Научная статья на тему 'История и архитектура кафедрального собора Александра Невского в городе Чите'

История и архитектура кафедрального собора Александра Невского в городе Чите Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
658
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Чита / собор Александра Невского / архитектура / история / византийский стиль / Chita / Alexander Nevsky Cathedral / architecture / history / Byzantine style

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леонтьева Ксения Александровна

В статье рассмотрена история строительства кафедрального собора Александра Невского в г. Чите с момента закладки первого камня в 1888 г. и до разрушения в 1936 г. На основе документов 1911—1936 гг. о проектировании и строительстве собора, хранящихся в Государственном архиве Забайкальского края, и планов областного г. Читы из Российского государственного исторического архива, был установлен ряд планировочных, композиционных и конструктивных характеристик храма, а также некоторые особенности его интерьеров. Собор является ярким образцом архитектуры византийского стиля, и, несмотря на то что автор проекта пока не установлен, можно отметить влияние разработок архитектора В.А. Косякова. Отмечается роль специалистов из разных регионов Российской империи в строительстве храма. Авторами сделана попытка реконструкции проектных размеров и пропорций собора. Наглядным результатом проведенной работы стала созданная 3D-модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History and Construction of Alexander Nevsky Cathedral in the City of Chita

The article deals with the history of Alexander Nevsky Cathedral construction in the city of Chita from the time of Foundation stone laying in 1888 and to the destruction in 1936. A number of planning, compositional and constructive characteristics of the temple based on documents of 1911—1936 on the design and construction of the cathedral stored in the State Archives of the Trans-Baikal Territory and the plans of the city of Chita from the Russian State Historical Archives, was determined. Some features of its interiors were revealed as well. The cathedral is a vivid example of the «Byzantine style» architecture, and, despite the fact that the author of the project is not identified yet it’s worth paying attention to the works of the architect V.A. Kosyakov. The role of specialists from different regions of the Russian Empire in the construction of the temple is noted. The authors made an attempt to reconstruct the project sizes and proportions of the cathedral. A visual result of the work is the 3D model.

Текст научной работы на тему «История и архитектура кафедрального собора Александра Невского в городе Чите»

УДК 72.035

К.А. Леонтьева

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (Новосибирск) ms.leonteva.kseniya@mail.ru Научный руководитель: кандидат архитектуры А.В. Радзюкевич

История и архитектура кафедрального собора Александра Невского в городе Чите

Исследование выполнено в рамках президентского гранта № 17-2-001237 «Музей архитектурных миниатюр под открытым небом «Кафедральные соборы Сибири»»

Аннотация

В статье рассмотрена история строительства кафедрального собора Александра Невского в г. Чите с момента закладки первого камня в 1888 г. и до разрушения в 1936 г. На основе документов 1911—1936 гг. о проектировании и строительстве собора, хранящихся в Государственном архиве Забайкальского края, и планов областного г. Читы из Российского государственного исторического архива, был установлен ряд планировочных, композиционных и конструктивных характеристик храма, а также некоторые особенности его интерьеров. Собор является ярким образцом архитектуры византийского стиля, и, несмотря на то что автор проекта пока не установлен, можно отметить влияние разработок архитектора В.А. Косякова. Отмечается роль специалистов из разных регионов Российской империи в строительстве храма. Авторами сделана попытка реконструкции проектных размеров и пропорций собора. Наглядным результатом проведенной работы стала созданная зб-модель.

