Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ'

КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
251
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильницкая Татьяна Александровна, Сень Сергей Викторович, Ковалёва Татьяна Владимировна, Кузнецова Зинаида Васильевна

Поставлен вопрос об уровне здоровья обучающихся вузов, где выделено преобладающее процентное соотношение студентов, относящихся к специальной медицинской группе (СМГ). Определена цель - анализ здоровья и физического развития студентов СМГ и подбор комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение качества их жизни. Было проведено исследование в рамках занятий по физической культуре, где оценивалось состояние здоровья и физическое развитие обучающихся СМГ до эксперимента и после - после введения комплекса описанных оздоровительных мероприятий. Представлены результаты исследования. Выявлен незначительный рост показателей здоровья и физического развития по контрольной группе, занимающейся по обычному плану и существенный рост показателей в экспериментальной группе, занимающейся с учетом оздоровительных мероприятий. По итогу определено, что программа занятий по физической культуре, основанная на достижении высокого здоровья студентов позволяет обучающимся СМГ значительно улучшить качество их жизни и достигнуть хороших результатов в их физическом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильницкая Татьяна Александровна, Сень Сергей Викторович, Ковалёва Татьяна Владимировна, Кузнецова Зинаида Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX OF WELLNESS MEASURES AIMED AT IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS RELATED TO A SPECIAL MEDICAL GROUP

The question is raised about the health level of students of universities, where the prevailing percentage of students belonging to a special medical group (SMG) is highlighted. The goal is determined -the analysis of the health and physical development of SMG students and the selection of a complex of health-improving measures aimed at improving the quality of their life. A study was carried out within the framework of physical culture classes, where the health and physical development of SHG students was assessed before the experiment and after - after the introduction of the complex of the described health-improving measures. The results of the study are presented. An insignificant increase in health and physical development indicators was revealed in the control group, which was engaged in according to the usual plan, and a significant increase in indicators in the experimental group, taking into account health-improving activities. As a result, it was determined that the program of physical culture lessons, based on the achievement of high health of students, allows students of the SMG to significantly improve the quality of their life and achieve good results in their physical development.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ»

5. Grechko, A.S. and Fadeeva, O.A. (2015), "To the definition of the essential characteristics of the concept of "fitness technology"", Journal of the Pskov State University, Vol. 2, pp. 84-89.

6. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N. and Malinina, S.V. (2010), Fitness-culture of students: theory and practice, SPbGUEF, St. Petersburg.

7. Drobysheva, O.M. and Abushkevich, VG. (2014), "Evaluation of increasing the level of stress resistance in young students after autogenic training", Kuban Scientific medical journal, Vol. 5(147), pp. 46-54.

8. Ivanenko, O.A. (2008), Characteristics of the Mind fitness direction and Body (mind and body), UralGUFK, Chelyabinsk.

9. Izard, K.E. (1999), Psychology of emotions, Peter, St. Petersburg.

10. Ilyina, N.L. (2010), "The influence of physical culture on the psychological well-being of a person", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 12 (70), pp. 69-74.

11. Kaerova, E.V. and Matveeva, L.V. (2017), "Pilates as a means of increasing students interest in the formation of health culture", Journal of the Vladivostok State University of Economics and Service, Vol. 1(36), pp. 168-180.

12. Wolker, B. (2017), Anatomy of stretching. Big illustrated Encyclopedia, Eksmo, Moscow.

13. Kudryashova, A.N. (2014), "Functional training as a means and method of physical education among students", Journal of Theory and practice of modern humanities and natural sciences, Vol. 4, pp. 148-150.

14. Lakhina, E.A., Kozlova, A.V. and Moloroshvilo, M.N. (2012), "Fitness technologies as a component of physical education of university students", Theory and practice ofphysical culture, Vol. 2, pp. 36-39.

15. Lopatina, T.P. and Borodina, E.V. (2017), "Use of the fitness technologies to enhance positive motivation for physical training of students", Physical culture, sport and health, Vol. 30, pp. 31-36.

16. Pavlov, A.S., Lifanov, A.D., Bykov, N.V. and Geiko, G.D. (2012), "Fitness technology as a means of adaptation of students of the specialty "biotechnology" in the initial stages of learning in higher education", Journal of the Kazan Technological University, Vol. 8, pp. 212-216.

