Научная статья на тему '"ЗАПИСКИ ПО ДИДАКТИКЕ" ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО) - ПЕРВЫЙ В РОССИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ТРУД ПО ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

"ЗАПИСКИ ПО ДИДАКТИКЕ" ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО) - ПЕРВЫЙ В РОССИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ТРУД ПО ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
273
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / АРХИЕПИСКОП ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ) / ARCHBISHOP THADDEUS (USPENSKY) / "ЗАПИСКИ ПО ДИДАКТИКЕ" (УФА / "NOTES ON DIDACTICS" (KAZAN / 1902)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович, Чушкина С. Е.

В статье представлен Уфимский период духовно-просветительной деятельности архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937), автора книги «Записки по дидактике» (1902 год, Уфа) - фундаментального труда по православной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ергин Юрий Викторович, Чушкина С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTES ON DIDACTICS" THADDEUS (USPENSKY) - RUSSIA''S FIRST FUNDAMENTAL WORK ON ORTHODOX PEDAGOGY

The article presents the Ufa period of spiritual and educational activities of Archbishop Thaddeus (Uspensky; 1872-1937), author of "Notes on didactics" (1902, Ufa) - the fundamental work of Orthodox pedagogy.

Текст научной работы на тему «"ЗАПИСКИ ПО ДИДАКТИКЕ" ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО) - ПЕРВЫЙ В РОССИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ТРУД ПО ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Ергин, С.Е. Чушкина «ЗАПИСКИ ПО ДИДАКТИКЕ» ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО) - ПЕРВЫЙ В РОССИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ТРУД ПО ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Ключевые слова: Русская Православная Церковь; архиепископ Фаддей (Успенский); «Записки по дидактике» (Уфа,1902).

Аннотация: В статье представлен Уфимский период духовно-просветительной деятельности архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937), автора книги «Записки по дидактике» (1902 год, Уфа) - фундаментального труда по православной педагогике.

ао1: 10.21510/1817-3292-2017-1-134-145

л

Фото Фаддея (Успенского) из альбома «Выпуск воспитанников Уфимской духовной семинарии».

Фотоателье О.Ф. Германа, Уфа, 1902

Современная отечественная педагогика все более ощущает потребность в реформировании школьного образования, переосмысливает атеистическую методологию и применяемые образовательные технологии, ориентированные на формирование у школьников «суммы знаний» и определенных навыков их усвоения. Работа в направлении развития духовно-нравственного образования и воспитания необычайно трудна, поскольку традиции отечественной педагогики, фундаментом которой всегда оставалось Православие, в ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года были окончательно прерваны. Большинство современных учителей, прошедших путь атеистического воспитания и образования, не находит в собственном опыте, в учениях и идеях, коими «питалось» общество на протяжении последних ста лет, ответов на жгучие вопросы духовной жизни; не видит способов возрождения в подростках и во всем российском обществе правильного внутреннего духовно-

нравственного устроения. Нет пока ответов на это как в современной теории, так и в учебниках по педагогике [20, Т. 2, с. 6].

Бесценным источником педагогического оптимизма и возрождения методических приемов воспитания и обучения для современного учителя может стать воссозданное в последнее десятилетие педагогическое наследие Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадского и других Святите

лей Русской Православной Церкви. Среди них особое место занимает архиепископ Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский), который в годы пребывания в Уфе (1900-1903) написал и издал свой главный итоговый труд по педагогике и воспитанию - «Заметки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка)» [26], - сто лет остававшийся практически неизвестным современникам, в том числе и педагогической общественности. В 2003 году «Записки по дидактике», ставшие библиографической редкостью, вошли в двухтомник документального наследия архиепископа Тверского Фаддея (Успенского), изданного общественным фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» [20].

Таблица 1

Из «Формулярного списка...» о службе иеромонаха Фаддея в УДС [28, л.л.4-6]

Уфимский период работы Фаддея (Успенского), в частности предыстория создания им «Записок по дидактике», - предмет нашего исследования, в котором использованы документы Национального архива и Национальной библиотеки Республики Башкортостан (НА РБ и НБ РБ), Научной библиотеки Уфимского научного центра РАН, а также Книжной палаты (Архива печати) РБ.

Иван Васильевич Успенский родился 12 ноября 1872 года в деревне Наруково Лукьяновского уезда Нижегородской губернии в большой семье (7 сыновей и 2 дочери) Василия Ивановича Успенского, пресвитера Мариинской институтской церкви в Нижнем Новгороде. После окончания Нижегородского духовного училища, а затем Нижегородской духовной семинарии, продолжил свое обучение в Московской духовной академии (далее -МДА): определением Совета МДА от 21 августа 1892 года он стал студентом данного высшего духовного учебного заведения [2; 28; 29]. В это время ректором МДА был архимандрит (будущий митрополит) Антоний (Храповицкий), впоследствии сыгравший в жизни Ивана Успенского важную роль.

