Научная статья на тему 'Дистанционные методы в обучении одарённых детей'

Дистанционные методы в обучении одарённых детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY TOOLS / DIDACTIC PROPERTIES / PERSONALIZATION / BLENDED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бархатов Николай Александрович, Ревунова Елена Алексеевна, Ундалова Ирина Семеновна

В исследовании демонстрируются педагогические инновации и достоинства дистанционного обучения одаренных детей. Рассмотрены новые функции ИКТ, расширяющие возможности предоставления образовательных услуг обучающимся с нестандартным мышлением. Показано, что определение основных видов одаренности важно для подходов к разработке директив в области дистанционного и очного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бархатов Николай Александрович, Ревунова Елена Алексеевна, Ундалова Ирина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE METHODS IN TEACHING GIFTED CHILDREN

The study demonstrates pedagogical innovations and the advantages of distance learning of gifted children. New ICT functions are considered that expand the possibilities of providing educational services to students with non-standard thinking. It is shown that the definition of the main types of giftedness is important for approaches to the development of directives in the field of distance and full-time education.

Текст научной работы на тему «Дистанционные методы в обучении одарённых детей»

ПЕДАГОГИКА. СОЦИОЛОГИЯ_

УДК 377.1

ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ Бархатов Николай Александрович, доктор физ.-мат. наук, профессор

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет, г. Нижний Новгород, Россия

(e-mail: nbarkhatov@inbox.ru) Ревунова Елена Алексеевна, канд. физ.-мат. наук, доцент Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: revunova.elena@mail.ru) Ундалова Ирина Семеновна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: undalovais@std.mininuniver.ru)

В исследовании демонстрируются педагогические инновации и достоинства дистанционного обучения одаренных детей. Рассмотрены новые функции ИКТ, расширяющие возможности предоставления образовательных услуг обучающимся с нестандартным мышлением. Показано, что определение основных видов одаренности важно для подходов к разработке директив в области дистанционного и очного образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, средства информационных технологий, дидактические свойства, персонализация, смешанное обучение

Сегодня дистанционное обучение рассматривается как полноценная образовательная среда и можно с уверенностью утверждать, что оно довольно прочно вошло в нашу жизнь. В некоторых исключительных случаях, в свете последних событий [1], дистанционное обучение является настоятельной необходимостью. Вместе с тем, остается открытым вопрос об эффективности подобных технологий в обучении детей и особенно в обучении одарённых детей. Это весьма специфическая и неординарная тема. Как правило, подразделения педагогических ВУЗов включают в состав соответствующих факультетов кафедры олигофрении, а всё что связано с одарёнными детьми до последнего времени почти не принималось в расчет. Считалось что все дети одинаково одаренные и декларировалось некое равенство. В других странах за рубежом этим вопросом озаботились раньше и поэтому получается так, что у нас есть достаточно много актуальных разработок, непосредственно связанных с развитием способностей одарённых детей, но они формируются на работах западных исследователей.

Рассмотрим современные возможности развития одаренных детей с помощью электронных образовательных ресурсов. Прежде чем говорить о том, как мы можем использовать дистанционные электронные образовательные ресурсы, нужно договориться об основных определениях исследуемого направления. Здесь возможны различные трактовки и поэтому нужно сначала сказать, что же мы собственно имеем в виду. Начнем с соотношения интеллекта, таланта и одаренности. В действительности это соотношение крайне неоднозначно. Если говорить об интеллекте, то существует огромное количество разных определений. Приведем некоторые ссылки на западных исследователей, поскольку, как было отмечено выше, они раньше начали разрабатывать это направление. Гарднер [2] выделяет 8 типов интеллекта: вербальный, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный (или эмоциональный), межличностный (или социальный). В определении Гарднера интеллект представляет собой биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или для создания продуктов, которые являются ценными для той или иной культуры.

