Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ'

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / МОТИВАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бархатов Николай Александрович, Ревунова Елена Алексеевна, Исаева Ирина Юрьевна

Работа посвящена изучению аспектов инновационных технологий дистанционного образования при работе с одаренными детьми. Показано, что реализация новых методик дистанционного образования способствуют творческому подходу к учебному процессу, появлению новых форм обучения. Инструментами, позволяющими реализовать такие методы, являются конструкторы курсов и тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бархатов Николай Александрович, Ревунова Елена Алексеевна, Исаева Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES WHEN WORKING WITH GIFTED CHILDREN

The work is devoted to the study of aspects of innovative technologies of distance education when working with gifted children. It is shown that the implementation of new methods of distance education contributes to a creative approach to the educational process, the emergence of new forms of education. The tools for implementing such methods are course and test constructors.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Образование. Социология

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Бархатов Николай Александрович, д.физ.-мат.н., профессор

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет, г. Нижний Новгород, Россия

(e-mail: nbarkhatov@inbox.ru) Ревунова Елена Алексеевна, канд. физ.-мат. наук, доцент Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: revunova.elena@mail.ru) Исаева Ирина Юрьевна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет, г. Нижний Новгород, Россия

(e-mail: isaevaiyu@std.mininuniver.ru)

Работа посвящена изучению аспектов инновационных технологий дистанционного образования при работе с одаренными детьми. Показано, что реализация новых методик дистанционного образования способствуют творческому подходу к учебному процессу, появлению новых форм обучения. Инструментами, позволяющими реализовать такие методы, являются конструкторы курсов и тестов.

Ключевые слова: информационная система, информационные технологии, одаренные дети, мотивация, персонализация, смешанное обучение

Исследование посвящено изучению возможностей современных платформ, ориентированных на развитие одаренных детей с помощью электронных образовательных ресурсов. По аналогии с распространенными курсами МООК - обучающими курсами с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, в последнее время пользуются популярностью образовательные центры на базе платформы Stepik (http://stepik.org), обеспечивающие непрерывный поток персонала в крупные международные отраслевые компании при сертификации результатов образовательной деятельности обучаемых. На рис. 1 показан пример сертификата, выданного образовательным центром слушателю курсов. На современном этапе многие работодатели приравнивают такие сертификаты к бумажным, что подтверждает их валидность на рынке труда.

Сертификат »1 Яндекса^1 © stepik.org Ольга Шиловских

успешно за верши л (а) курс Введение в программирование (С++) с оценкой 81%

J ~ nupsj.'SLei*k.of£-<ML-r5e'3B3 I — mipsi/.'3iei>iluoffcert'35iSi6 К 19.05.2020

Рисунок 1 - Пример сертификата, выданного Академией Яндекса на платформе Stepik

Выделим некоторые ключевые особенности этой образовательной платформы. Работа с одаренными детьми предполагает необходимость иметь материал различной сложности, адаптивно его предлагать в зависимости от результатов прохождения и контроля. Неординарные дети нуждаются также в уникальных инструментах, таких как автоматическая проверка с накоплением статистики по обучающемуся. Система Stepik автоматически сравнивает ответ обучающегося с тем ответом, который преподаватель предусмотрел. Если ответ не совпадает, система помечает его как неправильный. Если позднее преподаватель выяснил, что всё-таки ответ правильный, но с оригинальной подачей, то подключается инструмент накопления статистики таких ответов. В итоге система Stepik автоматически указывает на те решения, которые являются нестандартными, но правильными. Это признак того, что ребёнок действительно талантливый и одаренный. Таким образом эта система и позволяет в значительной степени выявлять одаренных детей и помогает с ними работать.

Еще одним сравнительно новым инструментом в образовании заинтересованных и одаренных детей является буктрейлер. Это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Такой инструмент может быть легко реализован с помощью смартфона. Заметим, что современный смартфон позволяет использовать массу встроенных в него датчиков. С их помощью можно измерять скорость, ускорение, силу тяготения, электромагнитные характеристики среды, оценивать солнечно-земные связи и так далее. Например, мобильное приложение Lab4Physics (https://lab4u.co/en/lab-in-your-pocket/lab4physics/) по физике предлагает набор лабораторного оборудования в смартфоне. Детям

предлагают выйти на улицу, навести смартфон на автомобиль и, например, проследив за его движением рассчитать мгновенную скорость и ускорение. Такой подход позволяет возместить недостаток оборудования в школе и, естественно, повышает мотивацию уже мотивированных одарённых детой. На рис. 2 и 3 показаны экраны смартфона с упомянутым обучающим приложением, где демонстрируются теоретические сведения и результаты оценивающих расчетов.

