Научная статья на тему 'Майские указы Президента: цель, показатели, динамика реализации (на примере Вологодской области)'

Майские указы Президента: цель, показатели, динамика реализации (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2343
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЙСКИЕ УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДНОСТИ И ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ / “MAY” DECREES OF THE PRESIDENT / REGIONAL BUDGET / PUBLIC DEBT / BUDGET DEFICIT / DECENTRALIZATION OF BUDGET AUTHORITIES / INTEREST EXPENSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печенская Мария Александровна

Два с половиной года прошло с момента подписания Президентом Российской Федерации ряда указов, направленных на ускорение социально-экономического развития страны. В них определены ориентиры стратегических преобразований в таких важнейших сферах, как образование и наука, здравоохранение, демографическая и социальная политика, экономика и внешнеполитический курс, военная служба и развитие Вооруженных сил России, жилищно-коммунальные услуги и др. Обозначенные в майских указах целевые показатели должны быть достигнуты к 2020 году. Работа по их реализации находится в центре внимания и федеральных, и региональных исполнительных органов власти. Однако сложившиеся в настоящее время условия острого бюджетного кризиса региональных систем создают трудности для реализации президентских указов.Данная статья предлагает читателю анализ достигнутых результатов с обозначением проблем финансирования майских предписаний. Выявляются возможные организационно-экономические механизмы достижения целевых показателей, заложенных в президентских указах, в установленный срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “May” Decrees of the President: objective, indicators, implementation dynamics

Two and a half years have passed since the RF President’s adoption of a number of decrees aimed at improving social welfare of the citizens. The objectives of the given legal documents concern the issues of education and science, health, demography and social policy, economy and foreign policy, military service and development of the Armed Forces of Russia, inter-ethnic harmony, governance and quality of housing and utility services. V.V. Putin has set targets to be achieved in Russia by 2020. However, the acute budget crisis of regional systems hinders the implementation of Presidential Decrees. This article provides the reader with the analysis of the achieved results and states the problems of “May” requirements funding. In addition, there are possible options for the implementation of the targets laid down in the presidential decrees in the prescribed period.

Текст научной работы на тему «Майские указы Президента: цель, показатели, динамика реализации (на примере Вологодской области)»

МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

DOI: 10.15838^/2014.6.36.18 УДК 336.143.2(470.12), ББК 65.261.3-18(2Рос-4Вол)

© Печенская М.А.

Майские указы Президента: цель, показатели, динамика реализации (на примере Вологодской области)

Мария Александровна ПЕЧЕНСКАЯ

и.о. научного сотрудника, зав. сектором исследования проблем управления производственными системами и комплексами, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, marileen@bk.ru)

Аннотация. Два с половиной года прошло с момента подписания Президентом Российской Федерации ряда указов, направленных на ускорение социально-экономического развития страны. В них определены ориентиры стратегических преобразований в таких важнейших сферах, как образование и наука, здравоохранение, демографическая и социальная политика, экономика и внешнеполитический курс, военная служба и развитие Вооруженных сил России, жилищно-коммунальные услуги и др. Обозначенные в майских указах целевые показатели должны быть достигнуты к 2020 году. Работа по их реализации находится в центре внимания и федеральных, и региональных исполнительных органов власти. Однако сложившиеся в настоящее время условия острого бюджетного кризиса региональных систем создают трудности для реализации президентских указов.

Данная статья предлагает читателю анализ достигнутых результатов с обозначением проблем финансирования майских предписаний. Выявляются возможные организационно-экономические механизмы достижения целевых показателей, заложенных в президентских указах, в установленный срок.

Ключевые слова: майские указы Президента, бюджетный дефицит, повышение доходности и оптимизация бюджетных расходов, децентрализация бюджетных полномочий.

Указы, принятые Президентом РФ В.В. Путиным в мае 2012 года, сразу же после его инаугурации на третий срок президентства, охватывают сратегические преобразо-

вания таких важных сфер, как образование и наука, здравоохранение, демографическая и социальная политика, экономика и внешнеполитический курс, военная служба и раз-

витие Вооруженных Сил России, жилищно-коммунальные услуги и др.

