Научная статья на тему 'Раннехристианские традиции в произведениях архитектора Василия Косякова'

Раннехристианские традиции в произведениях архитектора Василия Косякова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
407
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАСИЛИЙ КОСЯКОВ / РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ / МОРСКОЙ СОБОР В КРОНШТАДТЕ / КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / НОВОДЕВИЧИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ПЕТЕРБУРГЕ / ПРИЁМЫ / ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ / МОЗАИКА / VASILY KOSYAKOV / EARLY CHRISTIAN TRADITION / THE NAVAL CATHEDRAL IN KRONSTADT / KAZAN CHURCH / VOSKRESENSKY NOVODEVICHY MONASTERY IN ST PETERSBURG / TECHNIQUES / REINTERPRETATION / MOSAIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кириченко Евгения Ивановна

На основе анализа двух едва ли не самых значительных работ крупнейшего из отечественных зодчих рубежа XIX-XX столетий Василия Косякова Морского собора во имя святителя Николая чудотворца в Кронштадте и Казанской церкви-усыпальницы в Новодевичьем Воскресенском монастыре Петербурга в статье рассматривается проблема обращения архитектора к традиции раннехристианской архитектуры. В обоих случаях, несмотря на несходство произведений по облику, стилю, структуре, функции и типу церковного здания, автор использует родственные приёмы он воссоздаёт и переосмысляет планировку, облик и структуру интерьера взятых им за образец прототипов. В Кронштадтском соборе переосмыслены планировка, облик и структура интерьера церкви Софии в Константинополе; за образец Казанской церкви усыпальницы взяты планировка и облик интерьеров церкви Сергия и Вакха в Константинополе и церкви Сан Витале в Равенне. Кроме того, в статье кратко описаны также рисунки и композиция мозаичных полов собора в Кронштадте и указаны произведения, послужившие им прототипами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early Christian Tradition in the Works of Architect VasilyKosyakov

Based on the analysis of two of the most significant works of one of the greatest Russian architects of the turn of XIX-XX centuries Vasily Kosyakov The Naval Cathedral of Saint Nicholas in Kronstadt and the Kazan church in Voskresensky Novodevichy monastery in Saint-Petersburg the article deals with the problem of the architect's approach to tradition of early Christian architecture. In both cases, despite the dissimilarity of the works in terms of appearance, style, structure, function and type of church building, the architect used related techniques he recreated and reinterpreted the layout, appearance and structure of the interior of the prototypes he took for the sample. In the Kronstadt Cathedral, the layout, appearance and structure of the interior of the Hagia Sophia were reframed; for the Kazan church he took as example the layout and appearance of the interiors of the Church of the Saints Sergius and Bacchus in Constantinople and the Church of San Vitale in Ravenna. In addition, the article briefly describes the drawings and composition of the mosaic floors of the cathedral in Kronstadt and the works that were taken as prototypes.

Текст научной работы на тему «Раннехристианские традиции в произведениях архитектора Василия Косякова»

Раннехристианские традиции в произведениях архитектора Василия Косякова

Е.И.Кириченко

На основе анализа двух едва ли не самых значительных работ крупнейшего из отечественных зодчих рубежа XIX-XX столетий Василия Косякова - Морского собора во имя святителя Николая чудотворца в Кронштадте и Казанской церкви-усыпальницы в Новодевичьем Воскресенском монастыре Петербурга - в статье рассматривается проблема обращения архитектора к традиции раннехристианской архитектуры. В обоих случаях, несмотря на несходство произведений по облику, стилю, структуре, функции и типу церковного здания, автор использует родственные приёмы - он воссоздаёт и переосмысляет планировку, облик и структуру интерьера взятых им за образец прототипов. В Кронштадтском соборе переосмыслены планировка, облик и структура интерьера церкви Софии в Константинополе; за образец Казанской церкви усыпальницы взяты планировка и облик интерьеров церкви Сергия и Вакха в Константинополе и церкви Сан Витале в Равенне. Кроме того, в статье кратко описаны также рисунки и композиция мозаичных полов собора в Кронштадте и указаны произведения, послужившие им прототипами.

