Научная статья на тему 'ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВВУЗОВ'

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТ / СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / НЕПРОФИЛЬНЫЕ ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усенко Александра Ивановна, Ильницкая Татьяна Александровна, Сень Сергей Викторович, Кузнецова Зинаида Васильевна

Представлена необходимость развития области физической культуры и спорта для достижения высокого уровня здоровья и физических способностей обучающихся вузов. Как важный для студентов аспект физической культуры выдвигаются основы специальной силовой подготовки. Описывается влияние занятий, включающих силовую подготовку. Цель - рассмотрение проблем силовой подготовки студентов непрофильных вузов, введение основ специальной силовой подготовки на занятиях по физической культуре и спорту и анализ их эффективности. Далее проводится эксперимент с участием 92 студентов с методологией, представленной в 3 этапа. Первый - разделение студентов на контрольную и экспериментальную группы. Второй - подготовка плана занятий для обеих групп. Третий - проведения запланированных занятий. По итогам эксперимента выявлено, что в экспериментальной группе была более эффективно увеличена мышечная масса, сброшен вес, укрепилось здоровье и улучшилось самочувствие. Таким образом, было предложено в каждом непрофильном вузе ввести основы специальной силовой подготовки и тем самым значительно улучшить качество жизни обучающихся, их здоровье и физические способности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усенко Александра Ивановна, Ильницкая Татьяна Александровна, Сень Сергей Викторович, Кузнецова Зинаида Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF SPECIAL POWER TRAINING OF STUDENTS OF NON-PROFILE UNIVERSITIES

The need for the development of the field of physical culture and sports to achieve a high level of health and physical abilities of university students is presented. The fundamentals of special strength training are put forward as an aspect of physical culture that is important for students. Describes the impact of exercises that include strength training. Purpose - consideration of the problems of strength training of students of non-core universities, introduction of the foundations of special strength training in physical culture and sports classes and analysis of their effectiveness. Next, an experiment is conducted with the participation of 92 students with a methodology presented in 3 stages. The first is the division of students into control and experimental groups. The second is to prepare a lesson plan for both groups. The third is to carry out the planned sessions. According to the results of the experiment, it was revealed that in the experimental group muscle mass was increased more effectively, weight was lost, health was strengthened and well-being improved. Thus, it was proposed to introduce the basics of special strength training in each non-core university and thereby significantly improve the quality of life of students, their health and physical abilities.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВВУЗОВ»

УДК 796.015.52

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

Александра Ивановна Усенко, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна Ильницкая, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Викторович Сень, доцент, Зинаида Васильевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент,

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Аннотация

Представлена необходимость развития области физической культуры и спорта для достижения высокого уровня здоровья и физических способностей обучающихся вузов. Как важный для студентов аспект физической культуры выдвигаются основы специальной силовой подготовки. Описывается влияние занятий, включающих силовую подготовку. Цель - рассмотрение проблем силовой подготовки студентов непрофильных вузов, введение основ специальной силовой подготовки на занятиях по физической культуре и спорту и анализ их эффективности. Далее проводится эксперимент с участием 92 студентов с методологией, представленной в 3 этапа. Первый - разделение студентов на контрольную и экспериментальную группы. Второй - подготовка плана занятий для обеих групп. Третий - проведения запланированных занятий. По итогам эксперимента выявлено, что в экспериментальной группе была более эффективно увеличена мышечная масса, сброшен вес, укрепилось здоровье и улучшилось самочувствие. Таким образом, было предложено в каждом непрофильном вузе ввести основы специальной силовой подготовки и тем самым значительно улучшить качество жизни обучающихся, их здоровье и физические способности.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, спорт, силовая подготовка, физические способности, непрофильные вузы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p430-433

FUNDAMENTALS OF SPECIAL POWER TRAINING OF STUDENTS OF NONPROFILE UNIVERSITIES

Alexandra Ivanovna Usenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Aleksandrovna Ilnitskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergei Viktorovich Sen, the senior lecturer, Zinaida Vasilievna Kuznetsova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin

Abstract

The need for the development of the field of physical culture and sports to achieve a high level of health and physical abilities of university students is presented. The fundamentals of special strength training are put forward as an aspect of physical culture that is important for students. Describes the impact of exercises that include strength training. Purpose - consideration of the problems of strength training of students of non-core universities, introduction of the foundations of special strength training in physical culture and sports classes and analysis of their effectiveness. Next, an experiment is conducted with the participation of 92 students with a methodology presented in 3 stages. The first is the division of students into control and experimental groups. The second is to prepare a lesson plan for both groups. The third is to carry out the planned sessions. According to the results of the experiment, it was revealed that in the experimental group muscle mass was increased more effectively, weight was lost, health was strengthened and well-being improved. Thus, it was proposed to introduce the basics of special strength training in each non-core university and thereby significantly improve the quality of life of students, their health and physical abilities.

Keywords: physical culture, physical education, sports, strength training, physical abilities, non-core universities.