В указах намечены целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты к 2020 году. Среди них многие имеют первостепенную важность: увеличение продолжительности жизни до 74 лет; снижение стоимости квадратного метра жилья на 20% путём ввода в эксплуатацию жилья экономического класса; увеличение производительности труда в 1,5 раза; рост заработной платы бюджетников; повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й до 20-й и другие [11].

С момента подписания майских указов прошло два с половиной года. Что же сделано по их исполнению?

Результаты двухлетней работы Обратимся к официальной статистике, которую предлагает нам Правительство РФ. За два года из 218 поручений Президента выполнено 121, что выразилось в принятии 69 федеральных законов, 200 нормативных актов Правительства, в утверждении 150 программ, стратегий и иных мер. На 2014 год запланировано исполнение 25 поручений, на 2015 год — 13, а на 2016-2020 годы - 39.

Более 22% от всего числа поручений относится к компетенции Минэкономразвития [1, 3, 8]. Однако основной груз лёг на плечи региональных властей. Именно они почувствовали на себе всю финансовую тяжесть улучшения жизни россиян и повышения работоспособности российской экономики.

Так, Правительство Вологодской области в 2013 году направило на реализацию майских указов Президента 4,4 миллиарда рублей. На эти и федеральные средства в регионе сделано следующее [9]: — доведён до целевого показателя уровень заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреж-

дений, социальных работников и работников культуры;

— создано 2658 мест для детей в детских садах;

— переселена 821 семья из аварийного жилья, площадь которого составляла 31,1 тыс. м2;

— открыто 7 многофункциональных центров и до 34% увеличена доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;

— выплачена ежемесячная денежная выплата малоимущим семьям по 6398 рублей, общим объёмом 57,5 миллиона рублей, на третьего и последующего ребенка.

Выполнение данных целевых показателей осуществляется в соответствии со сроками, обозначенными Президентом России.

Однако не все целевые показатели были достигнуты в срок. В меньшей степени, чем того требует программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда, выросла заработная плата всех категорий работников медицинских учреждений, воспитателей детских садов, преподавателей и мастеров училищ, колледжей и техникумов.

Вверху постановили, внизу — решайте!

Для выполнения указов Президента в 2014-2016 годах бюджету Вологодской области необходимо 35,9 миллиарда рублей [5]. Однако где взять столько — непонятно, потому как рост собственных доходов региона планируется только на 7,3 миллиарда.

Отсюда следует, что за счёт собственных ресурсов область способна профинансировать только 55% потребности на реализацию президентских указов (табл. 1).

Увеличить данный процент будет непросто, поскольку бюджетная ситуация в регионе тяжёлая и осложнена негативной динамикой ключевых бюджетных показателей.

Таблица 1. Объём и структура бюджетных ассигнований на реализацию указов Президента в Вологодской области в 2014-2016 гг., млн. руб.

Указ 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Потребность Предусмотрено Потребность Предусмотрено Потребность Предусмотрено

О долгосрочной государственной экономической политике 4,9 4,1 4,1 4,2 4,2 4,4 4,4

О мероприятиях по реализации государственной социальной политики 2587,6 4910,1 4171,8 6449,3 5473,7 8 760,3 7 347,1

О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения 18,9 17,1 17,1 23,7 23,7 25,3 25,3

О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки 985,8 1423,2 0,0 1 333,2 46,5 1 429,3 44,3

О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг 1030,7 1 923,4 967,2 3 498,1 403,0 1 605,4 100,0

Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления 182,9 747,7 69,3 428,2 27,1 229,4 27,0

О мерах по реализации демографической политики РФ 34,1 83,7 83,7 119,4 119,4 180,2 180,2

О национальной стратегии действий в интересах детей 1,6 517,3 5,4 673,4 7,7 861,9 10,6

О некоторых мерах по реализации демографической политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 12,4 177,3 112,1 211,6 177,3 252,7 248,0

Итого 4859,0 9803,9 5430,6 12741,2 6282,8 13348,8 7986,9

Недостаток средств % 55,4 49,3 59,8

Млн. руб. -4373,3 -6458,4 -5361,9

Источник: Приложение к Пояснительной записке к проекту Закона области «Об областном бюджете на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов».

