Научная статья на тему 'Экономическая эффективность инновационных методик дистанционного образования'

Экономическая эффективность инновационных методик дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INFORMATION SYSTEM / INFORMATION TECHNOLOGY / UNIVERSITY MANAGEMENT / ECONOMIC EFFICIENCY / TECHNOLOGICAL EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревунов Сергей Евгеньевич, Бархатова Оксана Михайловна, Долгова Дарья Сергеевна

Исследование посвящено изучению аспектов инновационных технологий дистанционного образования на примере обучения физике и технологии. Показано, что реализация методик дистанционного образования способствуют творческому подходу к учебному процессу, появлению новых форм обучения, а главное оказывает прямое влияние на экономику ВУЗа. Рассмотренные образовательные методики в рамках технологического образования приводят к неизбежному изменению бизнес-процессов при внедрении ИТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревунов Сергей Евгеньевич, Бархатова Оксана Михайловна, Долгова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EFFICIENCY OF INNOVATIVE REMOTE EDUCATION METHODS

The study is devoted to the study of aspects of innovative technologies of distance education on the example of teaching physics and technology. It is shown that the implementation of distance education techniques contribute to the creative approach to the educational process, the emergence of new forms of education, and most importantly has a direct impact on the economy of the university. The educational methods discussed in the framework of technological education lead to the inevitable change in business processes during IT implementation.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность инновационных методик дистанционного образования»

УДК 330.35

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ревунов Сергей Евгеньевич, канд. физ.-мат. наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: revunov@inbox.ru) Бархатова Оксана Михайловна, к.физ.-мат.н., доцент Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: o.barkhatova@inbox.ru) Долгова Дарья Сергеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: ddolgova99@gmail.com)

Исследование посвящено изучению аспектов инновационных технологий дистанционного образования на примере обучения физике и технологии. Показано, что реализация методик дистанционного образования способствуют творческому подходу к учебному процессу, появлению новых форм обучения, а главное оказывает прямое влияние на экономику ВУЗа. Рассмотренные образовательные методики в рамках технологического образования приводят к неизбежному изменению бизнес-процессов при внедрении ИТ.

Ключевые слова: информационная система, информационные технологии, управление вузом, экономическая эффективность, технологическая эффективность

Как было неоднократно показано, классические финансовые модели оценки отдачи от инвестиций в инфраструктурные проекты не являются действенными [1]. Для выполнения такой оценки с приемлемой точностью требуются значительные ресурсы, несопоставимые с выгодами от получения самой оценки. Существенные трудности создает изменение бизнес-процессов в ВУЗе при внедрении ИТ и невозможность однозначного сопоставления изменений в показателях деятельности организации с внедрением информационной системы.Несмотря на сложности можно попытаться разделить эффекты от внедрения инновационных методик дистанционного образования на две группы: экономические и эксплуатационно-технологические. Дистанционное обучение естественно-научным дисциплинам в рамках технологического образования, в частности физике, обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным инструментом как при комбинированной работе со студентами аудиторной формы обучения, так и при работе с обучающимися ВУЗа по системе полного дистанционного обучения. При этом оказывается возможным реализовать

такие модели образовательного процесса, которые не осуществимы при классическом подходе. Каждый обучающийся занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения того или иного раздела дисциплины [2].

Оценивая экономическую эффективность отметим потенциал расширения образовательных услуг, предоставляемых на коммерческой основе. Во-первых, это организация дистанционного обучения студентов по основным специальностям в близлежащих регионах. Данная услуга позволит существенно повысить эффективность существующей заочной формы обучения за счет удаленного доступа обучающихся ко всем учебным материалам и организации дистанционного взаимодействия.Во-вторых, это возможность получения второго высшего образования, что позволит многократно расширить контингент обучающихся.В-третьих, появляется возможность организациидистанционных курсов повышения квалификации специалистов. Такой подход открывает широкие возможности кооперации ВУЗов и предприятий.

Отдельно можно рассмотреть возможности использования информационных технологий и информационно аналитических систем для анализа дистанционных учебных процессов ВУЗа. Одной из актуальных проблем при оценке экономической эффективности в современной системе высшего профессионального образования является проблема качества преподавания учебных дисциплин. Сюда включаются непосредственно преподавание, подготовка учебного-методического контента, проверка усвоения материала студентами. Как правило, оценку качества преподавания дают коллеги преподаватели, специалисты учебных отделов посещающие занятия.

