Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТОДИК И ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ'

РАЗВИТИЕ МЕТОДИК И ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛ / ПЕНИЕ / ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ / ДЫХАНИЕ / ИНТОНАЦИЯ / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Анна Александровна

В статье рассматривается актуальный вопрос современного образования - развитие музыкальных способностей ребенка на уроке вокала. К сожалению, в современном мире уделяют незаслуженно малое внимание музыкальному образованию, недооценивая его потенциал. В то время как занятия музыкой позволяют развить в каждом ребёнке творческий потенциал, его креативное мышление, сформировать в нём творческую личность, способную преобразовать окружающую его действительность в соответствии с динамикой современного мира и собственными представлениями. Одним из наиболее доступных и популярных среди видов музыкальной деятельности является занятие пением. В ходе обучения пению у ребенка раскрывается целый ряд особенностей, связанных с музыкой, проявляются и обогащаются его переживания, эмоции. Существуют различные приемы и методы обучения ребенка пению, направленные на развитие голоса, слуха, произношения и др. Они включают упражнения на развитие дыхания, артикуляции, дикции, атаки, чувства ритма, чистоты интонации. Все это помогает развить прочные навыки пения, что в результате придает ребенку уверенность в себе, решительность и настойчивость, ощущение собственной значимости, развитие производительности в коллективе, активизацию его резервных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODS AND TECHNIQUES FOR THE FORMATION OF SINGING SKILLS IN SCHOOLCHILDREN

The article deals with a topical issue of modern education - the development of a child’s musical abilities in a vocal lesson. Unfortunately, in the modern world, undeservedly little attention is paid to music education, underestimating its potential. While music lessons allow each child to develop creative potential, his creative thinking, to form a creative personality in him, capable of transforming the surrounding reality in accordance with the dynamics of the modern world and his own ideas. Singing is one of the most affordable and popular musical activities. In the course of teaching singing, a child reveals a number of features associated with music, his experiences and emotions are manifested and enriched. There are various techniques and methods of teaching a child to sing, aimed at developing voice, hearing, pronunciation, etc. They include exercises for the development of breathing, articulation, diction, attack, sense of rhythm, purity of intonation. All this helps to develop strong singing skills, which, as a result, gives the child self-confidence, determination and perseverance, a sense of his own worth, development of productivity in the team, and activation of his reserve forces.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТОДИК И ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ»

Развитие методик и приемов формирования навыков пения у школьников

Носкова Анна Александровна,

аспирант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: [email protected]

В статье рассматривается актуальный вопрос современного образования - развитие музыкальных способностей ребенка на уроке вокала. К сожалению, в современном мире уделяют незаслуженно малое внимание музыкальному образованию, недооценивая его потенциал. В то время как занятия музыкой позволяют развить в каждом ребёнке творческий потенциал, его креативное мышление, сформировать в нём творческую личность, способную преобразовать окружающую его действительность в соответствии с динамикой современного мира и собственными представлениями. Одним из наиболее доступных и популярных среди видов музыкальной деятельности является занятие пением. В ходе обучения пению у ребенка раскрывается целый ряд особенностей, связанных с музыкой, проявляются и обогащаются его переживания, эмоции. Существуют различные приемы и методы обучения ребенка пению, направленные на развитие голоса, слуха, произношения и др. Они включают упражнения на развитие дыхания, артикуляции, дикции, атаки, чувства ритма, чистоты интонации. Все это помогает развить прочные навыки пения, что в результате придает ребенку уверенность в себе, решительность и настойчивость, ощущение собственной значимости, развитие производительности в коллективе, активизацию его резервных сил.

Ключевые слова: вокал, пение, певческая деятельность, методы, приемы, дыхание, интонация, упражнения.

Одна из главных задач образовательной политики в настоящее время - создать условия, необходимые для приведения качества образования к уровню, соответствующему современным жизненным потребностям. В первую очередь это означает выявить в каждом ребёнке творческий потенциал, развить его креативное мышление, сформировать в нём творческую личность, способную преобразовать окружающую его действительность в соответствии с динамикой современного мира и собственными представлениями.

Уровень развития школьника оказывает огромное влияние на его фантазию, целеустремленность, воображение, эмоциональное восприятие, даже у самых инертных детей благодаря развитию музыкальных способностей отмечается заметное развитие творческих и мыслительных процессов. К сожалению, в современном мире уделяют незаслуженно малое внимание музыкальному образованию, недооценивая его потенциал, что происходит в том числе и из-за незнания родителей пользы, которую может принести занятие музыкой их ребенку.

