Научная статья на тему 'Дух эпохи в образах архитектуры: раскрывая творчество В. А. Косякова'

Дух эпохи в образах архитектуры: раскрывая творчество В. А. Косякова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
162
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дух эпохи в образах архитектуры: раскрывая творчество В. А. Косякова»

Рецензия

DOI: 10.22337/2077-9038-2018-1-105-107

Дух эпохи в образах архитектуры: раскрывая творчество В.А.Косякова

Кириченко Е.И. «Архитектор Василий Косяков». - М.: БуксМАрт, 2016. - 352 с., ил. ISBN 978-5-906190-54-3

Вышедшая в свет книга доктора искусствоведения, академика РААСН, почётного члена РАХ, лауреата Государственной премии РФ Евгении Ивановны Кириченко об архитекторе Василии Антоновиче Косякове - несомненно важное событие в гуманитарной науке. Написанная через столетие после энергичной деятельности выдающегося русского зодчего, эта книга о его творческом пути, а также об эпохе стремительных перемен конца XIX - начала XX века в жизни страны и её столицы, в искусстве и церковной архитектуре.

Восхищает широта использования архивных материалов, в том числе и тех, которые выявлены впервые. Это и письменные источники - документы Косякова, его переписка и письма коллег и высших государственных деятелей, касающиеся карьеры и заказов архитектора и характеризующие его выдающиеся качества. Это и изобразительный материал, представляющий собой большое количество чертежей Косякова и старых фотографий его произведений, часть которых давно уничтожена или приобрела иной облик.

Первая часть раскрывает жизненный путь и основные этапы творческой биографии зодчего. В подробностях и с необходимой оценкой особенностей эпохи и характера Косякова рассказано о годах его учёбы, становления в роли

архитектора и преподавателя, о таланте администратора, проявленном на посту директора Института гражданских инженеров. Раскрывается круг учителей и соратников мастера.

Все следующие разделы посвящены постройкам Косякова и аспектам его творчества, причём самая масштабная вторая глава призвана отразить главное направление проектной деятельности зодчего - строительство православных храмов.

Анализ созданных Косяковым храмов в русском стиле предваряется рассуждениями об особенностях стиля историзма и о сложностях терминологии и нашего понимания эпохальных изменений в европейской архитектурной традиции XIX века. «То, что выражается термином «многостилье», составляет принципиальную особенность и сознательную форму выражения содержательно-стилевых принципов историзма», - резюмирует автор. Живой, наполненный историческими фактами и философский по содержанию текст содержит аналитические обращения к программным высказываниям Гоголя, других деятелей культуры XIX века, а также к важнейшим постройкам и градостроительным решениям и, в частности, к судьбоносному для европейских городов появлению Ринга в Вене. Не менее существенным Е.И. Кириченко находит технический прогресс, влиянию которого на развитие церковного зодчества рубежа XIX-XX веков она отводит отдельный раздел. Изменения не только функциональных особенностей таких сооружений, как трапезная, но и системы отопления, а также внедрение железобетонных конструкций совершенствовали структуру и облик интерьеров русских храмов. Автор считает, что последнее обстоятельство привело к распространению больших бесстолпных храмов со сводом, опирающимся на две пары перекрещивающихся арок.

В книге подчёркивается роль в этом распространении осуществлённых проектов В.А. Косякова и Д.И. Гримма, а также уделено внимание более раннему развитию конструктивной системы сводов на перекрещивающихся арках в армянской архитектуре XП-XШ веков. Причину вхождения этой системы в практику русского зодчества конца XIX века автор усматривает в пенсионерской поездке Д.И. Гримма на Кавказ в середине XIX века с целью осуществления обмеров средневековых построек и издании им в 1864 году увража «Памятники византийской архитектуры в Грузии и Армении». Переведённые в железобетон, такие своды могли перекрывать гораздо более широкие пространства, что оказалось востребованным в новую эпоху и было применено еще самим Гриммом в решении великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. Именно

эта конструкция успешно применялась в композиционно разнообразных соборах Косякова.

