ЗАНЯТИЯ ЛФК КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИНВАЛИДОВ
CLASSES OF THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE AS A METHOD OF SOCIAL REHABILITATION AND RECOVRING OF MOTOR FUNCTIONS
OF THE DISABLED
Чуфарова Любовь Ивановна
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально — педагогический университет
г. Волгоград, Россия Chufarova Lubov Ivanovna Senior lectures department«Physical culture» Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Кузьмина Анастасия Павловна
студент
факультет психолого — педагогического и социального образования Волгоградский государственный социально — педагогический университет
г. Волгоград, Россия Kuzmina An as facia Pavlovna
student
Faculty of psychological and pedagogical and social education Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В данной работе рассматриваются вопросы/ социальной реабилитации инвалидов с помощью средств физической культурыы, определяются основные принципыы построения системыы комплексной социальной адаптации инвалидов и возможности физической культуры! в системе помощи людям с инвалидностью.
Abstract. This publication examines the issues of and rehabilitation of people with disabilities through physical education, defines the basic principles of building a system of integrated social adaptation of people with disabilities and the possibilities of physical education in the system of helping people with disabilities.
Ключевые слова: лечебная физическая культура, инвалид, социализация, реабилитация, адаптация.
Keywords: healing fitness, disabled, socialization, rehabilitation, adaptation.
Выход людей с инвалидностью из социально-культурного окружения по причине нарушения взаимосвязей со средой объясняется несоответствием социального, психологического и психофизического статуса инвалида требованиям социальной ситуации [1, с. 132].
Психологические нарушения (девиации), которые сопровождают инвалидов, неизбежно отражаются как на поведении, так и на общем здоровье человека (осложняет болезни и последствия травм и психологические, социальные и
физические отклонения). Психологические отклонения осложняют жизнь, как самого человека, так и его родных и близких, а также снижает социально-коммуникативные возможности, ухудшают различные сферы жизнедеятельности, усиливает деградацию личности, а также вызывают различные девиации поведения и физиологии.
Социальная адаптация инвалидов тесно связана с системой социальной реабилитации, основополагающими принципами построения которой являются следующие:
1. Человек с инвалидностью не является источником возникновения проблем и трудностей: их создает инвалидность.
2. Инвалидность - это не только проблема медицинского характера, но и проблема социальная, проблема неравных возможностей.
3. Нет универсального лекарства для преодоления проблем, связанных с инвалидностью, поэтому необходимо использовать все доступные возможности общества.
4. Объем личностно-ориентированной помощи определяется на основе признания достоинства и ценности каждой личности и зависит от степени ограничения возможностей и группы инвалидности, а также от конкретной ситуации [1, с. 134].
В настоящее время социальную реабилитацию и коррекцию людей с инвалидностью стали рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, включающую в себя такие аспекты как: медицинские, физические (физиологические), психологические, профессиональные, социально-экономические [2, - с. 14].
Для возращения к нормальной жизнедеятельности человека с инвалидностью необходимо проводить социальную реабилитацию в следующих аспектах:
1. Медицинский и физический (физиологический) аспекты социальной реабилитации предполагают восстановление жизнедеятельности инвалида при помощи комплексного использования разнообразных форм, методов и средств, направленных на максимальное восстановление и реабилитацию нарушенных физических (физиологических) функций организма, а в случае невозможности достижения этого - развитие компенсаторных и заместительных функций.
2. Психологический аспект социальной реабилитации и восстановления направлен на коррекцию психического и психологического состояния инвалида, устранения девиантных отклонений в психике человека, а также создание у инвалида положительного отношения к оказанию медицинской помощи, рекомендациям специалистов, выполнению реабилитационных и восстановительных мероприятий и реабилитации в целом.
3. Профессиональный аспект социальной реабилитации, коррекции и восстановления затрагивает вопросы обучения человека с инвалидностью всем необходимым и допустимым для него трудовым и бытовым действиям, формирование навыков самообслуживания, профессиональной ориентации и обучения согласно его ограничениям здоровья.
4. Социально-экономическая реабилитация и восстановление состоит в том, чтобы обеспечить человеку с инвалидностью материальную поддержку и социальную полноценность.
Таким образом, социальная реабилитация людей с инвалидностью -разносторонний процесс социальной реабилитации их здоровья и социальной адаптации в окружающую их социальную среду. Все виды социальной реабилитации необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи [3, С 4-11].
Физическая (физиологическая) реабилитация - объединяет в себе медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, представляет систему мероприятий по восстановлению или компенсации физических и интеллектуальных возможностей и способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, эмоциональной и психологической устойчивости и адаптивных резервов организма средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа.
Физическая культура — это особая область культуры, которая выполняет социально-реабилитационную и восстанавливающую функции путем развития опорно-двигательного аппарата, повышения работоспособности, удовлетворения потребностей в коммуникации, восстановлении психологического статуса, самореализации при занятиях спортом. В России законодательно закреплены государственные обязательства по обеспечению прав инвалидов на занятия физической культурой и спортом.
В Конституции Российской Федерации эти права поставлены в один ряд с основными правами человека и гражданина.
