«Ульяновск» зарегистрировано уже 23 резидента [3], по данным на конец 2016 г. создано 26 рабочих мест.
Таким образом, особые экономические зоны портового типа за 9 лет своего существования прошли достаточно сложный путь: ПОЭЗ в Хабаровском крае и Мурманской области так и не начали своё активное развитие, в связи с чем были упразднены летом 2016 г., ПОЭЗ Ульяновской области несмотря на низкую эффективность, продолжает работать и в 2016-2017 гг. показывает положительную динамику развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон №116 от 22 июля 2005 г. «Об особых экономически зонах».
2. Николаева А. Б., Леус С. М. Перспективы развития портовых особых экономических зон // Вестник МГТУ. - 2010. - Т. 13, №1. -С. 108-114.
3. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. -Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ main. (дата обращения: 17.04.2018).
4. Отчёт Счётной палаты РФ решения Коллегии Счётной палаты Российской Федерации от 25 марта 2016 года № 14К (1089) «О результатах контрольного мероприятия „Проверка деятельности акционерного общества „Особые экономические зоны" и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах Российской Федерации, в части, касающейся эффективности использования средств федерального бюджета, государственного имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/upload/iblock/af3/af3cb9a70 25f1dee9b62582497ff9862.pdf. (дата обращения: 17.04.2018).
Демидова Инна Александровна, ассистент кафедры «Управление персоналом» УлГТУ, аспирант УлГТУ второго года обучения.
Поступила 08.05.2018 г.
УДК 340.130.55
В. В. КУЗНЕЦОВ, М. В. РЫБКИНА, А. А. МИЛОВ
МАЙСКИЕ УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА ПО ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
Шесть лет прошло с момента подписания Президентом Российской Федерации ряда указов, направленных на ускорение социально-экономического развития страны. В них были определены ориентиры стратегических преобразований в таких важнейших сферах, как образование и наука, здравоохранение, демографическая и социальная политика, экономика и внешнеполитический курс, жилищно-коммунальные услуги и др. Обозначенные в майских Указах целевые показатели должны были быть достигнутыми к 2020 году. Подписанные Президентом РФ В. Путиным 7 мая 2018 года новые Указы определяют главные векторы развития страны до 2024 года.
Ключевые слова: уровень жизни, майские Указы, трудовые ресурсы, промышленность, доходы, регионы России.
1. Экономики как основа социальной обеспеченности населения
Огромный потенциал, созданный в стране усилиями нескольких поколений, в результате «рыночных реформ» в течение очень короткого
© Кузнецов В. В., Рыбкина М. В., Милов А. А., 2018
времени претерпел существенные трансформации, среди которых, безусловно, важнейшей является приватизация собственности.
К началу 2017 года в частной собственности насчитывается 77% предприятий, в государственной собственности осталось 4%, 6% - в муниципальной собственности. Статистика отдельных регионов, федеральных округов и России показывает, что главная декларированная цель
«реформ» - дальнейшее повышение благосостоянии населения страны - в результате изменения отношений к собственности не достигнута.
Академик Д. Львов по этому поводу пишет, что «Россия потеряла фундаментальные базовые отрасли, осуществив непродуманный вариант приватизации. В результате две трети богатства страны стали достоянием 6% населения, которые взяли то, что им никогда не принадлежало. И никогда принадлежать не могло по определению».
От общего объёма мирового рынка наукоёмкой продукции сегодня 39% приходится на США, 30 - на Японию и 16 - на Германию. Доля России составляет лишь 0,3% мирового уровня. В 2016 году уровень инновационной активности в промышленном производстве России составил 9,2% против 9,5% в 2015-м и 9,7% в 2014 году. Для сравнения: в Швейцарии этот показатель составил 60,2%, в Бельгии - 59,7%, в Германии -58,9%, в Австрии - 52,5%, Финляндии - 52%, Великобритании - 45,7%.
Председатель Счётной палаты России С. Степашин пришёл к выводу, что смена форм собственности:
- не привела к повышению экономической эффективности;
- не вызвала роста производительности труда;
- не породила эффективных собственников;
- не создала условий для привлечения инвестиций для модернизации производства.
Исследования доктора экономических наук Ю. В. Яковца показывают, что за годы реформ Россия не только затормозила ход развития технико-технологического состояния производства, но почти во всех отраслях материального производства, особенно в машиностроении, строительстве, в строительной индустрии, сделала шаг назад по многим позициям к уровню 30-х годов, а в сельскохозяйственном производстве - вовсе к уровню начала века.
