Научная статья на тему 'ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ'

ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ»

Запёчатлённая архитектурная история России

5 января 2021 года знаменательный юбилей отметила Евгения Ивановна Кириченко, академик РААСН, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусства, лауреат Государственной премии РФ, главный научный сотрудник РАХ.

Человек непоколебимой научной смелости и титанического трудолюбия, она неустанно прокладывает новые пути развития фундаментальных знаний в области теории и истории архитектуры. Ее труды внесли неоценимый вклад в освоение национального историко-культурного наследия и стали прочным основанием для изучения, сохранения и продолжения традиций градостроительного искусства и архитектуры России.

От души поздравляем и желаем Евгении Ивановне крепкого здоровья, новых книг и открытий, творческого долголетия!

Три века искусства Латинской Америки. Конец XV - первая четверть XIX в. - М. : Искусство, 1972. - 143 с., 81 л. ил.

Искусство XV - первой четверти XIX века - одна из трёх великих эпох художественного развития Латинской Америки. Оно занимает срединное положение, связывая самобытные цивилизации Древней Америки с культурой нового времени. Издание содержит огромное количество фотоиллюстраций.

Москва на рубеже столетий. - М. : Стройиздат, 1977. - 183 с. : ил.

Книга посвящена зодчеству Москвы второй половины XIX - начала XX в. Рассказывается об основных этапах развития архитектуры этого периода; характеризуются события архитектурной жизни, наиболее типичные архитектурные направления; дается анализ основных памятников. Большое внимание уделяется исследованию городского организма, тенденциями его трансформации и специфическим особенностям в этапные моменты развития.

Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М. : Искусство, 1978. - 399 с., ил.

В первой части книги говорится о русской архитектуре 1830-1890-х гг. или в соответствии с принятой в отечественном искусствознании терминологией - об эклектике. На ее материале сделана попытка осветить три круга вопросов, рассматриваемых затем и во второй части. В первой главе анализируется композиционная система, во второй - система основных представлений и идей, воплощаемых в зодчестве и моделируемых им в качестве наиболее существенных с точки зрения миропонимания времени, в третьей - реализация композиционной и содержательной систем в реальной практике, архитектурные направления и наиболее яркие их представители (в их числе - М. Д. Быковский, К.А. Тон, А.И. Штакеншнейдер,

A.М. Горностаев, В.А. Гартман, И.П. Ропет, Н.В. Султанов и другие).

Вторая часть книги посвящена анализу русской архитектуры конца XIX - начала XX в. Проблематика и круг затрагиваемых проблем те же, что и в первой части. Рассматривается композиционная система, своего рода идеальная модель архитектуры тех лет, идейно-художественное содержание, ею выражаемое, архитектурные направления и их крупнейшие представители. Речь идет по преимуществу о модерне; а в последней, третьей главе, - о модерне и ретроспективизме, их важнейших разновидностях и выдающихся мастерах: Ф.О. Шехтеле, Л.Н. Кекушеве, Н.В. Васильеве, И.С. Кузнецове, И.Е. Бондаренко, В.М. Васнецове, Е.Д. Поленовой, С.В. Малютине,

B.А. Покровском, И.А. Фомине и других.

Исторический музей : К 100-летию открытия Гос. ордена Ленина исторического музея : [путеводитель]. - М. : Московский рабочий, 1984. - 64 с., 8 л. ил.

Государственный Исторический музей — богатейшее хранилище исторических ценностей, дающих представление о развитии отечественной истории и истории народов Советского Союза, один из культурно-просветительных и научных центров Москвы. Книга знакомит с историей создания музея, строительством предназначавшегося для него здания и историей застройки участка, на котором находится это сооружение

Архитектурные теории XIX века в России. - М. : Искусство, 1986. - 344 с., ил.

