кисти составил 10,43%, левой кисти - 9,79%, становой динамометрии - 5,37%, в подтягивании на высокой перекладине - 30,74%. В КГ достоверное повышение в динамометрии правой и левой руки, а также становой силы не выявлено;
б) повышение уровня физической подготовленности у студентов ЭГ по сравнению с КГ связано с применением сопряжено-последовательного и опережающего методов развития двигательных качеств на основе мезо -и микроциклов. Применение этих методов у студентов ЭГ способствовало улучшению показателей координационных возможностей на 5,08%, в беге на 100 м 5,66%, на 3000 метров 5,97%;
в) использование кроссовой и лыжной подготовки в ЭГ оказало существенное воздействие на функциональные возможности организма, что нашло отражение в снижении ЧСС на 6,92%, повышении физической работоспособности Р^^^/кг - 6,96% , МПК/кг - 5,16%.
Литература
1. Агентова Н.В. Сравнительная характеристика компе-тентностных моделей выпускника СПО и бакалавра технического профиля // Среднее профессиональное образова-ние.-2009.- №6. - С.10.
2. Апанасенко Г.Л. Максимальная аэробная способность как критерий оптимальности онтогенеза // Физиология человека. - 2010.- Т.36.- №1.- С.67-73.
3. Балашова В.Ф. Понятия «компетенция» и «компетентность» как базовые составляющие компентентностного подхода к образованию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - №5. - С.59-63.
4. Боенко Н.А. Развитие учебно-профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. -2008. - №5. - С.16-21.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос: ин-
тернет-журнал. -2006. - 5 мая.
6. Конюхов А.Н. Опыт компетентностно-ориентированной подготовки специалистов для пищевой отрасли региона // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №4. - С. 31.
7. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2004 -192с.
8. Литвинов Л.А. Проектирование предпосылок становления образовательной компетенции студентов техникума // Среднее профессиональное образование. - 2005. - №5. -С. 8.
9. Петрова Н.Г. Формирование надпрофессиональных компетенций на уроках русского языка // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №1. - С.92-93.
10. Пехлецкий Н.Н., Погодаев Г.И., Щербаков В.Г., Палтиевич Р. Л. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура» для средних спец. учеб. заведений (базовый уровень) - М.: Изд. отдел ИПР СПО, 2003. -30 с.
11. Седова Н.Е. Обновление содержания обучения на основе компетентностного подхода // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №12. - С.4-5.
12. Тарасов А.А., Кириенко А.В. Рабочая программа по учебной дисциплине «Физической культура» для средних специальных учебных заведений. - Чита, 2008. - 37 с.
13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. для вузов. - М.: Академия, 2004. - 480 с.
Дианов Павел Валерьевич, аспирант Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, преподаватель физической культуры Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса.
Факс 8 (3022) 35-63-49
Dianov Pavel Valerievich - post-graduate of N.G. Cherny-shevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University; teacher of physical culture in Chita college of branch technologies and business.
e-mail [email protected]
УДК 796.83
НА Дмитриев, А.Б Сыроватский
Методика формирования индивидуальной манеры ведения боя боксеров-юношей (15-16 лет)
В статье рассмотрены методики тренировки для формирования индивидуальной манеры ведения боя боксеров-юношей (15-16 лет). Для каждого стиля ведения боя были разработаны индивидуальные планы тренировки.
Ключевые слова: методика тренировки, индивидуальная манера ведения боя, боксеры-юноши, стиль, темповик, нокау-тер, игровик, специальные упражнения, техника и тактика, план тренировки.
ЖА. Л/пйп'ег, А.В. Зугогаку
Methods of forming of individual manner of fight conducting of young boxers (15-16 years)
The article deals with the techniques of training, intended for formation of an individual manner of fight conducting of boxers -young man of 15-16 years, individual plans of training have been developed for every style of fight conducting. Technics and tactics of each style of fight conducting were correlated with judging in competitions.
Key words: training technique, individual manner of fight conducting, young boxers, style, special exercises, technics and tactics, training plan.
