ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
УДК 331.5
В. В. КУЗНЕЦОВ, Н. В. ЛАПТЕВ, М.В. РЫБКИНА, И. С. БОЛЬШУХИНА, Д. А. КАЙМАКОВ
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Анализируются трудовые отношения, занятость населения в современных рыночных условиях России и перспективы в условиях постиндустриального развития.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, самозанятость, достижения развития СССР по пятилеткам, валовой внутренний продукт (ВВП), товаропроизводящие отрасли в условиях надвигающейся цифровой экономики.
Трудовые отношения представляют собой одну из наиболее важных сфер общественной жизни страны. Трудовой потенциал (экономически активное население), занятость населения являются важнейшими индикаторами, состояние которых позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований качества жизни населения в современных условиях и в ближайшем будущем. Повышение качества жизни является главной целью любого прогрессивного общества [10].
В советской системе трудовых отношений государство, являясь выразителем интересов трудовых людей и всего населения, выступало и как законодатель, и в основном как работодатель, а социальные гарантии (жильё, лечение, занятость, повышение квалификации, контроль за деятельностью администрации) в основном обеспечивались в рамках трудовых коллективов. Государство централизованно устанавливало трудовые нормы, нормы оплаты труда: отраслевые, квалификационные различия, различия оплаты труда по категориям работников. В современных условиях (в рыночной системе) интересы работодателя значительно сузились.
Базовыми причинами резкого изменения трудовых отношений населения в системе государство - бизнес - население являются:
- приватизация собственности, что привело к силовым захватам собственности, коррупции, воровству во всех сферах жизни общества;
- отсутствие рабочего контроля, особенно в сфере распределения доходов предприятий, ор-
© Кузнецов В. В., Лаптев Н. В., Рыбкина М. В., Большухина И. С., Каймаков Д. А., 2019
ганизаций, то есть в финансовой сфере - эти полномочия предоставлены исключительно собственнику;
- управление воспроизводственными процессами, технологическим развитием производства предоставлено так же исключительно собственнику.
Следует отметить, что в жизнедеятельности СССР 1961-1970 годы дали самые высокие экономические показатели. Национальный доход, производительность труда, реальные доходы на душу населения были самыми высокими за последние 30 лет существования СССР. Основу экономики в этот период составили военно-промышленный и энергетический комплексы -шло становление индустриального общества. Темпы роста по основным макроэкономическим показателям представлены на рис. 1.
Многочисленные реализованные проекты советского периода подтверждают, что производственная часть проекта всегда сопровождалась обязательным развитием социальной сферы: строительством жилья, детских садов, школ, культурных объектов, объектов здравоохранения, всей транспортной, энергетической инфраструктуры. Государство, как работодатель, обеспечивало «социалкой» не только работников, но и всё население, включая сельских жителей. В эти годы в основном были построены социальные объекты на селе (детские сады, школы, клубы, дороги, мосты и др.).
В последующие 15 лет темпы роста основных макроэкономических показателей несколько спали, но в целом они сохранялись на уровне показателей, достигнутых в большинстве развитых стран мира (см. рис. 1).
К числу стран, обеспечивавших долгое время существенно более высокие, чем в среднем в мире темпы экономического развития, относились и страны «социалистического лагеря» во главе с СССР. Так, за период 1961— 1986 гг. среднегодовые темпы прироста национального дохода в СССР составляли 5,5%, в странах-членах СЭВ - 5,4%, тогда как в развитых капиталистических странах - 3,7 %, в том числе в США - 3,1 %.
Начиная с 1990 года, огромный потенциал, созданный в стране усилиями нескольких поколений, в течение очень короткого времени подвергся существенным трансформациям, среди которых, безусловно, важнейшей является приватизация собственности. К началу 2017 года в частной собственности насчитывается 77% предприятий, в государственной собственности
осталось 4% и 6% - в муниципальной собственности. Концентрация собственности в руках частных собственников привела к резкому сокращению занятых, особенно в сфере материального производства, и к сокращению объёмов производства. Решающую роль в этом сыграли силовые захваты собственности, что прокатились тысячами в начале 2000 годов.
Следует отметить, что с началом реформ (1991-1995 гг.) началось резкое падение всех макроэкономических показателей деятельности. Индексы производства по экономической деятельности по обрабатывающим производствам России со 100% в 1991 г. упали до 85,8% в 2016 году, а по производству машин и оборудования -вовсе до 45,7%, удельный вес занятых в неофициальном секторе экономики достиг 50 млн из 82 млн трудоспособного населения (табл. 1) [4].