В книге рассматриваются архитектурные теории в России XIX в., точнее, 1830-1890-х гг. В двух частях книги, посвящённых соответственно второй трети и второй половине XIX в., охарактеризованы взгляды на архитектуру не только профессиональных зодчих, но и крупнейших русских литераторов, философов, мыслителей - Н. Гоголя, Н. Надеждина, П. Чаадаева. В. Одоевского, А. Герцена, славянофилов, Н. Чернышевского, Ф. Достоевского. Архитектурные теории в книге предстают как часть культурфилософских, историософских, культурологических, а подчас и социально-политических концепций, свойственных русской общественной мысли прошлого столетия.

Большая Садовая улица, 4. - М. : Московский рабочий, 1989. - 79 с.; ил. ISBN 5-239-00693-8

На одной из самых оживленных магистралей столицы - Садовом кольце, близ площади Маяковского, стоит небольшой дом. В окружении расположенных поблизости многоэтажных громад он кажется особенно хрупким. Его главный, выходящий на Большую Садовую фасад, украшенный торжественным портиком из четырёх колонн дорического ордера, обнаруживает некоторое сходство с особняками начала прошлого столетия. Однако дом сравнительно молод. Его построил выдающийся архитектор Ф.О. Шехтель.Книга знакомит с одним из примечательных эданий Москвы - домом, сооруженным крупным зодчим конца XIX - начала XX века Федором Осиповичем Шехтелем. Выдающийся памятник архитектуры принадлежит к своеобразной разновидности жилых домов, построенных архитекторами для себя. Рассказывается также о других домах, которые построил в Москве Шехтель, а также о замечательных людях, с которыми связана история дома на Большой Садовой, -членах семьи Шехтеля, о военачальнике Р.П. Эйдемане и скульпторе И.Д. Шадре.

Русский стиль : поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII-начала XX века. - М. : Галарт, 1997. - 430 с. : ил., цв. Ил.

Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII - начала XX век. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : БуксМАрт, 2020. - 580 с. : ил..

Спустя более чем два десятилетия вышла в свет в новой авторской редакции широко известная в России и за рубежом уникальная монография Е.И. Кириченко «Русский стиль», посвящённая становлению и развитию одноименного стилевого направления в градостроительстве, архитектуре, живописи и прикладном искусстве XVIII-XX веков. Второе издание включает переработанный и расширенный иллюстративный ряд и более поздние статьи автора, касающиеся теоретических вопросов и рассматривающие отдельные произведения и целые архитектурные ансамбли, в которых воплотились формы и приёмы древнерусского зодчества и народного искусства.

2021

177

1

Храм Христа Спасителя в Москве / Е.И. Кириченко, Г.А. Иванова, А.М. Денисов. - М. : Планета,1997. - 296 с.; ил.

Перед вами книга, посвящённая истории проектирования и создания храма Христа Спасителя. Собор, идея о построении которого появилась в 1813 году, был призван увековечить в памяти грядущих поколений муки, жертвы и великий подвиг народа, победившего в войне с Наполеоном. К его созданию были привлечены лучшие художественные силы. В храме проходили все главные юбилеи и торжества. В его стенах исполнялась музыка Чайковского и Чеснокова, звучали голоса Шаляпина и Розова.

АРХИТЕКТУРА

русской

УСАДЬБЫ

Архитектура русской усадьбы / И. А. Бондаренко, И. Л. Бусева-Давыдова, Н. Ф. Гуляницкий и др.; Рос. акад. архитектуры и строит. наук. НИИ теории архитектуры и градостр-ва. - М. : Наука, 1998. - 332 с.; ISBN 5-02-011685-8

Коллективная монография представляет собой научный труд, включающий новые исследования по истории архитектуры городской и сельской усадьбы с древнейших времен до начала XX в. Книга позволяет расширить сложившиеся представления о многообразии типов и жанров, путях развития усадебной архитектуры России. Многие приведенные в издании памятники впервые вводятся в научный оборот и открыты благодаря работе с архивными, редкими письменными и графическими источниками. Книга содержит большой иллюстративный материал.

Запечатленная история России : [Монументы XVIII - нач. XX века] : в 2-х книгах. - М. : Жираф, 2001. ISBN 5-89832-020-2. Кн. 1. Архитектурный памятник. - 346 с.; Кн. 2. Архитектурные ансамбли и скульптурный памятник.