Это стало возможным в результате того, что за последние 15-20 лет страны «золотого миллиарда», пока Россия занималась реформами, в основном завершили четвёртую технологическую революцию, связанную с интеллектуализацией производств, и приступили к созданию нового типа постиндустриального общества.
В коллективной монографии «Мир на рубеже тысячелетий» публиковался долгосрочный прогноз социально-экономического развития мира и отдельных стран, групп стран, регионов. В этом документе указывалось, что к 2015 г. мировая экономика за 1990-2015 гг. вырастет в 2,3 раза, в том числе экономика развитых стран - вдвое. Доля России в ВВП мира сократится в 1,7 раза и составит 3,2%. Разрыв с ведущими «центрами
силы» увеличится, при этом с США и объединённой Европой он будет пятикратным, с Китаем - четырёхкратным. Население России сократится до 139 млн человек.
Придавая первостепенное значение ускоренному развитию экономики России, Президент РФ В. Путин подписал 7 мая 2012 года пакет из 11 документов, направленных на:
- восстановление минимально необходимой социальной поддержки;
- формирование демографической политики;
- формирование единого культурно-идеологического поля;
- модернизацию ЖКХ, удешевление перевозок;
- восстановление образования и здравоохранения, которые есть сфера создания важнейшей производительной силы - человеческого капитала и развития науки и технологий.
Состояние выполнения Правительством майских Указов Президента РФ 2012 года коротко можно представить в следующем виде:
- за указанный срок ВВП России вырос в рублях на 35%, а в долларах сократился на 24%, и по оценке ООН Россия спустилась среди стран мира с 9-го на 12-е место;
- средняя реальная заработная плата к 2016 году выросла по сравнению с 2011 годом на 5,4% вместо целевых 50%;
- производительность труда за период 2011-2016 гг. выросла на 3,7 % при целевом показателе к 2018 году 50%;
- численность высокопроизводительных рабочих мест в 2017 году составила 21,7 млн при целевом показателе 25 млн к 2020 году;
- продукция высокотехнологичных и наукоёмких отраслей ВВП в 2017 году достигла 21,7 % при целевом к 2018 году - 40%.
2. Итоги либеральных реформ в регионах России
2.1. Промышленность России
В соответствии с темой, выведенной в заголовок данного материала, нас интересует деятельность Правительства РФ за истекший срок работы, то есть за период 2012-2017 годы.
По уровню и динамике инновационного развития отечественная промышленность в 4-6 раз отстаёт от ведущих индустриальных держав и в 2-3 раза от большинства государств Центральной и Восточной Европы. К такому выводу пришли аналитики Высшей школы экономики. «За более чем двадцатилетний период наблюдения удельный вес крупных и средних организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем их числе, не превышал 9-10% (максимальное значение на уровне 11% зафиксировано в начале 2000-х годов)», Российский показатель
оказывается чрезвычайно низким даже по меркам Центральной и Восточной Европы. Так, в Польше инновациями занимается 18,6% промышленных предприятий, в Венгрии - 18,8%. Из 33 стран, которые анализировала ВШЭ, инновационная активность ниже российской зафиксирована лишь в Румынии.
Отметим, что не только в инновационной деятельности, но и в производстве традиционных видов промышленной, сельскохозяйственной продукции Россия сегодня имеет значительные проблемы.
Россия к началу 2017 года в стоимостных показателях «достигла» в целом по обрабатывающим производствам уровень 85,8% от 1990 года, наиболее сильно «пострадали» такие виды экономической деятельности, как производство машин и оборудования (45,7%), текстильное и швейное производство, производство кожи и обуви. На начало 2016 года Россия сократила производство к уровню 1990 года в натуральных показателях: тракторов (остаточные объёмы -2,4%), металлорежущих станков (3,9%), зерноуборочных комбайнов (7,3%), грузовых автомобилей (18,2%), самолётов гражданских (22,1%), металлорежущих станков (3,9%), тканей х.-б. (20,9%), шерстяных тканей (2,0%).