_Таблица 1 (продолжен ие)

ТТ7Г

Г»» получилт. посонгашв и пкивчнл. и подии! ггурст. ивует. п-к учебнои-ь аапедсннц пигдп Н01уапд1. въ слу«.бу, штпип чшшма. III. каких* диляшосгяхъ в гд* проходил, иную; по било ли какохъ оспбсп-ИМГЬ ни елукбк дИПсттЛ плп итличМ; ни бмлг ли особвила чииъ либо награждает. кран« чтишь.

ньихл, 71(^аш1оилклик/ь

угипимль и^ухл/лгйшиа^-' юбно-п^исяхдггмим, гикоил го гик/ш, ушииоттгы ЛСииекои/ епа^ь

'Укшхъи/ь вб. вшсоасс от/ьЯ^&о-

/900 года лои $1»

М/шХетпЛииооио 'Ього-

к Щзсиием^ю ФуяиЖн Сишма^иЫ- - — - -.....- -

'*ПА '^ушнечи,-*. О!

^ . «¿срщннси^ , 1

'л фтъЬм/?| ^¿^гя! »Худ,

4

Пилг-лп ог но-ходпхъ пропни нгнрттглл и пг сами» сражении а когда

Р

июаА,

3/.

¿Ь^л

VII.

Г«« ■ И,ЧИДТ. поеа

иптнт. т. ,ч.(1.и

мищшп ч____________

ГД» ПрщоЛПЛ!. ИИ,,о; пв Дцц, ■ь аи ...сттП I

к »ПСД.ШИ;

>|СТ,1Н11Ъ III.

иеоСенпи *«яъ .нГ.. ИКгракдалнъ крии ь ч

I/

и_ О У 5

^¿¿Л«^ гЪх

а*

%

У? ы<.

/Г ¿о.

Обучаясь в МДА, Иван Успенский решил посвятить себя преподавательской деятельности, как он сам упоминал в дневнике о разговоре с обитателем Гефсиманского скита Троице-Сергиевской лавры старцем иеромонахом Германом [27]. Между тем ректор МДА архимандрит Антоний (Храповицкий) считал Ивана Успенского личностью, в которой сосредоточились качества, которые должны быть присущи монаху, христианину, всецело посвятившему себя Богу через принятие обетов послушания, нестяжания и целомудрия. В одной из личных бесед он сказал Ивану Успенскому: «Ты, ведь, по всему видно, в монахи пойдешь, да и неудобно учителю без священного сана» [1].

В 1894 году Иван Успенский представил кандидатскую работу на тему «Круг деятельности и задачи пастырского служения духовенства по каноническим памятникам домонгольского периода», в отзыве на которую доцент МДА Н.А. Заозерский написал: «<Автор положил значительный труд на изучение первоисточников и почти не имел никаких пособий, основываясь в своем изображении пастырского служения в древней Руси только на этих первоисточниках». Не удивительно, что после защиты этой работы Иван Успенский был назван в числе четырех лучших студентов курса. Одновременно Советом МДА ему была присуждена премия протоиерея Орлова «за лучшие успехи в сочинении проповедей» [6]. В 1896 году Иван Успенский окончил МДА со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии профессорским стипендиатом [3].

В течение 1896/1897 учебного года Иван Успенский занимался переработкой своего кандидатского сочинения в магистерскую диссертацию «Единство книги пророка Исаии» [4]. К этому времени он уже принял твердое решение связать свою жизнь с монашеским служением и подал прошение «о желании принять постриг в дни Великого поста 1897 года» [30]. 15 августа 1897 года Иван Успенский был пострижен в монашество ректором МДА ар-химадритом Лаврентием в церкви Гефсиманского скита с наречением ему имени Фаддея -в память святого апостола Фаддея, одного из первых просветителей христианства на территории Армении; 24 августа того же года монах Фаддей был рукоположен в сан иеродиакона (монаха в чине диакона), а еще через месяц, 21 сентября, - в сан иеромонаха (монаха, имеющего сан священника). 27 сентября 1897 года Совету МДА был представлен отзыв профессора Академии по кафедре библиологии В.Н. Мышцына на магистерскую работу иеромонаха Фаддея [5]. Однако защита диссертации иеромонаха Фаддея в МДА состоялась лишь в 1901 году, поскольку после пострига и рукоположения определением Св. Синода от 12-16 ноября 1897 года он был назначен в Смоленскую духовную семинарию на должность преподавателя философских наук - логики, психологии, дидактики, а также начальных основ и краткой теории философии, в связи с чем отбыл по месту назначения.

