УДК 796.011.3-057.875
КОНТРОЛЬ ПО БЛОКУ ДИСЦИПЛИН ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ CONTROL OVER THE BLOCK OF PHYSICAL TRAINING DISCIPLINES AT THE UNIVERSITY
Савкина Наталья Валентиновна
старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева
г. Орел, Россия Savkina Natalya Valentinovna Senior Lecturer department "Applied Physical Culture" Orel State University named after I.S., Turgenev
Oryol, Russia
Аннотация. Физическая культура в высшем учебном заведении представлена блоком дисциплин с целью формирования общей культуры будущего специалиста, всесторонне развитой и здоровой личности.
В данной статье представлены применяемые виды, методы и средства контроля над эффективностью учебно-тренировочного процесса за семестр, учебный год и весь срок обучения в вузе, отвечающие требованиям федерального образовательного стандарта.
Abstract. Physical culture in higher education is represented by a block of disciplines in order to form a General culture of the future specialist, a well-developed and healthy personality.
This article presents the types, methods and means of monitoring the effectiveness of the training process for the semester, academic year and the entire period of study at the University that meet the requirements of the Federal educational standard.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, контроль.
Keywords: physical culture, sports, students, control.
Физическая культура в высшем учебном заведении является важной частью формирования общей культуры будущего специалиста. Блок учебных дисциплин обязателен для всех специальностей и является одним из инструментов формирования всесторонне развитой личности.
В современном обществе с непрерывным развитием науки и техники большую ценность преобретает умственный и интеллектуальный потенциал личности. Современная молодежь ведет малоподвижный образ жизни, занимаясь учебой или работой, не отходя от компьютеров и гаджетов. Как результат такого подхода - ухудшение состояния здоровья молодых людей. Использование блока дисциплин физической подготовки студентов во время обучения в вузе связано с приобретением ценностной мотивации к занятиям и получением минимального объема физической нагрузки для ликвидации дефицита двигательной активности.
Занятия физкультурой и спортом улучшают самочувствие, повышают работо-
способность, позволяют выработать представление о здоровом образе жизни. Физические упражнения оказывают оздоровительное влияние на организм человека. Этот факт известен еще с глубокой древности. На то, что занятия спортом имеют огромное значение в борьбе с болезнями и продлевают жизнь человека, указывали высказывания многих поколений философов и врачей [1].
Главный принцип физического воспитания - это оздоровительная направленность. Выполнение этой задачи обеспечивается всем содержанием и организацией работы в высших учебных заведениях. Важная роль в этом процессе отводится обязательности контроля над функциональным состоянием организма занимающегося и развитием физических качеств в ходе учебно-тренировочного процесса.
В каждом вузе кафедрой физического воспитания разрабатываются и утверждаются отвечающие требованиям федерального образовательного стандарта виды контроля и сроки их проведения. Соответственно определяются методы и средства контроля над эффективностью учебно-тренировочного процесса за семестр, учебный год и весь срок обучения в вузе.
Различают следующие виды контроля:
Врачебный. В его задачу входит оценка здоровья и функционального состояния организма, а также изучение изменений, возникающих в нем под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом.
Педагогический. Это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии студентов, занимающихся физической культурой.
Самоконтроль. Система самостоятельных наблюдений за функциональным состоянием своего здоровья по функциональным пробам, физическим развитием по стандартам, индексам, формулам и физической подготовленностью.
Все многообразие видов контроля и их методов привело к появлению понятия комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности студентов, внести соответствующие корректировки в программу занятий, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера - преподавателя [4, с. 407].
В вузах преподавание блока дисциплин по физической подготовке строится следующим образом: студенты первого курса начинают изучать дисциплину «Физическая культура и спорт». В программу которой включены лекции и методико-практические занятия. Текущая работа по освоению дисциплины направлена на ознакомление студентов с теорией физического воспитания, ее основных принципов и задач. Студенты знакомятся с историей физической культуры и спорта, социально-биологическими основами физического воспитания, личной и общественной гигиеной. Обучающиеся овладевают методикой эффективных и экономичных способов и навыков ходьбы, передвижений на лыжах, плавания. Знакомятся с основами методики самомассажа, методикой корригирующей гимнастики для глаз, приобретают знания по оценке и коррекции осанки и телосложения и т.д.
Получение знаний способствует повышению мотивации к самостоятельной работе по физическому совершенствованию для эффективного обеспечения дальнейших практических действий и подготовке будущих специалистов к профессио-
нальной деятельности.
В дальнейшем занятия физической культурой предполагают освоение дисциплины «Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту». Студентам предлагается выбрать одну из предложенных спортивных секций в любом спортивном сооружении университета по утвержденному расписанию работы секций. На этом этапе важная роль отводится врачебному контролю. Первичное медицинское обследование проводится на первом курсе до начала занятий физическими упражнениями. Оно включает опрос, врачебный осмотр, функциональные пробы и т.п. На основании всех выполненных исследований и наблюдений врач определяет состояние здоровья студента, степень адаптации к физическим нагрузкам и медицинскую группу.
