Научная статья на тему 'Первая монография о крупнейшем Мастере церковной архитектуры рубежа XIX-XX веков'

Первая монография о крупнейшем Мастере церковной архитектуры рубежа XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
114
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первая монография о крупнейшем Мастере церковной архитектуры рубежа XIX-XX веков»

Первая монография о мастере церковной архитектуры рубежа Х1Х-ХХ веков

Кириченко Е.И. Архитектор Василий Косяков. - М.: БуксМАрт, 2016. - 352 с., ил.

Работы академика РААСН, доктора искусствоведения Е.И. Кириченко принадлежат к золотому фонду отечественной науки, и не удивительно, что каждая её книга становится заметным событием нашей архитектурной, общественной жизни. Новая монография известного автора останавливает на себе внимание выбором темы. Она посвящена петербургскому архитектору Василию Антоновичу Косякову, к творчеству которого по непонятным причинам интерес исследователи почти не проявляли.

Е.И. Кириченко как будто намеренно оставляет в стороне свои признанные всеми достижения и заслуги в области искусствоведения, архитектуроведческой науки и обращается к поискам нового. Вслед за автором читателю предоставляется возможность несколько по-иному, свежим взглядом посмотреть на малоизвестные ценные памятники, проектные материалы по архитектуре последней четверти XIX - начала XX века. Он познакомится с не рассматривавшимися ранее проблемами, связанными с творческими поисками и открытиями одного из лидеров архитектуры, определявшего не-

когда целые школы и направления отечественного зодчества, а сегодня по большей части забытого.

В.А. Косяков - крупнейший мастер церковной архитектуры своего времени, член реставрационной комиссии Императорского Археологического Общества, руководитель Строительной части и архитектор Императорского двора. Его имя сегодня вспоминают в связи с авторством проекта и руководством строительства великолепного Николаевского Морского собора в Кронштадте, в последние годы на наших глазах восстановленного, отреставрированного, возвращённого к жизни. Но монографии о В.А. Косякове не было. Теперь же, благодаря работе Е.И. Кириченко, этот досадный пробел устранён. Проведённые ею обширные изыскания в архивах и музеях позволили выявить ранее неизвестные проекты мастера, многие собранные ею чертежи и другие исторические документы публикуются впервые.

Одним из впечатляющих открытий издания является широкая и вдумчивая экспозиция работ, осуществлённых архитектором за его недолгую жизнь длиною в 59 лет. Масштабы сделанного им огромны: десятки проектов и построек церквей и гражданских зданий в столице и провинции, в далёких и близких уголках Российской империи; преподавательская, научная и организационная работа в ранге директора Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, избранного студентами и коллегами демократическим путём.

Подмечены и проанализированы многие творческие новации, которые В.А. Косяков внёс в церковное строительство. Блестящим открытием Е.И. Кириченко является разработка проблемы влияния технического прогресса, новых конструкций и материалов, строительной техники, что мы сегодня назвали бы «новые технологии», на архитектуру церковных зданий, изменивших объёмно-пространственные решения и типологию русского храма. Впервые обращается внимание на введение в практику перекрещивающихся сводов, позволивших отказаться от несущих своды столпов и максимально раскрыть внутренне пространство храмового сооружения. В результате такие произведения В.А. Косякова, как знаменитая петербургская Успенская церковь на подворье Киево-Печерской Лавры в Петербурге, Николаевский Морской собор в Лиепае и другие, представляют собой красноречивое свидетельство феноменального движения вперёд русской архитектуры накануне революций, по пути обновления технологий, конструктивных систем, формообразов, архитектоники зданий.

Подробно и увлекательно прослеживаются во времени изменения стилевых предпочтений В.А. Косякова: от русского стиля по примеру московско-ярославского зодчества к языку

142 2 2017

форм неовизантийского и неорусского стилей. Отдельно выделяется и раскрывается тема Софии Константинопольской в творчестве мастера, показано, как апофеозом её реализации в искусстве становится сооружение Морского Кронштадтского собора. Автор прослеживает влияние образца в работе петербургского зодчего от общей композиции, плана здания до деталей. Натренированный взгляд исследователя указывает на прямое сходство художественных мотивов, рисунков мозаичного пола в обоих памятниках. В результате не остаётся никаких сомнений в тесном родстве Константинопольской святыни и Кронштадтского Морского собора, создававшегося как храм-памятник русским морякам, Славы Российского флота, и ознаменовавшего собою 300-летие Дома Романовых.

Новая монография Е.И. Кириченко является существенным вкладом в отечественную историографию по архитектуре рубежа Х1Х-ХХ веков. Она не повторяет ранее известное, как это нередко случается в современной литературе. Книга, думается, станет важным подспорьем в работе нынешних храмостроителей, в решении вопросов актуальной практики церковной архитектуры.

Монография служит примером именно архитектурного издания, в котором во множестве опубликованы репродукции с оригиналов ранее неизвестных проектов: планов, фасадов, разрезов, интерьеров, - свидетельствующих о блестящем владении В.А. Косяковым проектным делом и техникой графического исполнения архитектурного чертежа. Изумительную графику мастера, где совершенно всё, от передачи

архитектурного замысла здания до прорисовки пластической декорации фасадов, стаффажа и даже подписей, читатель может оценить сразу. Проекты исполненной в византийском стиле Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге эффектно украшают обложку книги.

Существенной и трудоёмкой составляющей подготовки монографии следует назвать предпринятые исследовательницей экспедиционные поездки с целью натурных обследований произведений В.А. Косякова. В результате многие из них удалось представить подробно, в издании они воспроизводятся по фотографиям Е.И. Кириченко: храмы в Лиепае, Кукобое Ярославской области, Астрахани и другие.

Ценным научным дополнением повествования становится подробный список проектных материалов архитектора, хранившихся в его собственном архиве. Этот перечень чертежей и фотографий, объёмом в 263 наименований, публикуется впервые. И, несмотря на то, что многое из списка утрачено, данный документ помогает составить более ёмкое представление о творческом наследии мастера. Необходимый справочный материал по хронологии жизни и творчества В.А. Косякова, составленный автором, завершает книгу.

И.Н. Слюнькова, доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН, заведующая отделом монументального искусства и художественных проблем архитектуры НИИ РАХ, главный научный сотрудник НИИТИАГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.