Резолюцией епископа Минского и Туровского Симеона (Линькова) от 31 декабря 1898 года иеромонах Фаддей был назначен на должность инспектора Минской духовной семинарии [28, л.3] с исправлением обязанностей преподавания Священного писания в 5-м классе и членом Минского Епархиального училищного совета, а еще через полгода постановлением от 21 июня 1899 года - преподавателем Закона Божия и церковно-славянского языка на временных педагогических курсах для учителей церковно-приходских школ. Эту должность иеромонах Фаддей занимал до 3 августа 1899 года, когда после смерти епископа Симеона, последовавшей в Минске 30 июля того же года, по резолюции его Преосвященства от 19 июня 1899 года, на основании п.48 Устава духовных семинарий стал исправлять должность ректора Минской духовной семинарии [28, л.4]. По той же резолюции он исправлял должность председателя Минского епархиального училищного совета, оставаясь, по распоряжению последнего, преподавателем методики по Закону Божию и церковнославянской грамоты, и дидактики на временных педагогических курсах учителей церковно-

приходских школ и грамоты Минской епархии (19 июня - 31 июля 1900 года). На тот момент иеромонаху Фаддею было всего двадцать восемь лет.

Назначение молодого монаха на высокую должность ректора среднего духовного учебного заведения не могло не вызвать недовольства со стороны его более взрослых и опытных коллег. Это обернулось для иеромонаха Фаддея переводом на новое место служения. Указом Св. Синода от 27 июня 1900 года за № 5160 он был переведен на должность преподавателя основного догматического и нравственного богословия в Уфимскую духовную семинарию (далее - УДС) [10; 28, л.5]. Восемь месяцев (с сентября 1901-го по март 1902-го) он состоял сначала в должности простого надзирателя над учащимися и только после этого стал преподавателем УДС. Такие обстоятельства в перемене жизни не вызвали ропота в душе молодого иеромонаха: он сконцентрировался над завершением магистерской диссертации, успешно защитил ее в МДА [8] и уже 6 ноября 1901 года был утвержден в степени магистра богословия.

Архиепископ Антоний (Храповицкий)

Архимандрит Андроник (Никольский), в 1900-1905 годах - ректор УДС

Это время было счастливым для Уфимской епархии и учащихся Духовной семинарии: Во главе епархии с 4 июля 1900-го по 27 апреля 1902 года стоял епископ Антоний (Храповицкий), отличавшийся неустанным попечением о состоянии духовных школ, а ректором Семинарии - назначенный по его ходатайству архимандрит Андроник (Никольский), в те годы один из просвященнейших пастырей-подвижников. Поэтому не удивительно, что в Уфимской епархии заметно оживилась церковная жизнь: число православных приходов увеличилось вдвое; церковные люди всячески побуждались к активности, к исканию просвещения и знаний; в качестве преподавателей все больше привлекались выпускники духовных академий [11]. По резолюции Преосвященного Антония (Храповицкого), епископа Уфимского и Мензелинского, с января 1901 года иеромонах Фаддей состоял членом Епархиального училищного совета, по поручению которого был назначен преподавателем общей дидактики и методики Закона Божия и старославянского языка на Уфимских епархи-

история оеппзоапнип

альных педагогических курсах для учителей церковных школ, проходивших в здании Уфимского епархиального женского училища с 13 июня по 15 июля 1901 года [25].

В январском номере «Богословского вестника» за 1901 год [7] профессор МДА В.М. Мышцын, бывший, кстати, научным руководителем магистерской диссертации иеромонаха Фаддея, опубликовал большую обзорную статью, посвященную проблеме комплектования преподавательского состава российских церковно-приходских школ. Оценивая как успешную деятельность духовенства в сфере устройства церковно-приходских школ, включая воскресные, автор обзора подробно остановился и на проблемных вопросах. Главным из них стал переход учителей церковно-приходских школ в земские школы, где больше платили. Недостаточное материальное обеспечение было главной причиной низкого уровня педагогической подготовленности учителей, желавших занимать должности преподавателей церковно-приходских школ.

