Научная статья на тему 'Управление развитием экономики в современных условиях'

Управление развитием экономики в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
механизмы управления экономикой / рынок труда / трудовое партнёрство / товаропроизводящие отрасли цифровой экономики / научно-образовательные центры / mechanisms for managing the economy / labor market / labor partnership / commodity-producing sectors of the digital economy / research and educational centers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Виталий Васильевич, Сайфутдинов Рафаэль Амирович, Большухина Ирина Сергеевна

Рассмотрены задачи экономического развития, проанализированы пути их решения, представлены современные механизмы управления рыночной экономикой на современном этапе, интеграция научных организаций в реальном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов Виталий Васильевич, Сайфутдинов Рафаэль Амирович, Большухина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic development managementin modern conditions

The problems of economic development are considered, ways of their solution are analyzed, modern mechanisms of market economy management are presented at the present stage, integration of scientific organizations in the real sector of economy.

Текст научной работы на тему «Управление развитием экономики в современных условиях»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 330.342

В. В. КУЗНЕЦОВ, Р. А. САЙФУТДИНОВ, И. С. БОЛЬШУХИНА

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рассмотрены задачи экономического развития, проанализированы пути их решения, представлены современные механизмы управления рыночной экономикой на современном этапе, интеграция научных организаций в реальном секторе экономики.

Ключевые слова: механизмы управления экономикой, рынок труда, трудовое партнёрство, товаропроизводящие отрасли цифровой экономики, научно-образовательные центры.

В научно-теоретическом журнале «Вестник Ульяновского государственного технического университета» №4 за 2016 год в статье затронуты трудовые отношения, занятость населения России современных рыночных условиях их перспективы в условиях постиндустриального развития. В данном материале рассмотрены задачи и проанализированы пути их решения Правительством России.

Майские Указы (2018 г.) Президента ставят цели перед Правительством России по обеспечению присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.

В числе важнейших задач достижения этой цели являются [1]:

- создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями в реальном секторе экономики;

- формирование системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих условия осуществления молодыми учёными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов;

- формирование к 2024 году в обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов (продукция машиностроения, агро-

© Кузнецов В. В., Сайфутдинов Р. А., Большухина И. С., 2019

промышленного комплекса, других услуг), общая доля экспорта которых должна быть доведена до 20 % валового внутреннего продукта.

Правительству России предстоит громадная задача: в кратчайшие временные рамки приостановить утечку рабочей силы из всех товаропроизводящих отраслей, создать указанные в президентском послании научно-образовательные центры, определить их отраслевое направление, с выявлением потребности проектируемой продукции или услуги, «связать» их деятельность с организациями в реальном секторе экономики, возможно, построить новые производственные единицы с решением кадрового обеспечения нового типа производств.

Современному Правительству России не приходилось ещё решать такие задачи по укреплению экономики. И тут неминуемо встают вопросы:

- первое, где брать финансовые ресурсы на создание таких комплексов, оснащение лабораторным оборудованием, обеспечение их кадрами научных работников? Очевидно, сегодняшнему Правительству России необходимо остановить утечку финансов из России, размеры которых исчисляются, как показывает д. э. н., профессор МГИМО В. Ю. Катасонов, миллиардами. Исследования РАНХиГС показывают, что в стране число долларовых миллиардеров, состояние которых превысило миллиард долларов, достигло 132. Таким образом, в карманах 0,1% населения России сконцентрировано 62% совокупного финансового состояния всей страны. Кроме того, (например, ежегодно за 2014-2016 гг.) передавались в суд по 13 тыс. коррупционных дел. Ущерб только за 2016 год составил 111,3 млрд руб. [2];

- второе, необходимо обеспечить производства нового типа организаторами производства, технологами, то есть по всей цепочке от создания до выхода этой продукции «в металле»;

- третье, какие подразделения Правительства и на каком уровне (федеральном, региональном или на уровне бизнес-единиц) будут функционировать и кто (какая организация) будет управлять этими научно-образовательными центрами мирового уровня?

Одними только механизмами рыночной экономики, как нам представляется, без использования элементов централизованных механизмов управления экономикой Правительству России решить перечисленные поставленные Президентом задачи будет весьма сложно.

В качестве примера можно сослаться на опыт, который был использован в России в годы создания и становления нового государства. История становления советской экономики, начиная с 1918 года, показывает, что была создана единая структура управления промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, такой механизм, как ВСНХ с соответствующим количеством отраслевых главных управлений.