2.2. Сельскохозяйственное производство России
За это время 108 млн га земли оказалось закреплены за 11,9 млн сельских жителей, и эта земля получила название «земельных паёв». Целью выделения таких участков, как было заявлено, - увеличение доли частных землепользователей. Как и при Правительстве Столыпина в начале 19-го века, основную ставку правительство Гайдара делало на фермерство. Россия в начале 90-х отказалась от базовых основ организации крестьянства: соборность, коллективные формы деятельности, справедливость как мерило нравственности, и за последние 25 лет (до настоящего времени) не выработала для себя этические нормы владения собственностью. По данным статистического регистра хозяйствующих субъектов Росстата, на основе данных о госрегистрации по состоянию на 1 октября 2013 года в нашей стране числилось 227 836 крестьянских фермерских хозяйств и предпринимателей, заявивших в сведениях о госрегистрации сельскохозяйственную деятельность как основную. За ними закреплено всего 12 млн га земли. Последствия реформ таковы: крупные сельскохозяйственные предприятия выведены из экономического и политического поля России:
относительно всех капиталовложений в основной капитал в РФ инвестиции в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство с самого начала реформы упали более чем втрое, и уже с 1995 г. их доля не превышала 5% - это меньше, чем в годы Великой Отечественной войны, 15% - в 1980 г., 17% - в 1990 г., 3,5% - в 2013 г., что привело к разрушению материально-технической базы сельского хозяйства, ввод в действие основных фондов в 1995 г. упал до 0,6%, а в 1998 г. до 0,5%, и оставался менее 1% до 2005 г.
Профессор Зельднер А. Г. пишет, что «надежда на массовое развитие фермерства себя не оправдала».
Более чем в 6 раз за 1991-2013 гг. в России сократился парк зерноуборочных комбайнов. до настоящего времени не разрабатывается и не производится малая сельхозтехника для ЛПХ и для фермеров.
В России в целом и в регионах ПФО за период 1990-2015 гг. произошло снижение натуральных показателей основных сельскохозяйственных видов продукции, в том числе:
- поголовье крупного рогатого скота сократилось с 57 млн голов до 19,9 по России и с 15,27 до 5,93 по ПФО;
- по валовому сбору зерна сокращение объёмов составило (по России с 116,7 млн тонн в 1990 г. до
92.4 - в 2013 г.; по регионам ПФО производство сократилось с 33,8 млн тонн до 17,0;
- производство мяса в убойном весе сократилось с 10 до 8,54 по России и с 2,55 до 1,79 млн тонн по ПФО;
- производство молока сократилось с 55,7 до
30.5 по России и с 14,69 до 9,48 млн тонн по ПФО.
При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что в стоимостном исчислении продукция сельскохозяйственного производства за тот же период выросла по России в 19,3 раза, а по регионам ПФО - 18,5 раз.
Согласно официальным источникам в настоящее время в России выведено из оборота и не используется от 30 до 40 млн га пашни [2].
Анализ статистических данных показывает, что, судьба сельскохозяйственного производства России отдана индивидуальному крестьянскому подворью и что современное немеханизированное, мелкотоварное российское сельскохозяйственное производство, как и в фермерских хозяйствах, не может конкурировать своей продукцией даже на внутреннем рынке России и не может прокормить население.
3. Доходы населения
3.1. Номинальные и реальные доходы населения России
Доходы населения являются одним из важнейших показателей, характеризующих состояние экономики и качество жизни населения.
Основные данные по источникам денежных доходов населения РФ за период 1990-2014 гг. приведены в табл.1. Доля заработной платы в доходах населения за период реформ снизилась с 76,4% в 1990 году до 65,3% в 2014 году. Неуклонно снижается и уровень реальных доходов населения (рис. 1).
У населения снизилась доля доходов, на
которую люди покупали товары, - с 71,4 процента до 65,2 процента.
Аналитики семейных доходов населения показывают, что, начиная с 2007 года (рис. 1), идёт снижение реальных доходов населения. За семь лет (2007-2013 гг.) при общем росте номинальных доходов на 15%, реальные доходы снизились на 73,7%.
Доля бедных россиян, которым денег хватало только на еду или не хватало даже на неё, составила, судя по данным экспертов РАНХ и ГС, 40 процентов. Исследователи ИС РАН отмечают: «Разрыв в среднедушевых доходах между богатыми и обездоленными слоями населения достигает 30 крат».