Ключевые слова: Чита, собор Александра Невского, архитектура, история, византийский стиль

K.A. Leonteva

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts (Novosibirsk) ms.leonteva.kseniya@mail.ru Scientific adviser is A.V. Radziukevich

The History and Construction of Alexander Nevsky Cathedral in the City of Chita

Abstract

The article deals with the history of Alexander Nevsky Cathedral construction in the city of Chita from the time of Foundation stone laying in 1888 and to the destruction in 1936. A number of planning, compositional and constructive characteristics of the temple based on documents of 1911—1936 on the design and construction of the cathedral stored in the State Archives of the Trans-Baikal Territory and the plans of the city of Chita from the Russian State Historical Archives, was determined. Some features of its interiors were revealed as well. The cathedral is a vivid example of the «Byzantine style» architecture, and, despite the fact that the author of the project is not identified yet it's worth paying attention to the works of the architect V.A. Kosyakov. The role of specialists from different regions of the Russian Empire in the construction of the temple is noted. The authors made an attempt to reconstruct the project sizes and proportions of the cathedral. A visual result of the work is the 3D model.

Key words: Chita, Alexander Nevsky Cathedral, architecture, history, Byzantine style

На рубеже Х1Х—ХХ вв. в архитектуре Российской империи сформировалась школа византийского стиля. С участием выдающихся архитекторов были разработаны грандиозные проекты соборов, которые отражали и понимание этого стиля, и высочайший уровень науки строительного производства. Появилось новое поколение зодчих, для которых византийский стиль становился нормой творческой деятельности. Приоритет в распространении принципов стиля принадлежал Академии художеств в Санкт-

Петербурге. Храмы в византийском стиле строились по всей Российской империи, как в крупных городах, так и в провинции, в частности, в городах Сибири и Дальнего Востока.

Кафедральный собор Александра Невского в Чите был заложен 12 августа 1888 г., строился с 1899 по 1912 г. В научной литературе крайне мало информации об архитектуре читинского кафедрального собора, хотя, по мнению Ю.Р. Савельева, церковь следует считать самым изящным храмом «византийского

стиля» [Савельев, 2005, с. 189].

Проведенное нами изучение архивных источников показало, что до сих пор сохранившиеся материалы по кафедральному собору Александра Невского использовались фрагментарно и не были введены в научный оборот. Поэтому мы попытались подробно изучить найденные материалы, уточнить и систематизировать некоторые факты из истории и описания архитектуры собора.

В Государственном архиве Забайкальского края нами было найдено «Дело о постройке в г. Чите каменного соборного храма и о суммах на сей предмет». В этом деле есть письмо, направленное из Забайкальской Духовной консистории военному губернатору Забайкальской области генерал-майору Е.И. Мациевскому 4 мая 1899 г. по вопросу постройки войскового храма Забайкальского казачьего войска на Софийской площади: «Честь имею уведомить Ваше превосходительство, что постройку названного храма на означенной площади полагаю возможным разрешить на следующих основаниях: так как Софийская площадь по Высочайше утвержденному плану предназначена для постройки на оной Кафедрального собора и называется по тому же плану соборною, то построенный на сей площади казачий войсковой храм должен быть в то же время Читинским Кафедральным Собором и состоять в ведении Епархиального начальства на общем положении Кафедральных соборов... Согласно предложению Вашего Превосходительства, 6 мая сего года, после божественной литургии в домовой церкви имеет быть отслужен на сказанной площади торжественный молебен перед началом подготовительных работ к закладке храма» [ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1388. Л. 2].

В Российском государственном историческом архиве хранится «План проектированного расположения г. Читы. 1886 г.» (ил. 1), на котором было определено место для постройки будущей соборной церкви [РГИА. Ф. 1293. Оп. 166. Забайкальская область. Д. 22].

Из того же «Дела о постройке в г. Чите . » мы представляем еще одно письмо комиссии по сбору средств для постройки войскового храма от 6 апреля 1899 г в Забайкальскую духовную консисторию: «Препровождая проект плана войскового храма во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, предполагаемого соорудить на добровольные пожертвования на Атамановской площади в г. Чите, Комиссия по сбору пожертвований и постройке этого храма покорнейше просит Духовную консисторию испросить разрешение на утверждение посылаемого плана у Преосвященного Мефодия, Епископа Забайкальского и Нерчинского, и его архипастырское благословение на сооружение названного храма, а затем план не отказать возвратить комиссии» [ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1388. Л. 43].