17. Robinson, L. and Thomson, G. (2003), Body control by Pilates method, Potpourri, Minsk.

18. Rybakova, E.O. and Shutova, T.N. (2015), "Improvement of professional education of students of physical culture university by means of fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (130), pp. 177-181.

19. Stepanova, O.N. and Borodulina, O.V. (2016), "Influence of fitness classes on the psychosomatic state of students with disorders of the articular-ligamentous apparatus", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (131), pp. 228-233.

20. Shutova, T.N. (2017), "Classification of fitness programs and technologies, their application in physical education of students", Journal of the Tula State University. Physical Culture. Sport, Vol. 2, pp. 116-122.

21. Ives, J.C. (2000), "Beyond the mind-body exercise hype I", Journal of Physician and Sports medicine, Vol. 28, pp. 67-81.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.03.2021

УДК 796.035

КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА

УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Татьяна Александровна Ильницкая, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Викторович Сень, доцент, Татьяна Владимировна Ковалёва, старший преподаватель, Зинаида Васильевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Аннотация

Поставлен вопрос об уровне здоровья обучающихся вузов, где выделено преобладающее процентное соотношение студентов, относящихся к специальной медицинской группе (СМГ).

Определена цель - анализ здоровья и физического развития студентов СМГ и подбор комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение качества их жизни. Было проведено исследование в рамках занятий по физической культуре, где оценивалось состояние здоровья и физическое развитие обучающихся СМГ до эксперимента и после - после введения комплекса описанных оздоровительных мероприятий. Представлены результаты исследования. Выявлен незначительный рост показателей здоровья и физического развития по контрольной группе, занимающейся по обычному плану и существенный рост показателей в экспериментальной группе, занимающейся с учетом оздоровительных мероприятий. По итогу определено, что программа занятий по физической культуре, основанная на достижении высокого здоровья студентов позволяет обучающимся СМГ значительно улучшить качество их жизни и достигнуть хороших результатов в их физическом развитии.

Ключевые слова: физическая культура, оздоровительные мероприятия, качество жизни, студенты, физическое развитие, состояние здоровья.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p165-169

COMPLEX OF WELLNESS MEASURES AIMED AT IMPROVING THE QUALITY

OF LIFE OF STUDENTS RELATED TO A SPECIAL MEDICAL GROUP

Tatyana Aleksandrovna Ilnitskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergei Viktorovich Sen, the senior lecturer, Tatyana Vladimirovna Kovaleva, the senior teacher, Zinaida Vasilievna Kuznetsova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin

Abstract

The question is raised about the health level of students of universities, where the prevailing percentage of students belonging to a special medical group (SMG) is highlighted. The goal is determined -the analysis of the health and physical development of SMG students and the selection of a complex of health-improving measures aimed at improving the quality of their life. A study was carried out within the framework of physical culture classes, where the health and physical development of SHG students was assessed before the experiment and after - after the introduction of the complex of the described health-improving measures. The results of the study are presented. An insignificant increase in health and physical development indicators was revealed in the control group, which was engaged in according to the usual plan, and a significant increase in indicators in the experimental group, taking into account health-improving activities. As a result, it was determined that the program of physical culture lessons, based on the achievement of high health of students, allows students of the SMG to significantly improve the quality of their life and achieve good results in their physical development.

Keywords: physical culture, physical culture, wellness activities, quality of life, students, physical development, health.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуален немаловажный вопрос об уровне здоровья молодого поколения - обучающихся вузов. С каждым годом увеличивается процентное соотношение студентов, относящихся к специальной медицинской группе (СМГ), на 2021 год - это около 57%. Ухудшение здоровья напрямую влияет на качество жизни обучающихся, уменьшается их работоспособность и физические возможности, снижается эффективность умственной деятельности и общего ведения жизнедеятельности [2]. В связи с этим необходимо организовать и направить реализацию оздоровительных мероприятий именно на работу со студентами СМГ.