В последнее десятилетие в связи с усилившейся конкуренцией на международной арене большое внимание уделяется научным исследованиям различных сторон бокса, в частности изучению его техники, тактики, стиля и различных манер ведения боя.
Индивидуальная манера противника всегда представляет сложную для решения тактическую задачу. Чем больше у боксера отмечается необычных, нестандартных действий, тем сложнее с ним вести борьбу, тем сложнее составить модель тактических действий в бою против него. Поэтому тренер должен как можно раньше определить способности боксера, «уловить» его технико-тактические, физические и психологические особенности и затем развивать и совершенствовать только ему присущие действия, формировать индивидуальную манеру ведения боя.
Индивидуальная манера вырабатывается в результате боевого самоопределения боксера в состязаниях и, конечно, в тренировке. Она зависит от физических особенностей и психических свойств боксера и получает индивидуальное выражение в технике и тактике.
Индивидуальная манера вести бой непостоянна. Она изменяется и совершенствуется по мере того, как развиваются физические и волевые качества боксера, расширяются его способности, совершенствуется техника и приобретается тактический опыт [1].
Некоторые авторы указывают, что в индивидуальной манере боя боксера выражаются его способности и склонности к определенным способам. Им отмечается, что индивидуальная манера вырабатывается в результате боевого самоопределения боксера в состязаниях и в тренировках. Она зависит от физических особенностей и психических свойств боксера и получает индивидуальное выражение в технике и тактике. Способность в большей степени проявить силу, быстроту, ловкость или выносливость непосредственно влияет на выбор общей тактики того или иного боя. Боксеры, физические качества которых ярко выражены, стараются выгодно использовать их в своей тактике, например, обладающие преимуществом в силе обычно стремятся наносить в бою сильные удары; ловкие используют подвижность, обыгрывая противника по очкам; быстрые стараются превосходить противника внезапностью атак и контратак; выносливые обычно ведут бои в быстром темпе, утомляя противника непрерывными атаками [2].
Взаимосвязь между манерой ведения боя и
временем сложных двигательных реакций исследовалась многими авторами. Индивидуальные различия во времени развития сложных реакций предопределяют выбор боксерами новичками присущую им манеру ведения боя. Он считает, что по показателям времени сложные двигательные реакции боксеров можно разделить на три группы: атакующая манера ведения боя, контратакующая и комбинированная.
Каждый мастер ринга имеет отличительные особенности в бою или в манере держаться против соперников, или в манере атаковать и защищаться, или тактике. Это вполне закономерно, несмотря на то, что многие из них занимались вместе у одного тренера. В индивидуальной манере боксера выражаются его способности и склонности к определенным способам боя.
Индивидуальная манера вести бой непостоянна. Она изменяется и совершенствуется по мере того, как развиваются физические и волевые качества боксера, расширяются его способности, совершенствуется и приобретается тактический опыт [3].
Под индивидуальной манерой ведения боя мы понимаем склонность спортсмена к определенным способам ведения поединка, которая обусловлена генетически заданными особенностями, такими как свойства техники, особенности телосложения, а также уровнем развития его физических качеств.
Важнейшим фактором, влияющим на формирование индивидуальной манеры ведения боя боксера, является психомоторный фактор (психосоматические особенности и двигательные способности спортсмена), который обусловлен генетически заданными индивидуальными свойствами аппарата спортсмена. В процессе спортивного совершенствования у единоборцев формируется различные доминирующие способности, которые отражаются на особенностях боевой манеры и проявляются в технике выполнения комбинаций и тактике ведения боя [4].
Индивидуальная манера выражается в предпочтении спортсменом того или иного вида тактики ведения боя (например, тактики темпа, нокаута, обороны, контратак и пр.) и в способах решения тактических задач (атакующая форма боя, форма встречных контратак и пр.).
Таким образом, формирование у единоборцев тактической манеры обусловлено преимущественно их генофондом, который реализуется в процессе спортивного совершенствования посредством целенаправленных управляющих воздействий.
