УДК 338(470+571)(091)
В. В. КУЗНЕЦОВ, Р. А. САЙФУТДИНОВ, И. С. БОЛЬШУХИНА СТО ЛЕТ РАЗВИТИЯ РОССИИ
Сопоставляются, анализируются основные исторические этапы экономического развития России в составе СССР, представлены макроэкономические показатели реформ 90-х годов и на современном этапе.
Ключевые слова: пятилетки развития СССР, эффективность социально-экономических преобразований, валовой внутренний продукт, товаропроводящие отрасли, рынок труда, инвестиционная программа, качество жизни.
Когда сегодня обращаемся к фактическим показателям статистических наблюдений пореформенной России (реформы 90-х), то непременно необходимо сравнить их с показателями тех первых лет жизни той России, которая на карте мира только-только появилась. Появилось первое социалистическое государство, государство рабочих и крестьян, с новым типом собственности по отношению к средствам производства, обобществления результатов деятельности, основана на свободном труде в интересах всего общества.
Россия за все эти сто лет жизнедеятельности неоднократно обращалась к различным методам управления: то к укреплению отраслевой хозяйственной системы, то к развитию территориальной экономики. Органы управления государством, в зависимости от важности, с их точки зрения, принимали то или другое направление развития. Всегда ли это шло на пользу хозяйственной системе страны - зависело от уровня понимания и уровня квалификации принимающих решение. Поэтому когда большевики пришли к управлению разорённой войнами России (империалистической, блокадой Антанты, гражданской), нужно был отстоять страну, сконцентрировав все силы - нужна была структура управления промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, т. е. такой механизм, как ВСНХ с соответствующим количеством отраслевых главных управлений, концентрация всей собственности в руках государства, введение рабочего контроля на всех уровнях.
С прекращением империалистической войны, окончанием военной интервенции и гражданской войны на первый план выходят вопросы
© Кузнецов В. В., Сайфутдинов Р. А., Большухина И. С., 2018
восстановления народного хозяйства и смена методов управления. Уже в 1919 году государство приступило к разработке Перспективного плана развития страны. В 1920 году Государственная комиссия (с участием 100 учёных) представила Правительству России план электрификации страны - ГОЭЛРО. В течение следующих 10 лет предусматривалась его реализация: строительство 30 крупных электростанций; удвоение объёмов производства и увеличение занятости, рост производительности труда, совершенствование технического уровня производства; развитие смежных отраслей (транспорта, сельскохозяйственного производства, добывающих отраслей и др.).
В эти же годы В. И. Лениным была рекомендована Новая экономическая политика (НЭП), учитывающая некоторую децентрализацию экономики: продразверстка была замена продналогом, разрешены кооперативы на селе и присутствие иностранного капитала. Национальный доход за этот период вырос в 2,3 раза. Был создан Союз Советских Социалистических Республик.
Уже в первую пятилетку (1928-1933 гг.) было реконструировано 800 предприятий, объём ВВП вырос на 53,4%, промышленного производства -на 39,5%, продукция машиностроения выросла в 4 раза. Во второй пятилетке (1933-1937 гг.) 80% продукции было получено на новых и реконструированных предприятиях. В два раза увеличились доходы населения. К концу 1937 года число машинно-тракторных станций (МТС) на селе составило 5518 единиц [5].
В третью пятилетку, перед Великой Отечественной войной, были построены сотни предприятий-дублёров в восточных районах страны. Страна была подготовлена к труду и обороне. В целях усиления централизации управления с начала вторжения войск вермахта на территорию
СССР был создан Государственный комитет обороны (ГКО) во главе со И. В. Сталиным.
С начала войны по февраль 1942 г. было перевезено 1,5 млн вагонов с эвакуационными грузами. Эвакуированы 2600 предприятий, 10 млн рабочих в восточные районы Страны. Только из Белоруссии вывезено 395 тыс. голов крупного рогатого скота, 248 тыс. овец, 15 тыс. свиней.
Созданный за все довоенные годы производственный потенциал позволил уже в начале войны увеличить в разы объёмы производства. На нужды обороны направлялись материальные финансовые и трудовые ресурсы: в 1940 г. -15%, а в 1942 г. - 58%, соответственно за этот период оборонная продукция выросла на 86%, а к 1944 году в 2,5 раза, сельскохозяйственная - с 9% до 61%. В 1942 г. производство военной продукции по сравнению с 1940 г. увеличилось на Урале - в 5 раз, в Поволжье - в 9 раз, в Западной Сибири - в 27 раз [2] .