Обучающиеся с ослабленным здоровьем в рамках организации комплекса оздоровительных мероприятий подразделяются на 3 СМГ. К группе «А» относятся студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы. Групп «Б» включает в себя студентов, у которых имеются заболевания органов пищеварения, печени, эндокринной и мочеполовой системы. И последняя группа «В» - это обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, целью данной работы является анализ здоровья и физического развития студентов СМГ и подбор комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение качества их жизни.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Участниками исследования были обучающиеся мужского пола 1-3 курсов «Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина», относящиеся к СМГ. Общее число выборки испытуемых составило 105 человек. Оценивалось здоровье обучающихся посредством объективных и субъективных параметров самочувствия и физическое развитие обучающихся на основе соматометрических и физиометрических показателей антропометрических измерений. Исследование проводилось в рамках занятий физической культуры и спорта. Оздоровительные мероприятия, включённые в ход работы проводились в 2 этапа. Первый этап (1 семестр): диагностика физического состояния студентов на начало и конец курса; учебные занятия - лекции, анкетирование, педагогическое наблюдение; практические занятия - комплексы оздоровительных упражнений разной направленности; обучение методам самодиагностики и самоконтроля здоровья и физического состояния; разработка индивидуальных оздоровительных программ; контроль образовательного процесса преподавателем. Второй этап (2 семестр): совершенствование полученных студентами физических навыков и умений; профилактические оздоровительные мероприятия; оценка обучающимися своего здоровья и физического состояния, презентация результатов; подведение итогов и формирование индивидуальных рекомендаций [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование здоровья и физического развития студентов проводилось с разделением испытуемых на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Показатели состояния здоровья участников исследуемых групп как до, так и после эксперимента представлены в таблице 1. Здесь рассматривались средние значения параметров частоты сердечных сокращений (ЧСС) на 10 минуте после завершения занятий, состояние дыхательной системы, дыхание - время восстановления дыхания после занятий, нервной системы - напряженность и самочувствие, настроение, работоспособность и аппетит при обычной деятельности обучающихся (где высокий показатель (п) - «+», средний - «±», низкий - «-») [3].

При исследовании показателей физического развития рассматривались: длинна тела, масса тела и жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ). Собранные данные по физическому развитию на начало и конец эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 1 - Показатели состояния здоровья участников КГ и ЭГ

Показатели КГ (п=50) ЭГ (п=55)

до после до после

ЧСС (уд./мин.) 101,50 98,87 104,25 72,88

Объективные Дыхание (мин.) 6,78 6,12 6,61 2,61

Нервная система (п) - ± - +

Самочувствие (п) - ± - +

Субъективные Настроение (п) ± ± ± +

Работоспособность(п) - ± - +

Аппетит (п) ± ± ± +

При анализе полученных результатов состояния здоровья обучающихся, относящихся к СМГ, было выявлено, что обычные занятия физической культурой в КГ влияют на их здоровье незначительно. Замечено несущественное улучшение объективных показателей: по ЧСС на 2,59%, по дыханию на 9,73%. Все субъективные показатели стали иметь среднее значение. Исследование результатов ЭГ, занимающейся на основе плана занятий, включающих оздоровительные мероприятия, показало существенные изменения

в их здоровье. ЧСС изменилось в лучшую сторону на 30,09%, дыхание - на 60,51%. Касательно субъективных показателей - все значения высокие. Улучшилось самочувствие и аппетит, повысилось настроение и работоспособность, что показало положительные изменения в их качестве жизни.

Таблица 2 - Показатели физического развития участников КГ и ЭГ

Показатели КГ (n=50) ЭГ (n=55)

до после до после

Соматометрические Длина тела (см) 171,25 171,44 174,72 175,11

Масса тела (кг) 70,375 72,10 70,13 67,89

Физиометрические ЖЕЛ (мл) 2939,66 3063,03 3076,63 3561,53

Анализ показателей физического развития говорит об аналогичных результатах. В КГ изменения минимальные. Длинна тела увеличилась на 0,11%, масса тела - на 2,45%, что говорит об отсутствии положительной динамики физического развития, а также увеличение ЖЕЛ - на 4,20%. В ЭГ прирост по показателям длины тела - на 0,22%, ЖЕЛ - на 15,76% и снижение массы тела - на 3,19%. Таким образом, занятия физической культурой и оздоровительные мероприятия качественно влияют на жизнь обучающихся, относящихся к СМГ, происходит постепенное развитие физических качеств и достижение нормального уровня здоровья для эффективной профессиональной, бытовой и социальной деятельности [4].

ВЫВОДЫ

Предложенный комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни студентов, отнесенных к СМГ, по итогам исследования наблюдается как наиболее эффективный. Было выявлено, что качественно подготовленный индивидуальный план занятий для обучающихся положительно влияет на их жизнедеятельность и позволяет достигать хороших результатов в области физического развития и укреплять их здоровье в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клименко А.А. Исследование двигательных характеристик здорового образа жизни обучающихся в вузе, как детерминанта их конкурентоспособности / А.А. Клименко, Е.А. Калаш-ник, А.В. Яни // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма аграрных вузов России : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2018. - С. 308-312.