Индивидуальная манера ведения боя спортсмена и стиль бокса взаимосвязаны. Особенности принятой в стране (национальной) школы влияют на формирование манеры, а манеры единоборца отражают характер стиля.
Индивидуальные психосоматические особенности являются продуктом генофонда и представляют настолько мощный фактор, что он может свести на нет попытки тренера-педагога выработать характерный для национальной школы стиль. Наиболее ярко это противоречие может быть выражено в случаях, когда традиционный (навязываемый) стиль не адекватен психосоматическому статусу спортсмена.
В связи с этим бесспорным является стихийный неуправляемый процесс становления типа единоборца конкретного амплуа, который определяется в основном психосоматическим статусом спортсмена.
Таким образом, индивидуальная манера ведения боя определяет тактический тип единоборца, различия между которыми проявляются прежде всего в тактике ведения боя, которая специфична у представителей разных типов.
Как показывают наши исследования и практика бокса, существование боксеров какого-либо тактического типа в «чистом» виде, исключая универсалов, является недостатком методики их обучения и совершенствования [5].
Таким образам, мы считаем, что в боксе существуют следующие типы единоборцев: игро-вик-нокаутер, игровик-темповик, нокаутер-игровик, нокаутер-темповик, темповик-игровик, темповик-нокаутер, а также единоборцы-универсалы.
Единоборцы-силовики, характеризующиеся силовой направленностью боксирования являются представителями тех стран и клубов, где бокс только начинают культивировать. Это направление боксирования является следствием недостаточно совершенной школы бокса.
Под индивидуальной манерой спортсмена нами понимается склонность атлета к определенным способам ведения соревновательной борьбы, т.е. индивидуальный способ решения двигательной задачи.
Таким образом, в процессе совершенствования техники индивидуальные морфологические и функциональные особенности спортсмена влияют на «детали» техники (второстепенные особенности движения), не нарушая основу техники движений и ее основные звенья. С этих позиций и можно сказать, что техника несет в себе индивидуальные отпечатки, имеет индивидуальный характер.
Важным фактором повышения уровня мастерства единоборцев является совершенствование процесса индивидуальной подготовки спортсменов. Однако качественное управление индивидуальной подготовкой невозможно без знания путей формирования индивидуальной манеры и технико-тактического мастерства спортсменов.
С 1 сентября 2009 г. по 20 апреля 2010 г. в эксперименте участвовало 30 учащихся 19931994 гг. рождения. Возраст 15-16 лет. Их разделили на две группы: экспериментальную и контрольную. Тренировки проводились в обеих группах 6 раз в неделю продолжительностью 1 ч 30 мин.
В первой группе с помощью педагогического наблюдения выявили тактические типы единоборцев: темповиков, игровиков, непрерывно
атакующих сильными ударами.
При подготовке темповиков нужно совершенствовать ведение боя в высоком темпе и эффективно проводить серии ударов, важно развивать скорость и выносливость. Мы использовали такие методы тренировки, как работа на снарядах, на лапах, работа с отягощениями. Выносливость развивают по 2 направлениям:
1) развитие аэробных возможностей боксера;
2) развитие анаэробных возможностей боксера.
Для развития аэробных возможностей применяются:
• длительная многораундовая работа на пневматической груше, когда следуют легкие, но непрерывные удары до полного утомления спортсмена;
• длительная работа на мешке, во время которой отрабатывается не сила ударов, а непрерывность их нанесения;
• ведение тренировочных боев в течение времени, превышающего длительность нескольких раундов;
• длительное выполнение упражнений со скакалкой.
