Научная статья на тему 'Вокальная подготовка дошкольников в системе дополнительного образования как элемент музыкального развития ребенка'

Вокальная подготовка дошкольников в системе дополнительного образования как элемент музыкального развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ / VOCAL TRAINING / PERSONALITY MUSICAL DEVELOPMENT / OLDER PRESCHOOL AGE / SINGING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жесткова Ксения Борисовна

Статья посвящена проблеме музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках специализированных музыкальных студий. Автор приходит к выводу о том, что вокальная подготовка в специализированных студиях позволяет сформировать навыки правильного певческого дыхания, развить интерес к музыке, к пению, выявить творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жесткова Ксения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOLERS’ VOCAL TRAINING IN MUSIC STUDIOS AS AN ELEMENT OF CHILD’S MUSICAL DEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of preschool children musical development within the framework of specialized vocal studios. The author comes to the conclusion that vocal training in specialized studios makes it possible to develop the skills of proper singing breathing, interest in music, singing, reveal the creative abilities of children of older preschool age.

Текст научной работы на тему «Вокальная подготовка дошкольников в системе дополнительного образования как элемент музыкального развития ребенка»

К.Б. Жесткова

(Москва)

ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

PRESCHOOLERS' VOCAL TRAINING IN MUSIC STUDIOS AS AN ELEMENT OF CHILD'S MUSICAL DEVELOPMENT

Статья посвящена проблеме музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках специализированных музыкальных студий. Автор приходит к выводу о том, что вокальная подготовка в специализированных студиях позволяет сформировать навыки правильного певческого дыхания, развить интерес к музыке, к пению, выявить творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: вокальная подготовка, музыкальное развитие личности, старший дошкольный возраст, певческие навыки.

The article is devoted to the problem of preschool children musical development within the framework of specialized vocal studios. The author comes to the conclusion that vocal training in specialized studios makes it possible to develop the skills of proper singing breathing, interest in music, singing, reveal the creative abilities of children of older preschool age.

Key words: vocal training, personality musical development, older preschool age, singing skills.

В последние несколько десятилетий в музыкальном образовании России произошел определенный прорыв с точки зрения разнообразия методов и форматов обучения. Помимо музыкальных школ общего профиля практически в каждом крупном населенном пункте нашей страны можно найти целый ряд образовательных музыкальных учреждений для детей дошкольного возраста. В их число входят музыкальные кружки, частные музыкальные студии общего профиля, а также целый ряд специализированных студий, которые ориентированы на профессиональную подготовку детей по отдельным направлениям музыкального искусства. Несомненно, динамика роста числа специализированных музыкальных студий в России связана с повышением рождаемости населения, с необходимостью развития учреждений дополнительного образования, поскольку школы не могут удовлетворить все потребности современного

общества. Специализация студий позволяет распределить контингент учащихся исходя из приоритетных интересов самих детей.

Тем не менее в современной отечественной историографии вопрос о музыкальном развитии детей в рамках специализированных студий до сих пор не получил должного освещения, хотя проблемам дополнительного образования в целом уделяется немало внимания.

Музыкальное образование в специализированных студиях в России получило развитие в рамках дополнительной системы образования, которая регулируется Федеральным Законом «Об образовании в РФ» [1].

На сегодняшний день, согласно Концепции модернизации образования до 2020 г., основной задачей дополнительного образования является формирование «творческой, социально активной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой личности, способной максимально

адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях общественной жизни» [2]. Решить поставленные задачи способны учреждения дополнительного образования, как государственные, так и частные, в том числе музыкальные студии. «Малый энциклопедический словарь» Брокгауза и Эфрона толкует термин «студия» в переводе с латинского языка как «мастерскую художника» [6]. В широкой трактовке «художник» может пониматься как творец, а не только живописец, поэтому в самом названии «музыкальная студия» отражена творческая направленность процесса музыкального развития детей.

