Научная статья на тему 'Актуальность самостоятельной физической тренировки пилотов гражданской авиации'

Актуальность самостоятельной физической тренировки пилотов гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1197
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЛОТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / CIVIL AVIATION PILOTS / INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING / EFFICIENCY / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Морщинина Диана Викторовна, Чепис Сергей Николаевич, Родионова Инесса Альбертовна

Рассмотрены вопросы самостоятельной физической подготовки пилотов гражданской авиации, учитывающие значительную вероятность возникновения неблагоприятного функционального состояния вследствие малого двигательного компонента и значительного психического напряжения, сопровождающего профессиональную деятельность. Даны рекомендации для самостоятельной физической тренировки пилотов, позволяющие опосредованно управлять собственной интегральной подготовленностью к ответственному выполнению своих обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Морщинина Диана Викторовна, Чепис Сергей Николаевич, Родионова Инесса Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALITY OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING PILOTS CIVIL AVIATION

The issues of independent physical training of civil aviation pilots are considered, taking into account the significant likelihood of an unfavorable functional state due to the small motor component and significant mental stress accompanying professional activities. Recommendations for independent physical training of pilots are given, allowing to indirectly manage their own integral preparedness for responsible performance of their duties.

Текст научной работы на тему «Актуальность самостоятельной физической тренировки пилотов гражданской авиации»

УДК 796.011:797.5

АКТУАЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ТРЕНИРОВКИ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В.И. Шалупин, Д.В. Морщинина, С.Н. Чепис, И.А. Родионова

Рассмотрены вопросы самостоятельной физической подготовки пилотов гражданской авиации, учитывающие значительную вероятность возникновения неблагоприятного функционального состояния вследствие малого двигательного компонента и значительного психического напряжения, сопровождающего профессиональную деятельность. Даны рекомендации для самостоятельной физической тренировки пилотов, позволяющие опосредованно управлять собственной интегральной подготовленностью к ответственному выполнению своих обязанностей.

Ключевые слова: пилоты гражданской авиации, самостоятельная физическая тренировка, работоспособность, профессионализм.

Развитие авиационной техники на современном этапе, внедрение автоматизированных систем управления воздушным движением и управлением современных авиационных комплексов облегчает труд пилотов гражданской авиации, делает его более интеллектуальным. Вследствие этого на долю физического труда при управлении воздушным судном приходится незначительная доля двигательных действий.

На первый план выходит состояние психофизической подготовки. «В любой деятельности человека есть элемент психической активности, ведь работа мозга и нервной системы определяют не только отдельные движения, но также планы, впечатления, переживания и поступки» [4, С. 25].

Нервно-психическое напряжение, которое пилот испытывает в кабине самолета, особенно при возникновении нештатных ситуаций, является одним из основных видов неблагоприятных функциональных состояний, характерных для пилота гражданской авиации.

Для устранения такого состояния необходимо иметь хорошую нервную систему и отменное физическое здоровье. Как отмечает В.И. Шалупин с соавторами, «...специалист гражданской авиации должен обладать большим резервом здоровья, который позволяет обеспечить интенсивный уровень профессиональной деятельности» [6, с. 397]. Следовательно, одним из важных компонентов выступают занятия физическими упражнениями.

Одной из главных форм занятий физической культурой для будущих пилотов в стенах учебного заведения должна стать самостоятельная физическая тренировка. «Пилот - одна из самых требовательных профессий, с точки зрения физического состояния» [1, с. 278-281].

Наряду с учебными занятиями, самостоятельная физическая подготовка авиационных работников имеет собой цель закрепления и углубление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях под руководством преподавателей по дисциплине.

В исследованиях Г.Б. Холодовой, Т.М. Михеевой, В.Ю. Зимбетова установлено, что «будущий специалист, на основе полученных знаний, для самокоррекции здоровья должен уметь и грамотно выстраивать самостоятельные занятия физическими упражнениями» [7, с. 72].

Для того чтобы пилот в совершенстве владел всеми средствами и методами самостоятельной физической тренировки, необходимо прививать ему на учебных занятиях способность к индивидуальной функциональности.

Эффективность воспроизведения самостоятельной физической тренировки возможна только тогда, когда будущий пилот в совершенстве владеет научными основами организации физической культуры, особенностями применения ее средств и методов для самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиены физического труда.

