Научная статья на тему 'Западнорусская идея: от прошлого к настоящему'

Западнорусская идея: от прошлого к настоящему Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССИЯ / BELARUS / РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ / RZECZPOSPOLITA / РОССИЯ / RUSSIA / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РБ / NATIONAL POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS / ЗАПАДНОРУСИЗМ / ZAPADNORUSIZM / БЕЛОРУССКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / BELARUSIAN PEOPLE''S REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев Н.М.

Статья посвящена выявлению причин современных противоречий в белорусском обществе путем анализа истории становления белорусского государства; рассмотрению национально-идеологической политики Республики Беларусь в досоветский, советский и постсоветский периоды; определению возможных путей противостояния дерусификации в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEST RUSSIAN IDEA: FROM PAST TO PRESENT

The article is devoted to identifying causes of the current contradictions in the Belarusian society by analyzing history of evolution development of the Belarus statehood; reviewing of national and ideological policy of the Republic of Belarus in pre-Soviet, Soviet and post-Soviet periods; identifying possible ways of neutralizing of de-Russification policy at present.

Текст научной работы на тему «Западнорусская идея: от прошлого к настоящему»

история

н.м. Сергеев,

научный сотрудник отдела Белоруссии Института стран СНГ e-mail: rujansergeev@mail.ru

N. sERGEEv,

Researcher of the Department of Belarus Institute of cis countries

Ключевые слова:

Белоруссия, Речь Посполитая, Россия, национальная политика РБ, западнорусизм, Белорусская народная республика

Keywords:

Belarus, rzeczpospolita, russia, national policy of the republic of Belarus, zapadnorusizm, Belarusian People's republic

западнорусская идея: от прошлого к настоящему

Статья посвящена выявлению причин современных противоречий в белорусском обществе путем анализа истории становления белорусского государства; рассмотрению национально-идеологической политики Республики Беларусь в досоветский, советский и постсоветский периоды; определению возможных путей противостояния дерусификации в настоящее время.

west RussiAN IDEA:

from past to present

The article is devoted to identifying causes of the current contradictions in the Belarusian society by analyzing history of evolution development of the Belarus statehood; reviewing of national and ideological policy of the Republic of Belarus in pre-soviet, soviet and post-soviet periods; identifying possible ways of neutralizing of de-russification policy at present.

Введение

В 2016 г. исполняется четверть века, как на политической карте в результате развала СССР появилось суверенное государство — Республика Беларусь. Его возникновение не было связано с каким-либо стремлением белорусов к отдельной жизни от России, а разрушение советской державы явилось для подавляющего большинства из них крайне неприятной неожиданностью. В марте 1991 г. 82,7% белорусских избирателей проголосовало за сохранение СССР [1], поскольку не представляло своего будущего вне этого единого государства. Однако СССР распался, и Республика Беларусь стала реальностью.

Вначале это было откровенно русофобское образование, некое подобие Украины времен Кучмы — Ющенко. Все развивалось по известному сценарию: в Белоруссии стремительно нарастали русофобия и национализм, насаждаемые правящей элитой. Еще на самом последнем этапе существования СССР, в январе 1990 г., Верховный Совет БССР объявил белорусский язык единственным государственным, русский язык получил промежуточный статус «языка межнационального общения». Также в 1990 г. была принята Государственная программа развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР, направленная на вытеснение русского языка из всех областей жизни белорусского общества к 2000 году [2]. После этого последовала пресловутая белорусизация, а точнее, дерусифи-

кация (как ее определил тогдашний председатель Верховного Совета РБ С. Шушкевич) [3].

В это время резко ухудшилось социально-экономическое положение в стране. Верховный Совет РБ, возглавляемый С. Шушкевичем, был поставлен под контроль русофобских, националистических сил. Республика Беларусь определенно вставала на пагубный путь, подобный тому, который привел Украину к нынешней национально-государственной катастрофе.

В 90-х гг. правительство Республики Беларусь начало осуществлять массовый принудительный перевод учебных заведений на белорусский язык обучения. К середине 1994 г. на 87% говорящих по-русски белорусских граждан в республике осталось всего 4,9% русских школ, 30,5% составляли школы, в которых обучение велось на двух языках, и 64,6% школ стали полностью белорусскоязычными [4].

Подобная русофобская политика верхов вызывала напряженность и закономерный протест в белорусском обществе. Опросы населения однозначно показывали, что абсолютное большинство отрицательно воспринимало политику дерусификации и считало необходимым придать русскому языку государственный статус. Ряд политических партий и общественных объединений стали требовать проведения референдума по языковому вопросу Начал активно действовать Комитет за свободный выбор языка обучения, объединивший родителей учащихся средних учебных

заведений с физико-математическим уклоном и углубленным изучением иностранных языков.