Современная учебная литература по социально-культурной деятельности трактует термин «студия» в переводе с итальянского как «старание», как специфический вариант учебно-образовательного досугового коллектива, который специализируется на одном из видов искусств (музыкальное, театральное, танцевальное искусство и т.п.) [6, с. 72]. Согласно данному определению, как мы видим, процесс работы с детьми рассматривается в большей степени как учебный процесс и почти совпадает с учебой в традиционном понимании этого слова.

На наш взгляд, основное отличие музыкальной специализированной студии от музыкальной школы заключается в том, что в рамках студии основной приоритет отдается именно предмету специализации.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются специализированными музыкальными студиями в рамках положений раздела «Художественно-эстетическое развитие».

Основными задачами специализированных студий в работе с дошкольниками, таким образом, являются развитие восприятия музыки и стимулирование самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

В содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включаются музыкальные умения и навыки; формирование музыкально-эстетического сознания и опыта детского творчества в этом направ-

лении. Поэтому в рамках работы с дошкольниками специализированные студии придерживаются приоритета культурных ценностей, на основе которых у детей должны быть сформированы целевые ориентиры, представляющие собой целостную социально-психологическую характеристику личности по завершении дошкольного образования [6].

Все специализированные студии занимаются своим основным направлением - художественным, танцевальным, вокальным и т.п. Однако целевые ориентиры музыкального развития детей соблюдаются в каждой из них. После обучения в специализированной студии ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в том виде музыкальной деятельности, на которой специализируется студия; иметь сформированную установку позитивного отношения к миру; демонстрировать развитое воображение, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности; грамотно и четко выражать свои мысли, чувства и желания; быть подвижным, выносливым. Для достижения представленных во ФГОС целевых ориентиров в специализированных студиях особое внимание уделяется личностно ориентированному взаимодействию педагога и дошкольников, которое направлено на формирование опыта в тех музыкальных видах деятельности, на которых специализируется студия. При этом педагогический коллектив обязан учитывать образовательные потребности детей, развивать позитивную самооценку у учеников, применяя формы и методы работы строго в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

В рамках музыкального развития дошкольников выделяются следующие направления: вокал, хор, музыкальный театр, оркестр, музыкальная грамота, ритмика. В каждой специализированной студии проводится предпрофессиональная подготовка учеников. Особый интерес с точки зрения развития музыкальных способностей представляют специализированные студии, в которых происходит одновременное развитие детей по нескольким направлениям при

обязательном приоритете вокальной деятельности.

Пение, по мнению специалистов, представляет собой один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. В процессе пения ребенок выражает свои чувства. Пение также позволяет развить базовые музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость к музыке. Занятия вокалом позволяют также развивать внятную и четкую речь, поскольку слова песен проговариваются нараспев, способствуя четкому произношению каждого звука и слога. Поэтому занятия с дошкольниками вокалом рассматриваются в научной литературе как основной элемент музыкального развития ребенка. Однако обучение пению детей дошкольного возраста имеет свою специфику и должно проводиться профессиональными педагогами в музыкальных школах или специализированных студиях [4, с. 17].

Во многих исследованиях медицинской и психологической направленности доказано, что занятия вокалом позитивно влияют на физическое и психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста [7]. Однако чрезмерные нагрузки на голосовые связки, некорректное звукоизвлече-ние, форсирование звука (крик) у детей дошкольного возраста могут стать причиной различных заболеваний голосового аппарата. Поэтому заниматься вокалом с дошкольниками лучше не в домашних условиях, а с квалифицированными педагогами специализированной вокальной студии.

Для детей дошкольного возраста в специализированных студиях предлагаются особые программы, изучение которых обязательно должно быть посильно малышам. Более профессиональные занятия вокалом начинаются с детьми младшего школьного возраста или старше. Дело в том, что мотивация к обучению у дошкольников весьма специфическая. Подвижные, энергичные дошкольники активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос

становится звонким, движения - ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации образовательного процесса.

Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности памяти и речи. Как правило, набор в вокальную студию начинается со старшего дошкольного возраста - 5-6 лет. Однако, как показывает практика, за последние годы этот возрастной ценз значительно снизился. Многие музыкальные студии принимают на обучение детей в возрасте 3-4 лет. Это может быть целесообразно лишь при соблюдении ряда условий, в числе которых: значительный педагогический опыт преподавателя, наличие адаптированной программы вокальной подготовки дошкольников и репертуара, доступного для понимания и исполнения детьми данного возраста, умение ребенка работать в коллективе и выполнять указания педагога.

В рамках занятий в специализированных музыкальных студиях дети дошкольного возраста осваивают первоначальные звуковысотные и ритмические навыки, формируемые постоянными упражнениями на развитие мелодического слуха. У детей развивается навык определять мелодический вектор «вверх-вниз», сравнивать звуки различной высоты и длительности. С этой целью дети дошкольного возраста, как правило, учатся петь интервалы и элементы мелодии («попевки»). В рамках музыкального развития у детей дошкольного возраста в ходе занятий в музыкальных студиях формируется постоянный контроль правильности звучания мелодии на слух.

На занятиях вокалом педагоги студий постоянно учитывают тот факт, что в дошкольном возрасте голосовой аппарат еще не полностью сформирован и характеризу-

ется тонкостью связок, малоподвижностью нёба, слабым и поверхностным дыханием. Разумеется, голосовой аппарат укрепляется по мере общего созревания организма детей, постепенно созревает и так называемая вокальная мышца. У детей дошкольного возраста голосовые связки характеризуются неполным смыканием, колебанием только краев, поэтому певческое звучание в данном возрасте недостаточно звонко и требует осторожного отношения.

Особое внимание на занятиях уделяется обучению правильно поставленному пению. Принцип «охраны детского голоса» соблюдается благодаря тщательно подобранному музыкальному материалу, а репертуар соответствует возрастным вокальным возможностям учеников. Подбор репертуара в вокальной студии для детей дошкольного возраста основывается на изучении диапазона звучания детских голосов. При этом в научной литературе под певческим диапазоном понимается объем звуков, определяемый интервалом от самого высокого до самого низкого.

Педагоги в специализированных музыкальных студиях стремятся избегать форсирования звука [7]. Как правило, дети дошкольного возраста в состоянии петь без форсирования звука в диапазоне ре-до. Для низких звуков характерно более протяжное звучание, для воспроизведения которого у детей не всегда хватает дыхания, поэтому педагоги специализированных музыкальных студий стараются включать в репертуар песни с такой тесситурой, которая содержит больше высоких звуков. Как отмечают педагоги студий, для детей дошкольного возраста наиболее комфортными в исполнении являются звуки от{ми) фа-си [8]. Такой диапазон обеспечивает наиболее естественное звучание. Преподаватели также полагают, что звука до первой октавы на занятиях с детьми дошкольного возраста следует избегать, поскольку он является сложным для воспроизведения без форсирования звука.

На занятиях вокалом с детьми дошкольного возраста педагоги также учитывают физические возможности учеников - детей учат петь без крикливости, без напряжения,

а извлекаемый звук должен быть светлым и естественным. Только при учете таких особенностей можно развивать корректные вокальные данные, чтобы в голосе ребенка в конечном итоге появились звонкость и напевность [7].

Очень большую роль в развитии вокальных данных играет правильное певческое дыхание. Например, объем легких у детей 5-6 лет увеличивается, а дыхание уже более глубокое, что дает возможность педагогам использовать на занятиях репертуар, в котором есть более длинные музыкальные фразы. Певческое дыхание преподается детям дошкольного возраста по общей вокальной методике «вдох - задержка - извлечение звука» [7].

Программы музыкальных студий соответствуют принципам воспитывающего обучения, когда в процессе занятий вокалом одновременно прививается любовь к музыкальному искусству в целом, а также принципам развития внимания, воображения, мышления и речи. При работе с детьми дошкольного возраста в специализированных музыкальных студиях соблюдается также принцип доступности: по объему и содержанию занятия по развитию вокальных навыков соответствуют возрастным особенностям и уровню общего музыкального развития детей.