Уфимские епархиальные педагогические курсы [21; 22], созданные по распоряжению Учительского совета при Св. Синоде за №1959 от 30 апреля 1901 года, открылись в Уфе 15 июля того же года [12]. Инспектором курсов был утвержден Уфимский епархиальный наблюдатель св. А. Холмогоров; руководили занятиями: преподаватель УДС иеромонах Фаддей [28, л. 5] - по общей дидактике, Закону Божию и церковнославянскому языку; преподаватель Уфимского городского училища Н.П. Овчинников - по русскому языку и чистописанию; преподаватель того же училища В.Б. Чистихин - по математическому счислению; преподаватель УДС М.И. Ясенев - по церковному пению. Результаты работы курсов, участие в которых приняли 47 преподавателей церковно-приходских школ епархии, были опубликованы в номерах «Уфимских епархиальных ведомостей» [21; 22] и отдельным изданием [25], факсимиле титульного листа которого с посвящением руководителя курсов св. А. Холмогорова секретарю Уфимского статистического комитета Н.А. Гурвичу мы вос-

производим.

-

Уфимски! „ег

Епарх1алышс педатоггчесгие курсы 1301 года.

А.

Губернская Типограф

9 О 1.

---ь

При открытии курсов Фаддей обратился к слушателям с приветственным словом, в котором, указав на духовное состояние русского общества и особенно интеллигенции, являющейся по его словам таковой лишь по своему названию, призвал учителей церковноприходских школ положить в основу их просветительства веру: «Озирая лицо земли русской, со скорбью мы видим, что из высших, иногда лишь по имени только, интеллигентных классов общества волна разнузданности мысли и воли все более идет в народ и грозит опустошить любимое достояние его -веру Христову». Атеизм ставит в тупик движение интеллигентной мысли, и поэтому главная задача просвещения состоит в том, чтобы «весь разнородный материал просвещения, из которого духовно созидается человек, ... постараться приспособить к единой высшей цели человеческого существования - сформировать духовно-нравственный стержень». Летом следующего, 1902 года летние Уфимские педагогические епархиальные курсы состоялись еще раз, о чем появилось подробное

сообщение в «Уфимских епархиальных ведомостях» [23; 24].

Ежегодное преподавание на летних педагогических курсах, начавшееся в 1899/1990 учебном году в Минске и продолженное в 1901/1902 году в Уфе, позволило отцу Фаддею собрать колоссальный фактический материал, послуживший основой для написания «Записок по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка)» [25].

В предисловии автор пишет, что «Записки» «не представляют собой совершенно полного курса педагогики и дидактики, но в них затронуты все более или менее важные вопросы, касающиеся учебно-воспитательного дела; явились они как плод продолжительного обдумывания вопросов, относящихся к делу воспитания и обучения разных теорий, которые нередко понимаются в нашей литературе без надлежащей критики. Главная задача автора состояла в том, чтобы давать учителям... отнестись к своему делу вполне сознательно и разбираться в массе многочисленных нередко неправильных теорий и взглядов на дело воспитания и обучения».

«Записки по дидактике» состоят из трех глав: Общая дидактика (о задаче начальной школы, о качествах учителя начальной школы, об общих качествах обучения, о дисциплине и других учебно-воспитательных средствах, о самостоятельных работах и о наблюдении за учениками вне школы); О преподавании Закона Божия (методика преподавания с приложением конспектов практических уроков); О преподавании славянского языка (с приложением конспектов практических уроков).

Размышляя над определением круга деятельности учителя, автор, прежде всего, задумывался о задаче начальной школы. Ответ на этот вопрос многим казался тогда однозначным: школа должна научить детей читать, писать, считать - другими словами, дать первоначальное образование. Исходя из этого, деятельность школы ограничивалась только обучением, а с воспитательной точки зрения все заботы преподавателя должны быть направлены на воспитание ума, то есть на умственное развитие. Опираясь на святоотеческую традицию, святитель говорит о том, что, если все заботы воспитателя направить только на изучение наук, развитие душевных способностей ребенка будет односторонним. Под воспитанием Фаддей понимал развитие сил воспитанников, однако, учитывая их различие и исходя из многообразия целей, следует говорить о различных видах воспитания. Так, есть физическое (или телесное) воспитание, целью которого является укрепление тела и его здоровья, повышение выносливости и легкости движения. Под духовным воспитанием, которое точнее было бы назвать воспитанием души, святитель понимал развитие ее разумных сил; оно подразделяется на умственное воспитание, воспитание сердца и воспитание воли.

