ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В.Ю. Карпов, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев
Физкультурно-спортивная деятельность при условии правильной ее организации, методического и информационного обеспечения положительно сказывается на процессе социализации личности, понимаемом как усвоение человеком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а также как активное воспроизводство системы социальных связей индивидом.
Период учебы студентов в вузах характеризуется наличием ряда благоприятных предпосылок для успешного протекания процессов социализации: возраст 17-21 год, наличие эффективных институтов социализации (группы по интересам, в том числе спортивные секции, кружки ВНО) и т.д. Включенность студента в физкультурно-спортивную деятельность - важная предпосылка для возникновения эффектов социализации, проявляющихся в образовании социальных установок (в итоге определяющих 4-ступенчатую диспозиционную структуру), формировании определенных черт характера, устойчивых привычек поведения и стиля жизни.
Социально значимые качества личности студента успешнее формируются в условиях совместного выполнения физических упражнений, характеризующихся групповой направленностью. При этом решающее значение имеет непосредственное управление поведением студентов в определенных педагогических ситуациях со стороны руководителя занятий по физической культуре, тренера по виду спорта.
Физкультурно-спортивная деятельность является важным фактором социализации личности студента по той причине, что она оказывает глубокое и многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его духовно и физически. Социализация его происходит в процессе реализации потребностей в физическом и духовном развитии средствами физической культуры и спорта.
Социализирующая роль спортивной деятельности определяется тем, что ей присуща совокупность общественных отношений, тем, что она располагает значительным арсеналом социокультурных ценностей, предполагает высокую интенсивность межличностного общения и эмоциональность контактов, а самое главное, - является чрезвычайно актуальной как социальная ценность.
33% студентов вузов (из 315 опрошенных) считают свои занятия спортом важным средством приобретения и совершенствования профессиональных навыков и качеств, социально ценных личностных свойств. 42% опрошенных испытывают удовлетворение от межличностного общения в процессе участия в спортивных тренировках и соревнованиях, и только 6% студентов ведущим мотивом занятий спортом считают стремление к высоким спортивным достижениям.
Спортивная социализация при этом является как бы неотъемлемым звеном в цельной социокультурной системе. Главное в социализации личности с помощью физической культуры и спорта заключается в использовании физического воспитания для нравственного, патриотического, эстетического воспитания, формирования здорового образа жизни, одухотворения физических сил человека с целью превращения его в творческую личность. Эти выводы подтверждаются целым рядом эмпирических исследований. В частности, по результатам анкетирования, в котором приняло участие 408 студентов, 315 курсантов военных училищ, а также 175 специалистов по физической культуре и спорту, были получены такие данные: 65% опрошенных студентов вузов и 71% курсантов считают, что на формирование личности влияет, прежде всего, спортивно-массовая работа. 30 и 27% опрошенных первое место отводят учебным занятиям по физической культуре.
Специалисты по физическому воспитанию вузов также предпочтение отдали спортивно-массовой работе (41% ответов), Учебные занятия как форму, заключающую в себе значительный педагогический потенциал, отметили 27% респондентов. При этом следует учесть, что удельный вес спортивно-массовой работы в недельном цикле процесса физического совершенствования студентов - наибольший.
При решении воспитательных задач в процессе физкультурно-спортивной деятельности необходимо учитывать, что решающим фактором возникновения эффектов социализации является не характер спортивно-технического взаимодействия, а уровень педагогического руководства этой деятельностью.
Одной из важнейших характеристик процесса социализации является дисциплинированное поведение студентов, соблюдение ими норм и правил обучения в вузе.
Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что физическая культура вместе с другими факторами прямо или опосредованно участвуют в общем процессе выработки у студентов высокой дисциплинированности, В современной педагогической литературе дисциплинированность обычно рассматривается как сложное психологическое образование, состоящее из следующих компонентов: системы знаний, личных убеждений, навыков и привычек дисциплинированного поведения.
Некоторые авторы справедливо отмечают, что каждый из перечисленных компонентов представляет, в свою очередь, сложное образование и имеет различные проявления. Утверждается, что дисциплинированность зрелого коллектива представляет собой сложившееся на основе его убеждений сознательное отношение к законам, общественному порядку и привычки управлять своим поведением в любой обстановке в соответствии с требованиями морали и закона.
Постоянное соблюдение спортивного режима, выполнение указаний тренера, четкая реализация плана тренировок, занятий, строгие правила и нормы спортивных поединков вырабатывают у студентов высокую дисциплину и самодисциплину.
Данные социологических и педагогических исследований дают основания сделать вывод о том, что строгая процедура физической закалки, плановость и контроль, четкие требования ко всем видам физических занятий - важные предпосылки формирования дисциплины студентов.
Анализ социально-педагогической литературы, изучение передового опыта, результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что в обстановке духа коллективизма, взаимного уважения, сплоченности каждому студенту небезразлично состояние дел в своем коллективе, в том числе и состояние дисциплины.
Таким образом, знания, убеждения, навыки и привычки находятся в диалектическом единстве, определяют дисциплинированное поведение студента. Они выступают важным фактором, создающим его мотивационную сферу, т.е. внутренние побуждения, которые заставляют студента поступать в каждом конкретном случае так, а не иначе, определяют поведение в различных ситуациях.