Тогдашние законодатели, идя вразрез с мнением подавляющего большинства белорусских граждан, вознамерились обеспечить свою русофобскую политику законодательным крючкотворством. В статье 78 действовавшей в тот период редакции Конституции РБ содержалась норма о том, что референдум должен проводиться в соответствии с законом. Однако в закон о всенародном голосовании было спешно внесено каверзное положение о том, что на референдум не может выноситься языковой вопрос [5]. Поэтому на поток требований общественности о проведении референдума по государственности русского языка неизменно следовал отказ. Такая позиция властей вызывала широкое возмущение, что приводило к многочисленным акциям протеста: пикеты, митинги, шествия, которые нередко сопровождались столкновениями с националистическими группировками.

Что касается правительства республики, то премьер-министр Вячеслав Кебич русофобом, несомненно, не был, его тяготили последствия распада СССР (хотя он и был в числе подписантов Беловежских соглашений). Как крепкий хозяйственник, В. Кебич осознавал, что разрыв связей с Россией неизбежно приведет белорусскую экономику к полному краху.

Понимая всю сложность складывающихся обстоятельств, В. Кебич начал работу по формированию единой рублевой зоны с Российской Федерацией.

Подобные намерения вызвали понимание у тогдашнего руководства России, и казалось, что этот проект ждет успешное воплощение — ведь каких-либо объективных причин, препятствующих его осуществлению, не было. Однако рублевой зоне не суждено было появиться.

Несмотря на предварительные договоренности, соответствующие документы отказался подписывать глава Национального банка С. Бог-данкевич. Свои действия он объяснял некими конституционными запретами и заботой о суверенитете Белоруссии [6]. Но вся эта показушная приверженность С. Богданкевича закону и праву выглядела просто смехотворно. Особенно после «революционно целесообразного» (по выражению С. Шушкевича) разрушения СССР, когда были попраны все мыслимые и немыслимые законы.

Дело, конечно, в другом. Станислав Богданкевич один из характерных представителей тех кругов, которые можно обозначить как «польская партия», точнее, «партия польщизны/ беларусчыны». Для политиков такой ориентации любое сближение с Россией неприемлемо, даже в том случае, если оно выгодно с финансовой или экономической стороны.

влияние Королевства польского и великого княжества Литовского на западную (Белую) Русь

Многие противоречия современной Белоруссии имеют свои истоки в прошлом, когда 220 лет назад ушла в небытие Речь Посполитая и завершилась четырехсотлетняя эпоха польско-шляхетского политического и религиозного господства на Западной (Белой) Руси.

Правда, может возникнуть вопрос, а почему отсчет иноземного владычества на западнорусских землях традиционно ведется с Кревской унии 1385 г., ведь задолго до нее на западнорусских землях уже утвердилась власть литовского княжеского дома Гедиминовичей? Действительно, к середине XIV в. многие русские земли признали верховенство Гедиминови-чей, которые сменили на престолах Рюриковичей. Однако это признание стало возможным только после монгольского нашествия на Русь, когда русские княжества оказались сильно ослабленными.

На первом этапе своего существования, до Кревской унии с Польшей (1385 г.), Великое княжество Литовское и Русское в полной мере принадлежало к тогдашнему Русскому миру. Великое княжество Литовское реально соперничало с Москвой за первенство на Руси чтобы стать центром собирания русских земель, ядром будущего огромного государства. Это нашло отражение в общерусской программе великого князя Ольгерда — «Вся Русь должна принадлежать Литве», провозглашенной в 1358 г. [7].

Основатель династии великий князь Литовский Гедимин был женат на русской княжне Ольге. В его хоромах звучала русская речь, и сам он считал себя не только литовским, но и русским князем.

В 1696 г. после того как Западная Русь практически лишилась своего знатного, а значит, и просвещенного сословия, что стало результатом трехвековой деятельности иезуитов на западнорусских землях, сеймом Речи Пос-политой русский язык был запрещен в качестве официального в Великом княжестве Литовском, Русском и Же-мойтском: «Pisarz powinien, po Polsku, a nie po Rusku pisac» («писарь должен по-польски, а не по-русски писать») [8]. На территории Белоруссии резко усилились гонения на Православную церковь и политика ополячивания белорусского населения.

После Кревской и последующих уний с Польшей дом Гедиминовичей разделился (это был длительный процесс) на две основные ветви: русскую и польскую. Русские Гедиминовичи совместно с Рюриковичами в течение столетий созидали мощь Русского централизованного государства — Великого княжества Московского, позже царства Московского и Российской империи, а в Литовско-русском государстве отстаивали его русское начало.

Причем вне зависимости от эпохи отношение русской и польской партий к своим соперникам в корне

отличалось. Во времена польско-католического господства русская партия вынуждена была бороться против жестокого национального угнетения западнорусского (белорусского) народа и гонений на Православную церковь. Польская партия в эпоху Российской империи аналогично действовать не могла, так как вопроса об ущемлении поляков по национальному признаку изначально не существовало, а принадлежность к Римско-католической церкви никому не ставилась в вину.

Разгромленные польские мятежи в конце XVIII и в XIX в. были направлены не просто на восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г., что уже само по себе несло угрозу целостности Российского государства, но и преследовали целью повторное закабаление народов Белоруссии и Украины.

