УДК 37.013
DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-2-214-222
Педагогические условия формирования эмоционального благополучия
младших школьников на уроках вокала
Н. В. Синицина12, Т. Н. Петрова1
1Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация 2ДШИ «Созвездие», г. Нижний Новгород, Российская Федерация
Аннотация. Введение. Данная статья посвящена проблеме эмоционального благополучия школьников, развитию эмоциональной отзывчивости на уроках вокала в детской школе искусств, благотворному влиянию музыки на физическое и эмоциональное состояние ребенка, методам и приемам работы с младшими школьниками. В статье приведены различные точки зрения и мнения авторитетных авторов, связанные с вопросами эмоционального благополучия, его основными характеристиками и факторами, влияющими на положительное и комфортное эмоциональное состояние человека. Рассматривается вопрос о педагогических условиях, педагогических приемах и методах формирования эмоционального благополучия и о влиянии музыки на эмоциональную сферу ребенка и эмоциональной отзывчивости, познавательной активности, гармонизации творческого процесса. Приведены примеры практической деятельности как формы работы по формированию устойчивого положительного эмоционального состояния у младших школьников на уроках вокала в детской школе искусств. Цель исследования: обобщение теоретических исследований и опыта практической работы с младшими школьниками на уроках вокала в детской школе искусств с использованием эффективных педагогических приемов и методов в решении вопроса эмоционального благополучия школьников. Материалы и методы. Материалами исследования послужила аналитическая работа с литературой и обобщение практики учебно-воспитательной музыкальной деятельности с детьми младшего школьного возраста. Методами исследования заявленной темы являются теоретический анализ (обзор педагогической, психологической и музыкально-педагогической литературы), эмпирический метод (наблюдение, сравнение, опрос, беседа), универсальный метод (анализ, моделирование), позволяющие рассмотреть данную проблему как целенаправленный и организованный процесс по совершенствованию методики преподавания вокала в детской школе искусств. Результаты исследования: результатом исследования стал анализ педагогических приемов и методов, применяемых на уроке вокала в младших классах как способах формирования эмоционального благополучия школьников. Обсуждение подтвердило значимость практико-ориентированных исследований, систематизации работы по внедрению эффективных педагогических подходов в практике музыкального и вокального воспитания. Заключение. Обобщен практический опыт использования эффективных педагогических условий, приемов и методов в системе вокальной (музыкальной) подготовки детей младшего школьного возраста. Данная статья полезна для преподавателей вокала, хорового и сольного пения и других дисциплин, преподаваемых в детской школе искусств, учителей музыки, руководителей вокальных студий, музыкальных кружков и так далее.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, ребенок, творчество, урок, музыка, пение, упражнения, дыхание, эмоциональная отзывчивость, игра, эмоция, развитие, самочувствие, личность, творчество, деятельность, самовыражение
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Синицина Н. В., Петрова Т. Н. Педагогические условия формирования эмоционального благополучия младших школьников на уроках вокала // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 2. С. 214-222. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-2-214-222
Pedagogical conditions for the formation of emotional well-being of younger schoolchildren in vocal lessons
N. V. Sinitsyna12, T. N. Petrova1
1Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Fédération 2ChAS "Constellation", Nizhny Novgorod, Russian Fédération
Abstract. Introduction. This article is devoted to the problem of emotional well-being of schoolchildren, the development of emotional responsiveness in vocal lessons at a children's art school, the beneficial effect of
music on the physical and emotional state of a child, methods and techniques of working with younger schoolchildren. The article presents various points of view and opinions of authoritative authors related to issues of emotional well-being, its main characteristics and factors affecting a positive and comfortable emotional state of a person. The question of the beneficial influence of music on the emotional sphere of the child, pedagogical techniques and methods for the formation of emotional well-being, emotional responsiveness, cognitive activity, harmonization of the creative process is considered. Examples of practical activity as a form of work on the formation of a stable positive emotional state in younger schoolchildren at vocal lessons at the children's art school are given. The purpose of the study is the generalization of theoretical research and practical experience of working with younger schoolchildren in vocal lessons at the children's art school using effective pedagogical techniques and methods in solving the issue of emotional well -being of schoolchildren. Materials and methods. The research materials were analytical work with literature relevant to the research topic and generalization of the practice of educational musical activity with children of primary school age. The methods of research of the stated topic are theoretical analysis (review of pedagogical, psychological and musical-pedagogical literature), an empirical method (observation, comparison, experiment), universal method (analysis, modeling), allowing us to consider this problem as a purposeful and organized process to improve the methodology of teaching vocals in children's art school. Research results, discussion. The result of the study was the analysis of pedagogical techniques and methods used in the vocal lesson in junior grades as a way of forming the emotional well-being of schoolchildren. The discussion confirmed the importance of practice-oriented research, systematization of work on the introduction of effective pedagogical approaches in the practice of musical and vocal education. Conclusion. The practical experience of using effective pedagogical techniques and methods in the system of vocal (musical) training of younger schoolchildren is summarized. This article is useful for teachers of vocal, choral and solo singing and other disciplines taught at the children's art school, for music teachers, heads of vocal studios, clubs, etc.