7,7
5Р1
Ш.
8,3
-щ.
3,
4,4
~|1П / _
2,2 6 3 "
¿И
Ж
-2,4
3,
ч
-1
Я
Ы.
ГТ2,4
12-
и
-6 7-6.В
0,5
-21,6
8,1
5,5-1
-15,'?
3
7 к)
1961- 1966- 1976- 1986- 1991- 1996- 1999 2000 20011965 1970 1980 1990 1995 1998 2006
15
10
5
0
-5
-10
-15
-20
-25
□ Нац. доход (с 1991-ВВП)
□ Пром.продукция
□ Сегьхоз гродук-ция
□ Кап. вложения
□ Реальные доходы
Рис. 1. Макроэкономические показатели России в 1961-2006 гг. (%) [7]
Таблица 1
Индексы производства в России по видам экономической деятельности за период 1992-2016 гг. [2]
Виды деятельности 1992 2000 2005 2010 2012 2013 2014 2016
1. Добыча полезных ископаемых 88,2 74,3 99,1 106,6 109,6 110,8 112,3 115,6
2.Обрабатывающие производства, в т. ч: 81,8 50,9 68,9 77,8 88,3 88,7 90,6 85,8
производство машин и оборудования 84,4 32,3 44,9 48,7 55,5 53,7 49,5 45,7
3. Производство и распределение электроэн., газа и воды 95,3 76,9 86,1 88,5 89,9 87,6 87,5 87,4
Таблица 2
Структура численности занятых в основных отраслях экономики и в социальной сфере
Ульяновской области за 1990-2017 гг. [11]
Отрасли экономики и социальной сферы Годы Численность занятых, тыс. чел., в т. ч: В 2017 к 1990 г., % Высвобождено к 2018 г., тыс. чел.
1990 2000 2004 2011 2017
Всего 650,0 619,3 576,4 605,3 580,8 89,4
Промышленность 256,4 178 154,1 160,4 143,8 56,1 - 112,6
Сельское, лесное, рыбное хозяйство 112,1 98 85,2 83,0 49,3 44,0 - 62,8
Строительство 82,8 38 29,8 35,0 42,0 50,7 - 40,8
Транспорт и связь 45,2 40,9 39,3 42,3 47,5 105,1 + 2,3
Образование, культура 70,6 61,4 59,3 50,4 53,6 75,9 - 17
Всего высвобождено - 233,2
Торговля и реализация товаров 51,1 75 74,4 80,5 95,6 187,1 + 44,5
Жилищное и коммунальное хозяйство 27,8 25,4 39,5 41,0 37,6 135,3 + 9,8
Здравоохранение 35,8 42,6 40, 3 43,4 37,4 104,5 + 1,6
Управление 9,4 24,7 31,6 37,3 32,5 345,7 + 23,1
Всего 81,3
Академик Д. Львов по этому поводу писал: «Россия потеряла фундаментальные базовые отрасли, осуществив непродуманный вариант приватизации. В результате две трети богатства страны стали достоянием 6% населения, которые взяли то, что им никогда не принадлежало» [9].
На начало 2016 года Россия сократила производство до уровня 1990 года (в натуральных показателях): тракторов (остаточные объёмы -2,4%), металлорежущих станков (3,9%), зерноуборочных комбайнов (7,3%), грузовых автомобилей (18,2%), самолётов гражданских (22,1%), ткани х.-б. (20,9%), шерстяных тканей (2,0%). Только из обрабатывающих отраслей России «ушло» за период с 2005 по 2013 гг. 2 млн работников (с 9,5 сократилось до 7,5 млн). По подсчётам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в третьем квартале этого года о банкротстве объявили 3227 российских компаний, за январь-сентябрь - 9733 предприятия. Это на 12,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года [2].
Следует отметить, что «реформы 90-х» внесли весьма существенные изменения в отраслевую структуру экономики Ульяновской области. Занятость населения Ульяновской области по отраслям деятельности к началу 2017 года отражена в статистическом сборнике [11].
Вызывает особую тревогу, что в области резко сократилась численность занятых в промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве и в образовании. Из основных товаропроизводящих отраслей экономики Ульяновской области за период с 1990 по 2016 гг. «ушли» 233,2 тыс человек, в том числе, из промышленности -112,6 тыс., строительства - 40,8 тыс., образования и культуры - 17 тыс. работников, из сельского хозяйства - 62,8 тыс. работающих, а остались в области (дома) всего 81,3 тысячи - остальные или разошлись по «вахтам», или выехали совсем.
