Научная статья на тему 'Проблемы рынка труда на современном этапе развития экономики России'

Проблемы рынка труда на современном этапе развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ РЫНКА ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ РАБОТНИК / УРОВЕНЬ ОПЛАТЫ ТРУДА / УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РАБОТНИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смоленская Светлана Владимировна

Посвящена одной из острых проблем для России проблеме формирования цивилизованного рынка труда, основанного на плюрализме форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, трудовой активности и свободе труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смоленская Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы рынка труда на современном этапе развития экономики России»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 331

С. В. СМОЛЕНСКАЯ

ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Посвящена одной из острых проблем для России - проблеме формирования цивилизованного рынка труда, основанного на плюрализме форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, трудовой активности и свободе труда.

Ключевые слова: механизм рынка труда, занятость населения, современный работник, уровень оплаты труда, уровень интеллектуального развития работника.

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частые организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием происходящих процессов на рынке труда становится безработица -в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Одной из наиболее острых проблем для России является проблема формирования цивилизованного рынка, основанного на плюрализме форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, трудовой активности и свободе труда. Для обеспечения эффективности государственной политики в области обеспечения занятости населения, реализуемой на рынке труда, необходим её научный анализ, позволяющий выработать конкретные рекомендации и предложения для их последующего нормативного закрепления.

На эволюцию российского рынка труда не мог не наложить серьёзного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, России не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования пред-

© Смоленская С. В., 2016

приятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов, как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т. д., она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.

Формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям.

Так, идеи модернизации и необходимости создания в России «умной» экономики, производящей «уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям», были озвучены руководством страны ещё в 2009 году [1]. Переход от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу экономического развития был закреплён в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1].

Для «умной» экономики, зависимой от знаний, требуется интеллектуальный работник -knowledgeworker-термин, предложенный

П. Друкером ещё в 1960-х гг. Knowledgeworker-это человек, который работает с информацией, создаёт и использует знания на рабочем месте. В первую очередь интеллектуальные работники -это люди умственного труда: учёные, исследователи, инженеры, аналитики, специалисты по планированию, программисты, то есть в широком

смысле люди, обладающие высоким уровнем образования. В «умной» экономике интеллектуальными становятся и работники традиционных отраслей - промышленности и сельского хозяйства. Современный работник трудится в диспетчерской, наблюдая за дисплеями, счётчиками и циферблатами. Подобный труд требует не только определённого уровня подготовки и образования, но и предполагает адекватную оценку прилагаемых усилий. Если оценить заработную плату специалистов, которых традиционно причисляют к категории «интеллектуальный работник» (например, научные исследования и разработки, высшее профессиональное образование, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий), то мы обнаружим, что уровень оплаты их труда несколько превышает средний по экономике (на 10-50%). Вместе с тем зарплата таких интеллектуальных работников почти в 1,5 раза меньше, чем в добыче полезных ископаемых или финансовой деятельности.

Не приходится сомневаться, что интеллектуальные работники российской экономики также сосредоточены в здравоохранении, образовании, а также во многих видах обрабатывающих производств. Тем не менее уровень оплаты труда в этих видах деятельности не доходит даже до среднего по экономике и в несколько раз меньше, чем в добыче полезных ископаемых или финансовой деятельности. Ещё меньше оплата труда в сельском хозяйстве, хотя, как уже отмечалось выше, и в этом виде деятельности труд работника в развитой экономике становится всё более интеллектуальным.

Представляет интерес и сопоставление оплаты труда в частном и государственном секторах. Оплата труда в государственном управлении и обеспечении военной безопасности превышает средний уровень по экономике, а в некоторых случаях такое превышение многократно. К слову, в рейтинге лучших работодателей Высшей школы экономики первое место занимает Газпром, а второе - Администрация Президента РФ [2].

Наконец, оценивая зарплату работников по профессиональным группам, мы приходим к выводу, что зарплата руководящего звена почти в 2 раза выше среднего по экономике. Оплата труда специалистов высшего уровня квалификации (к ним, очевидно, можно отнести специалистов и с послевузовским образованием) немногим выше среднего уровня, а у квалифицированных рабочих, операторов, аппаратчиков, машинистов установок соответствует этому уровню.

