Научная статья на тему 'Интеграция духовного и физического воспитания в формировании личности'

Интеграция духовного и физического воспитания в формировании личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция духовного и физического воспитания в формировании личности»

тного поведения несовершеннолетних» по дополнительной специализации «Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением». Дисциплина рассчитана на 250 часов, вводится с третьего курса на очном и заочном обучении.

Подготовка будущих специалистов к работе с подростками обеспечивается сочетанием лекционных занятий с практическими и лабораторными, а также проведением практик различного характера. Например, по теме «Факторы отклоняющегося поведения несовершеннолетних» на практическом занятии студентам предлагается работа по «Методике оценки воспитательно-педагогических ресурсов городского населения».

На третьем курсе студенты факультета социальной педагогики имеют возможность прослушать курс «Психология трудных школьников».

Кроме дисциплин, предусмотренных учебным планом, студенты занимались в научно-исследовательском кружке «Социально-педагогическая работа с подростками», который функционировал на базе факультета с 1999 по 2004 г. Здесь они работали над собственными исследовательскими проектами, участвовали в проектах, предлагаемых руководителем, получали методическую помощь, разрабатывали проекты для участия в различных грантах республиканского и федерального уровня (президента РС (Я), ректора ЯГУ, Министерства молодежи и спорта РС (Я) и др.).

Таким образом, педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков разрабатываются с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, уровней профессиональной подготовленности специалиста и воспитательной работы в образовательных учреждениях, а также особенностей городского социума.

Литература

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности/ Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.; Воронеж, 1997. - 352 с.

2. Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля / Я. И. Гилинский // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. - М., 1996. -С. 488.

3. Городская система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних: науч.-метод. сб. / под ред. М. А. Галагузовой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995. - 99 с.

УДК 37.032

И. А. Черкашин

ИНТЕГРАЦИЯ ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Все стороны социальной жизни в современном обществе охватывают интеграционные процессы. И в их основе, как можно вывести из анализа теории и практики, лежит духовность, уровень которой обусловливает со-

держание происходящих процессов. Мы придерживаемся тех взглядов, что определяют всякие катаклизмы, происходящие в обществе, отсутствием духовного начала в развитии тех или иных сторон жизни, в разносторонней деятельности и поведении людей. Духовность как качество личности проявляется в понимании человеком своего жизненного назначения: нести ответственность за судьбы людей, выполнять свой нравственный и гражданский долг. Есть много определений понятия «духовность».

В частности, Г. В.Осипов [3] подчеркивает, что духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения человека в обществе, примат добра над злом; что духовность это и терпимость, уважение различных точек зрения, мнений, религиозных конфессий. Иначе, духовность — это выражение добра, гуманности, справедливости и честности. Итак, сущность духовности он усматривает в утверждении высших нравственных ценностей.

Аналогичного представления на природу духовности придерживается В. А. Панпурин [4]. В содержание понятия духовности он включает высокую нравственность, человеколюбие, уважение чести и достоинства другого как своего брата по человечеству, служение людям в качестве доминантной жизненной цели, несущей наивысшее личное счастье. Он утверждает, что подлинная духовность знаменуется тем, что человеческое отношение к человеку становится для личности самоценным и самоцельным, проявлением ее любви. В. Н. Иванов, Б. Г. Лукьянов [2] также признают сущностной характеристикой духовности преобладание высших интересов морали над материальными, земными, наличие высоких гражданских, этических, эстетических идеалов.

Социальный прогресс и демократизация общества требуют от каждого человека активизации чувства личной ответственности за происходящее в стране, самодисциплины, саморазвития, духовного самосовершенствования. На это направлена мораль как механизм духовной регуляции между индивидом и обществом. В обществе необходимы духовные основания, обеспечивающие понимание каждым того, каким гражданским, гуманистическим содержанием должны быть наполнены отношения «Я и другие», «Я и общество», «Я и Отечество». Процесс духовного воспитания человека включает в себя становление общечеловеческих идеалов, воспитание гражданской зрелости, общественной активности, высоких нравственных потребностей, интересов и мотивов деятельности.

Тенденция развития современного общества как межцивилизационного культурного синтеза также основана на интеграционном процессе, результативность которого обусловлена его духовным содержанием. Сегодня западная цивилизация, для которой характерны пафос природопокоритель-ства, примат личной свободы над интересами общества, понимание частной собственности как высочайшей ценности, стремится к сотрудничеству и взаимопомощи, диалогу культур, к преодолению односторонности рационализма. А на Востоке, где человек живет с установкой на адаптацию к социально-природной среде, вписан в социум, и вектор его активности направлен на самоограничение, самовоспитание, формируются экономические, социальные, политические, духовные структуры, сходные с западны-

ми. В конечном итоге цивилизационное взаимодействие - результат деятельности духовно развитых людей.