Во-первых, собственные доходы бюджета продолжают падать из-за недопоступления налога на прибыль.

В 2014—2016 гг. прогнозные значения совокупных и собственных доходов в текущих ценах превысят докризисный уровень, хотя собственные доходы окажутся в 2014 г. ниже уровня 2008 г. на 0,9 млрд. рублей. Однако при пересчёте объёмов собственных доходов в реальном выражении, т.е. с корректировкой на индекс потребительских цен, выйти

на траекторию докризисного объёма не удастся: 40,8 млрд. рублей в 2016 г. против 55,9 млрд. рублей в 2008 г. [10, с. 148] (рис. 1).

Ситуация в области катастрофична: поступления по налогу снизились на 46% в 2013 году по сравнению с 2012 годом (по России — на 13%).

Прибыль крупнейшего предприятия области ОАО «Северсталь» в предстоящую трёхлетку планируется как нулевая, а прибыль ещё двух крупных налогоплательщи-

Рисунок 1. Налоговые и неналоговые доходы бюджета Вологодской области в реальном выражении, в ценах 2016 г., млрд. руб. [10]

60 50 40 30 20 10 0

55,87248

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Рисунок 2. Поступления по налогу на прибыль в консолидированный бюджет Вологодской области, млрд. руб

12

10

8 -

2 -

11,1

2008 г.

2012 г.

2014 г.

0,1

2015 г.

0

2016 г.

■Предприятия металлургической отрасли —■—Предприятия агрохимического холдинга

Источник: составлено по [6].

6

4

0

0

ков — ОАО «ФосАгро-Череповец» и ЗАО «Агро-Череповец» — к 2016 году снизится до 0,2 миллиарда рублей (рис. 2).

В то же время собственные доходы бюджета без учёта налога на прибыль, напротив, увеличились на 13%. Не зря эко-

номисты называют налог на прибыль «налогом на грани».

Он зависит от рыночной конъюнктуры, слабость которой в последнее время, а также рост издержек на рынке бюджетообразующей металлургической отрасли и

введение в России системы консолидированных групп налогоплательщиков вызвали падение налоговых доходов бюджета региона.

Во-вторых, долговая нагрузка регионального бюджета в 2013 году превысила собственные доходы на 6,3%.

В предстоящие три года треть собственного бюджетного «кармана» область будет отдавать на возврат кредитов и погашение дефицита региональной бюджетной системы (табл. 2).

Данные тенденции характерны для подавляющего большинства российских регионов. Необходимость финансирования президентских предвыборных программ, несмотря на сокращение доходных поступлений, спровоцировала беспрецедентный рост дефицита региональных бюджетных систем, который по итогам 2013 г. составил 670 млрд. рублей, или 11,6% к собственным доходам бюджетов.

Отметим, что 77 из 83 регионов имели отрицательный результат исполнения бюджетов. В свою очередь, закредитован-ность субъектов РФ выросла в 4,5 раза, долговая нагрузка — в 3,4 раза (рис. 3).

Государственный долг по регионам составил почти треть собственных доходов их бюджета. А в ряде субъектов РФ объём долга превысил 80 и даже 100% налоговых и неналоговых доходов (рис. 4).

По субъектам РФ в целом в 2013 году наблюдалось превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов бюджетов (6% против 1%).

При этом федеральная финансовая помощь уменьшилась на 7%. В заключении на проект федерального бюджета на период 2014—2016 годов Счётная палата РФ1 отметила среди прочих проблем предстоящего исполнения бюджетов риск недостижения в установленные сроки отдельных целевых показателей [7]. Поэтому критичность финансового положения большинства субъектов Федерации требует лавирования при выполнении майских указов Президента.

Коридор возможностей...

На различных уровнях власти то и дело высказываются возможные варианты исполнения указов Президента в установленный срок. Предлагаются следующие инициативы.