XVIII в. принято считать веком Просвещения, но вот для Западной (Белой) Руси это столетию стало эпохой римско-католического мракобесия и жестокого национального гнета. При этом все земли Речи Посполитой стали именоваться исключительно польскими, понятие Русь (территория нынешней Белоруссии) полностью исключалось. Название Белая Русь сохранялось в отношении только тех белорусских земель, которые к тому времени уже вошли в состав Российского государства.

В 1733 г. на сейме при избрании короля Августа III были подтверждены запреты на участие православных в посольской избе (т. е. избрание депутатов-послов на общий сейм), заседание в судах, вступление на должности городской и земской администрации.

Помимо этого, подданным Речи Пос-политой запрещалось обращаться за защитой или покровительством к послам других государств, что толковалось как «измена отечеству».

В 1751 г. папа римский Климент XIII обнародовал в Польше и Литве буллу с прощением всех грехов гонителям православия на 100 лет вперед [9].

Спасительными для белорусов стал крах Речи Посполитой и ликвидация в 1839 г. Брестской церковной унии. Именно благодаря этим событиям и возврату Западной (Белой) Руси в лоно русской государственности в настоящее время существует белорусский народ и государство — Республика Беларусь.

После вхождения западнорусских (белорусских) земель в состав Российского государства власти столкнулись с проблемой наличия большой прослойки привилегированного сословия на присоединенных землях. Общее количество шляхты составляло 7—8% всего населения Белоруссии и Литвы. При этом шляхта имела слишком разнящееся имущественное и общественное положение.

После 1795 г. представители местной шляхты, которые смогли предоставить копии «с переписи войска Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского 1528 г», подтверждающие принадлежность к шляхетскому сословию, были приведены к присяге на верность российскому императору.

После польского восстания 1863— 1864 гг. были введены новые правила подтверждения дворянства. Для этого необходимо было в течение трех лет представить документы, удос-

товеряющие право владения землей с крестьянами либо принадлежность к шляхетскому сословию времен Речи Посполитой. Большинство мелкой шляхты таких документов предоставить не смогло. Вследствие этого в сословие однодворцев и почетных граждан было переведено порядка 200 тыс. человек [10].

Большинство из «былой шляхты», имевшей западнорусское (белорусское) происхождение, несмотря на понижение своего общественного статуса, были добропорядочными подданными российского императора. Но вот среди польской «былой шляхты» было немало тех, кто не смог смириться со своим превращением «из пана в хлопа» и мечтавших о возврате времен «золотой Речи Посполитой». Поэтому во время польских восстаний эта категория принимала в них самое деятельное участие. В последующем именно из этой среды вышли русофобские деятели, которых в советское время, а затем в суверенной Республике Беларусь преподносили и преподносят в качестве деятелей «белорусского национально-освободительного движения» или «национальных демократов» («нацдемов).

В марте 1918 г. была предпринята попытка оторвать Белоруссию от России путем провозглашения так называемой Белорусской народной республики (БНР) и увода ее под протекторат Германской империи. Первым политическим шагом Рады (Совета) БНР стала телеграмма кайзеру Германии Вильгельму II «со словами глубокой благодарности за освобождение Белоруссии немецкими войсками из-под

тяжелого гнета, чужого господствующего издевательства и анархии» и с нижайшей просьбой взять Белоруссию в союз с рейхом, так как «только под защитой Германской империи страна видит лучшее будущее» [11].

Однако затея с БНР с треском провалилась. Несмотря на благосклонность германских оккупационных властей, тогдашним «свядомитам» не удалось слепить даже некоего подобия какого-либо государственного образования.

Когда руководство большевистской партии, не считаясь с мнением белорусских коммунистов, исходя из троцкистской доктрины о мировой революции, пошло на создание отдельной от Советской России Белорусской ССР, то в БССР стала проводится политика белорусизации.

Ключевые должности в Институте белорусской культуры (Инбелкульте), ставшем главным опорным пунктом белорусизации, заняли бывшие противники большевиков [12].

Они выступали в качестве «языковых янычар» при насаждении в БССР «троцкистской национальной политики», объявившей белорусов нерусским народом. Когда же с помощью репрессивной политики «великодержавно-черносотенные настроения» среди белорусского населения совместным действиям нацдемов, партийных органов и ГПУ/ОГПУ БССР были приглушены, то начальник ОГПУ БССР, нарком НКВД БССР Г.Я. Рапопорт заявил о деятельности в Наркомате просвещения БССР и в подведомственных ему вузах контрреволюционной националистической организации «Союз освобождения Бе-

лоруссии». По данному делу проходило 86 человек [13].

После устранения из советских структур откровенно националистических элементов из лагеря проводников идеологии польщизны/бела-русчыны политика дерусификации не была свернута, а приобрела более скрытый характер и продолжалась все советское время.

После развала СССР польщизна/ беларусчына стала господствующей идеологией в новоявленной Республике Беларусь, в соответствии с которой стала строиться информационная политика государственных СМИ, были переписаны школьные и вузовские учебные программы по истории, литературе и другим гуманитарным наукам.