Как эти 152 тыс. бывших работников области «добывают» заработную плату? При этом наибольшее количество безработных приходится на население в основном со средним профессиональным и с высшим образованием.
В конце 2018 года Госдумой принят Закон №350-ФЗ от 27.09.2018 «О повышении пенсионного возраста», неоднозначно принятый населением страны. Последствия тут, на наш взгляд, таковы, если эти молодые люди не нашли работу сегодня, то как они смогут трудоустроиться, когда войдёт в силу названный Закон. Начиная с 2019 года начинается действие этого закона: в 2019 на полгода продлится рабочий период примерно для 16 тыс. пенсионеров области; ряды «трудоспособных граждан» области пополнят 7840 чел. (3420 тыс. со среднепрофессиональной
подготовкой и 4420 - с высшим образованием). Получается, что мы выталкиваем этих молодых людей из нашей области, мол, ищите работу в других регионах России! Выходом из такого положения может быть «введение» новых рабочих мест за счёт Инвестиционных программ.
Президент России В. Путин на Совете Федерации в марте 2018 г. сказал: «Предлагаю развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет» [1]. Работа в регионах по поиску инвестиций интенсивно ведётся. Остаётся надежда на то, чтобы темпы создания новых рабочих мест в регионе за счёт реализации «Инвестиционных проектов» опережали темпы сокращения действующих рабочих мест. В условиях сокращающихся трудовых ресурсов необходимо искать дополнительные возможности по увеличению экономически активного населения за счёт развития трудовой мобильность населения, необходимо осуществить анализ направлений миграционных потоков в регионе. Выявить социально-экономические проблемы, связанные с миграцией населения, и наметить предпосылки устранения существующих противоречий [3].
Но на горизонте «маячит» очередная проблема: мир стоит перед проблемой перехода на пятый технологический уклад в экономике - назревает «Цифровая экономика», которая грозит очередными сокращениями рабочих мест в связи с переходом на новые технологические процессы и новую технику - автоматы. В январе 2019 г. на Экономическом форуме в Давосе рассмотрены и обсуждены с участием Правительств стран Мира задачи государств в решении вопросов, в том числе, и высвобождения работников из сферы производства.
Шесть лет прошло с момента подписания Президентом Российской Федерации ряда указов, направленных на ускорение социально-экономического развития страны. В них были определены ориентиры стратегических преобразований в таких важнейших сферах, как образование и наука, здравоохранение, демографическая и социальная политика, экономика и внешнеполитический курс, жилищно-коммунальные услуги и др. Обозначенные в майских Указах целевые показатели должны быть достигнутыми к 2020 году. Подписанные Президентом РФ В. Путиным 7 мая 2018 года новые Указы определяют главные векторы развития страны до 2024 года [5].
Майские Указы (2018 г.) Президента ставят перед Правительством России задачу по включению Российской Федерации в число пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные
исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. В числе важнейших задач достижение этой цели определено Президентом [8]:
- создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями в реальном секторе экономики;
- формирование системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учёными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов;
- формирование к 2024 году в обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов (продукция машиностроения, агропромышленного комплекса, других услуг), общая доля экспорта которых должна быть доведена до 20% валового внутреннего продукта;
- одновременно ставится задача увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек.
Правительству России предстоит громадная задача: в кратчайшие временные рамки приостановить утечку рабочей силы из всех товаропроизводящих отраслей, создать указанные в президентском послании научно-образовательные центры, определить их отраслевое направление, с выявлением потребности проектируемой продукции или услуги, «связать» их деятельность с организациями в реальном секторе экономики, возможно и построить новые производственные единицы с решением кадрового обеспечения этих производств.
Современному правительству России не приходилось ещё решать такие задачи по укреплению экономики. И тут неминуемо возникает вопрос: где брать финансовые ресурсы на создание таких комплексов, на оснащение лабораторным оборудованием, обеспечение их кадрами научных работников, технологами, организаторами производств, то есть по всей цепочке от создания до выхода этой продукции «в металле», на каком уровне (федеральном, региональном или на уровне бизнес-единиц) будут функционировать эти центры и кто (какая организация, какие подразделения Правительства) будут управлять этими научно-образовательными центрами мирового уровня? Удастся ли Правительству России обеспечить полную и стабильную занятость населения?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Послание Владимира Путина Федеральному собранию РФ» // URL: http:// introvertum.com/poslanie-vladimira-putina-federalnomu-sobraniyu-rf- 1-marta-2018-g-poln/ 2018 г.