Для развития анаэробных возможностей боксера в условиях кислородного голодания, при отсутствии возможности его быстрой компенсации используются следующие упражнения:
• ведение «боя с тенью» с периодами спринтерских рывков и ускорений;
• многораундовая работа с тренером (на «лапах») с сокращением интервала отдыха между раундами или без перерыва;
• ведение условного боя в высоком темпе с быстрым передвижением по рингу с целью загнать партнера в угол или прижать к канатам;
• нанесение серий ударов с задержкой дыхания;
• ведения условного боя в высоком темпе с быстрым передвижением по рингу с целью загнать партнера в угол или прижать к канатам;
Для достижения высокого уровня выносливости необходима определенная система выбора упражнений и их организаций. Экспериментальные исследования показали, что общая выносливость боксера существенно улучшается, если на тренировке используются специальные упражнения, которые вызывают наибольшие энергетические сдвиги. Например, прыжки со скакалкой развивают мышцы ног, сердечнососудистую и дыхательную систему, чувство ритма и координацию движений [6].
Прыжки со скакалкой на выносливость. Прыжки выполняют на обеих ногах с одним вращением на каждый прыжок с любой скоростью. Во время выполнения прыжков разрешается допустить одну ошибку. Ошибка - если учащийся сбился или изменил способ прыжка (начал прыгать с междускоком, поочередно на левой и правой ноге и т.п.). после первой ошибки надо как можно быстрее продолжить прыжки. Допустив вторую ошибку, учащийся прекращает выполнение упражнения. Учитывают время, в течение которого учащийся выполнял прыжки.
Немаловажную роль играет для темповиков скорость. Для развития быстроты необходимо использовать в процессе тренировки ряд особых упражнений:
• выполнение ударов с гантелями в руках и без них;
• «бой с тенью» в утяжеленной обуви и сразу без нее;
• чередование серий бросков медицинбола и нанесения ударов;
• выполнение защит или ударов по сигналу тренера; серия ударов в максимальном темпе в течение 15 с через каждые 30 с работы в спокойном темпе (проводится с гантелями весом 2 кг в руках);
• защита отклонами и уклонами в максимальном темпе от одиночных ударов;
• переход от атакующих к защитным действиям и наоборот в максимальном темпе;
• контратакующие удары в максимальном темпе;
• условный бой с партнером с установкой на быстроту;
• быстрые удары по «лапам» в момент «появления цели».
Для формирования манеры игровика преимущественное внимание следует уделять своевременности и точности ударов, а также легкости передвижений и развитию ловкости.
Большое значение наряду с индивидуальными данными в развитии ловкости, которые проявляется в упражнениях, связанных с высокоскоростным изменением направления движения и позиции тела, имеет планомерный и целенаправленный тренировочный процесс.
Специальные упражнения для боксеров по развитию ловкости разделяются на:
А) упражнения на снарядах:
• нанесение серии ударов по пунктболу;
• нанесение ударов по груше на растяжках;
• нанесение ударов по движущемуся мешку;
• одновременное нанесение ударов по двум-трем надувным или насыпным грушам.
Б) упражнения с партнером:
• выполнение сейдстепов, ударов на скачке;
• выполнение ударов вперед под разноименные ноги;
• выполнение ударов назад с шагами одноименных ног;
• защитные движения во время серии ударов партнера;
• проведение спаррингов на ринге размером 1,5х1,5 м;
• смена партнеров и темпа боя в парах;
• серия ударов по «провалившемуся противнику»;
• отработка «выходов» из углов при атаке партнера;
• отработка «уходов» от канатов при атаке партнера.
Также игровику необходимо развивать мышцы ног: прыжки вперед, ходьба и прыжки в приседе, салки ногами, упражнения со скакалкой, приседание и вставание на одной ноге, приседание со штангой, прыжки через препятствия.
Дополнительно следует использовать в работе с игровиками следующие упражнения:
• пятнашки руками с партнером;
• салки ногами с партнером;
• передвижения с теннисными мячами (вокруг мяча, движения вперед и назад);
• работа с тренером «на лапах» с использованием быстрых одиночных ударов в движении;
• работа на снарядах, быстрая атака с переходом с дальней дистанции на среднюю и с выходом «нырком» или сейдстепом с ударами;
• ведение условного боя в высоком темпе с быстрым передвижением по рингу с целью
сбить противника с равновесия;
• бой с тенью, работа на челночке.