Несмотря на огромные потери на войне в основном мужского населения, советский народ в кратчайшие сроки восстановил народное хозяйство. На освобождённых от оккупации землях к началу 1945 года было восстановлено 84700 колхозов, 1883 совхоза, 3093 машинно-тракторных станций. Государством селу были поставлены 536 тыс. тракторов, 93 тыс. зерновых комбайнов и других уборочных машин.
С началом четвёртой пятилетки (19451950 гг.) началось освоение новых нефтеносных территорий (2-е Баку, Татарстан, Башкортостан, Куйбышевская область), не имея значительных ресурсов для интенсивного развития сельского хозяйства, было предпринято освоение целинных земель. К началу 1948 года была отменена в стране карточная система.
В СССР были широко развернуты исследования по моделированию развития и размещения отраслей и многоотраслевых комплексов. Были разработаны и научно обоснованы такие региональные программы, как: Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, хозяйственный комплекс БАМ, Программы развития территориально-производственных Тимано-Печерского, Пав-лодарско-Экибастузского, Ангаро-Енисейского и ряда других комплексов.
В 1954 г. введена пенсионная выплата на селе, снижены размеры сельхозналога в 2,5 раза.
Снова со всей остротой встала задача перестройки системы управления народнохозяйственной системой страны. После ухода И. Сталина из жизни к руководству страны пришли новые деятели. Хрущёвский период руководства страной отличается попыткой перейти к терри-
ториальным методам - к управлению народным хозяйством через Совнархозы (Советы народного хозяйства). Органы СНХ первоначально создавались в каждой области, республике - порядка ста. Союзные, союзно-республиканские министерства были упразднены, эта система управления позволяла комплексно решать территориальные вопросы. Данная мера привела к ослаблению работ по межтерриториальным связям предприятий, что мешало разработке единых планов развития отраслей народного хозяйства.
Шестая пятилетка (1956-1960 гг.). В целом национальный доход на душу населения увеличился за этот период в 2,23 раза, рост производительности труда обеспечил 73% прироста национального дохода.
В начале 60-х годов происходило укрупнение колхозов. К 1963 году их количество составило 39 вместо 91 тыс. единиц сельхозорганизаций.
Первые попытки перехода от отраслевых к территориальным методам управления народным хозяйством СССР были предприняты в 1958 году, когда была создана в определённой степени децентрализованная система управления народным хозяйством. Этот переход повысил интерес предприятий и организаций к экономическим методам стимулирования.
В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК КПСС выступил Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин с докладом «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства».
Центральным среди других важных решений было введение (оставление на предприятии от его прибыли) фондов экономического стимулирования:
- фонда развития производства;
- фонда материального поощрения;
- фонда развития науки и техники;
- фонда социального развития и жилищного строительства. Использовать эти фонды предприятия могли по своему усмотрению.
С 1965 года хозяйственный комплекс вернулся снова к административной системе управления.
Десятилетний (1961-1970 гг.) период можно считать самым эффективным в экономике России и в Советском Союзе в целом. Справедливость выводов подтверждается, на наш взгляд, статистическими данными по России за прошлые полвека. Регионам (областям, позднее экономическим районам) была предоставлена значительная свобода: оперативная и финансовая.
Совнархозы руководили деятельностью регионов во всех сферах деятельности.
Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.). Эта пятилетка дала самые высокие экономические показатели. Национальный доход, производительность труда, реальные доходы на душу населения были лучшими за последние 30 лет. Основу экономики в этот период составили военно-промышленный и энергетический комплексы. В условиях резкого роста цен на них на мировом рынке эти комплексы выросли в 9,2 раза. Экспорт нефти вырос на 62%, это обеспечило рост продукции гр. А (средства производства), но затормозило рост других отраслей - отраслей гр. Б. - предметов потребления [4].
В эти годы в основном были построены социальные объекты на селе (детские сады, школы, клубы, дороги, мосты и др.).
Порядка 1/3 научных изобретений мира дала наука СССР.
Многочисленные реализованные проекты советского периода подтверждают, что производственная часть проекта всегда сопровождалась обязательным развитием социальной сферы: строительством жилья, детских садов, школ, культурных объектов, объектов здравоохранения, всей транспортной, энергетической инфраструктуры. Государство, как работодатель, обеспечивало всей «социалкой» не только работников, но и всё население.
В 1970-х гг., кроме пятилетних планов развития народного хозяйства, разрабатывался другой предплановый документ «Комплексная программа научно-технического прогресса», включающая разделы по союзным республикам. В разработке этого документа принимали участие до 500 научно-исследовательских и проектных институтов.
