ция, выступили с жестким заявлением о неприемлемости такого шага. Показательно заявление, сделанное недавно вице-президентом ПАС Н. Иса: «Члены партии теперь более зрелы и образованны, а... ислам гарантирует равенство и справедливость всем членам партии вне зависимости от религии и национальности». Между тем мировой опыт говорит о том, что зрелость и образованность в одночасье не приходят. И если они были характерны для руководства ПАС прежде, то почему не воспрепятствовали исламистскому мракобесию, творимому ПАС совсем недавно, непосредственно перед выборами 2004 г.? Почему осознание необходимости следовать принципам равенства и справедливости приходило членам и руководству этой партии лишь в периоды, связанные с необходимостью маневрировать с тем, чтобы партия могла уцелеть? Видимо, суть происходящего состоит в том, что партия изо всех сил стремится избавиться от экстремистского имиджа. Один из лидеров ПАС М. Омар заявил, что «...немусульмане напрасно боятся ислама и не доверяют ему... ПАС идет на большие жертвы, открывая двери немусульманам... Придет время и немусульмане поймут, что ислам отвечает их жизненным потребностям». Это «миролюбиво-примиренческое» высказывание свидетельствует об одном: даже самые «непримиримые» в прошлом радикалы-экстремисты вынуждены идти на компромиссы и отказываться от своих прежних взглядов, если этого требуют их партийные интересы. Кроме того, вышеприведенные слова Махфуза) Омара есть не что иное, как подтверждение часто высказываемого международными экспертами мнения: в современном обществе религия - это неотъемлемая часть политики. У политиков любой страны нет постоянных взглядов на религию, но есть постоянные связанные с ней интересы, которые эти взгляды формируют.
«Азия и Африка сегодня», М., 2007 г., № 5, с. 45-50.
А. Ниязи,
кандидат исторических наук ЗАПАД И МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК В СИСТЕМЕ НОВОЙ БИПОЛЯРНОСТИ
Широкая дискуссия о глобальном кризисе мировой системы развернулась после известных событий 11 сентября 2001 г. На самом деле его многочисленные признаки наблюдались и ранее.
154
С этой даты его очертания стали лишь более рельефными. Террор -его крайнее проявление. Война без фронтов - его последствие. Но это только внешняя и наиболее броская картина общей беды. Суть в том, что человечество впервые столкнулось с кризисом всеобъемлющим, охватывающим уже всех и вся - политику и экономику, право, государственное устройство, экологию, личные и общественные отношения, культуру, нравственность и этику, религию, проблемы войны и мира. Ни один народ уже не может жить изолированно от общих глобальных процессов. Для их осмысления уже явно не хватает привычных формул и уравнений прошлого. Большинство нынешних идеологий, а также противоречий и конфликтов не вмещаются в прежние национальные и классовые рамки или в рамки противостояния военно-политических блоков. Недаром возникают новые объяснения происходящего: столкновение цивилизаций, конфликт бедного Юга и богатого Севера (или Запада) с исламским миром. Другие видят основную дихотомию между демократией и авторитаризмом, свободными и контролируемыми рынками. Однако и такие, преимущественно политологические толкования, не дают ответа на то, что же происходит с нами на самом деле. Становится все более очевидным, что суть происходящего кроется в иной плоскости развития мировой цивилизации. Главное противоречие современности завязывается между разрушительной для человека и природы индустриально-потребительской системой, теперь уже в ее неолиберальном виде, т.е. глобализмом, и различными проявлениями антиглобализма - модернистскими и традиционалистскими.