При подготовке нокаутера надо уделять первоочередное внимание совершенствованию одиночных ударов, двойных и трехударных серий, выполняемых с большой силой и в кратчайший промежуток времени. Для развития и совершенствования силовых способностей используются упражнения на преодоление собственного веса, сопротивление партнера с использованием отягощений. Повышение нагрузки достигается увеличением веса отягощения, скорости движений, количества повторений. В специальную подготовку боксера для развития силы входят упражнения:
• длительная работа с отягощением (не более 500 г);
• краткосрочная работа с субмаксимальны-ми и максимальными весами.
К числу специальных упражнений относятся:
• пораундовый «бой с тенью» (утяжеление на руках не более 500 г);
• отработка ударов с гантелями весом 2-2,5 кг в руках;
• нанесение ударов по наковальне (автопокрышке) различной высоты;
• выбрасывание рук вперед и вверх от груди с легкой штангой;
• нанесение прямых ударов, взявшись за концы грифа штанги;
• передвижение и «бой с тенью» в утяжеленной обуви, с грузами на ногах или на поясе;
• передвижение с гирями (16 или 24 кг) в руках.
Каждый боксер, каким бы стилем он ни обладал, имеет свою индивидуальную, только ему присущую манеру ведения боя. Манера боя может находить свое выражение как в технике, так и в тактике. Как правило, боксеры высокого роста боксируют на дальней дистанции прямыми ударами; низкие, коренастые, напротив, стремятся к сближению. Например: манерой можно считать активное проведение начала или конца раунда, или атаку прямым ударом правой в голову с движением в правую сторону, или стремление внезапно изменить дистанцию с ближней на среднюю, быстро при отходе нанести два-три удара и снова войти в ближнюю, или увеличение количества «взрывных» действий к концу раунда, т.е. нанесение серии ударов за
серией, когда противник устал, и т.д.
Индивидуальная манера боя определяется типологическими свойствами нервной системы (темперамент, воля, скорость реакции, быстрота, чувства дистанции, сила и чувство удара и др.), которые обусловливают своеобразие деятельности боксера, его стремление решать задачи наиболее удобным для себя способом, используя свои конституционные и физические данные и технико-тактические возможности.
Стиль и индивидуальная манера ведения боя - органически связанные понятия. Стиль влияет на формирование манеры, а манера ведения боя боксером отражает характер стиля.
Большое влияние на стиль оказывают традиции бокса, культура боксеров, темперамент и вкусы зрителей, правила соревнований и судейство. У большинства боксеров могут быть отклонения от общего стиля, обусловленные их индивидуальными особенностями.
1. Градополов К.В. Бокс: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. И.П. Дегтярева, - М.: ФиС, 1979. - 287 с.
2. Филимонов В.И. Бокс: педагогические основы обучения и совершенствования - М.: ИНСАН, 2001.
3. Атилов А.А. Современный бокс. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 640 с. Серия "Мастера боевых искусств".
4. Синьков В.А., Шпорт М.В. Бокс. Первые шаги. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 256 с.
5. Филимонов В.И. Бокс: Спортивно-техническая и физическая подготовка. - М.: ИНСАН, 2000.
6. Градополов К.В. Бокс. - М.: ФиС, 1965. 304 с.
Дмитриев Николай Александрович, старший преподаватель кафедры спортивных единоборств Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Амосова. Якутск.
Сыроватский Александр Борисович, ассистент кафедры спортивных единоборств Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Якутск.
Syrovatskiy Alexander Borisovich - assistent of department of sport single combats of Institute of physical culture and sport of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, the Republic of Sakhа (Yakutia), Yakutsk.
Рк 89241690043.
Dmitriev Nikolay Aleksandrovich - senior teacher of department of sport single combats, Institute of physical culture and sport of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, the Republic of Sakhа (Yakutia), Yakutsk.
Рк 89142709368, e-mail: [email protected]