После прихода в 1994 г. к власти А. Лукашенко казалось, что дни поль-

щизны/беларусчыны как государственной идеологии сочтены. Тем более, что А. Лукашенко, по сути, выступал с позиций общерусской идеи, сумел провести всенародные референдумы, придавшие государственный статус русскому языку, заключить союз с Российской Федерацией и стать движителем, особенно на первом этапе, интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Однако польщизна/беларусчына довольно успешно приспособилась к новым условиям. Нынешняя Польша называет себя третьей Речью Поспо-литой и в 2006 г. приняла государственную программу строительства четвертой Речи Посполитой, предусматривающую распространение вначале культурно-идеологического и политического влияния на Белоруссию и Украину.

Популяризация общерусской (восточнославянской) народной культуры

В настоящее время существует масса примеров препятствования властей установке памятников русским князьям и княгиням, например Александру Невскому и Ольге в Витебске, Ярославу Мудрому в Новогрудке; в то время как памятники литовским князьям и деятелям польской культуры активно возводятся при поддержке Министерства культуры РБ и Института истории Национальной академии наук РБ, например, памятник литовскому князю Ольгерду в Витебске, в Минске установлены памятник поэту Адаму Мицкевичу и монумент в честь компо-

зитора Михаила Клеофаса Огинского [14].

К сожалению, приходится констатировать, что в последнее время наблюдается усиление позиций поль-щизны/беларусчыны в государственных органах Республики Беларусь. При этом в общественное сознание внедряется представление о равно-удаленности белорусской культуры от русской и польской культур.

В настоящее время в Белоруссии продвижением идеи целостности общерусской культуры и неразделимости ее слагаемых [собственно русской

(великорусской), белорусской, малорусской (украинской) культур] занимаются только казачьи коллективы и сообщества традиционной славянской культуры.

Всего в Республике Беларусь концертной деятельностью занимаются порядка десяти казачьих песенных и песенно-танцевальных коллективов. Все они имеют статус любительских, хотя многие из участников коллективов имеют профессиональное музыкальное образование и обладают высоким уровнем исполнительского мастерства. Казачьи музыкальные коллективы не пользуются какой-либо поддержкой со стороны государства, самостоятельно изыскивают средства на свою репетиционную и концертную деятельность и, как правило, входят или тесно взаимодействуют с общественными объединениями общерусской направленности: Всебелорусское объединенное казачество, Минский объединенный казачий округ, белорусское общественное объединение (БОО) «Русь». К примеру, при БОО «Русь» работают три казачьих музыкальных коллектива — молодежный театр казачьей песни и танца «Маме нравится!» (Минск), Русский казачий ансамбль «Раздолье» (Солигорск), ансамбль казачьей песни «Вольница» (Бобруйск).

Сообщества традиционной славянской культуры занимаются популяризацией общерусской (восточнославянской) народной культуры, проводят славянские этнографические праздники и образовательные семинары, организуют деятельность соответствующих клубов, секций и кружков. Эта работа ведется на общественных

началах, как правило, в рамках соответствующих общественных объединений. Так, в составе БОО «Русь» в Минске работают клуб славянской культуры «Любомир» и славянская этнографическая школа-студия «Искра», в Витебске — клуб славяно-го-рицкой борьбы «Берсерк».

При поддержке Посольства РФ в РБ белорусским общественным объединением «Русь» и молодежным социально-культурным общественным объединением «Русь молодая» ежегодно проводятся Межгосударственный фестиваль казачьей песни «Гайда» (совместно с Дворцом культуры Минского тракторного завода), Гродненский фестиваль славянских боевых искусств (совместно с общественным объединением «Неманские казаки»), Республиканский молодежный слет «Град над Западной Двиной» (совместно с витебским общественным объединением «Русский дом»).

В организации массовых этнографических мероприятий славянской направленности БОО «Русь» тесно взаимодействует с белорусским представительством исполкома совета Собора славянских народов Белоруссии, России, Украины. Так, в декабре

2015 г. и начале февраля 2016 г. при поддержке культурно-делового центра «Дом Москвы в Минске» состоялись славянские этнографические праздники «Коляды на Руси», «Сретенье-Громницы на Руси». 29—31 января

2016 г. в пос. Ждановичи под Минском прошел Фестиваль славянских традиций «Каравай».

Проводятся этноспортивные мероприятия, ориентированные на по-

пуляризацию русских народных видов спорта. Благодаря спортивно-патриотической деятельности руководителя гродненской организации БОО «Русь» В.А. Адамова, например, в г. Гродно лапта начала развиваться как игровой

вид спорта. В 2014 г. прошло первое первенство города по лапте, в котором приняли участие пять команд. В 2016 г. намечено проведение очередного первенства города с участием десяти команд различных учебных заведений.

западнорусизм

Противостоять польщизне/бела-русчыне способна только идеология западнорусизма, направленная на сохранение и развитие не только политических и экономических связей, но в первую очередь гуманитарных и культурноязыковых связей с Россией и Русским миром.

