Научная статья на тему 'Занятия по физической культуре в среднем специальном учебном заведении, направленные на формирование двигательной компетенции'

Занятия по физической культуре в среднем специальном учебном заведении, направленные на формирование двигательной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДУЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / MODULAR WORK PROGRAM / LEVEL OF PHYSICAL TRAINING / FUNCTIONAL POTENTIALITIES / EXTRAVOCATIONAL COMPETENCE / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дианов Павел Валерьевич

Разработана и внедрена модульная рабочая программа по физической культуре для средних специальных учебных заведений. Модульная рабочая программа предусматривает формирование двигательной компетенции, повышение общей физической подготовленности и функциональных возможностей организма студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дианов Павел Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classes of physical culture in secondary educational establishment, directed on the formation of movement competence

The modular work program on Physical Culture for secondary educational establishments was worked out and applied. It provides formation of movement competence, improvement of general physical qualification and functional potentialities of students' organism.

Текст научной работы на тему «Занятия по физической культуре в среднем специальном учебном заведении, направленные на формирование двигательной компетенции»

Заключение. Осмысление сути йоги с позиций сегодняшних представлений о единстве физического и психического в человеке позволяет использовать элементы хатха-йоги, не насыщая занятия познанием системы в целом, что неизбежно предполагает следование философии йоги.

С помощью хатха-йоги успешно решаются задачи укрепления здоровья, гармонического развития организма, осуществления контроля над телом. Такие занятия вырабатывают волю и уверенность в себе, улучшают настроение, повышают жизненный тонус и работоспособность. Все это позволяет рекомендовать данную систему оздоровительной физической культуры людям зрелого возраста.

Полученные в ходе исследования экспериментальные данные позволяют утверждать, что модель учебно-тренировочного процесса, направленного на развитие качества гибкости, где особое внимание уделяется разминке с использованием суставной гимнастики и подводящих упражнений, статико-силовым и корригирующим упражнениям, упражнениям на растягивание и расслабление, действительно эффективна применительно к зрелому возрасту и климатическим условиям Забайкалья.

Основные положения работы могут найти применение в профессиональной деятельности специалистов в области оздоровительной физической культуры и фитнеса, в физкультурнооздоровительной работе с другим контингентом населения, а также для развития гибкости у представителей различных видов спорта.

Литература

1. Айенгар Г.С. Йога: жемчужина для женщин: практическое руководство. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 448 с.

2. Алтер М.Дж. Наука о гибкости: учеб. пособие. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 424 с.

3. Бюнеманн Г. Восемьдесят четыре асаны йоги. Исследование традиции: науч.-попул. издание. - М.: Ритамбхара, 2009. - 198 с.

4. Викторов В. Исцеление без лекарств. Индийская гимнастика Хатха-йога: учеб. пособие. - СПб.: Эго, 1991. -160 с.

5. Лечебная физическая культура [Текст]: справочник / под ред. В.А. Епифанова. - М.: Медицина, 1987. - 528 с.

6. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: учеб. для вузов. - М.: ФиС, 2009.- 432 с.

7. Мармавидья - наука о мармах. - URL: http//www.vogin.ru.

8. Пеганов Ю.А., Берзина Л.А. Позвоночник гибок, тело молодо. - М.: Советский спорт, 1991. - 80 с.

9. Сидоровнин Г. П. Восточная гимнастика. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2003. - 268 с.

10. Смит Д., Холл Д., Гиббс Б. Большая иллюстрированная энциклопедия йоги - М.: Эксмо, 2006. - 256 с.

Дерябина Анна Львовна - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

Жигаленко Елена Андреевна - студентка факультета физической культуры Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

Deryabina Anna L’vovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of faculty of physical culture of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University.

Рк 8 (302-2) -32-30-97, 8-914-515-79-79.

Zhigalenko Elena Andreevna - student of faculty of physical culture of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University.

Рк 8-914-455-07-76.

