Научная статья на тему 'НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И СЕРВИСЫ ИКТ В ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ'

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И СЕРВИСЫ ИКТ В ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревунов Сергей Евгеньевич, Бархатова Оксана Михайловна, Гавлин Олег Сергеевич

Работа посвящена исследованию современных технологий дистанционного обучения, способных персонализировать одаренных детей на путях использования произвольного порядка доступа к информации. Показано, что именно обучающиеся с нестандартным мышлением в первую очередь являются пользователями новых образовательных функций и сервисов ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревунов Сергей Евгеньевич, Бархатова Оксана Михайловна, Гавлин Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW EDUCATIONAL FUNCTIONS AND ICT SERVICES IN THE PERSONALIZATION OF GIFTED CHILDREN

The work is devoted to the study of modern technologies of distance learning that can personalize gifted children by using an arbitrary order of access to information. It is shown that it is students with non-standard thinking who are primarily users of new educational functions and ICT services.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И СЕРВИСЫ ИКТ В ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И СЕРВИСЫ ИКТ В ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Ревунов Сергей Евгеньевич, к..физ.-мат.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет, г.Нижний Новгород, Россия

(e-mail: revunov@inbox.ru) Бархатова Оксана Михайловна, к..физ.-мат.н., доцент Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: o.barkhatova@inbox.ru) Гавлин Олег Сергеевич, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет, г.Нижний Новгород, Россия

(e-mail: gavlinos@std.mininuniver.ru)

Работа посвящена исследованию современных технологий дистанционного обучения, способных персонализировать одаренных детей на путях использования произвольного порядка доступа к информации. Показано, что именно обучающиеся с нестандартным мышлением в первую очередь являются пользователями новых образовательных функций и сервисов ИКТ.

Ключевые слова: информационные технологии, персонализация, дистанционное образование

В предлагаемом исследовании сосредоточим внимание на методиках, позволяющих персонализировать способного ребенка в образовательной среде. В исследовании современных психологов утверждается, что от природы у человека нет никаких способностей. Способности - это только то, что формируется, а вот задатки - это уже особенности мозга и физического строения ребенка. Если вы начнете эти задатки развивать, то они уже превратятся в способности. Причём эти задатки - многозначные. Например, художественные задатки у ребёнка могут быть ассоциированы с поэтической направленностью, изобразительным искусством, музыкой и так далее. При этом утверждается - неспособные дети есть и очень много. Как правило, это является следствием того, что природные задатки детей не развивались и поэтому они не превратились в способности. До последнего времени, ещё начиная с советских времён, считалось, что вообще нет неспособных детей. Т.е. якобы все дети от природы способны, а задача преподавателя эти способности развивать. Очевидно, что не любая деятельность педагога и психолога развивает способности ребенка, а только та деятельность, в процессе которой у него возникают положительные эмоции. Без положительных эмоций в процессе познания мы не можем развить способности. То есть можно заниматься с ребенком, можно ставить ему отметки,

а вот развить дарование можно только тогда, когда ребёнок мотивирован и ему самому нравится процесс обучения.

Современные средства дистанционного обучения обеспечивают произвольный порядок доступа к информации в отличие от последовательного, как в классических презентациях. Приведем примеры сервисов ИКТ, которые можно использовать для обучения в условиях, когда учебники теряют свою важность как единственные источники информации. Сегодня существует огромное количество наработок российских и международных. Особенной популярностью пользуются массовые открытые онлайн курсы (МООК) - МООС (англ. massive open online course). Познакомится с платформой можно по адресу https://www.coursera.org. На рис. 1 демонстрируется внешний вид страницы приветствия этого электронного курса с перечнем ресурсов и возможностей, доступных обучающимся. На рис. 2 показан пример выполнения тестирования в рамках выбранного курса на платформе.

coursera

' МбА-ЮТЛкШ tipiuuiidft ei 4Ир (WOnjtPJrt i. 4P

Wh.it is Al?

