ниями методики преподавания. Наряду с традиционными формами обучения необходимо шире моделировать действительные ситуации, а не заниматься решением только типовых заданий по образцу [7].
Заключение. Таким образом, представленная нами программа профессионально-прикладной физической подготовки разработана в строгом соответствии с требованиями школьной программы, она органично внедряется в общий учебный процесс студентов и адаптирована к условиям профессиональной компетентности будущих педагогов и в конечном итоге даст положительные результаты в воспитательной и оздоровительной работе с учащимися.
Литература
1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие. - М.: МНЗПУ, 1995. - 90 с.
2. Гилев Г. А. Влияние занятий физической культурой в условиях неблагоприятный факторов внешней среды на состояние здоровья и физическое развитие студентов // Здоровье нации: сб. материалов междунар. конгресса. - М., 1997. - С.55-57.
3. Григорьева А.А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов. - М.: Изд-во МГО-ПУ, 1993. - 147 с.
4. Есеканов С.В. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1989. - 189 с.
5. Каргаполов В.П. Характеристика профессиональных качеств преподавателей гуманитарных вузов // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: тез. докл. V межрегион. науч. конф. - Хабаровск, 1997. - С. 27-29.
6. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. - №6. - С. 10-15.
7. Манойлов А.А. Формирование педагогической направленности студентов вузов физической культуры: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: Изд-во СПбГИФК им. П. Ф. Лесгафта, 2007. - 22с.
8. Чичикин В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1995. - 34 с.
Платонов Дмитрий Николаевич - кандидат педагогических наук, профессор, директор Института физической культуры и спорта, Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова, г. Якутск.
Platonov Dmitriy Nikolaevich - candidate of pedagogical sciences, professor, director of Institute of physical culture and sport of M.K.Ammosov Yakutsk State University the Republic of Sakhа (Yakutia), Yakutsk.
УДК 796
М.В. Порошина, Г.И Комогорцев Занятия физической культурой как средство развития морально-волевых качеств подростков
В статье рассматриваются проблемы воспитания моральных и волевых качеств подростков в процессе занятий физической культурой на примере учащихся 8-9 классов школы № 9 в г. Чите.
Ключевые слова: физическая культура, моральные качества, подростки, здоровый образ жизни.
M. V Poroshina, G.I. Komogortsev
Exercises as tool of development of moral and will skills of growing generation
The article deals with the problems of development of moral and will qualities of teenagers in the process of physical activity on the example of students of 8-9th forms of Chita school №9.
Key words: physical education, moral skills, teenagers, healthy life-style.
В переломное и критическое время развития общества, которое сейчас переживает Россия, особенно остро встает проблема соблюдения норм морали. Мораль (наряду с правом) регулирует сознание и поведение человека в разных сферах общественной жизни. Нормы морали имеют всеобщее, социальное значение и призваны охватить всех людей, аккумулируя все то, что образует культуру межличностных отношений, выработанных человечеством за последние 25 веков. Хотя это и может показаться излишне оптимистичным, на наш взгляд, в обозримом будущем именно нормы морали (а не права) бу-
дут играть главную роль в регуляции взаимоотношений между людьми, в детерминации общественной деятельности и поведения человека. Особое значение для развития моральных качеств личности имеет воспитание, которое в данном случае можно понимать как усилия, направленные на выработку у человека способности до известных пределов автономно детерминировать свою деятельность и поведение без внешнего стимула, без жесткого контроля извне. Ответственность, справедливость, взаимовыручка, чувство собственного достоинства и чести, чувство долга, патриотизм должны быть
2010/13
главными моральными качествами, присущими каждому человеку. Данные принципы формируются самой практикой субъективных взаимоотношений и получают определенное идейное выражение в общих представлениях о том, как, собственно, следует поступать. Мораль должна отражать систему взглядов на общественную жизнь, и в этих взглядах должно содержаться представление о предназначении человека, его деятельности. Определяющей стороной этики как способа регуляции деятельности человека любого возраста является то, что одобрение тех или иных его действий, поступков, образа жизни имеет главным образом, духовный характер, да и человек сам должен дать себе некую оценку на основе принятых им и обществом ценностей. На базе гуманистических ценностей и, следовательно, полагаясь на соответствующие общественные ориентации, человек должен организовывать свою деятельность и в дальнейшем. Молодой человек, усвоив определенные этические ценности, таким образом, обретает возможность относительно самостоятельно детерминировать свою жизнедеятельность в целом, а также конкретные деяния в частности. В своих трудах Иммануил Кант полагал: «Так и свобода - свойство, которое становится известным человеку из определимости его произвола через безусловный моральный закон, не есть тайна, ибо ее познание может быть каждому сообщено, но основа этого свойства - тайна, поскольку она не дана нам для понимания. Вместе с тем эта свобода есть единственное, что, будучи применено к конечному объекту практического разума, к реализации идей моральной конечной цели, неизбежно ведет нас к связанным тайнам».