Keywords: emotional well-being, child, creativity, lesson, music, singing, exercises, breathing, emotional responsiveness, game, emotion, development, health, personality, creativity, activity, self-expression
The authors declare no conflict of interests.
For citation: Sinitsyna N. V., Petrova T. N. Pedagogical conditions for the formation of emotional well-being of younger schoolchildren in vocal lessons. Vestnik of the Mari State University. 2022, vol. 16, no. 2, pp. 214-222. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-2-214-222
Введение
В ситуации риска сегодня находятся дети младшего школьного возраста, так как им приходится адаптироваться к совершенно новым информационно-цифровым условиям школьной среды. Е. С. Донскова пишет о кардинальных переменах в жизни современного первоклассника, которые непосредственно оказывают воздействие на характер и его эмоциональную сферу [5], поэтому обучение ребенка музыке и творчеству должно доставлять ему радость, проходить без принуждения, формировать эмоциональное благополучие. Ученые-исследователи в своих трудах особо отмечают, что тревожность является основным показателем устойчивого эмоционального неблагополучия и выражается в повышенном беспокойстве. В. А. Шумаков, Д. А. Дубровина, А. В. Платонова отмечают, что «дети с повышенной тревогой остро реагируют на неудачи, предпочитают избегать ситуаций,
где возникает риск неуспеха» [17, с. 66]. В современном обществе актуальной является проблема обеспечения эмоционального благополучия детей в процессе учебно-воспитательной деятельности. Детские эмоции, по мнению исследователей, определяются как элементарные положительные (или отрицательные) переживания или ощущения, возникающие под воздействием каких-либо факторов окружающего мира, отношения (приятного или неприятного) окружающих людей (родителей, сверстников, знакомых и т. п.). В последствии эмоциональных переживаний у ребенка вырабатывается свое субъективное отношение, восприятие или отрицание того или иного процесса или оценки происходящего.
Эмоциональное благополучие, являясь базовым состоянием, положительно влияет на эмоциональную познавательную сферу ребенка, способствует полноценному развитию его личности и
выражается в таких чертах, как: наличие чувства доверия к окружающему миру, способность сопереживать, наличие положительных эмоций, способность к юмору, способность к усилиям по преодолению препятствий в ситуации соревнования, вариативность поведения, способность к положительному настрою и адекватному поведению в соответствии с возрастом [2; 10; 12].
Из активно влияющих факторов эмоционального благополучия ученые выделяют: физическое самочувствие, самооценку, отношения со сверстниками, микроклимат в семье и школе. Многие авторы обращают особое внимание на то, что эмоциональное благополучие человека связано с характером переживаемых им психологических состояний, эмоций и умение их выражать [1; 12; 15]. Э. Эриксон выделяет условия, которые обеспечивают эмоциональное благополучие: хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, умение создавать близкие отношения, умение проявлять активность [18]. О. И. Бадулина1, Л. И. Божович, О. А. Идобаева определяют эмоциональное благополучие как положительную направленность эмоционального самочувствия [2; 6].