В последующие 15 лет темпы роста основных макроэкономических показателей несколько спали, но в целом они сохранялись на уровне показателей, достигнутых в большинстве развитых стран мира. К числу стран, обеспечивавших долгое время существенно более высокие, чем в среднем в мире, темпы экономического развития, относились и страны «социалистического лагеря» во главе с СССР. Так, за период 19611986 гг. среднегодовые темпы прироста национального дохода в СССР составляли 5,5%, в странах-членах СЭВ - 5,4%, тогда как в развитых капиталистических странах - 3,7%, в том числе в США - 3,1 %.
Экономика России, начиная с 1986-1987 гг., претерпела большие структурные сдвиги. Сдвиги в экономике России являются составной частью трансформации всех элементов общества, притом, что в экономике России структурные сдвиги происходят на фоне резкого ухудшения основных макроэкономических показателей (рис. 1). За весь период 1990-1998 гг. российская экономика пережила глубокий социально-экономический кризис, в результате которого валовой продукт сократился в 1,7 раза, объём промышленной продукции - более чем в 2 раза, сельского хозяйства - в 1,8 раза, капиталовложения сократились - более чем в 3,5 раза, реальные доходы населения - в 1,7 раза (по данным государственной статистики показатель уровня благосостояния населения России за этот период снизился более чем в 5 раз), безработица достигла 13% к численности самодеятельного населения России, а само население России в последние годы ежегодно сокращалось на 750 тыс.чел. Идёт процесс депопуляции, указывает академик А. Аганбегян [1], когда смертность намного превышает рождаемость.
Рис. 1. Макроэкономические показатели России в 1961-2006 гг. (%) [2]
Особенность современной переходной экономики в России такова, что произошло нарушение соотношений, достигнутых в ходе развития последних десятилетий, начиная от национальных границ, в политических, социальных, экономических, культурных, психологических и в прочих областях.
Следует отметить, что с началом реформ (1991-1995 гг.) началось резкое падение всех макроэкономических показателей деятельности. В условиях, когда совокупные социальные расходы федерального бюджета России и бюджетов регионов страны составляют до 15,5% ВВП, во всех развитых странах они выросли до 21,6%, а в развивающихся странах - до 18%. Индексы производства по экономической деятельности по обрабатывающим производствам России со 100% в 1991 г. упали до 85,8% в 2016 году, а по производству машин и оборудования - вовсе на 45,7%, удельный вес занятых в неофициальном секторе экономики достиг до 50 млн из 82 млн трудоспособного населения. По показателю «Индекс развития человеческого потенциала» ИРЧП, который, как сводный показатель, включает: долголетие, образованность и количество среднедушевого ВВП на душу населения к состоянию на 2017 год Россия занимала лишь 90-е место среди 179 стран мира.
Рынок труда представляет собой одну из наиболее важных сфер общественной жизни страны. Он является одним из важнейших индикаторов, позволяющих судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Если в советской системе трудовых отношений государство выступало и как законодатель, а в значительных случаях, и как работодатель, а социальные гарантии в основном обеспечивались в рамках хозяйственных субъектов, то в современной рыночной системе государство должно, очевидно,
обеспечивать справедливость в отношениях работника и работодателя, так как интересы работодателя значительно сузились в сторону более эффективного использования рабочей силы.
Огромный потенциал, созданный в стране усилиями нескольких поколений, в течение очень короткого времени претерпел существенные трансформации, одной из важнейшей является приватизация собственности.
К началу 2017 года в частной собственности насчитывается 77% предприятий, в государственной собственности осталось 4% и 6% - в муниципальной собственности.
Концентрация собственности в руках частных собственников привела к резкому сокращению занятых, особенно в сфере материального производства и к сокращению объёмов производства.
Только из обрабатывающих отраслей России «ушло» за период с 2005 по 2013 гг. 2 млн работников (с 9,5 сократилось до 7,5 млн). На начало 2016 года Россия сократила производство к уровню 1990 года (в натуральных показателях): тракторов (остаточные объёмы - 2,4%), металлорежущих станков (3,9%), зерноуборочных комбайнов (7,3%), грузовых автомобилей (18,2%), самолётов гражданских (22,1%), металлорежущих станков (3,9%), х.-б. ткани (20,9%), шерстяные ткани (2,0%).