УДК 373

П.В. Дианов

Занятия по физической культуре в среднем специальном учебном заведении, направленные на формирование двигательной компетенции

Разработана и внедрена модульная рабочая программа по физической культуре для средних специальных учебных заведений. Модульная рабочая программа предусматривает формирование двигательной компетенции, повышение общей физической подготовленности и функциональных возможностей организма студентов.

Ключевые слова: надпрофессиональная компетентность, модульная рабочая программа, физическое развитие, физическая подготовленность, функциональные возможности.

Р.К Л/апог

Classes of physical culture in secondary educational establishment, directed on the formation of movement competence

The modular work program on Physical Culture for secondary educational establishments was worked out and applied. It provides formation of movement competence, improvement of general physical qualification and functional potentialities of students' organism.

Kew words: modular work program, level of physical training, functional potentialities, extravocational competence, physical development.

Компетентностный подход признается одним из оснований обновления среднего профессионального образования. Сегодня нужна не просто квалификация, как умение выполнять те или иные операции, а компетентность как набор профессиональных и личностных качеств. Именно с формированием компетентного специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, очевидны его перспективность и вместе с тем его недостаточная разработанность. Разработка технологий реализации в образовательной практике компетентно-стного подхода должна считаться одной из важнейших задач модернизации профессионального образования [1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11].

Методики, направленные на формирования надпрофессиональных компетенций по физической культуре в процессе подготовки специалистов среднего управленческого звена, на сегодняшний день отсутствуют. В связи с этим актуальными являются разработка и внедрение инновационного подхода по физической культуре, направленные на формирование надпрофессио-нальной компетенции у студентов средних специальных учебных заведений.

Целью работы являлась разработка, внедрение и экспериментальное обоснование модульной рабочей программы на формирование над-профессиональной компетенции, повышения физического развития, физической подготовленности у юношей первого курса в блочномодульном варианте проведения занятий по физической культуре.

Педагогический эксперимент проводился на базе Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса у студентов первого курса по специальности «Техническая эксплуатация

подъемно-транспортных строительных, дорожных машин и оборудования». В течение 2008/09 уч. г. всего было обследовано 40 юношей первого курса в возрасте 15-16 лет, по 20 студентов в экспериментальной и контрольной группах.

Педагогический процесс по физической культуре в экспериментальной группе (ЭГ) был направлен на воспитание двигательной компетенции в повышении уровня их физического развития и физической подготовленности, оздоровительно-реабилитационных умений и навыков в целях сохранения и коррекции здоровья студентов, а также формирования у них здорового образа жизни в образовательном процессе.

Для формирования двигательной компетенции у студентов первого курса обучения была разработана модульная рабочая программа, со-

стоящая из двух блоков и восьми специальных учебно-тренировочных модулей-мезоциклов,

направленных на повышение уровня физического развития, подготовленности, функциональных возможностей организма и формирование оздоровительно-реабилитационных умений и навыков.

Для оценки уровня формирования двигательной компетенции была разработана и внедрена в учебный процесс по физической культуре рейтинговая система. В каждом блоке студенту на зачет необходимо было набрать не менее 50 баллов при условиях сдачи требований по четырем модулям.

Учебный процесс по физической культуре в контрольной группе (КГ) у юношей первого курса осуществлялся на основе рабочей программы Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса [12].

Разработанная и внедренная в учебный процесс блочно-модульная программа по физической культуре, направленная на формирование двигательной компетенции у студентов техникума, способствовала повышению показателей физического развития, подготовленности, физической работоспособности, по сравнению с КГ, занимающейся по традиционной методике.

Анализируя показатели физического развития студентов первого курса на протяжении эксперимента, мы выявили, что блочно-модульная технология проведения занятий по физической культуре в ЭГ у юношей 15-16 лет способствовала более существенному воздействию на развитие силовых способностей, функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем (рис.1). Достоверные различия в развитии силовых способностей в динамометрии правой и левой кисти, становой динамометрии наблюдались в ЭГ и составили прирост правой кисти на 10,43% (с 52,70±1,31 до 58,20±1,70 кг; 1=2,57; Р<0,05); левой кисти 9,79% (с 49,60±1,32 до 54,46±1,45 кг; 1=2,49; Р<0,05); становой динамометрии 5,37% (с

164,18±2,43 до 173,0±2,58 кг; 1=2,49; Р<0,01), что свидетельствует о повышении уровня развития силовых способностей за счет целенаправленного воздействия физических упражнений

[7].