План собора, о котором идет речь в письме, до сих пор не найден. Однако в Государственном архиве Забайкальского края нами была найдена Опись имущества Градо-Читинского кафедрального Алек-сандро-Невского собора за 1923 г., в которой есть перечень документов по собору, где указано, что имелись «Планы собора и церковной земли» [ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 3198. Л. 1—3].

Собор строился на протяжении нескольких лет.

В 1907 г. А.И. Попов в своем «Справочнике-путеводителе по г. Чите» повествовал: «Снаружи работы почти окончены, поставлены кресты, повешены колокола, но внутренняя отделка еще не окончена. Постройка была приостановлена по недостатку средств. В начале 1905 года получено уведомление об ассигновании на окончание собора 30 тыс. рублей из сумм, находящихся в распоряжении Святого синода. В настоящее время, впрочем, кажется, работы не могут продолжаться по другой причине: в соборе оказались трещины, и до выяснения степени опасности отделка остановлена» [Попов, 1907, с. 37].

Для строительства привлекались разные специалисты, причем из других регионов России. Подтверждение этих фактов нам удалось найти в архивном деле «Договоры о постройке в городе Чите Кафедрального собора за 1909 г.». В деле содержатся несколько договоров о работах по строительству собора. Со стороны комиссии по постройке собора выступал ее председатель, отец Иоанн Карелин. С другой стороны выступали подрядчики: крестьянин Моршанского уезда Тамбовской губернии Иван Ильич Чернышев и крестьянин Алатырского уезда Сибирской губернии Иван Александрович Плетнев взяли на себя работы по устройству бетонного основания для полов и укладку плиточных полов; крестьянин Ардатовского уезда Нижегородской губернии Василий Иванович Макаров принял на себя работы по укладке гранитных тесаных ступеней и площадок у наружных входов; крестьянин Курской губернии Павел Латышев взял на себя обязанность исправления кровли; крестьянин Покровского уезда Владимирской губернии Иван Жигалов принял на себя производство столярных работ и устройство трех больших внутренних двустворчатых дверей [ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1529. Л. 6—31].

Из «Описи имущества Градо-Читинского кафедрального Александро-Невского собора за 1923 г.» следует, что собор был построен в «три света» [ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 3198. Л. 4—5], (ил. 2). Как пишет Ю.Р. Савельев, «центральный объем был увенчан куполом на барабане, окружен с четырех сторон аспидами, рисунок которых напоминает очертания барабана центральной главы. Над западным входом возвышалась небольшая звонница, объединенная с основным объемом одноэтажной трапезной. Для входа в храм были предназначены северный и южный порталы» [Савельев, 2005, с. 189]. Общее декоративное впечатление усиливалось за счет орнаментации купола. Купол стоял на двенадцатигранном барабане, который, в свою очередь, опирался на восьмерик.

Также из упомянутой «Описи имущества.» мы установили, что цоколь собора был сделан из тесаного гранита, снаружи облицован водоупорным кирпичом двух цветов (красного и серого) продольными полосами по 5—6 рядов. Карнизы были выполнены из светло-серого кирпича. Крыша покрыта цинковым железом без окраски. Крыльца открытые, гранитные с точечными колоннами и полуциркулем из того же гранита, полуциркули украшены надписями: с западной стороны: «Дому твоему подобаетъ святыня пс. ХС11, 6», с южной стороны: «Вниду в домъ твой въ страсъ твоемъ пс. V, 8», с северной стороны: «Господи, возлюбих благолепие Дому твоего, пс. XXV,

8». Кресты невысокие, вызолочены через огонь. В нижнем ярусе имеется 35 окон, в среднем — 28, в верхнем — 12 и в колокольне — 3 окна. Во всех рамах было бемское стекло, в нижних просветах вставлены железные решетки с круглыми световыми отверстиями. Внутри собора были устроены хоры для певчих, с деревянною решеткой, а свод под хорами устроен на железных рельсах [ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 3198. Л. 4—5].