Воспитывая у детей любовь к музыке, в том числе занимаясь с ними пением, мы раскрываем ребенка, помогаем ему найти «дорогу в жизнь». Занятие пением является самым доступным видом творческой деятельности. В ходе обучения у ребенка раскрывается целый ряд особенностей, связанных с музыкой, проявляются и обогащаются его переживания, эмоции.

При занятии музыкой у ребенка формируется его личность, он становится открытым для общения, готов учиться новому, легче запоминает и применяет полученные знания, развивает свой голос, учится правильно владеть своим дыханием и контролировать его.

Существуют различные приемы и методы обучения ребенка пению [1]. Они направлены на развитие голоса, слуха, произношения и др. Среди методических приемов на развитие слуха и голоса особенно эффективными являются показ учителя, вслушивание, анализ услышанного, сравнение разных вариантов исполнения, знакомство с теоретическими понятиями в сфере вокала (о качестве певческого звука, элементах музыкальной выразительности), пение «по цепочке», отражение направления движения мелодии при помощи движения рук, рисунка, нотной записи; исполнение устных диктантов; исполнение специальных упражнений для проработки сложных интонационных оборотов в разных тональностях. Отдельная группа методических приемов направлена на развитие звукообразования, дыхания, артикуляции, выразительности исполнения. К ним относится во-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

кализация на гласный «у» с легким таккатирован-ным звуком - это дает возможность контролировать интонацию во время атаки. Другой прием -вокализация на слог «лю» - для выравнивания звучания тембра, оттачивания фразировки, достижения кантиленного пения. Чтобы добиться полноценного включения верхних резонаторов, нужно расширять ноздри при входе и сохранять такое положение. Важно осмысленно управлять дыханием и всеми движениями, которые происходят во время этого. Можно предложить ученику произносить текст шепотом - во время шепота дыхательная мускулатура становится более активной, что дает исполнителю чувство опоры звука на дыхании. Работая над артикуляцией, можно применить метод беззвучного пения, проговаривания слов нараспев на одном тоне и т.п.

Выделим группу приемов, направленных на развития вокальных навыков. В первую очередь это работа над дыханием, о которой мы говорили выше. Правильная техника дыхания включает в себя короткий и бесшумный вдох, прочную опору, диафрагмальное (брюшное дыхание) и его постепенное расходование.

На начальном этапе работы над дыханием можно использовать несложный репертуар, состоящий из небольших пьес с короткими фразами и присутствием пауз. Постепенно можно вводить песни с более длительными фразами.

Следующий этап - это формирование правильного образования звука и мягкой атаки звука. Использование твердой атаки возможно, но только для определенных произведений, требующих данного приема из-за заложенной в них художественной идеи.

Для воспитания правильного звукообразования используются такие упражнения, как пение на слоги. Проработка дикции также требует отдельного внимания. Во время пения нужно обращать внимание на ясное и четкое произношение слов, особенно согласных звуков, формируя навык активной работы артикуляционного аппарата. Для правильного произношения слов [2] можно петь с преподавателем, затем читать слова в ритме песни в подвижном темпе без вокализации, читать текст шепотом, произнося согласные как можно более четко. После таких упражнений можно возвращаться к пению, при этом стараясь сохранить ясность и четкость в произношении текста.

Важнейшей в пении вокалиста является чистота интонации. Без нее даже самый прекрасный голос не имеет никакой ценности. Работа над интонацией включает пропевание гамм, отдельных ступеней звукоряда и упражнений с ясным представлением тональности и ладовым чувством.

Воспитание ладового восприятия происходит с помощью знакомства с понятиями «мажор» 5 и «минор», исполнения распевок различных зву-§ корядов, сопоставления минорных и мажорных пой следовательностей.

° Сложно переоценить важность вокального вос-ав питания детей, при этом правильность процес-

са работы напрямую зависит от уровня подготовленности преподавателя. Идеальным вариантом в этом случае будет являться наличие у педагога красивого голоса, что позволит ему самому проводить показы. Другим вариантом организации показов является аудио- или видео-воспроизведение.

