Научная статья на тему 'Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей младших школьников'

Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2932
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ВОКАЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семячкина Г. А.

В статье рассматриваются особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей младших школьников, возрастные закономерности детского голоса, методы вокального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the peculiarities of organisation of singing activity as a means of development of junior schoolchildrens musical abilities, age conformities of a child voice, methods of vocal education.

Текст научной работы на тему «Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей младших школьников»

Г. А. Семячкина

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа представлена кафедрой педагогики начального обучения Педагогического института Якутского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Григорьева

В статье рассматриваются особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей младших школьников, возрастные закономерности детского голоса, методы вокального воспитания.

The article considers the peculiarities of organisation of singing activity as a means of development of junior schoolchildren’s musical abilities, age conformities of a child voice, methods of vocal education.

Тенденция обновления содержания образования, в которой не последнее место занимает создание системы дополнительного музыкально-эстетического воспитания детей, свидетельствует об осозна-

нии огромной роли искусства в формировании человека. Обращение к педагогическому опыту и его переосмысление, анализ педагогических условий развития музыкальных способностей и творческое ис-

пользование их в современной системе обучения и воспитания будут способствовать решению многих педагогических проблем.

Наиболее доступный вид музыкальной деятельности, в процессе которого развивается весь комплекс музыкальных способностей школьников, - пение. В детском исполнительстве оно занимает особое место. Обоснование значения пения делается с различных сторон и тем подчеркивает широкие и разнообразные функции в музыкальном развитии детей1.

Общий научный прогресс и развитие науки о голосе не могли не сказаться на вокальных методиках. Ссылки вокальных педагогов на научные данные своего времени мы находим во многих руководствах по обучению пению чуть ли не столетней давности. Это не означает, что добытые прежней наукой факты и методики пения следует отвергать. Многое из старого, особенно эффективные методы выдающихся педагогов и певцов, актуальны и сегодня2.

Знакомство с деятельностью педаго-гов-вокалистов прошлого и настоящего дает нам возможность сравнить методические требования со своими, проследить единство методических требований.

О необходимости обучения детей с младшего школьного возраста правильной вокализации говорил еще А. С. Варламов -один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если учить ребенка петь с детства при соблюдении осторожности в занятиях, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом3. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в работах современных исследователей (Е. А. Аркина, В. А. Багадурова, И. И. Левидова), посвященных детскому голосу.

Младший школьный возраст является благоприятным для развития эмоционального слуха. Исследования психологов и биологов (В. Морозова, Е. Серебряко-

вой, А .Пашиной) показали, что недостаточно развитый эмоциональный слух провоцирует задержку фонетического и, как следствие, темпа развития речевых, а следовательно, и певческих способностей и коммуникативных умений ребенка4.

Поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно, организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. В противном случае при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. При громком пении нарушается работа всего певческого механизма: дыхание делается напряженным, судорожным, мягкое нёбо пассивным. Голосовым связкам трудно сопротивляться большому потоку воздуха, связки теряют упругость и равномерность колебания5.

Известный детский вокальный педагог Е. М. Малинина, считала, что развитие вокальных способностей детей недолжно идти по пути максимальной эксплуатации возможностей детского голоса, а по пути наиболее рационального развития этих возможностей, т. е. как бы подготовки вокальных способностей взрослого человека: «Голос может развиться правильно в тех случаях, когда используется его природа сегодняшнего, а не завтрашнего дня. Надо учить петь наше подрастающее поколение “впрок”, а не “на потребу”»6. К сожалению, этот основной принцип вокального воспитания детей нередко нарушается в погоне за чрезмерным профессионализмом детского пения.

Е. И. Алмазова и Н. Д. Орлова утверждали, что начинать правильное развитие слуха и голоса следует как можно раньше, «чтобы постепенно воспитывать любовь к музыке, уберечь от крика, от напряжения голосовых органов, которые должны быть здоровыми»7.

Исследования, проведенные А. Д. Вой-новой, Н. А. Ветлугиной, А. И. Катинене по развития слуха и голоса, раскрывали их взаимосвязь. В них выделялись некоторые особенности формирования певческих навыков и подчеркивалась существенная роль слухо-вокальной координации в развитии музыкальности школьников. Процесс музыкального воспитания, понятый как формирование певческой функции в органическом единстве с формированием ладового и метроритмического чувства, в связи с организацией движений оказывается, особенно на начальном этапе обучения, не таким «скорым», как бы этого хотелось. Но это замедление только кажущееся и временное. Оно связано с естественными закономерностями в развитии певческого аппарата и детского организма в целом.

Пение развивает координацию слуха и голоса, улучшает детскую речь, тем самым помогает формироваться музыкально-слуховым представлениям. Так как ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации. При пении мелодии всегда ощущаются ладовые тяготения, помогающие ребенку различать звуки по высоте и воспроизводить их. Чувство ритма тоже может формироваться прежде всего в пении8.

При работе над выравниванием звучания голоса по диапазону у детей возникают проблемы при движении ее вверх и при удержании мелодии на месте. Причем с проблемой тембровой ровности диапазона тесно связана и проблема ин-

тонации, так что, решая первую, мы ре-

9

шаем и вторую .