Важным вектором самостоятельных занятий должна стать способность обучаемого к осознанию важности самостоятельных занятий в процессе профессиональной деятельности, при которой знание форм и методов самостоятельной подготовки должны стать стержнем в применении индивидуальных занятий по физической культуре.

Главной задачей физкультурного образования будущих пилотов гражданской авиации является подготовка высококлассного специалиста, умеющего самостоятельно применять на практике средства физической культуры, способствующие восстановлению как физических, так и психических качеств специалиста, управляющего авиационной техникой.

Подготовка пилотов, в совершенстве владеющих основами самостоятельной физической тренировки, является одной из актуальных задач теории и практики физической культуры.

Умение правильно применять на практике средства и методы самостоятельной физической тренировки позволяет будущим пилотам отдавать предпочтение тем или иным видам моторики, нужному дозированию труда и отдыха. Поэтому правильные умения и навыки реализации средств самостоятельной физической тренировки должны закладываться в процессе обучения.

Пилоты должны обладать способностью принимать правильное решение в случае возникновения нештатных ситуаций и прогнозировать поведение воздушного судна в течение всего полета.

Одной из главных составляющих профессионализма пилотов гражданской авиации является оптимальное здоровье.

В работах ряда авторов (Болотников А.А., Абдрошитова Л.Р., Имангулов Р.Ш., Муготтарова Э.Р.) отмечается, что «успешная самореализация будущего специалиста в профессиональной деятельности

возможна при условии сформированности: «внутренней личной готовности к непрерывному самосовершенствованию» (в первую очередь в аспекте физической готовности); внутренней личной ответственности за свое здоровье» [5, с.15].

Физические упражнения являются катализатором на сохранение этого здоровья. Очень важной особенностью при занятиях физическими упражнениями является умение правильно и с нужной дозированностью применять эти упражнения, уметь распределять временные параметры отдыха и работы.

Гипотеза. В учебных заведениях гражданской авиации, в соответствии с рабочими программами по дисциплине, на занятия по физической культуре отводится не более четырех часов в неделю. На наш взгляд, этого недостаточно для развития и сохранения физических качеств и двигательных навыков. Вследствие этого для приобретения необходимого количества двигательных действий надо дополнительно заниматься самостоятельной физической тренировкой.

Проведение самостоятельной физической тренировки с использованием различных методик тренировочного процесса позволит «укрепить фундамент» работоспособности и профессионального долголетия авиационных специалистов и, в частности, пилотов гражданской авиации.

Для пилотов, окончивших учебное заведение и получивших путевку в самостоятельную профессиональную деятельность, основной формой двигательной подготовки должна стать самостоятельная физическая тренировка. «Труд пилота гражданской авиации относится к одному из наиболее сложных видов трудовой деятельности человека» [3, 76].

Профессиональная функциональность пилота гражданской авиации является наиболее сложным и опасным видом трудовой деятельности. Решение проблемы повышения, сохранения и восстановления работоспособности летного состава гражданской авиации путем организации рационального двигательного режима особенно актуально в настоящее время в связи с необходимостью управлять сложными летательными аппаратами. Рядовой пилот обычно летает, примерно, пять дней в неделю. Нормой для пилотов является 80 летных часов в месяц, 800 часов в год, максимально - 90 часов в месяц, 900 часов в год.

Трудовая деятельность пилотов гражданской авиации связана с большой ответственностью, иногда с опасностью. Большое влияние оказывает и ряд неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, таких, как: достаточно высокое психофизическое напряжение, нарушение режима сна, прерывистый режим питания, отдыха, высокая степень гиподинамии, связанная с профессиональной позой пилота.

Требования к физическому состоянию пилотов гражданской авиации определяются специфическими особенностями их профессиональной деятельности, в которой сочетаются напряженная умственная работа, сложно координированные действия и интенсивная летная нагрузка,

протекающие в условиях резко выраженного влияния факторов полета и дефицита времени. «Ориентация на формирование профессиональных компетенций, в период профессиональной подготовки, требует сбалансированного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач; упорядоченной системы воздействия на интеллектуально-волевую и практическую деятельность» [8, с. 236].

Организация и методы исследования. Существенной особенностью организации самостоятельной физической подготовки пилотов гражданской авиации является ее систематичность, простота проведения, доступность и соответствие уровню физической подготовленности. Установление критериев эффективности организации самостоятельной физической подготовки и явилось главным вопросом наших исследований. Гипотетически такими критериями могут являться: достижение должного уровня физической подготовленности; экономия времени при проведении мероприятий по физической подготовке.