Фаддей соглашался с мнением многих педагогов о том, что воспитание должно стремиться к сообразности с природой воспитанника (или к природосообразности): оно должно приводить к всестороннему и гармоническому развитию всех природных сил воспитания. Рассматривал автор и «близкое к истине» мнение о том, что воспитание должно быть гуманным. Однако и гуманность также понимается неодинаково. По одному мнению, быть гуманным - значит снисходить и прощать все другому потому, что ничто человеческое нам не чуждо. По другому мнению, быть гуманным - значит уважать во всяком другом человеке его человеческое достоинство, свойственное всем людям, к какому бы народу или вере он не принадлежал, развивать в воспитаннике только свойства человеческой природы, присущие всем людям.

Архимандрит Фаддей считал, что христианское воспитание является единственно правильным и сообразным с природой человека. «Только христианство, - пишет он, -указывает для воспитания цель самую правильную, высокую и наиболее соответствующую природе человека». Главная цель самого христианства состоит именно в том, чтобы перевоспитать человека. Христианское воспитание соединяет в себе все то, к чему стремится педагог, и только оно вполне достигает тех целей, которые педагог ставит для

воспитания: «Если говорить, что воспитание должно вести к счастью воспитанника, то христианство и может дать истинное счастье человеку».

ПРЕДИСЛ0Б1Е. '

Предлагаемым, записки составлены во время занятШ на пе-дагогическихъ курсахъ для учителей и учнтельницъ церковно-прпходскпхъ школы на которыхъ автору пришлось заниматься въ" тородахъ Смоленск'!» (1898 г.), .въ Минск* (въ 1899 и 1900 г.) и Уф* (въ 1901 г.). Он* не представляютъ собою-_сов£ршенно:. ^ыГаг^Т^^апдзпШ-И дидактики, но въ нихъ затронуты век бол*е или мен*е важные вопросы, касаюидеся учебно-воспи, тателвнаго ц*ла въ церковно-приходской школ*. Явились он*,

какъ плодъ продол>.П1тельиаго ; об;1уШШн1я;-вопросов'ьг-относЯ^

щихся къ д*лу воспиташя и обучешя и разныхъ теорш, который нер'Ьдко принимаются въ нашей литератур* безъ надлежащей критики Главная задача автора состояла въ томъ, чтобы дать возможность учителямъ и згчительницамъ церковно-приходскихъ школъ которымъ эти записки посвящаются, отнестись къ своему д*лу вполн* сознательно и разобраться въ масс* многочисленных^ нер*дко неправильны«, теорш и взглядовъ на д*ло воспиташя

и обучешя, съ какими имъ пришлось познакомиться.Прилагаемые

конспекты практпческнхъ уроковъ точно также суть не что иное какъ конспекты практических-» уроКШЪТ-данныхъ авторомъ на означенныхъ курсахъ. Они служатъ къ наглядному разъяснен.ю и подтвержден^ теоретнческихъ разеужденш автора по о о щеп ~дЩш<тГ1 гг1гтг~дгетоди-к*-3акона-Бож\я и славянскаго языка.-------

Авторъ.

Факсимиле «Предисловия» к «Запискам по дидактике», в котором автор сформулировал задачу их написания и издания

Фаддей обращал внимание учителя на то, что он имеет дело с духовной природой детей, с человеческой душой, жизнь которой не может быть подчинена строго изменяемым законам. Усвоенные учителем приемы преподавания часто должны быть изменяемы применительно к данному состоянию ученика, а знакомство с душевной жизнью детей, приобретенное из книг, должно быть дополняемо непосредственной действительностью. Другими словами, учитель должен быть наблюдательным и отличаться умением в своей практической деятельности «применяться к личным особенностям ученика». Наблюдательность не должна ограничиваться только внешними наблюдениями, она предполагает способность учителя «снизойти до детских мыслей и чувств, поставить себя на место детей». Она помогает говорить понятным для детей языком и задавать вопросы, соответствующие степени их понимания. «Истинное знание детской души, - писал Фаддей, - дает только любовь к детям, потому что только она способна ко всему снизойти и все претерпеть. О подобном именно знании сказал Спаситель:"Я знаю Моих, и Мои знают Меня"».

Фаддей говорил и о том, что изучить природу весьма нелегко, учителю полезно знать хотя бы главнейшие особенности, по которым одни дети отличаются от других. Еще в древности указывали на четыре темперамента, или «значительно главных природных расположения», которые существенно различаются между собой и с различными видоизменениями свойственны всем людям. Это темпераменты - сангвинистический, меланхолический, холерический и флегматический. Автор подробно изложил особенности каждого из них.

