ПРОРЕКТОРЫ. ДЕЛОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Г.С. Панова
проректор по дополнительному профессиональному образованию
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
Институты дополнительного профессионального образования Финансовой академии при Правительстве РФ — Институт профессиональной подготовки (ИПП) и Институт повышения квалификации (ИПК) — организационно сформировались в январе 2001 г.
Финансовая академия при Правительстве РФ, занимающая ведущее место в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов для экономической и финансово-банковской сферы, всегда уделяла большое внимание послевузовской подготовке специалистов.
Созданный в 1977 г. специальный факультет при Московском финансовом институте для подготовки высококвалифицированных кадров по международным валютным, кредитным и расчетным отношениям с контингентом обучающихся
50 человек в год в 1992 г. был преобразован в Институт переподготовки и повышения квалификации кадров по финансовобанковским специальностям (ИППК) со среднегодовым
контингентом почти 3000 слушателей.
За период с 1977 по 2000 г. на спецфакультете и в ИППК прошли профессиональную переподготовку и повысили свою квалификацию свыше 10 тыс. человек, в том числе 2340 студентов получили диплом о втором высшем образовании. При этом только в 2000/01 учебном году ИППК (а с 1.01.2001 — ИПП) закончили 848 студентов, получив государственный диплом о высшем профессиональном образовании.
*
Автор выражает признательность С.А. Пятиной, А.Г. Коломийцеву, А.С. Федюнину за помощь в подготовке этого материала.
% Институт профессиональной подготовки (ИПП)
(с 1996 по 2000 г. — отделение высшего образования ИППК).
Осуществляет обучение специалистов, имеющих высшее образование, по сокращенным и ускоренным программам с целью получения ими высшего образования по профилю Академии по следующим специальностям: «Финансы и кредит» (специализации: банковское дело, финансовый менеджмент, ценные бумаги и биржевое дело, страхование, оценка собственности), «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет и аудит», «Мировая экономика».
ИПП исходит из необходимости подготовки высококвалифицированных кадров по финансово-банковским специальностям, способных профессионально анализировать проблемы, правильно принимать решения и прогнозировать их последствия, грамотно осуществлять банковский и финансовый менеджмент в условиях перехода России к рыночной экономике.
Передовая часть бизнесменов, банкиров, финансистов стремится получить второе высшее образование, с тем чтобы стать настоящими профессионалами, способными эффективно работать в условиях новой модели хозяйствования.
ИПП осуществляет подготовку студентов по двум формам обучения: очно-заочная (вечерняя) и заочная. Учебные программы рассчитаны на трехлетний срок обучения.
В 2000 г. контингент обучающихся составил 2073 студента, что превысило уровень предыдущего года, несмотря на последствия августовского кризиса 1998 г. и возросшую конкуренцию на послевузовском образовательном рынке и в самой Финансовой академии (Институт государственной службы, развитие программ дистанционного обучения, Институт профессиональной оценки, Московский финансово-экономический институт, Международная финансово-банковская школа, Международный научно-
консультационный центр и др.).
Контингент Института профессиональной подготовки
2500 2000 1500 1000 500 0
Ксл-во 1996 1998 2000
чел ЩВечергее стделете
цЗаонне стделете
В 2001 г. контингент студентов по сравнению с прошлым годом несколько снизился, что было связано со значительным повышением платы за обучение. Несмотря на это, план приема студентов на 1-й курс был перевыполнен. В 2001/02 учебном году на вечернее отделение ИПП (начало обучения 1.09.01) зачислены 400 студентов (превысив в два раза плановые показатели). На заочное отделение с 1.10.01 были зачислены 109 студентов, что также выше, чем планировалось.
Стоимость обучения в ИПП (вечерняя форма 4700 долларов, заочная — 3800 долларов за весь срок обучения) — самая высокая в Финансовой академии среди подразделений, занимающихся подготовкой специалистов по программам второго высшего образования.
Весной текущего года мы настаивали на недопустимости снижения оплаты обучения в наших институтах, и практика показывает, что были правы. Но на перспективу считаем недальновидным продолжать обучение студентов в разных подразделениях ФА по программам второго высшего образования. Необходимо устранить внутреннюю ценовую конкуренцию и добиться единства в предлагаемых учебных программах и планах.
Анализ показателей эффективности работы ИПП (ранее ИППК) за последние несколько лет показал, что соотношение контингента студентов по срокам, специальностям и специализациям существенно меняется. Можно выделить несколько основных причин этих изменений.
Ф На протяжении последних лет наблюдалась тенденция к увеличению контингента обучающихся студентов по программам второго высшего образования, реализуемым в Финансовой
академии с 1996 г. Контингент студентов ИПП в 2001 г. составил 2200 человек против 393 в 1996 г., т.е. вырос более чем в пять раз. Это объясняется повышением требований к специалистам со стороны работодателей, особенно после августовского кризиса 1998 г., когда возросла безработица, а также стремлением абитуриентов получить престижный диплом Финансовой академии.