Для психологического и эмоционального комфорта ребенка большую роль играет творческая деятельность. Издавна известно, что музыка способствует эмоциональному развитию ребенка, обогащая его художественные впечатления, устанавливая благоприятный эмоциональный фон в творческой деятельности.
Б. М. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей» объясняет, что «музыка прежде всего есть путь к познанию огромного и содер-жательнейшего мира человеческих чувств». [11, с. 9]. В. М. Бехтерев называет музыку властительницей чувств и настроений человека. С одной стороны, благодаря музыке, возможно снять лишнее возбуждение, с другой музыка способна развеять хандру, снять усталость [3]. В. П. Морозов выделяет особую роль музыки в эмоциональном восприятии, называет музыку языком, не знающим границ [7]. А. В. Фомин и М. А. Зотова приходят к выводу, что в современном мире музыка выступает эффективным инструментом са-
1 Бадулина О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников. автореф. дис. ... канд. пед. наук. М, 1998, 125 с. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1998/ Baddulina_O_I_1998.pdf (дата обращения: 19.01.2022).
морегуляции психологического состояния человека, способствуя созданию благоприятных условий для его деятельности [13].
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужила аналитическая работа (обзор и анализ педагогической, психологической и музыкально-педагогической литературы), использовались: эмпирический метод (наблюдение, сравнение, опрос, беседа, анкетирование), универсальный метод (анализ, моделирование, обобщение опыта), позволяющие рассмотреть данную проблему как целенаправленный и организованный процесс по совершенствованию методики преподавания вокала в детской школе искусств.
Результаты исследования
Сегодняшние младшие школьники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они активнее, раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Однако все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми.
В таких случаях поведение характеризуется замкнутостью, иногда и наблюдаются нарушения поведения. Такие дети существенно сдерживают приобретение навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, что оказывает разрушающее воздействие на здоровье и в конечном счете может привести к искаженному развитию личности. Эти дети испытывают эмоциональное неблагополучие, которое возникает в результате нарушения положительных связей ребенка с окружающим миром, переживания неудачи, при завышенных требованиях к ребенку в семье и в школе, что непременно приводит к развитию равнодушия, пассива, недоверия, агрессивности, безразличия к происходящему и так далее.
Основой творческого развития ребенка является эмоциональная сфера, поэтому одним из важнейших вопросов общей и музыкальной педагогики является проблема развития у детей эмоциональной отзывчивости и эмоционального благополучия.
Зачастую многие школьники испытывают затруднения в искреннем выражении своих эмоций -
переживать, радоваться, восхищаться, особенно на уроках вокала, где необходимо уметь выражать их голосом, мимикой, сценическим движением. Эмоции ученика при пении, его личные переживания, передача смысла и его отношение к исполняемой музыке, влияют на качество исполнения музыкального произведения. В. И. Петрушин подчеркивает, что, выражая свои чувства и переживания при помощи образов искусства в окружающий социум, человек легче справляется со своими переживаниями, он способен владеть своими чувствами [8].
Самым естественным и, пожалуй, целительным музыкальным инструментом является человеческий голос, который позволяет использовать резервы нашего организма для поддержания состояния гармонии. П. М. Ха-мель определяет голос как средство, благодаря которому человек освобождается от стискивающих рамок страха [14]. Научившись передавать свои эмоции с помощью голоса, человек получает мощное средство для снятия напряжения и эмоционального самовыражения. При помощи пения человек способен спонтанно и искренне выражать свои эмоции, при пении появляется хорошее настроение, улучшается самочувствие. И. Х. Стулов отводит особую роль музыке и пению в настоящее время, называя музыкальное искусство «отдушиной» для человека, находящегося в кризисном состоянии» [9, с. 120]. Д. Е. Огороднов1 в своих трудах отмечает положительное влияние занятий вокалом на эмоциональное, эстетическое и умственное развитие ребенка и на физическое здоровье в целом. В. Н. Шацкая определяет эмоциональную отзывчивость одной из значимых музыкальных способностей, от которой зависит эффективность воспитательного воздействия музыки [16].