Таблица 1
Структура статей денежных доходов населения РФ (1990-2013 гг.) [1]
Показатели 1990 1990 2000 2005 2010 2012 2014 2014
трлн % млрд руб. %
Денежные доходы - всего 383 100 3984 13819 32498 39904 44650 100
в том числе:
доходы от предпринимательской деятельности 14 3,9 612 1580 2873 3745 3848 8,6
оплата труда 2931 76,4 2502 8782 21190 25993 29140 65,3
социальные выплаты 56 14,7 551 1756 5762 7321 8296 18,6
доходы от собственности 10 2,5 271 1425 2023 2046 2474 5,5
другие доходы 10 2,5 48 276 650 798 893 2
Рис. 1. Динамика номинальных и реальных доходов населения России
3.2. Доходы населения Ульяновской области
Таблица 2
Динамика денежных доходов и расходов населения Ульяновской области за период с 1990 по 2015 гг. [3] (млн руб.)
Доходы, расходы 1990 2000 2010 2013 2015 2015 г. к 1990 г., раз
Доходы, всего, в т. ч.: 3 233,5 21 811 19 998 285 798 344 311 106,5
- оплата труда 2 232,5 9150,2 67 795 96 690 108 804 48,7
- социальные выплаты 577,28 3934,6 48 396 71 005 81462 141,1
Расходы, всего, в т. ч.: 3 163,5 20 639 181 627 269 371 344 311 100,0
- покупка товаров 2 317,3 14 713 60 300 153 959 151 079 65,2
- оплата услуг 218,94 3 236,7 42 864 44 211 195 677 274,5
- обязательные платежи и взносы 383,02 1 126,9 14 893 31 214 34 188 89,3
Оплата услуг за рассматриваемый период опередила в своём росте покупку товаров в 3,26 раза. При росте социальных выплат за весь период «реформ» в 141 раз, оплата труда населения области выросла всего в 48,7 раза. Разрыв составил в 2,9 раза. Доходы населения области за период 1990-2015 гг., выросли в 106,5 раз. Следовательно, выплаты по заработной плате отстают от роста доходов в 2,2 раза, что говорит скорее о несовпадении интересов бизнеса и работодателей в целом с интересами населения.
Специалисты Института социального анализа и прогнозирования РАНХ и ГС при Президенте РФ в феврале в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения 2016 года сообщили, что с 2008 года расходы россиян на продовольствие превзошли другие расходы и составили 50,1%. Доля бедных россиян, которые стали экономить на товарах и услугах, в марте 2016 года выросла до 89%. Эксперты РАНХ и ГС подсчитали, что «в феврале 2016 года реальные доходы россиян в сравнении с аналогичным периодом 2015 года снизились на 6,9%, а реальная зарплата - на 2,6%. В первом квартале 2016 года, по данным РАНХ и ГС, цены на продукты выросли на 9,7%, и услуги - на 8,5% [4].
Для устойчивого развития Ульяновской области первостепенное значение имеет максимальное сокращение уровня малообеспеченности населения, так как низкий уровень денежных доходов и заработной платы оказывает прямое влияние на направление дальнейших преобразований, на качество жизни населения региона.
Качество жизни является одной из важнейших социально-экономических категорий, которая характеризует благосостояние населения страны. Повышение качества жизни является главной целью любого прогрессивного общества [5].
Основным фактором, определяющим состояние оплаты труда, безусловно является состояние экономики и в первую очередь занятость населения. Из данных табл. 3 видим, что за период с 1990 по 2015 гг. из основных товаропроизводящих отраслей только по Ульяновской области «ушли» 209 тыс человек, в том числе: из промышленности - 101,7 тыс., строительства - 43,2 тыс., образования и культуры - 23,2 тыс. работников, из сельскохозяйственного производства вынуждены были уйти 37,6 тыс., ранее занятых в колхозах и совхозах. Из села ушли в основном квалифицированные работники (комбайнеры, трактористы, водители автомобилей, ремонтники, работники животноводческих комплексов).
В условиях сокращающихся трудовых ресурсов необходимо искать дополнительные возможности по увеличению экономически активного населения за счёт развития трудовой мобильность населения, необходимо осуществить анализ направлений миграционных потоков в регионе. Выявить социально-экономические проблемы, связанные с миграцией населения, и наметить предпосылки устранения существующих противоречий [1].
Поэтому одним из способов решения проблемы дефицита трудовых ресурсов является эффективное регулирование внутренней миграции и привлечение населения трудоспособного возраста извне. Миграция в регионе является важнейшим процессом, влияющим на количество и состав населения в районах, на перераспределение рабочей силы, формирование и развитие региональных рынков труда. В миграционные потоки вовлекаются преимущественно лица молодого и среднего возрастов, наиболее мобильные и здоровые, обладающими лучшими профессионально-квалифицированными качествами [2, 3].