Таблица 2. Влияние государственного долга на бюджет Вологодской области

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Расходы на возврат кредитов, млн. руб. 509,4 1336,7 4120,4 57358 7043,9

Процентные расходы, млн. руб. 161,1 488,8 789,1 1322,1 1769,0

Итого, млн. руб. 670,5 1825,5 4909,5 7057,9 8812,9

Доля в расходах областного бюджета, % 1,8 4,2 10,6 15,6 19,9

Фактический дефицит областного бюджета, млн. руб. 6487,7 7048,9 7177 2814,8 3952,9

В % к собственным доходам областного бюджета 34,1 27,3 25,0 8,9 13,1

Реальный дефицит* областного бюджета, млн. руб. 6997,1 8385,6 11297,4 8550,6 10996,8

В % к собственным доходам областного бюджета 36,8 32,4 39,3 27,1 36,3

* С учётом расходов на возврат кредитов, которые в соответствии с Бюджетным кодексом не включаются в состав расходов бюджета субъекта РФ. Источники: рассчитано автором по отчётным данным Казначейства России; Минфина РФ.

1 Как известно, Счетная палата Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности по исполнению майских указов Президента РФ. С 2014 года помимо мониторинга исполнения планируется проведение выездных проверок.

Рисунок 3. Динамика дефицита, государственного долга и полученных кредитов консолидированных бюджетов субъектов РФ, млрд. руб.

2500 -| 2000 -1500 -1000 -

500 - [13! 0 ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2026

2008

2009

2010

2011

2012

□ Дефицит [ Кредиторскаязадолженность □ Государственныйдолг

2013

Источник: рассчитано по данным отчётности Казначейства России, Минфина РФ.

Рисунок 4. Рейтинг субъектов Российской Федерации с максимальной долговой нагрузкой в 2013 году

60000 40000 20000 0

84,6

80 3 81,1 84,5 .-1 85,4

♦-■ ♦ | * | ♦ | ♦

^ 24099^ |3487^ |1522б| ^577^ 12426б|

85,4

107,0

|13824|

138,2

|28101|

150 100 50 0

О <

I Млн. руб.

-% к собственным доходам

1. «Не всегда то, что вы хотите, действительно вам нужно» (Далай Лама).

В Минфине слышны разговоры о возможности «корректировки круга бюджетников, которым необходимо повысить зарплату в рамках майских указов. К примеру, уточнить требования к категории «врач» или исключить из списка представителей силовых ведомств» [4].

2. «Пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор» (Н.В. Гоголь).

Член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин считает, что

«проблема с исполнением майских указов в регионах порождена неумением правильно выстроить приоритеты» [12]. «Большинство чиновников симулируют работу по исполнению поручений и только делают вид, что исполняют», — добавляет вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов [12]. Кстати, в Госдуме РФ разрабатывается законопроект об усилении ответственности за неисполнение указов и распоряжений главы государства.

Проект предполагает внесение в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс изменений, подразуме-

вающих установление ответственности чиновников за неисполнение, ненадлежащее исполнение и срыв сроков исполнения актов президента. По словам одного из авторов законопроекта — члена комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Дмитрия Горовцова, ответственность может предполагать штраф в пределах 100—150 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), лишение классных чинов, запрет на занятие государственной должности, лишение государственных наград, воинских и специальных званий. Эффективное управление следует рассматривать как резерв денежных средств [4].

3. «Долг — начало рабства» (В. Гюго).

По мнению депутата Госдумы РФ Антона Ищенко, необходимо «частичное списание задолженности субъектов перед федеральным центром или перекредитование регионов более дешёвыми займами за счёт Резервного фонда и Фонда национального благосостояния» [13]. В то же время, как отметил заместитель министра финансов Леонид Горнин, «списание бюджетных кредитов применяется в исключительных случаях». Однако Минфин не исключил возможность рефинансирования коммерческих кредитов бюджетными.

4. «Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить» (Л. Бёрне).

Как считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, «сверхконцентрация власти на федеральном уровне достигла предела неэффективности, пора двигаться в противоположную сторону». Курс на децентрализацию бюджетных полномочий был объявлен тогдашним Президентом РФ Дмитрием Медведевым на заседании Госсовета 26.12.2011 года. Основными причинами затяжной работы Правительства стал важнейший аргумент сторонников централизации о том, что обеспечение макростабильности и макроуправ-

ляемости огромной территорией возможно лишь посредством распределительных межбюджетных отношений «сверху вниз».