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) предусмотрены такие меры, как:
— обеспечение доступа людям с инвалидностью к спортивным сооружениям;
— участие учреждений физкультуры и спорта в воспитании и обучении детей-инвалидов;
— государственная поддержка предприятий и организаций, содействующих инвалидам в занятиях физической культурой и спортом;
— предоставление инвалидам льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреждений [4].
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999) содержит отдельную статью «Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами». В ней указано, что занятия людей с инвалидностью физической культурой и спортом являются важнейшим и определяющим условием их всесторонней реабилитации и восстановлении, а также их социальной адаптации. Организация занятий лиц с нарушениями физического и психического развития физической культурой и спортом возложены не только на учреждения физической культуры и спорта, а также медицинские и образовательные учреждения, центры социальной защиты населения [5]. Существенную часть по работе по осуществлению реабилитации инвалидов средствами лечебной физической культуры, спорта и туризма также проводят общественные организации для инвалидов.
Главную роль в социальной реабилитации и восстановлении физических, психологических сил, способностей людей с инвалидностью, оздоровлении, переключении с одного на другой вид деятельности, поддержании физических, психологических сил, способностей, жизнестойкости имеет двигательная
реабилитация, которая преследует следующие цели:
— поддержка и развитие необходимого физического и функционального развития;
— развитие двигательных способностей;
— совершенствование и расширение основных двигательных умений и навыков;
— укрепление и углубление знаний по вопросам физической культуры;
— выработка и укрепление положительного отношения к активным формам отдыха через укрепление навыка к регулярной двигательной деятельности;
— закаливание организма, укрепление гигиенических навыков, способность и желание вести здоровый образ жизни.
На занятиях по физической культуре для людей с инвалидностью необходимо использовать все виды физических упражнений. Также важно, чтобы они были разработаны в строгом соответствии с коррекционными и компенсаторными задачами и должны применяться отдельно для каждой группы инвалидов.
К средствам и методам физического культуры для людей с инвалидностью относят по проявлению двигательных и физических качеств различные упражнения силового характера, скоростного характера скоростно-силового характера, для развития общей и специальной выносливости, для развития гибкости, для развития ловкости. По характеру двигательной деятельности физические упражнения циклического характера; ациклического характера; двигательные действия смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера.
Основными формами физической культуры для людей с инвалидностью являются:
Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Организованные групповые и секционные занятия физической культурой и спортом.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями в быту.
Утренняя гимнастика, проводимая ежедневно независимо от того, где находится инвалид (дома, в больнице, санатории, реабилитационном центре).
Прогулки, ближний туризм, не требующие специальной подготовки и использования специфического оборудования и приспособлений.
Специальные коррекционные занятия, включающие в себя комплекс профилактических мероприятий (гимнастика, массаж, коррекция поз), а также ортопедические приспособления, упражнения на тренажерах, способствующие полному или частичному устранению недостаточности опорно-двигательного аппарата.
Под активной коррекцией понимают специальные корректирующие упражнения в сочетании с общеукрепляющими. Пассивная коррекция предусматривает ряд корректирующих воздействий без активного участия самого человека с инвалидностью.
Выделяется общая и специальная коррекция.
Общая коррекция объединяет в себе комплекс общеукрепляющих физических упражнений, таких, как игры, гимнастические упражнения, режим дня, закаливание.
Специальная коррекция включает в себя как активную, так и пассивную коррекцию. Коррекционные занятия должны проводиться в специальных залах под руководством специалистов. Возможна также организация самостоятельных индивидуальных коррекционных занятий дома, но под контролем врача, педагога, инструктора. Коррекционные занятия необходимо включать в недельный режим. Режим занятий ежедневно, продолжительность 15-20 мин.
Лечебная физическая культура является основной формой организации занятий физическими упражнениями для инвалидов. Это определяется широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные системы организма, восстанавливающим и тренирующим эффектом при недостаточности тех или иных функций организма, т.е. оказывает строго узконаправленное воздействие. В лечебной физической культуре используются различные виды упражнений и их сочетания с массажем, йогой, различными видами гимнастики, физиотерапией, ортопедическими приспособлениями и аппаратами и психологическими воздействиями.
В условиях профессиональных видов деятельности инвалиды вынуждены находиться в определенном положении, так же бывает недостаточность мышечной активности, которые создают условия для формирования отрицательных последствий физического и психологического характера. Средством профилактики этих последствий является производственная гимнастика. В результате наблюдений за характером профессиональной деятельности у инвалидов было установлено, что более высокая эффективность физических упражнений достигается при их применении на протяжении всего рабочего дня. Регулярные занятия производственной физической культурой способствуют выработке привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и созданию благоприятных условий для высокопроизводительного труда и сохранения здоровья инвалидов.