Учебный процесс в музыкальных студиях строится и на основе принципов постепенности, последовательности и систематичности. В начале обучения выполняются более легкие задания, а затем программа постепенно усложняется к концу учебного года - от усвоенного к незнакомому. В процессе обучения вокалу детей дошкольного возраста главную роль, по мнению специалистов музыкальных студий, играет принцип звуковой наглядности, который реализуется благодаря приему исполнения песни самим педагогом. В развитии певческих навыков учитывается принцип осознанности, то есть репертуар должен вызывать осознанный интерес у детей.

При закреплении песенного репертуара педагоги музыкальных студий акцентируют внимание на необходимости осознан-

ного воспроизведения. В ходе годовой программы музыкальной студии на занятиях с детьми дошкольного возраста педагоги следят за правильным положением корпуса детей, формируют умение извлекать высокие светлые звуки без крикливости и напряжения (без форсирования звука), способствуют развитию протяжного звукообразования с помощью исполнения репертуара песен, которые написаны в умеренном или медленном темпе.

Таким образом, занятия вокалом с детьми дошкольного возраста в рамках специализированных музыкальных студий позволяют развивать у детей такие умения, как правильное взятие дыхания перед началом пения и в промежутках между музыкальными фразами; внятное и осмысленное произношение слов песен при подчеркивании голосом логических ударений; воспроизведение разнообразных интонационных оборотов, которые включают разные мелодические движения и различные интервалы; расширение диапазона голоса; согласованное пение детей.

Как элемент музыкального развития занятия вокалом в специализированных студиях позволяют развить музыкальные способности и эмоциональную отзывчивость у детей дошкольного возраста, воспитать восприимчивость к музыке, привить любовь и интерес к песням, то есть сформировать устойчивую позитивную внутреннюю мотивацию к обучению музыке в целом, и вокалу в частности.

В процессе занятий с детьми дошкольного возраста в рамках музыкальных студий происходит развитие и совершенство-

вание певческого голоса и вокально-слуховой координации, качества звучания голоса (тембр, звуковой и динамический диапазон, чистота интонации, четкость дикции, пластичность голоса).

В целом анализ деятельности и программ музыкальных студий позволяет сделать вывод, что обучение пению в рамках музыкальных студий нацелено на достижение следующих результатов: формирование у детей дошкольного возраста интереса к вокальному искусству; развитие стремления к самовыражению через вокальное творчество; формирование умения петь без форсирования звука в доступном диапазоне, четко произносить слова, вовремя начинать и оканчивать исполнение песни; развитие умения петь в сопровождении музыкального инструмента и внимательно слушать музыку.

По окончании первого года занятий в специализированной музыкальной студии дети дошкольного возраста должны освоить следующие умения: исполнять несложные песни, корректно передавая мелодию (ускорение, замедление, усиление и ослабление звучания); чисто воспроизводить мелодию и ее отдельные отрезки под аккомпанемент; сохранять правильное положение корпуса в процессе исполнения песни, правильно распределять дыхание, исполнять песни индивидуально или в коллективе.

В итоге можно сделать вывод о том, что занятия вокалом в рамках специализированных музыкальных студий являются значимым элементом общего музыкального развития личности ребенка дошкольного возраста.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html

2. О Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.edu.ru/documents/view/1660/

3. Данилова ЕЮ. Интеграция в музыкальном воспитании как фактор становления целостного образа мира у детей дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4. - С. 78-88.

4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. Программа «Из детства - в отрочество». 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 172 с.

5. Интеграция содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении: метод. рек. для студ. ф-тов дошк. и соц. педагогики и психологии / под ред. Н.А. Каратаевой, Т.М. Киселевой. - Шадринск, 2002. - 213 с.

6. Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. -2014. - № 6. - С. 14-24.

7. Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.litres.ru/ eleonora-kostina/kamerton-programma-muzykalnogo-obrazovaniya-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta/chitat-onlayn/

8. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. - М.: Линка-ПРЕСС, 2003. - 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.