Сангвиник отличается тем, что легко и быстро воспринимает все, особенно доступное внешним чувствам или наглядному поведению: он все замечает и быстро соображает, если ему объяснено что-либо наглядно. Меланхолик медленно восприимчив и углублен в самого себя: его будто не интересует и не занимает то, что происходит вокруг. Холерик, как и сангвиник, легко все воспринимает, но не отдается всем впечатлениям, а только тем, которые главным образом его интересуют. Флегматик отличается медленной и слабой восприимчивостью: он кажется вялым, ленивым и равнодушным ко всему, часто даже эгоистом, поскольку больше всего заботится о своем спокойствии, а до всего остального ему нет никакого дела.

«Вообще же ни один темперамент, - пишет Фаддей, - нельзя назвать лучшим или худшим другого: каждый имеет достоинства и недостатки. Темперамент есть только природное расположение души и тела; развитие свободы и самостоятельного характера в детях постепенно может сгладить или по крайней мере ослабить дурные стороны темперамента. И дело учителя - воспользоваться хорошими сторонами темперамента, не давая остальным развиться и окрепнуть».

Поскольку педагог имеет дело с душой ребенка, для того чтобы воздействовать на нее, ему самому следует иметь такие качества, которые он хочет воспитать в детях. Главное качество учителя по призванию есть любовь к детям: не просто преподавать и объяснять детям урок, а заботиться о них, наблюдать за ними, стараться стать близким человеком, с которым дети могли бы охотно и искренне говорить. Учитель не должен тяготиться быть с детьми, это для него составляет такое же счастье, как быть среди наиболее любимых людей.

Фаддей особо выделял качество, которое неотделимо от любви, - справедливость. Без справедливости любовь превратится в потворство детским слабостям. Любые недостатки нужно искоренять с осторожностью, стараясь побеждать зло только любовью. Терпение и справедливость во всем сообщают характеру учителя необходимые для него качества - твердость и последовательность. Учитель, обладающий ими, приобретает в глазах детей уважение и авторитет, которому они невольно покоряются. В обращении с детьми следует быть приветливым, однако приветливость не должна переходить в фамильярность: при всей простоте обращения учитель должен служить для них образцом, вызывать уваже-

ние. С другой стороны, учитель должен быть твердым и последовательным, не допускать потворства детским капризам и прихотям.

Особое внимание Фаддей обращал на то, что все перечисленные качества находят свое основание и корень в вере: «Истинная живая вера свидетельствует живым общением с Богом, она более всего проявляется в молитве, питается и поддерживается ею. Поэтому учитель всегда должен искать утешения и поддержания для своего духа в вере и молитве».

Начинающий преподаватель должен, по мнению Фаддея, подготовиться к учительской деятельности, постигая учебно-воспитательное дело теоретически и практически. Для того чтобы получить опыт, необходимо осмыслить собственную деятельность и наблюдать, как ведется дело в школах. Учитель обязан фиксировать все недостатки и промахи, которые он допустил, анализировать их и вырабатывать те или иные приемы преподавания. Для подобных наблюдений весьма полезно вести дневник, который приучает к сосредоточенному размышлению и основательному обсуждению различных вопросов, касающихся воспитания и обучения.

Учитель должен интересоваться не только отдельными приемами преподавания, но и общими вопросами учебно-воспитательного дела: «Если учитель знает, как учить, он должен отдавать себе отчет, почему именно так надо учить, то есть знать законы жизни души ребенка». Полезно педагогу знакомиться с сочинениями по психологии, которая изучает законы душевной жизни, а воспитание и обучение основываются именно на этих знаниях. Едва ли можно назвать образованным того, кто читал много книг, но никаких прочных и основательных знаний не приобрел. Потому более заботы следует прилагать к тому, чтобы из прочитанного вынести пользу. А польза от чтения будет только в том случае, если думать над прочитанным, если чтение возбудит собственные мысли и наведет на самостоятельное размышление.

Говоря об обучении, автор основывал свои рассуждения на его природосообразно-сти. Последнее он рассматривал как обучение, при котором сведения, сообщаемые ученикам, ими легче воспринимались и усваивались. Обучение, по его мнению, должно отличаться наглядностью. Учитель не только разъясняет, но и делает доступным внешним чувствам тот предмет, о котором идет речь. Детское познание начинается с того, что ребенок видит и к чему может прикоснуться. Обучение должно следовать этому пути природы.

Фаддей специально подчеркивал необходимость того, чтобы обучение не только воздействовало на ум, но и было занимательно, интересно, возбуждало любознательность. Следует учитывать, что пример учителя действует на ученика большей частью бессознательно, а между тем необходимо, чтобы ребенок вполне сознательно подчинялся доброму нравственному влиянию. И поэтому педагог должен действовать на ученика посредством слова, напоминать, предостерегать, давать советы. Цель воспитания состоит в том, чтобы развить в душе воспитанника «свободную» любовь к добру и «свободное» расположение к нравственному образу действия, а они появляются только тогда, когда ребенок приучается действовать не только под надзором учителя. Поэтому ученик должен привыкнуть к самостоятельному образу действия.