Физическая культура выступает в обществе как сложный социальный феномен, появившийся в античной Греции. Через большой промежуток времени, в несколько трансформированном виде данный феномен является неотъемлемой частью жизни современного общества. Физическая культура личности (как результат обширных знаний) выступает одним из важнейших аспектов здоровья нации. Целью занятий физической культурой является, с одной стороны, наращивание мускульной силы человека, повышение выносливости, постоянное поддержание достигнутой физической формы и развитие у него моральных принципов - с другой. Очевиден положительный результат занятий физической культурой под руководством добросовестных тренеров и квалифицированных педагогов. Главным условием повышения эффективности формирования у подростков морально-волевых
качеств на занятиях спортом является взаимодействие субъектов деятельности, входящих в состав педагогической системы «ученик - педагог (тренер) - детский спортивный коллектив». Основной особенностью этого взаимодействия является создание педагогом у учащихся установки на развитие целеустремленности, инициативы и чувства ответственности перед товарищами, коллективом. Этот посыл в деятельности педагогов определяет развитие и других морально-волевых свойств личности подростка, содержание направленности на нравственноволевую зрелость. Занятия физической культурой являются одним из организующих факторов, вносят определенный координирующий момент в свободное время молодого человека. Наряду с общеобразовательной школой, которая играет ведущую роль во всестороннем развитии личности ученика, особое значение принадлежит учреждениям дополнительного образования, в т.ч. детско-юношеским спортивным школам. В них функционируют различные секции, где формируются такие нравственные качества, как ответственность за свои поступки и поведение своих товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе, сила воли, стремление к достижению высоких результатов. Правильно организованные занятия физической культурой, как в урочное, так и во внеурочное время, способны помочь молодому человеку с детских лет научиться ценить свое и чужое время, получить подкрепленное практикой представление о контроле и самоконтроле, о критике и самокритике. Такого рода ситуации, возникающие во внутри-командных взаимоотношениях, способствуют развитию у подростка такого морального принципа, как справедливость. Занятия индивидуальными видами (здесь решающее значение приобретают самостоятельные занятия) развивают во внутреннем мире подростка такие качества, как чувство собственного достоинства и чести, ответственности. В настоящее время крайне необходима координация усилий педагогов и родителей, их согласованное воздействие на моральное сознание молодого человека. В последние годы интерес к занятиям физической культурой в среде школьников значительно снизился по известным причинам (компьютеризация, Интернет). Требуются новые формы привлечения молодого поколения к занятиям физической культурой. Учителя и тренеры детских спортивных школ считают, что одной из важнейших форм привлечения учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом является проведение спортивных
праздников и олимпиад. Высокий эмоциональный подъем у участников спортивных праздников и олимпиад по физической культуре, борьба в них, прежде всего, за коллективный - командный результат положительно воздействуют на психику подростка, прививают ему интерес к занятиям физическими упражнениями, укрепляют коллектив, формируют нравственные и эстетические чувства школьников. Далее они высказывают весьма ценную идею: «Торжественным открытием праздника создается общий фон и настроение его участников и болельщиков на дальнейшее его проведение». Сценарий открытия должен содержать построение, рапорт главного судьи о готовности участников к празднику, подъем флага соревнований, торжественный парад и представление ведущих спортсменов. Следует отметить, что подобного рода праздники имеют немалое воспитательное значение, способствуют развитию чувства долга, чести, ответственности, взаимовыручки и патриотизма. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослой жизни. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.
Мы не сомневаемся, что занятия физической культурой и спортом способствуют развитию такого основополагающего качества любого человека, как ориентация на здоровый образ жизни. Этот вопрос актуален для всего российского общества, а для определенной части молодежи стоит как проблема жизни и смерти, что связано с растущей опасностью алкоголизма и наркомании.
В данной работе проведено следующее исследование формирования морально-волевых качеств у подростков двух групп:
- подростки, регулярно занимающиеся в спортивных секциях;
- подростки, посещающие уроки физической
культуры в школе.
