Научная статья на тему 'Антиглобализм в глобализирующемся мире'

Антиглобализм в глобализирующемся мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5493
715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АНТИГЛОБАЛИЗМ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / GLOBALISATION / ANTIGLOBALISM / TRANSNATIONAL CORPORATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ясеновская Елена Сергеевна

В статье описаны подходы к определению глобализации, раскрыта сущность антиглобализма. По мнению автора, антиглобализм не тривиальное отрицание объективного процесса глобализации, а протест против его современных форм, сложившихся под влиянием интересов ведущих индустриальных держав, не учитывающих в должной мере проблем и трудностей остального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antiglobalism in the globalized world

The article describes approaches to definitions of globalisation and the essence of antiglobalism. The author believes that antiglobalism is not a trivial negation of objective process of globalisation, but it is the protest against its modern forms which have developed under the influence of interests of leading industrial powers, which do not consider the problems and the difficulties of the rest world in a due measure.

Текст научной работы на тему «Антиглобализм в глобализирующемся мире»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2009. № 4

Е.С. Ясеновская, зав. аспирантурой социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

АНТИГЛОБАЛИЗМ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

В статье описаны подходы к определению глобализации, раскрыта сущность антиглобализма. По мнению автора, антиглобализм не тривиальное отрицание объективного процесса глобализации, а протест против его современных форм, сложившихся под влиянием интересов ведущих индустриальных держав, не учитывающих в должной мере проблем и трудностей остального мира.

Ключевые слова: глобализация, антиглобализм, транснациональная корпорация.

The article describes approaches to definitions of globalisation and the essence of antiglobalism. The author believes that antiglobalism is not a trivial negation of objective process of globalisation, but it is the protest against its modern forms which have developed under the influence of interests of leading industrial powers, which do not consider the problems and the difficulties of the rest world in a due measure.

Key words: globalisation, antiglobalism, transnational corporation.

Проблема глобализации получила свое научное осмысление в самом конце ХХ в. В это же время на международную арену совершенно неожиданно вышло движение антиглобалистов. С тех пор в научных кругах ведутся активные споры о природе глобализации и антиглобализма, о взаимосвязи этих двух явлений. Очевидно, что от научного осмысления феномена глобализации зависят средства борьбы с негативными последствиями становления глобального сообщества, в том числе судьба самого антиглобалистского движения.

Исследователи по-разному определяют точку отсчета глобализации. В частности, И. Валлерстайн полагает, что глобализация протекает уже 500 лет и охватывает историю всей "капиталистической мир-экономики". Р. Робертсон и М. Уотерс относят начало глобализации или формирование ее предпосылок к рубежу XV и XVI вв. Г. Терборн обнаруживает в истории по крайней мере шесть "волн" глобализации, самой ранней из которых он считает экспансию мировых религий в III—VII вв. н.э. Если следовать логике вышеперечисленных авторов, то тогда понятием "глобализация" определяется все что угодно и одновременно ничего конкретного1.

Также существуют "экзотические" точки зрения на временные рамки исследуемого процесса. Интересна точка зрения доктора

* Ясеновская Елена Сергеевна — [email protected]

1 Иванов Д.В. Эволюция концепции глобализации // http://www.soc.pu.ru/ publications/pts/ivanov_3.shtml

исторических наук А. Уткина, который утверждает, что глобализация продолжалась с 1991 по 2001 г. (до знаменитых террактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.), а теперь сменяется политической закрытостью на базе Pax Americana. Видимо, автор связывает глобализацию с первым десятилетием конца холодной войны, усилением роли ООН и радужными перспективами создания эффективного общемирового центра принятия решений.

В итоге научных дебатов "зарождение процессов глобализации исследователи относят и к истокам капитализма, и к становлению в ходе промышленной революции специфически капиталистического (машинно-фабричного) способа производства, и к возникновению глобальных проблем человечества, порожденных научно-технической революцией во второй половине XX в."2.

На наш взгляд, антинаучно считать глобализацией любые международные, межкультурные контакты и географические открытия европейцев начиная с XV, а тем более с III в. Эти процессы, отражающие тривиальный факт перемещения людей и результатов их деятельности по планете, нельзя было охарактеризовать как интенсивные и всеобъемлющие. В то же время нельзя отрицать, что глобализация как явление уходит корнями в интернационализацию экономического и политического развития стран мира.