Таблица 4
Основные экономические показатели по регионам ПФО в 2014 году (руб. в месяц) [7]
Таблица 3
Структура численности занятых в основных отраслях экономики и в социальной сфере
Ульяновской области за 1990-2015 гг. [7]
Отрасли экономики и социальной сферы Численность занятых, тыс. чел., в т. ч: в 2015 к 1990 г., % Высвобождено к 2016 г.
1990 2000 2004 2011 2015
Всего 650,0 619,3 576,4 605,3 600,2 92,3
Промышленность 256,4 178 154,1 160,4 154,7 60,3 - 101,7
Сельское, лесное, рыбное хозяйство 112,1 98 85,2 83,0 74,5 66,7 - 37,6
Строительство 82,8 38 29,8 35,0 39,6 47,8 - 43,2
Транспорт и связь 45,2 40,9 39,3 42,3 42,0 92,9 - 3,2
Образование, культура 70,6 61,4 59,3 50,4 47,4 67,1 - 23,2
Всего высвобождено - 208,9
Торговля и реализация товаров 51,1 75 74,4 80,5 79,8 156,2 + 28,7
Жилищное и коммунальное хозяйство 27,8 25,4 39,5 41,0 41,0 147,5 + 13,2
Здравоохранение 35,8 42,6 40, 3 43,4 42,0 117,3 + 6,2
Управление 9,4 24,7 31,6 37,3 35,5 377,6 + 26,1
Всего + 74,2
Регионы Приволжского Федерального округа Средняя зар. плата в 4 кв. 2013 г., руб. в мес. Средняя зар. плата январь-ноябрь 2014 г. руб. в мес. Индексы роста сред. з/пл. (январь-ноябрь 2014 г. к 4 кв. 2013 г.) Стоимость минимального набора потреб. корзины, руб. в мес. Индексы роста цен на прод. товары январь-декабрь 2014 г.
Респ. Башкортостан 23 139 35 300 152,5 3 070 115,4
Респ. Марий Эл 19 306 19 909 103,1 2 933 117,2
Респ. Мордовия 18 591 19 610 105,5 2 870 116,8
Респ. Татарстан 26 422 27 597 104,4 2 984 114,2
Респ. Удмурдская 22 087 23 165 104,9 3 001 112,2
Респ. Чувашская 19 854 20 351 102,5 2 919 117,7
Пермский край 24 684 20 099 26 325 106,6 3 160 113,9
Кировская обл. 130,9 3 002 115,9
Нижегородская обл. 24 376 25 095 102,9 3 128 116,6
Оренбургская обл. 21 602 23 123 107,0 2 887 115,4
Пензенская обл. 21 583 21 971 101,8 2769 115,4
Самарская обл. 24 486 25 319 103,4 3 245 118,7
Саратовская обл. 21 130 21 555 102,0 2 716 115,2
Ульяновская обл. 20017 20 598 102,9 2 910 117,3
Весьма сильное давление на величину покупаемых товаров оказывают цены на них. В табл. 4 даны сравнительные данные по ПФО, которые показывают, что рост заработной платы работников из года в год отстаёт от роста цен на «всю потребительскую корзину».
Снижение реальных денежных доходов в 2014-2016 гг. привело к росту уровня бедности.
3.3. Вывоз капитала из России Одновременно с направлением капитала на развитие социально-экономической сферы в регионах России в эти же годы произошла либерализация движения капитала (отмена ограничений на международное движение капитала). И внутренние инвестиции, в том числе и на развитие социальной сферы, во все годы с начала
рыночных реформ сопровождались ростом темпов вывоза российского капитала из страны.
В поисках ответа на вопрос: куда же деваются финансовые ресурсы России, В. Жуковский в статье «О вывозе капитала из России» 02.07.2013 г. сообщает, что «представители Банка России обнаружили, что ежегодно из России вывозится порядка 1,5 трлн руб. Речь идёт о том, что 1,7 тыс. юридических лиц участвуют в этом воровстве. Только за три последних года (2010-2012 гг.) ими вывезено из страны 126,6 млрд долл. Это происходит, отмечает автор, в условиях отказа правительства от структурно-технологической модернизации экономики, развития инфраструктуры и возрождения наукоёмкой промышленности». Разумеется, что вывезенные финансовые ресурсы России где-то на Западе всплывают. Так, газета «The Guardian» пишет, что в схеме, которую издание называет «Глобальная прачечная», отмываются вывезенные из России за 2010-2014 годы 20 млрд долларов (общая сумма отмытых денег может достигнуть до 80 млрд долларов).