* * *
То, что я называю «глобализмом», далеко от понятия «глобализация». Признаем все же, что само понятие «глобализация» -нейтрально, оно отражает процесс объективный, в первую очередь - неимоверно ускоряющуюся в последние десятилетия взаимосвязь и взаимозависимость человечества, формирование новых общемировых институтов и механизмов и их возрастающее воздействие на развитие национальных государств. Это естественная ступень развития мировой цивилизации. Между тем глобализм -это геополитический и экономический проект всемирного свободного рынка», довлеющего над государством. Это результат сознательного политического выбора, сделанного правительствами ряда стран с развитой экономикой. Очевидно, что неолиберальная про-
155
грамма искусственна. Она не является плодом действия объективных сил, вытекающих из самой природы экономики, технологий и, тем более, человеческих отношений. «Цивилизация бизнеса» попросту противоестественна. В ней рынок становится ведущим локомотивом развития, перекрывает все остальные ценности жизни. В схеме развития по глобалистскому образцу культурный, а шире -цивилизационный фактор явно игнорируется. Для строителей «цивилизации бизнеса» культура и традиция вторичны, а то и являются досадными раздражительными анахронизмами, препятствующими всемирному шествию рыночно-технологического «прогресса». Но, как представляется, произрастает все в конечном счете не из рынка, а из культуры.
* * *
Четверть века распространения неолиберализма привели к тому, что, несмотря на рост экономики некоторых развивающихся стран, в целом в мире богатые стали богаче, а бедные - беднее. Ожидаемого перетекания богатства от богатых к бедным ни на национальном, ни на глобальном уровнях не произошло. Опыт мирового развития последних десятилетий показывает, что в рамках неолиберальной экономической и геополитической модели (глобализма) самые насущные проблемы человечества так и не получили разрешения. Более того, они только обострились. Возрастает неустойчивость мировой политики, экономики, финансовой и энергетической систем, растет гонка вооружений, отбрасывается назад культурное сближение народов, трещит по швам биосфера. Индустриализация, помноженная на рыночный неолиберализм, ныне представляет суть современного транснационального капитализма. В нем разрушительный потенциал намного превышает созидательный. Индустриально-потребительские системы, будь то западного, советского или азиатского образцов, за последние десятилетия очень быстро приблизили нас к экологической катастрофе. Неолиберальное дерегулирование в его радикальных формах придает этому процессу неимоверное ускорение. Глобалистская модель, ориентированная на форсирование экономического роста, максимизацию потребления и культивирование гедонизма, сама воздвигает на своем пути разнообразные препятствия природного и социально-экономического характера, преодолевать которые по ее схемам развития становится все сложнее.
156
Меняется массовое представление американцев о своей исключительности. Интеллектуальная элита - ученые, политики, творческие люди - выдвигают новые идеи развития и безопасности. Альтернативные рыночному фундаментализму концепции постепенно продвигаются в политику. Среди оппонентов неолиберальной глобализации и Д. Стиглиц, бывший вице-президент Всемирного банка.
Трудно не согласиться с точкой зрения этого авторитетного экономиста, высказанной в интервью «Независимой газете». «Американская экономика уже почти наверняка перешла из состояния некоторого экономического спада в состояние полномасштабной рецессии. Американцы сейчас задумались о разумности своего одностороннего подхода к внешней политике... Растет ощущение того, что мы могли сбиться с пути, придавая слишком большое значение собственной материальной выгоде и явно недостаточно общим интересам... Америка провозгласила наступление глобализации. Вместе с тем она должна осознать, что с глобализацией приходит взаимозависимость, а в условиях взаимозависимости появляется необходимость в совместном принятии решений во всех областях, которые оказывают воздействие на всех нас», - отметил профессор.
* * *
Неолиберальная теория выстраивалась, прежде всего, как антитеза крайностям коммунистической системы и породила собственные крайние догмы, на которые по инерции продолжает опираться Запад в отношениях с Востоком. Запад неоднороден, но совместно на политическом уровне он продолжает рассматривать перемены в остальном мире через призму именно этого проекта, давая советы, которые он сам, как ни парадоксально, зачастую опровергает своей практикой. Открытие рынка, ориентация на экспорт, сворачивание социальной ответственности государства, его присутствия в экономике, его протекционистских действий (причем все это в самых радикальных формах) - формула «прогресса», но -для других. Чаще всего практика, выстроенная на таких рекомендациях, приводит к совершенно противоположным результатам. Предлагаемые остальному миру неолиберальные рекомендации развития в большинстве случаев вызывают процессы их отторжения. В Латинской Америке, Азии и Африке, да и у нас самих это сопровождается возрождением левых идей, а также национальным
157
и религиозным радикализмом. Во многом ответом на него является и радикализация мусульманских движений. Ведь раздражение мусульман вызывает, прежде всего, радикальный материализм, распространяющий поклонение идолу богатства и расточительности. Подобный сплав коммерции и индивидуализма вообще не присущ Востоку, в том числе исламскому миру, пропитанному общинной жизнью. Главный западный лозунг свободы, обретший свойства вседозволенности и неконтролируемого эгоизма, вступает в противоречие с основополагающим исламским принципом справедливости.