Ключевые слова: Василий Косяков, раннехристианская традиция, Морской собор в Кронштадте, Казанская церковь, Новодевичий Воскресенский монастырь в Петербурге, приёмы, переосмысление, мозаика.

Early Christian Tradition in the Works of Architect Vasily

Kosyakov. By E.I.Kirichenko

Based on the analysis of two of the most significant works of one of the greatest Russian architects of the turn of XIX-XX centuries Vasily Kosyakov - The Naval Cathedral of Saint Nicholas in Kronstadt and the Kazan church in Voskresensky Novodevichy monastery in Saint-Petersburg - the article deals with the problem of the architect's approach to tradition of early Christian architecture. In both cases, despite the dissimilarity of the works in terms of appearance, style, structure, function and type of church building, the architect used related techniques - he recreated and reinterpreted the layout, appearance and structure of the interior of the prototypes he took for the sample. In the Kronstadt Cathedral, the layout, appearance and structure of the interior of the Hagia Sophia were reframed; for the Kazan church he took as example the layout and appearance of the interiors of the Church of the Saints Sergius and Bacchus in Constantinople and the Church of San Vitale in Ravenna. In addition, the article

briefly describes the drawings and composition of the mosaic floors of the cathedral in Kronstadt and the works that were taken as prototypes.

Keywords: Vasily Kosyakov, early Christian tradition, the Naval Cathedral in Kronstadt, Kazan Church, Voskresensky Novodevichy monastery in St. Petersburg, techniques, reinterpretation, mosaic.

Василий Антонович Косяков (1862-1921) принадлежал к числу наиболее одарённых русских зодчих конца XIX - начала XX столетия, в своё время широко известных, пользовавшихся безусловным авторитетом среди студентов и преподавателей петербургского Института гражданских инженеров. Бесспорным свидетельством этому служит исключительный в своём роде факт истории этого Института: Косяков оказался единственным его директором не назначенным свыше, а регулярно, с 1905 года до своей безвременной кончины от голода в 1921 году в холодном Петрограде, через каждые три года переизбиравшимся институтским учёным советом.

Косяков, блестяще закончивший институт в 1885 году, (его имя вписано золотыми буквами на беломраморной доске с фамилиями его лучших выпускников, помещённой на стене парадного вестибюля) оказался вместе с тем среди его воспитанников явлением исключительным. Любимый и самый одарённый из учеников Н.В. Султанова - профессора, а затем и директора Института гражданских инженеров, славившегося подготовкой прекрасных специалистов по утилитарному дешёвому строительству, посвятил своё творчество делу для них совершенно нехарактерному -

Общий вид Николаевского Морского собора в Кронштадте с северо-запада. Фото автора

церковному строительству. Из более полусотни спроектированных им сооружений сорок составляли храмы. Этим объясняется мгновенное и как будто неожиданное забвение имени зодчего в советское время. Оно стало вновь упоминаться лишь в послеперестроечные десятилетия, одновременно с возрождением церковной жизни в России. Именно так произошло с едва ли не самыми значительными из сооружений, возведёнными по проектам великого зодчего в поздний период его творчества - с Николаевским Морским собором Кронштадта (1900-1913) и Казанской церковью-усыпальницей Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге (проект 1907 года, завершена в 1912 году, однако до революции 1917 года церковь так и не была освящена).