Собор отапливался калориферною печью, устроенною в подполе, кроме того, две печи из белого гладкого изразца были установлены в алтаре, а две терракотовые печи — устроены при боковых входах с северной и южной сторон. Все печи были сделаны с герметической топкой [Там же, л. 5]. Из «Договоров о постройке в городе Чите Кафедрального собора за 1909 г.» удалось установить, что работы по устройству отопления на себя взял мещанин города Люблина — Леопольд Антонович Лютынский [ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1529. Л. 30—31].

В «Деле о постройке в городе Чите каменного соборного храма и о суммах на сей предмет» есть письмо 1898 г., в котором комиссия по постройке храма предполагала, что общий вес звона должен составлять не менее 270 пудов, с тем расчетом, чтобы из этого количества меди или латуни вышло восемь колоколов. Из них самый большой должен быть в 120 пудов. Что касается колокольни предполагаемого войскового храма, то ее размер комиссия обещала заблаговременно предусмотреть для указанного выше числа колоколов [ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1388. Л. 3]. Как сообщается в «Духовной летописи Забайкалья» в 1913 г., по случаю 300-летия дома Романовых на юбилейный колокол собрали 3 тысячи рублей. Колокол весом в 300 пудов был куплен и поднят на колокольню [Евдокимов, 2009, с. 151].

В 1908 г. на достройку собора не хватало 40 тысяч рублей [Евдокимов, 2009, с. 150]. Не хватало денег и на иконостас. В «Переписке о заказе иконостё-аса» со стороны комитета по постройке Читинского собора выступал отец Иоанн Карелин, в качестве подрядчика — мастер иконостасных и столярных работ А.А. Давыдов из г. Верхнеудинска [ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1944, Л. 7—8].

В 1909 г. в соборе прошли первые службы, а в 1912 г. храм уже начал действовать [Чита. Собор Александра Невского]. Как повествует в своем документальном рассказе «Старая Чита» историк В.Г. Лобанов, «сам проект не устраивал горожан. Сегодня, когда уничтожены все церкви, мы, глядя на фотографии Собора, восхищаемся его внешним видом. Иначе думали наши предки. Так, в газете «Забайкалье» писали: "Новый собор тяжелый, давящий, неуклюжий. Купол и кресты принижены, и их не видно из-за массы кирпича. Жалкая, неодухотворенная мысль, и такое же неосмысленное осуществление ее. Те же архитекторы, что возводят его, для себя умеют строить легкие и красивые здания". Не прав был журналист, обвиняя местных архитекторов. Дело в том, что проект был «казенным», он был прислан издалека. Точно такие же соборы были построены в Ново-Николаевске и Курске. Недостатки проекта отмечены правильно» [Лобанов, 2001, с. 152—153].

Как рассказывает «Духовная летопись Забайкалья», после разгрома большевиков белой арми-

ей атамана Г.М. Семенова церковная жизнь в Чите временно приобрела стабильное течение [Евдокимов, 2009, с. 153]. Во время существования Дальневосточной республики (1920—1922 гг.) кафедра правящего архиерея оставалась в Читинском соборе Александра Невского. Однако уже в конце 1920-х гг. после антицерковных репрессий собор Александра Невского был конфискован новыми властями. В храме был организован кинотеатр под названием «Безбожник». В 1936 г. собор был взорван (ил. 3). В связи с тем, что в городе не хватало общеобразовательных школ, а производительность нового кирпичного завода была мала, требовался материал для нового строительства [Лобанов, 2001, с. 153—154].

А.Г. Туманик в своей монографии «Архитектура православных кафедральных храмов Российской империи XIX в. — начала XX в.» отмечает: «в полной мере в судьбе Свято-Александро-Невского кафедрального собора Забайкальской и Нерчинской епархии запечатлелись катастрофические события, определившие российскую историю ХХ в.» [Туманик, 2016, с. 355—356].