Западнорусизм имеет весомые основания стать идеологической базой белорусско-российских интеграционных проектов, а также идейным стержнем современной белорусской государственности.

Главное положение западнорусизма состоит в цивилизационной принадлежности Белоруссии (т. е. Западной Руси) к Русскому миру, а белорусов (в национально-культурном отношении) к русскому народу. Отсюда вытекает и основная задача, стоящая перед современным западнорусским движением — пробуждение и укрепление общерусской составляющей национального самосознания восточнославянского населения Белоруссии.

При этом важно понимать, что современное западнорусское движение должно быть светским, охватывающим различные направления общественной мысли и формы общественной самоорганизации, лежащие

в русле общерусского культурно-ци-вилизационного единства.

Западнорусское движение уходит своими корнями в последние десятилетия XIV столетия и изначально носило национальный характер. В конце 1385 г. произошло первое вооруженное выступление западнорусской знати против заключенной великим князем литовским Ягайло Кревской унии, которая поставила Западную Русь в унизительную зависимость от Польши, Римско-католической церкви и папы римского. Эту освободительную войну возглавил легендарный князь-воитель, герой Куликовской битвы Андрей Полоцкий. Он был сыном господаря Литвы и Руси Ольгерда и витебской княжны Марии Ярославны и принял православие (ему было около 20 лет) из политических соображений в 1341 г. В то время христианско-язы-ческое двоеверие было присуще всем литовско-русским князьям.

В ту пору конфессиональная принадлежность, в отличие от кровного родства, не имела главенствующего значения. Это нашло отражение в известной формуле, принявших католицизм западнорусских вельмож, говоривших о себе, что они «веры польской, но рода русского».

Все изменилось после образования в 1569 г. Речи Посполитой, и особенно после Брестской церковной унии 1596 г., когда в польско-литовском королевстве стала проводиться политика подавления православия и ополячивания, в первую очередь западнорусской знати. В период с 1596 г. и вплоть до Полоцкого церковного собора 1839 г., вернувшего западнорусских униатов в лоно Православной церкви, приверженность православной вере означала и отстаивание русскости, так как униатство было орудием ополячивания белорусов.

После окончательного решения униатского вопроса на первый план среди задач западнорусского движения вновь стало выходить национальное самосознание восточнославянского населения Белоруссии. И оно в конце XIX — начале XX в. в подавляющем большинстве было русским, включая в определенной степени и белорусов-католиков.

Таким образом, в предреволюционные годы основной задачей западно-русизма было содействие укреплению национального единства всех ветвей русского народа, объединенного в рамках Российской империи.

После революции 1917 г. в Белорусской ССР западнорусизм никак не вписывался в догмы «ленинской национальной политики» и как идейное течение был поставлен вне закона. В период с 1919 по 1939 г. национальное самосознание белорусского народа подвергалось самым серьезным испытаниям. В БССР советские власти, следовавшие политике белорусизации/дерусификации (от

жесткой до умеренной) навешивали на приверженцев общерусского единства ярлыки контрреволюционеров, реакционеров и черносотенцев.

Самоопределение Западной Белоруссии на общерусской основе (единство с Россией в составе СССР) являлось стержневой (не всегда открыто провозглашаемой) линией западнобелорусского национально-освободительного движения, ведущей силой которого была Коммунистическая партия Западной Белоруссии (КПЗБ). В рядах КПЗБ боролись такие выдающиеся личности, как К. Орловский, В. Корж, С. Притыц-кий, В. Хоружая, ставшие в годы Великой Отечественной войны знаменитыми партизанскими командирами и подпольщиками.

Надо заметить, что в то время общерусское самосознание было присуще большинству восточнославянского населения Западной Белоруссии и поэтому в сентябре 1939 г. оно встречало Красную армию не просто как армию-освободительницу от чужеземного гнета, а как свою русскую армию.

О высокой степени общерусского сознания у западнорусского населения свидетельствует и то обстоятельство, что после воссоединения с БССР практически все местные газеты в Западной Белоруссии по желанию граждан стали выходить на русском языке.

К началу 1940-х годов вопреки политике белорусизации/деруси-фикации (БССР) и полонизации (Западная Белоруссия) идея общерусского единства продолжала оставаться одним из самых значимых слагаемых

самосознания белорусов, что с особой силой проявилось в годы Великой Отечественной войны.

В рядах Красной армии против гитлеровского нашествия сражались 1 млн 300 тыс. выходцев из Белоруссии, на белорусской земле в партизанских отрядах и в патриотическом подполье боролись против оккупантов более 374 тыс. человек [15]. На боевых знаменах частей Красной армии, партизанских отрядов и соединений было начертано «За нашу Советскую Родину!», и именно за великую страну, простиравшуюся от Буга до Курил, за сердце России — Москву вместе со всем советским народом сражались воины-белорусы. В основе их патриотизма лежало великое общерусское чувство, а не хваленый «пролетарский интернационализм», оказавшийся несостоятельным в условиях гитлеровского нашествия.