Кроме того, может быть выделен и ряд других критериев, зависящих от конкретных задач, решаемых в процессе физической подготовки. Благодаря проведенному опросу летчиков гражданской авиации (было опрошено 110 чел.) об их желании заниматься физическими упражнениями были выделены объективные критерии эффективности организации физической подготовки и самостоятельной физической тренировки (табл. 1).

Таблица 1

Показатели анкетирования летного состава о желании заниматься различными видами физических упражнений

№ Вид двигательной Характер ответов

п/п активности Да Скорее да Скорее нет Нет

1 Оздоровительная физическая 38 50 12 10

тренировка

2 Самостоятельная физическая 48 40 15 7

тренировка

3 Утренняя физическая зарядка 27 28 28 27

4 Физические упражнения

в процессе межполетного 11 8 39 52

отдыха

Анализ данных табл. 1 свидетельствует о том, что у пилотов отмечается желание заниматься самостоятельной и оздоровительной физической тренировкой, далее по степени значимости выделяются утренняя физическая зарядка и физические упражнения в процессе межполетного отдыха. Выбор этих видов двигательной активности летчиками обусловлен следующими причинами: «боязнью» списания

с летной работы по здоровью; стремлением иметь стройный внешний вид; снижением избыточной массы тела; улучшением самочувствия и повышением общей работоспособности.

В личном плане пилоты гражданской авиации не ставят перед собой задач по развитию и совершенствованию физических качеств, способствующих устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов своей профессиональной деятельности и формированию прикладных двигательных навыков.

Требования летной деятельности к физической подготовленности целесообразно формировать в необходимости развития определенных физических качеств. Между тем подбор конкретных физических упражнений для развития тех или иных физических качеств должен осуществляться с учетом потребностей самих занимающихся. Поэтому был проведен еще один опрос о предпочитаемых видах двигательной активности. С учетом данных опроса в дальнейшем была сделана попытка дифференцирования этих видов спорта. В частности, в самостоятельной физической тренировке были выделены виды спорта, наиболее значимые для пилотов гражданской авиации, и испытуемым предлагалось проставить соответствующие ранговые места (табл. 2).

Таблица 2

Оценка пилотами гражданской авиации наиболее значимых видов спорта для самостоятельной физической тренировки, %

Ранговое Вид деятельности Количественный процент пилотов, поставивших

место на первое место данный вид деятельности

1 Оздоровительный бег 29,05

2 Спортивные игры 19,17

3 Плавание 21,95

4 Атлетическая подготовка 14,64

5 Настольный теннис 12,13

6 Лыжный спорт 4,06

Результаты и их обсуждение. Анализ полученных данных показал приоритетное положение таких видов двигательной деятельности, как оздоровительный бег, плавание, спортивные игры.

Необходимо отметить, что занятия плаванием укрепляют сердечнососудистую систему, тренируются сердечные мышцы, мощность сердца увеличивается. Известно о пользе воды и занятий плаванием для нервной системы: уравновешиваются процессы торможения и возбуждения, система находится в тонусе, но не перегружается. Занятия в воде помогают снять нервное напряжение, выводят из депрессивного состояния, положительно влияют на память и внимание. Интересные результаты были получены в ходе исследований О.Н. Логиновым с соавторами по

применению игрового подхода при обучении плаванию. «Данная методика, внедряемая на высоком эмоциональном фоне, способствовала превалированию контрдоминанты стенических эмоций удовольствия и радости над доминантой астенической эмоции страха перед водой у неумеющих плавать студентов» [2, с. 132-133].

Спортивные игры способствуют развитию навыков в координации моторики, скоростных качеств, распределения и переключения внимания. Способствуют развитию дыхательных функций, повышают функции обменных процессов в организме. В процессе занятий по спортивным играм у пилотов развивается способность к умению быстро принимать правильное решение, развиваются умения трансформировать движения по скорости и вектору выполнения, интенсивности и длительности действий, что необходимо в гражданской авиации.

Если говорить об оздоровительном беге и необходимости его на занятиях по физической подготовке пилотов, то необходимо отметить, что оздоровительный бег - это самый доступный и простой вид циклических упражнений. Бег помогает укрепить мышцы и суставы, тем самым предотвращая появление остеохондроза и артроза. В процессе выполнения беговых упражнений практически задействованы все группы мышц, которые, в свою очередь, тесно взаимодействуют с работой суставов. Работающие же суставы выполняют двигательную функцию, которая не позволяет активно развиваться заболеваниям. Оздоровительные пробежки - это отличная профилактика заболеваний сердца. Во время этих занятий улучшается кровообращение и насыщение кислородом всех органов и тканей.

