УДК 37.013.32 ГРНТИ 14.35
DOI 10.24412/2409-3203-2023-33-430-434
ЗАНЯТИЯ ВОКАЛОМ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ,
СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
ЧЕЛОВЕКА
Шедина Светлана Васильевна
к.п.н., доцент Педагогического института Лобанова Елена Валентиновна
магистрантом 2 курса факультета начального дошкольного и дополнительного образования
Педагогический институт «Тихоокеанский Государственный Университет»
Россия, г. Хабаровск
Аннотация: Предметом исследования настоящей работы является влияние пения на здоровье и социальную активность человека, а также особенности межпоколенческих взаимоотношений в рамках проекта «Нам песня строить и жить помогает», реализованного на базе выездного межпоколенческого лагеря «Давайте возводить мосты меж поколеньями» г. Хабаровск. В процессе изучения раскрыты аспекты положительного влияния пения на здоровье и социальную активность человека. Расширены границы межпоколенческого взаимодействия, отмечено положительное влияние вокальных занятий на эмоциональное и физическое состояние участников межпоколенческого лагеря (студентов и пенсионеров).
Ключевые слова: творческая деятельность, вокал, вокальная группа, песня, проект, межпоколенческое взаимодействие, межпоколенческий лагерь.
VOCAL WORKSHOP AS A CONDITION FOR SUCCESSFUL SOCIALIZATION AND
PRESERVATION OF HUMAN EMOTIONAL AND PHYSICAL HEALTH
Shedina Svetlana Vasilevna
Ph.D., Associate Professor Lobanova Elena Valentinovna
Master's Degree Student in Vocational Education Pedagogy Pacific State University Russia, Khabarovsk
Annotation: The subject of this work is the influence of singing on human health and social activity, as well as the features of intergenerational relationships within the framework of the project "Song Helps Us to Build and Live", implemented on the basis of the field intergenerational camp "Let's build bridges between generations" in Khabarovsk. In the course of the study, aspects of the positive impact of singing on the health and social activity of a person are revealed. The boundaries of intergenerational interaction have been expanded, the positive impact of vocal classes on the emotional and physical state of the participants in the intergenerational camp (students and pensioners) has been noted.
Key words: creative activity, vocal, vocal group, song, project, intergenerational interaction, intergenerational camp.
Писатель Вильгельм Вакенродер, утверждал: «Среди всех искусств музыка самое чудесное, ибо она выражает наши человеческие чувства неземным образом, ибо она облекает их в светлую одежду воздушных созвучий, ибо она говорит языком, неведомым
430
обыденной жизни...» [2].
С древнейших времен музыка является неотъемлемой частью жизни человека. В далекой античности важность музыки оценивалась не менее чем важность медицины. Эстетика того времени указывала на многообразные формы и виды воздействия музыки на человека, от магического и медицинского до гражданского воспитания [9].
Г.Г. Декер-Фойгта - немецкий музыкотерапевт, утверждал, что каждый человек нуждается в психологической настройке, как музыкальный инструмент. «Мы бываем настроены, а бываем и не настроены делать что-либо, а в таком случае нам приходится настраиваться на это. Мы часто говорим о настроении, радостном или печальном, а то и о мажорном или минорном» [13].
В настоящее время из множества видов творческой деятельности, вокальное искусство является самым популярным, а песня, выступает наиболее востребованным музыкальным жанром. Особенность песенного жанра в его реалистичности. Наполненная поэтическим содержанием, песня, несет в себе не только эмоциональную, но и смысловую энергию воздействия на человека. Из поколения в поколение передаются народные песни, в которых заложена душа, опыт и мудрость народа. С песней на устах народ создавал традиционный уклад жизни, в тяжелые военные годы вставал на защиту отечества, поднимал страну из руин, восстанавливал промышленность, строил мирную жизнь. Данные обстоятельства послужили мотивацией назвать наше исследование строчкой из популярной советской песни середины XX века «Нам песня строить и жить помогает...», советского композитора В. Лебедева-Кумача.
Идея данной статьи заключается в изучении аспектов положительного влияния вокального творчества на жизненно важные составляющие организма человека, а также на его социальную активность в обществе.
На данном историческом этапе социокультурная практика человечества, по сути, приобрела прагматический, утилитарный и прикладной характер. В эти процессы вовлечены основные социально-значимые государственные институты, такие как образование, культура и семья. Изменения касаются и межпоколенческих общностей, которые были скреплены социальными связями, возникающими в результате внутрипоколенческих и межпоколенческих отношений [15].
