УДК 1
Строева Н.А.
Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
Федоренко Д.А.
Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ В ВУЗЕ КАК ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития физических навыков студентов, занимающихся спортом, выявлены этапы совершенствования спортивного состояния у студентов разных профессиональных направленностей.
Ключевые слова: развитие физических навыков, спорт, занятия спортом в вузе, этапы совершенствования физического состояния.
Физическая подготовка является ключевым компонентом здорового образа жизни. Именно поэтому занятия физической культурой занимает значимое место во всех ведущих университетах мира. Когда регулярные занятия спортом включены в образ жизни студента, это возможность поддерживать физическую форму. Регулярная физическая активность улучшает усвоение питательных веществ в организме, ускоряет обменные процессы, укрепляет иммунную систему и формирует правильную осанку. А также помогает укрепить сердечно-сосудистую систему и развить силу мышц. [4].
Важная роль в нашем организме приходится на сердце. Студенты, которые ведут пассивный образ жизни, не занимаются спортом и физическими упражнениями, подвергают себя риску различных сердечно-сосудистых заболеваний и других болезней. Отмечено, что студенты, которые регулярно посещают занятия по физической культуре и спорту, отличаются атлетически сложенным телом, хорошей осанкой, физической подготовкой и в связи с этим у них формируется крепкая иммунная система. [1].
Для раскрытия данной темы обсудим организацию этапов совершенствования профессиональной подготовки:
1. Этап предварительной подготовки
Целями этого этапа являются укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, получение большого количества двигательных способностей. Одной из главных задач, важных для преподавателя, является развитие устойчивого интереса к физическим занятиям и мотивации для достижения самых высоких результатов в спорте.
Самыми разнообразными средствами для достижения поставленных задач является развитие общей выносливости, силы, быстроты, координации движения посредством упражнений и эстафет, а также на первом этапе преподаватель уделяет большое значение развитию гибкости. Первый этап занятий помогает развить и укрепить функциональные возможности организма, после чего можно переходить ко второму этапу. [5]
2. Этап начальной спортивной подготовки.
Многогранное формирование физических возможностей продолжается, приобретая как можно больше двигательных навыков. В тренировочном процессе задействованы средства специальной направленности, в основном для развития специальной физической подготовки. Очень важно учитывать многогранную направленность специальных средств - как основу для будущего предпочтения узкой специальности.
Объем специальных упражнений дан в небольшом объеме, так как на данном этапе не ставится задача достижения спортивного результата.
3. Этап углубленной специализации в избранном виде спорта.
На этом этапе тренировки становятся все более специализированными, упражнения из смежных видов спорта чаще всего используются как средства для улучшения восстановления и для психологической разгрузки.
Ставится задача достижения спортивных результатов. Студент университета определяется с выбором более узкой специализации. Содержание тренировочной работы должно соответствовать содержанию соревновательной направленности, совершенствуется спортивная техника и тактика.
4. Этап спортивного совершенствования.
На данном этапе планируется достижение максимальных запланированных результатов, поэтому тренировочный процесс является узкоспециализированным, используются наиболее эффективные средства и методы занятия спортом, способные вызвать сильный прирост спортивных результатов. [6]
Также на данном этапе основное внимание уделяется совершенствованию профессиональной физической подготовки. Здесь продолжают заниматься студенты, входящие в состав сборных команд вуза, для которых спорт стал основным занятием, занятия проводятся 3-4 раза в неделю, а общее количество времени, отводимого на занятия, составляет до 10 и более часов в неделю.
Одна из главных задач преподавателя физической культуры - привести спортсмена в наилучшую спортивную форму к соревнованиям [3].
Необходимо отдельно обратить внимание, что эмоциональная составляющая студентов так же важна при занятии спортом в вузе. Физическая культура способствуют развитию эмоционального интеллекта студентов, обогащая их нравственное и духовное восприятие окружающего мира, способствует разнообразию восприятия действительности и побуждает заниматься тем или иным видом спортивной подготовки [2].
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что спорт в вузе играет ключевую роль в развитии физических навыков студентов. Существуют различные факторы, которые следует учитывать при развитии спортивной деятельности. Одним из них являются пути совершенствования профессиональной физической подготовки.
Преподавателю важно помогать студентам сделать правильный выбор занятий по физической подготовленности. Ведь процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод. Физическая подготовка студентов является одной из главных задач высших учебных заведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Аллянов Ю.Н. Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов экономических, Смоленск, 2007. - 27 с.
Быкова М. В., Быков М. В., Катылевская А.В., Особенности эмоционального интеллекта и семейного социального климата студентов, занимающихся спортом и не занимающихся спортом, Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее, 2017. - 3 с. Шинкоренко О. В. Организация физкультурно-образовательной среды для формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом у студентов, 2009. - 24 с. Николаева Е. В. Основные качества студентов, формируемое в процессе занятий физической культурой / Е. В. Николаева, Г. В. Федотова, Л. П. Федосова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. -2022.-С.443-446. Федосова Л. П. Занятия по физической культуре в вузе как путь совершенствования профессиональной физической подготовки / / Л. П. Федосова, Г. В. Федотова, Л.У. Удовицкая // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: материалы национальной научно-практической конференции. - 2021. - С. 621-626
Федотова Г. В. Социально-биологические основы физической культуры / Г. В. Федотова, Л. П. Федосова // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: сборник по материалам национальной научно-практической конференции.
Stroeva N.A.
Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin (Russia, Krasnodar)
Fedorenko D.A.
Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin (Russia, Krasnodar)
SPORTS AT UNIVERSITY AS A WAY IMPROVEMENT OF PHYSICAL CONDITION
Abstract: this article examines the features of the development ofphysical skills of students involved in sports, identifies the stages of improving the athletic condition of students of different professional orientations.
Keywords: development of physical skills, sports, sports at university, stages of improvement of physical condition.