На основании проведенного исторического анализа нами была поставлена следующая задача: попытка воссоздания архитектурного облика читинского кафедрального собора Александра Невского. Существенно, что судьба проектных чертежей остается до сих пор невыясненной. Для определения основных габаритных размеров собора нами был использован «План Областного г. Читы за 1911 г.» (ил. 4). Из «Описи имущества Градо-Читинского кафедрального Александро-Невского собора за 1923 г.» были взяты данные о количестве окон и внутренних габаритных размерах здания (размеры восстановлены в аршинах). Проект воссоздания архитектурного облика храма был сделан с помощью полученных данных и сохранившихся исторических фотографий; результатом явилось создание 3Э-модели кафедрального собора (ил. 5).

Изучение ряда храмов в византийском стиле позволило нам сделать предположение, что автор проекта читинского собора Александра Невского ориентировался на работы В.А. Косякова [Кириченко, 2016, с. 217—234].

Мы провели сравнительный анализ читинского собора с Владимирским собором в Астрахани и церковью во имя Милующей Божией матери в Санкт-Петербурге, выполненными по проектам Косякова. Кроме того, сопоставили здание с храмом Александра Невского в Новониколаевске (Новосибирске), так как именно на этом объекте В.Г. Лобанов в своем документальном рассказе «Старая Чита» сделал акцент, назвав читинский собор точно таким же, как новониколаевский храм Александра Невского (ил. 6).

Оказалось, что в проекте читинского собора явно выражены элементы из художественного арсенала Владимирского собора в Астрахани — повтор мотивов орнаментации на куполах. Наблюдается также похожий декоративный прием пластики барабанов. Несмотря на то, что у астраханского собора — шестнадцатигранный барабан, а у читинского — двенадцатигранный, в основание и того и другого заложен восьмигранник. Присутствует одинаковая форма апсид под полукуполами и повторение декоративных приемов в пластике фасадов.

При сравнении основных габаритных размеров двух соборов следует отметить, что диаметры барабанов отличаются на 5 аршин. Ширина апсид астраханского собора — 40 аршин, читинского — 37 аршин. Звонницы соборов одинаковой высоты — в 32 аршина, расхождение в ширине звонниц — в 0,5 аршина: ширина звонницы астраханского собора — 10 аршин, а у читинского — 9,5 аршин (ил. 7). Однако форма звонницы читинского собора больше напоминает звонницу храма Александра Невского в Новони-колаевске. После того как мы привели все объекты к одной масштабной линейке, сравнение показало, что читинский собор значительно превышает по высоте и габаритным размерам новониколаевский храм Александра Невского, подчеркивая тем самым статус Читы начала ХХ в. над молодым Новониколаевском (ил. 6).

Можно предположить, что в качестве образцов южного и западного входных узлов читинского собора использована композиция входных узлов, запроектированных в церкви Милующей Божьей матери в Санкт-Петербурге (ил. 6). Как отмечает Ю.Р. Савельев, «именно версия этого проекта, опубликованная в журнале «Зодчий», многократно воспроизводилась другими архитекторами по всей России: в Нижнем Новгороде, Вильне, Кельцах, Каменец-Подольске, Бессарабии, Ташкенте и т.д.» [Савельев, 2005, с. 100].

При сравнении дат постройки данных сооружений (табл. 1) следует отметить, что к тому времени, когда решено было возвести собор Александра Невского в Чите, существовали проекты всех исследуемых объектов. Проект церкви Милующей Божией Матери был опубликован в журнале «Зодчий» [Новая церковь Божьей матери..., 1888]. Проект собора во имя Святого Владимира в Астрахани был опубликован в журнале «Строитель» [Астрахань, 1896]. Также эти проекты дублировал в своей энциклопедии Г.В. Барановский [1902, с. 113, 139]. Очевидно, что эти публикации повлияли на художественный замысел автора проекта.