В этом контексте нам импонирует следующее определение глобализации, которое дал заместитель директора ИМЭМО РАН Ю.В. Шишков: "Глобализация — это качественно новая ступень развития давно идущего процесса интернационализации (транснационализации) экономических, политических, культурных, правовых и других аспектов общественной жизни, когда взаимозависимость национальных социумов достигла такого уровня, что начались кардинальные перемены в жизни всего мирового сообщества, превращающегося постепенно в целостный общественный организм"3. При этом Шишков не дает каких-либо морально-этических оценок этого процесса, акцентируя наше внимание на том, что глобализация является новейшим этапом многовекового процесса интернационализации хозяйственной жизни. Комментируя определение Шишкова, следует отметить, что глобализация не сводится к экономическому аспекту жизни мирового социума, но именно этот аспект в конечном счете предопределяет эволюцию всех остальных — и политических, и социальных, и культурных, и научно-технических.

2 Кефели И.Ф. Проблемы формирования идеологии гуманизма в условиях глобализации // http : //nologo. su/2008/01/09/if-kefeliproblemy-formirovaniya-ideologii-gumanizma-v-usloviyax-globalizma/

3 Шишков Ю.В. Глобализация и антиглобализм в современном мире // http:// www.rus-stat.ru/index.php?vid=1&id=43&year=2003

Также заслуживает внимания позиция таких экономистов как П. Друкер, Т. Левитт, К. Оме и др., связывающих начало процессов глобализации с транснационализацией финансовых рынков, начавшейся менее полувека назад. Нельзя не согласиться с тем, что в настоящее время согласование политики капиталовложений между несколькими фирмами-гигантами определяет развитие важнейших отраслей мирового хозяйства, а также основные пропорции мирового производства и сбыта.

Таким образом, мы приходим к выводу, что глобализация (являющаяся более высокой стадией интернационализации) возникает во второй половине XX в. и отражает развитие экономической и политической взаимозависимости стран и регионов мира до такого уровня, на котором становится возможной и необходимой постановка вопроса о создании единого мирового правового поля и мировых органов экономического и политического управления. Основные признаки глобализационного процесса следующие:

— взаимообусловленность и взаимозависимость состоящих в мировом союзе стран и субъектов, потребностей, интересов;

— интенсификация товарных и финансовых потоков, идущих через границы национальных государств, рост прямых иностранных инвестиций;

— формирование сферы транснациональной политики (рост числа межправительственных и неправительственных организаций и их переориентация на решение гуманитарных, а не государственных проблем);

— размывание и ослабление регулирующих функций национального государства, которое уже не может так же эффективно, как прежде, защищать национальные интересы от нежелательных внешних воздействий;

— глобальная экономика постепенно становится повсеместным императивом: если раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, то теперь мировая экономика превращается в самостоятельный субъект, действующий на поле национальных государств;

— коммуникационная "революция", как следствие — всеобщая информационная взаимосвязь стран, регионов, народов всего мира в любой сфере общественной жизни, и т.д.

Дискуссии о зарождении глобализации находят свое продолжение в спорах о дефинициях данного феномена. Во-первых, глобализацию понимают как противоречивый, но объективный процесс роста интернационального единства технологий, экономик и культур человечества.

Противоречивость глобализации объясняется сосущестованием двух противоположных тенденций: универсализации мира и его

фрагментации. Дж. Розенау предложил даже специальный термин, отражающий оба процесса, — "фрагмегративность" (как одновременное действие фрагментации — fragmegrative и интеграции — integration)4.

Западные исследователи, например такие, как Б. Барбер и А. Ротфельд, полагают, что именно сосуществование центробежных и центростремительных процессов определяет структуру современного глобализирующегося мира. Так, центробежный процесс проявляется в поляризации доходов в мировом масштабе (ведь основную часть преимуществ от глобализации получили страны "золотого миллиарда"5), а центростремительный — в объединении развитых стран в рамках различных организаций6 с целью сохранения существующего статус кво. Странам, не попавшим в категорию развитых, но при этом составляющим абсолютное численное большинство и обладающим ресурсами, грозит роль сырьевых колоний, что в свою очередь также стимулирует их к организационным объединениям7.