В противоположность Гарднеру, Стернберг [2] выделяет только 3 типа интеллекта. Аналитический интеллект - это то, что измеряется в тестах на интеллект и что обычно подразумевается под интеллектом: способность к обучению, логическое мышление, способность отделять главное от второстепенного, способность быстро находить решения. Творческий интеллект - это способность находить взаимосвязи, находить нетрадиционные решения и подходы, оригинальность и гибкость мышления, а также способность к эмпатии. Практический интеллект - это умение реализовать свои идеи, быть хозяином положения. Фактически некоторые типы Гарднера объединены в одну группу и в результате получено всего три вида. Аналитический это то, что на самом деле мы обычно заявляем, когда говорим об одаренных детях с точки зрения педагога, школьного учителя. То есть то, что измеряется в тестах на интеллект. Способность отделять главное от второстепенного, это на самом деле то, что сейчас мы включаем в понятие критического мышления. Творческий интеллект по определению Стерн-берга это способность находить взаимосвязи. А мы говорим, что способность находить взаимосвязи, это тоже относится к области критического мышления. Поэтому получается, что, когда мы говорим о критическом мышлении, мы тем самым говорим о развитии двух типов интеллекта. Практический интеллект - это умение реализовывать свои идеи, поэтому по Стернбергу, например, очень удачливый грабитель банков обладает хорошо развитым практическим интеллектом. Таким образом, вопрос терминологии окончательно нельзя привести к какому-то единому знаменателю и поэтому в значительной степени от нас зависит какую классификацию мы примем и от этого в дальнейшем зависит, что мы будем развивать в рамках дистанционного обучения одарённых детей.

Следующий важный момент, который отмечают психологи, это разделение способностей на общие и специальные. Без наличия общих способностей специальные способности развить нельзя. Предположим, ребенок -одаренный музыкант. Возникает вопрос - нужно ли ему глубоко изучать, например, математику. Надо или не надо развивать критическое мышление? Возможно, многие скажут: нет не надо, пусть он занимается музыкой, ненужно ему критическое мышление. С другой стороны, психологи утверждают, что это неправильно. Мы должны у всех детей формировать и развивать общие способности потому, что только на этой базе можно развивать способности специальные. Другая проблема - т.н. школьная одаренность, то есть это одаренность, которая проявляется в способности к обучению. Ребенок, имеющий такую одаренность, быстро соображает, быстро схватывает, быстро может сделать обобщение и так далее.

До сих пор многие психологи к одаренным относили только тех детей, кто опережает своих сверстников в умственном развитии, имея в виду их интеллектуальное аналитическое развитие, что проявляется как раз в способности к обучению. Это большая ошибка. Сейчас отказались от такого подхода. Конечно, такого ребенка легко выявить по хорошим и отличным оценкам. Но это отнюдь не всё, что надо принимать во внимание, когда мы говорим об одаренности. Возвращаясь к вопросу об интеллектуальности и креативности рассмотрим школьную одаренность. Если мы будем развивать интеллектуальность и креативность в школьном понятии, быстро выяснится, что менее креативные ученики как правило показывают лучшие результаты в школьном обучении. Т.е. просто забить голову ребёнка какими-то фактами - это не то к чему надо стремиться в современной школе. Наша школьная программа дает намного больше именно с точки зрения фактов, умения анализировать. Школьное образование в США отнюдь не самое хорошее, но по числу открытий мирового уровня на первом месте США. Конечно мы должны понимать, что высшее образование в США лучшее в мире, поскольку все лучшие университеты - американские. Но это именно потому, что там во главу угла ставят не образованность в старом понимании этого слова, а именно творчество. Американская школьная и университетская система также строятся именно по этому принципу.