После проведения сравнительного анализа мы пришли к выводу, что даже если зодчий, проектировавший читинский собор, опирался на творчество В.А. Косякова, то из-за дефицита средств на строительство ему приходилось значительно упрощать архитектурные элементы. Несмотря на заимствования и некоторое упрощение архитектурных элементов из других объектов, в читинском соборе во имя Александра Невского всякий декоративный элемент играл роль служебного, имевшего свое самостоятельное назначение. Все использованные приемы трактованы индивидуально и выдержаны в традициях византийского стиля. Невзирая на упрощения в пластике фасада, неизвестному автору проекта удалось воспроизвести, на наш взгляд, вполне гармоничное сооружение. Полагаем, что авторитетный исследователь византийского стиля Ю.Р. Савельев в своей книге «Византийский стиль в истории России», справедливо подчеркивает, что кафедральный собор Александра Невского в Чите был самым изящным храмом византийского стиля [Савельев, 2005, с. 189].

Список литературы

1. Астрахань // Строитель. Вестн. архитектуры и домовладения. — 1896. — С. 67—68.

2. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века.— СПб.: Изд. ред. журн. «Строитель», 1902.— Т. I. Архитектура исповеданий. — 500 с.

3. Евдокимов (Епископ Евстафий). Духовная летопись Забайкалья, Читинская и Забайкальская Епархия. — Чита: Читинская и Забайкальская Епархия, 2009. — 456 с.

4. Кириченко Е.И. Архитектор Василий Косяков. — М.: БуксМАрт. 2016 г. — 352 с.

5. Лобанов В.Г. Старая Чита. — Чита: Степанов М.А., 2001. — 336 с.

6. Новая церковь Божьей матери в С. Петербурге // Зодчий. — 1888. — № 17. — С. 22—25.

7. Попов А.И. Город Чита. Описание, путеводитель и справочник. — Чита: Тип. Т-ва «М.И. Валов и Б.М. Ахитович», 1907. — 329 с.

8. Савельев Ю.Р. Византийский стиль в архитектуре России. — СПб.: Лики России, 2005. — 272 с.

9. Туманик А.Г. Архитектура православных кафедральных храмов Российской империи XIX — начала ХХ века. В 3 т. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств, 2015. — Т. 1. Храмы Азиатской России (Туркестана, Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока). — 416 с.

10. Храм-собор Святого князя Владимира (Астрахань) [Электронный ресурс]. — URL: http://vetert. ru/rossiya/astrakhan/sights/499-hram-sobor-svyatogo-knyazya-vladimira.php

11. Чита. Собор Александра Невского // Соборы. ру. Народный каталог православной архитектуры [Электронный ресурс]. — URL: http://sobory.ru/ article/?object=23543

Список источников

1. ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1388. Дело о постройке в г. Чите каменного соборного храма и о суммах на сей предмет.

2. ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1529. Договоры о постройке в городе Чите Кафедрального собора за 1909 г.

3. ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1944. Переписка по заказу и постановке Иконостаса в Читинском Кафедральном Соборе, 8 с.

4. ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 3198. Опись имущества Гра-до-Читинского кафедрального Александро-Невского собора за 1923 г., 58 с.

5. РГИА. Ф. 1293. Оп. 166. Забайкальская область. Д. 22. План проектированного областного города Читы Забайкальской области, 1885 г.

2018 — Т. XIII Таблица 1

Временные рамки и другие характеристики исследуемых объектов

Название Церковь Милующей Божией Матери Собор во имя Святого Владимира Храм Александра Невского Кафедральный собор Александра Невского

Город Санкт-Петербург Астрахань Ново-Николаевск Чита

Авторы проекта В.А. Косяков В.А. Косяков К.К. Лыгин Автор неизвестен

Год создания проекта 1887 г. 1888 г. Конец XIX в -

Освещение места/ решение о строительстве 1887 г. 1895 г. 1895 г. 1888 г.

Закладка первого камня 1889 г. 1895 г. 1897 г. 1899 г.

Год окончания строительства 1898 г. 1902 г. 1899 г. 1912 г.