Среди нормативных документов, регулирующих деятельность по организации спортивно - оздоровительной реабилитационной работы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить Постановление Минтруда России от 2000 г. «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик работников физической культуры и спорта Российской Федерации». Этим постановлением введены должности работников физической культуры специально для проведения занятий с лицами с ограниченными возможностями - тренер-преподаватель по лечебной физкультуре и инструктор-методист по лечебной физкультуре. Эти должности предназначены для включения в штат спортивных клубов инвалидов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений с целью использования средств и методов физической культуры для проведения образовательной, воспитательной, оздоровительной работы в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.[6]
Лечебная физическая культура представляет собой одно из направлений
и и и I и /" «""V
в российской системе социальной и физической реабилитации инвалидов. Это часть физической культуры, предназначенная для людей со стойкими нарушениями функций организма вследствие перенесенных заболеваний, травм или врожденных дефектов, направленная на стимулирование позитивных реакций организма и формирование необходимых двигательных умений,
навыков, физических качеств и способностей.
Цели занятий физической культурой для инвалидов:
а) нормализация психологического и эмоционального состояния;
б) восстановление бытовых навыков;
в) восстановление двигательных функций и навыков;
г) обучение (переобучение) новой профессии и возвращение инвалида в общество;
д) трудоустройство по вновь приобретенной специальности.
Поскольку инвалид быстро утомляем, у него быстрее наступает дискоординация движений, мышечный дисбаланс, гипертонус мышц, а значит, травмы и заболевания.
Применение элементов физической культуры и спорта в системе психологической, социальной и физической реабилитации инвалидов давно используется специалистами. Игры на занятиях с инвалидами положительно влияют на их психологическую, эмоциональную и физиологическую сферы.
Травмы и заболевания нервной системы и т.д. приводят к структурным (морфологическим) изменениям моторной функции, локомоторного аппарата и пр. Занятия физической культурой и спортом не могут восстановить нарушенные, утраченные двигательные функции, но дают психологическое, эмоциональное и социальное удовлетворение.
Инвалидность не позволяет людям правильно выполнять то или иное движение, упражнение. В этой связи могут выработаться технически неверные движения, а при многократном повторении дополнительно могут возникнуть другие заболевания ОДА (периартриты, периоститы, миозиты, потертости и др.). Поэтому очень важно подбирать виды занятий с учетом особенностей патологии, степени восстановления двигательной функции.
Лечебная физическая культура положительно влияет на здоровье и общее психологическое и физическое состояние людей с инвалидностью и эффективно решает проблему их социализации.
Лечебная физическая культура помогает людям с инвалидностью в решении многих проблем, таких как:
— устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни, в частности: нервно-эмоциональные перегрузки, гипокинезию и избыточное нерациональное питание, добиваться повышения трудоспособности;
— обеспечивает необходимую физическую активность и повышает естественный иммунитет человека;
— обеспечивает человеку возможность переключиться из повседневных, однообразных и утомительных условий жизни на новые объекты окружающей социальной среды, отвлекает его от утомляющих и отрицательных воздействий повседневной жизни;
— воспитывает чувство желания в преодолении препятствий и другие ценные морально-волевые качества, играющие важную роль в профилактике нервно-психических и физических заболеваний и девиантных проявлений в поведении;
— обеспечивает повышение уровня обменных процессов, деятельности эндокринной системы и тканевого иммунитета, способствует уменьшению очагов
затихающего воспаления, стимулируют регенеративные процессы.
Лечебная физическая культура помогает осознать, что инвалидность не является поводом для жизни в четырех стенах. Инвалиды видят в лечебной физической культуре средство социальной и психологической реабилитации, адаптации и восстановления, которое раскрывает реальный уровень их возможностей, помогает обрести уверенность в своих силах и принимать участие в активных мероприятиях, учит недостающей самостоятельности, закаляет организм и дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психологические барьеры. Таким образом, лечебная физическая культура занимает особое место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и дает им реальный шанс на активное участие в жизни общества.
Литература
1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие. 2-е изд. М, 2018. С. 132,134.
2. Физическая реабилитация / под общ. ред. С.Н. Попова. Ростов н/Д, 2005. С.
14.
3. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация и ее роль в интеграции инвалидов в общество. M, 2005. С. 4-11.
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Федеральный закон «»> (1995). Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/ 10164504/#ixzz5eaKKbhs5
5. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федеральный закон «»> (1999). Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2007г. N 50 ст. 6242
6. О согласовании разрядов оплаты/ труда и тарифно-квалификационны/х характеристик работников физической культуры/ и спорта Российской Федерации : постановление Минтруда России «» (2000).
References
1. Aksenova L. I Sotsialnaya pedagogika v spetsialnom obrazovanii [Social pedagogy in special education]. Moscow, 2018, 216 p.
2. Popov S. N. (ed.) Fizicheskaya reabilitatsiya [Physical rehabilitation]. Rostov-on-Don, 2005.
3. Dementieva N. F. Sotsialnaya reabilitatsiya I ee rol v integratsii invalidov v obshchestvo [Social rehabilitation and its role in the integration of persons with disabilities into society]. Moscow, 2005.
4. Federal Law "On Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation" 11995).
5. Federal Law "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation" (1999).
6. Resolution of the Ministry of Labor of Russia "On coordination of wage grades and tariff-qualification characteristics of physical culture and sports workers of the Russian Federation" (2000).