Возникает вопрос как же организовать работу с одаренными детьми в школе. Здесь мы можем обратиться к работам психолога Франца Монкса [3]. Он выделил в своих работах проблемы и самые распространенные ошибки современной школы. Речь идет об обычной школе и обычной школьной программе. Как нам организовать обучение одаренных детей так, чтобы они «не закисли» и всё-таки каким-то образом развивались? Надо найти баланс между обучением ребенка в группе и обучением в собственном темпе. Как правило решает вопрос ускоренная и/или углубленная программа обучения. Но как показывает практика углубление школьной программы является недостаточным, а перепрыгнуть через класс, то есть ускорить программу, очень сложно в современных реалиях и все это пре-

красно знают. Т.е. углублённое изучение мы можем организовать, но перескочить из класса в класс намного сложнее. Углубленное обучение также необходимо применять разумно. Распространенная ошибка - повторение одной и той же задачи или однотипные задания. Не может одарённый ребёнок этим всем заниматься, когда ему всё уже понятно. Ещё одна ошибка - навязывание одаренному ребенку помощи другим детям. При работе в группах, когда одни дети помогают другим, дети более развитые, одарённые в какой-то области помогают другим детям и таким образом их «подтягивают». Психологи говорят, что для одаренного ребенка это плохо, таким образом, мы не занимаемся углубленным обучением. Психологи утверждают, что для одаренного ребенка это не помогает развитию его способностей. Такой парадокс - мы всегда говорим, что когда начинаешь кому-то что-то рассказывать, то сам лучше понимаешь. Западные психологи этот вопрос изучают достаточно давно и их мнение таково, что помощь другим детям не является разновидностью углублённого изучения. И это несколько идёт вразрез со многими устоявшимися представлениями. То же самое относится и к помощи преподавателя.

Рассмотрим ещё один метод активизации развития ребенка. Суть метода Беттса и Керчера [2, 3] состоит в стимулировании индивидуального развития с целью научить детей брать на себя ответственность за собственное образование и образ жизни. Программа состоит из пяти этапов, ее прохождение занимает от шести месяцев до года. Цель программы - научить детей, как самостоятельно организовать процесс обучения - навык, который пригодится им в течение всей жизни. Программа включает два этапа. Первый - ознакомительный этап. На этом этапе учителя, родители и дети вместе знакомятся с ключевыми понятиями, такими, как одаренность и креативность. Второй - этап индивидуального развития. Цель этого этапа - самопознание, на нем дети узнают свои сильные и слабые стороны. Для этого им предлагается материал, выходящий за пределы учебной программы. Здесь мы смотрим к чему ребёнок более склонен, т.е. это этап углубленного обучения, предполагающий реализацию метода проектов. Беттс и Кер-чер считают, что метод проектов очень хорош в том числе и потому, что, когда вы даёте проекты вы можете дать незаметно для других детей одаренному ребенку более сложное задание. Т.е. здесь мы решаем еще одну задачу: если педагог начинает выделять в группе одаренного ребёнка, то его взаимоотношения с остальными детьми усложняются, а метод проектов сгладит эту проблему. Конечно, это работает только в том случае если всё правильно организовано.

Рассмотрим вопрос углубленного самообучения в рамках дистанционного образования. Это то, что сейчас вызывает массу вопросов. Если обучаемый начинает работать самостоятельно, то он сам выбирает что изучать и в какой форме. Он представляет результаты педагогу и тут же возникает проблема оценивания этих результатов. Классическая школа справедливо возразит: а где же методика, где же учебная программа? Если речь идет о

персонализации дополнительного образования, тогда на самом деле мы можем организовать все оговоренные пункты последовательно, поскольку здесь сам ребёнок выбирает режим и тему для освоения. Персонализация дополнительного образования является его преимуществом по сравнению с другими институтами образования, так как позволяет детям (семьям) добровольно выбирать образовательные программы в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями. Дополнительное образование дает возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, что очень важно применительно не только к одаренным детям, но и детям с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительное образование допускает пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций. Оценка образовательных результатов в дополнительном образовании имеет вариативный характер. Данный вид образования характеризуется тесной связью с практикой, ориентацией на создание персонального продукта и его публичную презентацию. К сожалению, в современных условиях, всё перечисленное реализовать пока достаточно сложно, хотя есть хорошие примеры [3].