Развитие физической культуры и физического воспитания в вузах является приоритетным направлением деятельности государства и образовательной программы, так как в наше время как никогда актуально укрепление здоровья и развитие физических способ-

ностей обучающихся - будущего страны, профессионалов разных областей [3]. Физическое воспитание студентов строится на ряде различных направлений обучения, в рассматриваемом вопросе можно выделить такой аспект, как основы специальной силовой подготовки обучающихся, поскольку для студентов очень важно иметь достаточный уровень знаний для развития своих способностей и важно понимать, как укрепить свое здоровье, посредством силовой подготовки. В вузах, не специализирующихся в области физической культуры, не редко практические занятия по физической культуре и спорту строятся на общих принципах, что не позволяет значительно улучшить показатели здоровья и физического развития обучающихся, в связи с этим рассматривается образовательный процесс именно непрофильных вузов.

Занятия по физической культуре в вузах, включающие основы силовой подготовки, помогают студентам улучшать и совершенствовать свои показатели физического развития и общего состояния здоровья, а также повышают качество жизни студентов и их силовые способности. Силовые нагрузки увеличивают физическую выносливость, уровень психологической и эмоциональной стабильности, формируют осанку, улучшают самочувствие и работу сердечной мышцы и других систем организма [2].

Цель данной статьи - рассмотрение проблем силовой подготовки студентов непрофильных вузов, введение основ специальной силовой подготовки на занятиях по физической культуре и спорту и анализ их эффективности.

Таким образом, было организованно исследование на базе ФГБОУ ВО «Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина», в ходе которого была выяснена эффективность существующих и нововведенных силовых нагрузок в непрофильных вузах. Исследовательский эксперимент был проведен среди 92 студентов в течение 1 семестра, с привлечением обучающихся 1 курса 3 факультетов. Далее описывается методика проведения исследования с разбитием в несколько этапов.

Первый этап эксперимента - разделение студентов на контрольную (45 человек) и экспериментальную (47 человек) смешанные группы, куда входят лица женского и мужского пола, а результаты усредняются. Второй этап - подготовка плана занятий для обеих групп. В контрольной группе занятия организовывались на основе традиционной программы физической подготовки, куда включалась небольшая часть упражнений по силовой подготовке. В экспериментальной группе практиковались только основы силовой подготовки, осуществляемые посредством интегративного подхода и разработанной модели личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов. То есть учитывались личные возможности студентов и при необходимости корректировалась их программа упражнений и интенсивность тренировки.

Третий этап - проведение эксперимента, ведение занятий. В ходе эксперимента студенты выполняли специальные силовые упражнения в рамках занятий по основам силовой подготовки, продолжительность занятия 1 академический час (1,5 часа).

Упражнения в ходе занятий по физической культуре и спорту экспериментальной группы включали упражнения с собственным весом, внешним отягощением, на тренажерах, с резиновым эспандером. Основное требование к выполнению упражнений - постоянное напряжение работающих мышц (сокращенная амплитуда). Занятие основной силовой подготовки включает: разминку, тренировочную (силовые упражнения на мышцы ног, рук, пресса, спины, ягодиц, плечевого пояса) и заключительную часть [4].

Для выполнения упражнений обучающимися, было решено взять среднее число подходов на каждое упражнение - по 3-5 подходов. Выполнение среднего числа подходов позволяет добиться максимального прогресса - увеличении мышечной массы, развитие мышечной мускулатуры, сжигание калорий и укрепление здоровья. После выполнения части необходимых подходов студентам дается возможность сделать перерыв - восстановиться с включением дыхательных упражнений, активный отдых - простые упражнения (силовой стретчинг и аэробная работа). Обязательный отдых между упражнениями поз-

воляет повысить продуктивность будущих повторов силовых упражнений. На занятиях также проводился контроль хода выполнения студентами силовых упражнений и их корректировка при необходимости с целью предупреждения травм и получения положительных результатов от тренировок.

В основной части занятий силовые упражнения выполняются с интенсивностью 75-85% по 35-60 секунд подход. В период активного отдыха интенсивность упражнений снижается до 65-75%, а упражнения заменяются на более простые, оптимальное время перерыва 30 секунд. Потом переход к динамической тренировке - быстро сменяемые друг друга более сложные упражнения, интенсивность такой нагрузки 25-35%, число подходов 2-4, время выполнения в серии 25-45 секунд. Завершение занятия. Для тренировки центральной нервной системы обучающихся, на занятиях в экспериментальной группе раз в 2 недели практиковались нагрузки в текущих упражнениях с интенсивно -стью 85-90% в основной части занятия.