Следует отметить, что большинство пилотов гражданской авиации занимаются физическими упражнениями самостоятельно и бесконтрольно. Нами были предложены варианты дозированной физической нагрузки, при которой у пилотов до 35 лет при выполнении упражнений в свободные от полетов дни физическая нагрузка должна быть такой, чтобы частота сердечных сокращений достигала 170-180 уд/мин, с 35 до 45 лет -150-165 уд/мин, с 45 лет и старше - до 130-145 уд/мин. Конечно, могут быть и индивидуальные различия, в зависимости от уровня тренированности занимающихся. Показателем предельности нагрузок следует считать время восстановления частоты пульса до исходного уровня (8±10 уд/мин). Такое время не должно превышать 15-30 мин после окончания занятия. Вместе с тем, независимо от возраста частота сердечных сокращений в период максимальных нагрузок не должна превышать 180 уд/мин.

В плане укрепления общей функциональной дееспособности сердечно-сосудистой системы достаточно эффективными для летного состава являются упражнения в длительном беге, которые целесообразно не менее двух раз в неделю повторять с относительно невысокой скоростью (1 км -за 4,5-5,0 мин; 3 км - за 14,5-15,0 мин; 5 км - за 30-35 мин).

При выполнении физических упражнений повышенной интенсивности пилот обязан проконсультироваться у специалиста медицинской службы и самостоятельно следить за своим состоянием здоровья. При резком увеличении усталости в ходе беговых тренировок можно кратковременно перейти на медленный бег или быстрый шаг.

Чтобы судить об оптимальности проводимых тренировок, целесообразно раз в неделю самостоятельно проводить функциональную пробу «степ-тест». Мы рекомендуем вариант в 3 минуты. Суть пробы - в трехминутном восхождении на скамью высотой 45-50 см в темпе: секунда - подъем на скамью, секунда - опускание на пол. Всего 90 подъемов и 90 опусканий (раз, два - вверх; три, четыре - вниз). После этого делается минута отдыха и определяется частота сердечных сокращений за первые 30 секунд 2-й минуты отдыха, затем первые 30 секунд 3-й минуты и первые 30 секунд 4-й минуты.

18000

Индекс степ- теста =

П2 + П3 + П4'

где П2, П3, П4 - пульс на 2-й, 3-й, 4-й минутах соответственно. Если индекс умеренно повышается каждую неделю, значит, тренировка проходит успешно; если падает - значит, имеет место перегрузка или появляется какое-то неблагоприятное функциональное состояние. Если индекс не изменяется, можно немного усилить нагрузку. Отличный показатель индекса для летного состава в возрасте 30-40 лет - более 95 ед.; 40-50 лет - около 90-95 ед. и выше, 50 лет - 85-90 ед. Показатель меньше 70 ед. свидетельствует об очень низкой физической тренированности.

Необходимо отметить, что во время дальних перелетов на борту самолета рекомендовано также выполнять упражнения, включающие в себя: потягивание, повороты головы и туловища, сгибание и разгибание рук и ног, упражнения на согласование движений и быстроту, отжимание на подлокотниках, дыхательные упражнения. Применение таких упражнений позволяет членам экипажей сохранять устойчивость психических и психомоторных процессов на более высоком уровне.

Выводы и рекомендации. Организация процесса физической подготовки пилотов гражданской авиации определяется особенностями проведения непосредственно летной подготовки. Данное обстоятельство обусловлено тем, что летная подготовка является основой подготовки летного состава, а остальные виды должны в максимальной степени содействовать ее обеспечению.

Физическая тренировка должна быть систематической, регулярной и способствовать формированию и развитию профессионально важных качеств летного состава.

Список литературы

1. Волкова Л.М., Голубев А.А. Самоконтроль физического состояния будущих специалистов гражданской авиации // Здоровье -основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: труды X Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Т. 10. № 1. СПб., 2015. С. 278-281.

2. Использование игрового подхода при формировании навыка плавания у студенческой молодежи / О.Н. Логинов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2(156). С. 132-133.

3. Попов Ф.И., Маракушин А.И., Бреславец Н.Н. Физическая подготовка летного состава - компонент безопасности полетов // Физическое воспитание студентов. 2011. № 3. С. 76-79.