У студентов КГ отмечена лишь тенденция к повышению силовых способностей, что свидетельствует о том, что примерная программа по физической культуре, по которой занимались студенты КГ, не предусматривает целенаправленного воздействия на силовые способности юношей.

Рост

„■■ЭГ □ КГ

Рис. 1. Прирост показателей физического развития юношей 15-16 лет в течение педагогического эксперимента

Развитие качества общей выносливости на протяжении учебно-тренировочных модулей как в первом, так и во втором блоках по кроссовой и лыжной подготовке способствовало повышению функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем.

Кроме того, выявлено, что целенаправленное воздействие средств кроссовой и лыжной подготовки оказывает достоверное воздействие на аэробные возможности организма юношей ЭГ, что нашло отражение в приросте показателей ЖЕЛ и составило 12,35% (с 2,43±0,08 до 2,73±0,06; 1=2,15 ;Р<0,05). По показателям ЧСС у студентов экспериментальной группы было выявлено значительное повышение функциональ-

Динамика показателей физической подготовле!

ных возможностей фнукций миокарда, что нашло отражение в достоверном уменьшении ЧСС на 6,92 и составило 8% (с 78,0±1,48 до 72,95±1,28; 1=2,58; Р<0,05) по сравнению с КГ. У юношей КГ выявлена только тенденция изменений в ЧСС, ЖЕЛ (рис.1, табл. 2).

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности на протяжении эксперимента подтвердил наше предположение, что моделирование учебно-воспитательного процесса в блочно-модульном варианте проведения занятий по физической культуре, направленное на формирование двигательной компетенции, способствовало повышению уровня физической подготовленности (табл. 1).

Таблица 1

;ти в течение годичного исследования (Х ± т)

Показатели Г руппа Прирост,% Достоверность различия

Челночный ЭГ 5,08 1=2,35; Р<0,05

бег 4x10 м, с КГ 0,52 1=0,23; Р>0,05

Бег 100 м, с ЭГ 5,66 1=3,45; Р<0,01

КГ 2,67 1=1,82; Р>0,05

Бег 3000 м, с ЭГ 5,97 1=2,20; Р<0,05

КГ 0,90 1=0,37; Р>0,05

Подтягивание на высокой перекла- ЭГ 30,74 1=2,23; Р<0,05

дине из виса, кол-во раз КГ 4,74 1=0,29; Р>0,05

Темпы прироста развития координационных способностей на основе результата в челночном беге у студентов 1 курса ЭГ составили 5,08% (с 9,64±0,16 до 9,15±0,12с; 1=2,35; Р< 0,05), что свидетельствует о естественном возрастном развитии [7]. У студентов КГ наблюдалась тенденция улучшения результата, что составило 0,52% (с 9,68±0,17 до 9,63±0,14с; 1=0,23; Р > 0,05).

Показатель достоверного улучшение скоростных качествах в беге на 100 метров у студен-

тов ЭГ составил 5,66% (с 14,68±0,18 до 13,85±0,15с; 1=3,45; Р<0,01), что свидетельствует о целенаправленном воздействии на это двигательное качество физических упражнений, в частности - на длину бегового шага путем увеличения силы мышц нижних конечностей. У студентов КГ наблюдалось незначительное улучшение результата, что составило 2,67% (с 14,98±0,17 до 14,58±0,14с; 1=1,82; Р>0,05) за счет естественного развития организма и соот-

ветственно повышения силовых способностей мышц нижних конечностей [13].

