Научная статья на тему 'Заочное образование России в условиях социокультурных перемен'

Заочное образование России в условиях социокультурных перемен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыкова Деляра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заочное образование России в условиях социокультурных перемен»

РАЗДЕЛ XI РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ

УДК 378.08

Д. М. Садыкова

ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПЕРЕМЕН

На фоне общих изменений в российской социокультурной среде, оказавших наиболее существенное воздействие на систему заочного обучения, следует признать, что к началу 1990-х годов система высшего образования СССР, имевшая давние традиции и большой потенциал, оказалась в кризисном состоянии. Серьезные проблемы выявились в сферах организации и качества преподавания, комплектования кадрами и учебниками, финансирования и т. д. Данный кризис стал особенно заметным в связи с провалом попыток модернизации, предпринятых в годы «перестройки», когда Россия потеряла более 200 тысяч (7%) от общего контингента будущих специалистов. В итоге, разрушение прежних механизмов воздействия государства на высшую школу привело к известной деградации как общей культурной среды России, так и высшей школы, в которой только каждый десятый учится с интересом.

Обращение к документам начала 1990-х годов показывает, что в данной ситуации резко возросло внимание к заочной форме обучения, прежде всего, со стороны руководителей высшей школы.

К сожалению, последовательное реформирование высшей школы фактически не состоялось. Анализ показал, что оно в основном следовало за текущей практикой, а принятые профильные законы имели серьезные пробелы. В частности, наименее совершенным в это время оказалось регулирование сферы высшего заочного образования. В рамках периода не удалось решить много проблем, к примеру, определить соотношение заочного и дистанционного обучения. В первую очередь это было связано с неопределенностью в регулировании практики предоставления образовательных услуг на коммерческой основе, получившей наибольшее применение именно в сфере заочного обучения.

Проведенный анализ показал, что «коммерческая» деятельность, активно осуществлявшаяся возникшими с 1993-1994 гг. негосударственными вузами, серьезно ускорила процесс коммерциализации государственных вузов и в условиях хронического недофинансирования стала важнейшим фактором, обеспечившим сохранение высшей школы России. Как показывают статистические данные, после своего появления в начале 90-х годов они обеспечивали почти половину спроса на платные образовательные услуги.

А в 2000 г. был пройден и символический рубеж - доля платных мест превысила 50% (она составила 54,6%). То есть, высшее образование в России стало преимущественно платным.

Соответственно, опираясь на растущий спрос на высшее образование, с середины 90-х гг. высшая школа в основном выбирается из глубокого кризиса и, в целом, адаптируется к сложившейся социально-экономической и политической ситуации. Намечается тенденция роста численности вузов, контингента студентов. Существенным фактором в рамках рассматриваемого периода явилась универсализация вузов и значительное расширение числа специальностей (в среднем вдвое), по которым осуществлялась подготовка специалистов в отдельно взятом учебном заведении. Это было связано с востребованностью в условиях рынка многих новых специальностей, а также с набиравшей силу борьбой за студенческие контингенты. Вместе с тем, данный процесс был скорректирован общим ходом рыночных реформ. Отмечая неудачи реформирования реальной экономики, следует подчеркнуть, что в высшей школе наибольшую популярность в это время приобрели специальности экономического, юридического, управленческого профиля. При этом в силу ограниченной платежеспособности потребителей образовательных услуг и значительного роста значимости получения второго высшего образования, в основном это стимулировало развитие заочной формы обучения.

Между тем, одна из главных задач, которая была поставлена реформами 1990-х годов перед вузами, состояла в создании системы профессиональной подготовки, гибко реагирующей на конъюнктуру рынка труда, стремление людей к самообразованию.

Рассматривая факторы, обусловившие актуализацию заочного образования, еще раз отметим, что основное значение для высшей школы приобрели процессы формирования образовательного рынка и его конъюнктура. Отвечая на их требования, вузы должны были отказаться от применения прежних неподвижных организационных форм, создать и отработать новые модели обучения. Выход из кризиса был в основном связан с деятельностью по развитию платного образования, прежде всего, на заочных отделениях. При этом в процессе адаптации к рынку вузы существенно видоизменили организацию своей работы, новые формы которой явились своеобразным компромиссом, следствием стихийного согласования интересов вузов, студентов-заочников и работодателей, которых в целом не устраивал льготный режим, созданный государством для лиц, обучающихся без отрыва от основной трудовой деятельности,

В данной ситуации в вузах стремительно росли специализированные структурные подразделения, организующие работу ОЗО, возникали особые фонды на основе поступлений платежей за обучение. Помимо прежде известной должности проректора по 30, в вузах стали создаваться дополнительные структуры, в частности, специальные отделы, выступавшие в качестве

координирующего звена между ректоратами, деканатами, представительствами и отделениями 30, а затем и должности проректоров (помощников ректора) по дистанционному образованию (филиалам и пр.). Большую роль в расширении коммерческой деятельности вузов на 030 сыграли непосредственно факультеты вузов.