В следующем разделе подробно анализируются шесть соборных церквей, созданных Косяковым в русском стиле - от Лиепае и Выборга до Батуми. Кроме рассмотрения объёмно-пространственной композиции, стилистических особенностей интерьера и фасадов, здесь мы находим множество интересных сведений, в том числе о прохождении проектов и ходе строительства. И все же основным лейтмотивом исследования

является раскрытие образно-стилистических особенностей этих произведений. Подчёркивается, что «монументальность и представительность созданных Косяковым храмов соборного типа имеют образцом большие соборы XVI-XVII веков. Этот тип могучего пятиглавого древнерусского храма занимал высшее место в иерархии церковного строительства. Величие и мощь архитектуры сооружений подобного типа выражали идеи государственной державной идеологии и торжества Православия, первенствующей роли Московского царства

Мемориальный ансамбль на месте крушения императорского Церковь Богоявления на Гутуевском острове. Вид с запада. поезда близ станции Борки. Фото конца XIX века Фото Е.И. Кириченко

Рис. 3. Николаевский Морской собор в Кронштадте: а) вид с запада; б) резные детали южного фасада. Фото Е.И. Кириченко.

106 1 2018

в православном мире...» (С. 87). Уделено много внимания и устройству иконостасов, а также архитектурным деталям и оформлению, которые тщательно продумывал зодчий. Раздел заканчивается анализом Петропавловского собора в Выборге, выполненного в неорусском стиле и апеллирующего к наследию новгородской архитектурной школы. Не менее интересно и с массой подробностей и ёмких обобщений представлены приходские церкви в русском стиле, а также домовые церкви, монастырские подворья, комплексы духовных семинарий в Могилёве и Казани.

Третья часть посвящена произведениям Косякова, созданным в византийском стиле. Её предваряет очерк об истоках и характере этого стиля и его особенностях в России, где, в отличие от балканских стран, он развивался исключительно в рамках церковного зодчества и имел особый набор и формы примыкающих к храму построек. Тут читатель знакомится с обзором развития этого стиля в России, творчеством Г.Г. Гагарина, Д.И. Гримма и других архитекторов, с особенностями программы росписей и орнаментального убранства. Череду «византийских» соборов Косякова замыкает, вероятно, его самое впечатляющее произведение - Николаевский Морской собор в Кронштадте, отреставрированный к своему столетию, отмечавшемуся в 2013 году. Е.И. Кириченко посвящает этому храму большой очерк с множеством иллюстраций. Хочется обратить внимание и на представленную в главе церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петербурга, отраз-

ившем в очень элегантном ключе архитектурную композицию константинопольского храма Святых Сергия и Вакха. Недаром проект фасада этой церкви вынесен на обложку книги.

Небольшая четвёртая глава представляет созданные мастером гражданские постройки. В Заключении приводятся размышления о роли творчества каждого большого художника и о месте архитектурной деятельности Косякова в развитии русского зодчества конца XIX - начала XX века, в её соотнесённости с господствовавшими стилями той эпохи, с особо распространившимся стилем модерн.

Хочется отметить великолепную организацию в книге обширного и с любовью и терпением добытого материала. Публикация образцовая с точки зрения её художественного оформления, позволившего выявить достоинства научного труда и иллюстративного материала. Уместно в таком издании выглядит хронологическая таблица жизни и творчества зодчего.

Книга Евгении Ивановны имеет непреходящую научную ценность. Она, безусловно, по задумке автора, возвращает доброе имя Василия Антоновича Косякова в историю отечественной культуры. Одновременно эту публикацию можно расценивать в качестве учебника по творческому подходу, столь необходимому при решении задач церковной архитектуры в наши дни.

А.Ю. Казарян, доктор искусствоведения, член-корреспондент РААСН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.