В таблице 5 приведены результаты расчётов, выполненных профессором В. Катасоновым, по вывозу из России капитала за период с 2006 по 2011 гг. Кроме учтённого в официальной статистике, как указывает автор, происходит в значительных объёмах экспорт неучтённого капитала. «Общие потери России за период 2006-2011 годы равны 1326 млрд долл. Эти потери приближаются к величине годового валового внутреннего продукта России», - считает профессор В. Катасонов.
Таблица 5
Расчёт сальдо международного движения
капитала РФ, 2006 - 2011 гг. (млрд. долл.)
Исследования РАНХ и ГС показывают, что число долларовых миллиардеров в стране выросло с 2015 года на 2016 с 90 до 96 человек, в январе 2017 г. к январю 2016 года число лиц в России, состояние которых превысило миллиард долларов, стало больше на 11%. Их в России стало 132. Таким образом, в карманах 0,1%
населения России сконцентрировано 62% совокупного финансового состояние страны.
В статье «Во имя бюджета и справедливости» авторы канд. техн. наук М. Абрамов и д-р эконом. наук профессор В. Симчера в очередной раз пишут о необходимости перехода на прогрессивную шкалу НДФЛ. Авторы статьи приводят сведения, что все страны давно работают по прогрессивной шкале, и введение этой системы налогообложения «существенно повысило бы покупательную способность населения».
Комментируя вывоз капитала из России, необходимо отметить ещё одно важное обстоятельство. Вывозится не только прибыль, но и амортизационные отчисления, что лишает возможности технического перевооружения предприятий, а ещё хуже - приводит к разрушению материальной базы российской экономики.
4. Майские указы Президента РФ 2018 года
Нам, простым гражданам России, остаётся надеяться на то, что майские Указы Президента В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», подписанные 7 мая 2018 года, будут способствовать устранению Правительством недоработок и созданию комфортных условий жизни, повышению уровня жизни населения в регионах России.
В тексте Указов Президента сказано:
1. Правительству Российской Федерации обеспечить достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года:
а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);
в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;
д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно;
е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;
ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при
Годы Ввоз Вывоз Сальдо
капитала капитала
2006 62,8 - 163,5 - 100,7
2007 207,9 - 375,4 - 167,5
2008 100,2 - 204,2 - 104,0
2009 6,4 - 43,1 - 36,7
2010 44,4 - 115,6 - 71,2
2011 86,5 - 183,8 - 97,3
Всего за 508,2 - 1085,6 - 577,4
2006-2011 гг.
сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;
и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
2. Правительству Российской Федерации:
а) утвердить до 1 октября 2018 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, предусмотрев механизмы и ресурсное обеспечение достижения национальных целей, определённых пунктом 1 настоящего Указа;
б) в соответствии с национальными целями, определёнными пунктом 1 настоящего Указа, разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам национальные проекты (программы) по следующим направлениям:
- демография;
- здравоохранение;
- образование; наука; культура;
- жилье и городская среда;
- экология;
- безопасные и качественные автомобильные дороги;
- производительность труда и поддержка занятости;
- цифровая экономика;
- малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
- международная кооперация и экспорт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисова М. В. Социально-экономическое развитие региона: проблемы и тенденции. -Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 78 с.
2. Каймакова М. В. Социально-демографические проблемы сельских муниципальных образований // Экономист. - 2007. - №5. - С. 62-65.
3. Каймакова М. В. Экономический механизм развития сельской социальной инфраструктуры региона : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Каймакова Мария Васильевна. - Москва, 2009. - 23 с.
4. Майорова Л. Н. Формирование и инвестиционный потенциал сбережений населения. (дата обращения: 15.02.2015). Электронный ресурс.
5. Рыбкина М. В., Ананьева Н. А., Смоленская С. В. Уровень и качество жизни в современных условиях (на примере Ульяновской области) // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - №1. -С. 253-256.
6. Официальный портал федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области. URL: http://uln.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/uln/ru/statistics/ (дата обращения: 17.05.2018).
7. Статистический ежегодник, Ульяновская обл., 2015. - Каталог 02-01. 2015. - С. 36.
Кузнецов Виталий Васильевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.
Рыбкина Мария Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.
Милов Анатолий Александрович, старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.
Поступила 30.05.2018 г.