Важнейшими и наиболее распространенными конструктивными элементами системы непрерывного заочного обучения в это время явилась организация учебно-консультационных пунктов, затем представительств и, наконец, филиалов, отразившая движение вузов непосредственно к потребителю. При этом утверждение новых структур означало перенесение всего образовательного процесса на места, развитие различных форм сотрудничества с местными образовательными структурами, создание комплексов «общеобразовательная школа — колледж - вуз».

Актуализация заочного образования была обусловлена заинтересованностью вузов в более активном использовании данной формы обучения для решения собственных проблем, связанных с их стремлением к расширению общего контингента студентов. В условиях «перестройки» и последующего роста внимания к сфере образования со стороны российского руководства, общие требования к квалификационным качествам специалистов, уже работающим на производстве, существенно возросли и в вузы потянулись «взрослые» студенты.

Возросшее внимание к заочному образованию в полной мере выявил состоявшееся 5-12, апреля 1992 г. в Подмосковье совещание-семинар проректоров отделений заочного обучения из 87 педагогических вузов России. Принятые проректорами рекомендации полностью подтверждают вывод о приоритетном развитии заочного обучения, наметившемся со второй половины 80-х годов. В частности, Министерству образования РФ рекомендовалось:

- предоставить право вузам определять план приема, утверждаемого министерством;

- разрешить приемным комиссиям самостоятельно определять порядок конкурсного и внеконкурсного зачисления (в том числе и по собеседованию) на заочных отделениях;

- предоставить право приемным комиссиям придерживаться регионального принципа комплектования контингента заочного отделения, предусматривающего поступление студентов в ближайший вуз;

- предоставить право вузам самостоятельно распоряжаться средствами, получаемыми в результате приема на договорной основе или от частичной компенсации затрат на обучение;

- нормативные документы, регламентирующие прием, высылать в институты не позднее 10 января данного учебного года;

- приравнять коэффициент соотношения числа студентов, приходящихся

на одного преподавателя, к аналогичному коэффициенту для дневных отделений;

- профинансировать программу деятельности УМО, а также обеспечить учебной литературой и учебно-программным материалом студентов-заоч-ников;

- увеличить продолжительность учебных отпусков, установить оплату учебно-установочных сессий;

- решить вопрос о предоставлении студентам, обучающимся без отрыва от производства, право оплачиваемого преддипломного отпуска до 4 месяцев.

В свою очередь, педагогическим вузам России, по мнению участников совещания, следовало:

-считать педагогическую практику студентов-заочников важнейшей формой профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических работников, организацию и проведение педпрактики осуществлять совместно с институтами повышения квалификации за счет средств, выделяемых на повышение квалификации;

- освободить студентов, защищающих дипломную работу, от всех государственных экзаменов;

- активизировать работу с территориальными органами управления образованием и администрациями краев, областей и республик в составе Российской Федерации по социальной защите учителей, обучающихся без отрыва от производства.

Таким образом, совещание продемонстрировало вполне последовательный курс на защиту финансовых интересов вузов, а также на социальную защиту студентов заочной формы обучения.

Кроме этого, уже в начале рассматриваемого периода, рост значения заочного образования нашел свое косвенное отражение в волне переименований и реорганизаций, затронувшей крупнейшие отраслевые заочные институты.

Заключение

Таким образом, изменения в социально-культурной среде России оказали существенное влияние на российскую систему высшего заочного образования. Во-первых, высшее заочное образование прошло глубокий кризис, вызванный падением престижности образования и недофонансированием вузов. Во-вторых, оставшись без достаточного государственного финансирования высшее образование адаптировалось к предоставлению «образовательных услуг» по востребованным специальностям, приоритетно развивая заочную форму для нового сегмента потребительского рынка. В-третьих, следуя за социально-культурной сферой, заочное образование сумело структурно преобразиться и приблизившись к потребителю образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.