В связи с этим нами были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме обеспечения эмоционального благополучия младших школьников.
2. Изучение проблемы эмоционального благополучия и развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста на уроке вокала в детской школе искусств.
1 Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: метод. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Киев : Муз. Украина, 1981. 166 с.
3. Практическое применение эффективных педагогических методов и приемов обучения в классе вокала в детской школе искусств.
Анализ научной литературы и состояние практики обучения вокалу в детской школе искусств делает актуальной проблему исследования, суть которой заключается в осмыслении проблемы эмоционального благополучия младших школьников в процессе обучения вокалу, поиске эффективных путей, форм, методов и приемов для формирования эмоционально благополучной среды на уроке вокала в детской школе искусств.
Изучение педагогической практики применения эффективных приемов и методов обучения в классе вокала дает нам возможность утверждать, что одним их основных факторов обеспечения эмоционального благополучия младших школьников в классе вокала является умение педагога создавать благоприятную творческую атмосферу на уроке на основе педагогического сотрудничества и сотворчества; владение учителя эффективными педагогическими приемами и методами музыкального обучения и воспитания младших школьников в классе вокала.
При выявлении первоначального уровня сформированности детского эмоционального благополучия мы использовали следующие характерные детям поведенческие компоненты: активность, проявление радости или гнева, печали, проявляющиеся в движениях, жестикуляции, хлопанье в ладоши, пение песен (по Г. Н. Ланге) и так далее.
Образовательный процесс как основа эмоционального благополучия младших школьников в классе вокала проходил на базе детской школы искусств г. Чебоксары, ДШИ г. Москвы, ДШИ г. Нижнего Новгорода, где имеется необходимое материально-техническое обеспечение, развивающая среда: эстетически оформленный музыкальный зал, который оборудован музыкальными техническими средствами: музыкальный центр, микрофон, фонотека в соответствии с программным содержанием и музыкально-нотным материалом, портретами композиторов, стенными шкафами, где находятся фабричные детские музыкальные инструменты. Уроки вокала проводились в специализированном кабинете в присутствии концертмейстера. Формы урока -в основном индивидуальная, иногда групповая.
Первоначальный этап изучения проблемы эмоционального благополучия и развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста проходил на уроке вокала в детской школе искусств. Оно показало, что из 12 (100 %) опрошенных детей 5 (41 %) испытывают эмоциональное неблагополучие, а также личностный комплекс проявления активности в процессе школьного и дополнительного обучения, иногда зажаты и стеснительны. У них наблюдается музыкальная и читательская безграмотность, часто приходится сталкиваться со скудным слуховым и музыкальным опытом, слабой вокальной подготовкой.
Разработанная нами программа организованного обучения и воспитания «Я и Музыка» предполагает педагогический процесс, базирующийся на следующих методических принципах: эмоциональной комфортности, целостного подхода в решении педагогических задач, обогащения детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, претворения полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности, принципе последовательности, принципе партнерства, положительной оценки деятельности детей, принципе паритета.
Метод стимулирования интереса к обучению помогает знакомить детей с лучшими исполнителями, подбирать репертуар, соответствующий голосу и их возрастным особенностям. Основная цель при этом - развивать внимание к окружающим, умение вежливо обращаться с окружающими, способность понимать эмоциональное состояние другого человека, желание делать приятное.
Данное занятие состоит в системе комплекса занятий «Я и мои друзья». Выбор темы занятия обусловлен одной из задач, поставленной педагогом - социальное и эмоциональное благополучие детей средствами музыки. Предварительно проводим беседы о вежливости, читаем сказки и слушаем музыку.
В ходе занятия нами были использованы разнообразные интерактивные методы: приветствие, беседа - упражнение: вежливо - невежливо, чтение и проигрывание сказок, понимание музыки. Данные методы способствовали эффективности усвоения материала, созданию благоприятной эмоциональной обстановки на занятии.