Подобная ситуация скорее снижает стимулы к получению не только послевузовского, но и

высшего образования, нежели способствует интеллектуализации труда и экономики в перспективе. При этом уровень интеллектуального развития работников в России пока остаётся высоким. Разрешение противоречий между высоким образовательным, профессионально-квалификационным потенциалом значительной части населения и диспропорциями в оплате труда является важнейшей задачей, разрешение которой необходимо для изменения вектора социально-экономического развития России.

На основе анализа и прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе потребность в персонале будет расти, особенно в сфере информационных технологий и телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем), финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (биотехнологии и генная инженерия), производства (инженеры и технологи) РФ [4].

Можно с уверенностью прогнозировать дальнейшее увеличение разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников компаниям придётся тратить всё больше денежных средств, разрабатывать мотивационные программы, более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов, снимать возрастные ограничения.

На наш взгляд, чтобы сегодня обеспечить занятость населения, нужно поставить перед собой три основные стратегические цели:

• более полное использование недоиспользуемой рабочей силы;

• создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;

• инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к возможностям работников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htttp://www.ecomovy.gov.ru/minec/activity/sections /strategicplanning/concept/doc 1248450453794.

2. Рейтинг Работодателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://career.hse.ru.hsetop.

3. Карпенко О. М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А. Показатели уровня образования

населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. - 2008. - №6. - С. 4-20. 4. Ершов С. А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. - 2010. - №7. -С. 32-36.

Смоленская Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» УлГТУ.

Поступила 24.12.2015 г.

УДК 656.13.072.338

В. В. ЕПИФАНОВ, А. С. ТЮРИН, К. А. ЛУКОНЬКИНА

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПЕРЕВОЗОК В СИСТЕМЕ ГПАТ (НА ПРИМЕРЕ Г. УЛЬЯНОВСКА)

Предложена методика оценки удовлетворённости пассажиров качеством городских пассажирских автомобильных перевозок. Обоснованы структура анкеты и объём выборки для опроса пассажиров. Приведены результаты анкетного опроса пассажиров качеством перевозочных услуг на примере г. Ульяновска.

Ключевые слова: методика, пассажиры, транспорт, качество, анкета, перевозки, выборка, услуги.

В систему городских пассажирских автомобильных перевозок (I ПАТ) г. Ульяновска входят перевозки, осуществляемые автобусами и маршрутными такси. Основная доля ульяновского рынка пассажирских автомобильных перевозок сегодня приходится на маршрутное такси. Перед каждым пассажирским автотранспортным предприятием или организацией стоит задача повышения качества обслуживания населения и эффективности использования подвижного состава. Повышение качества перевозок предполагает реализацию целого комплекса взаимосвязанных мероприятий [1]. Информация о качестве транспортных услуг должна тщательно изучаться и анализироваться для улучшения транспортного обслуживания на основании накопленного опыта и пожеланий пассажиров.

Работа общественного транспорта должна основываться на запросах потребителя в его услугах, которого в меньшей степени интересуют затраты транспортных предприятий на обслуживание. Пассажира привлекают безопасность, минимальные сроки поездки, 100%-ная гарантия совершения поездки, удобство поездки, возможность получения достоверной информации об условиях поездки, удобное местонахождение

© Епифанов В. В., Тюрин А. С., Луконькина К. А., 2016

пунктов посадки-высадки. Только при этих условиях пассажир готов нести соответствующие затраты.

Оценить удовлетворённость пассажиров качеством перевозок в системе ГПАТ можно на основе их опроса с применением соответствующих анкет [2].

Анкетный метод позволяет получить наиболее обширную информацию для изучения не только пассажиропотоков, но и социальной структуры пассажиров, степени удовлетворения спроса населения на транспортные услуги, оценки качества транспортного обслуживания пассажиров, затратах населения на транспорт и иных вопросов.

Для осуществления взаимодействия с пассажирами нами разработана методика оценки удовлетворённости пассажиров качеством перевозок, которая предусматривает выполнение следующих этапов:

- разработка анкеты для опроса пассажиров;

- обоснование репрезентативной выборки респондентов опроса;

- организация проведения анкетирования пассажиров;

- статистический анализ анкетного опроса пассажиров.

При разработке анкеты важно правильно сформировать перечень вопросов, адекватно отражающих сущность перевозочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.