По подсчётам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в третьем квартале этого года о банкротстве объявили 3227 российских компаний, за январь-сентябрь - 9733 предприятия. Это на 12,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Россия потеряла фундаментальные базовые отрасли, осуществив непродуманный вариант приватизации. В результате две трети богатства страны стали достоянием 6% населения, которые взяли то, что им никогда не принадлежало».
Таблица 1
Виды деятельности 1992 2000 2005 2010 2012 2013 2014 2016
1. Добыча полезных ископаемых 88,2 74,3 99,1 106,6 109,6 110,8 112,3 115,6
2.Обрабатывающиепроизводства 81,8 50,9 68,9 77,8 88,3 88,7 90,6 85,8
3. Производство машин и оборудования 84,4 32,3 44,9 48,7 55,5 53,7 49,5 45,7
4. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 95,3 76,9 86,1 88,5 89,9 87,6 87,5 87,4
Индексы производства в России по видам экономической деятельности за период 1992-2016 гг. [6]
Таблица 3
Структура численности занятых в основных отраслях экономики и в социальной сфере Ульяновской области за 1990-2016 гг. [7]
Таблица 2
Динамика реального объёма валового внутреннего продукта по некоторым странам мира
(в % к предыдущему периоду) [6]
Страны 2014 2015 2016 2017 III квартал 2018 в % к III кварталу 2017
Россия 0,7 - 2,5 - 0,2 1,5 1,3
Бразилия 0,5 - 3,5 - 3,5 1,0 1,0
Германия 2,2 1,7 2,2 2,2 1,2
Индия 7,4 8,2 7,1 6,7 8,0
Италия 0,1 0,9 1,1 1,6 0,8
Канада 2,9 1,0 1,4 3,0 1,9
Китай 7,3 6,9 6,7 6,9 6,5
Великобритания 2,9 2,3 1,8 1,7 1,5
США 2,5 2,9 1,6 2,2 3,0
Франция 0,9 1,1 1,2 1,8 1,5
ЮАР 1,8 1,3 0,6 1,3 0,5
Япония 0,4 1,4 0,9 1,7 0,3
Отрасли экономики Численность занятых, тыс. чел., в т. ч.: В 2016 Высво-
и социальной сферы к 1990 г., бождено
1990 2000 2004 2011 2016 % к 2017 г., тыс. чел..
Всего 650,0 619,3 576,4 605,3 581,7 89,5
Промышленность 256,4 178 154,1 160,4 151,5 59,1 - 104,9
Сельское, лесное, 112,1 98 85,2 83,0 68,2 60,1 - 43,9
рыбное хозяйство
Строительство 82,8 38 29,8 35,0 42,6 51,5 - 40,2
Транспорт и связь 45,2 40,9 39,3 42,3 40,4 89,4 - 4,8
Образование, культура 70,6 61,4 59,3 50,4 47,5 67,3 - 23,1
Всего высвобождено -216,9
Торговля и реализация товаров 51,1 75 74,4 80,5 80,8 158,1 + 29,7
Жилищное и коммунальное 27,8 25,4 39,5 41,0 40,0 143,9 + 12,2
хозяйство
Здравоохранение 35,8 42,6 40, 3 43,4 41,9 117,0 + 6,1
Управление 9,4 24,7 31,6 37,3 33,8 359,6 + 24,4
Всего увеличено + 72,4
Характерным для сравнения является состояние занятости в Ульяновской области. Следует отметить, что «реформы 90-х» внесли весьма существенные изменения в отраслевую структуру экономики Ульяновской области. Занятость населения Ульяновской области по отраслям деятельности к началу 2017 года сложилась следующим образом (табл. 3).
Вызывает особую тревогу, что в области резко сократилась численность занятых в промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве
и в образовании. Из основных товаропроизводящих отраслей экономики Ульяновской области за период с 1990 по 2016 гг. «ушли» 216,9 тыс. человек, в том числе, из промышленности - 104,9 тыс., строительства - 40,2 тыс., образования и культуры - 23,1 тыс. работников, из сельского хозяйства - 43,9 тыс. работающих, а остались в области (дома) всего 72,4 тысячи -остальные или разошлись по «вахтам», или выехали совсем.
Рис. 2. Состав безработных Ульяновской области по уровню образования в 2017 г., чел. [7]
Наблюдается плавное нарастание новой волны банкротств на фоне продолжающейся стагнации в экономике, говорится в отчёте ЦМАКП. Академик Д. Львов по этому поводу писал: «Происходит вытеснение продукции российской обрабатывающей, лёгкой промышленности, сельскохозяйственного производства и ряда других отраслей не только на мировом, но и на внутреннем рынке» [4].
