Кузнецов Виталий Васильевич, профессор кафедры экономики и менеджмента УлГТУ, доктор экономических наук.
Сайфутдинов Рафаэль Амирович, доцент кафедры информатики УлГПУ, кандидат культурологии.
Большухина Ирина Сергеевна, доцент кафедры экономики и менеджмента УлГТУ, кандидат экономических наук.
Поступила 13.12.2018 г.
УДК 331
С. В. СМОЛЕНСКАЯ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РФ
Посвящена одной из острых проблем для России - проблеме формирования цивилизованного рынка труда, основанного на плюрализме форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, трудовой активности и свободе труда.
Ключевые слова: механизм рынка труда, занятость населения, современный работник, уровень оплаты труда, уровень интеллектуального развития работника.
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частые организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
На современном этапе развития экономики сложились реальные предпосылки для реализации стратегических целей развития страны: повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе развития эффективной занятости, обеспечивающей динамичный и устойчивый экономический рост. Однако ситуация на общероссийском рынке труда пока ещё характеризуется наличием ряда проблем, требующих своего решения, куда относятся:
• невысокая экономическая эффективность занятости в России, проявляющаяся в отставании от развитых стран по производительности труда, наличии значительных объёмов избыточной численности работников на предприятиях (особенно вспомогательных и административных подразделений), вынужденной неполной
© Смоленская С. В., 2018
занятости, скрытой безработицы и теневого рынка труда, производстве неконкурентоспособного продукта, который не находит сбыта на рынке;
• основными тенденциями предложения на рынке труда являются: временное увеличение численности трудовых ресурсов, рост фактической безработицы; расширение теневых форм предложения труда; переизбыток предложения экономистов, юристов, учителей;
• отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики;
• рост предложения труда в виде совместительства, в целях подработки;
• превышение предложения рабочей силы над спросом;
• растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой её предложения: профессиональный уровень многих работников не соответствует новым требованиям, а система образования не в полной мере учитывает запросы рынка труда;
• наличие нелегальной трудовой миграции;
• низкая конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда, что затрудняет внешнюю трудовую миграцию.
Следуя стратегии развития страны до 2020 года, для решения вышеперечисленных проблем, Министерством труда и социальной защиты был подготовлен проект госпрограммы «Содействие
занятости населения» на 2013-2020 годы. Госпрограмма состоит из трёх подпрограмм - «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных», «Внешняя трудовая миграция» и «Развитие институтов рынка труда» [6]. Объём финансирования госпрограммы за весь период составит свыше 594,7 млрд рублей.
Мероприятия подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» в первую очередь направлены на содействие трудоустройству граждан, которые испытывают трудности при поиске работы. Это инвалиды, многодетные родители, родители детей-инвалидов, люди предпенсионного и пенсионного возраста. В первую подпрограмму входит также и разработка мер по выработке оптимального механизма выплаты пособия по безработице. Предусмотрено создание рабочей группы по решению вопроса об увеличении размера пособия по безработице.
Прописанные в проекте госпрограммы мероприятия уже реализуются. Так, Минтрудом России подготовлен законопроект, устанавливающий запрет на распространение работодателем или его представителем информации о вакантных рабочих местах, содержащую ограничения дискриминационного характера, в том числе по возрасту [6].
Кроме того, разработан законопроект, который расширяет круг получателей государственных услуг в области содействии занятости. То есть в случае принятия законопроекта учредители или члены организаций, не имеющие дохода (например, учредители ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и др.), при потере работы смогут быть признаны безработными и будут защищены в той же мере, что и другие граждане.
Подпрограмма «Внешняя трудовая миграция» нацелена на привлечение квалифицированной рабочей силы за счёт внешней трудовой миграции и снижения числа незаконно работающих гастарбайтеров. Уже подготовлен законопроект, направленный на совершенствование механизма определения потребностей страны в иностранных работниках.