Метод объяснения и показа использовался для знакомства ребенка с музыкальным произведеН. В. Синицина и др.
нием, а также для того, чтобы показать все тонкости звукообразования, начиная с исполнения простых, а затем и более сложных упражнений и вокализов.
Наиболее увлекательной явилась методика «Я и мои эмоции», которая способствует формированию эмоционального благополучия на методе психогимнастики через группы упражнений, направленных на развитие активности и движений, детских эмоций, особенностей общения и социального поведения. Психогимнастика - это специальные музыкальные занятия (этюды, музыкальные упражнения и игра), направленные на развитие и коррекцию всех сторон психики ребенка. Основной задачей этого метода является сохранение и укрепление эмоционально-психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В психогимнастике мы придерживались особых требований: проведение в игровой форме; сохранение эмоционального благополучия детей; опора на воображение; возможность использовать групповые формы работы. Персонажами психогимнастики были и дети, и их родители. Дети, играя, получают удовлетворение, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Необходимо увлечь их, заинтересовать, но ни в коем случае не заставлять.
Детям особенно нравилась игра «Доброе утро», которая способствует развитию творческого воображения ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Цель данной методики: сплочение детской группы (коллектива); формирование умения слушать и понимать друг друга; развитие умения выражать свои чувства и переживания публично. С этой целью нами была разработана программа «Чувства, желания, взгляды», при реализации которой использовали следующие материалы: пособие «Веселый грустный...» и информационные и технические средства обучения: магнитофоны; диски с записями; музыка природы (звуки земли, звуки леса, дельфинов; музыка гор, воздуха, воды, огня; музыка души); пузырьковая лампа; электросветовая картина «Водопад». Активно использовали магнитофон и диски с записями; музыку природы (звуки земли, звуки леса, дельфинов; музыка гор, воздуха, воды, огня; музыка души); пузырьковую лампу; электросветовую картину «Водопад»;
учебно-наглядные пособия - пиктограмму эмоций; иллюстрации «Праздник»; изображения разных эмоциональных состояний человека, в том числе и негативных поступков детей.
Сравнительные данные достаточного уровня эмоционального благополучия (в группе из 12 детей) показали, что после проведения работы по формированию эмоционального благополучия детей средствами музыки и вокала наблюдается рост достаточного уровня эмоционального благополучия (с 41 % до 78 %). На формирующем этапе исследования были созданы следующие педагогические условия: организован индивидуальный подход к каждому ребенку, поддерживалась инициативность детей, формировалась и поддерживалась положительная самооценка детей, осуществлялся контроль за физическим и психическим состоянием детей, создавались доброжелательные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, использовались разнообразные музыкальные технологии во время образовательного процесса, которые способствовали улучшению эмоционального благополучия детей. О положительной динамике формирования эмоционального благополучия детей средствами музыки свидетельствуют следующие показатели их знаний, умений и навыков: осознанно воспринимают свои собственные эмоции; понимают эмоциональные состояния других людей; знает язык эмоций, мимики, жестов. Они проявляют эмоциональность по отношению к другим людям, способность «схватывать» эмоциональное состояние другого, формировать чувства, переживания другого; пользуются языком эмоции для проявления собственных чувств и для понимания эмоционального состояния других людей. Владеют способностями распознавать эмоциональные состояния других людей; регулируют эмоциональное состояние в общении со сверстниками и взрослыми.
Практика преподавания вокала показала, что в этих условиях основной задачей педагогической работы является научить ребенка слушать и понимать музыку, заинтересовать предметом, приучить к самостоятельной деятельности, развивать у него певческие навыки - понятие правильного положения корпуса, дыхания, артикуляции, звукообразования, дикции. У младших школьников часто наблюдается неумелое пользование дыханием и возникают зажимы. Много факторов, которые могут повлиять на самооцен-
ку маленького человека, поэтому задача педагога бережно и внимательно относиться к личности ребенка, налаживать контакт, корректировать его настроение, создавать атмосферу совместного творчества, умело направляя внимание ученика на самостоятельную работу.