На рис. 2 представлен состав безработных по уровню образования.
В последние годы, в связи с замедлением темпов развития отдельных корпораций, в регионах вынуждены заниматься разработкой и реализацией инвестиционных проектов, что вызвало проведение значительных работ по поиску и привлечению в регион новых инвесторов для развития региональной экономики и решения кадровых вопросов.
«Предлагаю, - сказал В. Путин в своём докладе на Совете Федерации в марте 2018 г., - развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет» [8].
Президент на ближайшие 6 лет наметил пути решения этой важнейшей задачи, в том числе:
1. Интеллектуализация формирования трудовых ресурсов для инновационной экономики (создание системы кадрового обеспечения инновационной среды, внедрение в экономическую деятельность современных методов и форм организации и стимулирования труда, формирование отраслевых ресурсных центров подготовки
квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики).
2. Повышение производительности труда, эффективное использование трудовых ресурсов (разработка и внедрение профессиональных стандартов на востребованные профессии, закрепление квалификационных кадров в организациях приоритетных отраслей, кадровое обеспечение инвестиционных проектов и программ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аганбегян А. Опыт работы директората российских предприятий в период перемен // ЭКО. - 2000. - №10.
2. Кузнецов В. В., Сайфутдинов Р. А., Ва-ховский В.В., Михайлишин В. Ю. Государственное и муниципальное управление: уч. пособие. -УлГТУ, 2012.
3. Кузнецов В. В. Региональная экономика и управление: уч. пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2017.
4. Львов Д. Плаха по ним плачет // АиФ. -2004. - №49. - С. 8.
5. Маркова А. Н., Сметанин А. В., Федулов Ю. К. Экономическая история России. - Москва : ЮНИТИ, 2009.
6. Россия в цифрах. Статистический ежегодник. - Москва, 2016.
7. Статистический ежегодник, Ульяновская обл., 2017. - Каталог 02-01. - Ульяновск, 2017. - С. 36.
8. Электронный ресурс http://introvertum.com/ pos1anie-v1adimira-putina-federa1nomu-sobraniyu-гТ-1-та11а-2018^-ро1п/ 2018 ^ (дата обращения: 12.12.2018).
Кузнецов Виталий Васильевич, профессор кафедры экономики и менеджмента УлГТУ, доктор экономических наук.
Сайфутдинов Рафаэль Амирович, доцент кафедры информатики УлГПУ, кандидат культурологии.
Большухина Ирина Сергеевна, доцент кафедры экономики и менеджмента УлГТУ, кандидат экономических наук.
Поступила 13.12.2018 г.
УДК 331
С. В. СМОЛЕНСКАЯ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РФ
Посвящена одной из острых проблем для России - проблеме формирования цивилизованного рынка труда, основанного на плюрализме форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, трудовой активности и свободе труда.
Ключевые слова: механизм рынка труда, занятость населения, современный работник, уровень оплаты труда, уровень интеллектуального развития работника.
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частые организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
На современном этапе развития экономики сложились реальные предпосылки для реализации стратегических целей развития страны: повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе развития эффективной занятости, обеспечивающей динамичный и устойчивый экономический рост. Однако ситуация на общероссийском рынке труда пока ещё характеризуется наличием ряда проблем, требующих своего решения, куда относятся:
• невысокая экономическая эффективность занятости в России, проявляющаяся в отставании от развитых стран по производительности труда, наличии значительных объёмов избыточной численности работников на предприятиях (особенно вспомогательных и административных подразделений), вынужденной неполной
© Смоленская С. В., 2018
занятости, скрытой безработицы и теневого рынка труда, производстве неконкурентоспособного продукта, который не находит сбыта на рынке;
• основными тенденциями предложения на рынке труда являются: временное увеличение численности трудовых ресурсов, рост фактической безработицы; расширение теневых форм предложения труда; переизбыток предложения экономистов, юристов, учителей;
• отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики;
• рост предложения труда в виде совместительства, в целях подработки;
• превышение предложения рабочей силы над спросом;
• растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой её предложения: профессиональный уровень многих работников не соответствует новым требованиям, а система образования не в полной мере учитывает запросы рынка труда;
• наличие нелегальной трудовой миграции;
• низкая конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда, что затрудняет внешнюю трудовую миграцию.
Следуя стратегии развития страны до 2020 года, для решения вышеперечисленных проблем, Министерством труда и социальной защиты был подготовлен проект госпрограммы «Содействие