Оба эти сооружения бесспорно входят в число лучших в творчестве зодчего. Оба храма представляют две основные стороны его проектной деятельности в области церковной архитектуры. Фасады собора в Кронштадте спроектированы в русско-византийском стиле, Казанской церкви - выполнены в неорусском стиле или национально-романтической версии модерна. Вместе с тем интерьеры обоих сооружений, резко отличных одно от другого по стилю, композиции и облику фасадов, роднит ориентация на одновременный, а во многом единый круг первоисточников - на ранневизантийский раннехристинанский их круг, однако, переосмысленных и интерпретированных совершенно по-разному в каждом из сооружений. Главное же, Косяков, будучи подлинно большим художником, опираясь на общие первоисточники, смог стать творцом совершенно оригинальных и не похожих друг на друга произведений. Ориентация на памятники далёкого прошлого, использование созданных там форм и приёмов не стала для зодчего препятствием к созданию уникальных подлинно новаторских произведений.

Переходя к описанию собора в Кронштадте, нельзя не отметить, что ни один из писавших о нём авторов, констатировавших, точнее продекларировавших, что он сооружён

в подражание величайшему из памятников христианского зодчества - церкви Софии в Константинополе, даже не попытался показать, как Косяков использовал великий образец, в чём он опирается на свой прототип и чем от него отличается.

Применительно к собору в Кронштадте говорить об ориентации на раннехристианские прототипы можно лишь

План Николаевского Морского собора в Кронштадте. Фото из книги А. Евсюговой, А. Макаровой, А. Шеина «Крон-штадский Морской собор с подробными схемами»

И i л. I И ■КЯН

Общий вид церкви Софии в Константинополе. Цветная Интерьер Николаевского Морского собора в Кронштадте.

литография братьев Фоссати

Общий вид в сторону иконостаса. Фото автора

по отношению к плану и интерьеру. При создании композиции и внешнего облика собора Косяков ориентировался на иные - древнерусские образцы, на знаменитые храмы Владимира - Успенский и Дмитриевский соборы и церковь Покрова на Нерли, отчасти - на Софийский собор в Киеве. Внешний облик собора в Кронштадте роднит с церковью

Интерьер церкви Софии в Константинополе. Цветная литография братьев Фоссати

Софии в Константинополе лишь огромный по диаметру невысокий плоский купол на широком приземистом барабане, прорезанном огромным числом образующих широкую ленту окон, почти вплотную примыкающих друг к другу.

Огромный купол осеняет центральную часть интерьера купольной базилики, тип которой представляет Николаевский Морской собор в Кронштадте. Это чрезвычайно редкий тип церковных зданий. В раннехристианскиий период он представлен единственным сооружением - церковью Софии в Константинополе, в России Нового времени - Николаевским Морским собором в Кронштадте и возведённым в подражание ему собором в Поти, увековечившим память о присоединении черноморского побережья Кавказа к России.

Итак, оба сооружения собор в Кронштадте и церковь Софии в Константинополе принадлежат к типу купольной базилики. Барабан огромного купола собора в Кронштадте, как и церкви Софии в Константинополе, прорезан широким поясом вплотную примыкающих друг к другу окон.

Барабан купола со сплошным рядом окон в Николаевском Морском соборе в Кронштадте. Фото автора

План церкви Софии в Константинополе. Фото из книги «Всеобщая история архитектуры»

Христос в зените купола Николаевского Морского собора в Кронштадте. Фото автора

Однако прямое сходство двух сооружений этим исчерпывается. Как справедливо писал о своем творении Косяков, собор в Кронштадте спроектирован хотя и с опорой на церковь Софии, но с другим соотношением частей. Кроме того, наряду с церковью Софии при проектировании интерьера Кронштадтского собора, особенно их архитектурной отделки, зодчий ориентировался также на близкие по времени строительства константинопольской Софии раннехристианские постройки Равенны.

Сравним служившие Косякову образцом сооружения с Кронштадтским собором. Центральный неф церкви Софии в Константинополе с четырёх сторон - с востока и запада, севера и юга - окружают широкие галереи. В соборе Кронштадта галереи узкие и расположены они только с двух сторон - с севера и с юга. Такой приём лишил боковые галереи самостоятельного значения, низвёл их до уровня боковых проходов, превратив одновременно центральное пространство собора в единственный бесспорно доминирующий элемент пространственной композиции.

