест. Тест в системе МооС1е позволяет использовать 10 типов вопросов: 1) множественный выбор, 2) короткие ответы, 3) числовой, 4)

верно/неверно, 5) на соответствие, 6) вложенные ответы, 7) случайный вопрос на соответствие, 8) случайный вопрос, 9) описание, 10)

вычисляемый.

Тренинг - это один из наиболее важных элементов работы, так как он помогает сконцентрировать внимание учащихся на самых важных моментах темы. Тренинг чем-то похож на обычный тест, но разница в том, что ко всем ответам (как правильным, так и неправильным) дается комментарий преподавателя, что позволяет учащемуся не только увидеть ошибку, но и осознать причину, по которой он её допустил. Составляя такой тренинг, преподаватель сам может настроить количество попыток, которое он предполагает дать учащемуся и оценку, которую получит учащийся в ходе выполнения этих попыток.

Процедура тестирования в системе МооС1е отличается от других систем тем, что список вопросов теста можно увидеть полностью. Тестируемый может возвращаться к предыдущим вопросам и исправлять ранее введенные ответы. Системой предусмотрена гибкая система штрафов и поощрений за конкретные неправильные и правильные ответы. Это позволяет существенно уменьшить вероятность получения положительной оценки случайным выбором вариантов ответа. Контрольный тест может быть использован преподавателем в качестве формы аттестации студентов в рамках балльно-рейтинговой системы, установленной в Дальрыбвтузе.

Так же как и в случае с предыдущими формами деятельности, у преподавателя нет необходимости тратить свое время на проверку теста и на его анализ. Система представляет подробный отчёт по каждому вопросу теста: сколько человек выполнило верно, сколько неверно, какие ответы ввели те, кто ошибся, и т.п. Получив такой отчёт,

преподаватель может легко увидеть типичные ошибки, как отдельных учащихся, так и всей группы в целом.

Кроме того, кардинальное отличие системы МооС^ от других систем дистанционного обучения - это наличие разнообразных ресурсов корректировки, как наглядного, в том числе лекционного материала, так и систем проверки знаний (тренировочные или контрольные тесты).

Система имеет следующие средства статистического анализа результатов тестирования:

- статистическое стандартное отклонение полученных баллов от среднего значения в группе тестируемых - это процент правильных ответов по конкретному вопросу, по величине которого можно судить о сложности данного вопроса для тестируемых;

- дискриминационный индекс - это индикатор способности конкретного вопроса разделять «сильных» и «слабых» студентов. Значения этого параметра лежат в диапазоне между -1 и +1. Его отрицательное значение показывает, что на данный вопрос теста «слабые» студенты отвечают лучше «сильных», это является поводом для отбраковки такого вопроса;

- дискриминационный коэффициент - это коэффициент корреляции между баллами, полученными тестируемым по конкретному вопросу и его оценкой за прохождение всего теста, отрицательное значение этого коэффициента также свидетельствует о некорректности тестового вопроса с точки зрения правильности оценки знаний.

Наличие в системе МооС^ развитых средств статистического анализа результатов тестирования позволяет преподавателю не только всесторонне оценить знание студентов и установить степень освоения ими материала, а также определить сложность отдельных тестовых вопросов для тестируемых и их качество. Несомненно, что такого рода анализ результатов тестирования существенно расширяет возможности по улучшению качества контрольных средств системы.

Таким образом, создание инновационных электронных учебнометодических комплексов позволяет значительно интенсифицировать самостоятельную работу учащихся, разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Библиографический список

1. Электронный сводный каталог по научно-технической

литературе. Режим доступа: http://www.moodle.org/ - сайт

разработчиков MooCle.

2. Электронный сводный каталог по научно-технической

литературе. Режим доступа: hpp://eCu.krasu.ru/

3. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Использование дистанционных технологий в очном обучении: Электронный сводный каталог по научно-технической литературе. Таганрог: ЦДП ТТИ ЮФУ. Режим доступа: http://www.cdp.tsure.ru

4. Кушнирук А.А. Использование электронной учебной среды для организации образовательного процесса в Дальрыбвтузе // Науч. тр. Дальрыбвтуза. 2008. Вып. 21. Ч. 2. С. 157-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.