Когда гитлеровские войска захватили Белоруссию, то в их обозе на

белорусскую землю притащились те деятели БНР, которые в свое время не вернулись в БССР для навязывания белорусам пресловутой белорусиза-ции/дерусификации. Они стали служить «вялжаму правадыру Адольфу Птлеру» («великому вождю Адольфу Гитлеру») и по подобию прокайзе-ровской БНР создали фашистскую Белорусскую центральную раду (БЦР) с ее военизированными нацистскими формированиями — Беларускай крае-вай абаронай (БКА, Белорусская краевая оборона), Беларускай самааховай (БСА, Белорусская самооборона), Са-юзам беларускай моладзi (СБМ, Союз белорусской молодежи) и др.

После 1991 г. последователи БНР/ БЦР не только уже в течение четверти века проталкивают польщизну/бе-ларусчыну в разряд государственной идеологии Республики Беларусь, но и активно обеляют гитлеровских приспешников времен фашистской оккупации [16].

Современная этническая идеология в Белоруссии

Возвращаясь к общерусской составляющей национального самосознания белорусского народа, следует подчеркнуть, что она имеет базовый, основополагающий характер, благодаря которой белорусы, несмотря на весь драматизм своей истории, сохранили свое национальное лицо.

Западнорусская идея, т. е. идея принадлежности белорусов к Руси, была доминирующей в сознании белорусского/западнорусского народа и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в польские, и в царские, и в советские времена.

В последнее время в Белоруссии по линии государственных ведомств — Министерства культуры, Министерства спорта и туризма, Министерства образования, Министерства информации — в значительной степени усилилась пропаганда польскошляхетской культуры, которая выдается за некий «аристократический» вариант культуры белорусского

народа. При этом польская и ополячившаяся шляхта преподносится в качестве подлинных «выразителей белорусского национального духа». Одновременно указанными ведомствами проводится политика, направленная на фактическое сокрытие от общественности общерусской основы белорусской культуры и подлинной сути тех исторических событий, которые были проявлением стремления Белой (Западной) Руси к единению с Россией.

Несмотря на участие Республики Беларусь в совместных интеграционных проектах с Российской Федерацией (Союзное государство, ЕАЭС, ОДКБ), политика белорусских гуманитарных ведомств практически направлена на формирование у белорусских граждан восприятия России как чуждой страны. На официальном уровне отрицается не только культур-но-цивилизационная принадлежность Белоруссии к Русскому миру, но и само существование Русской цивилизации.

Одновременно белорусскому обществу навязывается идея, что «Беларусь — европейская страна» и ее будущее связано с Европой. Фактически вопрос ставится о коренном изменении на антирусской основе национального самосознания белорусов, подобном тому, что было осуществлено на Украине. Политика дерусификации в Республике Беларусь осуществляется ползучими (а не столь радикальными как на Украине) методами, но это не должно вводить в заблуждение, и тем более порождать какую-либо успокоенность.

Для преодоления (или хотя бы смягчения) упомянутых тревожных тенденций необходимы усилия, направленные на укрепление общерусской составляющей самосознания восточнославянского населения Республики Беларусь. Решению этой задачи мог бы содействовать постоянно действующий культурно-гуманитарный проект «Русский мир и Белая Русь», включающий в себя следующие направления:

1. Издательское. Предполагается издание книг, брошюр, буклетов и другой печатной продукции по истории Западной Руси (Белоруссии), России и Русского мира.

Цель: довести до читателя общерусский (а следовательно, и белорусский) взгляд на историю Белоруссии, содействовать укреплению общерусской составляющей национального самосознания белорусов.

Данные издания целесообразно выпустить массовым тиражом в качестве «книг для народа», а также для целенаправленного распространения в библиотеках, школах, среди заинтересованной общественности.

Помимо благотворительных «книг для народа» представляется необходимым выпуск для распространения через торговую сеть научно-популярной, научной и познавательной литературы западнорусской и общерусской направленности. В этом отношении перспективным представляется книжная серия под общим названием «Рода русского», посвященная выдающимся деятелям западнорусской (белорусской) истории, которые отстаивали русское начало в Великом княжестве

Литовском и Речи Посполитой, выступали за единство с Российским государством. Данная серия могла бы стать основой «пантеона Западной Руси» и составной частью пантеона героев и выдающихся деятелей Русского мира.

2. Этнокультурное. Направлено на пробуждение у восточнославянского населения Белоруссии (посредством сочетания элементов общерусской (восточнославянской) народной культуры и современных средств творческого выражения) осознания своей принадлежности к Русскому миру и национально-культурной общности с русским народом.

Этнокультурная деятельность общерусской направленности может стать действенным инструментом продвижения идеи Русского мира в Белоруссии, но имеющийся потенциал может быть воплощен только в случае целенаправленной поддержки со стороны соответствующих структур Российской Федерации.

