Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое обоснование необходимости интеграции занятий по музыке и развитию речи в дошкольном образовательном учреждении'

Психолого-педагогическое обоснование необходимости интеграции занятий по музыке и развитию речи в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиуллина Д. А.

В данной статье говориться о важности всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста на примере интегрированных музыкальных занятий в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галиуллина Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое обоснование необходимости интеграции занятий по музыке и развитию речи в дошкольном образовательном учреждении»

Д.А. ГАЛИУЛЛИНА

Магистрант, кафедра музыкальное образование

факультет искусств и дизайна

Нижневартовский государственный университет

Психолого-педагогическое обоснование необходимости интеграции занятий по музыке и развитию речи в дошкольном образовательном

учреждении

Аннотация

В данной статье говориться о важности всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста на примере интегрированных музыкальных занятий в детском саду.

Ключевые слова: интеграция, интегрированные занятия, пение

Интегрированные занятия по музыке и развитию речи являются основной формой работы по формированию вокально-певческих навыков у дошкольников. Однако прежде чем перейти к обоснованию необходимости интеграции занятий по музыке и развитию речи в дошкольном образовательном учреждении, остановимся на рассмотрении таких теоретических понятий, как «интеграция», «интегрированное занятие».

В толковом словаре иностранных слов и в логическом словаре -справочнике Н.И. Кондакова содержится следующее определение интеграции: «Интеграция - это объединение в целое каких - либо частей, элементов [1,205].

В философском словаре под интеграцией рассматривается «... сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» [2, 178]. Данное определение дополняется следующими признаками: «Эти процессы могут иметь место как в уже сложившейся системе, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных

элементов».

Очевидно, при определении термина «интеграция» в педагогике следует учесть наличие определенных условий относительно объединяемых элементов и возможности их естественного подчинения единой цели и функции. Объективная теоретическая оценка признаков, выделенных путем проведенного выше сопоставления дает нам основание вывести определение «интеграция» в обучении.

Применительно к системе дошкольного образования понятие интеграция может принимать несколько значений: 1. это формирование у дошкольника целостного представления об окружающем мире. 2. это нахождение общей платформы сближения предметных знаний. 3. это развитие детей

дошкольного возраста. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления.

Что же касается понятия «интегрированное занятие», то следует отметить, что в методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий.

С.А. Козлова, Т.А. Куликова дают следующую характеристику данным видам занятий:

Комбинированное - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) [3].

Комплексное - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой [3].

Интегрированные - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки и художественной литературы) [3].

Что же касается педагогических возможностей интегрированного занятия по музыке и развитию речи, то оно способствует:

• Формированию в единстве знаний и умений.

• Коммуникативности умений.

• Повышению интереса к учению.

• Снятию напряженности, страха, неуверенности.

По мнению многих ученых, интегрированные занятия в дошкольных образовательных учреждениях способствуют: 1. повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; 2 способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку; 3. углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор; 4. основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников; 5. эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, литературы, пластики движения [3].

Огромным потенциалом обладают интегрированные занятия по музыке и развитию речи. Они должны проводятся не от случая к случаю, а систематически. Тогда это позволит сформировать у дошкольников вокально-певческие навыки. Однако для их успешного формирования у детей звуковой культуры речи нельзя ограничиваться только специальными занятиями. Поэтому, планируя различные занятия по музыкальному воспитанию надо включать в их программное содержание работу по воспитанию звуковой культуры речи. Особое место на интегрированных занятиях по музыке и развитию речи должно отводиться пению. Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения.

Пение благоприятно влияет на детский организм, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, помогает развитию речи, активно

развиваются основные музыкальные способности ребенка (эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма).

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Доктор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчеркивает особое значение развития слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечение этих заболеваний [4, 15].

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.

Охрана детского голоса предусматривает правильное постановленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный выбор музыкального материала, репертуар, соответствующий певческим

возможностям детей.

Координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих особенностей детей. Основное требование программы - научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему

несложных песен.

Программа обучения пению содержит задачи формирования интереса к пению, обучения певческим навыкам, развития голоса и слуха, а также творческих проявлений.

Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Она должна быть написана тесситуре с учетом голосовых возможностей дошкольников.

Сложность исполнения мелодий зависит также от диапазона, от построения интервальных ходов.

Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в определенной последовательности. В той или иной песни могут встретиться отдельные «трудные места», например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и. т.д. Необходимы дополнительные упражнения по усвоению этих сложных для детей заданий.

Второй предметной областью интегрированных занятий является развитие речи. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель, который в свою очередь должен воспитывать у детей чистое, ясное произношение звука в словах, правильное произношение слов, отчетливое произношение и выразительность речи [5,53].

Организуя интегрированные занятия по музыке и развитию речи, воспитатель должен четко представлять, что звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами речеобразования и голосообразования, т.е. процессы дыхания,

голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы.

Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Знание воспитателем вышеперечисленных теоретических основ образования звуков речи позволяет ему грамотно организовать интегрированные занятия по музыке и развитию речи, в свою очередь, правильно организованная совместная работа воспитателя, учителя -логопеда и музыкального руководителя поможет достигнуть хороших результатов всестороннего развития детей.

Интегрированные занятия, организованные специалистами детского сада, направлены на развитие у детей слухового внимания, понимания речи, на развитие артикуляционного аппарата, на подражание звукам и

звукосочетаниям, речевого дыхания и голосового аппарата, выработку, умения правильно пользоваться нужной громкостью голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности.

На музыкальных занятиях и на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи можно использовать дидактические игры, разучивать стихи, рассказывать их в необходимом темпе с соответствующей интонацией.

Также к средствам формирования вокально - певческих навыков и развития речи можно отнести речевую зарядку, которая должна сочетаться с утренней гимнастикой и проводиться в игровой форме в упражнениях, направленных на выработку точных, дифференцированных движений

органов артикуляционного аппарата, на развитие дыхания и голоса. Кроме занятий и речевой зарядки проводятся индивидуальные и подгрупповые игровые упражнения на прогулках, в часы игр, во время совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей [6,79].

Основные виды музыкального развития детей (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей, как музыкальные способности, так и развитие речи. Например, развитию речевого слуха способствуют игры-хороводы, пение попевок на различных звуках песен. Пение имеет большое значение для развития речевого дыхания, оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песен.

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатываются умения владеть голосом: петь громко или тихо. Пение также дает возможность вырабатывать у детей протяженное произношение звуков и четкое, внятное, но не утрированное произношение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.

Таким образом, все перечисленные формы работы по развитию речи и развитию вокально - певческих навыков у детей необходимо проводить в интеграции данных видов детской деятельности.

При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать доминирующим, “стержневым”, другие же - помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.

Самое главное на интегрированном занятии по музыке и развитию речи - это единство целей, понимание задач, методов, приёмов, определяющих гармоническое развитие личности дошкольника.

Список литературы:

- Статьи из журналов и сборников:

1. Кондаков Н.И. Логический словарь - справочник. - М.: Наука, 1975. - 595 с.

2. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская

энциклопедия, 1983. - 710 с.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.

пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 432 с.

4. Алмазов Е. И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Развитие детского голоса. М., 2006. - С. 18-27

5. Алексеева М.М., Яшина В.М. Методика развития речи и

обучения родному языку дошкольников. - М.: Дрофа. - 2008. - 134 с.

6. Добровольская, Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. - М., 1982. - 215

- Электронные ресурсы (Ресурсы Интернет):

1. Перелетова Ирина Владимировна , Режим доступа: http: //festival. 1 september.ru/articles/605095/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.