Педагог по вокалу непременно должен отслеживать вокальное развитие своих учеников и использовать индивидуальную работу с учениками. Следует помнить о том, что невозможно получение одинаковых результатов от разных исполнителей, что связано с отличиями в голосовых аппаратах.

Стоит отметить непосредственную связь певческого дыхания с тем, насколько правильно задана певческая установка. Тремя главными элементами дыхания являются вдох, задержка дыхания и выдох. Под диафрагмальным дыханием подразумевается такой вдох, когда грудная клетка расширяется в средней и нижней ее части, в то же время расширяется передняя стенка живота, что необходимо для правильного пения.

Отметим недопустимость «ключичного» дыхания, т.е. поднятия ребенком плеч на вдохе, что создает напряжение и препятствует естественному звукоизвлечению. Обеспечение свободного и правильного дыхания напрямую влияет на качество звучания.

Звукообразовательные навыки являются одними из самых важных в пении. Если процесс обучения продуман верно, то у ребенка быстро совершенствуется музыкальный слух и базовые навыки образования звука [3].

Во процессе пения можно отметить некоторые отличия дикции от повседневной речи, например: протянуть гласный звук можно перенеся последний согласный звук слога в начало последующего. При этом уменьшения роли согласных не происходит, а значит восприятие слушателями не нарушается.

Формированию навыка высокой певческой позиции способствуют следующие приемы:

- научить ребенка отличать высокие звуки от низких, воспроизводить музыку в памяти и максимально точно повторить её при помощи голоса. Это позволяет развить как звуковысот-ный слух, так и гармонический, а также чувство ритма.

- развивая звуковысотное представление, следует сделать процесс обучения максимально наглядным.

Формирование правильной певческой установки является залогом хорошего пения с самого начала: «если человек хорошо стоит/сидит, то он хорошо поёт» [5]. Обязательным является соблюдение следующих требований: ребенок стоит или сидит, выпрямившись, без напряжения, с прямой спиной и головой. Соблюдении данных требований способствует более правильному дыханию и звукообразованию.

Для развития ритмического слуха можно использовать сначала простые упражнения. К примеру, различные способы счета [1]:

- просчитать ритмический рисунок на слог «та» / «ти-ти» вслух;

- простучать или прохлопать ритмический рисунок, одновременно проговаривая его;

- спеть с сольфеджированием и правильным ритмом;

- спеть песню со словами.

Чтобы достичь выразительного и точного ритма, следует включать упражнения с использованием ритмического дробления, переходящие во внутреннюю пульсацию, и придающие большую насыщенность тембру.

Завершая процесс развития вокальных навыков, педагог должен отработать певческое дыхание и, конечно же, разучить песни.

Музыкальное обучение должно быть систематическим, при непосредственном контакте педагога и воспитанников, при этом обязательным условием является повышение общего уровня развития личности детей.

Повышение уровня коммуникабельности у обучающихся в совместной творческой деятельности содействует успешному построению дружественных отношений.

Фактор профессионального роста безусловно важен в развитии и формировании личности ребенка, необходимо соблюдение таких условий, как карьерный рост, квалификационный рост, социальное признание. Достижение подобных профессиональных успехов рождает в ребенке уверенность в себе, решительность и настойчивость, ощущение собственной значимости, развитие производительности в коллективе, активизацию его резервных сил.

Занятия вокалом помогают активно развивать не только исполнительскую, но и общую культуру школьников имеет определенные положительные особенности:

- в процессе работы над репертуаром происходит развитие музыкально-эстетического вкуса и кругозора; активизация творческого потенциала обучающихся, развитие навыка поиска различных решений; развитие памяти, мышления, речи, внимания; становление системы нравственно-ценностных ориентиров.

- участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (слух и голос, певческие навыки и умения), так и поведенческие;

- во время обучения вокалу развиваются самостоятельность и ответственность, инициатива, волевые качества, устойчивая, стабильная эмоциональная сфера личности обучающихся, умение выражать эмоции и в то же время не поддаваться эмоциональному потрясению; Данный метод преподавания создает для ребенка веру и желание заниматься дальше выбранным им направлением творчества. Ребенок не комплексует, открыт для творчества, для свободного с ним общения. В результате данного общения, «игр» с ребенком, он начинает понимать,

что у него все получается, что он - личность. В данном случае родителям стоит обратить внимание на способность ребенка к обучаемости и при этом привить привычку к дальнейшему обучению.