I4J т ЛШО 6:32 РМ = 1.1 Physics: Ш Í

Over t he ccnt uric?, rat urn! phi losophy fi.is evolved into mare specialised disciplines, as illustrated by the contributions of some of the

eriraleit minds in history. The Gn?cl( phllosajjiicr AriiCOtJlf (384-322 8.C.} vwote an a

broad range of topics including physics, an! m.il 5. t he sou I, pol ¡tics, nnd poel ry, (crrrli;; JiitiinAi (2006)/Lurkivisj Oollet&sr)

mi » О В:Э2 PM

^ 2.2 Vectors, # Ш !

2.2 Vectors, seniors, ond coordinate systems ftigc i i

■ peftnc sod (iMIrijiu .bli bt№w ícslar

vedar qunnilties. < Assign a cuord 1 i.Htu system for 3 see nark li^tfi^ ww-dbMnstoruj motion

^<5

The (notion of this Ed Ipse Concept ]et car he

destribed in terms of thetfistimcc it hss traveled (л ъелки quantity) Dr it1; displacement In j specific direction fa vector quantity). In order to spec ifv the direct ion of mot io n its displacement niLJSl bu dc^ 1 ri Injd La'dciJ on , 1

Рисунок 2 - Экраны смартфона с обучающим приложением по физике. Демонстрация глоссария и теории ортогональных систем координат

Таким образом, с помощью ИКТ мы даем возможность доступа к учебным материалам самыми разными способами. Здесь возможно мобильное обучение, обучение на сайте, обучение с помощью интерактивной доски или смешанное обучение.

Исследователи из Clayton Christensen Institute выделили параметры и преимущества смешанного обучения с применением новых средств ИКТ, обеспечивающие повышение качества образования. Это персонализация, переход к следующему уровню после освоения предыдущего, умение согласовывать учебную активность с поставленными задачами, личная ответственность обучающихся за собственные учебные результаты, мгновенная обратная связь и повышение мотивации.

1*1 * * зачш 8:34 РМ = 2.7 Falling obj.,. | | :

Graphing the data helps us understand it more cteariy.

IWlHMN Hull

Mr

14) T * east 0 3:32 PM = 1.1 Physics; a... & I

Physics, сЬетГ^гу, and biology Ы;!р describe lhe properties of tell wall б in pi.uii cefls, such js lhe orion cells seen here. lc red it: Urnberto Salvajjnin)

An artiste rendition of the the structure of я

«II membrane. Membranes form the bou rdaries of jnim.31 calls arid are com p lex In st ructure and functtort Many of The most

funrLimcnl л I pro|jcrLiLLs af life, ш-Ып as the

Рисунок 3 - Экраны смартфона с обучающим приложением по физике. Демонстрация графических возможностей программы

Т.е. смешанное обучение - это прежде всего персонализация. Для того чтобы запустить процесс смешанного обучения необходимо подготовить учебные материалы разного уровня. После освоения материала или при желании одарённого ребёнка пропустить раздел, должно быть предусмотрено тестирование по данной теме. Так создается адаптивное обучение. При этом формируется личная ответственность ребенка за собственные результаты. В смешанном обучении педагог не стоит над головой, но при этом мы сразу видим у кого высокая личная ответственность за результаты, у кого - низкая, а у кого и вовсе отсутствует. Это позволяет установить интересы ребенка и, следовательно, скорректировать педагогические действия в правильном направлении. Таким образом, смешанное обучение позволяет организовать мгновенную обратную связь через тестирование. При этом нужно помнить, что мотивация обучающегося повышается только тогда, когда он получает быструю реакцию на свои ответы в тесте.

Таким образом, тестирование является очень важным инструментом в педагогике. Но при работе с детьми возникает еще один немаловажный момент - с какого возраста можно использовать тесты на определение коэффициента интеллектуальности. Психологи утверждают, что некоторые категории тестов можно использовать в работе с детьми начиная с двух лет. Это может показаться очень странным, потому что, например, два ос-

новных типа теста Айзенка (https://international-iq-test.com/ru/) и Равена (https://testometrika.com/intellectual/test-raven-iq/) вполне могут давать противоречащие результаты. В любом случае, к таким тестам нужно относиться с определенной долей скепсиса, поскольку психика человека, его интеллектуальные особенности - это всё настолько тонко, что так просто сказать, что существует общий тест, который всё это может проверить было бы заблуждением. Как правило, дети-интроверты часто демонстрируют не очень хорошие результаты при тестировании, соответственно, их таланты и способности остаются не распознанными.