В качестве примера, обратимся еще к образовательной платформе https://stepik.org. Это, кроме того, еще и конструктор онлайн-курсов. Первые учебные материалы были размещены на платформе в 2013 году. Сегодня среди охваченных курсами тем: программирование, информатика, математика, статистика и анализ данных, биология и биоинформатика, инженерно-технические и естественные науки. Онлайн-курсы, размещенные на Stepik, неоднократно становились призерами конкурсов онлайн-курсов, а система автоматизированной проверки задач использовалась в ряде курсов на платформах Coursera (https://www.coursera.org) и edX (https://www.edx.org). Stepik также активно развивает направление адаптивного обучения, где каждый сможет изучать материал, подобранный индивидуально под свой уровень знаний. То есть, если мы работаем с одаренными детьми, то это предполагает необходимость иметь материал различной сложности, адаптивно его предлагать, то есть в зависимости от результатов прохождения, контроля.

Сейчас выделяют три типа обучения - это обучение формальное, неформальное и информальное. Рассмотрим сервисы ИКТ и соотнесем их с типами обучения. Если говорить о формальном и неформальном обучении, это прежде всего сервисы визуализации, где визуализация представлена как составная часть конструктора курсов и обучающих, контролирующих систем. Далее это конструкторы тестов. Конечно, тесты можно ругать, тесты можно не любить, но у нас нет другого инструмента, который бы позволил получить моментальный отклик на ответ обучающегося, если речь идёт о смешанном обучении и/или дистанционном обучении. Конструкторы сайтов еще один популярный сегодня сервис. Сайты - это тот инструмент, который позволяет нам обеспечить доступность информации. Во многих случаях это даже проще презентации, ведь информация сразу дос-

тупна через интернет на любых платформах, выглядит привлекательнее, и, кроме того, обеспечивается произвольный порядок доступа к информации в отличие от последовательной, если мы говорим о классических презентациях. Если говорить о неформальном образовании, то здесь два основных навыка. Это навык поиска информации (поиск в интернете) и навык анализа информации (развитие критического мышления). Конечно, эти навыки нужны и в формальном и в неформальном образовании, но здесь они приобретают особую важность. Список литературы

1. Бархатов Н.А., Ревунова Е.А., Ундалова И.С. Инноватика дистанционных методов обучения как фактор роста экономических показателей ВУЗа // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019, №2(36). С. 128-131

2. Бархатов Н.А., Ревунова Е.А., Ундалова И.С. Дистанционные методы обучения дисциплинам физико-математического профиля в технологическом образовании // В сборнике: Проблемы, опыт работы и перспективы развития технологического образования Сборник трудов научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.Н. Анисимова. 2019. С. 14-17.

3. Ревунов С.Е., Бархатова О.М., Долгова Д.С. Экономическая эффективность инновационных методик дистанционного образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019, №2(36). С. 391-396

Barkhatov Nikolay Aleksandrovich,

(e-mail: nbarkhatov@inbox.ru)

Dr. of Physical and Mathematical Sciences, Professor at the Department of Technology of Service and Technological Education

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University - Minin University, Russia Revunova Elena Alekseevna, (e-mail: revunova.elena@mail.ru)

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of General Physics and Theoretical Mechanics

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Russia

Undalova Irina Semenovna,

(e-mail: undalovais@std.mininuniver.ru)

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University - Minin University, Russia REMOTE METHODS IN TEACHING GIFTED CHILDREN

Abstract. The study demonstrates pedagogical innovations and the advantages of distance learning of gifted children. New ICT functions are considered that expand the possibilities of providing educational services to students with non-standard thinking. It is shown that the definition of the main types of giftedness is important for approaches to the development of directives in the field of distance and full-time education.

Keywords: distance education, information technology tools, didactic properties, personalization, blended learning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.