Задача педагога заключается в том, чтобы выявить и развить музыкальные способности на ранней стадии развития, поговорить с ребенком, рассказать ему о его успехах и возможностях их развития, проводить контроль за психологическим состоянием ребенка, всячески его мотивировать. Педагог должен помнить, что мотивация ребенка к достижению успехов, а также его личной индивидуальности, является ключом к успеху.

Дети, которые активно занимались вокалом и участвовали в различных конкурсных и концертных мероприятиях, понимают чувство сплочения коллектива, его особенность. Из них вырастают хорошие руководители, люди с сильным характером, повышенной социальной ответственностью и трудолюбием.

Работа с детьми, важно учитывать специфику - возраст ребенка, его интересы и возможности. С детьми, обучающимися вокалу, следует быть воспитателем, наставником, учителем и человеком, которому доверяют - другом. Радость от творчества, проявленная детьми, должна быть поддержана педагогом.

Учащиеся проникаются культурой музыки параллельно с тем, как открывают окружающий мир, решая те исполнительские задачи, которые перед ними ставит педагог.

Следует помнить о большом значении исполнительской деятельности. Это связано с тем, что каждый концерт, каждое выступление является своеобразным итогом. Часто на концерте, когда предельно собрано детское внимание, певцы стремятся петь как можно лучше, происходят положительные сдвиги в развитии вокальных навыков.

В данной статье были рассмотрены методы и приемы певческой деятельности в классе вокала. Как выяснилось, главной задачей педагога по вокалу является обеспечение максимальной раскрытости творческого потенциала ребенка детей, учитывая при этом индивидуальность каждого из них. В процессе занятий ребенка на уроках вокала происходит развитие его музыкального мышления, слуха, памяти, вокальных навыков и данных. Помимо всего вышеперечисленного происходит общее развитие ребенка, развиваются такие его личностные качества, как ответственность, самодисциплина, трудолюбие, происходит его духовное воспитание, развиваются коммуникативные навыки.

Литература

1. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной методологии ч. 3 / В.А. Багадуров. - М., 1937. -169 с.

2. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

3. Асеев, В.Г. Возрастная психология: учеб. пособие / В.Г. Авсеев. -Иркутск: ИГПИ ДРОФА, 2009. - 456 с.

4. Никольская-Береговская, К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К.Ф. Никольская-Береговская. -М., 2003. 270 с.

DEVELOPMENT OF METHODS AND TECHNIQUES FOR THE FORMATION OF SINGING SKILLS IN SCHOOLCHILDREN

Noskova A.A.

Perm State Humanitarian Pedagogical University

The article deals with a topical issue of modern education - the development of a child's musical abilities in a vocal lesson. Unfortunately, in the modern world, undeservedly little attention is paid to music education, underestimating its potential. While music lessons allow each child to develop creative potential, his creative thinking, to form a creative personality in him, capable of transforming the surrounding reality in accordance with the dynamics of the modern world and his own ideas. Singing is one of the most affordable and

popular musical activities. In the course of teaching singing, a child reveals a number of features associated with music, his experiences and emotions are manifested and enriched. There are various techniques and methods of teaching a child to sing, aimed at developing voice, hearing, pronunciation, etc. They include exercises for the development of breathing, articulation, diction, attack, sense of rhythm, purity of intonation. All this helps to develop strong singing skills, which, as a result, gives the child self-confidence, determination and perseverance, a sense of his own worth, development of productivity in the team, and activation of his reserve forces.

Keywords: vocals, singing, singing activity, methods, techniques, breathing, intonation, exercises.

References

1. Bagadurov, V.A. Essays on the history of vocal methodology, part 3 / V.A. Bagadurov. - M., 1937. - 169 p.

2. Ponomarev, Ya.A. Psychology of creativity and pedagogy / Ya.A. Ponomarev. - M.: Pedagogy, 1976. - 280 p.

3. Aseev, V.G. Developmental psychology: textbook. allowance / V.G. Avseev. - Irkutsk: IGPI DROFA, 2009. - 456 p.

4. Nikolskaya-Beregovskaya, K.F. Russian vocal and choral school: From antiquity to the XXI century: Textbook for students of higher educational institutions / K.F. Nikolskaya-Beregovskaya. - M., 2003. 270 p.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.