В ЭГ выявлены достоверные различия в беге на 3000 м, характеризующие аэробные возможности организма и развитие качества общей выносливости, которые составили прирост 5,97% (с 831,82±11,51 до 782,23±19,48с; 1=2,20;

Р<0,05). Необходимо отметить, что улучшение результатов произошло за счет целенаправленного воздействия физических упражнений. В КГ наблюдалось незначительное улучшение результата - 0,90% (с 832,65±13,73 до

840,12±14,93с; 1=0,37; Р>0,05), по нашему мнению, это связано с низкой эффективностью занятий физической культуры, проводимых по традиционной методике в средних специальных учебных заведениях.

Результаты, показанные студентами ЭГ на протяжении эксперимента в подтягивании из виса, то есть в развитии силовой выносливости, показали достоверное улучшение и составили 30,74% (с 9,11±0,93 до 11,91±0,86 раз; 1=2,23; Р<0,05), это свидетельствует об эффективном влиянии силовых упражнений на развитие этой способности. Положительные изменения про-

изошли и в КГ, их прирост составил 4,74% (с 8,65±1,12 до 9,06±0,89раз; 1=0,29; Р>0,05), но изменение изучаемых показателей было значительно ниже, чем в экспериментальной группе.

Анализируя результаты показателей физической работоспособности организма на протяжении эксперимента, нами было выявлено, что развитие аэробных способностей организма на протяжении учебно-тренировочных модулей по кроссовой и лыжной подготовке оказало существенное влияние на уровень здоровья, относительную физическую работоспособность в сравнении со студентами КГ, занимающимися на основе стандарта по физической культуре [10] и примерной рабочей программе Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса [12].

Так, в ЭГ прирост PWCl70 на килограмм веса составил 6,96% (с 17,37±0,41 до 18,58±0,40; 1=2,12; Р<0,05), что свидетельствует об эффективном влиянии аэробных упражнений на развитие этой способности; КГ - 4,31% (с

17,42±0,45 до 18,17±0,42; 1=1,21; Р>0,05), тем самым наблюдалось только тенденция повышения работоспособности организма [7, 2].

Таблица 2

Динамика показателей функциональных возможностей организма студентов в течение годичного исследования (Х ± т)

Показатели Г руппа Прирост,% Достоверн. различия

PWC170 /кг ЭГ 6,96 1=2,12; Р<0,05

КГ 4,31 1=1,21; Р>0,05

ЧСС, уд/мин ЭГ 6,92 1=2,58; Р<0,05

КГ 3,03 1=0,17; Р>0,05

АД-сист., мм.рт.с. ЭГ 2,33 1=1,14; Р>0,05

КГ 2,46 1=1,23; Р>0,05

АД-диаст., мм.рт.с. ЭГ 0,07 1=0,04; Р>0,05

КГ 1,3 1=0,79; Р>0,05

МПК, млхмин/кг ЭГ 5,16 1=2,14; Р<0,05

КГ 2,24 1=1,08; Р>0,05

Целенаправленное воздействие физических упражнений на развитие общей выносливости и функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной системы организма оказало существенное воздействие на уровень максимального потребления кислорода (МПК). В ЭГ прирост МПК мл^мин/кг составил 5,16% (с 49,80±0,90 до 52,37±0,80; 1=2,14; Р < 0,05), что свидетельствует об эффективном влиянии аэробных упражнений на эти системы [7]. В КГ динамика МПК составляла 2,24% (с 49,50±0,75 до 50,61±0,72; 1=1,08; Р > 0,05).