Сегодня отношения молодежи и старшего поколения претерпевают кризисные времена. Молодежь не всегда с уважением относиться к пожилым людям, утратив стремление с их помощью искать смыслы, обретать социальный опыт, преодолевать трудности, а представители пожилого возраста все чаще закрываются в себе, оставаясь один на один с непреодолимыми проблемами: стресс, изменение самооценки, выход на пенсию, низкий уровень жизни, социальный дискомфорт и др. Последний аспект жизнедеятельности пожилого человека является особенно значимым для него. Влияние множества негативных факторов приводит к частичной или полной утрате навыков социализации, а вместе с ними исчезают позитивные межпоколенческие точки соприкосновения [6].
Вступая в «серебренный» возраст, многие люди начинают искать новые пути самореализации и саморазвития, которые позволяют им стать частью активной социальной среды, где возможно проявить свои личностные качества, развить свои таланты и способности.
Сегодня ученые предлагают разнообразные способы повышения социальной активности пожилых людей в обществе. Из множества предполагаемых видов творческой активности современные пожилые люди выбирают наиболее доступные: декоративно прикладное искусство, оздоровительная физкультура, иностранные языки, хореография, а также различные направления художественного творчества. Популярным творческим увлечением среди пожилых людей является вокальное творчество.
В 1868 году в Казани была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория, где Российские ученые С.С. Корсаков, В М. Бехтерев, И.М. Догель, И.М.
431
Сеченов, И.Р. Тарханова, Г.П. Шнпулнн занимались изучением влияния вокальных занятий на организм человека, его центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и другие жизненно важные органы [3]. Практически все они едины в безусловности положительного влиянии вокального творчества на здоровье человека и на его успешную социализацию в случае выбора вокальных занятий своим творческим увлечением.
В.М. Бехтерев подчеркивал, что если музыка может вызывать изменения в кровообращении и дыхании, и если установить механизм влияния музыки на организм, то можно усиливать или ослаблять возбуждение с помощью музыки [4].
Актуальность вокального проекта «Нам песня строить и жить помогает...», обусловлена стремлением авторов создать условия для эффективного межпоколенческого сближений средствами вокального творчества (на примере организации и проведения мастер класса по вокалу). В процессе реализации проекта была сформирована вокальная группа, равноправными участниками которой стали студенты-волонтеры и люди пожилого возраста. Участники проекта получили знания о влиянии вокала на здоровье человека, обрели первичные профессиональные вокальные навыки, прочувствовали как пение в ансамбле сближает людей, повышает уверенность в себе, развивает коммуникативные навыки, улучшает умственные способности и память.
Успешная реализация проекта «Нам песня строить и жит помогает» является подтверждением того, что занятия вокалом являются одним из самых востребованных и любимых видов творческой активности среди молодых и пожилых людей. Поющие люди реже болеют вирусными инфекционными заболеваниями, меньше подвержены депрессиям, легче адаптируются в новом окружении, активно проявляют познавательные навыки и творческий потенциал [5].
Необходимо отметить, что пение также отлично развивает коммуникативные и языковые навыки, не зависимо от того, является ли человек профессиональным вокалистом или просто любителем. Пение помогает ему найти друзей и поддерживать отношения с ними, а также создает необходимую атмосферу для укрепления дружеских отношений и формирует зону психологического комфорта.
Помимо положительного психологического эффекта пение может быть отличной физической тренировкой для людей с ограниченными возможностями, которым обычные фитнес-упражнения не под силу. Но даже для здоровых людей пение при соблюдении правильной его техники поможет стать эффективной составляющей для тренировки легких. Регулярные певческие упражнения укрепляют диафрагму и улучшают общую циркуляцию крови, поскольку тело во время пения нуждается в большем количестве кислорода, чем обычно [3].
Одним из первых важных навыков, которым учат начинающих певцов считается правильное дыхание. Существуют различные техники и упражнения. При регулярном их выполнении, как и во время самого пения, можно тренировать мышцы сердца. Начиная с простых песен, полезно постепенно осваивать более сложные композиции, требующие высокого контроля дыхания.
По мнению Анисимова В.П. занятия вокалом могут помочь решить ряд оздоровительных задач. Например, дыхательный массаж, включающий в себя энергичное постукивание зон гайморовых зон, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где происходит скопление слизи во время насморка, может благотворно сказаться на дыхательной системе человека.
На занятиях вокалом, такие упражнения не только оказывали оздоровительный эффект, восстанавливая дыхание и голос, но и благотворно воздействовали на организм участников и их эмоциональное состояние. Не менее значимыми являлись упражнения для развития артикулярного аппарата - скороговорки, речевые упражнения. Среди них весьма актуальными стали интонационно-фонопедические упражнения, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановки основных вокальных навыков и
432
активной физической деятельности, так как регулярные тренировки, оказывали благоприятное влияние на развитие и голоса и всего организма в целом [ 1 ].