Третья подпрограмма «Развитие институтов рынка труда» предполагает те мероприятия, которые обеспечат развитие самих инструментов на рынке труда, позволит ввести национальную систему квалификации и профессиональные стандарты, приведёт к повышению минимального размера оплаты труда и росту зарплат в целом. Все эти меры позволят снизить уровень
безработицы, как регистрируемой, так и общей, рассчитываемой по методологии МОТ.
Внешняя миграция является для России одним из основных компонентов, способных в краткосрочной перспективе компенсировать сокращение численности населения. Основной миграционный резерв России - русские и российские народы, проживающие в странах бывшего СНГ и Балтии. Их численность по минимальным оценкам составляет около 20 млн человек, но может существенно увеличиться, в случае, если многочисленные потомки смешанных браков определятся с национальной идентификацией в пользу Россию (это возможно, если миграционная политика России станет либеральной в отношении бывших соотечественников). Для этого миграционная политика России должна включать в себя следующие направления:
• привлечение постоянных иммигрантов в страну, в первую очередь, представителей титульных народов России (соотечественников) на постоянное место жительства из государств нового зарубежья для замещения естественной убыли населения страны, сальдо миграции должно быть, как минимум, не меньше масштабов естественной убыли населения;
• привлечение временных трудовых мигрантов из государств нового и старого зарубежья в отрасли и регионы в соответствии с экономическими и геополитическими интересами России (объёмы трудовой миграции должны покрывать дефицит в трудовых ресурсах на рынке труда);
• расселение внутрироссийских мигрантов и иммигрантов из числа соотечественников, а также закрепление постоянного населения в важных с геополитической точки зрения регионах страны (прежде всего, в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока);
• сокращение эмиграции из страны на постоянное место жительства за рубеж россиян, прежде всего высококвалифицированных специалистов путём повышения оплаты труда в секторе науки и образования, создание альтернативных государственным высокооплачиваемых научных центров, а также путём введения запрета на усыновление детей иностранцами [5].
Одной из наиболее острых проблем для России является проблема формирования цивилизованного рынка, основанного на плюрализме форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, трудовой активности и свободе труда. Для обеспечения эффективности государственной политики в области обеспечения занятости населения, реализуемой на рынке труда, необходим её научный анализ,
позволяющий выработать конкретные рекомендации и предложения для их последующего нормативного закрепления.
На эволюцию российского рынка труда не мог не наложить серьёзного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, России не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов, как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т. д., она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.
Формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям.
Так, идеи модернизации и необходимости создания в России «умной» экономики, производящей «уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям», были озвучены руководством страны еще в 2009 году [1]. Переход от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу экономического развития был закреплён в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1].
Для «умной» экономики, зависимой от знаний, требуется интеллектуальный работник -knowledge worker - термин, предложенный П. Друкером еще в 1960-х ^.Knowledge worker-это человек, который работает с информацией, создаёт и использует знания на рабочем месте. В первую очередь интеллектуальные работники - это люди умственного труда: учёные, исследователи, инженеры, аналитики, специалисты по планированию, программисты, то есть в широком смысле люди, обладающие высоким уровнем образования. В «умной» экономике интеллектуальными становятся и работники традиционных отраслей - промышленности и сельского хозяйства. Современный работник трудится в диспетчерской, наблюдая за дисплеями, счётчи-
ками и циферблатами. Подобный труд требует не только определённого уровня подготовки и образования, но и предполагает адекватную оценку прилагаемых усилий. Если оценить заработную плату специалистов, которых традиционно причисляют к категории «интеллектуальный работник» (например, научные исследования и разработки, высшее профессиональное образование, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий), то мы обнаружим, что уровень оплаты их труда несколько превышает средний по экономике (на 10-50%). Вместе с тем зарплата таких интеллектуальных работников почти в 1,5 раза меньше, чем в добыче полезных ископаемых или финансовой деятельности.