Исследование посвящено монументам, сооружавшимся в России. Автора воодушевляло желание показать, что в Российской империи XVIII - начала XX вв. история монумента есть не что иное, как сознательно и целенаправленно создававшаяся всеми пространственными искусствами, запечатлённая в камне и бронзе история нашего Отечества. В книге рассматриваются монументы, возводившиеся в России со времени царствования Петра I в рамках общеевропейского художественного процесса, в соответствии с принятыми в Европе нормами и представлениями. Преимущественно это светские монументы. Средневековье, в том числе и Древняя Русь, не знали монументов в современном значении этого слова. Тогда события увековечивались косвенно, в основном, в формах обетных и благодарственных храмов или другим подобным образом. Здесь эта тема не затрагивается.

Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Том II. Города и новые типы поселений / Е.И. Кириченко, Е.Е. Анисимова, М.В. Нащокина, Е.Г. Щеболева; Кириченко Е.И. (ред.). - М. : Прогресс-Традиция, 2003. - 560 с.

Рубеж XIX-ХХ столетий ознаменовался всплеском общественного интереса к архитектуре, возрождением отношения к ней как к матери искусства, к источнику высокого стиля, что в свою очередь привело к возникновению новой версии архитектуроцентризма и рождению новых градостроительных утопий. Во второй книге о градостроительном искусстве России середины XIX - начала ХХ века анализируются взаимосвязи между разными типами поселений (город, село, усадьба, города-курорты, фабричные сёла, дачные посёлки, ансамбли железных дорог и т.д.), определяющие своеобразие отечественного градостроительства. Особое внимание уделено садово-парковому искусству как самостоятельной области архитектурного творчества. Описывается радикальная перестройка в истории российских городов, которую они пережили начиная с 1830 года по 1910-й, когда на смену регулярной планировке и геометрически правильной, чёткой структуре пришла эклектика, модерн и неоклассицизм, пронизанные предчувствием авангарда.

Архитектор Василий Косяков. - М. : БуксМАрт, 2016 г. - 352 с.; ил. ISBN: 978-5-906190-54-3

Данное издание является уникальным во многих отношениях. Прежде всего в связи с тем, что впервые в столь полном объёме и на столь высоком научном уровне представляет творчество Василия Антоновича Косякова (1862-1921) - одного из величайших русских зодчих конца XIX - начала XX столетия, посвятившего свою жизнь проектированию и возведению церковных сооружений. Это был блестяще и разносторонне одарённый человек, замечательный организатор строительного дела, великолепный педагог, первый и единственный в истории Института гражданских инженеров выборный директор (1905-1921). Однако, как это ни парадоксально, его имя до сих пор в силу ряда причин практически не известно даже специалистам по истории отечественной архитектуры. Автор книги поставила цель изменить эту ситуацию и подробно исследовала все этапы и направления многогранной профессиональной деятельности архитектора и дала характеристику практически всем сооружениям, созданным по его проектам, в том числе не только широко известным, но и утраченным к настоящему времени или оставшимся нереализованными. Среди этих сооружений - церковные постройки в русском стиле. Уникальным является и состав иллюстраций, подобранных автором для издания. Здесь собраны проектные чертежи и эскизы, большинство из которых публикуется впервые, а также архивные снимки и современные фотографии, выполненные автором книги и запечатлевшие не только общий вид сооружений, но и важнейшие художественные и конструктивные детали.

сандр некий

Архитектурное наследие России. Александр Каминский. - М. : ИД Руденцо-вых, 2018. - 669 с. ISBN: 978-5-902887-34-8

Архитектора Александра Степановича Каминского без всякого преувеличения можно причислить к архитекторам, изменившим облик Москвы в 1860-1880-х годах, превратившим древнюю столицу из Москвы дворянской в Москву купеческую. Такая пафосная характеристика жизни и творчества зодчего ни в малой степени не является преувеличением. Свидетельство тому - его жизненный и творческий путь

2021

179

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.