При организации учебной деятельности эффективны следующие приемы и методы: словесный (рассказ, рассказывание, беседа); объяснительно-иллюстративный (иллюстрация, демонстрация) -пение педагог-ученик, педагог-концертмейстер, ученик-ученик); практический (выполнение упражнений) - распевания, упражнения на развитие дыхания, дикции, артикуляции, игровые ситуации (игра), двигательные элементы, упражнения с жестикуляцией.
Важную роль в процессе познания имеет игровая деятельность. В младших классах мы выбрали форму игры для начала занятия как прием раскрепощения при выполнении упражнений и настройки на весь урок. В результате игровая деятельность помогала развитию эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста, так как сопровождалась различными эмоциями: удивление, смех, радость, восторг, вдохновение. К примеру, упражнения на развитие дыхания, дикции, артикуляции - «пчелка», «лошадка», «ежики», «мотоцикл» - ученики выполняли активно и эмоционально. Произношение отдельных звуков, слогов, скороговорок сопровождалось двигательными элементами, которые подчеркивали ритмический рисунок и выделяли акценты.
Для формирования у ребенка позитивного отношения к певческой деятельности большое значение имеет правильный выбор репертуара. Музыкальный материал должен соответствовать вокальным данным ученика, быть удобным для исполнения и по уровню сложности соответствовать уровню подготовки начинающего певца. В первый год обучения рекомендуются произведения в умеренном или медленном темпе средней тесситуры - колыбельные, народные песни с простой мелодической линией, которые помогут ребенку справиться с вокальными задачами.
В ходе исследований мы пришли к выводу, что для формирования эмоционального благополучия и развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста на уроках вокала необходимо:
- создание благоприятной творческой атмосферы на уроке;
- доброжелательное чуткое отношение к ученику со стороны преподавателя;
- умение пробудить интерес к обучению посредством беседы, совместной деятельности, игры, показа музыкального материала;
- правильный подбор вокального репертуара с учетом уровня сложности и возможностей ученика;
- использование определенных педагогических приемов и методов для развития навыка эмоционального самовыражения у младших школьников.
Заключение
Таким образом, проведенное нами теоретическое и практическое исследование показало, что творческая атмосфера урока, в которой царит доверие и дружелюбие между субъектами учебно-воспитательного процесса, позволит ребенку
свободно передавать свои эмоциональные чувства и переживания, полнее раскрывать их вокальные и сценические способности, укрепляя веру в свои силы. Успешному развитию эмоционального благополучия ребенка в общеобразовательной школе и музыкальном учебном заведении должно предшествовать, безусловно, формирование профессиональной готовности педагога к музыкальной деятельности, важнейшими составляющими которой являются специальные знания, умения, навыки и личностная психологическая установка педагога, владение педагогическими приемами и методами музыкального воспитания и обучения, направленными на развитие у детей эмоционального благополучия, отзывчивости, возможности свободного самовыражения, взаимопонимания и взаимоуважения.
1. Аболин Л. М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 141-148. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/894/894141.htm (дата обращения: 24.12.2021).
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М. : Просвещение, 1968. 464 с. URL: https://sdo.mgaps.ru/books/K4/M5/file/4.pdf (дата обращения: 18.01.2022г).
3. Василенко В. В. В. М. Бехтерев о влиянии возвышенных звуков музыки на человека и общество // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2021. № 2. С. 1-10. DOI: https://doi.Org/10.7256/2453-613X.2021.2.35150
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. СПб. : Питер. 2001. С. 56-79.
5. Донскова Е. С. Исследования эмоциональной сферы младших школьников // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. № 9. С. 95-98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42361810 (дата обращения: 18.01.2021).
6. Идобаева О. А. К вопросу о психолого-педагогической модели формирования психологического благополучия личности // Вестник МГЛУ 2013. № 7 (667). С. 93-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18987650 (дата обращения: 28.12.2021).