Что же касается раннехристианских сооружений Равенны, а именно базилик Сант Аполинарио ин Классе и Сант Аполи-нарио Нуово, а также мавзолея Галлы Плацидии, то Косяков ориентировался на них и использовал опыт их в другом - при разработке мозаичных композиций, определении их расположения и структуры библейских сцен, украшающих купол и абсиды собора, а также при создании рисунков уникальных мозаичных полов собора в Кронштадте.

При этом следует оговориться: ориентация - ни в коем случае не значит подражание или повторение. Ориентация на раннехристианские творения Константинополя и Равенны служит толчком к созданию нового самостоятельного произведения. Это утверждение красноречиво подтверждается сравнением творения Косякова с великими произведениями, послужившими ему прототипами. В зените купола Кронштадтского собора помещено погрудное изображение Христа с земной сферой в правой руке и Евангелием в левой. Фигура Христа эффектно выделяется на фоне красивой золотой ромбовидной сетки на голубом фоне.

Прототип этой композиции очевиден. Она навеяна мозаикой свода мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, в зените которого изображён гигантский золотой крест - символ Христа. Колоссальный крест царит, господствует, он - главное изображение и главный символ, помещённый на фоне темно-синего свода мавзолея, оживлённого золотыми звездами и символами четырёх евангелистов в парусах купола.

Но роспись купола мавзолея Галлы Плацидии - лишь один из прототипов мозаичных композиций и росписей собора. В качестве другого источника мозаичных композиции в своде и абсидах Кронштадского собора с равным основанием может рассматриваться также мозаичная композиция в своде абсиды базилики Сан Аполинарио Нуово в Равенне. Она представляет развитую картину с огромным золотым крестом в центре на оживлённом золотыми звездами синем фоне, во многом сходном

с мозаичным декором свода мавзолея Галлы Плацидии. В базилике Сант Аполинарио Нуово крест, как и изображение Христа в своде Кронштадского собора, окружён золотым нимбом.

Роспись купола в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне. Фото из книги «La Basilique Saint-Vital et le Mausolee de Galla Placidia a Ravenne»

Вид центрального нефа базилики Сант Аполлинаре в Равенне. Вид в сторону алтаря. Фото из книги «Ravenna. Sant'Apollinare in Classe. Sant'Apollinare Nuovo. Mausoleum of Theodoric»

Мозаику равеннской базилики Сан Аполинарио Нуово по праву можно рассматривать также в качестве прототипа одной из самых выразительных, глубоко содержательных по

Мозаичная композиция в абсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе «Добрый пастырь» в Равенне. Фото из книги «Ravenna. Sant'Apollinare in Classe. Sant'Apollinare Nuovo. Mausoleum of Theodoric»

Интерьер Николаевского Морского собора в Кронштадте с видом на композицию «Шествие ангелов». Фото из книги А. Евсюговой, А. Макаровой, А. Шеина «Кронштадский Морской собор с подробными схемами»

Павлин. Мозаика на своде абсиды в базилике Сан Витале в Равенне. Фото из книги «Mosaici di Ravenna»

своей символике мозаичных композиций, украшающих абсиду Кронштадского собора. Речь идет об одной из эффектнейших, чрезвычайно выразительных сцен, представляющих шествие трубящих ангелов, с двух сторон устремившихся к размещённому в центре престолу с расположенными на нём символами Христа. Прототипом этой замечательной уникальной в своём роде композиции послужила не менее выразительная и глубоко символичная композиция равеннской базилики, известная под названием «Добрый Пастырь». В центре её изображён воздевший к небу руки Христос - Добрый Пастырь. К Нему с двух сторон устремилась вереница овец - паства пасомого Христом - Добрым Пастырем - стада верующих.

Мозаичная композиция в абсиде базилики Сант Аполинарио ин Классе с огромным крестом в её зените стала прототипом росписи свода открытой часовни на главном западном фасаде собора.