Такая мера позволила уже в первую пятилетку (1928-1933 гг.) реконструировать 800 предприятий, увеличить объём ВВП на 53,4%, промышленного производства - на 39,5%, продукцию машиностроения поднять в 4 раза. Во второй пятилетке (1933-1937 гг.) 80% продукции было получено на новых и реконструированных предприятиях, в 2 раза увеличились доходы населения, к концу 1937 года на селе были созданы 5518 единиц машинно-тракторных станций (МТС).В третью пятилетку, перед Великой Отечественной войной, были построены сотни предприятий-дублёров в восточных районах страны. С начала войны по февраль 1942 г. были эвакуированы 2600 предприятий и 10 млн рабочих в восточные районы страны. Созданный за все довоенные годы производственный потенциал позволил в начале войны увеличить в разы объёмы производства: уже в 1942 г. производство военной продукции по сравнению с 1940 г. увеличилось на Урале в 5 раз, в Поволжье - в 9 раз, в Западной Сибири - в 27 раз [4].

За годы жизнедеятельности СССР была создана советская система социальной защиты населения, которая выражалась в том, что государство, являясь выразителем интересов трудовых людей и всего населения, выступало и как законодатель, и в основном как работодатель, а социальные гарантии (жильё, лечение, занятость, повышение квалификации, контроль над деятельностью администрации) в основном обеспечивались в рамках трудовых коллективов. Государство централизованно устанавливало трудовые нормы, нормы оплаты за труд: отраслевые,

квалификационные различия, различия оплаты труда по категориям работников. Была налажена система народного контроля при посредстве Советов трудовых коллективов.

В современных условиях (в рыночной системе) трудовое партнёрство между работодателями и работниками значительно сузилось. Следует отметить, что с началом реформ (1991-1995 гг.) началось сокращение темпов роста и в ряде случаях и сокращение объёмов производства. Индексы производства по экономической деятельности по обрабатывающим производствам России со 100% в 1991 г. упали до 85,8% в 2016 году, а по производству машин и оборудования - до 45,7%, удельный вес занятых в неофициальном секторе экономики достиг до 50 млн из 82 млн трудоспособного населения. По подсчётам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в третьем квартале 2017 года о банкротстве объявили 3227 российских компаний, за январь-сентябрь - 9733 предприятия. Это на 12,4% больше, чем за аналогичный период 2016 года [6].

В настоящее время имеется проблема, заключающая в том, что задача возвращения в строй бывших заводов, сельхозпредприятий - задача не из легких, о чем, например, говорят данные по деиндустриализации в сельскохозяйственном производстве Ульяновской области. В последующие за 1990-м годы в стране были утеряны высокомеханизированные мощности в растениеводстве и в животноводстве (таблицы 1, 2). Исследования доктора экономических наук Ю. В. Яковца, показывают, что в период реформ 90-х Россия почти во всех отраслях материального производства, особенно в машиностроении, строительстве, в строительной индустрии и в сельскохозяйственном производстве, сделала шаг назад по многим позициям к уровню 30-х годов, а в сельскохозяйственном производстве -вовсе к уровню начала века. Зачастую в техническом оснащении сельскохозяйственного производства происходит подмена существа дела статистическими данными, характеризующими состояние индивидуальных подсобных хозяйств на селе [7].

«Индивидуальные подворья теперь вооружены 5,2 тысячами тракторов, 34,3 тысячами мотоблоков и культиваторов, 898 доильными установками, 23,3 тысячами газонокосилок, 10,9 тыс. ед. мукомольного оборудования и 4,7 тыс. сепараторов для молока» - приводится в статье «Техническое оснащение сельского хозяйства региона». Однако, как мы видим из данных табл. 1, 2, 3, в десятки раз сокращено количество ком-

байнов всех назначений, численность крупного рогатого скота и более чем на 1/3 сокращены посевные площади, в 3 раза сокращены надои молока, да самих коров-то осталось почти в 5 раз меньше, что было в селах области 1990 году.

Статью следовало бы назвать «Техническое оснащение подсобных хозяйств населения региона», так как та техника, о которой в этой статье говорится, в основном нужна сельчанам для обустройства личных подсобных хозяйств, а не для восстановления крупных сельскохозяйствен-

ных предприятий. За годы реформ произошло резкое увеличение объёмов завозимых товаров в Россию по сравнению с завозом в советский период: по мясу и мясо-продуктам и по животному маслу - 2,1 раза, по сырам - 23,4 раза, по кондитерским изделиям - 8,4 раза, цитрусовым -4,5 раза и т. д. За период 1990-2013 гг. в объёме потреблении населения доля импорта продовольственных товаров выросла с 6,3% до 20,5%, то есть более чем в 3,2 раза [5].