Согласно данным медицинского обследования студенты распределяются на три группы: основную (лица без отклонений в состоянии здоровья), подготовительную (лица с недостаточным физическим развитием или подготовленностью) и специальную (лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья и требующие огра-ничения физических нагрузок). Занятия физическими упражнениями проводятся с этими студентами по специальным программам лечебной физической культуры с учетом характера заболеваний (нозологии), пола, уровня функциональной тренированности. Перевод обучающихся из специальной группы в основную группу возможен при наличии медицинского заключения в начале или конце семестра. Перевод обучающихся из основной группы в специальную осуществляется в любое время учебного года по заключению врача.
Занятия по выбору в спортивных секциях предусматривают формирование у студентов знаний, умений и навыков для развития способности применять методы обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования. Спортивная подготовка направлена на достижение должного уровня психофункциональной устойчивости и профессионального мастерства за счет высокой работоспособности.
Педагогический контроль в избранном виде спорта осуществляется тренером -преподавателем, который учитывает содержание, интенсивность и объем нагрузки. Для того, чтобы тренировка имела куммулятивный эффект и правильную направленность, педагогический контроль должен осуществляться систематически. Тренер - преподаватель применяет средства и методы тренировочного занятия, согласно разработанных рабочих программ, контролируя изменения состояния здоровья и функциональных возможностей занимающихся студентов, уровня развития физических качеств, овладение техническими и тактическими приемами. Для педагогического контроля в избранном виде спорта составляются комплексные контрольные упражнения. В них для оценки изменения в физическом развитии включаются упражнения, позволяющие оценивать развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости). Системный педагогический контроль является неотъемлемой частью процесса тренировки и имеет чрезвычайно большое значение для роста спортивного мастерства студентов и укрепление их здоровья.
Изучая дисциплину «Модуль элективных дисциплин по физической культуре
и спорту» студент приобретает знания о роли занятий избранным видом спорта в профессионально-личностном развитии выпускника высшей школы, укреплении и сохранении здоровья, ведении здорового образа жизни. После освоения дисциплины обучающие должны уметь составлять комплексы упражнений различной направленности для поддержания должного уровня физической подготовленности, использовать методику контроля над функциональным состоянием и физическим развитием организма, средства и методы спортивной тренировки в избранном виде спорта (ИВС). Студенты приобретают навыки использования физической культуры в ИВС для поддержания должного уровня физической подготовленности, развития основных физических качеств, обеспечивающих полноценную социальную и профессиональную деятельность.
Самостоятельные занятия по «МЭД по физической культуре и спорту» проводятся во внеучебное время по заданию преподавателя для совершенствования общей и специальной физической подготовки, повышения спортивного мастерства, повышения знаний по теории и методике физического воспитания в избранном виде спорта. На этапе самостоятельных занятий большое значение приобретает самоконтроль. Это регулярное использование простых приемов для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья и физического развития под влиянием занятий физическими упражнениями. Самоконтроль служит важным дополнением к врачебному контролю.
Самоконтроль стимулирует грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, прививает студенту устойчивые навыки гигиены и соблюдение санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупредить состояние переутомления. Таким образом, регулярно оценивая состояние своего здоровья, анализируя данные тестирования и проведения различных проб, активно занимающийся студент получает возможность корректировать объемы нагрузки и отдыха, интервал времени для восстановления, выбирать средства для повышения физической и умственной работоспособности, вносить необходимые изменения в собственный стиль и образ жизни [2, с. 274].
Регулярные занятия физической культурой и спортом не только улучшают здоровье и функциональное состояние организма студентов, но и повышают работоспособность и эмоциональный настрой. Разнообразие тестов, функциональных проб, самоконтроль, врачебный и педагогический контроль позволяют более точно оценить физическое развитие и функциональное состояние и правильно подобрать или скорректировать нагрузку, и тем самым избежать травм и перетренированности.
Применение различных видов контроля повышает эффективность занятий физической культурой и избранным видом спорта. Помогает более широко использовать физическую культуру и спорт в интересах всестороннего развития, сохранения и укрепления здоровья студентов. Контроль активно влияет на планирование объема и интенсивность тренировочных нагрузок для студентов, занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Литература
1. Самоконтроль при занятии физическими упражнениями и спортом URL: https://fb.ru/article/289042/samokontrol-pri-zanyatii-fizicheskimi-uprajneniyami-i-sportomhttp://fb.ru/article/289042/samokontrol-pri-zanyatii-fizicheskimi-uprajneniyami-i-sportom (дата обращения 09.03.2020)
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура/ Ю.И. Евсеев. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 384 с.
3. Зайцева, И. П. Физическая культура для бакалавров: Критерии оценок : учебное пособие / И. П. Зайцева. - Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2013 -196 с.
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 480 с.
References
1. Self-control during exercise and sports URL: https://fb.ru/article/289042/samokontrol-pri-zanyatii-fizicheskimi-uprajneniyami-i-sportomhttp://fb.ru/article/289042/samokontrol-pri-zanyatii-fizicheskimi-uprajneniyami-i-sportom (accessed 09.03.2020)
2. Evseev Y. I. Physical culture/ Y. I. Evseev. - Rostov-on-don: Phoenix, 2003. — 384 p.
3. Zaitseva, I. P. Physical culture for bachelors: evaluation Criteria: textbook /1. p. Zaitseva. - Yarosl. state University named after P. G. Demidova. - Yaroslavl : Yaroslavl state University, 2013 -196 C.
4. Kholodov, Z. K. Theory and methods of physical education/ Z. K. Kholodov, V. S. Kuzne-tsov. - M.: Publishing center "Academy", 2000 - 480 p.