Выводы. Разработанная модульная рабочая

программа по физической культуре, состоящая из двух блоков и восьми специальных учебнотренировочных модулей, направленных на формированию двигательной компетенции у студентов первого курса, способствовала повышению уровня физического развития, подготовленности, функциональных возможностей организма и формированию оздоровительнореабилитационных умений и навыков:

а) занятия с отягощениями на основе атлетической гимнастики оказали более значительное воздействие на развитие силовых способностей у студентов ЭГ: прирост динамометрии правой

кисти составил 10,43%, левой кисти - 9,79%, становой динамометрии - 5,37%, в подтягивании на высокой перекладине - 30,74%. В КГ достоверное повышение в динамометрии правой и левой руки, а также становой силы не выявлено;

б) повышение уровня физической подготовленности у студентов ЭГ по сравнению с КГ связано с применением сопряжено-последовательного и опережающего методов развития двигательных качеств на основе мезо -и микроциклов. Применение этих методов у студентов ЭГ способствовало улучшению показателей координационных возможностей на 5,08%, в беге на 100 м 5,66%, на 3000 метров 5,97%;

в) использование кроссовой и лыжной подготовки в ЭГ оказало существенное воздействие на функциональные возможности организма, что нашло отражение в снижении ЧСС на 6,92%, повышении физической работоспособности Р^УС]70/кг - 6,96% , МПК/кг - 5,16%.

Литература

1. Агентова Н.В. Сравнительная характеристика компе-тентностных моделей выпускника СПО и бакалавра технического профиля // Среднее профессиональное образова-ние.-2009.- №6. - С.10.

2. Апанасенко Г.Л. Максимальная аэробная способность как критерий оптимальности онтогенеза // Физиология человека. - 2010.- Т.36.- №1.- С.67-73.

3. Балашова В.Ф. Понятия «компетенция» и «компетентность» как базовые составляющие компентентностного подхода к образованию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - №5. - С.59-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Боенко Н.А. Развитие учебно-профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. -2008. - №5. - С.16-21.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос: ин-

тернет-журнал. -2006. - 5 мая.

6. Конюхов А.Н. Опыт компетентностно-ориентированной подготовки специалистов для пищевой отрасли региона // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №4. - С. 31.

7. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2004 -192с.

8. Литвинов Л.А. Проектирование предпосылок становления образовательной компетенции студентов техникума // Среднее профессиональное образование. - 2005. - №5. -С. 8.

9. Петрова Н.Г. Формирование надпрофессиональных компетенций на уроках русского языка // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №1. - С.92-93.

10. Пехлецкий Н.Н., Погодаев Г.И., Щербаков В.Г., Палтиевич Р. Л. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура» для средних спец. учеб. заведений (базовый уровень) - М.: Изд. отдел ИПР СПО, 2003. -30 с.

11. Седова Н.Е. Обновление содержания обучения на основе компетентностного подхода // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №12. - С.4-5.

12. Тарасов А.А., Кириенко А.В. Рабочая программа по учебной дисциплине «Физической культура» для средних специальных учебных заведений. - Чита, 2008. - 37 с.

13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. для вузов. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

Дианов Павел Валерьевич, аспирант Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, преподаватель физической культуры Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса.

Факс 8 (3022) 35-63-49

Dianov Pavel Valerievich - post-graduate of N.G. Cherny-shevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University; teacher of physical culture in Chita college of branch technologies and business.

e-mail [email protected]

УДК 796.83

НА Дмитриев, А.Б Сыроватский

Методика формирования индивидуальной манеры ведения боя боксеров-юношей (15-16 лет)

В статье рассмотрены методики тренировки для формирования индивидуальной манеры ведения боя боксеров-юношей (15-16 лет). Для каждого стиля ведения боя были разработаны индивидуальные планы тренировки.

Ключевые слова: методика тренировки, индивидуальная манера ведения боя, боксеры-юноши, стиль, темповик, нокау-тер, игровик, специальные упражнения, техника и тактика, план тренировки.

ЖА. Л/пйп'ег, А.В. Зугогаку

Methods of forming of individual manner of fight conducting of young boxers (15-16 years)

The article deals with the techniques of training, intended for formation of an individual manner of fight conducting of boxers -young man of 15-16 years, individual plans of training have been developed for every style of fight conducting. Technics and tactics of each style of fight conducting were correlated with judging in competitions.

Key words: training technique, individual manner of fight conducting, young boxers, style, special exercises, technics and tactics, training plan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.