Руководство большинства ВУЗов признаёт, что качество преподавания учебных дисциплин должны определять сами студенты, поскольку они являются основными потребителями оказываемых услуг. При этом возникает необходимость в инструменте для проведения опросов. Самое простое на первый взгляд решение это анкетирование студентов. Анкетирование может проводится с использованием анкет, выполненных на бумажных носителях с последующим вводом в данных в компьютер для последующей аналитической обработки. Использование статистических компьютерных программ позволяет выявлять ряд неявных связей между группами данных, оценить их значимость, выполнить интеллектуальный анализ данных.

Очевидно, что экономическая эффективность методик дистанционного образования на этом этапе может быть зафиксирована аналитическим отделом с получением качественных результатов анализа анкетных данных путем сравнения текущих и исторических выборок. При этом для сокращения бумажных носителей и освобождения места для их хранения, применяются, как правило, разработки в области информационно-аналитических систем (ИАС). К настоящему времени современные плат-

формы дистанционного образования содержат подобные систем. Эффективная ИАС поддерживает множество функций. Перечислим основные и наиболее значимые.

1. Выполнение электронного анкетирования потребителей по различным аспектам учебного процесса в соответствии с методическими рекомендациями

2. Накопление результатов анкетирования в хранилище данных системы

3. Предоставление доступа по многовариантным запросам пользователя к информации о качестве преподавания

4. Выполнение различных видов анализа данных

5. Подготовка отчетов по результатам анализа для принятия на этой основе адекватных решений

6. Поддержка возможностей расширения информационного обеспечения системы посредством введение новых анкет, а также новых вопросов в существующие анкеты

7. Извлечение данных из протоколов тестирования и аналитическая обработка массивов

8. Подготовка рекомендаций для корректировки тестовых заданий

Разработка таких систем может быть выполнена с использованием типовых архитектур. В самом доступном варианте такие системы реализованы в среде СУБД Microsoft SQL Server. Ядро системы это информационное хранилище данных, выполненное по схеме т. н. «созвездия». Структура при этом может содержать несколько таблиц фактов, консольные таблицы и таблицы измерений, связанные отношениями один ко многим. Для проведения непосредственного анализа могут быть использованы типовые распространенные решения типа Microsoft Office Excel.

Опыт использования ИАС очевидно демонстрирует положительный экономический эффект. При этом наблюдается повышение производительности аналитического отдела, за счет сокращения рутинной работы, улучшается качество анализа при использовании, не только текущих, но и «исторических» данных, появляется возможность проследить динамику подготовленности студентов по годам обучения.

Другое актуальное направление, связанное с вопросами дистанционных учебных процессов ВУЗа, это проблематика выбора средства представления и защиты проектно-исследовательской работы студента на заключительном этапе обучения. Многие прогрессивные образовательные организации всё чаще выбирают в качестве такого средства разработку относительно простого вэб-сайта выпускником ВУЗа. Как показывает практика, даже простой студенческий вэб-ресурс типа страницы-визитки, аффилированный с выпускающим ВУЗом, способен генерировать дополнительную посещаемость официального сайта учебного заведения. Фактически это инструмент рекламы. Вместе с тем, перспектива изучения создания вэб-

сайтов может привлечь учащихся, т.к. в современное время этот навык может пригодится в любой деятельности.

Как правило, все рассматриваемые в этом направлении вопросы объединяет специальный курс, который проводится дополнительно или во внеурочное время. Кроме стандартного языка разметки HTML, учащимся предлагается изучить новый язык CSS, ориентированный на оформление сайтов. Основная методическая установка подобного курса - обучение навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию простых вэб-ресурсов. На основе системы заданий и алгоритмических предписаний происходит индивидуальное освоение ключевых способов деятельности. Кроме индивидуальной, также применяется и групповая работа, выраженная в проектных формах. Полученные знания будут применены студентом в дальнейшем, например, при подготовке материала для исследовательской работы.

Курс вэб-разработки начинается с постановки задачи. Далее происходит изучение нового материала, который носит сопровождающий характер. Студенты изучают его с целью создания запланированного элемента сайта, структуры вэб-страницы и т.п. В практических заданиях предлагаются упражнения для самостоятельного выполнения. Учащиеся должны показать усвоение ими изучаемого материала. Кроме таких заданий, студенты создают самостоятельно некоторые элементы сайта, например, страницы, но уже с учетом полученных новых знаний. Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Качество созданного сайта оценивается по количеству творческих элементов в сайте.