Таблица 1

Состояние механизации сельскохозяйственного производства в Ульяновской области

за период с 1990 по 2016 гг. (ед.)

Сельскохозяйственная техника 1990 1999 2009 2013 2016 Сокращ., раз

Тракторы 17 660 10 641 2 712 2 433 1883 9,38

Комбайны, из них:

- зерноуборочные 7 062 3 640 963 808 612 11,5

- кормоуборочные 1 511 921 152 116 85 17,1

- картофелеуборочные 227 57 13 11 11 20,6

- свеклоуборочные 244 125 29 24 18 13,6

Всего ед. техники 26704 15384 3840 3392 2609 10,2

Таблица 2

Численность скота в хозяйствах всех категорий Симбирской губернии -Ульяновской области (тыс. голов)

Численность скота 1895 1911 1990 2017 в 1990 г. к 1911 г. (в %, раз) в 2017 г. к 1990 г. сниж., раз

Всего КРС и мелкого скота, в т. ч.: 1 356,8 1 431,7 1 831,0 129,0 Т1,3 раз 414,2 раза

- коров 279,5 306,6 244,0 51,0 41,25 раз 4 4,78 р.

- овец простых 613,0 731,0 527,0 81 ,3 41,38 раз 4 6,48 р.

- свиней 132,5 81,1 583,0 220,0 Т2,71 раз 4 2,65 р.

Таблица 3

Динамика использования посевных площадей в Ульяновской области

за 1990-2017 гг. (тыс. га)

Показатели 1990 2008 2010 2013 2017 в 2017 % к 1990 г.

Зерновые культуры 983,1 576,5 595,7 580,9 587,09 59,7

Кормовые культуры 521,8 168,9 163,1 167,3 154,4 29,5

Картофель 41,2 23,1 24,0 22,6 20,0 48,5

Овощи 6,7 5,0 5,8 6,3 6,0 29,5

Вся посевная площадь 1 650,0 878,9 950,2 1 012,4 1031 62,5

За 2017 год было произведено продукции растениеводства на 3033,2 млрд руб., животноводства - на 2620,8 млрд руб., при этом за период 2010-2017 гг., наибольшую долю в структуре производства занимают сельскохозяйственные организации. Их доля увеличивается на всём периоде, в 2010 г. доля составляла 44,5%, в 2017- 52,7%. В период с 2010 по 2017 доля хозяйств населения сократилась с 48,3% до 34,6%. Доля крестьянских хозяйств в структуре производства на всём периоде увеличивается с 7,2% до 12,7% [3].

Президент России снова и снова зовёт к активным действиям. Ведущими научными подразделениями вузов проводится научно-исследовательская и инновационная деятельность в области индустрии радиационных технологий, нанотехнологий, фундаментальных исследований в области математического моделирования, теоретической физики, энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, биоинженерии, информационных технологий, растениеводства, земледелия и агроэкологии, ветеринарии, технологий рационального природопользования, здоровьесбере-гающих технологий и в других областях. Общий объём научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных вузами и филиалами государственных вузов, расположенных на территории региона, в 2016 году составил 327 933,9 тыс. руб. [8].

Министр цифровой экономики Ульяновской области Р. Давлятшин на страницах «Делового обозрения» пишет, что наши вузы, являясь неотъемлемой частью инновационной инфраструктуры, берут на себя не только образовательную, но и научно-исследовательскую функцию, активно участвуют в инновационной политике региона, например: УлГПУ занимает 5-е место среди самых востребованных гуманитарных вузов; УлГАУ- в тройке востребованных аграрных вузов. В состав инновационной инфраструктуры вуза входят 11 научно-производственных лабораторий и центров. Для реализации проектов созданы два малых предприятия; по количеству проданных лицензий в 2017 году УлГТУ был лидером в Приволжском федеральном округе. Из 196 заявок на объекты промышленной собственности УлГТУ получил 142.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2017 №1206 утверждён перечень федеральных инновационных площадок на 2018-2023 годы. В указанный пе-

речень вошли Ульяновский государственный университет и Ульяновский государственный технический университет.

На 1 января 2018 г., например, в УлГТУ накоплен значительный потенциал интеллектуальной собственности, в том числе: 3823 - на изобретения, 763 - на полезные модели, 6 - на промышленные образцы, 616 - на программы для ЭВМ, 18 - на базы данных, 2 - на товарный знак.

Данные по университетам, лабораториям, по инновационным бизнес-структурам радуют -жива научная мысль, молодые специалисты приходят в науку, стараются создавать, чего ещё не было до них.