Кроме того, резкая дифференциация материальных благ в мировом масштабе порождает конфликты на различных уровнях — региональном, национальном, интернациональном, межконфессиональном, межклассовом и т.д. Будучи плохо управляемыми, они имеют тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно участвует в конфликте, но и всем, живущим на Земле.

Стоит отметить, что концепция "золотого миллиарда" имеет как сторонников, так и противников. Например, характеризуя концепцию как "антихристианскую", "порождающую агрессивность", как "новую глобальную фашистскую идеологию, которая может побудить к самым разрушительным действиям", известный отечественный исследователь С. Кара-Мурза рассматривает ее как утопию, порожденную в ответ на нынешний общий кризис индустриализма и индустриальной цивилизации. Кара-Мурза полагает, что философской основой этой утопии является пессимистический индивидуализм, разрыв общинных связей человеческой солидар-

4 Rosenau J.N. New Dimention of Security: The Interaction of Globalizing and Localizing Dynamics // Security Dialogue. 1994. Sept. Vol. 25. Р. 255—282.

5 "Золотой миллиард" — словосочетание, означающее население развитых стран, таких стран, как США, Канада, Западная Европа, Япония, Израиль, с достаточно высоким уровнем жизни в условиях ограниченности ресурсов. Численность суммарного населения данных стран к началу третьего тысячелетия составляет миллиард.

6 В частности, в Организацию экономического сотрудничества и развития, включающую 30 стран Европы и мира: США, Япония, страны ЕС и т.д.

7 В частности, Движение неприсоединения, Лига арабских государств, Организация Африканского единства и т.д.

ности, отказ от этики религиозного братства и коллективного спасения8.

Этой же позиции (согласно которой концепция "золотого миллиарда" — теоретический конструкт, не более того) придерживается еще один отечественный исследователь — Ю.В. Шишков. Он считает глубоким заблуждением представления о том, что рыночный механизм и главная его составляющая — конкуренция работают только на благо сильнейших субъектов хозяйственной жизни. Шишков пишет следующее: "Мировая практика показывает, что те развивающиеся страны, которые активно включаются посредством мирового рынка в международное разделение труда, отличаются высокими темпами экономического роста и соответственным повышением жизненного уровня населения. Разумеется, из этой закономерности, как и из любого правила, есть исключения, которые используются антиглобалистами для разжигания страстей"9.

В этом контексте встает вопрос: есть ли альтернативы рыночной глобализации экономики? Если проанализировать общемировую историю, то можно выделить два варианта. Первый — изоляция мирового рынка и существование в автаркии. Второй — замена глобального рыночного механизма более справедливым, обеспечивающим перераспределение мирового дохода в пользу отсталых стран. Были попытки реализации этих вариантов, однако закончились они неудачно. В итоге можно сделать вывод, что "рынок — далеко не идеальный регулятор экономических и социальных процессов. Он не лишен серьезных изъянов. Но ничего лучшего история не изобрела"10.

Завершая анализ первой дефиниции глобализации как объективного неизбежного процесса, мы делаем следующий вывод: если исходить из указанного определения, то дискуссии о пользе или вреде глобализации, о том, противостоять ей или не противостоять, кажутся бессмысленными. В этом случае борьба с глобализацией напоминает борьбу с ветряными мельницами.

Во-вторых, "глобализацию" рассматривают как "характерную для этапа позднего капитализма социально-экономическую, политическо-идеологическую форму глобальной гегемонии корпоративного капитала"11. Последний персонифицируется с элитой вышеупомянутых стран "золотого миллиарда". Глобальная власть капитала имеет следующие особенности:

8 Кара-Мурза С. Концепция "золотого миллиарда" и Новый мировой порядок // http://www.antiglobalizm.org/antiglobalism/gold2.html

9 Шишков Ю.В. Глобализация и антиглобализм в современном мире // http:// www.rus-stat.ru/index.php?vid=1&id=43&year=2003

10 Там же.

11 Бузгалин А. Основные "пласты" глобализации и ее конфликтогенный потенциал // http://www.intertrends.ru/two/003.htm#note1

— тотальный рынок как пространство борьбы ТНК, на котором отсутствует свободная конкуренция атомизированных предприятий;

— власть виртуального фиктивного финансового капитала, состоящего из гигантских финансовых пузырей, ставших следствием спекуляций в развитых странах, и форм финансового подавления стран "периферии" и "полупериферии";

— монополизация развитыми странами ключевых ресурсов развития — оригинальных технологий и знаний, высококачественной рабочей силы и т.п.;

— глобальное политическое и идеологическое манипулирование, информационные войны.