2. Клименко, А.А. Физическая культура как средство оздоровления студентов с ослабленным здоровьем в аграрном вузе / А.А. Клименко, З.В. Кузнецова // Качество высшего образования в аграрном вузе : проблемы и перспективы: сборник статей по материалам учебно-методической конференции. - Краснодар, 2019. - С. 329-331.

3. Пархоменко, Е.А. Особенности сформированности саморегуляции как компонента психологической культуры у спортсменов разного возраста / Е.А. Пархоменко, А.А. Дубовова, И.С. Матвеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 488-492.

4. Харьковская, А.Г. Основные направления личной и социальной подготовки человека к трудовой деятельности / А.Г. Харьковская, А.И. Усенко // Вестник ИМСИТ. - 2014. - № 3/4 (59/60). - С. 64-68.

REFERENCES

1. Klimenko, A.A., Kalashnik, E.A. and Yani, A.V. (2018), "Study of the motor characteristics of a healthy life-style of students at a university as a determinant of their competitiveness", Perspective directions in the field ofphysical culture, sports and tourism of agrarian universities of Russia: materials of the All-Russian scientific-practical conference, Krasnodar, pp 308-312.

2. Klimenko, A.A. and Kuznetsova, Z.V. (2019), "Physical culture as a means of improving the health of students with weakened health in an agricultural university", The quality of higher education in an agricultural university: problems and prospects: a collection of articles based on the materials of the

educational and methodical-logical conference, Krasnodar, pp 329-331.

3. Parkhomenko, E.A., Dubovova, A.A. and Matveeva, E.S. (2020), "Features of the formation of self-regulation as a component of psychological culture in athletes of different ages", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp 488-492.

4. Kharkovskaya, A.G. and Usenko, A.I. (2014), "The main directions of personal and social training of a person for labor activity", Bulletin of IMSIT, No. 3/4 (59/60), pp. 64-68.

Контактная информация: [email protected].

Статья поступила в редакцию 07.04.2021

УДК 796.011.3

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВАХ СПОРТИВНОГО

ПЕДАГОГА

Ксения Александровна Илюхина, соискатель, Татьяна Викторовна Левченкова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Российский государственный

университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва

Аннотация

Введение. У большинства студентов вузов физической культуры и спорта получение высшего образования совпадает по времени с наиболее активным периодом спортивной карьеры и началом профессиональной педагогической деятельности в качестве тренера. Именно для студентов вузов физической культуры и спорта индивидуализация (персонализация) процесса обучения наиболее актуальна. В данных обстоятельствах на передний план выходит личность спортивного педагога - наставника и учителя. Цель исследования. Приступая к исследованиям в студенческой среде, мы поставили целью определить набор профессионально значимых личностных качеств, знаний, умений и навыков спортивного педагога, способствующих получению максимально качественного образования в области физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. В исследовании мы использовали методы анкетирования и математической статистики. Исследование проводилось в три этапа в 2020 г. Мы опрашивали студентов РГУФКСМиТ, обучающихся очно по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профилю подготовки «Спортивная подготовка в избранном виде спорта». Полученные в результате анкетирования данные были обобщены и проанализированы. Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования нами определены личностные качества, знания, умения и навыки спортивного педагога, наиболее сильно влияющие на вовлеченность студентов в учебный процесс и увлеченность им. Коэффициент конкордации, рассчитанный при оценке ответов на вопросы, требовавших ранжирования, оказался неожиданном низким. Выводы. Студенческий состав неоднороден, а ранжирование наиболее значимых для обучающихся в данный момент личностных качеств, знаний, умений и навыков преподавателя, различны. Поэтому именно педагогам вуза физической культуры и спорта для повышения успешности и эффективности учебного процесса следует подходить к каждому студенту индивидуально.

Ключевые слова: спортивный педагог; студент вуза физической культуры и спорта; представления; профессионально важные знания, умения и навыки, качества личности; индивидуальный подход.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p169-173

CONCEPT OF UNIVERSITY STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ABOUT PROFESSIONALLY IMPORTANT SKILLS OF A SPORTS

TEACHER

Kseniya Aleksandrovna Ilyukhina, the competitor, Tatyana Victorovna Levchenkova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.