По-своему уникальным явлением интерьеров в спроектированных Вас.А. Косяковым храмах являются рисунки полов. В абсолютном большинстве известных мне храмов в рисунках плиток пола господствует направление запад-восток, подчеркивается движение от входа к иконостасу, к алтарю. В проектах Косякова, за исключением двух его первых ранних проектов - церкви на Большом проспекте Васильевского острове в Галерной Гавани и Владимирском соборе в Астрахани, - используется иной приём. В рисунке пола воссоздаётся планировка здания с её общим контуром, выделением пространства для молящихся, начертанием на полу купола и созданием таким образом виртуальной вертикальной оси как своего рода нисхождения Благодати Божественных Сил на грешную землю. Этот приём с особенной полнотой и щедростью был использован зодчим в рисунке полов Кронштадского собора. В них нашло отражение устройство узких боковых нефов и доминирование осенённого громадным куполом колоссального центрального пространства. Вместе с тем в мозаиках пола получило отражение и направление запад-восток, от входа к алтарю. Что же касается сюжетов, то в рисунке полов Морского собора в Кронштадте получила многообразное воплощение морская тематика, во многом совпадающая с религиозной христианской символикой. В рисунках полов широко представлены изображения рыб - символа Христа. Однако не были обойдены вниманием птицы, в том числе чрезвычайно красивые эффектные павлины - символы самопожертвования, - тем самым также уподобляемые Христу. Одним из источников кронштадтских мозаик послужил мозаичный павлин из мозаики, помещённой на триумфальной арке, огибающей алтарную абсиду базилики Сан Витале в Равенне.

Но это лишь один из прототипов, далеко не единственный. Богатейший спектр образцов, многообразно воссозданных и творчески интерпретированных в рисунке полов Кронштадского собора, показал рисунок подкупольной части пола церкви Сан Витале в Равенне, датируемый XVI вееком.

Ещё одним, столь же важным источником разнохарактерных мотивов в рисунках пола явились раннехристианские мозаики пола восточной части пресбитерия базилики Сан Витале, геометрический рисунок которых основывался на многообразном сочетании простейших геометрических фигур - круга, квадрата, прямоугольника и треугольника.

Одним из источников рисунков пола собора в Кронштадте с полным основанием следует считать рельеф на одной из боковых сторон раннехристианского саркофага, изображающий двух птиц по сторонам монограммы Христа в виде круга с вписанным в него шестиконечным крестом.

Наконец, еще одним источником вдохновения для создания рисунков пола Кронштадского собора послужили раннехристианские мозаики полов базилики Сант Витале в круговом обходе первого яруса, где изысканные геометрические узоры соседствуют с изображением двух птиц у подножия вазы.

И хотя создатели полов Кронштадского собора отдавали предпочтение морской тематике и символическому изображению рыб, вторыми по значимости и красоте рисунка стали изображения павлинов, почерпнутые из мозаик базилики Сан Витале в Равенне.

Мозаики пола в абсиде базилики Сан Витале в Равенне. Фото из книги «La Basilique Saint-Vital et le Mausolee de Galla Placidia a Ravenne»

Узор мозаичного пола раннехристианского времени в нижнем ярусе кругового обхода базилики Сан Витале в Равенне. Фото из книги «La Basilique Saint-Vital et le Mausolee de Galla Placidia a Ravenne»

Мотивы рисунков мозаичных полов в Николаевском Морском соборе в Кронштрадте: а) розетка; б) две рыбы; в) розетка с цветком; г) розетка с рыбой; д) плетенка; е) два павлина; ж) две рыбы; з) павлин. Фото автора

Рельеф на одной из боковых сторон саркофага раннехристианского времени, стоящего в нижнем ярусе кругового обхода базилики Сан Витале в Равенне. Фото из книги «La Basilique Saint-Vital et le Mausolee de Galla Placidia a Ravenne»

Второе из спроектированных Косяковым сооружений, в планировке, облике и композиции которого значительную роль сыграла ориентация на раннехристианские прототипы, являются интерьеры Казанской церкви-усыпальницы Вос-

Интерьер церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Фото из книги А.И. Комеча «Древнерусское зодчество конца X -начала XII в.»