К примеру, для дальнейшего развития ставшего уже популярным фестиваля «Гайда» представляется необходимым заинтересованное участие в поддержке данного казачьего музыкального форума российской стороной. В государственных СМИ замалчивается сам факт проведения фестиваля «Гайда», несмотря на то что во время его проведения в концертном зале всегда присутствует немало журналистов и телевизионных съемочных групп белорусских телеканалов. В связи с этим представляется целесообразным придание фестивалю статуса белорусско-российского и вхождение

в состав соорганизаторов Совета по делам казачества при Президенте РФ или других российских структур, имеющих возможность командировывать для участия в фестивале российские казачьи музыкальные коллективы.

3. Этноспортивное. Нацелено на развитие и популяризацию русских народных видов спорта в Республике Беларусь (лапта, городки, русские боевые искусства), которые помимо спортивной содержат важную общерусскую идеологическую составляющую.

В РБ лапта развивается пока только в Гродно. Министерство спорта и туризма РБ к развитию лапты интереса не проявляет, поэтому для дальнейшего развития данного начинания требуется поддержка со стороны соответствующих российских структур.

Кроме того, представляется необходимым уделить внимание становлению такого направления в танцевальном спорте, как «Боярские танцы» (спортивный вариант русских народных танцев).

4. Экспертное сообщество. Белоруссия и Россия и РФ имеют высокую степень экономического взаимодействия как на двусторонней основе, так и в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза.

На территории РБ ведет хозяйственную деятельность значительное количество российских предприятий и предприятий с российским капиталом, которые направляют немалые средства на белорусские культурные программы. В большинстве случаев последние или бесполезны с точки зрения укрепления белорусско-рос-

сийской интеграции, или направлены против идеи Русского мира, способствуя навязыванию белорусскому обществу антирусской доктрины «польщизны». Поэтому необходимо, чтобы культурные и в целом гуманитарные программы и проекты, в которых финансово участвуют российские предприятия и другие структуры, проходили не зависимую от белорусских властей экспертную оценку на степень их полезности для укрепления общерусского единства, упрочения белорусско-российских связей и продвижения идеи Русского мира в Белоруссии. При необходимости в рассматриваемые программы и проекты должны вноситься поправки. В качестве экспертов могли бы выступать специалисты, имеющие соответствующую рекомендацию координационного совета руководителей белорусских организаций российских соотечественников.

5. СМИ и журналистское сообщество. В настоящее время в РБ отсутствуют СМИ (за исключением нескольких сетевых ресурсов), продвигающие идею Русского мира. В государственных СМИ на эту тему наложен негласный запрет, оппозиционные издания проводят линию, враждебную России и Русскому миру.

В РБ пользуются популярностью такие «дочки» российских изданий, как «Комсомольская правда в Белоруссии» и «Аргументы и факты в Белоруссии». Однако белорусские редакции этих газет также игнорируют идею Русского мира. Положение таково, что практически все СМИ Белоруссии, включая упомянутых «дочек» рос-

сийских газет, представляют Россию как полное неурядиц и непредсказуемое чужое государство, которого необходимо опасаться. Недостаток информации о России в определенной степени возмещают транслируемые в РБ усеченные российские телеканалы и Интернет. Однако популярность российских каналов у граждан РБ вызывает отрицательную реакцию у белорусских властей, которые постоянно изыскивают предлоги для ограничения российского информационного присутствия в РФ.

В сложившихся обстоятельствах необходимо обратить внимание на работу с белорусскими журналистскими кругами с целью формирования в РБ журналистского сообщества, нацеленного на укрепление союза с Россией и на продвижение идеи Русского мира в белорусских СМИ. Формы такой работы могут быть различными и требуют отдельной проработки.

6. Общественные объединения и политические партии. В настоящее время в РБ официально зарегистрированы 15 политических партий, которые в то же время не представляют собой какой-либо убедительной политической силы. При этом ни одна из данных партий не является политически самостоятельной.

Прозападные партии получают поддержку (политическую, финансовую, организационную) из стран Евросоюза и США, остальные (условно пропрезидентские) в организационном и финансовом отношении предоставлены сами себе, однако в идеологическом смысле жестко контролируются Администрацией Президента РБ.

В Белоруссии нет ни одной реально пророссийской партии, хотя попытки создания подобных партий предпринимались ранее неоднократно, но они блокировались властями, в том числе и с помощью спецслужб.

В то же время в РБ действует ряд крупных общественных объединений, которые являются «приводными ремнями» ныне действующей президентской власти. Это республиканское общественное объединение «Белая Русь»,

Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) и некоторые другие. Политическая позиция руководства «Белой Руси», БРСМ и ФПБ зависит от указаний, исходящих из Администрации Президента РБ, но при этом многие члены этих организаций положительно относятся к идее Русского мира, и работа с указанными объединениями на среднем и низовом уровне представляется перспективной.