При этом глобальный рынок отслеживает поведение правительств точно так же, как он наблюдает за бухгалтерскими балансами крупнейших корпораций. Если национальное правительство демонстрирует успешные результаты своей работы, оно вознаграждается дополнительным объемом привлеченных инвестиций. Если инвесторы посчитают, что национальное правительство допустило уже достаточное количество ошибок, то капитал уходит из страны так же быстро, как пришел.

Известный в России исламский политолог и общественный деятель Гейдар Джемаль в статье «"Золотой миллиард" — это миф» подчеркивает: "Глобализация — это процесс захвата политической власти транснациональной финансовой олигархией и связанной с ней международной бюрократией. В том случае, если этот процесс будет доведен до конца, национальные суверенитеты будут демонтированы, а демократические права и свободы — упразднены"12.

Эту идею продолжает О. Маслов, полагающий, что в современном мире национальное государство производит впечатление "лишь нелепой преграды для глобальных транснациональных сетей"13. Стимулируя развитие экономики принимающих стран, транснациональные корпорации (ТНК) используют свой экономический потенциал для давления на политику стран—импортеров капитала, часто нанося ущерб национальным интересам последних, допускают налоговые и коррупционные злоупотребления, отказываются принимать местную юрисдикцию, требуя особых льгот и привилегий, и т.п.

Деятельность ТНК характеризуется следующим противоречием: с одной стороны, они кровно заинтересованы в дальнейшей либерализации и демократизации мирового экономического про-

12 Цит. по: Маслов О. Конкуренция глобальных Проектов: "Вашингтонский консенсус" ув "Пекинский консенсус" // http://www.polit.nnov.ru/2009/01/06/ gistpewashpгoj2/

13 Маслов О. Глобализация — вызов России (Россия и глобализация в высказываниях современников) // http://www.polit.nnov.ru/2009/08/13/globalizationRu/

странства, с другой — законы свободного рынка, действующие в глобальном масштабе, не работают внутри ТНК, где фактически реализуется плановое хозяйство, устанавливаются внутренние цены, определяемые стратегией корпорации, а не рынком. Данное противоречие характерно и для процесса глобализации, движущей силой которого, с одной стороны, является либерализация и интернационализация, а с другой — желание перераспределения сфер экономического влияния и установления нового экономического порядка в мире14.

В-третьих, существует понимание глобализации как результата возобладавшего на Западе и распространяемого на остальные страны экономического либерализма. Исходя из этих теоретико-методологических позиций, отечественный исследователь В.П. Да-ниленко определяет глобализацию как "политику, которая направлена на культурное доминирование какой-либо страны или нескольких стран в мире. Ее творцами являются конкретные политические деятели, которые опираются на определенную идеологию (теорию) — глобализм или мондиализм. Такими политиками были, например, Александр Македонский и Чингисхан, Наполеон и Адольф Гитлер"15.

Западные исследователи С. Хантингтон, Г.П. Мартин, Г. Шуман, П. Бергер рассматривают глобализацию как распространение демократических принципов, моделей, ценностей, институтов. Однако, как мы видим, если, по мнению западных исследователей, такая вестернизация способствует снижению конфликтов и большей гомогенности мира, управляемого из единого центра, то российские исследователи отождествляют политику неолиберальной глобализации с концепцией построения однополюсного мира, обладающего огромным конфликтогенным потенциалом. В России очень популярна точка зрения, согласно которой неолиберальная глобализация (как форма неуправляемого, исторически объективного процесса глобализации) превратилась в институционально оформленный и сознательно направляемый процесс.