Методологическую основу исследования составили теории развития морально-волевых качеств (Н.В. Архангельский, Н.И. Болдырева, Н.Д. Виноградова); психолого-педагогические исследования особенностей нравственного воспитания (А.С. Макаренко, Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский и др.).
Для исследования применяем методику, описанную Н. Н. Обозовым (1976) и предназначенную для характеристики проявления силы воли. Данная методика представляет собой тест опросника, содержащий 15 вопросов. На приведенные 15 вопросов можно ответить «да» - 2 балла, «не знаю» или «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов - слабая; 13-21 баллов - средняя; 22-30 баллов - большая.
Развитие морально-волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом будет существенным, если:
- педагоги (тренеры) будут заинтересованными руководителями процесса развития и формирования морально-волевых качеств подростка;
- будут организованы систематические занятия физкультурой и спортом, способствующие формированию морально-волевых качеств подростка;
- учитывается личностный уровень развития нравственно-волевых качеств подростка;
- будут использоваться приемы взаимодействия школьников в системе «ученик - педа-гог(тренер) - детский спортивный коллектив» как непосредственного источника и средства воспитания нравственно-волевых качеств личности в процессе занятий физической культурой и спортом.
Задачей нашего исследования было раскрыть сущность и содержание развития нравственноволевых качеств личности подростка; определить педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств личности подростка при занятиях физической культурой и спортом.
Для проведения контрольного эксперимента по исследованию морально-волевых качеств были взяты учащиеся 8-9 классов 9 школы г. Читы в количестве 15 человек. Контрольный эксперимент проводился в конце учебного года.
2010/13
пол возраст Уровень воли
м 16 30
м 15 24
ж 15 14
ж 15 28
ж 16 26
ж 15 26
м 15 16
м 16 16
м 15 26
м 15 14
м 16 18
ж 16 30
м 16 30
м 16 24
м 15 28
пол возраст уровень воли
м 15 23
м 16 18
ж 15 18
ж 15 11
ж 16 14
ж 15 18
м 16 12
м 15 14
м 16 22
м 16 14
м 15 12
ж 15 24
м 16 25
м 16 18
м 15 20
У учащихся из группы занимающихся спортом выявлено:
- высокий уровень воли - 60,0%
- средний уровень воли - 40,0%
- низкий уровень воли - 0%
У учащихся из группы не занимающихся спортом выявлено:
- высокий уровень воли - 37,5%
- средний уровень воли - 53,5%
- низкий уровень воли - 7%
В результате проведения сравнительного эксперимента выявлено, что уровень воли у подростков, занимающихся спортом, на 22,5% выше, чем у подростков другой контрольной группы. Низкий уровень воли выявлен только у подростков, не занимающихся спортом.
Исследование формирования морально-волевых качеств у подростков подтверждает гипотезу о развитии этих качеств в процессе занятий физической культурой и спортом.
Литература
1. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1993.
2. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения. - Омск: Изд-во ГПУ, 1998.
3. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. - М.: Изд-во МГУ, 1999.
4. Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. - М., 1997.
5. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 1999.
6. Гоноблин Ф.Н. Психология: учеб. пособие. - М., 1996.
7. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. -Ташкент, 1985.
8. Рудик П.А. Психология воли спортсмена. - М., 1993.
9. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 1992.
10. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. - СПб., 1999.
Порошина Марина Валентиновна - доцент кафедры физической культуры и спорта Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права, мастер спорта по волейболу, г. Чита.
Комогорцев Геннадий Иванович - доцент кафедры физической культуры и спорта Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права, мастер спорта по стрельбе, г. Чита
Poroshina Marina Valentinovna - associate professor of department of physical culture and sports, Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law, master of sports in volleyball, Chita.
Komogortsev Gennadiy Ivanovich - associate professor of department of physical culture and sports, Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law, master of sports in shooting, Chita.
Рк 8-914-430-6128.
УДК 378.016:796
КН. Пружинин
Средняя и высшая школы как основа взаимодействия элементов системы профессионального образования в области физической культуры и спорта
В статье рассматривается готовность учащихся школ к профессиональному самоопределению, включающая в себя способность к выбору профессии, а также практическую подготовленность и стремление к реализации профессионального намерения.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, образование школьников, образование студентов, профессиональное самоопределение личности, профильное обучение, средняя и высшая школы.