Развитие голоса протекает в совместной, тесно обусловленной работе гортани и артикуляционного аппарата, который следует развивать с самого начала, имея при этом в виду, что «образование певческого слова решается на базе правильного формирования певческого звука»10. Критерием правильности артикуляции является ее естественность в связи с выразительным звучанием голоса, тембра.

По мнению А. Беркман, встречаются люди с двоякого рода трудностями. Их музыкальный слух недостаточно подготовлен к усвоению и запоминанию относительно сложных мелодий. Вокальный аппарат не обладает необходимой степенью тренировки, голосовые связки не развиты, не сформирована еще отдельная система слуходвигательных связей11. Причиной нарушения координации между слухом и голосом может быть и неквалифицированное обучение пению; подражание плохому пению взрослых; нарушение функций мягкого нёба (оно малоподвижно); двигательная мышечная зажатость. Эти причины являются, в свою очередь, причиной плохого интонирования. Это также могут быть острые и хронические заболевания уха, горла и носа, а так же любые нарушения координации нервных и физиологических процессов и двигательной координации (например, косоглазые дети чаще всего поют нечисто, исправляется косоглазие - исправляется интонация)12. Не зная их, невозможно устранить следствие. Недостатки в голосе часто сопровождаются недостатками в походке, движении пальцев. Вот почему правильное развитие и восприятие движений следует рассматривать и как средство, помогающее правильному развитию голоса, и как средство исправления его недостатков. Правильное развитие артикуляционных и мимических мышц тесно связано с общим развитием движений. Процесс пения всегда должен быть основан на улыбке, которую

прежде всего должен освоить сам педагог. В улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Известно, что, когда звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, т. е. переднюю половину ротовой полости. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и младший школьник уже с ней смотрит на мир и на людей13.

Д. Е. Огороднов изобрел «алгоритмы» по вокалу, задача которых соединить зрительные ощущения, мышечные с воспроизведением вокального звука, он имеет хорошие результаты в вокальной работе с детьми. Его алгоритм заключается в выработке певческого дыхания, интонационного внимания, самоконтроля, умения слышать и слушать себя.

Н. Б. Гонтаренко ведет неустанный поиск новых ускоренных методов в раскрытии певческого голоса. Методы, которые помогали ей открывать голос, многим казались странными и выходящими за рамки общепринятых вокальных установок. Например, работу над певческим дыханием она начинала в положении лежа, использовала беззвучные упражнения и

14

вокальную гимнастику с релаксацией .

Физиология и устройство каждого человека различно. Это означает, что единой методики для всех нет, и, конечно, справедливо утверждение знаменитого итальянского педагога Генриха Панофки

(1807-1887), что «нужно было написать столько методик, сколько учеников»15.

У педагога не должно быть ложного представления о природной предрасположенности развития музыкальных способностей ребенка. Как показывают педагогические наблюдения, диагностика развития музыкальных способностей существенно зависит от различных факторов и развития отдельных свойств личности. Подчас бывает нужным просто подождать, пока музыкальное развитие из скрытого (лалентного) состояния не превратится в ощутимый для педагога процесс16.

Психологи утверждают, что способности развиваются в процессе деятельности, и прежде всего в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия определенных способностей. У ребенка со средними данными на том или ином этапе обучения неожиданно могут проявиться музыкальные способности. Как писала Н. А. Ветлугина, у каждого ребенка «разнообразны сочетания внутренних органов, их функции, своеобразие и путь их формирования, но очевидна их обуслов-

17

ленность внешним воздействиям» .

Таким образом, мы видим, что к роли детского вокального педагога, требующего от него необходимой профессиональной грамотности, и прежде всего знания возрастных закономерностей и особенностей детской голосовой функции, присоединяется и большая ответственность за качество вокального обучения детей. Хорошо продуманная последовательная работа по обучению детей пению расширяет представления каждого ребенка о музыке, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Алмазов Е. И, Орлова Н. Д. О некоторых причинах плохого интонирования // Известия АПН РСФСР. 1958. Вып. 100. С. 49.

2 Морозов В. П. Искусство резонансного пения // Музыка в школе. № 3. 2003. С. 22.

3 Варламов А. С. Полная школа пения. М.: Просвещение, 1953. 115 с. С. 94.

4 Лобанова Е. А. Возможности урока как средства реализации здоровьеоберегающих технологий // Музыка в школе. № 3. 2005. С. 36-53.

5 Вендрова Т. Е., Пигарева И. В. Воспитание музыкой. М.: Просвещение, 194 с. С. 67.

6 Морозов В. П. Указ. соч. С. 23.

7 Алмазов Е. И., Орлова Н. Д. Указ. соч. С. 47.

8 ТепловБ. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды. М.: Педагогика, 1985.Т. 1. С. 118.

9 Артоболевская А. Н. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор, 1989. С. 6.

10 Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев.: Музыкальная Украина, 1975. С. 16.

11 Беркман А. Музыкальное развитие ребенка в процессе обучения пению. М.: Просвещение, 1984. 65 с.

12 Вендрова Т. Е., Пигарева И. В. Указ. соч. С. 96.

13 Лобанова Е. А. Указ. соч. С. 50.

14 Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 7.

15 Там же. С. 14.

16 Скрылева С. С. Детство невозможно без музыки // Музыка в школе. 1983. № 2. С. 55.

17 ВетлугинаН. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение. 1967. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.