С этой точки зрения основными проводниками неолиберальной глобализации являются развитые страны Запада и контролируемые ими ведущие международные экономические организации: Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Всемирный банк. Эти организации отстаивают следующие положения "Вашингтонского консенсуса":

14 Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // http://www.cfin.ru/press/management/2000-3/13.shtml

15 Даниленко В.П. Глобалистская картина мира, или глобалистика, глобализм, антиглобализм, глобализация и антиглобалистская борьба // http://www.islu.ru/ ёапйепко/агйс^^оЪ.Мт

— полное отсутствие участия государственных структур в экономических процессах страны;

— минимальный, стремящийся к нулевому, уровень налогов;

— либеральная таможенная политика, призванная упростить доступ импорта на внутренний рынок;

— равные или даже более предпочтительные условия для работы внутри страны иностранных субъектов экономической деятельности от предприятий малого и среднего бизнеса до крупных ТНК;

— равный или даже предпочтительный доступ иностранных инвесторов к приватизации отечественных предприятий любого характера вплоть до стратегического уровня и независимо от их прибыльности, и т.д.

Нельзя не согласиться с отечественным исследователем И.И. Федоровым, который полагает, что «в основе либерально-рыночной экономики лежит идеология выгоды, индивидуальной или корпоративной. В данном случае расширение географии применения принципов "Вашингтонского консенсуса" отвечает прежде всего интересам спонсоров этого процесса. Полезность же этого процесса для стран, становящихся объектом подобной экономической политики, вызывает серьезные сомнения»16. Эту точку зрения разделяет и профессор-африканист из США Деннис Брутус, считающий, что глобализация действует по принципу "profits before people" (прибыли важнее людей). По его оценке, с распространением глобализации из социальной жизни уходят человеческие ценности, деньги верховенствуют над моралью17.

Несостоятельность неолиберального глобализма очевидна. Так, финансовый кризис 1997—1999 гг. в Юго-Восточной Азии выявил, что в распоряжении международных фондов сегодня сосредоточены столь крупные финансовые ресурсы, что их хватит, для того чтобы в одночасье обрушить экономику любой, даже самой развитой страны. Как следствие произошло ослабление "Вашингтонского консенсуса" и усиление "Пекинского консенсуса". Если первый "осчастливил одних банкиров", то второй должен работать в интересах простых людей. Цель китайской модели — рост при сохранении независимости; отличительные черты — решительное стремление к инновациям и экспериментам (специальные экономические зоны), защита государственных границ и интересов, накопление инструментов асимметричной силы (в виде мощных валютных резервов) 18.

16 Федоров И.И. Глобализация как вид либерализма и Россия // http://articles. excelion.ru/science/em/25608381.html

17 Култыгин В. Незападные концепции глобализации // http://nologo. su/2008/04/16/vladimir-kultygin-nezapadnye-koncepcii-globalizacii/

18 Маслов О. Конкуренция глобальных Проектов: "Вашингтонский консенсус" vs "Пекинский консенсус" // http://www.polit.nnov.ru/2009/01/06/gistpewashproj2/

В-четвертых, глобализацию можно рассматривать как концепцию, выдвинутую в научном сообществе для объяснения возникших в мире явлений и проблем. Поскольку современный финансовый кризис явился детищем глобализации мировой экономики, сейчас против нее направлено много гнева и критики. Основная идея концепции глобализации состоит в том, что комфортные условия жизни невозможно обеспечить всем обществам и всем слоям населения. Фактически концепция "глобализации легитимизирует не только социальное неравенство в современном мире, но и отказ от борьбы за достижения социального равенства и в будущем"19.

В то же время концепция глобализации создала новые условия для развития критической мысли. Наиболее убежденными сторонниками необходимости покончить с разрушительными проявлениями глобализации стали участники антиглобалистского движения, активистами которого являются средние городские слои стран так называемого "золотого миллиарда", а вовсе не пострадавшие от глобализации граждане беднейших стран.

Самой известной и авторитетной в антиглобалистском движении считается Ассоциация за налогообложение финансовых операций для помощи гражданам (АТТАК) — организация, ставшая институциональной основоположницей антиглобализма и получившая известность своей пропагандой введения налога Тобина20. Помимо АТТАК существует множество других антиглобалистских организаций, выступающих против коррупции, капитализма, государства, войны, против устоев общества в целом и т.д. Кроме различных целей антиглобалистские организации дифференцируются и по методам борьбы — от форумов и мирных демонстраций до хакер-ских атак, незаконного захвата офисов и других помещений, сопровождающихся насилием (погромы ресторанов "Макдоналдс") и вооруженных выступлений (сапатистское движение в Мексике).