* * *
Лидером религиозного ответа глобализму является сейчас исламский мир - мир традиционной общинной культуры, в которой вера и этика крепко связаны воедино и являются руководством к действию. И эта культура протестует против невежества, безнравственности, эгоизма, лицемерия, цинизма, алчности, бессмысленного расточительства человеческой энергии и природных ресурсов - против всего того, что изначально было чуждо исламскому учению и в борьбе против чего оно, собственно, и рождалось. Исламский ответ на болезни современности не сводится лишь к радикальному исламизму. Его экстремистские формы у всех на виду. Не так заметны его умеренные проявления в виде интеллектуальной полемики и умонастроений мусульман, но они достаточно широки и вращаются вокруг оси веры - справедливости божественной и справедливости в жизни людей. Исламский ответ - это единственный пример опоры на религиозно-этические ценности для построения экономической альтернативы неолиберализму. Исламская экономика, несмотря на массу пессимистических прогнозов в прошлом, все же постепенно начинает работать. Ее социальная ориентированность при одновременном признании частной собственности очевидна, и в ней можно найти немало элементов нарождающейся сейчас на Западе теории этической экономики или концепции устойчивого развития. Ответ мусульманской традиции на вопрос о том, как выйти из глобального системного кризиса, строится на общих и очень важных принципах. Таких, например, как уравновешенность духовной и мирской жизни, личных и общественных интересов; справедливое правление; справедливое вознаграждение за труд; запрет на нетрудовое обогащение; помощь обездоленным; признание частной собственности и, в то же время,
158
нераспространение ее полностью на такое общенародное достояние, как земля, вода, недра. Но в этом ответе пока не хватает современных научных знаний по технологиям сбалансированности экономического, социального и экологического благополучия, которые дает сейчас западная и российская наука. Исламский мир демонстрирует все же по преимуществу традиционалистский ответ на глобалистскую атаку, но этот ответ - часть антиглобалистского движения, в котором формируются различные альтернативные течения.
На Востоке и Западе они называются по-разному - исламским проектом, антиглобализмом, теологией освобождения, христианским или экологическим социализмом, евразийством, ноо-сферным движением, социоприродной синергетикой, теорией устойчивого развития. При всех различиях в понимании глобального кризиса и трактовке его причин разные альтернативные направления объединяет общее ядро. Осознание переломного этапа в истории и эволюции человечества и необходимости изменения доминирующих в настоящее время ориентиров развития, которые уже через несколько десятилетий способны вызвать глобальную катастрофу. В то же время в мировом противостоянии сторонников глобализма и его противников сошлись два радикально действующих соперника: с одной стороны, неоконсервативное руководство США, с другой - экстремистское крыло исламистского интернационала. Идет столкновение в первую очередь самых агрессивных и политизированных идеологий на сегодняшний день. Причем идеологий, резко расходящихся по своим целям и ценностям. Обе идеологии претендуют на универсальность и готовы отстаивать свою правду с оружием в руках. Исламизм в виде его крайнего, халифатского движения сам начинает превращаться в своеобразный глобализм, претендующий на мировое господство. Столкновение исламистского и глобалистского проектов несет колоссальную разрушительную силу. Оба они неконструктивны и губительны для мировой цивилизации. Постепенно в их противостояние втягивается все больше стран. Политика значительной и влиятельной части государств все больше замыкается на борьбе с так называемым «международным» терроризмом. Но борьба эта ведется преимущественно с последствиями, но не с причинами, порождающими современные противоречия и конфликты.
«Азия и Африка сегодня», М., 2007 г., № 5, с. 54-56.
159