© Wd*« Vifcrt 1 IfiliiXliXWi Qi Vide« M*diNie 11ИПЛ) vide а: Лтл г; IIJIJ1

ф од*« Tt*№>M4iefyo<4

^ Vidée: ViTuI mjtftne

kjrrunç tan and cannot de

© Video»: More examples d mKhtfii karfi«-i( ы n

0 Wdï® КйП CKtlIUiAl

t Hpuramn of <j«p karmrç (P*rt VopDonjf)

» VidetK hMn-№hnii:Al ô^iiii-JiHirteriïrtp turning. (Pvt i «роелИ»

[=j Sert M«* Qj DiiCUÎS DffMVH»d

û Ç P

Л v Help LPs Tfdinsla«

The terms deep learning dr.t» neural netwoifcire used Jlrn&st inter<hingej-ii(y m Ai. And even tlMWfh ihe/re jreat for гласите learning, there's *1н> been 4 brt of hype and bit of mystique .sftout them. Thii wdee will demystify atèp х> thai уви have л it nit af whai deep

Iwminç .jaçl nf i.ji.iI netwgrtcs r««Hy art, L«'î UW № eicampie frpm d*m?nd pr«jiçtiçn, L«'S S*y

Рисунок 1 - Внешний вид страницы приветствия электронного курса с перечнем ресурсов и возможностей, доступных обучающимся (колонка слева)

Реализация тестирования на вэб-ресурсах Сошгеега выполнена аналогично распространенной системе МооШе (https://moodle.org/), на которой основаны многие платформы дистанционного образования, в т.ч. в Мининском университете (см. рис. 3). Такие решения хорошо зарекомендовали себя в задачах организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом образовательных ресурсов, что актуально, на-

пример, в режиме самоизоляции. Другое важное свойство подобных систем - визуализация.

/ Мм1и1е 1 фшг

О- Г-1&3 -ялг • Я гш1

ч/ Соп£га(и1а1]1оп5! ¥ои разздсН

Той г якШ «осп агг 1*1фгеи1(щ}

М-м 1СС1Н НыЬн 1ш<нч МИЛСЯН

41 10

Мос1и1е 1 СЗшг

СИ* рчгром нтиц С>МГ«с№ ЕМ<у I*

Ти-А#>пг11>* ЮФЧрМуС^и« (К*1 г! игВДМ И <А ИТЗД. ¿ОйМ-

щ] пи ияп«Мгф4о ю пЬе иж

М1М1 1 «нччг цЛАИчЛЛ* НТЫ^

гц Цн-до ГЧ^-ДО О ИетюГу ип йыя (1* Ьсолис с« вдрсл

ч/ Окгчя

Рисунок 2 - Пример выполнения тестирования в рамках выбранного курса на платформе Сош^ега

Человеку легче воспринимать информацию в графическом виде, в текстовом - сложнее. Конечно, мы учитывали предпочтительный способ восприятия информации. Заметим, что большая часть образовательных сервисов ИКТ сориентирована именно на визуализацию. Это способствует в том числе увеличению доли самостоятельной творческой деятельности, поскольку как только мы начинаем обрабатывать информацию в электронном виде и использовать информационные технологии, так сразу же полноценно используем элементы смешанного обучения.

В режиме смешанного обучения одаренных детей мы наблюдаем особенный интерес к разнообразному компьютерному моделированию, что особенно актуально в науках естественно-научного цикла. Заметим, что компьютерное моделирование позволяет получать наглядные динамические иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизводить их тонкие детали, которые часто ускользают при наблюдении реальных явлений и экспериментов.

^ ГИооШе эпос курсы русский<ди> -

зу^М 13

с»--п- З..М у Оп1«ппъ

Здесь демонстрируется Выберете ОД1Ы елыгг:

О я. одма клодюм трана-летсра с коллектором О 1>. схема шгючекла транзистора с общей базой О с. еоша вкпшчемия транзистора с обирм эмиттером

Д. Сергей Еегеньевш Ревунов ^^ НАВИГАЦИЯ ПО ТЕСТУ

Ревунов Сергей Евгеньевич

□шш □□□□и □□□по

ШШ0

зшш

НИИ ИИ

Закончить попытку.. Начать ное»й прошотр

Рисунок 3 - Пример тестового задания на платформе МооШе электронной информационно-образовательной среды Мининского университета

При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не достижимую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощённой модели. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению. Кроме того, компьютерное моделирование позволяет варьировать временной масштаб событий, а также моделировать ситуации, не реализуемые в физических экспериментах.