Однако федеральное устройство РФ представляет собой сложную многоуровневую систему, компоненты которой (регионы и муниципальные образования) в условиях централизации в большей степени подвержены негативным воздействиям внешней среды и риску потери устойчивости. Потому логично возникает вопрос: почему расходные обязательства о повышении зарплаты бюджетников (что является полномочием регионов) спускаются сверху без соответствующего и полного финансового обеспечения?

Все эти предложения в первую очередь направлены на то, чтобы не растерять имеющиеся инвестиционные возможности российских территорий, а продолжать развивать социальную, транспортную и коммунальную инфраструктуру. Проблемы растущего бюджетного дефицита, долга и процентов по займам не способствуют высвобождению дополнительных средств, и,следовательно, без федеральной помощи регионам не обойтись.

Минфин РФ называет бюджетную конструкцию страны неповоротливой из-за нерациональности бюджетных расходов, которые уже давно следует оптимизировать, в частности провести рестрикцию государственных затрат на население2.

В то же время Минэкономразвития РФ считает более предпочтительной политику роста бюджетных расходов, которые в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе приведут к развитию экономики

2 Минфин РФ по-прежнему считает необходимым сокращать расходы в пенсионной и оборонной сферах: выступление А. Силуанова на Петербургском Международном экономическом форуме, 22.05.2014. [Эл. рес.]. — Реж. дост.: http://minfin.ru/ru/press/speech/index. php?id_4=21760&id4=12297

Таблица 3. Расчёт возможного увеличения поступлений в бюджетную систему региона за счёт совершенствования некоторых инструментов бюджетного регулирования (на материалах Вологодской области)*

Мероприятие Фактическое значение Предлагаемый вариант Дополнительные доходы, млн. рублей в год

Финансирование делегированных полномочий (необходимо полностью покрывать реализацию нормативно-правовых актов вышестоящих органов власти субвенциями) 95-99% 100% 5-69

Доходность остатков бюджетных средств (необходимо расширять законодательные нормы, позволяющие муниципальным образованиям получать неналоговые доходы от размещения остатков бюджетных средств на депозитах) 0 % по депозитам 12-55

Повышение ставки налога на дивиденды 9% 15% 191-194

Использование целевых трансфертов (необходимо обеспечить своевременность перечисления субсидий) 2-5% суммы трансфертов 0 212-457

Объём нефинансируемых федеральных льгот (требуется оптимизация политики налогового стимулирования) 55-69% исчисленной суммы в бюджет 0 3650-6507

Дебиторская задолженность в бюджет (необходимо сокращать имеющуюся недоимку по платежам в бюджет) 13,5-18% 0 5400-6300

Итого 9471-13 582

* Расчёты проведены автором в рамках периода 2010-2012 гг.

и расширению доходного потенциала территорий3.

По расчётам ИСЭРТ РАН, действительно, имеются потенциальные резервы роста территориальных бюджетов. Так, осуществление некоторых мер по совершенствованию бюджетного регулирования в регионе позволит привлечь, например, в бюджетную систему Вологодской области до 13 млрд. рублей, что повысит на 26% доходы консолидированного бюджета региона (табл. 3).

Вышеназванные мероприятия по совершенствованию бюджетного регулирования позволят нейтрализовать существующую фрагментарность управленческих

3 Из выступления заместителя министра экономического развития А. Клепача на заседании президиума РАН [Эл. рес.]. — Реж. дост.: http://www.ras.ru/news/shownews. aspx?id=5171ad1d-28fd-4297-a4f4-7ca941a0c48b

воздействий, повысить прозрачность и ответственность органов власти в бюджетно-налоговой сфере, закрыть возможности для минимизации доходной базы территориальных бюджетов, привлечь в них дополнительные доходы, повысить эффективность использования бюджетных средств, что максимизирует обеспеченность населения региона собственными бюджетными ресурсами.