Духовность определяется особенностями общественно-экономических отношений данного общества. Однако это не означает, что в недостойном поведении человека виновным является не он сам, а условия, неблагоприятная среда, обстоятельства. В процессе сложного, диалектически противоречивого становления личности усвоенные, осмысленные, пережитые духовные ценности становятся самостоятельными детерминантами функционирования личности в деятельности. В этом проявляется то, что духовность становится силой, побуждающей поведение, определяющей отношения людей, подчиняющей индивидуальные нравственно-волевые качества личности интересам общности.

Интеграция в образовательной сфере охватывает ее организационно-педагогический, содержательный и технологический компоненты. Здесь мы коснемся лишь отдельных вопросов интеграции духовного и физического развития личности в физкультурно-спортивной деятельности.

Достижение целей духовного воспитания предполагает выявление системообразующего основания, определяющего успешность процесса духовного формирования личности; поиски решающего феномена в духовно-нравственном развитии личности и его саморазвитии, в выборе собственной жизненной линии; феномена, являющегося детерминантой такого морального мотивированного поведения, субъектом которого является сам человек. Таким феноменом нам представляются духовные качества личности. В духовное начало личности мы включаем единство интеллектуально-мыслительного, эмоционально-мотивационного и поведенческого.

Принимая такую логику анализа, мы определяем духовное качество как сложное личностное образование, которое характеризуется осознанием нравственного отношения, реализуемого в адекватных поступках - поведении человека. А это, в свою очередь, позволяет утверждать, что в основе духовного начала лежит потребность в интеллектуально-эмоционально-поведенческом единстве, которая становится его сущностной характеристикой. Отсюда структуру духовного качества мы представляем как гармонию мыслей, чувств, поведения, соответствующих нравственной норме. Таким образом, духовное качество - это определенный образ мыслей, чувств, действий, что образуется в потребность в нравственных отношениях и реализуется в адекватном поведении.

Духовное качество как форму актуализации личности, которая максимально учитывает интересы и цели другого человека, отличается целостностью когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, практически реализующихся через реальное духовное отношение к окружающей действительности, можно отнести к разряду наиболее целостных, сложных по своему составу личностных явлений. Такой подход оправдан и широкой социальной практикой, опытом стихийного и целенаправленного воспитания личности в физкультурно-спортивной деятельности.

Существенным в определении значимости духовного поступка является знание того, во имя чего и почему субъект действует, а также что и как он делает. Эти показатели выделяются нами в качестве общественной направленности личности. Подчеркивая неадекватность мотивов и деятельности,

следует выделить мотивационно-волевую направленность, что связано с духовным фактором. Решение проблемы общественной направленности связывается с духовным развитием личности, и задача школы - утверждать у учащихся чувство морального долга как центральный мотив поведения.

Не секрет, что процесс физического воспитания основывается на потребности человека показать свое превосходство над другими в своих физических возможностях, а потребностное основание духовного развития и воспитания личности явно недооценивается в теории и практике волевого воспитания физкультурников и спортсменов. Индивидуальные занятия с ними направлены на их самореализацию как исключительно физически развитых личностей.

На занятиях физической культурой и спортом нравственные качества выступают в единстве взаимно-противоположных положительных и отрицательных качеств: смелости и страха, желаемого и возможного, стойкости и слабости воли, интереса и необходимости, выдержки и несдержанности. В реальной практике учебных заведений как идеальные показатели физического развития рассматриваются физические качества и двигательные умения и в меньшей степени затрагивается духовная сфера человека, что не вполне оправданно с позиции целостного подхода к человеку, его психосоматического и социокультурного единства.

В идеале должно побеждать духовное начало, представляющее собой своеобразный сплав воли и морали, смелости и нравственности. Наличие духовного начала обеспечивает успех активной нравственной позиции личности, обладающей способностью ставить общественно значимые цели, принимать осознанные решения и претворять их в жизнь, несмотря на встречающиеся трудности.

Отдельные стороны процесса духовного воспитания молодых в процессе физкультурно-спортивной деятельности включают такие категории, как формирование этических понятий на основе обобщения имеющихся представлений при одновременном усвоении навыков и развития умения поступать нравственно; процесс становления нравственного сознания и достижения моральной зрелости в поведении, механизма выработки твердых нравственных убеждений и идеалов; закрепление привычек к нравственно-волевому поведению, основанному на понимании духовного значения различных действий.

В процессе интеграции духовного и физического воспитания мы исходим из того, что главной движущей силой развития личности является потребность в росте, в реализации способностей и возможностей человека. Гуманистические психологи исследуют, каким образом обучение и воспитание способствуют развитию творческих сил индивида. При этом имеются в виду не только способности к созданию конкретных продуктов, но и к творческому преобразованию человеческих возможностей. Они предлагают иерархию потребности человека, обосновывая, что любая его способность является потребностью, поскольку стремится к реализации. Наиболее полной при этом будет самореализация человека, которая приводит к развитию его индивидуальности, способствуя одновременно его любви к людям и человечеству.