В настоящее время в ИПП обучаются представители руководства Счетной палаты, Министерства финансов, Внешэкономбанка, депутаты Государственной Думы РФ, члены кабинета министров московского правительства, руководители предприятий,
организаций, банков. Среди них есть кандидаты и доктора наук по неэкономическим специальностям.
® В связи с кризисом банковской системы 1998 г. уменьшился контингент слушателей, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» специализации банковское дело, одновременно увеличился контингент слушателей по специализации финансовый менеджмент и специальности «Бухгалтерский учет и аудит». Профессиональная направленность занятий определяется лекторским составом, который укомплектован
высококвалифицированными кадрами.
Занятия в ИПП ведут профессора и доценты Финансовой академии и других вузов, ученые Российской академии наук (ИМЭМО, Институт востоковедения, Институт Западной Европы, Институт Дальнего Востока), высококвалифицированные практики из Центрального банка России и коммерческих банков, Министерства по налогам и сборам РФ, Арбитражного суда, страховых компаний, аудиторских фирм и др. Подавляющее большинство членов государственных экзаменационных комиссий — практики.
© Характерной особенностью последних лет является появление большого количества вузов, занимающихся подготовкой специалистов по специальностям «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», причем преобладают непрофильные учебные заведения. В ИПП уже нередки случаи приема на обучение выпускников вузов с квалификацией «экономист». Через несколько лет, видимо, придется столкнуться с перепроизводством специалистов с высшим образованием по некоторым из тех специальностей, по которым ведется подготовка студентов в Финансовой академии.
Поэтому в настоящее время на первое место выходит проблема качества. В связи с этим главной задачей всех работников ИПП является совершенствование подготовки квалифицированных
специалистов, ликвидация функциональной неграмотности на основе повышения научно-практического и методического уровня преподавания.
В части методического обеспечения учебного процесса в ИПП необходимо отметить, что в текущем учебном году впервые все учебные курсы обеспечены методическими материалами (учебными программами, пособиями, методическими указаниями и т.п.). Вместе с тем мы считаем (и эта позиция нашла поддержку на заседании постоянно действующей методической комиссии ФА в октябре с. г.), что это лишь начало большой работы по обеспечению учебного процесса необходимыми методическими разработками. Дело в том, что существующие методические материалы ориентированы в основном на студентов с пятилетним сроком обучения, получающих первое высшее образование. Поэтому необходимо продолжить работу по адаптации существующих и подготовке новых учебных программ и методических пособий, ориентированных на работу с подготовленной аудиторией, обучающейся по программам интенсивного освоения учебных дисциплин. В этой связи мы рассчитываем на понимание как со стороны преподавателей, так и со стороны руководства кафедр — в первую очередь ответственных от кафедр за работу в институтах ДПО, тем более что вопрос оплаты учебно-методических материалов для ИПП и ИПК решен положительно.
По нашему мнению, учебные программы для отделения второго высшего образования должны состоять из:
- тематического плана лекций с разбивкой по
- планов семинарских занятий часам, взятым из
- списка тем курсовых (дипломных) работ учебного плана
- развернутого списка рекомендуемой
литературы
- вопросов к экзамену (зачету)
Учебные программы и методические указания должны сдаваться кафедрами в методический отдел не позднее мая месяца для обеспечения учебного процесса следующего учебного года.
Особое внимание сегодня следует уделить качеству преподавания и дисциплине.
В текущем учебном году проведена большая работа по переводу всех преподавателей, в т.ч. и работающих в ИПП и ИПК на условиях почасовой оплаты, на кафедры! Встал вопрос об изменении учета
нагрузки преподавателей. Оформление преподавателей ФА на работу (по внебюджетной нагрузке) во всех подразделениях ФА в настоящее время централизовано. Схема взаимодействия подразделений Академии в организации этой работы выглядит следующим образом:
Учебная часть Координирует и контролирует работу кафедр (зав. кабинетами) по подготовке плановых и фактических данных о выполнении нагрузки преподавателями по бюджетной и внебюджетной части
Управление кадров На основании данных учебной части готовит приказы о зачислении/отчислении преподавателей
Бухгалтерия На основании приказа своевременно оплачивает выполненные работы
В условиях «переходного периода» планируем провести совещание в форме «круглого стола» с заведующими кафедрами и ответственными от кафедр за работу в институтах ДПО по всему блоку вопросов организации учебного процесса в ИПП и ИПК.
Кроме того, считаем необходимым активизировать работу по следующим направлениям:
■ проводить конференции по совершенствованию методики преподавания с учетом особенностей дополнительного образования;
■ углубить сотрудничество с другими учебными заведениями на договорной основе;
■ усилить индивидуальную работу преподавателей со слушателями и контроль за их самостоятельной работой, обеспечить более тесную увязку теоретической подготовки с профессиональными практическими знаниями;
■ активизировать интеллектуальный потенциал студентов, усилить научно-исследовательскую и научно-методическую работу на ИПП, опираясь на кафедры Финансовой академии при проведении научно-практических конференций, дискуссий, семинаров по актуальным научно-практическим проблемам финансово-банковской системы;
■ продолжить разработку учебных, научных, научно-практических и научно-методических проектов и программ (в т.ч. международных);
■ продолжить тесное сотрудничество с ЦБ РФ, Ассоциацией российских банков, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством по налогам и сборам, банками и другими заинтересованными организациями с целью более широкого охвата потенциальных студентов.