Одной из важнейших целей образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования является формирование специфических умений и навыков. При этом важным элементом их формирования на современном этапе является ориентировка студентов в информационных и коммуникативных технологиях на уровне специалиста. Безусловно, эффективное использование в образовательном процессе информационных технологий возможно только в случае наличия соответствующих технических средств информационных технологий, электронных образовательных ресурсов нового поколения, других учебно-методических материалов в электронной форме, ориентированных на достижение современных образовательных результатов.

Современные образовательные результаты, определяемые ФГОС, не могут быть достигнуты без продуманного использования ИКТ. Существуют разработанные в рамках различных проектов методические материалы, примеры учебных заданий и учебных ситуаций, требующих осознанного использования информационных технологий. В помощь преподавателям разработаны включая методические и информационно-технологические материалы целесообразного использования ИКТ в учебном процессе. Важным условием достижения современных образовательных результатов является использование в учебном процессе различных конструктивных

творческих сред и тренажеров, использование которых позволяет поддерживать различные формы организации образовательного процесса.

Результативное применение ИКТ обеспечивает возможность изучения предмета на основе деятельностного подхода за счет внедрения элементов эксперимента и исследования в учебный процесс. Так повышается запоминаемость материала, степень эмоциональной вовлеченности студентов, обеспечивается возможность постановки творческих задач и организации проектной работы. Рассмотрим особенности дистанционного образования при обучении физике в рамках технологического образования. Серьезную по объему часть курса составляет лабораторный практикум. Основная цель курса - подчеркнуть значимость дисциплины, как фундамента всех наук естественнонаучного цикла и обеспечить углубленное изучение ее базовых разделов.

Инновационные технологии дистанционного образования при обучении физике позволяют расширить представление студентов об экспериментальном методе познания в физике, о роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, о взаимосвязи теории и эксперимента. Кроме того, дистанционный курс позволяет развить общие приемы интеллектуальной (в том числе аналитико-синтетической) и практической (в том числе экспериментальной) деятельности, активно способствует развитию навыков работы со средствами информации (учебной литературой, программно-педагогическими средствами, средствами дистанционного образования).Инновационные методики дистанционного образования позволяют реализовать различные модели совместной деятельности студентов, например, совместное решение учебных задач, выполнение проектов, обмен информацией [3].

Сегодня дистанционные образовательные технологии развиваются очень активно, специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени обучающегося. Студент не ждет, пока преподаватель изложит материал для разбора, электронный лабораторный эксперимент всегда будет выполнен четко, по заданному сценарию. Такие подходы к обучению позволяют освоить учебный материал в более сжатые сроки по сравнению с традиционной системой обучения.

Электронная учебная среда предполагает реализацию и контроль самостоятельной работы студентов в виде изучения основной и дополнительной литературы при подготовке к получению допуска и защиты лабораторных работ, подготовки к контрольным работам и семинарским занятиям, оформления лабораторно-практических работ (заполнение таблиц, решение задач, написание выводов), самостоятельного изучение отдельных тем и теоретических вопросов, получения информации справочного характера, выполнения индивидуальных заданий по основным темам дисципли-

ны, написания. Таким образом, можно заключить, что инновационные технологии дистанционного образования при обучении физике и технологии способствуют творческому подходу к учебному процессу. Кроме того, предлагаемые методики оказывают существенные экономические эффекты от внедрения инновационных моделей дистанционного образования.

Список литературы

1.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. (Вторая редакция) / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву и архит. и жил. политике; рук. авт. кол.: Косов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. - М.: ОАО «НПО» Изд-во «Экономика». 2000. 421 с.

2. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению //Информатика и образование. 2009. № 11. С. 124-125

З.Чеботарев Н.Ф. Личностно-деятельностный подход с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Образовательная среда сегодня и завтра: Сборник научных трудов IX Межд. научн.-практ. конф. (Москва, 30 - 31 октября 2014 года) /Под общ. ред. Г. Г. Бубнова, Е. В. Плужника, В. И. Солдат-кина. М.: Изд-воМТИ, 2014.

Revunov Sergey Evgenievich, Barkhatova Oksana Mikhailovna, Dolgova Daria Sergeevna,

KozmaMinin Nizhny Novgorod State Pedagogical University - Minin University, Russia ECONOMIC EFFICIENCY OF INNOVATIVE REMOTE EDUCATION METHODS Abstract. The study is devoted to the study of aspects of innovative technologies of distance education on the example of teaching physics and technology. It is shown that the implementation of distance education techniques contribute to the creative approach to the educational process, the emergence of new forms of education, and most importantly has a direct impact on the economy of the university. The educational methods discussed in the framework of technological education lead to the inevitable change in business processes during IT implementation.

Keywords:information system, information technology, university management, economic efficiency, technological efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.