Ил. 1. План проектированного расположения областного города Читы Забайкальской области. 1885 г. [РГИА. Ф. 1293. Оп. 166. Забайкальская область. Д. 22]. Красным отмечено место для постройки будущей соборной церкви

Ил. 2. Собор во имя Александра Невского в г. Чите. Фотография начала XX в. [Евдокимов, 2009, с. 151]

Ил. 3. Собор во имя Александра Невского в г. Чите. Слева — фотография начала ХХ в. [Савельев, 2005, с. 219];

справа — снимок 1936 г. [Евдокимов, 2009, с. 154].

y/i. Зеиская

(к а

1-1 -е-

о

LJ

ул. Аргунская

№ сак. О ТО сак 20 сак. 30 сак. сак.50шж I-1__I_I_I_1

Ил. 4. Вверху — План областного города Читы 1911 г. (URL: http://www.etomesto.ru/map-chita_1911/); внизу — Софийская площадь, реконструкция габаритных размеров собора во имя Александра Невского

Ил. 5. Проект воссоздания архитектурного облика Читинского кафедрального собора Александра Невского: вверху — реконструкция проектных размеров (приведены в аршинах, 1 аршин — 0,7112 м); внизу — ЗР-модель

Западный фасад «Церкви во имя Милующей Божьей матери в г» Санкт-Петербурге» арх. в А Косяков

Западный фасад «Собора святого Владимира в г. Астрахани» арх, ВА. Косяков

Западный фасад Храма Александра Невского о г. Ново-Никодаевске (г. Новосибирске)*

Западный фасад Собора Александра Невского в г. Чите»

ЯНТЛП кИЧПВРГГОИ

Южный фасад ■«Церкви во имя Милующей Божьейматери в г. Санкт-Петербурге* арх. Б.А. Косяков

СП

Разрез

«Собора святого Владимира 1 г, Астрахани» арх, В, А, Косяков

А

Южный фасад Храма Александра Невского в г. Ново-Николаевске (г. Новосибирске)» арх.К.К.Лыгин

Южный фасад Собора Александра Невского в г. Чите» автор неизвестен

Сроимитспцмьй гкапиэ ормянемтлщш кутало» и рисунка баробзио«

ДА недели Собора Александра Невского и т. Чите и сохранившегося «Собора святого Владимира & т. Астрахани» арх. В Л. Кося псе

Срош*<тсяьмый л"пгч1 форм э сом ниц Эд модели Собора Александра Ншщ о в г. Чите и

сохранившегося «храма Александр* Невского г. Ноео-НикслаЕвске (г. Новосибирске)* аех.КК.Лагин

Срзои(птлм*1Й оиа.пиз форм ивддмык узгоа Зл модем Собор» Александра Не психа в г. Чите и сохранившейся «Церкви во ним Нйгг>тОЩ£й Божьей матери б г. Санкт-Петербурге* арх. В.А. Косяков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнительной шалю апсид За модели Собора Апексацорз Нсвсвдго в г, Чите и сотрамчвижгося «соборе ел того Владимира В г. АиТрвмни» Врк. ВА. Коснкив

Сравнительный эизлта пластики фкшш п«рвкк ярусов Зл иодели Сд&эра Александра Невского о г. Чите, «Собора святого Владинирэ в г. Астрахани» арх. В.Л. Косяков и «Храча Алексаццра Невского в г. Ново-Николаевске (г. Новосибирске^* арх.К.КЛыгин

I

ь

I

п ^

Л)

О

I—1

со

Ил. 6. Сравнительный анализ соборов в византийском стиле. Использованы фрагментыфотографий собора Святого князя Владимира (Астрахань) [Храм-собор Святого князя Владимира...].

Чертежи сооружений: [Астрахань, 1896; Новая церковь Божией Матери в Санкт-Петербурге, 1888]

Ил. 7. Сравнительный анализ проектных размеров собора во имя Святого Владимира в Астрахани [Астрахань, 1896] и собора Александра Невского в г. Чите

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.