4. Психология физического воспитания и спорта: учебник / А.В. Родионов [и др.]. М.: Издат. центр «Академия», 2016. 320 с.

5. Роль физической подготовленности студентов, как фактор успешности в будущей профессиональной деятельности / А.А. Болотников [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 2. С. 11-17.

6. Физическая культура в образовательных учреждениях гражданской авиации: учебник / под ред. В.И. Шалупина. М.: Издат. дом Академии Жуковского, 2018. 484 с.

7. Холодова Г.Б., Михеева Т.М., Зимбетов В.Ю. Самоконтроль интенсивности физической нагрузки на основе пульсомертии в процессе занятий физическими упражнениями // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 2. С. 190.

8. Ярлыкова О.В. Влияние педагогических технологий в процессе занятий физической культурой на формирование личности будущего педагога // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 345.

Шалупин Владимир Ильич, канд. пед. наук, проф., зав. кафедрой, заслуженный работник физической культуры РФ, shvasn@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет гражданской авиации,

Морщинина Диана Викторовна, канд. пед. наук, доц., заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный мастер спорта РФ, заслуженный тренер РФ, osoliker@yandex. ru, Россия, Балашиха, Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого,

Чепис Сергей Николаевич, канд. пед. наук, доц., начальник кафедры, заслуженный работник физической культуры РФ, chsn1966@mail.ru, Балашиха, Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого,

Родионова Инесса Альбертовна, канд. пед. наук, проф., rodiinna@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет гражданской авиации

ACTUALITY OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING PILOTS CIVIL AVIATION V.I. Shalupin, D.V. Morshchinina, S.N. Chepis, I.A. Rodionova

The issues of independent physical training of civil aviation pilots are considered, taking into account the significant likelihood of an unfavorable functional state due to the small motor component and significant mental stress accompanying professional activities. Recommendations for independent physical training ofpilots are given, allowing to indirectly manage their own integral preparedness for responsible performance of their duties.

Key words: civil aviation pilots, independent physical training, efficiency, professionalism.

Shalupin Vladimir Ilyich, candidate of pedagogical sciences, professor, head of chair, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, shvasn@,mail.ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University of Civil Aviation,

Morshchinina Diana Victorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, Honored master of sports of the Russian Federation, Honored coach of the Russian Federation, osoliker@yandex.ru, Russia, Balashikha, Military Academy of Strategic Rocket Troops after Peter the Great,

Chepis Sergei Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, chsn1966@,mail.ru, Russia, Balashikha, Military Academy of Strategic Rocket Troops after Peter the Great,

Rodionova Inessa Albertovna, candidate of pedagogical sciences, professor, rodiinna@,mail.ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University of Civil Aviation

Reference

1. Volkova L.M., Golubev A.A. Samokontrol' fizicheskogo sostoyaniya budushchih specialistov grazhdanskoj aviacii // Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya: trudy X Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. T. 10. № 1. SPb., 2015. S. 278-281.

2. Ispol'zovanie igrovogo podhoda pri formirovanii navyka plavaniya u studencheskoj molodezhi / O.N. Loginov [i dr.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2018. № 2(156). S. 132-133.

3. Popov F.I., Marakushin A.I., Breslavec N.N. Fizicheskaya podgotovka letnogo sostava - komponent bezopasnosti poletov // Fizicheskoe vospitanie studentov. 2011. № 3. S. 76-79.

4. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta: uchebnik / A.V. Rodionov [i dr.]. M.: Izdat. centr «Akademiya», 2016. 320 s.

5. Rol' fizicheskoj podgotovlennosti studentov, kak faktor uspeshnosti v budushchej professional'noj deyatel'nosti / A.A. Bolotnikov [i dr.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. Vyp. 2. S. 11-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Fizicheskaya kul'tura v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah grazhdanskoj aviacii: uchebnik / pod red. V.I. Shalupina. M.: Izdat. dom Akademii Zhukovskogo, 2018. 484 s.

7. Holodova G.B., Miheeva T.M., Zimbetov V.Yu. Samokontrol' intensivnosti fizicheskoj nagruzki na osnove pul'somertii v processe zanyatij fizicheskimi uprazhneniyami // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 2. S. 190.

8. Yarlykova O.V. Vliyanie pedagogicheskih tekhnologij v processe zanyatij fizicheskoj kul'turoj na formirovanie lichnosti budushchego pedagoga // Professional'naya orientaciya. 2017. № 1. S. 345.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.