Не приходится сомневаться, что интеллектуальные работники российской экономики сосредоточены в здравоохранении, образовании, а также во многих видах обрабатывающих производств. Тем не менее уровень оплаты труда в этих видах деятельности не доходит даже до среднего по экономике и в несколько раз мень-ше,чем в добыче полезных ископаемых или финансовой деятельности. Ещё меньше оплата труда в сельском хозяйстве, хотя, как уже отмечалось выше, и в этом виде деятельности труд работника в развитой экономике становится всё более интеллектуальным.
Представляет интерес и сопоставление оплаты труда в частном и государственном секторах. Оплата труда в государственном управлении и обеспечении военной безопасности превышает средний уровень по экономике, а в некоторых случаях такое превышение многократно. К слову, в рейтинге лучших работодателей Высшей школы экономики первое место занимает Газпром, а второе - Администрация Президента РФ [2].
Наконец, оценивая зарплату работников по профессиональным группам, мы приходим к выводу, что зарплата руководящего звена почти в 2 раза выше среднего по экономике. Оплата труда специалистов высшего уровня квалификации (к ним, очевидно, можно отнести специалистов и с послевузовским образованием) немногим выше среднего уровня, а у квалифицированных рабочих, операторов, аппаратчиков, машинистов установок соответствует этому уровню.
Подобная ситуация скорее снижает стимулы к получению не только послевузовского, но и высшего образования, нежели способствует интеллектуализации труда и экономики в перспективе. При этом уровень интеллектуального развития работников в России пока остаётся высоким. Разрешение противоречий между высоким образовательным, профессионально-
квалификационным потенциалом значительной части населения и диспропорциями в оплате труда является важнейшей задачей, разрешение которой необходимо для изменения вектора социально-экономического развития России.
На основе анализа и прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе потребность в персонале будет расти, особенно в сфере информационных технологий и телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем), финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (биотехнологии и генная инженерия), производства (инженеры и технологи) РФ [4].
С учётом вышесказанного, к основным проблемам рынка труда РФ можно отнести: невысокую экономическую эффективность занятости; отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики; рост предложения труда в виде совместительства, в целях подработки; превышение предложения рабочей силы над спросом; растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой её предложения; нелегальную трудовую миграцию; низкую конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда.
Государственная политика регулирования рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих её выбор и приоритетные направления. Непременной исходной позицией государства при регулировании процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе, и на рабочую силу. Этому должна быть подчинена деятельность государства по линии прогнозирования перспектив развития и обеспечения задач экономического роста; повышения занятости населения; подготовки целевых программ по созданию и расширению рабочих мест; выработки нормативно-правовых основ обеспечения занятости; социальной поддержки безработных; профессиональной подготовки и переподготовки кадров; увязки потребностей рынка труда с рын-
ком учебных услуг в части количества и качества специалистов по их профессиональной структуре; создания институциональных структур, обеспечивающих решение текущих задач в сфере занятости и материальной поддержки безработных; выработки согласованных механизмов по регулированию занятости на действующих производствах и предотвращения массовой безработицы на основе коллективно-договорных и согласительных механизмов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:htttp://www.ecomovy.gov.ru/ minec/activity/sections/strategicplanning/concept/do c1248450453794 (дата обращения: 10.12.2018).
2. Рейтинг Работодателей »[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://career.hse.ru.hsetop (дата обращения: 10.12.2018).
3. Карпенко О. М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. - 2008. - №6. - С. 4-20.
4. Ершов С. А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 2010. - №7. - С. 32-36.
5. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости Роструд - URL.:http:// www.rostrud.ru. (дата обращения: 10.12.2018).
6. Демография.ру [Электронный ресурс]: информационный портал. - М.: OIM/RU. - Режим доступа: http: //www .demographia. ru/articles_N/ (дата обращения: 10.12.2018).
7. Стратегия 2020 [Электронный ресурс]: информационный портал. - М.: OIM/RU. - Режим доступа: http://2020strategy.ru/g7 (дата обращения: 10.12.2018).
Смоленская Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории УлГТУ.
Поступила 17.12.2018 г.