В заключение отметим, что поиск путей реализации всех социально-экономических программ и достижения приоритетных показателей улучшения качества жизни населения, обозначенных в президентских указах, нужен сейчас, пока регионы не дошли до предела исполнения «нефинансируемых мандатов» в долг. А то получается: цель поставлена, но намерений и средств к её достижению недостаточно.

Литература

1. Встреча Президента Российской Федерации с членами Совета законодателей [Текст] // Вестник Совета Федерации. — 2014. — № 6.

2. Ильин, В.А. Проблемы эффективности государственного управления [Текст] : монография / В.А. Ильин, А.И. Поварова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. - 188 с.

3. Кремль, Дума и Счётная палата усиливают контроль за исполнением указов Президента [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.narodsobor.ru/events/politics/17724-kreml-duma-i-schetnaya-palata-usilivayut-kontrol-za-ispolneniem-ukazov-prezidenta

4. Минфин поможет регионам с выполнением «майских» указов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://bujet.ru/article/241754.php

5. Об областном бюджете на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов [Текст] : приложение к Пояснительной записке к Закону Вологодской области. — Вологда, 2013.

6. Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 гг. [Текст] : доклад В.Н. Артамоновой на публичных слушаниях по проекту закона области. — Вологда, 2013.

7. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Текст] : заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона, протокол от 10 октября 2013 г. № 41К (932). — М., 2013. — 393 с.

8. О ходе выполнения указов Президента России от 7 мая 2012 года № 596—606: заседание Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития, определённых Президентом Российской Федерации // Сайт Правительства РФ. — Режим доступа : http://government.ru/orders/12540

9. О ходе реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-602, 606 в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа [Электронный ресурс] : доклад заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов области В.Н. Артамоновой от 11 марта 2014 года. — Режим доступа : http://www.df35.

ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2469:--------7--2012--596-602-606-----------

&catid=34:demo-content&Itemid=134

10. Печенская, М.А. Бюджетная перспектива региона 2014—2016: исполнение социальных указов Президента или избежание риска дефолта? [Текст] / М.А. Печенская // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. — № 1. — С. 145-160.

11. Указы Президента РФ от 07.05.2012 № 595-606 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

12. Указы Путина тормозят чиновники [Электронный ресурс] // Центр политического анализа. — Режим доступа : http://tass-analytics.com/stories/ukazy-putina-tormozyat-chinovniki

13. Экономический рост и проблемы регионов — мнение чиновников и экспертов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://bujet.ru/article/241591.php?sphrase_id=309633

Pechenskaya M.A.

The "May" Decrees of the President: objective, indicators, implementation dynamics

Mariya Aleksandrovna Pechenskaya — Acting Research Associate, Sector Head, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute ofSocio-Economic Development ofTerritories ofthe Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia, marileen@bk.ru)

Abstract. Two and a half years have passed since the RF President's adoption of a number of decrees aimed at improving social welfare of the citizens. The objectives of the given legal documents concern the issues of education and science, health, demography and social policy, economy and foreign policy, military service and development of the Armed Forces of Russia, inter-ethnic harmony, governance and quality of housing and utility services. V.V. Putin has set targets to be achieved in Russia by 2020.

However, the acute budget crisis of regional systems hinders the implementation ofPresidential Decrees.

This article provides the reader with the analysis of the achieved results and states the problems of "May"

requirements funding. In addition, there are possible options for the implementation of the targets laid

down in the presidential decrees in the prescribed period.

Key words: regional budget, "May" Decrees ofthe President, public debt, budget deficit, decentralization

of budget authorities, interest expense.

References

1. Vstrecha Prezidenta Rossiiskoi Federatsii s chlenami Soveta zakonodatelei [Meeting of the President of the Russian Federation with the Members of the Board of Legislators]. Vestnik Soveta Federatsii [The Bulletin of the Council of the Federation], 2014, no. 6.

2. Ilyin V.A., Povarova A.I. Problemy effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya: monografiya [Problems of the Efficiency of State Management: Monograph]. Vologda: ISERT RAN, 2014. 188 p.