Смысл жизни в том, чтобы жить ради свершения того, во что человек верит, будь это саморазвитие или другие ценности. Отсюда самореализация не направляется исключительно на развитие всех способностей человека. В контексте духовного воспитания сутью процесса самореализации является развитие потенциальных сил человека (ясность, глубина чувств, убеждений, мыслей, проявление во всей полноте воли человека, его дарований) и использование их ради достижения конструктивных целей. По отношению к другим людям самореализация означает стремление к подлинным чувствам в человеческих взаимоотношениях, уважение чужой индивидуальности, ее прав и особенностей.

Объективным показателем способности к саморегуляции, как отмечает Е. В. Бондаревская, выступают не процессы, происходящие в самом сознании (борьба мотивов), а социальные факторы, общественно значимые поступки, действия человека [1]. Нам представляется, что важна и борьба мотивов в сознании человека. Анализ целей, содержания мотивов, способов осуществления, результатов действий позволяет говорить о той или иной степени сформированности духовных качеств. Вслед за Е. В. Бондаревской мы понимаем духовность как способность личности руководствоваться нормами духовности как мотивами своей деятельности и поведения, способность к сопереживанию, способность отдавать предпочтение общественным интересам в ситуациях морального выбора, способность к преодолению противоречий между нравственным сознанием и реальным поведением.

В опытно-экспериментальной работе мы стремились создать целенаправленную систему влияний на развитие нравственного сознания занимающихся физкультурой и спортом, на их нравственные убеждения и идеалы. Мы выявили, что определенным образом организованная целостная система педагогических воздействий (разъяснение нравственных норм, групповые и индивидуальные беседы в процессе учебно-трениро-вочных занятий и личного общения, рассказы о подвигах спортсменов и о лучших спортсменах, участие в туристических походах и др.) позволяет систематизировать и запрограммировать педагогическое воздействие на сознание, волю и чувства воспитанников, изменять их нравственные суждения. Однако на развитие личности оказывают влияние и другие факторы -средства массовой пропаганды, семья, товарищи. И мы проводили с ними работу, чтобы по возможности регулировать эти влияния, направлять и эффективнее использовать их.

В процессе физкультурно-спортивной деятельности создается определенная система воспитательного воздействия на воспитанников с целью формирования у них нравственно-волевых качеств. Выявляются возможности учебно-тренировочных программ для целенаправленной воспитательной работы как по формированию нравственного сознания, так и развитию нравственно-волевых качеств у учащихся, на занятиях ставятся не только учеб-но-тренировочные, но и воспитательные цели, связанные с нравственноволевым развитием. Применяются различные методы обучения для активизации нравственно-волевой сферы занимающихся физкультурой и спортом. Изучаются как физические возможности детей, так и их нравственная воспитанность. Используются коллективные формы работы, способству-

ющие установлению отношений коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованности в успехе общего дела. Все это в определенной степени способствует совершенствованию нравственных отношений в физ-культрно-спортивной деятельности детей.

Таким образом, можно выделить некоторые направления интеграции духовного и физического (нравственно-волевого) воспитания в процессе физкультурно-спортивной деятельности:

- использование содержания учебно-тренировочных занятий и личного общения с тренером-педагогом как источника многих важных моральных понятий, нравственных чувств и средства накопления положительного опыта нравственно-волевого поведения;

- рассмотрение целенаправленных педагогически целесообразных воздействий, разнообразных методов и приемов, стимулирующих развитие нравственно-волевых качеств юного спортсмена;

- организация такой учебно-спортивной деятельности в коллективе, которая способствует формированию отношений, основанных на сотрудничестве, дружбе и взаимопомощи, ответственности не только за свою работу, но и за деятельность своих товарищей, развивая нравственно-волевые качества;

- создание системы влияний, позволяющей осуществлять воспитание нравственно-волевых качеств у юного спортсмена регулярно, в определенной взаимозависимости от членов коллектива.

Литература

1. Бондаревская, Е. В. Смысл и стратегия личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1.

2. Иванов, В. Н. Духовность как компонент социальных технологий / В. Н. Иванов, Б. Г. Лукьянов // Информатизация и технологизация социального пространства: материалы к 1 Междунар. симпоз. по социал. технологиям. - М.; Н. Новгород, 1994.

3. Осипов, Г. В. Россия: новый курс / Г. В. Осипов // Завтра. - 1996. -№1(109).

4. Панпурин, В. А. Духовность - смысл и квинтэссенция человеческого бытия / В. А. Панпурин // Духовность и культура: материалы всерос. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1994.

УДК 3 7.034-053 ”465.07/. 10 "

Н. В. Павлова

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с парадигмой личностно-ориентированной педагогики формирование этической культуры будущих учителей начальной школы приобретает особую актуальность. Данная проблема отражена в работах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.