7. Морозов В. П. Язык эмоций и эмоциональный слух: избранные труды 1964-2016. М. : Ин-т психологии РАН, 2017. 397 с.
8. Петрушин В. И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2016. № 2 (14). С. 68-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26366660& (дата обращения: 14.01. 2022).
9. Стулов И. Х. К проблеме эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений // Наука и школа. 2018. № 2. С. 199-124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34992706 (дата обращения: 27.12.2021).
10. Тарабакина Л. В. Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 250-252. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23612114 (дата обращения: 21.01.2021).
11. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. - Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1947. 355 с.
12. Устинова Н. А. Проблема эмоционального благополучия личности // Личность в современном мире: сборник научных статей. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2016. С. 223-231. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27550186 (дата обращения: 24.01.2022).
13. Фомин А. В., Зотова М. А. Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека и его творческий потенциал как компонент содержания музыкально-педагогического образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2018. № 2. С. 59-75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36386033 (дата обращения: 22.01.2022).
14. Хамель П. М. Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку. М. : Классика-XXI, 2007. 248 с.
15. Холодова О. Л., Логинова Л. В. Факторы эмоционального благополучия старших дошкольников: обзор современных исследований // Современное дошкольное образование. 2020. № 4 (100). С. 34-49. DOI: https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10078
16. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М. : Просвещение, 1986. 200 с.
17. Шумаков В. А., Дубровина Д. А., Платонова А. В. Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12. № 4. С. 63-70. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps190407
18. Эриксон Э. Детство и общество. М., 2001. 200 с.
Статья поступила в редакцию 14.02.2022 г.; одобрена после рецензирования 10.03.2022 г.; принята к публикации 28.03.2022 г. Об авторах
Синицина Наталия Вячеславовна
аспирант, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1); преподаватель по классу академического вокала, ДШИ «Созвездие» (603016, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Юлиуса Фучика, д. 19 А) ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7982-937X, [email protected]
Петрова Татьяна Николаевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и общего образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7667-7187, [email protected]
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
1. Abolin L. M. Emotsional'naya ustoichivost' i puti ee povysheniya [Emotional stability during strenuous activity, its psychological apparatus and ways of reinforcement]. Voprosy psikhologii = Issues of Psychology, 1989, no. 4, pp. 141-148. Available at: http://www.voppsy.ru/issues/1989/894/894141.htm (accessed 24.12.2021). (In Russ.).
2. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. (Psikhologicheskoe issledovanie) [Personality and its formation in childhood. (Psychological research)]. M., Enlightenment Publ., 1968, 464 p. Available at: https://sdo.mgaps.ru/books/K4/M5/file/4.pdf (accessed 18.01.2022). (In Russ.).
3. Vasilenko V. V. V. M. Bekhterev o vliyanii vozvyshennykh zvukov muzyki na cheloveka i obshchestvo [V. M. Bekhterev on the influence of lofty sounds of music on person and society]. PHILHARMONICA. International Music Journal, 2021, no. 2, pp. 1-10. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.7256/2453-613X.202L2.35150)
4. Vygotsky L. S. Igra i ee rol' v psikhicheskom razvitii rebenka [The game and its role in the mental development of a child]. Psikhologiya razvitiya = Developmental Psychology, SPb., Peter Publ., 2001, pp. 56-79. (In Russ.).
5. Donskova E. S. Issledovaniya emotsional'noi sfery mladshikh shkol'nikov [The study of the emotional sphere of children of primary school age]. Nauka, novye tekhnologii i innovatsii Kyrgyzstana = Science, New Technologies and Innovations in Kyrgyz-stan, 2019, no. 9, pp. 95-98. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42361810 (accessed 18.01.2021). (In Russ.).
6. Idobaeva O. A. K voprosu o psikhologo-pedagogicheskoi modeli formirovaniya psikhologicheskogo blagopoluchiya lichnosti [On psychological-pedagogical model of personality psychological well-being formation]. Vestnik MGLU = Vestnik of Moscow State Linguistic University, 2013, no. 7 (667), pp. 93-101. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18987650 (accessed 28.12.2021). (In Russ.).