Но меняются времена, теперь надо сконцентрировать научные центры на основе интеграции научных организаций и их кооперации с организациями в реальном секторе экономики, создавать «прорывные производства нового технологического уровня с тем, чтобы экспорт продукции несырьевых отраслей (продукция машиностроения, агропромышленного комплекса) и объёмы услуг довести до 20% ВВП».

Выступая с обращением к Федеральному собранию, Президент РФ В. В. Путин отметил:

«Для мощного технологического развития нам нужно выстроить современную модель исследований и разработок. Именно для этого мы создаём в регионах научно-образовательные центры, которые призваны интегрировать все уровни образования, возможности научных организаций и бизнеса. В течение трёх лет такие центры должны быть созданы в 15 субъектах Российской Федерации, в том числе первые пять - в этом году, три из них - в Тюменской и Белгородской областях и Пермском крае уже в высокой степени готовности и в этом году должны быть запущены».

Стране необходимы грамотные активные специалисты, способные работать на передовых производствах, создавать и использовать прорывные технические решения. Для этого нужно обеспечить широкое внедрение обновленных учебных программ на всех уровнях профессионального образования, организовать подготовку кадров для различных отраслей экономики и обеспечить выпускников гарантированными рабочими местами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Москва, Кремль 7 мая 2018.

2. Калинина М. Техническое оснащение сельского хозяйства региона // Деловое обозрение. Итоги Всерос. с.-х. переписи 2016 г., янв. 2019 г. - С. 8-9.

3. Кузнецов В. В., Сайфутдинов Р. А. Экономический анализ: учебное пособие. - Ульяновск :УлГТУ, 2018. - 130 с.

4. Кузнецов В. В., Сайфутдинов Р. А. Боль-шухина И. С. Сто лет развития России // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2018. - №4 (84). - С. 50-56.

5. Кузнецов В. В. Региональная экономика и управление: учебное пособие (курс лекций). -Ульяновск: УлГТУ, 2017.

6. Кузнецов В. В., Сайфутдинов Р. А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие.- Ульяновск :УлГТУ, 2012. -154 с.

7. Маркова А. Н. и др. Экономическая история России / Под ред. Ю.К. Федуловой. - Москва : ЮНИТИ, 2009. - С. 320.

8. Сайфутдинов Р. А., Халитова В. И. Цифровая экономика в современной России // Образование и информационная культура: теория и практика : Сборник научных трудов. - Ульяновск, 2017.

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda». Moskow, Kreml' 7 maya 2018 [Presidential decree «On national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024». Moscow, the Kremlin on 7 may 2018].

2. Kalinina M. Tekhnicheskoe osnashchenie sel'skogo hozyajstva regiona [Technical equipment of agriculture in the region] // Delovoe obozrenie. Itogi Vseros. s.-h. perepisi 2016 g., yanv. 2019 g. [Business review. Results of the 2016 census, Jan. 2019] pp. 8-9.

3. Kuznecov V. V., Sajfutdinov R. A. Ekonomicheskij analiz: uchebnoe posobie [Economic analysis: a training manual]. Ul'yanovsk : UlGTU, 2018, 130 p.

4. Kuznecov V. V., Sajfutdinov R. A., Bol'shuhina I. S. Sto let razvitiya Rossii [One hundred years of Russia's development ] // Vestnik Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2018, №4 (84), pp. 50-56.

5. Kuznecov V. V. Regional'naya ekonomika i upravlenie: uchebnoe posobie (kurs lekcij) [Regional Economics and management: textbook (lectures)]. Ul'yanovsk: UlGTU, 2017.

6. Kuznecov V. V., Sajfutdinov R. A. Gosu-darstvennoe i municipal'noe upravlenie: uchebnoe posobie [State and municipal management: textbook]. Ul'yanovsk :UlGTU, 2012. 154 p.

7. Markova A. N. i dr. Ekonomicheskaya istoriya Rossii / Pod red. YU.K. Fedulovoj [Economic history of Russia / Under the editorship of Yu. K. Fedulovoy]. Moskow : YUNITI. 2009. P. 320.

8. Sajfutdinov R. A., Halitova V. I. Cifrovaya ekonomika v sovremennoj Rossii // Obrazovanie i informacionnaya kul'tura: teoriya i praktika : Sbornik nauchnyh trudov [Digital economy in modern Russia // education and information culture: theory and practice : Collection of scientific works]. Ul'yanovsk, 2017.

Кузнецов Виталий Васильевич, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ, доктор экономических наук. Сайфутдинов Рафаэль Амирович, доцент кафедры «Информатика» УлГПУ, кандидат культурологии.

Большухина Ирина Сергеевна, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ, кандидат экономических наук.

Поступила 23.04.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.