2. «Статистический сборник по России, ФТС и Минэкономразвития РФ» // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14.48/Main.htm_
3. Борисова М. В. Социально-экономическое развитие региона: проблемы и тенденции. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 78 с.
4. Выступление в Госдуме РФ депутата от «Справедливой России» Олега Шеина 18.06.2018 г.
5. Кузнецов В. В., Рыбкина М. В., Милов А. А. Майские Указы президента по проблемам социально-экономического развития регионов России // Вестник УлГТУ. - 2018. - №2(82). -С. 70-78.
6. Кузнецов В. В. Региональная экономика и управление : учебное пособие (курс лекций). -Ульяновск : УлГТУ, 2017.
7. Кузнецов В. В. Экономика как основа социальной жизни. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. -С. 74.
8. Майские указы Президента РФ В. Путина. Москва, Кремль 7 мая 2018 года №204.
9. Плаха по ним плачет // АиФ. - 2004. -№49. - С. 8.
10. Рыбкина М. В., Ананьева Н. А., Смоленская С. В. Уровень и качество жизни в современных условиях (на примере Ульяновской области) // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - №1. - С. 253-256.
11. Статистический ежегодник, Ульяновская обл., 2018. - Каталог 02-01. - С. 36.
REFERENCES
1. «Poslanie Vladimira Putina FederaVnomu sobraniyu RF» [The message of Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation] // URL: http:// introvertum.com/ poslanie-vladimira-putina-federalnomu-sobraniyu-rf-1-marta-2018-g-poln/ 2018 g.
2. «Statisticheskij sbornik po Rossii, FTS i Mine'konomrazvitiya RF» [Statistical Yearbook of Russia, Federal customs service and Ministry of economic development of the Russian Federation ]// URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14.48/ Main.htm_
3. Borisova M. V. SociaFno-e'konomicheskoe razvitie regiona: problemy' i tendencii [Socioeconomic development of the region: problems and trends]. Ulyanovsk : : UlSTU, 2011, 78 p.
4. Vy'stuplenie v Gosdume RF deputata ot «Spravedlivoj Rossii» Olega Sheina 18.06.2018 g. [Speech in the state Duma of the Deputy from "Fair Russia" Oleg Shein 18.06.2018 g.]
5. Kuzneczov V. V., Rybkina M. V., Milov A. A. Majskie Ukazy' prezidenta po problemam social'no-e'konomicheskogo razvitiya regionov Rossii [May Decrees of the President on problems of social and economic development of regions of Russia] // Vestnik UlGTU. [Vestnik UlSTU]. 2018, №2 (82), рp. 70-78.
6. Kuzneczov V. V. Regional'naya e'konomika i upravlenie : uchebnoe posobie (kurs lekcij) [Regional Economics and management : textbook (lectures)]. Ulyanovsk: UlSTU, 2017.
7. Kuzneczov V. V. E'konomika kak osnova socialnoj zhizni [Economy as the basis of social life]. Ulyanovsk: UlSTU, 2006, p. 74.
8. Majskie ukazy' Prezidenta RF V. Putina. Moskva, KremV 7 maya 2018 goda №204 [May decrees of Russian President Vladimir Putin. Moscow, Kremlin may 7, 2018 №204].
9. Plaxa po nim plachet [Scaffold them crying] // AIF, 2004, №49, p. 8.
10. Rybkina M. V., Anan'eva N. A., Smolenskaya S. V. Uroven' i kachestvo zhizni v sovremenny'x usloviyax (na primere Ul'yanovskoj oblasti) [The Level and quality of life in modern conditions (on the example of the Ulyanovsk region)]. Vestnik universiteta (State University of management). 2016, №1, рр. 253-256.
11. Statisticheskij ezhegodnik, Ul'yanovskaya obl., 2018. [Statistical Yearbook, Ulyanovsk region, 2018]. Katalog 02-01. [Catalogue 02-01]. P. 36.
Кузнецов Виталий Васильевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.
Лаптев Николай Викторович, директор ОГКЦ «Кадровый центр Ульяновской области». Рыбкина Мария Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.
Большухина Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.
Каймаков Дмитрий Андреевич, магистрант 1-го курса кафедры «Экономика и менеджмент» инженерно-экономического факультета УлГТУ.
Поступила 12.02.2019 г.