Экспериментальный газ

Распределение Максвелла

Температура и скорость

Т = 620 ¿1К Аъ = г" = 2350 ¡^П м/с | Гели

200 м/с

1 ш

N 1-и ' м/с

1,2

0 2

0

51 -1- 0 1000 и 00 20 00 25 00 30 00 3500 40 00

Средний модуль скорости и среднеквадратичная скорость

= 1966 м/с и, = 1605 м/с

Рисунок 4 - Пример виртуального лабораторного эксперимента в электронной информационно-образовательной среде Мининского университета

Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, характерных и для реального эксперимента - выбор начальных условий, установка параметров опыта и т.д. Подобные лабораторные работы являются неотъемлемой частью учебного процесса в современных условиях.

Работа учащихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как компьютерные модели позволяют в широких пределах изменять начальные условия физических экспериментов, что позволяет им выполнять многочисленные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

Применение перечисленных выше инструментов, наряду с конструкторами сайтов, конструкторами курсов, конструкторами тестов и конструкторами тренажеров, современными мобильными приложениями, созданными по типу виртуальных лабораторий, позволяет при работе с одарёнными детьми применять организационные методы смешанного обучения. Кроме того, что современные средства дистанционного обучения обеспечивают произвольный порядок доступа к информации в отличие от последовательного, как в классическом подходе, данные методы являются прекрасными инструментами визуализации. Некоторые исследователи уверены, что разнообразные дистанционные образовательные платформы можно рассматривать как новые интерактивные учебники. Таким образом, дистанционные образовательные среды являются весьма серьёзными курсами, которые подходят для развития одаренных детей, а для немотивированных детей они не будут работать.

Список литературы

1. Ревунов С.Е., Бархатова О.М., Долгова Д.С. Нейросетевые методы обеспечения информационной безопасности цифровой экономики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №6 (48), 2020, 79-84

2. Бархатов Н.А., Ревунова Е.А., Ундалова И.С. Возможности применения нейронных сетей в информационной инфраструктуре предприятия // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020, №6(48). С. 11-17

3. Ревунов С.Е., Бархатова О.М., Долгова Д.С. Современные возможности развития одаренных детей с помощью ИКТ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №3 (45), 2020, 112-117

4. Ревунов С.Е., Бархатова О.М., Долгова Д.С. Инновационные методики дистанционного образования при обучении физике и технологии // В сборнике: Проблемы, опыт работы и перспективы развития технологического образования Сборник трудов научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.Н. Анисимова. 2019. С. 7681.

Revunov Sergey Evgenievich,Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor at the Department of Mathematical Education

KozmaMinin Nizhny Novgorod State Pedagogical University - Minin University, Russia Barkhatova Oksana Mikhailovna,Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of General Physics and Theoretical Mechanics Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Russia Gavlin Oleg Sergeevich,student

KozmaMinin Nizhny Novgorod State Pedagogical University - Minin University, Russia NEW EDUCATIONAL FUNCTIONS AND ICT SERVICES IN THE PERSONALIZATION OF GIFTED CHILDREN

Abstract. The work is devoted to the study of modern technologies of distance learning that can personalize gifted children by using an arbitrary order of access to information. It is shown that it is students with non-standard thinking who are primarily users of new educational functions and ICT services.

Keywords: information technology, personalization, distance education

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ

Суровегина Екатерина Сергеевна, преподаватель (e-mail: ekaterina.surovegina@mail.ru) Строганова Екатерина Михайловна, студент (e-mail: muravleva_katerina@mail.ru) Сергеева Татьяна Дмитриевна, студент (tatiana.sergeeva.27@yandex.ru) Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина

Проблема со школьной формой сложилась достаточно давно. Люди пытаются сделать общество одинаковым и равным. Но так ли это хорошо, как кажется? Сегодня, вряд ли мы встретим школу, в которой не введена школьная форма. Обычно, она выбрана на фигуру среднего телосложения. Ученикам, выходящим за эти рамки, как правило, некомфортно в ней. Школьная форма подчеркивает недостатки фигуры и из-за этого происходит снижение самооценки личности и не редко успеваемость учеников, из-за недостатка уверенности в себе. Целью научной работы является выявление снижения самооценки личности из-за школьной формы среди учеников школ и студентов. Практической основой работы стал метод опроса. Теоретическая часть выстроена с помощью методов сравнения, анализа, описания, познавательный принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Новизна статьи состоит в том, что люди раннее не задумывались о негативном влиянии школьной формы на учеников. Таким образом, исследование играет огромную роль, в частности на уверенность учеников во время учебного процесса.

Ключевые слова: самооценка, исследование самооценки личности, школьная форма, уверенность, взаимосвязь самооценки и внешнего вида, школа, самооценка школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.