Научная статья на тему 'Вокальное исполнительство: петь может каждый'

Вокальное исполнительство: петь может каждый Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3269
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛ / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ / ГОЛОС / VOCAL / MUSIC / MUSICAL ABILITIES / SINGING / EAR FOR MUSIC / VOICE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карманова В. В.

В статье рассматривается проблема обучения пению людей, не имеющих музыкального образования. Рассматриваются возможности использования природных вокальных данных, развития музыкальных способностей, владения своим голосом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCAL PERFORMANCE: EVERYONE CAN SING!

In this article we discuss the problem of training in singing the people, having no music education. Possibilities of use of natural vocal gen, development of musical abilities, possession of the voice are considered.

Текст научной работы на тему «Вокальное исполнительство: петь может каждый»

УДК 784.94

В. В. Карманова (Тула, ТГПУ им. JI. Н. Толстого)

Тел.: 8-953-957-82-77, e-mail: [email protected]

ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО:

ПЕТЬ МОЖЕТ КАЖДЫЙ!

В статье рассматривается проблема обучения пению людей, не имеющих музыкального образования. Рассматриваются возможности использования природных вокальных данных, развития музыкальных способностей, владения своим голосом.

Ключевые слова: вокал, музыка, музыкальные способности, пение,

музыкальный слух, голос.

Сила воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние известна давно. Она зависит от многих факторов: эмоциональной отзывчивости, подготовленности к общению с искусством, от музыкальных пристрастий. Восприятие искусства через пение -важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Музыка может полностью изменить мировоззрение человека и даже побудить его какие-то поступки. Многие психологи утверждают, что пение помогает в решении многих проблем.

В наш век повсеместного распространения караоке, многие люди совершенно уверены в том, что поют довольно хорошо, но, к сожалению, это не всегда совпадает с реальностью. Дело совсем не в том, что у человека нет ни слуха, ни голоса — просто многие не умеют пользоваться тем, что дала им природа и объективно оценить свои возможности.

Цель обучения пению не всегда бывает единственной. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему (последняя тесно связана с сердечнососудистой системой). Занимаясь дыхательной гимнастикой, человек укрепляет свое здоровье, кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечеткой, нелепой. Правильная ясная речь характеризует еще и правильное мышление.

На протяжении тысячелетий известна целительная сила музыки. Во многих культурах невозможно разделить музыку, медицину и религию.

Если бы музыка была материальна, то, вероятно, было бы необходимо консультироваться у врача, прежде чем ею воспользоваться, так как музыка действует на многие физиологические процессы человека, как лекарство. Музыка, если она нравится, активирует не только участки мозга, обрабатывающие звуковую информацию, но, так называемую поощрительную систему организма. Эта система стимулируется такими возбудителями, как деликатесная пища и другие удовольствия. Система выделяет эндорфины - особые гормоны, которые повышают настроение, позволяют легче переносить боль и раздражение. Психологи, анализируя способность музыки и звучания отдельных инструментов воздействовать на наше сознание, пришли к выводу, что человеческий голос обладает самой высокой апеллирующей силой. Ни на одни звук инструмента человек не реагирует столь непосредственно и столь живо, как на звуки человеческого голоса.

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух - это уникальный божий дар. Человеку, имеющему его, крупно повезло, ведь он, в некотором смысле, избранный. Но в музыкальных школах преподаватели музыки, которые занимаются с детьми с малых лет, редко производят отбора малышей по наличию у них музыкального слуха, а принимают почти всех , ведь задача педагога - вовремя открыть для ребенка мир музыки и пробудить интерес к нему. Музыкальные школы накопили богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей пению с раннего возраста. Конечно, в семье, где музыкальные способности передаются из поколения в поколение большая вероятность того, что дети и внуки унаследуют эту способность. Но существует много примеров того, как в семье, не имеющей отношения к музыке, дети проявляли необычайные музыкальные способности.

Музыкальным слухом называется умение различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Музыкальный слух у человека развивается одновременно с речью. По мнению педагога-вокалиста И.О.Исаевой «мы пользуемся музыкальным слухом, причем очень точным, постоянно, так как без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике очень многое. Голосовые интонации позволяют определять какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи порой дают нам гораздо больше информации, чем сказанные слова. Все это происходит с помощью слуха» [1, 14].