Алтарная абсида и фрагмент обходной галереи церкви Сан Витале в Равенне. Фото из книги «La Basilique Saint-Vital et le Mausolee de Galla Placidia a Ravenne»

кресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге. Именно интерьеры, так как снаружи Казанская церковь представляет прямоугольный в плане пятикупольный трёхабсидный храм в неорусском стиле, однако совершенно необычный внутри. Её план, облик и структура интерьера восходят к планировке и структуре двух раннехристианских церквей - Сергия и Вакха в Константинополе и Сан Витале в Равенне. В своего рода прямоугольный в плане футляр стен, как у церквей Сергия и Вакха, в Казанской церкви вписана соответствующая диаметру центрального купола двухъярусная галерея. Близким аналогом константинопольского храма на территории Италии стала практически одновременная ей, родственная по композиции и облику интерьера церковь Сан Витале в Равенне, отличающаяся от нее лишь семигранным в плане объёмом и особенностями первого яруса внутренней галереи. В церкви Сергия и Вакха трехчастные звенья первого яруса представляют колоннаду, в церкви Сан Витале звенья обоих ярусов обходной галереи образуют аркаду.

В отличие от облика и композиции фасадов при проектировании интерьеров Казанской церкви-усыпальницы зодчий во многом ориентировался на интерьеры двух описанных раннехристианских храмов - Сергия и Вакха в Константинополе и Сан Витале в Равенне. С константинопольским прототипом сооруженный по проекту Косякова храм роднит план и общая структура интерьера с выделенной из общего пространства окружённой двухъярусной галереей централь-

План церкви Сан Витале в Равенне. Фото из книги «Всеобщая история архитектуры»

ной частью. Подобно обоим раннехристианским храмам центральный купол спроектированной петербургским зодчим церкви опирается на столбы аркады, которая вычленяет из общего пространства церкви подкупольное пространство центрального купола. Аркада составляет единое целое с примыкающей к ней двухъярусной обходной галереей. Именно это центральное пространство воспринимается в качестве храмового пространства. Остающаяся за пределами аркады и галерей часть пространства в петербургском храме и в его прототипах - раннехристианских храмах - выглядит как нечто второстепенное, как обходная галерея, окружающая храмовое пространство и позволяющая видеть его не только снизу - на уровне пола церкви, но и с высоты второго яруса.

В отличие от лёгких стройных двухъярусных колоннад мощная опорная аркада и даже внутренние двухъярусные галереи в петербургской церкви-усыпальнице в соответ-

ствии с её назначением выглядят утяжелёнными, широкими, приземистыми. Важнейшим конструктивно-структурным элементом и одновременно мощным композиционно-выразительным и содержательным акцентом пространственной структуры здания служат энергичные формы винтовой лестницы со столь же активным и одновременно глубоко содержательным символичным рисунком решетки в виде пальмовых листьев - символами земной славы Христа и входа Господня в Иерусалим, - кругов с вписанными в них ромбами - символами вечной жизни, Богоматери, Софии. Наконец, ограждённый решёткой проход, огибающий основание барабана купола, невольно представляется своеобразной аналогией и вызывает в памяти третий верхний храм вечной Жизни, храм Воскресения в нереализованном проекте Храма Христа Спасителя А.Л. Витберга, который предполагалось возвести в Москве на склоне Воробьевых гор.

Винтовая лестница в интерьере Казанской церкви-усыпальницы, ведущая с первого яруса на галереи второго яруса. Фото из книги: Е.В. Искова, М.В. Шкаровский. «Санкт-Петербургская епархия. Воскресенский Новодевичий монастырь»

Интерьер Казанской церкви-усыпальницы Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге. Вид в сторону иконостаса. Фото из книги: Е.В. Искова, М.В. Шкаровский. «Санкт-Петербургская епархия. Воскресенский Новодевичий монастырь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.