7. Morozov V. P. Yazyk emotsii i emotsional'nyi slukh: izbrannye trudy 1964-2016 [The language of emotions and emotional hearing: selected works of 1964-2016]. M., Publ. house of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2017, 397 p. (In Russ.).
8. Petrushin V. I. O razvitii emotsional'nogo intellekta v protsesse muzykal'nykh zanyatii [On the development of emotional intelligence in the process of music lessons]. Vestnik kafedry YuNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Art and Education", 2016, no. 2 (14). pp. 68-82. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26366660& (accessed 14.01. 2022). (In Russ.).
9. Stulov I. Kh. K probleme emotsional'noi vyrazitel'nosti ispolneniya vokal'nykh proizvedenii [The emotional expressiveness problem in vocal performances]. Nauka i shkola = Science and School, 2018, no. 2, pp. 199-124. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34992706 (accessed 27.12.2021). (In Russ.).
10. Tarabakina L. V. Emotsional'noe zdorov'e kak predmet sotsial'no-psikhologicheskogo issledovaniya [Emotional health as a subject of socio-psychological research]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2015, no. 8, pp. 250-252. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23612114 (accessed 21.01.2021). (In Russ.).
11. Teplov B. M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostei [The psychology of musical ability]. M. - L., Publ. house of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1947, 355 p. (In Russ.).
12. Ustinova N. A. Problema emotsional'nogo blagopoluchiya lichnosti [The problem of emotional well-being of the individual]. Lichnost' v sovremennom mire: sbornik nauchnykh statei = Personality in the modern world: collection of scientific articles,
Yekaterinburg, Ural State Pedagogical University Publ., 2016, pp. 223-231. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=27550186 (accessed 24.01.2022). (In Russ.).
13. Fomin A. V., Zotova M. A. Vozdeistvie muzyki na psikhoemotsional'noe sostoyanie cheloveka i ego tvorcheskii potentsial kak komponent soderzhaniya muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [The impact of music on psychological and emotional state of human and its creative potential as a component of the content of musical and pedagogical education]. Vestnik kafedry YuNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Art and Education", 2018, no. 2, pp. 59-75. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36386033 (accessed 22.01.2022). (In Russ.).
14. Khamel P. M. Cherez muzyku k sebe. Kak my poznaem i vosprinimaem muzyku [Through music to yourself. How we learn and perceive music]. M., Classics-XXI Publ., 2007, 248 p. (In Russ.).
15. Kholodov O. L., Loginova L. V. Faktory emotsional'nogo blagopoluchiya starshikh doshkol'nikov: obzor sovremennykh is-sledovanii [Factors of emotional well-being of preschool children: a systematic review]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie = Preschool Education Today, 2020, no. 4 (100), pp. 34-49. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10078
16. Shatskaya V. N. Muzykal'no-esteticheskoe vospitanie detei i yunoshestva [Musical-aesthetic education of children and youth]. M., Enlightenment Publ., 1986, 200 p. (In Russ.).
17. Shumakov V. A., Dubrovina D. A., Platonova A. V. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya mladshikh shkol'nikov k obucheniyu v shkole kak uslovie ikh emotsional'nogo blagopoluchiya [ Social and psychological adaptation of younger schoolchildren to the learning environment as a factor of their emotional well-being]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psy-chophysiology, 2019, vol. 12, no. 4, pp.63-70. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.14529/jpps190407
18. Erikson E. Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. M., 2001, 200 p. (In Russ.).
The article was submitted 14.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 28.03.2022.
About the authors Natalia V. Sinitsyna
Postgraduate Student, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation); teacher of academic vocal class, ChSA "Constellation" (19 A Julius Fuchik St., Nizhny Novgorod 603016, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7982-937X, [email protected]
Tatyana N. Petrova
Dr. Sci. (Pedagogy), Professor of the Department of Pedagogy of Primary and General Education, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7667-7187, tanjanal @yandex. ru
All authors have read and approved the final manuscript.