У подавляющего большинства людей, музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов даже без специальных усиленных тренировок по его развитию. Вопрос в том, что очень часто о музыкальных способностях человека судят по умению петь. Но надо понимать — чтобы хорошо петь,

мало обладать музыкальным слухом, нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлять голосом можно научиться так же, как рисовать, танцевать или плавать. По мнению американского педагога Линды Маркуорт «помешать обучению вокалу могут только две вещи: патология (болезнь) органов, участвующих в создании голоса и отсутствие музыкального слуха. Если у вас с этим все в порядке, то препятствий нет. Все остальные параметры голоса поддаются исправлению (если это требуется) и развитию при обучении вокалу, было бы желание» [2, 5].

В целом ряде стран абсолютно все граждане обладают музыкальным слухом. Все дело в языке, на котором они разговаривают. Например, в китайском языке все гласные имеют четыре варианта произношения, где два из них являются музыкальными. И если спеть один и тот же звук иначе, то значение слова будет совершенно другим. Так что китайцы, общаясь друг с другом, непрерывно поют. Таким же образом язык сделал «абсолютно» музыкальными вьетнамцев и японцев.

Россия не относится к странам, где по-прежнему сильны музыкальные традиции. Мало какие мамы поют своим детям колыбельные, старинные народные песни. Но все мы любим слу ать музыку, и, наконец, все мы интонируем в процессе произнесения слов, когда говорим. У каждого человека существует определенный звуковой диапазон, которым он пользуется во время разговора. У кого-то голос низкий, у кого-то высокий, при смене настроения мы умело меняем высоту звуков: когда раздражены, можем прокричать высоким и звонким голосом, когда влюблены и спокойны - голос становится низким, бархатным, мягким, и так далее до бесконечности мы можем менять высоту голоса по своему желанию. И все это к пению не имеет никакого отношения — мы так говорим. Трудно представить себе человека, который бы разговаривал, не меняя высоты звучания своего голоса. Все мы поем, когда говорим, только не замечаем этого, а значит, каждый из нас может развить в себе способность к более тонкому интонированию, научиться владеть голосовой мелодикой речи вплоть до точного попадания в ноты, как того требует исполнение песни.

Примером того, как привить интерес к вокальному исполнительству людям, не имеющим музыкального образования, может служить их неформальное общение с музыкантами-исполнителями. В рамках юбилея направления «Искусство и гуманитарные науки» состоялся мастер-класс: «Вокальное исполнительство: петь может каждый!» В мероприятии принимали участие: автор статьи, студенты 4 курса направления

«Художественное образование», профиль «Музыкальное искусство» Р.Лисицин, В.Резцов и школьники 9, 10-х классов города Тулы. Мастер-класс проходил в атмосфере творчества. Автор статьи рассказал слушателям о возможностях певческого голоса и развития певческих навыков в любом возрасте. Студенты исполнили вокальные композиции

под собственный аккомпанемент (акустическая гитара и фортепиано). Репертуар включал произведения различных современных музыкальных направлений отечественных и зарубежных авторов. Также студенты ответили на вопросы, касающиеся вокальной техники, обменялись мнениями по поводу современной вокальной музыки. Далее школьникам было предложено исполнить свои любимые вокальные композиции. Конечно, не все сразу интонационно верно и технически точно могут исполнить даже знакомые произведения. Для этого надо заниматься вокалом. Это и явилось предметом обсуждений педагога и школьников. Закончился мастер-класс совместным исполнением вокальных

композиций. Школьники продемонстрировали заинтересованность в обучении вокалу, ведь этот процесс включает в себя не только работу над певческим дыханием, звукообразованием, дикцией, но и навыки актерского мастерства, сценического движения, работы с микрофоном, умение держаться на сцене перед публикой. Все это может пригодиться в жизни даже при условии выбора нетворческой профессии.

Для того, чтобы научиться петь, надо в первую очередь поверить в свои природные силы и дарования, затем отбросить все сомнения и добиваться с помощью упорного труда полного повиновения голоса, овладевать музыкальным слухом, чувством ритма, хорошим

произношением и таким образом развивать свои вокальные возможности.

Знания о музыке в наше время играют все большую роль в

воспитании и образовании. Для каждого человека музыка - это мир

радостных переживаний и фантазий. Чтобы он мог оценить всю красоту этого мира, надо научить его воспринимать и понимать музыку.

Литература

1. Исаева И. Как стать звездой: уроки эстрадного пения. Ростов на Дону: Феникс, 2009. 251 с.

2. Маркуорт Л. Самоучитель по пению: пер. с англ. М.: Астрель, 2009. 158 с.

V. V. Karmanova

VOCAL PERFORMANCE: EVERYONE CAN SING!

In this article we discuss the problem of training in singing the people, having no music education. Possibilities of use of natural vocal gen, development of musical abilities, possession of the voice are considered.

Keywords: vocal, music, musical abilities, singing, ear for music, voice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.