В декабре 1999 г. разъяренные толпы едва не сорвали проводившийся в Сиэтле (США) форум государств—участников ВТО. С тех пор почти каждую международную встречу политиков, так или иначе связанную с глобализацией, сопровождают не только мно-

19 Култыгин В. Указ. соч.

20 Отсюда и название ассоциации: "Action pour une taxe Tobin d'aide aux citoyens" (АТТАС), что в переводе с французского означает: "За введение налога Тобина в помощь гражданам". Джеймс Тобин — американский экономист, лауреат Нобелевской премии. В 1972 г. подсчитал, что если обложить налогом в 0,1% все проведенные финансовые операции, то ежегодно можно получать 166 млрд долл. дополнительного дохода. Эту сумму Тобин предлагал передать международным организациям, альтернативным ныне действующим крупным международным финансовым институтам (МВФ, Всемирный банк и др.) для борьбы с неравенством и бедностью, для развития образования и подъема экономики отсталых стран.

готысячные демонстрации антиглобалистов, но и погромы. Туда, где проходят встречи представителей мировых держав, съезжаются тысячи протестующих разных национальностей. Среди них не только истинные противники глобализации, но, как в результате выясняется, немало обыкновенных любителей бить витрины магазинов, банков, офисов особо ненавистных транснациональных корпораций, прославившихся нарушением трудовых прав работников, загрязнением окружающей среды и т.п.

Однако помимо передовых отрядов, сражающихся с полицией и составляющих почти обязательный компонент всех наступательных радикальных политических движений есть в "антиглобализме" и размышляющая, думающая составляющая, есть масса дискуссионных и даже исследовательских групп, проходит множество семинаров и конференций, выходит огромное количество периодических и разовых публикаций21.

При этом огромную роль в распространении антиглобализма играет интернет и другие информационные и сетевые технологии. Сапатисты в Мексике, безземельные крестьяне в Бразилии и аналитики из "Монд дипломатик", инициировавшие создание АТТАК, работают и действуют благодаря интернету; всемирные социальные форумы были организованы главным образом через интернет; знаковые акции в Сиэтле своим успехом во многом обязаны интернету и мобильным телефонам.

Главная промежуточная цель антиглобалистского движения — это формирование глобального гражданского общества, которое охватывает совокупность негосударственных некоммерческих участников мирополитического взаимодействия, таких как международные неправительственные организации; независимые СМИ; экспертные сообщества; организации, представляющие интересы частного сектора (бизнес-ассоциации); частные лица, действующие вне институциональных рамок (чаще всего в данном качестве выступают лидеры общественного мнения, такие, как один из апологетов антиглобализма Ноам Чомски) или реализующие свои интересы через созданные ими бизнес-структуры, НПО и социальные движения (Билл Гейтс, Джордж Сорос, Усама бен Ладен).

Противоположные оценки сущности антиглобализма являются следствием множества подходов к пониманию глобализации. Если российские коммунисты и красно-коричневые считают, что антиглобализм — это борьба против западного понимания свободы и за воскрешение былой мощи советской державы, то западные антиглобалисты, такие как канадская писательница Н. Клейн или итальянский философ Т. Негри, считают антиглобализм борьбой

21 Тупикин В. Заметки на полях программы Европейского социального форума // http://www.soviethistory.ru/socialism/a-8.html

за свободу и демократию для всех людей, борьбой с давлением монополистов и всемирной эксплуатацией22. Стоит подчеркнуть, что эта борьба не имеет своей целью захват политической власти.

Выделяют следующие основные особенности антиглобализма в современных условиях: его социально-политическую незрелость, сетевой характер организации; отсутствие традиционной пирамидальной иерархии; неоднородность; стихийный характер проявлений. Эти особенности становятся основным объектом критики со стороны анархистов и марксистов, которые полагают, что данное движение не является эффективным в борьбе против капитализма, а также намекают на некоторую ангажированность лидеров движе-ния23. Более яростным обвинениям антиглобалисты подвергаются со стороны неолибералов, которые их критикуют за стремление остановить "объективный процесс развития цивилизации" (читай — "глобализацию").

Однако критика антиглобализма со стороны либералов, анархистов, марксистов и пр. не мешает становиться ему все более значимым политическим общественным движением и иметь все больше сторонников. На наш взгляд, выступления антиглобалистов (но не погромы, учиняемые их экстремистским крылом!), которые привлекают внимание к противоречиям глобализации, полезны в той же мере, в какой оппозиция полезна в любом демократическом обществе.