В конце « Записок о дидактике» автор специально остановился на том, что хорошо, когда ученик, закончив обучение, не прерывает со своей школой добрых отношений: школа должна оставить хорошие воспоминания, чтобы ученик считал время, проведенное в ней, самым замечательным. Это может происходить по-разному. Один учитель располагает к себе добром, приветливым обращением; другой пробуждает такую тягу к учению и просвещению, которая остается на всю жизнь.

Таков, вкратце, материал, который Фаддей оставил нам в книге «Записки по дидактике». Используя его, нынешние педагоги, безусловно, смогут достичь значимых результатов, особенно при работе с учениками младших классов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указом Св. Синода от 8 января 1903 года архимандрит Фаддей был переведен из Уфы в Петрозаводск [29, л.18]: он стал ректором Олонецкой духовной семинарии и, одновременно, редактором неофициальной части печатного органа Олонецкой епархии - «Олонецких епархиальных ведомостей» (ОЕВ). Свою работу архимандрит Фаддей по-прежнему совмещал с преподаванием на летних курсах повышения квалификации. В числе других, он участвовал в воскресных религиозно-нравственных чтениях, проводимых Александро-Свирским братством; в марте 1903 года провел ряд бесед, посвященных духовному развитию личности и событиям библейской истории [14; 15]. С большим интересом аудиторией были встречены его беседы о взаимоисключающем характере социалистических теорий и христианского учения, об утопичности целей социализма, о невозможности добиться равенства и, тем более, счастья людей посредством обобществления материальных благ и их перераспределения [17; 18].

31 мая 1906 года в Олонецкой духовной семинарии состоялся очередной выпуск ее воспитанников. В своем к ним обращении архимандрит Фаддей задал вопрос: «Что может в настоящее время объединить людей, разделившихся на почти противоположные друг другу партии, может, блага общества?». И сам дал ответ, что слово «блага» разными людьми понимается по-своему: земные, небесные, естественные (свойственные как человеку, так и животным) и духовные. Но как бы человек ни стремился объединить понятия о благе для достижения посредством того всеобщего равенства, братства и свободы, «он никогда не может найти всеобщего блага вне Христа, источника всех благ» [18].

Просветительная деятельность стала делом всей жизни архимандрита Фаддея: «.проводимые мною беседы и уроки диктовались испытаниями жизни, бывшими в разных местах моего служения» [19]. Летом 1908 года за объемистое исследование по Священному Писанию Ветхого Завета под названием «Иегова» архимандриту Фаддею была присуждена степень доктора богословия, а 4 ноября того же года Учебный комитет при Св. Синоде признал ректора Олонецкой духовной семинарии «достойным награждения Орденом Св. Владимира IV степени». 5 декабря 1908 года после шестилетнего служения в Олонецкой епархии архимандрит Фаддей был рукоположен вторым викарным епископом Волынской епархии [29, л. 26].

Епископская хиротония завершила целый этап жизни Фаддея (Успенского), характеризующийся наиболее тесным взаимодействием с образовательной средой. Став архиереем, он не изменил своему монашескому аскетическому правилу, по-прежнему много молился и постился: паства сразу же увидела в новом архипастыре настоящего подвижника, образец кротости, смирения и чистоты. Епископское служение открывало перед Фаддеем (Успенским) другие горизонты, но вместе с тем налагало и целый ряд серьезных обязательств.

С 1916 года Фаддей (Успенский) встал во главе Владикавказской кафедры, а с 1917 года он - правящий архиерей Волынской кафедры. В начале 1922 года епископ Фаддей был арестован и выслан за пределы Волынской губернии. После освобождения из ссылки приехал в Москву, встретился с патриархом Тихоном, но вскоре был вновь арестован и отправлен в ссылку, по окончании которой в декабре 1922 года в сане архиепископа был назначен на Астраханскую кафедру. Во время пребывания в Астрахани владыка публично не выступал против обновленцев, но обличал их примерами своей жизни.