По итогам эксперимента установлено следующее: в экспериментальной группе результаты роста физических возможностей и уровня здоровья обучающихся значительно выше, чем в контрольной группе; в приседах (общее упражнение для обоих групп) в экспериментальной группе усредненный результат был улучшен на 25%, а в контрольной -на 7%; в экспериментальной группе замечено общее улучшение самочувствия: быстрее восстанавливается дыхание, при физических нагрузках нет негативных ощущений, головокружения, увеличилась работоспособность, улучшился сон и аппетит; в среднем студенты экспериментальной группы сбросили вес на 4,61 кг, в контрольной - на 1,09 кг; мышечная масса в экспериментальной группе в среднем выросла на 5,41%, в контрольной - на 1,86%. Таким образом, как вывод данного эксперимента можно выделить то, что основы силовой подготовки в непрофильных вузах должны быть обязательно включены в образовательную программу по физической культуре и спорту, так как положительно и достаточно эффективно влияют на ряд факторов организма и физических способностей обучающихся. Нагрузки, получаемые при выполнении силовых упражнений, влияют на работу всех групп мышц - развивают мышечную систему, помогают сбросить вес, а также помогают при умственных нагрузках - увеличивают работоспособность мозга и повышают эмоциональный фон, способствуют выполнению физически сложных задач в повседневной жизни и повышают устойчивость организма к болезням и общий уровень здоровья [1].

Благодаря введению в программу курса физической культуры и спорта основ силовой подготовки для обучающихся непрофильных в области физической культуры вузов открываются новые возможности - это наиболее эффективное развитие физических возможностей, силы, выносливости и, что немаловажно, укрепление общего здоровья молодёжи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Логвина А.И. Влияние сидячего образа жизни и условий работы студентов на их физическое здоровье / А.И. Логвина, И.С. Матвеева // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей по материалам национальной научно-практической конференции. - Краснодар, 2020. - С. 547-552.

2. Печерский С.А. Управление мотивацией студенческой молодежи, вовлеченной в физ-культурно-спортивную деятельность / С.А. Печерский, А.В. Яни, Н.В. Славинский // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей по материалам национальной научно-практической конференции. - Краснодар, 2020. - С. 131-138.

3. Харьковская А.Г. Основные направления личной и социальной подготовки человека к трудовой деятельности / А.Г. Харьковская, А.И. Усенко // Вестник ИМСИТ. - 2014. - № 3-4 (59-60). - С. 64-68.

4. Шютяев В.В. Силовая подготовка в физическом воспитании студентов / В.В. Шютяев, Р.В. Хоменко // Человек. Спорт. Медицина. - 2006. - №3 (58). - С. 143-145.

REFERENCES

1. Logvin, A.I. and Matveeva, I.S. (2020), "Influence of a sedentary lifestyle and working conditions of students on their physical health", Physical culture and sports in higher educational institutions: topical issues of theory and practice: collection of articles based on the materials of the national scientific-practical conference, Krasnodar, pp 547-552.

2. Pechersky, S.A., Yani, A.V. and Slavinsky, N.V. (2020), "Management of student youth motivation involved in physical culture and sports activities ", Physical culture and sports in higher educational institutions: topical issues of theory and practice: collection of articles based on the materials of the national scientific and practical conference, Krasnodar, pp 131-138.

3. Kharkovskaya, A.G. and Usenko, A.I. (2014) "The main directions of personal and social training of a person for labor activity", Bulletin of IMSIT, No. 3-4 (59-60), pp. 64-68.

4. Shutyaev, V.V. and Khomenko, R.V. (2006), "Strength training in physical education of students", Man. Sport. Medicine, No. 3 (58), pp. 143-145.

Контактная информация: usenko.a@edu.kubsau.ru.

Статья поступила в редакцию 19.03.2021

УДК 796.07

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Оксана Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Михаил Антонович Дасько, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Антонович Голубев, кандидат педагогических наук, Андрей Алимжанович Даценко, кандидат педагогических наук, Дмитрий Анатольевич Васильев, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

Цифровизация прочно вошла в сферу высшего образования, переосмысливается процесс традиционного и дистанционного обучения, образовательная среда пополняется новыми цифровыми технологиями, эффективными средствами и ресурсами. Проанализированы форматы онлайн обучения, образовательные платформы, выявлен ряд проблем, которые требуют решения. Использование современной цифровой дидактики имеет практическое значение, так как делает процесс обучения привлекательным, повышая мотивацию студентов к познавательной активности, позволяя тем самым качественно формировать профессиональные компетенции.

Ключевые слова: цифровизация, онлайн-обучение, студент, технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p433-436

DIGITALIZATION OF EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Oksana Nikolaevna Ustinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great; Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Michael Antonovich Dasko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Antonovich Golubev, the candidate of pedagogical sciences, Andrey Alimzhanovich Datsenko, the candidate of pedagogical sciences, Dmitry Anatolyevich Vasilyev, the senior teacher, St. Petersburg State University of Civil

Aviation

Abstract

Digitalization has firmly entered the field of higher education, the process of traditional and distance learning is being rethought, the educational environment is being replenished with new digital technologies, effective tools and resources. Online learning formats and educational platforms are analyzed,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.