Этой работой ИПП занимается постоянно. Достаточно привести несколько примеров участия руководителей и преподавателей ИПП в научных дискуссиях и семинарах осенью текущего года:
5 октября «Круглый стол» в Институте Европы РАН на тему
«Долларовый навес и его влияние на экономику России»
19 октября «Круглый стол» «Кодекс корпоративного поведения:
реальные потребности российского бизнеса»
23 октября «Круглый стол» на тему «Деньги и регулирование
денежного обращения: теория и практика»
октябрь- Завершение НИР на тему «Разработка системы
ноябрь нормативов (параметров) инвестиционной
деятельности и контроля за ее реализацией коллективными инвесторами с государственным участием» для Минэкономразвития России 15 ноября Клуб банковских аналитиков
28-29 ноября Международная научная конференция к 55-летию ФА «XXI век: финансовый сектор экономики и проблемы подготовки специалистов»
Одновременно были подготовлены экспертные заключения: в Министерство экономического развития и торговли РФ на Концепцию государственной инвестиционной политики, в АРБ и Московский банковский союз — по совершенствованию банковской системы.
Институт повышения квалификации (ИПК)
(ранее - специальный факультет МФИ, с 1992 по 2000 г. - ИППК).
Образование нового структурного подразделения - Института повышения квалификации — было вызвано необходимостью расширить спектр предоставляемых образовательных услуг, призванных более полно удовлетворять потребности специалистов в получении знаний о новейших достижениях в экономической и
финансово-банковской сфере, передовом отечественном и
зарубежном опыте.
Одним из направлений работы Института повышения квалификации является разработка и реализация программ краткосрочного повышения квалификации кадров на семинарах сроком от одного дня до двух месяцев. Повышение квалификации способствует обновлению теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
За период, прошедший со времени создания института, была разработана тематика краткосрочных семинаров и проведены однодневные консультационные семинары «Единый социальный налог», «Налогообложение медицинских страховых организаций в свете второй части Налогового кодекса», 72-часовое обучение банковских работников по программе «Валютные операции коммерческих банков».
Институт повышения квалификации в 2001 г. активно участвовал в конкурсах, проводимых Московским фондом подготовки кадров в рамках «Межотраслевой программы подготовки кадров для рыночной экономики», по результатам которых получил право на реализацию проектов: «Обучение руководителей, специалистов предприятий и предпринимателей бухгалтерскому учету» и «Обучение сотрудников городской инфраструктуры управлению финансами». По проектам МФПК было обучено более 160 человек.
Важным направлением работы института является профессиональная переподготовка специалистов, цель которой — получение ими знаний, умений и навыков по дополнительным образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Институт повышения квалификации предлагает широкий спектр программ профессиональной переподготовки: «Финансовый
менеджмент», «Банковское дело», «Бухгалтерский учет и аудит», «Страхование», «Ценные бумаги и биржевое дело», «Налоги и налогообложение», «Оценка собственности», «Антикризисное
управление», «Экономическая аналитика». Срок обучения по
программам профессиональной переподготовки от одного года до полутора лет.
Обучение в Институте повышения квалификации осуществляется с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от
работы. Сроки и формы обучения устанавливаются в соответствии с потребностями заказчиков на основании действующих образовательных стандартов.
Специфика работы ИПК заключается в использовании слушателями учебы для решения своих практических задач. В итоге преподавание пересекается с консалтингом, что повышает привлекательность и эффективность профессионального образования, так как знания сразу применяются на практике.
Для успешной работы Института повышения квалификации необходимо найти свою «нишу» на рынке образовательных услуг, с этой целью необходимо провести:
■ серьезные маркетинговые исследования для выявления наиболее актуальных финансово-экономических проблем;
■ определить круг специалистов, заинтересованных в получении дополнительных знаний;
■ определить конкурентоспособный уровень цен на предоставляемые услуги.
В проведении таких исследований мы надеемся на успешное сотрудничество с центром маркетинга и информации Финансовой академии.
Большие надежды институт возлагает на научную и методическую помощь ведущих кафедр Академии, их участие в подготовке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
В планах Института повышения квалификации - наращивание усилий по дальнейшему развитию краткосрочного обучения с учетом требований и особенностей сегодняшнего и завтрашнего дня. Слушателям будет предложен более широкий спектр направлений краткосрочного повышения квалификации по наиболее актуальным аспектам проблем финансово-экономической сферы. Предполагается активно внедрять и другие формы интенсивного обучения - индивидуальное консультирование, одно-двухдневные семинары в Финансовой академии с последующей стажировкой как в нашей стране, так и за рубежом.