Заметим, что тест Равена рекомендуется для подростков с 14 лет, а тест Айзенка возможно использовать с двух лет с применением некоторых соответствующих возрасту элементов. Такого типа тесты позволяют определить, например, умеет ли ребенок лучше решать какие-то лингвистические задачи или задачи на пространственное мышление, на воображение и прочее. Возможно, мы получим информацию о том, обладает ли он в два года уже зачатками логического мышления. С другой стороны, абстрактное мышление у ребенка формируется в младших классах школы. Поэтому многие психологи утверждают, что на данном этапе еще рано говорить о логическом мышлении, когда абстрактное вообще ещё не развито. Тем не менее определенные типы тестов можно использовать, но с некоторой осторожностью. В итоге тесты могут служить инструментом, который позволяет с ограниченной долей уверенности определить склонности детей и вообще наличии у них одаренностей.

Обратим внимание на то, что при работе с одарёнными детьми применяя организационные методы смешанного обучения необходимо использовать отмеченные выше инструменты: визуализация через конструкторы сайтов, конструкторы курсов, конструкторы тестов и конструкторы тренажеров, современные мобильные приложения, созданные по типу виртуальных лабораторий. Таким образом, результаты нашего исследования в рамках предоставления возможности выбора информации и повышения мотивации одаренных детей заключаются в анализе современных средств и инструментов ИКТ. Для этого мы проанализировали сервисы информационно-коммуникационных технологий, которые соотнесли с типами обучения.

Список литературы

1. Бархатов Н.А., Ревунова Е.А., Ундалова И.С. Возможности применения нейронных сетей в информационной инфраструктуре предприятия // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020, №6(48). С. 11-17

2. Ревунов С.Е., Бархатова О.М., Долгова Д.С. Нейросетевые методы обеспечения информационной безопасности цифровой экономики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №6 (48), 2020, 79-84

3. Бархатов Н.А., Ревунова Е.А., Ундалова И.С. Дистанционные методы в обучении одарённых детей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №3 (45), 2020, 96-101 с.

4. Бархатов Н.А., Ревунова Е.А., Ундалова И.С. Дистанционные методы обучения дисциплинам физико-математического профиля в технологическом образовании // В сборнике: Проблемы, опыт работы и перспективы развития технологического образо-

вания Сборник трудов научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.Н. Анисимова. 2019. С. 14-17.

Barkhatov Nikolay Aleksandrovich,Dr. of Physical and Mathematical Sciences, Professor at the Department of Mathematical Education

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University - Minin University, Russia Revunova Elena Alekseevna,Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of General Physics and Theoretical Mechanics Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Russia Isaeva Irina Yurievna,

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University - Minin University, Russia DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES WHEN WORKING WITH GIFTED CHILDREN

Abstract. The work is devoted to the study of aspects of innovative technologies of distance education when working with gifted children. It is shown that the implementation of new methods of distance education contributes to a creative approach to the educational process, the emergence of new forms of education. The tools for implementing such methods are course and test constructors.

Keywords: information system, information technology, gifted children, motivation, personalization, blended learning

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СО СРЕДСТВАМИ КОМИЧЕСКОГО НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Белова Екатерина Евгеньевна, к.филол.н., доцент (e-mail: belova_katerina@inbox.ru) Гаврикова Юлия Александровна, стар. преподаватель (e-mail: y.a_gavrikova@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина (Мининский университет), г.Нижний Новгород

Данная статья посвящена использованию такого стилистического средства как каламбур при изучении английского языка. Предлагаемый набор упражнений направлен на развитие навыка распознавания юмора, на понимание соответствующих шуток. В статье описывается технология работы по изучению и закреплению каламбура на уроках английского языка.

Ключевые слова: средства комического, юмор, каламбур, межкультурная коммуникация, омонимия, омофония, омография, паронимия, мета-языковая компетенция, технология работы

В силу своей специфичности английский юмор всегда привлекал внимание отечественных и зарубежных лингвистов. С течением времени менталитет, осознание и толкование юмора, а также средства и формы его представления меняются. Язык и стиль передачи юмора становятся уникальными и неповторимыми благодаря определённым способам и приемам выражения юмористического и комического эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.