Список литературы

1. Референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 г. Справка [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/history_spravki/20110315/354060265.html

[1. Referendum o sohranenii SSSR 17 marta 1991 g. Spravka [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ria.ru/history_spravki/20110315/354060265.html]

2. Золотницкий А. Говоришь по-русски — стреляешь в свой народ? [Электронный ресурс]. URL: http://www.materik.ru/nationals/smi/problem/detail. php?ID=17300&print=Y

[2. Zolotnickij A. Govorish' po-russki — streljaesh' v svoj narod? [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.materik.ru/nationals/smi/problem/detail.php?ID=17300&print=Y]

3. Коряков Ю.Б. Языковая ситуация в Белоруссии и типология языковых ситуаций. Дисс. ... канд. фил. наук. М., 2002.

[3. Korjakov Ju.B. Jazykovaja situacija v Belorussii i tipologija jazykovyh situacij. Diss. ... kand. fil. nauk. M., 2002.]

4. Язык в естественных науках и высшей школе // Грибковский В.П. Национальная академия наук, Минск, 1999.

[4. Jazyk v estestvennyh naukah i vysshej shkole // Gribkovskij V.P. Nacional'naja akademija nauk, Minsk, 1999.]

5. Наши символы — герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг [Электронный ресурс]. URL: http://charter97.org/ru/news/2015/5/14/151428

[5. Nashi simvoly — gerb «Pogonja» i belo-krasno-belyj flag [Jelektronnyj resurs]. URL: http://charter97.org/ru/news/2015/5/14/151428]

6. Смирнов К. Что премьеру здорово, то банкиру — смерть [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/79173

[6. Smirnov K. Chto prem'eru zdorovo, to bankiru — smert' [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/79173]

7. Великая Литва или «альтернативная» Русь? [Электронный ресурс]. URL: http:// historia-pl.ucoz.ru/index/0-10

[7. Velikaja Litva ili «al'ternativnaja» Rus'? [Jelektronnyj resurs]. URL: http://historia-pl.ucoz.ru/index/0-10]

8. Карский Е.Ф. Белорусы. Минск: Белорусская Энциклопедия, 2006. Т. 1.

[8. Karskij E.F. Belorusy. Minsk: Belorusskaja Jenciklopedija, 2006. T. 1.]

9. Чепелев Л.А. Краткая история Православной церкви в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой (Мученический подвиг православных). Могилев, 2014.

[9. Chepelev LA. Kratkaja istorija Pravoslavnoj cerkvi v Velikom knjazhestve Litovskom i Rechi Pospolitoj (Muchenicheskij podvig pravoslavnyh). Mogilev, 2014].

10. Разбор шляхты на территории Белоруссии и Литвы [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/semejnaaenciklopedia/home/bibliotecno-enciklopediceskij-razdel/razbor-slahty

[10. Razbor shljahty na territorii Belorussii i Litvy [Jelektronnyj resurs]. URL: https://sites. google.com/site/semejnaaenciklopedia/home/bibliotecno-enciklopediceskij-razdel/razbor-slahty]

11. Тэлеграма нямецкаму Ыпэратару Вшьгэльму II высланая Радай БНР дня 25 красавжа 1918 г. [Электронный ресурс]. URL: http://old.pravo.by/lawhistory/akt_bnr_ 11_2.htm

[11. Tjelegrama njameckamu Impjerataru Vil'gjel'mu II vyslanaja Radaj BNR dnja 25 krasavika 1918 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://old.pravo.by/lawhistory/akt_bnr_11_ 2.htm]

12. Нация из инкубатора: историческое исследование об истоках белорусской государственности [Электронный ресурс]. URL: http://sputnikipogrom.com/russia/ west/11346/back-to-the-roots/#.VnFF6F7nldg

[12. Nacija iz inkubatora: istoricheskoe issledovanie ob istokah belorusskoj gosudarstvennosti [Jelektronnyj resurs]. URL: http://sputnikipogrom.com/russia/west/11346/back-to-the-roots/#.VnFF6F7nldg]

13. Иоффе Э. И палачи, и жертвы [Электронный ресурс]. URL: http://mb.s5x.org/ homoliber.org/ru/rp/rp010105.html

[13. Ioffe Je. I palachi, i zhertvy [Jelektronnyj resurs]. URL: http://mb.s5x.org/homoliber. org/ru/rp/rp010105.html]

14. ШтефановичА. Русофобия: опасное обострение [Электронный ресурс]. URL: http://materik.ru/country/detail.php?ID=20995

[14. Shtefanovich A. Rusofobija: opasnoe obostrenie [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// materik.ru/country/detail.php?ID=20995]

15. Беларусь в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс]. URL: http:// www.veteran.by/ru/introduction/belarus_in_war

[15. Belarus' v Velikoj Otechestvennoj vojne [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. veteran.by/ru/introduction/belarus_in_war]

16. История и общественно-гуманитарные науки как инструмент цивилизационной войны против Русского мира: материалы круглого стола. Минск, 19 декабря 2014 г. Минск: «Ковчег», 2014.

[16. Istorija i obshhestvenno-gumanitamye nauki kak instrument civilizacionnoj vojny protiv Russkogo mira: materialy kruglogo stola. Minsk, 19 dekabrja 2014 g. Minsk: «Kovcheg», 2014.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.