Нами уже отмечалось, что, развивая те или иные физические качества, необходимо формировать у студентов правильные нравственные представления о физической культуре и спорте. Ведь тренируя, например, боксера или борца, можно в основу его морально-волевой подготовки положить разные принципы: с помощью одних формировать его как честного спортсмена, уважающего соперника, с помощью других - как человеконенавистника.
Нередко тренеры спортивных команд, отдельные педагоги не уделяют в своей работе должного внимания воспитанию высоконравственных качеств у студентов-спортсменов. Это приводит к различным нарушениям спортивной этики, морально-этическим проступкам, а иногда и к преступлениям, В целях профилактики такого рода явлений специалисты физической культуры и спорта должны представлять социальные предпосылки и основные мотивы противоправного поведения среди спортсменов. В
этом плане весьма интересной представляется классификация мотивов правонарушений, совершенных лицами, активно занимающимися спортивной деятельностью (К.Е. Игошев, 1989). Так, каждая возрастная категория спортсменов-правонарушителей имеет свои отличительные особенности.
Для несовершеннолетних спортсменов мотивы правонарушений и дисциплинарных проступков нередко связаны со стремлением продемонстрировать свое превосходство над сверстниками или даже над взрослыми - это так называемые псевдопрестижные мотивации.
Для спортсменов, достигших определенных спортивных успехов, мотивы правонарушений имеют свою природу. Они основаны на завышенном уровне притязаний, завышенной самооценке. Достигнув чемпионского титула, спортсмен начинает чувствовать себя исключительной личностью, полагая, что нормы и законы поведения писаны не для него.
К третьей группе можно отнести некоторых уходящих из спорта людей. Здесь могут проявиться уродливые формы социальной и социально-психологической компенсации тех благ, которые утрачены вместе со спортивной результативностью. Источники компенсации тут бывают нравственно небезупречными, а иногда и преступными. Бывшие спортсмены ищут себя в деятельности, обеспечивающей достаточно высокий материальный уровень жизни. Иногда эта деятельность приводит их в среду уголовных элементов.
С точки зрения педагога следует учитывать тот факт, что иногда тренеры отдают предпочтение ученикам, обладающим качествами, которые можно назвать взрывоопасными, но которые способствуют успеху во многих видах спорта: обостренное самолюбие, жестокость, даже агрессивность. Поэтому нередки конфликтные ситуации во время спортивных мероприятий. Стереотип агрессивности при отсутствии противодействия может закрепиться в характере и проявляться в повседневной жизни как противоправное поведение.
Учитывая все это, специалисты физической культуры обязаны воспитывать своих подопечных прежде всего на положительных примерах, формировать у них чувство ответственности за поведение в любой ситуации. Необходимость дальнейшего усиления нравственного воспитания студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности обусловлена потребностями передачи опыта, приобретенного старшим поколением спортсменов, молодой смене, формирования нравственных убеждений, моральных качеств, активной жизненной позиции у каждого студента.
Важной особенностью дисциплинированности студентов является недостаточность опыта управлять своим поведением в силу слабого развития отдельных волевых качеств. Это подтверждается данными, полученными нами в ходе экспериментальной работы. Опрос экспертов показал, что, как правило, недисциплинированные студенты отличались слабо развитой волевой сферой.
Волевой студент обладает способностью управлять своим поведением, ставит перед собой ясно осознанные цели и планомерно достигает их, преодолевая всевозможные трудности.
Сознательная регуляция студентами своего поведения связана с деятельностью второй сигнальной системы. Через нее осуществляется мобилизация умственных и физических возможностей человека, несмотря на усталость, болевые ощущения, опасность, страх, холод и голод. Воздействовать на волю в процессе воспитания - это значит с помощью различных педагогических средств влиять на сознание студента.
Волю нельзя воспитывать теоретически. Этот процесс должен обязательно характеризоваться созданием определенных трудностей, преодоление которых связано с проявлением волевых усилий.
"Нельзя воспитать мужественного человека, - указывал А.С.Макаренко, - если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, -в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости".
Известно, что в формировании волевых качеств особенно велики возможности физической подготовки и спорта. Использование различных форм и методов физкуль-турно-спортивной деятельности позволяет создать обстановку, требующую проявления таких волевых качеств, как выдержка, мужество, самообладание, упорство, настойчивость в достижении цели, смелость, решительность.
Проведенные исследования показали, что кроссы в составе учебной группы на 3, 5 и более километров по пересеченной местности, преодоление водных преград, прыжки в воду с вышки, рукопашный бой и другие упражнения требуют от студентов зачастую мобилизации и полного напряжения физических и волевых усилий. В процессе целенаправленного обучения специальным физическим упражнениям, прикладным приемам и действиям студенты встречаются с различными трудностями: усталостью, чувством страха и другими воздействиями на психику, возникающими при выполнении физических упражнений, преодолении расстояний и разнообразных препятствий.
Особое место в развитии морально-волевых качеств у студентов принадлежит спортивной деятельности. Спортсмен и воля - понятия взаимосвязанные. Само стремление к победе в спортивной борьбе способствует формированию морально-волевых качеств, как и сам процесс физической культуры, связанный с преодолением трудностей и самых различных препятствий. Занимаясь прикладными и другими видами спорта, студенты регулярно оказываются в таких условиях, которые требуют от него стремления к победе, настойчивости, смелости, решительности, физического и психического напряжения, дисциплинированности и ряда других качеств, от которых во многом зависит исход спортивного единоборства.