В этой связи нельзя не согласиться с распространенным мнением профессора экономики Дж.Д. Сакса: "Если одни страны — Сингапур, Тайвань, Корея, Чили и др. — стали гораздо богаче за последние 25 лет с помощью экономической стратегии, основанной на росте экспорта и участии в глобальной экономике, для других глобализация — это проклятие, ибо глобализация обрекает бедные страны на все большее и большее отставание от остального мира"24.

Альтернатив глобализации действительно нет: этот процесс объективен. Страны и народы никогда не вернутся к доглобаль-ному, свободному от взаимовлияния жизненному состоянию, подобно тому как настоящее не вернется к прошлому: их движение возможно лишь по единственному пути — пути углубления и упрочения глобального взаимовлияния, а не самоизоляции и отступления от общечеловеческих магистралей. Но мы не согласны с тем, что единственно возможной экономической, политической и ду-

22 Просперо Т. Антиглобализм — новая тема споров антифашистов // http:// nologo.su/2008/03/19/tprospero-antiglobalizm-novaya-tema-sporov-antifashistov/

23 Существуют доказательства получения АТТАК и другими организаторами Европейского социального форума в Париже денежной помощи от французских властей.

24 Сакс Дж.Д. Противоречия глобализации // http://www.ng.ru/economics/2000-10-11/4_globe.html

ховной формой этого процесса является нынешнее всевластие "глобальных игроков".

Антиглобализм как социальное движение и идеологическая концепция будет развиваться по мере нарастания противоречий, порождаемых современной глобализацией, и формирования субъекта антиглобализма. При этом стоит подчеркнуть, что антиглобализм направлен не против глобализации как таковой, а против преобладающей неолиберальной формы глобализации (конкретнее — против международных финансовых организаций, правительств ведущих государств, а также ТНК). Переустройство международного экономического порядка, которое уже стучалось в дверь мировой политики в 70-е гг. XX в., сегодня вновь на повестке дня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // http://www.cfin.ru/press/management/2000-3/13.shtml Бузгалин А. Основные "пласты" глобализации и ее конфликтогенный потенциал // http://wwwintertrends.ru/two/003.htm#note1

Даниленко В.П. Глобалистская картина мира, или глобалистика, глобализм, антиглобализм, глобализация и антиглобалистская борьба // http:// www.islu.ru/danilenko/articles/glob.htm

ИвановД.В. Эволюция концепции глобализации // http://www.soc.pu.ru/ publications/pts/ivanov_3.shtml

Кара-Мурза С. Концепция "золотого миллиарда" и Новый мировой порядок // http://www.antiglobalizm.org/antiglobalism/gold2.html

Кефели И.Ф. Проблемы формирования идеологии гуманизма в условиях глобализации // http://nologo.su/2008/01/09/if-kefeliproblemy-formirovaniya-ideologii-gumanizma-v-usloviyax-globalizma/

Култыгин В. Незападные концепции глобализации // http://nologo.su/ 2008/04/16/vladimir-kultygin-nezapadnye-koncepcii-globalizacii/

Маслов О. Конкуренция глобальных Проектов: "Вашингтонский консенсус" vs "Пекинский консенсус" // http://www.polit.nnov.ru/2009/01/06/ gistpewashproj2/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Просперо Т. Антиглобализм — новая тема споров антифашистов // http://nologo.su/2008/03/19/tprospero-antiglobalizm-novaya-tema-sporov-antifashistov/

Сакс Дж.Д. Противоречия глобализации // http://www.ng.ru/economics/ 2000-10-11/4_globe.html

Тупикин В. Заметки на полях программы Европейского социального форума // http://www.soviethistory.ru/socialism/a-8.html

Федоров И.И. Глобализация как вид либерализма и Россия // http:// articles.excelion.ru/science/em/25608381.html

Шишков Ю.В. Глобализация и антиглобализм в современном мире // http://www.rus-stat.ru/index.php?vid=1&id=43&year=2003

Rosenau J.N. New Dimention of Security: The Interaction of Globalizing and Localizing Dynamics // Security Dialogue. 1994. Sept. Vol. 25.

4 ВМУ, социология и политология, № 4

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.