В октября 1926 года был арестован Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Старогородский), в его права вступил архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых), назначивший архиепископа Фаддея (Успенского) своим заместителем. После ареста архиепископа Иосифа Патриаршего место блюстителя оказалось вакантным, владыка Фаддей в

середине декабря 1926 года выехал в Москву, чтобы приступить к выполнению возложенных на него обязанностей по управлению Церковью. Однако до Москвы он не доехал: был задержан в Саратове и до марта 1928 года находился в Кузнецке в заключении. После освобождения из заключения его назначили на Саратовскую кафедру, а затем он стал Архиепископом Тверским и Кашинским, а с 1936 года - архиепископом Костромским. Когда гонения на православных усилились, власти сначала лишили архиепископа Фаддея возможности служить, а затем, в декабре того же года, «уволили на покой». В декабре 1937 года его снова арестовали; десять дней он находился под арестом, мужественно претерпевая нравственные и физические страдания; 31 декабря его расстреляли: архиепископ Фаддей «отошел к Господу как исповедник православия и мученик за Христа».

В год 1000-летия Крещения Руси архиепископ Фаддей был причислен к лику святых. 26 декабря 1998 года, в день празднования иконы Иверской Божией матери, были обращены мощи великомученика: ныне они хранятся в Воскресном Тверском Соборе.

1. Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений [Текст] : в 2 т. / Антоний Храповицкий. - Т.1. - Москва : Даръ, 2007. - С. 483.

2. Богословский вестник. - 1893. - №6. - С.276.

3. Богословский вестник. - 1896. - №8. - С.202.

4. Богословский вестник. - 1896. - №4. - С.255.

5. Богословский вестник. - 1898. - №4. - С.341.

6. Богословский вестник. - 1898. - №10. - С.216.

7. Богословский вестник. - 1900. - №1. - С.197-207.

8. Богословский вестник. - 1901. - №9. - С.18.

9. Гринько, К.М. Духовно-просветительная деятельность архимандрита Фаддея (Успенского) в конце XIX - первой половине XX века [Текст] / К.М. Гринько // Вестник Вятского гуманитарного университета. - 2012. - Вып. 3. - С. 54-57.

10. Ергин, Ю.В. Уфимская (до 1856 года Оренбургская) духовная семинария - одно из старейших средних учебных заведений России [Текст] / Ю.В. Ергин, Я.С. Свице // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. -№2 (51). - С. 125-144.

11. Ергин, Ю.В. Церковно-приходские школы Уфимской епархии (1861-1918) [Текст] / Ю.В. Ергин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - №3 (52). - С. 112-140.

12. Ергин, Ю.В. Уфимское епархиальное женское училище (1862-1918) [Текст] / Ю.В. Ергин, Я.С. Свице // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - №4 (53). - С. 122-147.

13. НА РБ Фонд И-112. Оп.1. (Уфимская духовная семинария). - 542 ед. хр.

14. ОЕВ. - 1903. - №6. - С.210.

15. ОЕВ. - 1903. - №7. - С.247.

16. ОЕВ. - 1904. - №7. - С.201.

17. ОЕВ. - 1904. - №10. - С.308.

18. ОЕВ. - 1906. - №12. - С.483.

19. ОЕВ. - 1908. - №18. - С.367.

20. Священномученик Фаддей (Успенский, 1872-1937), архиепископ Тверской: в 2 т. - Тверь, 2002-2003. Т.1. Проповеди. - 2002. - 485с.; Т.2. Записки по дидактике. - 2003. - 336с.

21. УЕВ. - 1901. - №17. - С. 1066-1078.

22. УЕВ. - 1901. - №18. - С. 1136-1149.

23. УЕВ. - 1902. - №16. - С. 1038-1039.

24. УЕВ. - 1902. - №19. - С. 1291-1232.

25. Фаддей, И. Заметки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка) для учителей цер-ковно-приходских школ [Текст] / И. Фаддей. - Уфа : Электрическая типография В.П. Колмацкого и К°., 1902. - 206 с.

26. Фаддей, И. Уфимские епархиальные педагогические курсы 1901 г. [Текст] / И. Фаддей. - Уфа :Губ.тип., 1902. - 26с.

27. Фаддей (Успенский), архимандрит. Дневник (1894-1896). Рукопись // Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 3. - Тверь, 2001. - С. 483.

28. Формулярный список о службе преподавателя Уфимской духовной семинарии магистра богословия иеромонаха Фаддея (1899-1903) // НА РБ. Фонд И-112. Оп.1, дело 207. - 6л.

29. Формулярный список о службе Фаддея (Успенского Ивана Васильевича), Владимирского епископа, викария Волынской епархии (1899-1908) // РГИА Фонд 796. Оп.439, дело 849. - 26л.

30. Центральный исторический архив Москвы Фонд. 229. Оп. 4., дело 5240, л. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.