Слушание и создание музыки, благотворно влияют на психофизическое состояние человека. В обыденной жизни некоторые люди используют знакомые мотивы, чтобы справиться с ситуацией психологического дискомфорта, например, напевают знакомую композицию вполголоса. Это позволяет им скорее успокоиться и сосредоточиться на проблеме.
Особый эффект показали участники межпоколенческого лагеря, когда напевали мелодии, связанной со значимым событием из жизни. Все отметили, что такие напевы помогают уменьшить стресс, снять тревожность и успокоить нервную систему.
Учёные доказали, что музыка воздействует и на процессы развития. Не случайно она находит применение в терапии сниженного настроения, в замедлении психодвигательных процессов, а также в чрезмерном ускорении темпа психической жизни. Функция музыки заключается в улучшении настроения, в возбуждении и ослаблении напряжения, в успокоении и смягчении напряжения [7].
Еще одна распространенная проблема современности - бессонница, причиной которой нередко бывает стресс. Пение способствует релаксации, формированию некоторого поля ментальной стабильности и может настроить тело на здоровый сон.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что на территории выездного межпоколенческого лагеря мастер класс по вокалу объединил влюбленных в вокальное творчество людей разного возраста, что подтверждает, факт позитивного влияния коллективного песенного творчества на межпоколенческое сближение. Участникам проекта пение в ансамбле значительно улучшило эмоциональное и психологическое состояние, привело к снижению тревожности, снятию общего напряжения. Несомненно, способствовало зарождению новым социальным связям и межпоколенческому сближению.
В результате реализации проекта «Нам песня строить и жить помогает» вокалисты ознакомились с основными певческими навыками: певческим дыханием, артикуляций и дикций. Разучили и презентовали песни советских композиторов: «Подмосковные вечера», «Московские окна». А молодые люди стали источником вдохновения для пожилых людей, которые в свою очередь щедро делились своим опытом, доводили до завершения и последующей реализации замыслы студентов.
Именно жизненный опыт старшего поколения, их высокий уровень развития в эмоциональной сфере позволил вокальной группе стать настоящей творческой командой и продемонстрировать свои таланты на заключительных торжественных мероприятиях межпоколенческого лагеря «Давайте возводить мосты меж поколеньями».
Список литература:
1. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст]: учебное пособие /В.П. Анисимов. -М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
2. Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: учебное пособие / O.A. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
3.Богданова Е.А. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по вокалу в кружковой работе / Е.А. Богданова // Йошкар-Ола: Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей - 2016 -С.133-138.
4. Бехтерев, В. М. Музыка как лечебное средство! [Текст] / В. М. Бехтерев, С. Никитин // Петербургская газета. - 16 апреля, 1913.
5.Ветчинкина Ю.А. Творческое самовыражение пожилых людей через участие в вокально-хоровой деятельность / Ю.А. Ветчинкина // Саратов: Форум молодых ученых -2019 - №1-1 (29). - С. 734-736
6. Волков Ю. Г. Межпоколенческое взаимодействие в российском обществе: поиск языка согласия и взаимопонимания // Гуманитарий Юга России. 2018. №3. URL:
433
https://cyberleninka.m/article/n/mezhpokolencheskoe-vzaimodeystvie-v rossiyskom-obschestve-poisk-yazyka-soglasiya-i-vzaimoponimaniya (дата обращения: 24.11.2022).
7. Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных. - Казань, 1888.
8.Кочетков С. С. Социальная практика повышения социальной активности пожилых людей // E-Scio. 2022. №3 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-praktika-povysheniya-otsialnoy-aktivnosti-pozhilyh-lyudey (дата обращения: 24.11.2022).
9. Ливанова Т.Н. "История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник" в 2-хтг. Т. 1. М., 1983 (с. 5-24)
10. Путин В В. Президента РФ. Послание Федеральному Собранию от 15 апреля 2021 года
11. Рожонская А. К вопросу о терапевтической функции музыки / А. Рожонская // Слупск (Польша): Педагогика искусства - 2009 - №4 - С. 53-56.
12. Солдатова В. Л. «В окало-ориентированное обучение иноязычной коммуникации» как приём, способствующий разрешению проблемы, я - другой / В.Л. Солдатова // Кострома: Вестник костромского государственного университета. Серия: педагогика. Психология. Социокинетика - 2017 - Т.23 - №5 - С. 99-104.
13. Стулова Г.П. «Резонансная природа воздействия музыки и пения на человека», статья по специальности «Искусствоведение» УДК 78:37 ББК 85.31. Мир искусства
14. Тихонова Е.В. Музыкальная психотерапия в художественном образовании школьников [Текст]: Учебное пособие / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2011. - 84 с.
15. Шедина С В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОКОЛЕНИЙ КАК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Человек. Наука. Социум. 2020. № 1 (3). С. 190-200.
♦-