3. Kreml', Duma i Schetnaya palata usilivayut kontrol' za ispolneniem ukazov Prezidenta [The Kremlin, the Duma and the Accounts Chamber Toughen the Control over the Execution of the President's Decrees]. Available at: http://www.narodsobor.ru/events/politics/17724-kreml-duma-i-schetnaya-palata-usilivayut-kontrol-za-ispolneniem-ukazov-prezidenta

4. Minfinpomozhet regionam s vypolneniem "maiskikh"ukazov [The Ministry of Finance will Assist the Regions to Implement the "May" Decrees]. Available at: http://bujet.ru/article/241754.php

5. Ob oblastnom byudzhete na 2014iplanovyiperiod 2015i 2016godov:prilozhenie k Poyasnitel'noi zapiske kZakonu Vologodskoi oblasti [On the Regional Budget for 2014 and the Planned Period of 2015—2016: the Annex to the Explanatory Memorandum to the Vologda Oblast Law]. Vologda, 2013.

6. Ob oblastnom byudzhete na 2014 god i planovyi period 2015 i 2016 gg.: doklad V.N. Artamonovoi na publichnykh slushaniyakhpoproektu zakona oblasti [On the Regional Budget for 2014 and the Planned Period of 2015— 2016: Report of V.N. Artamonova at the Public Hearings on the Draft Law]. Vologda, 2013.

7. Ofederal'nom byudzhete na 2014 god i na planovyi period 2015 i 2016 godov: zaklyuchenie Schetnoi palaty Rossiiskoi Federatsii na proekt federal'nogo zakona, protokol ot 10 oktyabrya 2013 g. № 41K(932) [On the Federal Budget for 2014 and the Planning Period of 2015—2016: Opinion of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the Draft Federal Law, Record of October 10, 2013, no. 41K (932)]. Moscow, 2013. 393 p.

8. O khode vypolneniya ukazov Prezidenta Rossii ot 7maya 2012goda № 596—606: zasedanie Komissiipri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po monitoringu dostizheniya tselevykh pokazatelei sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya, opredelennykh Prezidentom Rossiiskoi Federatsii [On the Implementation of the Decrees of the President of Russia of may 7, 2012, no. 596—606: Meeting of the Commission under the President of the Russian Federation for Monitoring the Achievement of the Target Indicators of Socio-Economic Development, Defined by the President of the Russian Federation]. Website of the President of Russia. Available at: http://government.ru/ orders/12540

9. O khode realizatsii ukazov Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 7maya 2012g. № 596-602, 606v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii, vkhodyashchikh v sostav Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga: doklad zamestitelya Gubernatora Vologodskoi oblasti, nachal'nika Departamenta finansov oblasti V.N. Artamonovoi ot 11 marta 2014goda [On the Implementation of the Decrees of the President of the Russian Federation of May 7, 2012, no. 596-602, 606 in the RF Subjects of the Northwestern Federal District: Report of the Deputy Governor of the Vologda Oblast, Head of the Department of Finance V. N. Artamonova of March 11, 2014]. Available at: http://www.df35.ru/index.

php?option=com_content&view=article&id=2469:--------7--2012--596-602-606-----------&catid=34:demo-

content&Itemid=134

10. Pechenskaya M.A. Byudzhetnaya perspektiva regiona 2014—2016: ispolnenie sotsial'nykh ukazov Prezidenta ili izbezhanie riska defolta? [Budgetary Prospects in the Region in 2014—2016: Implementation of the President's Social Decrees or Avoidance of Default Risks?]. Ekonomicheskie isotsial'nyeperemeny:fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2014, no. 1, pp. 145-160.

11. Ukazy Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 595-606 [Decrees of the President of the Russian Federation of May 7, 2012, no. 595-606]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus].

12. Ukazy Putina tormozyat chinovniki [Putin's Decrees are Hampered by the Officials]. Tsentr politicheskogoanaliza [Center for Political Analysis]. Available at: http://tass-analytics.com/stories/ukazy-putina-tormozyat-chinovniki

13. Ekonomicheskii rost iproblemy regionov — mnenie chinovnikov i ekspertov [Economic Growth and Problems of the Regions — Opinion of the Officials and Experts]. Available at: http://bujet.ru/article/241591.php?sphrase_id=309633

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.